Речевые разминки
методическая разработка по чтению на тему
Речевые разминки применяются на каждом уроке литературного чтения. Данный материал можно использовать на уроках во всех классах начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_razminki_dlya_urokov_literaturnogo_chteniya_1-4_klassy_nominatsiya_literatura.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
Речевые разминки для уроков литературного чтения
Сафиева Екатерина Анатольевна
Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, слухового ритма, скорости чтения вслух и молча, повышение интереса к процессу чтения.
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
нан нон нун нен
нте нты нтя нту
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
IY.Упражнения для интонации:
Соня Зине принесла малину в корзине.
Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,
умение угадывать последующий текст.
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Я вас чаем уго__ !
II. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
тат тнэ тну тны
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
IY.Упражнения для интонации:
Ткет ткач ткани на платье Тане.
III. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
рар рир рок рер
тыр сар рян рюн
рты рсю рлы лрю
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
ра – ра – ра –Кате спать пора;
ро – ро – ро – на полу стоит ведро;
ры – ры – ры – летают комары;
ор – ор – ор – подмели мы двор;
арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
IY.Упражнения для интонации:
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,
умение угадывать последующий текст.
Надо, надо умывать____
По ут____ и вече____
Я сего____ сби___ с ног –
У меня про____ ще____.
Два часа его зва____
Два ча___ его жда___.
IY. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
гаг гок гос ган
лаг ляг бяг губ
гюп зёг газ выг
гно гка гсы сгя
III. Упражнения для интонации:
1.Произнеси, выделяя голосом звук (г).
Раз в г алошу села Лошадь
И сказала: «Я – Г алошадь,
На г итаре, на г армошке
Буду делать и г о – г ошки!»
Произнеси её медленно, отчётливо, подчеркивая голосом выделенные слова.
Под гору – коняшка,
В гору – деревяшка.
Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,
умение угадывать последующий текст.
Мы не замети___ жу___
И ра___ зим___ закры___ .
Y. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
сос сук син тос тес
стя тси тсо сне скё
3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (с).
А СЯ тесто ананас
С АНЯ сито аисты
К ОСТЯ санки институт
С ОНЯ носик танкист
С ЕНЯ сынок таксист
III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.
Са – са – са – в лсу бегает ___________ ;
Со – со – со – у Вовы ____________ ;
Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;
Су – су – су – было холодно в _____ ;
Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .
IY.Упражнения для интонации:
Купила бабуся бусы Марусе.
YI. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
чач чук чон чуд деч
соч мяч нча кчу чня
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки;
ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;
чу – чу – чу – молоточком я _________ ;
оч – оч – оч – наступила ________ .
IY.Упражнения для интонации:
Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.
Произнести с чувством радости.
Произнести с чувством огорчения.
Произнеси с чувством обиды.
YII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
жаж жиж жин жиж жан
жир меж чуж важ вюж
III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.
Жу – жу – жу — молоко дадим _________ ;
Жа – жа – жа – есть иголки у _________ ;
Жи – жи – жи – здесь живут ________ ;
Же – же – же – дождь пошел ________ ;
Жо – жо – жо – лужок, творожок, снежок, _________ .
IY.Упражнения для интонации.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Y. Допиши загадку в рифму.
Только вышел из ________
Может плавать и нырять,
Как его родная ________ .
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по _______
YIII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
кик кан кын ник
кит так ткы кне
III. Упражнения для развития речевого аппарата. Тараторки.
Говорит: «Коса, коса».
IY.Упражнения для интонации:
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
IX. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
лал лук лос лын
лну лко лтю лся
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ло – ло – ло — на улице тепло.
Лу – лу – лу — стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
IY.Упражнения для интонации:
Лара и Валя играют на рояле.
X. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. АОУ ОИА АЫИ УАИ
3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук ( Й ).
МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ
СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ
ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА
УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?
АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.
IY.Упражнения для интонации:
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.
АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.
ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.
XI . Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
II. Упражнения для дикции:
И – Э – А – О – У – Ы
Фон фин фен фас
Фич люф кеф фро
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Фон – фон – фон – мы купили телефон.
Фе — фе – фе – скоро мы пойдем в кафе.
Фет – фет – фет – съели килограмм конфет.
IY.Упражнения для интонации:
Филю же и побили.
XII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
II. Упражнения для дикции:
1.И – Э – А – О – У – Ы
ЛОВ ЛЕВ ВОЛ СОВ
ВЛУ ЛВЫ РВЫ ВРО
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
ВА – ВА – ВА – БУДЕМ МЫ ИГРАТЬ В СЛОВА
ВАР – ВАР – ВАР – СЕГОДНЯ ПИЛИ МЫ ОТВАР
АВ – АВ – АВ – ЗАШИВАЛИ МЫ РУКАВ
IY.Упражнения для интонации:
В зимний холод всякий молод.
