Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры
Татьяна Чижикова
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры
азвитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры
Развитие речи в раннем детстве – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.
Что такое речевое дыхание
Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е. Н. Малютина, В. Г. Ермолаева, Ю. Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.
Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая – через рот и нос.
От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический. Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом – до 20.
Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см, при физиологическом – 500 см.
Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.
Таким образом, речевое дыхание – это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.
Развитие речевого дыхания у детей
Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.
По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.
Коррекционная работа состоит из следующих этапов:
1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.
Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:
• Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
• Научить контролировать процесс речи.
• Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
• Увеличить количество произносимых на выдохе слов.
Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.
Рекомендации по проведению упражнений
Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:
• Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
• Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
• Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
• Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
• Первый занятия можно проводить лежа.
• Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
• Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
• Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
• Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
• Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка. Упражнения
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.
На Iэтапе можно освоить следующие задания:
Цель: натренировать силу вдох-выдоха.
Исходная позиция: стоя или сидя.
Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.
Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.
ИП: сидя на стульчике.
Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.
После 3 -4 занятий,попросите ребенка проговаривать во время выдоха: “ФУ…. ”
Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.
Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.
ИП: сидя за столом.
Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом,длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.
Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную,затем слоги: га, ма, ду, ро и т. д.
Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.
Обучение произношению небольших слов во время выдохе.Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т. д.Затем короткие слова: мама, папа и т. д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.
Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.
Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.
Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.
Игры
Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.
Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.
Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.
Цель: формирование навыка длительного выдоха
Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.
Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.
Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.
Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.
Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.
Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.
Комплекс упражнений на развитие речевого, физиологического дыхания полезно проводить с детьми с ОНР, ФФНР, ЗРР. Если ребенок приобрел необходимые навыки в ходе занятий, то не стоит забывать их повторять в качестве разминки или для отдыха голосовых связок.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания .
Игры и упражнения для развития речи дошкольников «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.
Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.
Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.
Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры — упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.
Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи — речевое дыхание. Речевое дыхание — это дыхание в процессе.
Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.
Источник
Упражнения для дыхательной гимнастики и артикуляционной разминки.
методическая разработка на тему
Материал предназначен для уроков обучения грамоте. Его можно использовать в качестве физкульминуток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения для дыхательной гимнастики и артикуляционной разминки. | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Новомосковск.
Упражнения для дыхательной гимнастики
и артикуляционной разминки.
для учеников начальной школы.
Подготовила Будкина Н.Н., учитель начальных классов
1. 1.Исходное положение – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.
2.С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь.
3.Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.
4.Повторить 2 – 3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.
2.Упражнение «Свеча – 1».
Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на неё так, чтобы она сразу опустилась вниз).
3.Упражнение «Свеча – 2».
Принять исходное положение. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги).
4.Упражнение «Свеча – 3».
Принять исходное положение. Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями:
- короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло;
- длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух в процессе выдоха.
5.Упражнение «Именинный пирог».
Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следите, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух (количество порций выдохов может быть разным).
6.Упражнение «Ароматный цветок».
Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок».
7.Упражнение «Зимний ненастный вечер».
Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе произносить звук [у] с последующим усилением и ослаблением звука.
8.Упражнение «Спущенная шина».
Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда.
При сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5. Стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
10. Упражнение «Воздушный шарик».
Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких. Активных вдохов через нос.
11.Упражнение «Злая собака».
Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем ослабить звук: р-р-р …
Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе усиливать и ослаблять звук: в-в-в ..
13. Упражнение «Пилим дрова».
Исходное положение «сидя». Дети поворачиваются лицом друг к другу. Берутся за руки правыми руками и выполняют движения, имитируя пилку дров. При этом движение руки от себя выполняется на выдохе, движение руки на себя – на вдохе. Следить. Чтобы вдох производился носом, а выдох – ртом.
14. Упражнение «Самовар».
Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести в несколько приёмов, имитируя звук пыхтящего самовара «пых» — «пых» — «пых» …
15. Упражнение «Коровка».
Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы: му – у- у-у …
16. Упражнение «Писк комара».
Исходное положение «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счёте «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з» медленно соединить руки, чтобы убить воображаемого комара.
17.Упражнение «33 Егорки».
Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку: Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки. Вновь сделать глубокий вдох и продолжить: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д. пока хватит набранного воздуха. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух.
18. Упражнение «Рубка дров №1».
