Речевая разминка по слогам для

Упражнения для речевых разминок

Упражнения для речевых разминок

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для речевых разминок»

Материалы для речевой разминки

Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения.

1 группа упражнений (дыхательные) — для постановки правильного речевого дыхания учащихся.

Различают дыхание физиологическое и речевое. В жизни человека дыхание является непрозвольным. Оно протекает равномерными актами вдоха и выдоха равной длительности, которые разделяет краткая остановка. В ходе чтения вслух и говорения обычного физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание, которое представляет собой управляемый процесс. Навык речевого дыхания приобретается постепенно в результате длительных постоянных тренировок в системе уроков грамоты, а в дальнейшем – уроков русского языка и литературного чтения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье.

Задачи развития речевого дыхания:

Научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержку дыхания, добор воздуха);

Выработать умение увеличивать объем легких;

Тренировать длинный выдох, т.е. развивать умение правильно выдыхать – постепенно (а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха);

Тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи, т.е. делать добор воздуха.

В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным.

Приведем несколько упражнений, которыми можно воспользоваться на уроках грамоты.

Упражнение 1. И.П. (исходное положение) Встать ровно, расправить плечи (не поднимать в процессе дыхания!), голову держать прямо, улыбаться. По сигналу учителя – глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка дыхания – ладонь переворачивается книзу, выдох – рука опускается вниз.

Упражнение 2. И.П. то же. На счет 1-2 глубокий вдох. На «раз» задержка дыхания. Выдох – плавный счет от одного до трех, от 1 до 5, от 1 до 7 и т.д. Увеличивать счет на выдохе рекомендуется через день.

Упражнение 3. И.П. то же. На счет 1-3 глубокий вдох. На выдохе протяжное произнесение гласных звуков (звуки берутся любые, причем постепенно увеличивается количество звуков, произносимых на выдохе).

Упражнение 4. И.П. то же. Сделав глубокий вдох, на выдохе произносятся гласные звуки (любые по выбору учителя), к каждому звуку прибавляется согласный [г] или [н] или др.

Упражнение5. И.П. то же. По сигналу учителя учащиеся делают короткие вдохи до полного наполнения легких воздухом. Затем медленный плавный выдох на звуках [ф],[с],[ш] (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки берутся любые.

Упражнение 6 — «Задуй свечу!». И.П. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить мысленно перед собой свечу (можно использовать в качестве свечи полоску бумаги ). Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя.

Данное упражнение можно использовать для формирования умения рационально расходовать воздух во время речи. Для этого необходимо представить перед собой не одну, а две или три свечи. И, конечно, постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы задуть их все.

Упражнение 7- «Бросим мяч!». И.П. то же. Вдохнули, на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, еще один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч.

Упражнение 8 – «Подуй на листочек!». И.П. то же. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

Упражнение 9 – «Шар спустился!». Вдохнули, надули щеки, руки развели в стороны. На выдохе соединяем руки, произносим звуки [c] или [ш].

Упражнение 10. И.П. то же. На выдохе пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Например, Как у горки на пригорке (добор воздуха) жили тридцать три Егорки.

Для развития умения делать добор воздуха можно использовать четверостишья А. Барто, например: Зайку бросила хозяйка, под дождем остался Зайка (добор воздуха), со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик (добор воздуха). Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч!

К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированные артикуляционный аппарат и речевой слух, которые используются для воспроизведения и различения смыслоразличительных свойств звуковых единиц русской речи. Однако следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младших школьников. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, «послушности») частей речевого аппарата наблюдается «смазанность» речи, неясность, нечеткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, «скороговорчатость» произнесения. Нередко у первоклассников встречаются и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывания и др. в период обучения грамоте артикуляционные и дикционные упражнения следует проводить регулярно, соотнося их с изученным звуком и буквой.

2 группа упражнений (артикуляционные) – для отработки правильного произнесения гласных и согласных звуков.

Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная) гимнастика «Разомнем язычок». Ее цель: разогреть мышцы языка, губ, щек, чтобы обеспечить их подвижность при говорении. Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей и рта.

Источник

Речевая разминка по слогам для

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

Статья:

Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, и самое главное — осознание читаемого текста. Вместо «Мишина машина» ученик читает «мыши на машине», что приводит к непониманию прочитанного.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

Цель речевой разминки:

привить учащимся определенную культуру пользования речевым аппаратом, и воспитать у учеников чувство ответственности за произносительную сторону речи.

Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

Задачи речевой разминки :

совершенствование четкости произношения;

развитие дикции, правильного дыхания;

установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов («что вижу, то и читаю»);

дифференциация сходных единиц чтения (сходных звуков по артикуляции);

накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения;

слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;

совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.

Кроме этого, речевые разминки помогают преодолевать младшим школьникам неуверенность в своих возможностях. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.

Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

Первый этап речевой разминки дыхательные упражнения ( «Подышим, подышим. »), так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.

Делаем вдох носом и произносим на выдохе.

Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

«Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

«Транспорт»: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; . – постепенно наращиваем темп.

«Посчитайте от 1 до 10» с постепенным увеличением (замедлением) темпа.

«Ножницы» – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».

Второй этап речевой разминки – это артикуляционные упражнения ( «Разомнем язычок»), цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении. Примеры артикуляционных упражнений Вам подскажем школьный логопед. В литературе для родителей Вы тоже можете найти различные артикуляционные комплексы.

На третьем этапе речевой разминки, его иногда называют «Не запутайся в звуках!», нужно продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, добиваться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов , уметь слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи.

Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:

Дифференциация сходных слогов и слов:

ла – ра ма – мя дом — том

ло – ро мо – ме Дима — Тима

лу – ру му – мю кадушка – катушка

Чтение слогов по подобию :

Предлагая эти упражнения, мы обращаем внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

Чтение слов по подобию :

В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

Чтение слогов и слов с подготовкой :

о – то – сто – стол с – то – сто – ит

у – ту – сту – стул с – та – ста – ли

а – ра – вра – враг с – ня – сня – ли

Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.

Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения :

кто – кот следы – слезы мука – муха лыжи – ложись

Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем :

лес – лесок шел – пошел

трава – травка нырял – нырнул

решила – решала увидел – увиделся

Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни :

Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.

На четвертом этапе , в литературе можно встретить название «Не сломай язык», работаем над произнесением разных сочетаний звуков; демонстрируем образцы четкого проговаривания чистоговорок и скороговорок в любом темпе. Начинаем работу с коротких легких текстов .

Главная задача : научить отчетливо, произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание.

Чтение скороговорок, двустиший:

Был у бабушки баран

Бил он бойко в барабан.

Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.

Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.

Параллельно с отработкой правильности чтения слов речевая разминка может способствовать накоплению словарного запаса, уточнению значений малознакомых и редко встречающихся слов.

Источник

Речевые разминки
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Речевые разминки к урокам литературного чтения

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_razminki.doc 85 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые разминки подобраны по теме данного урока. Речевые разминки необходимы учителю для привлечения внимания учащихся, для появления интереса у них к теме урока. Они также служат эффективным упражнением по развитию читательских умений. Речевыми разминками могут пользоваться учителя начальной школы, учителя литературы в 5 классе.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота – набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

1. Прочитать медленно «жужжащим» чтением.

2. Коллективное плавное чтение.

3. Выразительное чтение.

— О чём это стихотворение?

— Какие главные мысли заключены в нём?

— Как автор называет книгу?

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

1. Прочитать медленно «жужжащим» чтением.

2. Почитать плавно, певуче.

3. Прочитать с ускорением.

Принеси нам ветерок;

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

До великой реки.

1. Чтение текста «жужжащим» чтением.

2. Словарная работа.

Стружо′к (струг) – речное судно.

— Что вы прочитали?

(Жанр устного народного творчества – приговорка)

— Когда и кто мог её говорить?

(Мальчик или несколько ребят, бегая и запуская кораблики)

4. Медленное чтение, чтение с ускорением.

5. Выразительное чтение.

На опушке в избушке

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

-Что написано на доске?

— Какой звук повторяется в скороговорке?

— Можно ли этот текст назвать сказочным?

3. Чтение скороговорки хором тихо, громко, ещё громче.

4. Чтение скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп.

5. Конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки.

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные, хотят меня зарезати!

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

-Вам знакомы эти слова?

— Чьи они и откуда?

(Их говорил козлёночек на берегу реки, звал сестрицу. Слова из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3. Читать выразительно по памяти.

Её перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках, где живёт … (Жар-птица)

1. Читать медленно, затем с ускорением.

2. Читать тихо, затем громче.

3. Прочитать с вопросительной интонацией.

4. Прочитать с восклицательной интонацией.

5. Прочитать сердито.

6. Почитать весело.

7. Прочитать, как считаете нужным.

Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом-разумом смекай да на ус мотай.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

-Что написано на доске?

— Как понимаете смысл пословицы?

— Найдите знакомые части речи.

3. Прочитать, выделяя голосом глаголы; имена существительные.

4. Прочитать быстро, выразительно.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.

