- Надежда Новоторцева — Развитие речи детей
- Надежда Новоторцева — Развитие речи детей краткое содержание
- Развитие речи детей — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
- Речевая гимнастика для дошкольников. Книга для родителей и воспитателей PDF
- Те, кто искали эту книгу – читают
- Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
- Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ учебно-методическое пособие по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Надежда Новоторцева — Развитие речи детей
Надежда Новоторцева — Развитие речи детей краткое содержание
Развитие речи детей — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Июль — страдник
В цвету трава — косить пора.
Гром гремит долго и не резко — к ненастью; если же отрывисто и непродолжительно — будет ясно.
Сильная роса — к ведру, сухорос — к дождю.
Август — жнивень
Дождливое лето хуже осени.
Хлебород — перед строгой зимой.
Появились опенки — лето кончилось.
Летом ведро воды — ложка грязи; осенью ложка воды — ведро грязи.
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун — ее годовалый сын — медвежья нянька.
Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Что увидел охотник в лесу? Почему он испугался и влез на дерево? Кто вышел из чащи леса? Кого из медведей называют пестуном? Расскажите, как пестун купал двух веселых медвежат. Как вели себя медвежата во время купания? Как подействовала холодная ванна на медведей?
КОЛОКОЛЬЧИК
Неказистый, неприметный,
Он качает головой,
Не серебряный, не медный
Колокольчик голубой.
Колокольчик молчаливый —
Этот маленький цветок,
Перезвоны, переливы
Не разносит ветерок.
Е. Ильин
Подумай над значением слов «КОЛОКОЛЬЧИК», «КОЛОКОЛ».
Составь предложения со словосочетаниями «ГОЛУБОЙ КОЛОКОЛЬЧИК», «МЕДНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК».
ОДУВАНЧИК
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер — шапки нет!
Л. Аграчева
Какого цвета пышная шапка у одуванчика? А молодой одуванчик какого цвета?
МАК
Только солнышко взойдет —
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь —
А у цветка
Больше на два лепестка!
Е. Фейерабенд
ШМЕЛЬ
Шмель,
Тяжелый,
Полосатый,
Целый день
Летал в саду.
Он не просто так
Летал,
Он цветы в саду
Считал.
Он ворчал:
— Трудна работа.
Ведь цветам в саду
Нет счета!
Е. Фейерабенд
РАЗГОВОР С ЖУКОМ
— Эй, жук!
Мой друг!
Расскажи, где ты живешь?
Что нас в гости не зовешь?
Ты себе построил дом?
— А зачем мне строить дом?
Я живу под лопухом!
Он и крыша, и навес.
Если жарко — в тень залез,
Если дождик — я исчез.
Хорошо под лопухом!
Мой лопух — аэродром!
Широка его ладошка,
Будто взлетная дорожка!
Посмотри, я зажужжал.
Я завелся! Побежал.
И — взлетел! И — лечу!
И лечу, куда хочу-уууу!
М. Вехова
Паук усиленно плетет сети — к сухой погоде.
Паук забился в угол — к ветру.
Лягушки расквакались — к непогоде.
Ласточки летают низко — перед дождем.
Вечером сильно стрекочут кузнечики — к хорошей погоде.
На кустах акации много пчел — перед дождем.
Сильная роса — к ясному дню.
Радуга вечером — к хорошей погоде.
Радуга утром — к дождю.
Какие народные приметы предвещают непогоду, дождь? Назовите приметы хорошей, ясной погоды.
Лесные происшествия осенью
Сентябрь — хмурень
Вешний дождь растит, осенний гноит.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая.
Октябрь — грязник
Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.
Если в октябре лист с березы и дуба опадает не чисто — жди суровой зимы.
Много желудей на дубу — к лютой зиме.
Кроты и мыши делают большие запасы — к суровой и снежной зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Ноябрь — листогной
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.
Куры начинают линять рано осенью — к теплой зиме.
Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют — на холодную зиму, оставляют его открытым — к теплой зиме.
ПРЯЧУТСЯ.
Холодно становится, холодно!
Прошло красное лето.
Стынет кровь, вялыми становятся движения, одолевает дремота.
Хвостатый тритон все лето прожил в пруду, ни разу не вылез из него. Теперь вскарабкался на берег, побрел в лес. Нашел гнилой пень, скользнул под кору, свернулся там в клубочек.
Лягушки, наоборот, скачут с берега в пруд. Ныряют на дно, забиваются поглубже в тину, в ил. Змеи, ящерицы прячутся под корни, зарываются в теплый мох. Рыбы стаями громоздятся в омутах, в глубоких подводных ямах.
Забрались в щелочки, скважинки коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы—выходы своего высокого стовратного города. Забрались в самую глубину его, жмутся там в кучи, потесней, — застывают так.
Голодно становится, голодно!
Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая, — зверям, птицам. Лишь бы пища была: поел — словно печечку в себе затопил.
Источник
Речевая гимнастика для дошкольников. Книга для родителей и воспитателей PDF
Те, кто искали эту книгу – читают
Эта и ещё 2 книги
за 299 ₽
Артикуляционная (речевая) гимнастика – одно из эффективных средств формирования правильного произношения и коррекции речевых дефектов. Пособие для воспитателей и родителей включает занимательный материал по формированию у детей правильного произношения звуков. Рекомендации автора помогут организовать взрослым занятия с детьми, имеющими возрастные особенности произношения, в интересной форме. Комплексы артикуляционных упражнений могут быть использованы в работе по устранению дефектов звукопроизношения.
Недавно знакомые посоветовали воспользоваться сайтом ЛитРес. Зашла, посмотрела, была приятно удивлена – сколько здесь всего нужного. Я работаю в школе учителем, поэтому книга – мой главный помощник. Очень удобно – не выходя из дома можно найти практически любую книгу.
В настоящее время очень много детей с дефектами речи. А здесь мне попалась очень хорошая книга, которая поможет мне в работе с детьми с дефектами речи. Думаю, что на родительском собрании порекомендую ее и родителям. В ней очень хорошо представлен материал, который поможет решить проблему. Большое спасибо и авторам и сайту за такую книгу и кстати недорого.
Источник
Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
учебно-методическое пособие по логопедии
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» — включает в себя тематический план, список литературы, вопросы, задания для самостоятельной и творческой работы. Программа развития речи детей и методические рекомендации к ней могут быть использованы педагогами, дефектологами, логопедами специальных коррекционных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novotortseva_n_v_metodika_razvitia_rechi_u_negovoryaschikh_detey.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
ББК 74. 35 р 30 Печатается по решению
совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие . — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» — включает в себя тематический план, список литературы, вопросы, задания для самостоятельной и творческой работы. Программа развития речи детей и методические рекомендации к ней могут быть использованы педагогами, дефектологами, логопедами специальных коррекционных учреждений.
Рецензент: Л.В Байбородова, доктор пед наук,
профессор, зав. кафедрой педагогических технологий
© Н.В Новоторцева, 1999
Закономерности усвоения языка ребенком
Этапы развития речи ребенка в норме.
Критические периоды в развитии речи
Связь общего психического развития ребенка с речевым развитием
Особенности речи детей с нарушенным интеллектом
Родной язык как фактор развития и воспитания
Функции речи. Развитие форм речевого общения у детей
Развивающий потенциал речевой среды и его
использование в педагогической работе
Задачи развития речи, средства обучения,
Основные направления коррекционно
Содержание работы по развитию речи
Игры в логопедической и коррекционно-
развивающей работе с детьми
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
1.Проверьте, как вы овладели терминологией, используйте «Словарь-справочник по дефектологии»: олигофрения, умственная отсталость, дебильность, имбецильность, идиотия, алалия, афазия, дизартрия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития.
2. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого дошкольника (имбецила).
3.Раскройте ваше понимание этиологии недоразвития речи.
4.Объясните термины: алалия, аграмматизм, коммуникация, экспрессивная речь, импрессивная речь, парафразия, моторная речевая зона, сенсорная речевая зона.
5.Раскройте ваше понимание комплексного подхода в работе по преодолению недоразвития речи.
6.Дайте сопоставительную характеристику речи нормального и умственно отсталого ребенка.
7.Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит». Обсудите ее с педагогами и студентами.
8.Дайте советы родителям по развитию речи «безречевого» ребенка.
9.Покажите на примерах возможность и эффективность использования различных видов деятельности в развитии речи детей.
10. Подберите речевой и дидактический материал по темам.
11.Организуйте со студентами попарные игровые действия, имитирующие аналогичную работу с детьми.
12. Подберите игры для работы с детьми конкретно по темам.
13. Составьте конспект занятия по указанной преподавателем теме.
14. Составьте перечень игр для формирования связной диалогической речи у детей.
15.Перечислите возможные виды коллективной работы для формирования речевых коммуникативных умений у детей.
16. Продумайте игровые приемы к заданиям разной степени сложности (по указанной теме).
17. Приведите примеры индивидуального подхода к детям в работе по развитию речи.
18. Подберите лексический материал (по указанной теме).
19.Подберите наглядный раздаточный и демонстрационный материал (к указанному занятию).
20. Перечислите виды работы по развитию связной речи у детей.
21. Раскройте особенности, последовательность и задачи лексической работы с детьми.
22. Раскройте последовательность и основные приемы формирования грамматического строя речи у детей.
23. Определите последовательность и основные приемы развития просодии речи у детей.
24. Перечислите основные средства развития звукового строя речи у детей.
25. Определите основные направления коррекционного обучения безречевых детей.