Произнести с чувством радости;
с чувством огорчения;
XIII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
II. Упражнения для дикции:
И – Э – А – О – У – Ы
Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слоге.
IY. Озвучь и изобрази!
Серый волк в густом лесу — Сколько взяли?
Встретил рыжую лису. – Шерсти клок.
Лизавета, здравствуй! Ободрали правый бок,
Как дела, зубастый? Хвост отгрызли
Ничего идут дела. В драке.
Голова ещё цела. – Кто отгрыз?
Где ты был? — Собаки.
На рынке. – Сыт ли, милый куманек?
Что купил? — Еле ноги уволок!
XIV. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
щащ щок щус щан
кыщ лащ лщи щпе щза
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ща – ща – ща – мы несем домой леща,
Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.
Щит – щит – шит – птенец в гнезде пищит.
Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.
IY.Упражнения для интонации:
Два щенка, щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
XV. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
шош шуш нош душ
што шти тша шва
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Марины карандаш.
IY.Упражнения для интонации:
Саша шапкой шишки сшиб.
Прочитай с чувством радости,
с чувством огорчения,
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
мим мат мёт кям
мев кми мну рмя
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ма – ма – ма – дома я сама.
Му – му – му – молоко кому?
Мо – мо – мо – едим эскимо.
Мы – мы – мы – прочитали мы.
Ми – ми – ми – поем ноту «ми».
IY.Упражнения для интонации:
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчёл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хочу поделиться своим опытом работы по обучению грамоте и развитию техники чтения. Применяя на уроке речевые таблицы можно быстрее научить первоклассников читать.В результате формируется н.
Такие речевые разминки применяю на уроках обучения грамоте в 1 классе. На уроках русского языка во 2 классе. .
Для развития внимательности, воображения, ассоциативности часто использую на уроках речевые разминки.Отвожу на них не более 5 минут, но это хорошая подготовка к постановке учебной задачи.
Эту разминку можно использовать перед чтением или просто играя с ребенком.
Речевая разминка предназначена для 2-3 классов и используется на уроках литературного чтения.
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз.
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение.
Источник
Виды речевой разминки на уроках литературного чтения
I. Скороговорка
Упражнение
Сели правильно красиво. Улыбнулись. Вдохнули — выдохнули (3-4 раза),
Упражнение «Скороговорка»
Прочитайте про себя. Что это? (скороговорка).
— Прочитайте вслух, не спеша. Прохлопайте ритм (1-2 раза).
— Прочитайте 3 раза подряд, увеличивая темп.
— Прочитайте тихо, шепотом.
Представьте, что вы – серебряные колокольчики. Прочитайте будто звенят серебряные колокольчики (высоким, громким голосом). Индивидуальное чтение.
— Из скольких предложений состоит скороговорка?
— Предложение одно, но в нем целая картина, красивая, поэтичная.
— Увидеть эту картину сможет только очень внимательный, вдумчивый читатель. Прочитаем вместе.
— О каком времени суток говорится? Как узнали? (утром).
— Какое время года? Зима? (Лето, росинки).
— Это раннее летнее утро. Почему раннее?
(Росинки сверкают: солнце только восходит, еще не жарко).
— Что же поразило автора в это утро?
(Осинка с блестящими капельками росы).
— Что напомнили капельки росы автору скороговорки? (Перламутр — ценное вещество с блестящей переливчатой окраской).
— Если бы вы были художниками, какую картинку вы нарисовали бы? (Описание картинок 1-2 учениками).
— Чем нарисовал свою картинку автор скороговорки: красками? карандашами? фломастерами? (словами).
— Назовите слова, которые помогли нарисовать картинку.
Прочитайте, выделяя голосами подчеркнутые слова: удивляясь и восхищаясь.
Упражнение «Кто дольше?»
Вдохнули — на выдохе произносим звук [л].
Упражнение «Скороговорка»
— Какие звуки повторяются? Прочитайте не спеша, выделяя эти звуки.
— Прочитаем под счет, прохлопывая ритм.
— Прочитаем тихо (по секрету), громко, очень громко.
Прочитаем, выделяя голосом подчеркнутые слова:
Учитель: «У ёлки иголки остры и колки?»
Ученики: «У ёлки иголки остры и колки».
Девочки: «У ёлки иголки остры и колки?»
Мальчики «У ёлки иголки остры и колки».
Мальчики: «У ёлки иголки остры и колки?»
Девочки: «У ёлки иголки остры и колки».
Все: «У ёлки иголки остры и колки!» (Сначала грустно, потом радостно).
