- Речевой материал для тренировки
- ЛОГОПЕД ДОМА
- Примерный речевой материал для логопедических занятий
- Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам
- Что такое дикция и зачем она нужна
- Как улучшить дикцию в любом возрасте
- Улучшение дикции у детей
- Улучшение дикции у подростков
- Улучшение дикции у взрослого
- Советы для удачного становления дикции
Речевой материал для тренировки
ФРА — ФРО — ФРУ — ФРЫ
К РА — КРО — КРУ — КРЫ
ТРА — ТРО — ТРУ – ТРЫ
10.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
РАК, РАКИ, РАНО, РАЯ, РАМА, РАНА, РАДИО, РАМКА, РАНКА, РАННИЙ, РАДУГА, РАБОТА, РАКЕТА, РАВНЫЙ, РАКОВИНА, РАКЕТКА, РАЗУМНЫЙ, РОСТ, РОТ, РОГА, РОВ, РОМА, РОМАН, РОНЯТЬ, РОДИНА. POВНЫЙ. РОДНОЙ, РОБКИЙ, РУКА, РУКИ, РУБКА, РЫБА, РЫНОК, РУКАВ, РУБИТЬ, РУБАХА, РУКАВА, РУМЯНЫЙ, РУБАНОК.
ГОРА, ДЫРА, НОРА, ПОРА, ИРА, УРА, ВЕРА, НЮРА, ПАРА, МЕРА, ФАРА, БУРАН, ПАРАД, БАРАН, БАРАНЫ, НАРОДЫ, БАРАНКА, МУРАВЕЙ, БАРАБАН, УРАГАН, УРОК, ГЕРОЙ, ГОРОХ, ПИРОГ, ПИРОГИ, НАРОД, ПАРОМ, ВОРОНА, ВОРОТА, КОРОНА, ДАРЫ, КОРЫТО, ДОРОГА, КОРОВА, ПОРОГ, ГОРОХ, КОРОТКИЙ, КОРОБКА, МАКАРОНЫ, ОРУДИЕ, ГОРЫ, КУРЫ, НОРЫ, ПАРЫ. ДВОРЫ, ТОПОРЫ, КОМАРЫ, ПИРАМИДА, ПОМИДОРЫ, МАКАРОНЫ, ОГОРОДЫ, БАРАБАНЫ, УРАГАНЫ, МУХОМОРЫ.
КАРП, ПАРК, МАРТ, БАРХАТ, КАРТА, МАРКА, ФАРТУК, КОРМ, ПОРТ, ТОРТ, МАРТ, ПАРК, БОРТ, ГОРКА, КОРКА, НОРКА, ФОРМА,
ГОРНЫЙ, ФОРТОЧКА, КУРТКА, МУРКА, ДЫРКА, ФЫРКАТЬ, ДОЯРКА, ТЕРКА, ПЯТЕРКА, ЮРТА, ВЕРБА, МЕРКА, ФИРМА, ФОРМА, ФЕРМА, БЕРКУТ, ПЕРВЫЙ, ГАРМОНЬ, ВЕРНУТЬ, ВЕРХОМ.
БРАТ, БРАВО, ВРАГ, ГРАД, ГРАНИТ, ГРАМОТА, ГРАНАТ, ГРАФИН, КРАЙ, КРАН, КРАБЫ, КРАПИВА, ПРАВДА, БРОВИ, ГРОМ, ГРОХОТ, ГРОМКО, КРОТ, ПРОБКА, ПРОВОД, ГРУППА,
ГРУБЫЙ, КРУГ, КРУПА, КРУГОМ, КРУТОЙ, КРУПНЫЙ, ПРЫГАТЬ, ТОРТЫ, ПАРТА, МУРКА, БИРКА, ДЫРКА, БОБРЫ, КОВРЫ, ИГРЫ, ТИГРЫ, ПУРГА, ЧЕРТА, МИРНЫЙ, БУРНЫЙ, ФЫРКАТЬ, КАРМАН, КАРТОН, МОРКОВЬ, ОБРЫВ, БАРАНКА, ВИНОГРАД.
