Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития
Ольга Баржина
Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития
Что такое физминутка?
Физминутка — это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это — “минутка” активного и здорового отдыха.
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию речевых физминуток. Эти упражнения включаются в различных видах деятельности детей. Это занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.
При использовании речевыхигр мы решаем следующие задачи:
• становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
• развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
• воспитание чувства ритма и темпа;
• формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
• развитие физиологического и речевого дыхания;
• активизация речевых процессов;
• воспитание умения работать сообща.
Использование речевых физминуток помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения.
Во время занятия у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности.У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!
Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.
В детском саду на занятиях проводится физминутки с целью эмоциональной разрядки, развития мышечной активности, коррекции недостатков речи, предупреждения переутомления, физминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин.
Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет — через 10-12 минут, в 7-8 лет — через 12-15 минут.
Следует подчеркнуть, что физкультминутки можно проводить как в положении стоя, так и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу то в одном направлении, то в другом направлении или произвольно по всей группе. Это дополнительно развивает координацию движений, внимание, снимает усталость, связанную с сидением за столом. Физкультминутка может повторяться до трех раз за занятие, по желанию детей. Рекомендуется проводить физкультминутки в разных вариантах в зависимости от потребностей детей на определенном занятии.
Существуют разные виды физминуток.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Уже с двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев («мальчик-пальчик»).
«Вот помощники мои»
Пальцы встали дружно в ряд,
Десять маленьких ребят.
Эти два всему указка
Всё подскажут без подсказки.
Пальцы – два середничка,
Два здоровых добрячка.
Ну а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
При помощи этого стихотворения можно выучить с детьми названия пальцев рук.
Эффективен массаж пальцев, его нужно начинать с большого пальца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.
1. Массаж ладонных поверхностей разными шариками.
2. Массаж шестигранными карандашами.
3. Массаж четками – очень успокаивает и настраивает на гармоничное восприятие окружающего.
2. Координация речи с движением направлена на формирование умений подражательных действий в сочетании с речью, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии; используются на занятиях, как динамическая пауза, а также и в свободной деятельности.
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают
Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.
Дети протягивают по очереди руки вперед.
Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.
Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.
Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.
Дети медленно приседают.
Поднимаются на носочках и тянутся вверх.
3. Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками.
Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.
Ходят часики — тик-так
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
Гирю оттянули вниз.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы завести завод.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат.
— Тук-тук-тук, — все говорят.
Вот другое в ход пошло.
Закрутилось до утра. Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).
Ритмично хлопают руками.
Ритмично похлопывают по телу сверху вниз.
Ритмично похлопывают по телу снизу вверх.
Ритмично постукивают кулачком о кулачок.
Ритмично «заводят мотор» руками.
И погладило, и погладило! Поглаживающие движения от середины лба к вискам
Вокруг круговых мышц глаз, от переносицы к вискам
По мышцам щек от крыльев носа к вискам;
От середины подбородка к ушам.
5. Фонетико-фонематические физкультминутки. Можно использовать на занятиях по обучению грамоте. Такие физминутки хорошо дают представления об акустико-артикуляторном образе звука. Также их можно использовать, как артикуляционную гимнастику.
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.
6. Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
7. Упражнения на развитие дыхания и голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Также может применяться в качестве динамической паузы во время образовательной деятельности.
Дети с восклицательной (вопросительной)интонацией договаривают звукоподражания:
Гуси начали опять по-гусиному кричать:
А утята крякают:
Существуют определенные требования к физминуткам:
— должны быть простыми, удобными;
— должны включать движения, вовлекающие все группы мышц;
— должны быть интенсивными;
— должны быть связаны с темой и содержанием занятия;
— движения и тексты должны быть доступными.
Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Консультация «Физминутки как средство развития познавательной активности дошкольников при обучении английскому языку» Наверное, каждый из нас мечтает, чтобы его ребенок был здоровым, смышленым, интеллектуально развитым, общительным и т. д. В наш информационный.
Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической.
Интеграция изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности в процессе творческого развития дошкольников Изобразительная деятельность дошкольников по своей природе многофункциональна, что делает ее универсальной в плане всестороннего развития.
