Речевая разминка для младших школьников

Речевые разминки
методическая разработка по чтению на тему

Речевые разминки применяются на каждом уроке литературного чтения. Данный материал можно использовать на уроках во всех классах начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_razminki_dlya_urokov_literaturnogo_chteniya_1-4_klassy_nominatsiya_literatura.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

Речевые разминки для уроков литературного чтения

Сафиева Екатерина Анатольевна

Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, слухового ритма, скорости чтения вслух и молча, повышение интереса к процессу чтения.

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

IY.Упражнения для интонации:

Соня Зине принесла малину в корзине.

Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Я вас чаем уго__ !

II. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

тат тнэ тну тны

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

IY.Упражнения для интонации:

Ткет ткач ткани на платье Тане.

III. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

рар рир рок рер

тыр сар рян рюн

рты рсю рлы лрю

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

IY.Упражнения для интонации:

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Надо, надо умывать____

По ут____ и вече____

Я сего____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

IY. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

гаг гок гос ган

лаг ляг бяг губ

гюп зёг газ выг

гно гка гсы сгя

III. Упражнения для интонации:

1.Произнеси, выделяя голосом звук (г).

Раз в г алошу села Лошадь

И сказала: «Я – Г алошадь,

На г итаре, на г армошке

Буду делать и г о – г ошки!»

Произнеси её медленно, отчётливо, подчеркивая голосом выделенные слова.

Под гору – коняшка,

В гору – деревяшка.

Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Мы не замети___ жу___

И ра___ зим___ закры___ .

Y. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

сос сук син тос тес

стя тси тсо сне скё

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (с).

А СЯ тесто ананас

С АНЯ сито аисты

К ОСТЯ санки институт

С ОНЯ носик танкист

С ЕНЯ сынок таксист

III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.

Са – са – са – в лсу бегает ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .

IY.Упражнения для интонации:

Купила бабуся бусы Марусе.

YI. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

чач чук чон чуд деч

соч мяч нча кчу чня

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки;

ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

оч – оч – оч – наступила ________ .

IY.Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.

YII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

жаж жиж жин жиж жан

жир меж чуж важ вюж

III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.

Жу – жу – жу — молоко дадим _________ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у _________ ;

Жи – жи – жи – здесь живут ________ ;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо – жо – жо – лужок, творожок, снежок, _________ .

IY.Упражнения для интонации.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Y. Допиши загадку в рифму.

Только вышел из ________

Может плавать и нырять,

Как его родная ________ .

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по _______

YIII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

кик кан кын ник

кит так ткы кне

III. Упражнения для развития речевого аппарата. Тараторки.

Говорит: «Коса, коса».

IY.Упражнения для интонации:

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

IX. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

лал лук лос лын

лну лко лтю лся

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Ло – ло – ло — на улице тепло.

Лу – лу – лу — стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

IY.Упражнения для интонации:

Лара и Валя играют на рояле.

X. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. АОУ ОИА АЫИ УАИ

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук ( Й ).

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

IY.Упражнения для интонации:

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.

XI . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

И – Э – А – О – У – Ы

Фон фин фен фас

Фич люф кеф фро

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Фон – фон – фон – мы купили телефон.

Фе — фе – фе – скоро мы пойдем в кафе.

Фет – фет – фет – съели килограмм конфет.

IY.Упражнения для интонации:

Филю же и побили.

XII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1.И – Э – А – О – У – Ы

ЛОВ ЛЕВ ВОЛ СОВ

ВЛУ ЛВЫ РВЫ ВРО

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

ВА – ВА – ВА – БУДЕМ МЫ ИГРАТЬ В СЛОВА

ВАР – ВАР – ВАР – СЕГОДНЯ ПИЛИ МЫ ОТВАР

АВ – АВ – АВ – ЗАШИВАЛИ МЫ РУКАВ

IY.Упражнения для интонации:

В зимний холод всякий молод.

Произнести с чувством радости;

с чувством огорчения;

XIII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

И – Э – А – О – У – Ы

Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слоге.