КВАРТИРА, МРАМОР, ПРОВЕРКА, ПРОДУКТЫ, ПРОВОРНЫЙ, ФАРФОР, ПРОРУБЬ, ПРОРЫТЬ, ДРОВОРУБ, ЛИТЕРАТУРА.
11. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:
РА — РА — РА, РА — РА — РА СТОИТ ВЫСОКАЯ ГОРА.
РА -РА — РА, РА — РА — РА В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА.
РА — РА — РА, РА — РА — РА НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.
РУ-РУ-РУ,РУ-РУ-РУ ДЕТИ ВИДЕЛИ НОРУ.
РУ — РУ — РУ, РУ — РУ — РУ Я ПОСУДУ УБЕРУ.
РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ В КОРЗИНУ ЯГОД НАБЕРУ.
РЫ — РЫ — РЫ, РЫ — РЫ — РЫ СТОИТ ЕЖИК У НОРЫ.
РЫ — РЫ — РЫ, РЫ — РЫ — РЫ МЫ КАТАЕМСЯ С ГОРЫ.
РЫ — РЫ — РЫ, РЫ — РЫ — РЫ ПЕС СИДИТ У КОНУРЫ.
12. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ФЕДОР МЕТЕТ ДВОР.
НА ПАРТЕ КНИГИ И ТЕТРАДИ.
ФЕДОР НАДЕВАЕТ КУРТКУ
ЕГОР НАТЕР ПАРКЕТ.
РОМА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ.
ВОТ ВЕРА И МАРА.
РОМА ИДЕТ НА УРОК.
ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.
В РУКАХ У ДЯДИ ФЕДОРА РУБАНОК И ТОПОР.
НА РЫНКЕ ПРОДАЮТ ФРУКТЫ.
У ВЕРЫ КВАРТИРА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ.
В ПОРТУ ПАРОХОДЫ.
РОМА И ЮРА ГРОМКО БАРАБАНЯТ.
НАРОДЫ ХОТЯТ МИРА.
РОМА ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.
ШУРА ИГРАЕТ НА ТРУБЕ.
13. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
РОМА УБИРАЕТ ДВОР.
ЮРА ПРОДАЕТ ОГРОМНЫЕ АРБУЗЫ.
ИРА РАЗДАЕТ ТЕТРАДИ.
ВЕРБА РАСПУСКАЕТСЯ РАННЕЙ ВЕСНОЙ.
ГОРНАЯ ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.
РАЯ ИДЕТ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ.
НАД СТАДОМ РОЙ КОМАРОВ.
В РУКАХ У РОМЫ ОСТРЫЙ ТОПОР.
РАЯ СОБИРАЕТ СМОРОДИНУ.
НА ОГОРОДЕ РАСТЕТ СОРНАЯ ТРАВА.
ЛОГОПЕД ДОМА
Интернет — ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи
Источник
Примерный речевой материал для логопедических занятий
Наталья Казина
Примерный речевой материал для логопедических занятий
ПРИМЕРНЫЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением, развитие вербально – логического мышления.
Предлагаемый материал используется в работе с детьми второго года обучения (подготовительная группа). Сначала используются пословицы, где формы антонимов совпадают, затем — нет.
• Радость молодит, а горе старит
• Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазок продирает.
• Рубашка беленька, да душа черненька.
• Сыт – весел, а голоден – нос повесил.
• Трудно найти, легко потерять.
• Умный плачет, а глупый скачет.
• Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
• На смелого собака лает, а трусливого кусает.
• Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Усвоение имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением
• Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
• Съел кусочек с птичий носочек.
• Будут цветочки, будут и ягодки.
• Не расти яблочку на ёлочке.
• После дождичка будет солнышко.
Работу над именами существительными можно проводить с помощью разных заданий и вопросов.
