Речевая разминка про собаку

Речевые разминки
методическая разработка по чтению на тему

Речевые разминки применяются на каждом уроке литературного чтения. Данный материал можно использовать на уроках во всех классах начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_razminki_dlya_urokov_literaturnogo_chteniya_1-4_klassy_nominatsiya_literatura.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

Речевые разминки для уроков литературного чтения

Сафиева Екатерина Анатольевна

Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, слухового ритма, скорости чтения вслух и молча, повышение интереса к процессу чтения.

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

IY.Упражнения для интонации:

Соня Зине принесла малину в корзине.

Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Я вас чаем уго__ !

II. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

тат тнэ тну тны

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

IY.Упражнения для интонации:

Ткет ткач ткани на платье Тане.

III. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

рар рир рок рер

тыр сар рян рюн

рты рсю рлы лрю

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

IY.Упражнения для интонации:

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Надо, надо умывать____

По ут____ и вече____

Я сего____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

IY. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

гаг гок гос ган

лаг ляг бяг губ

гюп зёг газ выг

гно гка гсы сгя

III. Упражнения для интонации:

1.Произнеси, выделяя голосом звук (г).

Раз в г алошу села Лошадь

И сказала: «Я – Г алошадь,

На г итаре, на г армошке

Буду делать и г о – г ошки!»

Произнеси её медленно, отчётливо, подчеркивая голосом выделенные слова.

Под гору – коняшка,

В гору – деревяшка.

Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Мы не замети___ жу___

И ра___ зим___ закры___ .

Y. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

сос сук син тос тес

стя тси тсо сне скё

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (с).

А СЯ тесто ананас

С АНЯ сито аисты

К ОСТЯ санки институт

С ОНЯ носик танкист

С ЕНЯ сынок таксист

III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.

Са – са – са – в лсу бегает ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .

IY.Упражнения для интонации:

Купила бабуся бусы Марусе.

YI. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

чач чук чон чуд деч

соч мяч нча кчу чня

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки;

ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

оч – оч – оч – наступила ________ .

IY.Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.

YII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

жаж жиж жин жиж жан

жир меж чуж важ вюж

III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.

Жу – жу – жу — молоко дадим _________ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у _________ ;

Жи – жи – жи – здесь живут ________ ;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо – жо – жо – лужок, творожок, снежок, _________ .

IY.Упражнения для интонации.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Y. Допиши загадку в рифму.

Только вышел из ________

Может плавать и нырять,

Как его родная ________ .

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по _______

YIII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

кик кан кын ник

кит так ткы кне

III. Упражнения для развития речевого аппарата. Тараторки.

Говорит: «Коса, коса».

IY.Упражнения для интонации:

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

IX. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

лал лук лос лын

лну лко лтю лся

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Ло – ло – ло — на улице тепло.

Лу – лу – лу — стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

IY.Упражнения для интонации:

Лара и Валя играют на рояле.

X. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. АОУ ОИА АЫИ УАИ

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук ( Й ).

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

IY.Упражнения для интонации:

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.

XI . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

И – Э – А – О – У – Ы

Фон фин фен фас

Фич люф кеф фро

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Фон – фон – фон – мы купили телефон.

Фе — фе – фе – скоро мы пойдем в кафе.

Фет – фет – фет – съели килограмм конфет.

IY.Упражнения для интонации:

Филю же и побили.

XII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1.И – Э – А – О – У – Ы

ЛОВ ЛЕВ ВОЛ СОВ

ВЛУ ЛВЫ РВЫ ВРО

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

ВА – ВА – ВА – БУДЕМ МЫ ИГРАТЬ В СЛОВА

ВАР – ВАР – ВАР – СЕГОДНЯ ПИЛИ МЫ ОТВАР

АВ – АВ – АВ – ЗАШИВАЛИ МЫ РУКАВ

IY.Упражнения для интонации:

В зимний холод всякий молод.

Произнести с чувством радости;

с чувством огорчения;

XIII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

И – Э – А – О – У – Ы

Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слоге.

IY. Озвучь и изобрази!

Серый волк в густом лесу — Сколько взяли?

Встретил рыжую лису. – Шерсти клок.

Лизавета, здравствуй! Ободрали правый бок,

Как дела, зубастый? Хвост отгрызли

Ничего идут дела. В драке.

Голова ещё цела. – Кто отгрыз?

Где ты был? — Собаки.

