Речевая разминка для детей детского сада

Картотека «Речевые разминки для детей»
картотека по развитию речи на тему

Цель: Развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки четкого произношения

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_rechevye_razminki_dlya_detey.docx 336.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»

Картотека «Речевые разминки для детей»

Выполнила: воспитатель Кучугура Е.В.

Цель: Развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки четкого произношения

1. Дидактические упражнения

Цель: Разыграть диалог спорящих и поссорившихся героев с интонацией, злости, обиды, непонимания, четко проговаривая слова.

Разговор с пчелой

— Меня ужалила пчела.

Я закричала «Как ты могла?!»

Пчела в ответ: А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нужен:

Я берегла его на уж-жин!

2. Поиграем — угадаем

Цель: Учить детей произносить слова с разной силой голоса, с контрастным произношением первой и второй частей.

Произнести слова «Поиграем — угадаем»

— Что вы знаете ребятки

Про предметы, про загадки?

В общении они помогают

А наши ребята их отгадают.

а) дети произносят слова тихо, громко еще громче.

б) начало — устало медленно, а конец быстро.

в) начало тихо, грустно, а конец громко весело.

3. Запомни и расскажи

Цель: Развивать речь, память, учить проговаривать чистоговорку четко, громко,

согласовывая с движениями.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

До города дорога в гору,

А от города с горы.

До города дорога в гору (дети идут медленно имитируя подъем в гору с трудом поднимая ноги)

А из города с горы (дети идут быстро ускоряя темп ходьбы или бегут с горы)

4. Дикционное упражнение со звукоподражанием «Лягушки»

Цель: Учить звукоподражанию, слова произносить четко и громко.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Под лопух на кочку сели,

Свою песенку запели.

Какую песенку запели лягушки?

(дети протяжно квакают)

Как запоют веселые лягушки?

(дети весело громко квакают)

Проговаривание тихо с жалобной интонацией:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Под лопух на кочку сели,

Свою песенку запели.

Как будут петь печальные лягушки?

5. Повтори без запинки

Цель: Развитие зрительной памяти, активизация мыслительной деятельности

На доске четыре предметные карточки. Например олень, тюлень, морж, песец. Дети называют их с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

Цель: Развитие логического мышления, умение правильно употреблять предлоги с существительными, активизировать звук в речи.

Для игры можно использовать картинки из лото.

Скамейка со спинкой, сом с усами, краски с кистью, кастрюля с рисунком, куст с листьями, сахарница с песком, совок с мусором, автобус с колесами, лиса с хвостом, лестница со ступеньками.

7. Речевая гимнастика «Сосчитай до пяти»

Цель: Согласование числительных с существительными: палец, рука, ухо, глаз, нос.

«Речевая подвижная игра. Импровизация движений»

Левой ручкой по плечу,

Правой ручкой по кругу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

«Выполнение многоступенчатых инструкций педагога»

Похлопай в ладоши,

Сядь на корточки.

Расскажи по порядку что ты делал.

8. Лексико грамматические игры и упражнения

Один — много, лоб — лбы, рот — рты, локоть — локти, глаз — глаза, ухо — уши, щека — щёки, бровь — брови, бок — бока, ноздря — ноздри, палец — пальцы.

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, а руками царапают.

Преобразование глаголов третьего лица единственного числа в форму первого лица.

Он говорит — я говорю

Он слушает — я слушаю

Он молчит — я молчу и т.д.

9. Артикуляционная гимнастика

Для языка — развитие дикции, темпа, ритма речи

Источник

Картотека «Речевые игры и упражнения для дошкольников»

Дина Владимировна Глазырина
Картотека «Речевые игры и упражнения для дошкольников»

Цель: коррекция речи и движения, работа по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Упражнение «Пильщики»

(на развитие боковых мышц)

Логопедическая задача. Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи.

Музыкальная задача. Выполнение движений в ритме музыки.

Исходное положение. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными, вытянутыми перед собой. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.

Зажужжала, как пчела,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Двигают руками вперёд-назад, имитируя пилку дров.

Опускают броском руки вниз.

На бегу меняются местами друг с другом.

Упражнение «Солнышко»

(на плавность движений рук)

Логопедические задачи. Закрепление звуков с и р в свободной речи. Точное соответствие движений темпу речи.

Музыкальная задача. Различать музыкальные фразы и соответственно им выполнять плавные движения рук в сочетании с пением.

Методические рекомендации. Обратить особое внимание на мягкость и красоту движений рук. Они должны быть чуть округлыми, кисти и пальчики свободными, ненапряжёнными. Руки следует поднимать медленно вверх и при этом обязательно поднять голову и посмотреть на руки. Опуская руки вниз, дети должны их слегка согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются последними. Голова опускается вниз.