— О каких иголках говорится вы скороговорке. (О листьях ёлки).
— Какие ещё иголки вы знаете? (Колючки у ежика — инструмент для шитья).
— Сколько значений у слова «иголки»? (У)
— Чем похожи все эти иголки?
Упражнение «Прихлопни комарика»
— Соединяем руки на звук [з].
Упражнение
Произнесите та, то, игу, ши, ше:
а) в средней тональности;
б) повышая голос;
в) понижая голос;
г) громким шепотом.
Упражнение «Скороговорка»
б) вслух громко, прохлопывая ритм;
в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;
г) постепенно увеличивая темп;
д) кто быстрее прочитает?
Упражнение «Брось мяч»
(Упражнение выполняется стоя: Вдохнули — на выдохе присели — вдохнули — «взяли» мяч — вдохнули — встали — на выдохе резко «бросаем» мяч).
Упражнение «Скороговорка»
Кто хочет разговаривать, /
тот должен выговаривать,
все правильно и внятно, /
чтоб было / всем понятно. //
— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.
О чем скороговорка? Какие слова надо выделитъ? Это должны быть самье главные слова.
(Расстановка логических ударений ).
- Прочитать в разговорном темпе, выделяя слова
- Прочитать в ускоренном темпе, выделяя слова.
Упражнение «Понюхали цветы»
(Представьте, что вы гуляете по саду и видите цветок необыкновенной красоты, «Понюхайте» его).
Упражнение «Скороговорка»
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
— Прочитайте, что написано на доске?
— Какие звуки повторяются в скороговорке?
— Читаем хором скороговорку тихо, громче, очень громко.
— Начнем читать скороговорку медленно и постепенно будем увеличивать темп.
— Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему?
Стихотворение
Упражнение «Шар спустился»
Вдохнули, надуем щеки, руки развели в стороны на выдохе соединяем руки, произносим звук [ш]. (При повторном выполнении упражнения произносим звук [с]).
Упражнение «Волнушки»
На лесной опушке
Выросли волнушки,
Оглянулись и сказали:
— Здравствуйте!
А вы нас ждали?
(Л.Тетивкин)
— Что такое волнушки? Почему их так называют?
— Прочитайте вслух, не спеша прохлопайте ритм.
— Прочитайте, делая остановки в конце каждой стихотворной строчки.
— Прочитайте, выделяя голосом слова.
— Прочитайте последнее предложение, повышая голос к концу.
Прочитайте «с дирижированием»: первые три строчки — соло, последние — хором.
Упражнение «Подуй на листочек»
— (Представьте, что у вас на ладошке лежит желтый березовый листочек. Выдохните, вдохните, задержите дыхание (2 секунды), плавно подуйте на листочек так, чтобы он летел далеко-далеко).
Упражнение
Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурщ, Шуршиха и Щуршонок
Папа, мама и ребенок.
В.Галяховский
— Какие слова вьдумал автор стихотворения?
— Как нужно произнести эти слова?
— Что мы должны себе представить?
— Какой звук мы выделим?
— Читаем хором стихотворение (2-3 раза), выделяя голосом нужные слова.
Упражнение «Позови собаку»
— Собака Шарик убежала, её надо вернуть домой. Звать будем три раза: один — с далекого расстояния, затем с более близкого и совсем рядом (три раза произносим «Шарик» на одном вьщохе).
Упражнение №2
Прочитайте «птичьим базаром» стихотворение, написанное на доске.
Пусть в чаще свирепые хищники воют.
Тебе не страшны никакие враги.
— Не бойся, мы рядом — тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Б.Заходер
— Кого автор называет «мордочка, хвост и четыре ноги»?
— А как вы догадались, ведь у многих животных есть мордочка, хвост и четыре ноги?
— Читаем хором стихотворение, выделяя голосом нужные слова, делая остановки (паузы).
— Чтение с дирижированием.
Упражнение «Ёжик пыхтит»
(На выдохе изображаем пыхтение недовольного ежика, затем веселого ёжика).
Упражнение
— Прочитайте веселое стихотворение Ю.В.Берестова «птичьим базаром».
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко.
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, — грозится ёж,
— Если снимка не пришлешь!»
В.Берестов.
— Давайте прочитаем стихотворение по ролям. Слова автора читаем хором. За зайца, мышь и ежа читают солисты. (Коллективное обсуждение интонации).
— Найдите многозначное слово в тексте стихотворения. Каковы его значения?
Упражнение «В ритме вальса»
(На выдохе дети произносят «раз-два-три» четыре раза, постепенно увеличивая силу голоса и предавая ритм руками).
Упражнение №2
— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
Бобер в бору затеял бал,
Польку бабочки танцуют.