На рынке. – Сыт ли, милый куманек?

Что купил? — Еле ноги уволок!

XIV. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

щащ щок щус щан

кыщ лащ лщи щпе щза

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит – щит – шит – птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

IY.Упражнения для интонации:

Два щенка, щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

XV. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

шош шуш нош душ

што шти тша шва

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

IY.Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

мим мат мёт кям

мев кми мну рмя

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

IY.Упражнения для интонации:

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчёл.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хочу поделиться своим опытом работы по обучению грамоте и развитию техники чтения. Применяя на уроке речевые таблицы можно быстрее научить первоклассников читать.В результате формируется н.

Такие речевые разминки применяю на уроках обучения грамоте в 1 классе. На уроках русского языка во 2 классе. .

Для развития внимательности, воображения, ассоциативности часто использую на уроках речевые разминки.Отвожу на них не более 5 минут, но это хорошая подготовка к постановке учебной задачи.

Эту разминку можно использовать перед чтением или просто играя с ребенком.

Речевая разминка предназначена для 2-3 классов и используется на уроках литературного чтения.

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз.

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение.

Источник

Виды речевой разминки на уроках литературного чтения

I. Скороговорка

Упражнение

Сели правильно красиво. Улыбнулись. Вдохнули — выдохнули (3-4 раза),

Упражнение «Скороговорка»

Прочитайте про себя. Что это? (скороговорка).

— Прочитайте вслух, не спеша. Прохлопайте ритм (1-2 раза).

— Прочитайте 3 раза подряд, увеличивая темп.

— Прочитайте тихо, шепотом.

Представьте, что вы – серебряные колокольчики. Прочитайте будто звенят серебряные колокольчики (высоким, громким голосом). Индивидуальное чтение.

— Из скольких предложений состоит скороговорка?

— Предложение одно, но в нем целая картина, красивая, поэтичная.

— Увидеть эту картину сможет только очень внимательный, вдумчивый читатель. Прочитаем вместе.

— О каком времени суток говорится? Как узнали? (утром).

— Какое время года? Зима? (Лето, росинки).

— Это раннее летнее утро. Почему раннее?

(Росинки сверкают: солнце только восходит, еще не жарко).

— Что же поразило автора в это утро?

(Осинка с блестящими капельками росы).

— Что напомнили капельки росы автору скороговорки? (Перламутр — ценное вещество с блестящей переливчатой окраской).

— Если бы вы были художниками, какую картинку вы нарисовали бы? (Описание картинок 1-2 учениками).

— Чем нарисовал свою картинку автор скороговорки: красками? карандашами? фломастерами? (словами).

— Назовите слова, которые помогли нарисовать картинку.

Прочитайте, выделяя голосами подчеркнутые слова: удивляясь и восхищаясь.

Упражнение «Кто дольше?»

Вдохнули — на выдохе произносим звук [л].

Упражнение «Скороговорка»

— Какие звуки повторяются? Прочитайте не спеша, выделяя эти звуки.

— Прочитаем под счет, прохлопывая ритм.

— Прочитаем тихо (по секрету), громко, очень громко.

Прочитаем, выделяя голосом подчеркнутые слова:

Учитель: «У ёлки иголки остры и колки?»

Ученики: «У ёлки иголки остры и колки».

Девочки: «У ёлки иголки остры и колки?»

Мальчики «У ёлки иголки остры и колки».

Мальчики: «У ёлки иголки остры и колки?»

Девочки: «У ёлки иголки остры и колки».

Все: «У ёлки иголки остры и колки!» (Сначала грустно, потом радостно).

— О каких иголках говорится вы скороговорке. (О листьях ёлки).

— Какие ещё иголки вы знаете? (Колючки у ежика — инструмент для шитья).

— Сколько значений у слова «иголки»? (У)

— Чем похожи все эти иголки?

Упражнение «Прихлопни комарика»

— Соединяем руки на звук [з].

Упражнение

Произнесите та, то, игу, ши, ше:

а) в средней тональности;

б) повышая голос;

в) понижая голос;

г) громким шепотом.

Упражнение «Скороговорка»

б) вслух громко, прохлопывая ритм;

в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

г) постепенно увеличивая темп;

д) кто быстрее прочитает?

Упражнение «Брось мяч»

(Упражнение выполняется стоя: Вдохнули — на выдохе присели — вдохнули — «взяли» мяч — вдохнули — встали — на выдохе резко «бросаем» мяч).