Исходное положение «стоя». Пальцы рук сплетены в замок. На вдохе поднимаем руки вверх над головой, на выдохе наклоняемся вперёд и опускаем руки, имитируя рубку дров.
19. Упражнение «Озябшие руки».
Исходное положение «сидя». Пальцы одной руки сжать в кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок и поднести к губам. Сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.
20. Упражнение «Тишина».
Исходное положение «сидя». Указательный палец приложите к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук «ч-ч-ч …».
21.Упражнение «Раздуть угасающий костёр».
Исходное положение «сидя». Сделать глубокий вдох через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щёки.
Исходное положение «стоя». Руки опущены вниз. По сигналу учителя дети делают вдох носом в несколько приёмов, одновременно поднимая руки так же в несколько приёмов, до положения «руки в стороны». После слов учителя «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один приём со звуком [ш].
23.Упражнение «Пожмём плечами».
Исходное положение «сидя». Руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимаем плечи, на выдохе – опускаем.
24. Упражнение «Группировка».
Исходное положение «сидя». Голова и плечи опущены вниз. Плечи ссутулены. На медленном вдохе поднимаем голову. Плечи поднимаем и максимально разворачиваем. На выдохе группируемся в исходное положение.
25. Упражнение «Слоники».
Вытянуть губы хоботком при сжатых челюстях. В этом положении втянуть воздух. При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды.
26. Упражнение «Тихий смех».
Исходное положение «сидя». Сделать глубокий вдох носом. При выдохе беззвучно засмеяться. Положение губ соответствует произнесению звука [э]. Необходимо, чтобы дети смеялись без звука и напряжения, то есть не морщили лоб, не растягивали сильно губы, не открывали широко рот.
27. Упражнение «Сердитая кошка».
Исходное положение «сидя». Глубокий вдох носом. На выдохе при сомкнутых зубах произвести фырканье в несколько приёмов.
1.Плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд, фиксируя это положение.
2.Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.
3.Повторить упражнение 2 – 3 раза.
Исходное положение сидя. Поочерёдно надувая каждую щёку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Занять исходное положение. Повторить 5 – 7 раз.
Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
Закладываем язык за щёку, как конфету, поочерёдно перемещая его из одной стороны в другую.
Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева направо и обратно. Те же движения выполнить по нижнему ряду зубов.
6.Упражнение «Зубная щётка»
Рот открыт. Чистим языком, как щёткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.
Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать её. Такие же движения сделать верхней губой.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нёбо, как можно ближе к корню. Двигаем язык к передним зубам так, чтобы кончик языка остался на нёбе, упираясь в него. Образуем языком трубочку.
Цоканье языком. Щелчок – пауза, щелчок – пауза, щелчок – пауза….
Выполняя круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевывание пищи верблюдом.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Вытягиваем губы «рупором» при сомкнутых зубах. Верхние и нижние резцы видны.
12. Упражнение «Заведём моторчик».
Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.
Исходное положение – губы сомкнуты. Втягиваем щёки внутрь. Фиксируем это положение и возвращаемся в исходное положение.
14. Упражнение «Ковшик».
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые спинки языка опущены, прогибаются книзу. В таком положении удержать язык под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
15.Упражнени «Часики» №1.
Рот открыт. Перемещаем язык из одного угла к другому и наоборот.
16. Упражнение «Достать языком подбородок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку. Вернуть в исходное положение.
Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык максимально и удержать его так несколько секунд. Мышцы языка напряжены.
Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием её при раскрытии рта (чмоканье). Подобное всасывание нижней губы под верхнюю.
Поочерёдно открывать и закрывать рот. В открытом положении рот должен принимать форму открытого клювика птенчика.
20. Упражнение «Каретка».
Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.
21. Упражнение «Лопаточка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края должны касаться углов рта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаете ли вы, как на самом деле нужно дышать? Ответ на данный и многие другие волнующие вопросы вы найдете в данной статье.
Предложенный комплекс дыхательных упражнений основан на методике А.Н. Стрельниковой и предназначен для самостоятельного использования родителями при невозможности посещения занятий.
Упражнения дыхательной гимнастики.
Элементы системы движений по Стрельниковой активно задействуют практически все части тела.
Комплексы дыхательной гимнастики.Дыхательная гимнастика позволяет организму самостоятельно, без помощи лекарств, справиться с различными недугами. Гимнастика состоит из комплекса специальных упражнени.
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную.
Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут.
Источник