1. Какое слово обозначает маленький предмет? Про какой объект говорится ласково?
2. Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет.
3. Какие имена имеют ласкательную форму.
Затем логопедназывает полные имена и знакомит детей с другими старинными именам: Елизавета, Варвара, Ефросинья, Яков, Захар и тд. Дети придумывают их уменьшительно- ласкательные формы.
Усвоение относительных прилагательных
• Не бывать сосновой шишке на рябине.
• Смелому – медовая пышка, трусу – еловая шика.
• На новую палку не опирайся, а глупомунеидоверяйся.
Усвоение притяжательных прилагательных
• Петушиным гребешком головы не причешешь.
• И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.
• Волк и в овечьей шкуре не укроется.
• Ложь на тараканьих ножках ходит.
Усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа.
Волк волчок, шерстяной бочок.
Через ельник бежал, в можжевельник попал.
Зацепился хвостом – ночевал под кустом.
Я весной взошла, летом выросла, по зорям цвела, солнцем вызрела.
Ты когда взошла, когда выросла.
Развитие образного сравнения
• Берёзонька, моя берёзонька,
Берёзонька моя белая,
Под тобой берёзонька,
• От зари вечерней яркой –
Всем деревьям по подарку:
Дубу – золотую шубу,
Липам — по платочку,
В чаще каждому кусту –
По цветному лоскуту.
1. Автоматизация звука «ш»
Расплясались там ерши.
Круг – совсем малыши.
2. Автоматизация звука «Ч»
Ахкачи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару – из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
3. Автоматизация звуков «р» — «р»
* Мы поднимаем якоря,
На берегу видна заря.
Вперёд, вперёд, вперёд.
Помни свой край,
Прощай, прощай, прощай!
4. Дифференциация звуков «р» — «л»
• В лес пойду дорогой длинной,
Наберу ведро малины.
Не ходи дорогой длинной,
Там стоит комар с дубиной.
Я пойду короткой.
Там улитка с плёткой.
Я пирог возьму с собой.
Ну, тогда иди любой.
5. Дифференциация звуков «к» — «г»
Конь пошел в голоп!
Напою коня лихого,
Сам прибью коню подковы.
Конь пошел в голоп.
6. Дифференциация звуков «к» — «т»
* Прыгнул козёл в огород, в огород,
Вытоптал козёл чеснок, чеснок.
Ещё синий василёк, василёк.
Поймали козла за рожок, за рожок.
Повели козла на торжок,
Взяли за козла пятачок.
7. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Не ходи на бережок:
Там расстаял снежок,
Ты промочишь ножки,
Формирование слоговой структуры слова
Сюда входят тексты с многосложными словами.
• Ух ты, зимушка-зима,
Зима вьюжная была.
Всё крутила,всё мела,
Примораживала,
Калинушку с малинушкой
Всю травушку повызнобила,
С шелковой травы цветы
Раздаточный материал для дошкольников своими руками Как использовать: Используется для развития мелкой моторики, составления узоров, орнаментов, счёта, закрепления цвета, развития логического.
Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи Актуальность Речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Статистика показывает,.
Источник
Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам
Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.
Что такое дикция и зачем она нужна
Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.
Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.
Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:
- эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
- шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
- использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
- продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
- назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
- чмоканье.
Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.
Как улучшить дикцию в любом возрасте
Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.
Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.
От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».
Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.
В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:
- Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
- Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
- Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
- У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
- Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
- Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.
Улучшение дикции у детей
Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.
Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:
- Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
- Произнести звук О, максимально растянув губы.
- Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
- Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.
Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:
- на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
- задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
- произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».
Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.
- Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:
«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»
- Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.
Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.
Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.
При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.
Улучшение дикции у подростков
Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.
Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.
Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.
В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.
Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Улучшение дикции у взрослого
Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:
- при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
- при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
- начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
- следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.
Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.
Советы для удачного становления дикции
Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.
- Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
- Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
- При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
- Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
- Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.
Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.
Источник