Исходное положение. Дети стоят врассыпную свободно.

Рано солнышко встаёт,

Светит солнце с высоты,

Плавно поднимают руки вверх перед собой.

Раскрывают руки над головой.

Мягко покачивают руками над головой.

Плавно опускают руки через стороны вниз.

Задачи. Развивать речь детей, чувство ритма, координацию движений быстроту реакции. Закреплять движения левой и правой руки.

Исходное положение. Дети стоят в паре друг напротив друга. Пары распределяются по кругу (мальчик внутри круга, девочка за кругом).

Сухарей и кренделей.

Догоняй меня скорей!

У играющих ладонь пр. руки смотрит вверх, а левой- вниз.

Они выполняют ритмичные горизонтальные хлопки со сменой направления ладоней.

Двумя ладонями одновременно выполняют вертикальные хлопки по ладоням партнёра.

Перекрещенные хлопки с партнёром или быстрые поочерёдные шлепки по коленям.

Мальчик поворачивается спиной к девочке. Она убегает, мальчик её догоняет.

Игра на развитие мелкой моторики, динамического слуха, закрепление звукопроизношения.

Водят пчёлы хоровод:

В барабан ударил кот:

Стали мышки танцевать:

Так, что дрогнула земля,

Вся земля, вся земля!

Поочерёдное соприкосновение подушечек пальцев обеих рук друг о друга.

Ритмичные удары пальчика о пальчик, как по барабану.

Удары по коленям соединёнными в кольцо указ. и б. пальцами обеих рук.

Ритмичные шлепки по коленям.

Поочерёдные притопы обеими ногами.

Игра на развитие звуковысотного слуха, внимания, координации движений, закрепление звука р и знание частей тела.

И в ушко (носик, щёчку,

животик и т. д.) вцепились!

Соединив большой и указательный пальцы обеих рук, изображают комариков, которые «летают». После слова «вцепились» дети щипком захватывают названную часть тела.

Педагог может запутывать детей, проверяя их внимание и «вцепляясь» в др. части тела.

(на развитие всех мышц туловища)

Логопедическая задача. Работа над группой свистящих звуков, их закреплением в свободной речи.

Музыкальные задачи. Различать динамические оттенки и согласно им выполнять движения. Передавать образы мышек и кота, их различные эмоции.

Методические рекомендации. По мере использования упражнения детям каждый раз поясняется,как ведут себя мышки: маленькие зверьки очень осторожные, поэтому у них маленькие шажки, они делают частые остановки, чтобы убедиться в своей безопасности. Мышки пошалили – дёрнули часы за гири, а когда раздался звон, испугались и убежали. Когда упражнение детьми будет освоено его можно превратить в игру. Считалкой выбирается кот, который сладко спит в сторонке. Когда напуганные мышки убегают, услышав звон часов, кот просыпается и ловит их.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон!

p -Дети ходят врассыпную.

Смотрят из-под руки вправо, влево.

Выполняют движения руками вверх-вниз (дёргают верёвку).

f-Приседают, закрыв лицо от страха. p-Быстро разбегаются на носочках.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ

Начинается на «А»

Логопедические задачи. Отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук. Чёткое произношение звука а.

Музыкальные задачи. Начинать пение мягко, правильно брать дыхание и распределять его на всю фразу. Выделять протяжный звук и паузу (фермато) перед последней фразой на звук «А».

Астра, азбука, айва

Начинаются на «А».

И кончаются на «А»

Астра, азбука, айва.

Логопедические задачи. Выделять звук а. Развивать фонематический слух (чередование звуков ж-ш). Закрепление звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи. Уметь определять весёлый шуточный характер песни и соответственно ему исполнять произведение. Работать над умением правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать ударение на сильную долю такта. Различать динамические оттенки и эмоционально выражать их в пении.

Антошка-картошка, соломенная ножка,

Сам – с ноготок, голова – с локоток.

Антошка-картошка, он взял большую ложку,

За стол со всеми сел…

И наш обед весь съел!

f- петь уверенно, весело.

mf- c лёгким пренебрежением

f- петь уверенно, весело.

p- выразить удивление или обиду.

Логопедическая задача. Выделять и закреплять звук ю.

Музыкальные задачи. Петь весело, легко, на высоком позиционном звучании. Уметь выделять голосом сильную долю такта. Выделять звук ю в пении.

Юлька. Юленька – юла,

Юлька юркою была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Юлька. Юленька – юла,

Юлька славною была.

Убирать сегодня Юлька

Своей маме помогла.

(на чередование звуков ш-ж)

Бурый мишка, милый мой,

Спать не холодно зимой?