Упражнение «Скороговорка»

Кто хочет разговаривать, /
тот должен выговаривать,
все правильно и внятно, /
чтоб было / всем понятно. //

— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.

О чем скороговорка? Какие слова надо выделитъ? Это должны быть самье главные слова.

(Расстановка логических ударений ).

  1. Прочитать в разговорном темпе, выделяя слова
  2. Прочитать в ускоренном темпе, выделяя слова.

Упражнение «Понюхали цветы»

(Представьте, что вы гуляете по саду и видите цветок необыкновенной красоты, «Понюхайте» его).

Упражнение «Скороговорка»

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

— Прочитайте, что написано на доске?

— Какие звуки повторяются в скороговорке?

— Читаем хором скороговорку тихо, громче, очень громко.

— Начнем читать скороговорку медленно и постепенно будем увеличивать темп.

— Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему?

Стихотворение

Упражнение «Шар спустился»

Вдохнули, надуем щеки, руки развели в стороны на выдохе соединяем руки, произносим звук [ш]. (При повторном выполнении упражнения произносим звук [с]).

Упражнение «Волнушки»

На лесной опушке
Выросли волнушки,
Оглянулись и сказали:
— Здравствуйте!
А вы нас ждали?
(Л.Тетивкин)

— Что такое волнушки? Почему их так называют?

— Прочитайте вслух, не спеша прохлопайте ритм.

— Прочитайте, делая остановки в конце каждой стихотворной строчки.

— Прочитайте, выделяя голосом слова.

— Прочитайте последнее предложение, повышая голос к концу.

Прочитайте «с дирижированием»: первые три строчки — соло, последние — хором.

Упражнение «Подуй на листочек»

— (Представьте, что у вас на ладошке лежит желтый березовый листочек. Выдохните, вдохните, задержите дыхание (2 секунды), плавно подуйте на листочек так, чтобы он летел далеко-далеко).

Упражнение

Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурщ, Шуршиха и Щуршонок
Папа, мама и ребенок.
В.Галяховский

— Какие слова вьдумал автор стихотворения?

— Как нужно произнести эти слова?

— Что мы должны себе представить?

— Какой звук мы выделим?

— Читаем хором стихотворение (2-3 раза), выделяя голосом нужные слова.

Упражнение «Позови собаку»

Собака Шарик убежала, её надо вернуть домой. Звать будем три раза: один — с далекого расстояния, затем с более близкого и совсем рядом (три раза произносим «Шарик» на одном вьщохе).

Упражнение №2

Прочитайте «птичьим базаром» стихотворение, написанное на доске.

Пусть в чаще свирепые хищники воют.
Тебе не страшны никакие враги.
— Не бойся, мы рядом — тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Б.Заходер

— Кого автор называет «мордочка, хвост и четыре ноги»?

— А как вы догадались, ведь у многих животных есть мордочка, хвост и четыре ноги?

— Читаем хором стихотворение, выделяя голосом нужные слова, делая остановки (паузы).

— Чтение с дирижированием.

Упражнение «Ёжик пыхтит»

(На выдохе изображаем пыхтение недовольного ежика, затем веселого ёжика).

Упражнение

— Прочитайте веселое стихотворение Ю.В.Берестова «птичьим базаром».

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко.
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, — грозится ёж,
— Если снимка не пришлешь!»
В.Берестов.

— Давайте прочитаем стихотворение по ролям. Слова автора читаем хором. За зайца, мышь и ежа читают солисты. (Коллективное обсуждение интонации).

— Найдите многозначное слово в тексте стихотворения. Каковы его значения?

Упражнение «В ритме вальса»

(На выдохе дети произносят «раз-два-три» четыре раза, постепенно увеличивая силу голоса и предавая ритм руками).

Упражнение №2

— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

Бобер в бору затеял бал,
Польку бабочки танцуют.
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
А.Пудваль

— Представьте, что вы артист. Подумайте, что нужно передать слушателям при чтении первых двух строк? (Торжественное, праздничное настроение).

— А при чтении третьей строки? (Как весело играют белочки),

— А четвертой? (Ритм танца бабочек),

— А пятой и шестой? (Танец тихого барсучка, которому тоже весело).

Хоровое и индивидуальное чтение стихотворения.