IY. Озвучь и изобрази!

Серый волк в густом лесу — Сколько взяли?

Встретил рыжую лису. – Шерсти клок.

Лизавета, здравствуй! Ободрали правый бок,

Как дела, зубастый? Хвост отгрызли

Ничего идут дела. В драке.

Голова ещё цела. – Кто отгрыз?

Где ты был? — Собаки.

На рынке. – Сыт ли, милый куманек?

Что купил? — Еле ноги уволок!

XIV. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

щащ щок щус щан

кыщ лащ лщи щпе щза

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит – щит – шит – птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

IY.Упражнения для интонации:

Два щенка, щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

XV. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

шош шуш нош душ

што шти тша шва

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

IY.Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

мим мат мёт кям

мев кми мну рмя

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

IY.Упражнения для интонации:

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчёл.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хочу поделиться своим опытом работы по обучению грамоте и развитию техники чтения. Применяя на уроке речевые таблицы можно быстрее научить первоклассников читать.В результате формируется н.

Такие речевые разминки применяю на уроках обучения грамоте в 1 классе. На уроках русского языка во 2 классе. .

Для развития внимательности, воображения, ассоциативности часто использую на уроках речевые разминки.Отвожу на них не более 5 минут, но это хорошая подготовка к постановке учебной задачи.

Эту разминку можно использовать перед чтением или просто играя с ребенком.

Речевая разминка предназначена для 2-3 классов и используется на уроках литературного чтения.

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз.

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение.

Источник

Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Цели речевых разминок:

  1. Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
  2. Привитие интереса к русскому языку.

Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.

-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);

— работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);

— домашние заготовки детей.

Работа в паре, работа в группах.

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_razminki_na_urokah_russkogo_yazyka_2.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе»

Мирская Марина Станиславовна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 62 Центрального района г.Воронеж

Цели речевых разминок :

  1. Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
  2. Привитие интереса к русскому языку.

Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.

-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);

— работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);

— домашние заготовки детей.

Работа в паре, работа в группах.

I. Домашние заготовки.

Задание мини – группе (паре).

Найти в художественной литературе (из списка данных книг) фразеологизм и определить его значение.

  1. М.Горький “Аника — воин”

Поиск по 3 “веткам”

1 “ветка” (“посмотрю в историческом словаре”)- герой друг русского эпоса, который хвастался своей храбростью

2 “ветка”(“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.

3 “ветка”- (“Постараюсь исходя из собственных знаний”)

“а” – отрицательная частица (Перевод греч. яз.)

Вывод: “Аника” – “Непобеда”, а только хвастун – драчун.

1 “ветка” (“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.

2 “ветка” (“Посмотрю в лексических словарях”) – данных нет.

3 “ветка” (“Собственные знания”):

Это затычка для закупорки (железные, пластмассовые, деревянные).

4 “ветка” (“Исторические справки”):

Раньше деревянные пробки делали из пробкового дерева – дуба. Если постучать по коре, то не услышишь никакого отзвука.

Вывод: “Трудно получить ответ от глупого человека, как трудно услышать звук, постучав по пробковому дубу”.

Этапы работы модели «Домашняя заготовка».

  1. Создание группы.
  2. Формулировка проблемы.
  3. План исследования (3-4 «ветки»).
  4. Собственно исследование. Соотнесение результатов.
  5. Рефлексия.

II. Речевая палитра.

Это задание на уроке по развитию речи, связанная со словами – красками (отсюда – “палитра”). Как художник красками может передать и звуки, и запахи, и настроение, так и писатель может создать красоту своих творений с помощью слов.

1. Найди лишнее слово в синонимическом ряду: “красный, багряный, фиолетовый , алый, огненный”.

2. Распредели от светлого к тёмному: “Апельсиновый, рыжий, абрикосовый, медный”.

Фрагмент урока – речевая разминка “Речевая палитра”.

  1. Дети угадывают по описанию слово – палитру.