— Я же спал не на дороге,

Я же спал в своей берлоге! Выполняют 4 ритмичных хлопка.

Ладонями трут себе по плечам («холодно»).

Изображают переваливающегося с ноги на ногу медведя.

Кладут руки под щёку («спит»).

(на чередование звуков ш-ж)

Бурый мишка, милый мой,

Спать не холодно зимой?

— Я же спал не на дороге,

Я же спал в своей берлоге! Выполняют 4 ритмичных хлопка.

Ладонями трут себе по плечам («холодно»).

Изображают переваливающегося с ноги на ногу медведя.

Кладут руки под щёку («спит»).

Логопедические задачи. Вырабатывать мягкую атаку голоса и правильную постановку ударения на первый звук э. Закрепление всех звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи. Правильно брать дыхание в начале фразы и мягко начинать пение, не форсируя звук. Работать над чистотой интонирования мелодии, ясным произношением слов. Петь соответственно контрастным динамическим оттенкам мелодии.

f- Эхо бродит по лесам,

p- Крику вторит эхо.

f- Засмеёмся – эхо нам

p- Отвечает смехом.

f- Где ты, эхо? Отвечай!

f- Эхо, эхо, отзовись,

Ты нам, эхо, покажись!

(на звук а и чередование звуков с-ш)

Логопедические задачи. Закрепление заднеязычного звука к. Автоматизация звука а. Развитие фонематического слуха (чередование звуков с и ш).

Музыкальные задачи. Определить весёлый, шуточный характер содержания и соответственно ему исполнять песню. Петь легко, на высоком позиционном звучании.

Что за крики у пруда:

«Квасу, квасу нам сюда!

Надоела нам вода!»

Логопедическая задача. Выделение и закрепление звука ч, чёткое его произношение.

Музыкальные задачи. Петь легко, весело и выразительно, чётко выделяя фразы и звук ч. Можно предложить детям подготовительной группы сочинить собственную мелодию на заданный текст, развивая творчество детей, умение импровизировать.

Методическая рекомендация. Для большей выразительности исполнения можно предложить детям самим изобразить чайник. Одна рука (левая) ставится на пояс, вторая рука (правая) сгибается в локте и отводится вправо, кисть руки смотрит вниз – это носик чайника. Можно предложить детям показать, как чайник выставляет свой большой живот, когда кипятится, пыжится. После этого выбирается ребёнок, у которого этот этюд получился лучше, и он передаёт образ под пение детей, либо исполняет песню соло.

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу,хлопочу и кричу:

«Эй, люди, я с вами почайпить хочу!»

(на звук «с», чередование звуков д и т)

Логопедическая задача. Закрепление звука с в свободной речи, выделение звуков д и т в окончаниях слов («сад», «спят»).

Музыкальная задача. Уметь петь тихо, спокойно, передавая модуляциями голоса движение мелодии вверх и вниз, выделяя звук с и согласные в окончаниях слов.

До свиданья сад, сад.

Все осинки спят, спят.

Мы ведь тоже спать пойдём,

Только песенку споём.

Комплекс игр на развитие дыхания, динамического слуха, ориентирования в пространстве и закрепления звукопроизношения.

Исходное положение: сидя на стуле.

Чтоб поехала машина,

Мы качаем дружно шины:

Шшш! Шшш! Шшш! Шшш!

Не забудем завести,

Мы уже почти в пути.

Так зарокотал мотор,

Даже вздрогнул светофор!

Наклоняются вперёд, утрированно произнося звук ш, изображая руками, как накачивают шины.

Повороты кистями рук перед собой.

Спеть на одном звуке.

Круговые движения рук, согнутых в локтях.

Описание игры. Стулья расставлены на расстоянии друг от друга – это бензоколонки. Дети делают глубокий вдох – «заправились». На выдох они двигаются по всему залу (группе) с губной вибрацией. С концом выдоха дети должны подъехать к другой «бензоколонке», чтобы «заправиться» (сделать вдох) и ехать дальше.

Исходное положение: стоя на одном колене, руки опущены вниз.

Описание игры. На вдох дети встают и разводят руки в стороны.

На выдох – бегут («летят») со звуком ууу… С концом выдоха опускаются на одно колено («на аэродром», складывая руки («крылья») по бокам вниз.

Я колёсами стучу.

В лес ребяток я везу.

А в лесу растут грибы.

Вот какая красота.

Песенка моя слышна.

Вот и кончилась игра.

ИНСЦЕНИРОВКИ И ИГРЫ С ПЕНИЕМ

(на произношение гласных и согласных с слогах)

Логопедическая задача. Закрепление звука с в слогах с согласными а, о, у, ы.