Солнца редкие лучи.

Улетели и грачи.

— Найдите красивые слова в стихотворении.

(Узорный лист, лист качается узорный в синей луже)

— Какие приметы осени описываются?

(Листопад, птицы улетают).

— С каким настроением улетают птицы?

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

— О чём это стихотворение?

(Стихотворение о первом снеге)

— С чем сравнивает поэт снежное покрывало?

(С платком пуховым)

-Каким представляет автор снег?

(Новым, лёгким, потому что он первый)

3. Прочитать шёпотом, затем усиливая голос.

4. Прочитать громко, затем понижая голос.

5. Прочитать выразительно, как вы понимаете.

Вёз на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

— Почему «Саня» и «сани» написаны по-разному.

— Назовите знакомые части речи.

3. Прочитать с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

4. Прочитать с утвердительной интонацией на глаголах.

5. Прочитать с восклицательной интонацией на глаголах.

6. Прочитать скороговоркой.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

1. Прочитать скороговорку с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально)

Совята у совушки

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Найти однокоренные слова.

— Какое слово нельзя причислить к группе слов с корнем — сов- ?

4. Прочитать с интонацией удивления.

5. Прочитать с вопросительной интонацией.

6. Прочитать сердито.

7. Прочитать радостно.

8. Прочитать выразительно.

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Найти и прочитать глаголы.

3. Прочитать стихотворение, выделяя голосом глаголы.

4. Прочитать скороговоркой.

5. Прочитать медленно, выразительно.

В зимний холод всякий молод.

Зима без трёх подзимков не становится.

Зимой дороги не уравняешь – метель своё возьмёт.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Прочитать с вопросительной интонацией.

3. Прочитать с утвердительной интонацией.

4. Прочитать с весёлой интонацией.

5. Прочитать с грустной интонацией.

6. Прочитать, как считаете нужным, передавая смысл пословиц и поговорок.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Прочитать медленно.

3. Прочитать с ускорением.

4. Прочитать шёпотом.

5. прочитать громко.

6. Прочитать выразительно.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Откуда эти строчки?

(Басня «Ворона и Лисица»)

— Какие басни ещё помните?

2. Прочитать медленно.

3. Прочитать с ускорением.

4. Прочитать быстро, замедляя темп.

5. Прочитать скороговоркой

6. Прочитать выразительно.

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

1. Прочитать медленно.

— Что высмеивает народ этой скороговоркой?

2. Прочитать орфографически.

3. Прочитать орфоэпически.

4. Прочитать медленно, затем с ускорением.

5. Прочитать скороговоркой.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

1. Прочитать медленно.

2. Прочитать, выговаривая каждое слово чётко.

3. Прохлопать ритм.

— О чём скороговорка?

(Скороговорка о том, как нужно правильно говорить).

— Выделите самые важные слова.

(Расстановка логических ударений)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

5. Прочитать в разговорном темпе, выделяя слова.

6. Прочитать в ускоренном темпе, выделяя слова.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

— Как вы думаете, что это?

(Отрывок из стихотворения)

3. Прочитать, выделяя голосом глаголы.

4. Прочитать, выделяя голосом последнее слово в каждой строке.

5. Прочитать медленно.

6. Прочитать с ускорением.

7. Прочитать выразительно.

Я тебе открою тайну,

Никому не говори…

Если рано ты проснёшься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдёшь направо,

А потом чуть-чуть левей,

Обогнёшь большой колодец,

Обойдёшь засохший пруд…

Там, у старой водокачки,

Под забором две собачки

Громко косточку грызут!

1. Прочитать «птичьим базаром».

2. Прочитать медленно, затем с ускорением.

3. Прочитать, начиная быстро, затем замедляя темп.

4. Прочитать быстро.

5. Прочитать выразительно.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, — грозится ёж, —

Если снимок не пришлёшь».

1. Прочитать выразительно.

2. Прочитать по ролям.

Добра себе желаешь – делай добро.

Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.

1. Прочитать пословицы «птичьим базаром».

2. Объяснить смысл пословиц.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

1. Прочитать «птичьим базаром».

— Какие слова выдумал автор?

— Как нужно произнести эти слова?

(Чтобы услышать шуршание листьев)

— Какой звук для этого нужно выделить?

3. Прочитать медленно, затем с ускорением.

4. Прочитать быстро, скороговоркой.

5. Прочитать выразительно.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

1. Прочитать медленно.

— Как понимаете эти строки?

— О каких зверях внутри нас говорит автор?

(Человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)

Источник

Читайте также:  Одежда для сальсы тренировки
Оцените статью