Особенности физического развития ребенка раннего возраста Особенности физического развития детеи раннего возраста Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно.
Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь).
Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является.
Современные подходы к осуществлению физического развития дошкольников в ДО Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без движения. Шумные праздники, интересные аттракционы, веселые состязания, спортивные.
Современные технологии физического развития дошкольников Вступление на семинаре. + презентация! СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В настоящее время одной из наиболее важных.
Технология развития речи детей дошкольного возраста. Речевые игры ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игра на формирование словообразования «Что делают ребята?» Цель: формировать умение понимать.
Источник
Картотека «Речевые разминки для детей»
картотека по развитию речи на тему
Цель: Развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки четкого произношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevye_razminki_dlya_detey.docx | 336.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»
Картотека «Речевые разминки для детей»
Выполнила: воспитатель Кучугура Е.В.
Цель: Развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки четкого произношения
1. Дидактические упражнения
Цель: Разыграть диалог спорящих и поссорившихся героев с интонацией, злости, обиды, непонимания, четко проговаривая слова.
Разговор с пчелой
— Меня ужалила пчела.
Я закричала «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нужен:
Я берегла его на уж-жин!
2. Поиграем — угадаем
Цель: Учить детей произносить слова с разной силой голоса, с контрастным произношением первой и второй частей.
Произнести слова «Поиграем — угадаем»
— Что вы знаете ребятки
Про предметы, про загадки?
В общении они помогают
А наши ребята их отгадают.
а) дети произносят слова тихо, громко еще громче.
б) начало — устало медленно, а конец быстро.
в) начало тихо, грустно, а конец громко весело.
3. Запомни и расскажи
Цель: Развивать речь, память, учить проговаривать чистоговорку четко, громко,
согласовывая с движениями.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
До города дорога в гору,
А от города с горы.
До города дорога в гору (дети идут медленно имитируя подъем в гору с трудом поднимая ноги)
А из города с горы (дети идут быстро ускоряя темп ходьбы или бегут с горы)
4. Дикционное упражнение со звукоподражанием «Лягушки»
Цель: Учить звукоподражанию, слова произносить четко и громко.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Под лопух на кочку сели,
Свою песенку запели.
Какую песенку запели лягушки?
(дети протяжно квакают)
Как запоют веселые лягушки?
(дети весело громко квакают)
Проговаривание тихо с жалобной интонацией:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Под лопух на кочку сели,
Свою песенку запели.
Как будут петь печальные лягушки?
5. Повтори без запинки
Цель: Развитие зрительной памяти, активизация мыслительной деятельности
На доске четыре предметные карточки. Например олень, тюлень, морж, песец. Дети называют их с открытыми глазами, а затем с закрытыми.
Цель: Развитие логического мышления, умение правильно употреблять предлоги с существительными, активизировать звук в речи.
Для игры можно использовать картинки из лото.
Скамейка со спинкой, сом с усами, краски с кистью, кастрюля с рисунком, куст с листьями, сахарница с песком, совок с мусором, автобус с колесами, лиса с хвостом, лестница со ступеньками.
7. Речевая гимнастика «Сосчитай до пяти»
Цель: Согласование числительных с существительными: палец, рука, ухо, глаз, нос.
«Речевая подвижная игра. Импровизация движений»
Левой ручкой по плечу,
Правой ручкой по кругу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
«Выполнение многоступенчатых инструкций педагога»
Похлопай в ладоши,
Сядь на корточки.
Расскажи по порядку что ты делал.
8. Лексико грамматические игры и упражнения
Один — много, лоб — лбы, рот — рты, локоть — локти, глаз — глаза, ухо — уши, щека — щёки, бровь — брови, бок — бока, ноздря — ноздри, палец — пальцы.
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.
Преобразование глаголов третьего лица единственного числа в форму первого лица.
Он говорит — я говорю
Он слушает — я слушаю
Он молчит — я молчу и т.д.
9. Артикуляционная гимнастика
Для языка — развитие дикции, темпа, ритма речи
Источник