Музыкальная задача. Различение динамических оттенков и пение соответственно им.

Ход инсценировки. Сначала распевка разучивается на музыкальном занятии. Когда дети хорошо выучат текст и чисто запоют мелодию, можно приступать к обыгрыванию и выбрать двух солистов на роль Охотника и Лисы.

Дети идут по кругу. В середине круга противоходом идёт Лиса, показывая движения. По другую сторону круга за ней крадётся Охотник. В конце распевки все дети поднимают высоко вверх сцепленные руки («воротики», Лиса выскакивает, Охотник её догоняет, бегая за ней через круг.

Изображая лису и охотника, дети жестами и мимикой передают свои эмоции.

Охотник: Са-са-са, вот идёт лиса.

Сы-сы-сы, хвост красивый у лисы.

Со-со-со, вот возьму я колесо,

Су-су-су, и поймаю я лису.

Лиса: Са-са-са, я лисонька-краса,

Сы-сы-сы, лучше спрячусь я в кусты.

Со-со-со, ну-ка, брось-ка колесо.

Су-су-су, не поймать тебе лису!

Логопедическая задача. Закрепление звуков с, з и чёткое произношение всех остальных звуков.

Музыкальная задача. Работа над фразой. Пение в соответствии с весёлым характером музыки.

Ход инсценировки. Все дети разучивают распевку. Считалкой выбирается козлик и начинается игра. Дети двигаются по кругу, взявшись за руки.

В середине противоходом идёт Козлик.

На первый куплет дети идут в середину круга, где стоит Козлик, и показывают рожки, затем отходят назад.

На второй куплет – идут по кругу, останавливаются, Козлёнок поёт: «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню!» Дети разбегаются, а Козлёнок их ловит.

Считалка: «Козлик, козлик, выходи

И немного поводи!»

Распевка: 1. Выходи, козлёнок мой,

Пободаемся с тобой.

«Ме-ме-ме, — звучит ответ, —

А у вас и рожек нет».

2. Выходи, козлёнок мой,

Поиграем мы с тобой.

«Ме-ме-ме, играть люблю,

Вот возьму и догоню»!

Игра «Козочка и пастух»

(на звуки з, ж, ш, ч)

Логопедические задачи. Закрепление звуков з, ж-ш, р, ч в свободной речи. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Музыкальная задача. Петь и двигаться в соответствии с весёлым характером музыки.

Ход игры.Перед игрой звучат стихи:

Ходит строгий пастушок,

Он играет в свой рожок.

Ну, а козочка бочком

Прыгает за пастушком.

Ходят, ходят бок о бок

Козочка и пастушок.

Видят, льётся ручеёк,

А через него мосток.

Просит козочка попить:

«Больше не могу ходить».

Считалкой выбирают козочку и пастуха:

Выходи к нам, пастушок,

Заиграй-ка в свой рожок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Иди, козочка, играть.

Козочка выходит в центр, дети берутся за руки, поют и образуют хоровод. Пастушок остаётся за кругом.

1. Ручеёк — журчалочка,

Хорошо напиться бы,

2. Окунула мордочку,

А пастух на жёрдочку

Достаёт он дудочку,

Идут по кругу и поют.

Останавливаются с концом фразы.

Кладут руки полочкой.

Выбрасывание ног вперёд.

Руки ставят на пояс.

Три раза прыгают.

Лёгкий наклон корпусом вниз, руки раскрывают.

Трижды повертеть головой.

Ставят руки на пояс.

Поочерёдно топнуть ногой (правой-лев. -правой)

Приставив ладони ко рту, изображают игру на дудочке, шевеля всеми пальцами по очереди.

Грозят указательным пальцем козочке.

Козочка отвечает без музыки:

Меня домой ты не гони,

А возьми и догони!

Дети поднимают сцепленные руки – «воротики»и говорят:

Раз, два, три, беги!

Козочка выбегает из круга, пастушок её догоняет, пробегая через круг

Картотека «Дидактические игры и упражнения» Медведь и пчёлы Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель) Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Использование упражнения планка в игровой форме. Картотека игр-планок для дошкольников Физическое воспитание дошкольников – процесс, который, несмотря на обилие разнообразных методик, средств, игр и упражнений, накопленных.

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста» Тема «Игрушки» Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Кукла (какая) — ,.

Картотека «Дыхательные упражнения и игры» Дыхательные упражнения и игры Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой,.

Картотека на тему «Игры и игровые упражнения по формированию представлений о геометрических фигурах» №1. Игра «Назови одним словом» Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: Геометрические.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–7 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Источник

Читайте также:  Медитации для соединения с любимым человеком
Оцените статью