“Это одна из самых тёплых красок. Ощущение света, добра, тепла, и защищённости, радости и нежности” (Жёлтая краска).

2.За 2 минуты записывают синонимы жёлтого цвета (индивидуально или в парах).

Учитель открывает доску, где уже указаны предполагаемые ответы.

— С помощью каких слов (имён существительных) вы подобрали синонимичные краски?

4. Задание по группам (по 4 человека).

Вставить пропущенный синоним слову “жёлтый”:

“Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, 2 скорлупки!” (цыплёнок )

2.Вставьте прилагательное – синоним слову “жёлтый” в предложение.

“… цыплёнок поёт песенку”. ( золотой )

  1. Вставьте синоним слову “жёлтый” в предложение:

“… мёд перелили в баночку. Он был искристый, …, переливался на солнце” ( янтарный )

  1. Докажите свой выбор.
  1. Загадка : “Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички” ( ромашка )
  2. Дополните предложение: “В серединке цветка застыла … капелька” ( лимонная )
  1. Загадка : “Он и жёлтый, и сыпучий. Во дворе насыпал кучей. Если хочешь, можешь брать и играть, играть, играть”( песок )
  2. Дополните предложение: “Мама купила красивые, потрясающе теплого … цвета обои”.

Как продолжение этих речевых разминок – метод обучения проблемного изложения: переход прилагательного – цвет “краски” в прилагательное качественного характера, изучение понятий “метафора”, “трон”.

Этапы работы модели «Речевая палитра».

  1. Создание группы.
  2. Формулировка задания.
  3. План работы («ориентир»).
  4. Поиск ответов.
  5. Доказательство («защита»).
  6. Рефлексия.

III. Речевая разминка “Редактура”.

Задача разминки: представить текст в исправленном виде.

  1. Найди в тексте повторяющуюся мысль.
  2. Замени повторяющееся слово синонимами.
  3. Убери слова – паразиты (например: «Ты, конкретно, ничего не понимаешь!», «Мост как бы похож на коромысло»).
  4. Найди плеоназмы (например: «В магазине нас порадовал прейскурант цен», «Он был настоящим патриотом Родины!»).
  5. Замени построение слова.
  6. Исправь форму глагола.
  7. Подбери подходящее определение.

IV. Речевая разминка “Бумеранг”.

  1. Участвуют все дети по группам (I, II, III ряды).
  2. I ряд: подготовка дома от 5 до 10 слов любой части речи (в зависимости от изучаемой темы по заданию учителя) с последующей проверкой до урока.
  3. II ряд: к заданному 1 группой списку слов в течении определённого времени записать ряд синонимов.
  4. III ряд: к заданному 1-й группой списку слов в течение того же времени записать ряд антонимов.
  5. По прошествии 3 – 5 минут происходит “словесный бой”, где дети I ряда обязательно объявляют свои варианты ответов (синонимы и антонимы) – “бумеранг”.
  6. Учитель подводит итог, где указывает наиболее удачные варианты.
  7. Вариант “Речевой разминки”: использование наибольшего текста для определения контекстуальных синонимов (для установления связи предложений).
  8. Например:
  9. а) “труженица, хлопотунья – трудолюбивая женщина” и “труженица, хлопотунья — пчёлка”. (из одноимённого рассказа).
  10. б) “малыши, озорники, шалуны — дети” и “малыши, озорники, шалуны — медвежата”. (из одноименного рассказа).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, где представлен небольшой подбор коротких стихотворений на английском языке, позволяющий разнообразить речевую разминку на уроках в начальной школе.

Материал предназначен для уроков русского языка.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап.

«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе»: выступление на МО учителей начальной школы.

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: — изучить психолого-педагогические и методически.

Вашему внимаю предлагается несколько видов лингвистических разминок на уроках русского языка в 1-4 классах. Думаю, что информация будет интересна не только учителям начальных классов, но и заинтересуе.

В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков . В психолого-педагогических исследованиях доказано, чт.

Источник

Читайте также:  Шри паттабхи джойс йога мала
Оцените статью