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
А.Пудваль
— Представьте, что вы артист. Подумайте, что нужно передать слушателям при чтении первых двух строк? (Торжественное, праздничное настроение).
— А при чтении третьей строки? (Как весело играют белочки),
— А четвертой? (Ритм танца бабочек),
— А пятой и шестой? (Танец тихого барсучка, которому тоже весело).
Хоровое и индивидуальное чтение стихотворения.
Загадка
Упражнение «Подуем на пушинки»
Глубоко вдохнули, выдыхая, дуем на воображаемые пушинки, стараемся, чтобы они отлетели как можно дальше. Повторяем несколько раз.
Упражнение
— Когда мы удивляемся? (Когда видим что-то необычное).
— Когда мы восхищаемся? (Когда видим что-то очень красивое).
Сейчас мы прочтем стихотворение, в котором автор удивляется и восхищается, и о чем-то нас спрашивает. (Выразительное чтение загадки учителя).
На доске:
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий!
— Что мы прочитали? (Загадку).
— Что это? (Небо). Как вы узнали?
Подготовка к выразительному чтению:
— О чем автор спрашивает? Что ему неизвестно? Спросите.
— Чему он удивляется? Зачитайте.
— Чем восхищается? Прочитайте.
(Расстановка пауз и логических ударении, выразительное чтение).
— Как называется небо в загадке? В каком значении употреблено слово «потолок»?
— Как вы это понимаете?
Какое еще слово употреблено в переносном смысле? (Кружевной). Когда небо похоже на кружева?
Упражнение «Паровоз»
Встали, представили, что мы паровозики. Вдохнупи, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса — к концу затихаем.
Упражнение
Паровоз без колес.
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
— Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?
— Прочитайте её выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.
— Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы выражаем удивление.
— Как мы прочитаем вторую строчку? (С восхищением). Прочитайте.
— Как мы прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном). Прочитайте.
— И четвертую строчку? (Восхищаясь и удивляясь). Прочитайте.
— Прочитайте всю загадку хором, а затем с «дирижированием» (вторую строчку хором, остальное соло).
— Кто лучше прочитает
Считалка
Упражнение «Бросаем звуки»
— Представьте, что мы бросаем правой рукой звук [с], который звучит глухо. Произносим [з]-[с], [з]-[с] и т.д.
— А теперь двумя руками кидаем громкий звук [а], а ловим тихий звук [о].
Произносим; [а]-[с], [а]-[с] и т.д.
Упражнение
Прослушайте, что я вам прочитаю:
Чжи-чики, чики-чок,
Ночью песни пел сверчок,
Мы его искать пошли,
Зажигали фонари,
Заглянули под кусток,
Под пушистый лопушок.
Где ты спрятался сверчок?
Поищи и ты дружок!
— Что я прочитала? (Считалку).
— Как нужно читать считалки? Каким тоном их следует произносить? (Веселым: озорным). Быстро или неторопливо? (Неторопливо, отчетливо, произнося слова, при этом словом или даже его частью как бы указывая на одного человека). Громко или тихо? (Громко).
— Знаете ли вы считалки? Приготовьтесь прочитать свои считалки.
Соблюдайте требования к их чтению.
Упражнение «Подуй на кораблик»
— Представьте, что кораблик находится рядом с берегом. Мы должны оттолкнуть его как можно дальше. Вздохнули — на выдохе дуем. Повторяем три раза
Упражнение «Считалка»
Жили-были я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли.
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
— Прочитайте «птичьим базаром». Что это?
— Для чего нужны считалки? Когда, в какой ситуации вы ими пользуетесь? (Они помогают организовать игру, найти ведущего. Последнее слово в считалке указывает на ведущего).
Похожи ли считалки на стихотворения? Чем? (Строчки в них рифмуются).
— Прочитайте эту считалку громко и найдите в ней рифмующиеся слова.
Упражнение «Наседка»
— Представьте себя в роли Наседки. Вздохнули, на выдохе позовем цыплят: «Ко-ко-ко-ко. ».
Упражнение №2
Прошагайте слоги: да, до, ду, де, да —
а) в средней тональности;
б) как будто Курица кудахчет;
в) как будто Цыпленок пищит.
Упражнение «Считалка»
Тринцы-бринцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
— Прочитайте. Что это? (Считалка).
— Найдите в это считалке рифмующиеся слова, расставьте паузы.
— Прочитайте прохлопывая ритм.
— Найдете в этой считалке слова, которые не имеют конкретного лексического значения? Прочитайте их. Что напоминают эти слова по своему звучанию. (Звон бубенцов).
Это специальные так называемые звукоподражательные слова. Зачем они употребляются в считалке? (Они делают её ещё более выразительной, как бы звучащей).
Источник