Загадка

Упражнение «Подуем на пушинки»

Глубоко вдохнули, выдыхая, дуем на воображаемые пушинки, стараемся, чтобы они отлетели как можно дальше. Повторяем несколько раз.

Упражнение

— Когда мы удивляемся? (Когда видим что-то необычное).

— Когда мы восхищаемся? (Когда видим что-то очень красивое).

Сейчас мы прочтем стихотворение, в котором автор удивляется и восхищается, и о чем-то нас спрашивает. (Выразительное чтение загадки учителя).

На доске:

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий!

— Что мы прочитали? (Загадку).

— Что это? (Небо). Как вы узнали?

Подготовка к выразительному чтению:

— О чем автор спрашивает? Что ему неизвестно? Спросите.

— Чему он удивляется? Зачитайте.

— Чем восхищается? Прочитайте.

(Расстановка пауз и логических ударении, выразительное чтение).

— Как называется небо в загадке? В каком значении употреблено слово «потолок»?

— Как вы это понимаете?

Какое еще слово употреблено в переносном смысле? (Кружевной). Когда небо похоже на кружева?

Упражнение «Паровоз»

Встали, представили, что мы паровозики. Вдохнупи, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса — к концу затихаем.

Упражнение

Паровоз без колес.
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!

— Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?

— Прочитайте её выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.

— Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы выражаем удивление.

— Как мы прочитаем вторую строчку? (С восхищением). Прочитайте.

— Как мы прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном). Прочитайте.

— И четвертую строчку? (Восхищаясь и удивляясь). Прочитайте.

— Прочитайте всю загадку хором, а затем с «дирижированием» (вторую строчку хором, остальное соло).

— Кто лучше прочитает

Считалка

Упражнение «Бросаем звуки»

— Представьте, что мы бросаем правой рукой звук [с], который звучит глухо. Произносим [з]-[с], [з]-[с] и т.д.

— А теперь двумя руками кидаем громкий звук [а], а ловим тихий звук [о].

Произносим; [а]-[с], [а]-[с] и т.д.

Упражнение

Прослушайте, что я вам прочитаю:

Чжи-чики, чики-чок,
Ночью песни пел сверчок,
Мы его искать пошли,
Зажигали фонари,
Заглянули под кусток,
Под пушистый лопушок.
Где ты спрятался сверчок?
Поищи и ты дружок!

— Что я прочитала? (Считалку).

— Как нужно читать считалки? Каким тоном их следует произносить? (Веселым: озорным). Быстро или неторопливо? (Неторопливо, отчетливо, произнося слова, при этом словом или даже его частью как бы указывая на одного человека). Громко или тихо? (Громко).

— Знаете ли вы считалки? Приготовьтесь прочитать свои считалки.

Соблюдайте требования к их чтению.

Упражнение «Подуй на кораблик»

— Представьте, что кораблик находится рядом с берегом. Мы должны оттолкнуть его как можно дальше. Вздохнули — на выдохе дуем. Повторяем три раза

Упражнение «Считалка»

Жили-были я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли.
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?

— Прочитайте «птичьим базаром». Что это?

— Для чего нужны считалки? Когда, в какой ситуации вы ими пользуетесь? (Они помогают организовать игру, найти ведущего. Последнее слово в считалке указывает на ведущего).

Похожи ли считалки на стихотворения? Чем? (Строчки в них рифмуются).

— Прочитайте эту считалку громко и найдите в ней рифмующиеся слова.

Упражнение «Наседка»

— Представьте себя в роли Наседки. Вздохнули, на выдохе позовем цыплят: «Ко-ко-ко-ко. ».

Упражнение №2

Прошагайте слоги: да, до, ду, де, да —

а) в средней тональности;

б) как будто Курица кудахчет;

в) как будто Цыпленок пищит.

Упражнение «Считалка»

Тринцы-бринцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!

— Прочитайте. Что это? (Считалка).

— Найдите в это считалке рифмующиеся слова, расставьте паузы.

— Прочитайте прохлопывая ритм.

— Найдете в этой считалке слова, которые не имеют конкретного лексического значения? Прочитайте их. Что напоминают эти слова по своему звучанию. (Звон бубенцов).

Это специальные так называемые звукоподражательные слова. Зачем они употребляются в считалке? (Они делают её ещё более выразительной, как бы звучащей).

Источник

Читайте также:  Гимнастика для мизинца руки
Оцените статью