Характеристика недоразвития речи у детей
с глубокими нарушениями интеллекта
Известно, что большая часть умственно отсталых детей поступает в детские дома, специальные дошкольные учреждения без речи. Речь же говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико-грамматического строя, нарушении звукопроизношения, несформированности смысловой стороны. Это объясняется первичным интеллектуальным дефектом, отсутствием необходимых предпосылок развития речи. У детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, отсутствует потребность в общении.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в большей мере, чем нормально развивающиеся, в целенаправленном обучении. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в дошкольном возрасте, у них практически не происходит. У этих детей отмечаются патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности; замедленный темп, нарушение целостности, меньшая дифференцированность восприятия; сниженная активность, некритичность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления; замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания; малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость; недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталого ребенка.
В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.
Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях: 1) создание предпосылок речевого развития, 2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.
Основные средства осуществления программы
развития речи у неговорящих детей
К средствам развития речи детей можно отнести любую деятельность, которую направляет, планирует и которой руководит взрослый. Это обучение, игра, бытовая и повседневная деятельность, труд, восприятие произведений искусства, наблюдение, экскурсии, праздники и развлечения и др.
Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития у детей познавательных способностей, усвоение ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словарного запаса, формирования речевых умений и навыков. Основная форма обучения — занятие . По дидактическим целям выделяют такие типы занятий :
— занятия по сообщению нового материала;
— занятия по закреплению умений и навыков;
— занятия по обобщению и систематизации знаний;
— итоговые, проверочные занятия;
Общие дидактические требования к занятиям
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.
2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения.
3. Оптимальная интенсивность нагрузки.
4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.
6. Связь содержания занятия с жизнью, опора на опыт детей.
7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.
8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.
9. Эмоциональный положительный фон занятия.
10.Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным подходом.
11.Применение разнообразных форм закрепления материала на занятии и в другой деятельности.
12. Речевая активность каждого ребенка.
13. Учет результатов занятия.
Не всякий программный материал по развитию речи может быть преподнесен путем обучения на занятии. Большая группа словаря — бытового, природоведческого характера и др. — легче усваивается в практической деятельности. Обучение сочетается с другими средствами развития речи: это предметная и игровая деятельность, самообслуживание, ручной и хозяйственно-бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная деятельность. Эти виды деятельности являются эффективным средством формирования навыков речевого общения, активизации словарного запаса разговорной речи. Естественные жизненные ситуации, понятные ребенку, способствуют развитию его речевой активности, самостоятельным высказываниям, формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Следует учитывать, что у умственно отсталых обучение развивается по тем же законам, как и у нормально развитых детей, но с очень большим опозданием. Дети не умеют общаться между собой, не испытывают в этом потребности. Это значит, у них отсутствуют коллективные виды деятельности, прежде всего — игра. Вначале устанавливается и развивается общение со взрослым, обращение с просьбами, выполнение элементарных поручений. Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности формируют предпосылки общения между детьми. Этим процессом необходимо специально руководить, создавать ситуации, требующие общения, подсказывать средства общения, помогать организовывать игры, совместную деятельность детей, не нарушать эмоциональную сторону общения
В работе по развитию речи применяются разные группы методов и в основном — в сочетании: наглядные (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ); практические (игра, практические действия, труд).
— повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое);
— вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые);
— оценка детской речи.
— показ предмета, движения, игрушки, картинки;
— показ с называнием;
— приемы работы с техническими средствами обучения (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).
Игра и рекомендации по ее использованию:
1. Игра должна быть доступна по содержанию и движениям, решать задачи коррекционного воспитания и обучения.
2. Игра должна быть интересна детям.
3. Игра избирается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.
4. Игра должна соответствовать программному материалу.
5. Перед проведением игры проводится подготовительная работа, направленная на уяснение правил, игровых действий, цели.
6. Педагог руководит игрой, оказывает детям дифференцированную помощь.
7. Большинство игр требует оснащения.
Система работы по формированию речи у неговорящих умственно отсталых детей предполагает использование разнообразных методов и приемов работы, дидактического наглядного материала, различных видов деятельности и ситуаций естественного общения.
Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом
Первый этап . Развитие понимания обращенной к ребенку речи .
— развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;
— учить предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи;
— учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
— формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям;
— вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;
— учить детей выражать желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на I этапе.
1. Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого
Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.
Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.
Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?
Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?
Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.
Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?
Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).
Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.
Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной картине.
Задание 12. Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.
«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне — бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».
2. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи
«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».
Естественные бытовые ситуации
Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)
Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)
Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)
Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)
Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)
Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)
3. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением
Задание 1. Научить детей узнавать игрушки по их описанию.
Задание 2. Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению
Задание 3. Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.
Задание 4. Учить узнавать предметы по назначению.
— Покажи, чем будешь есть суп.
— Покажи, чем будешь рисовать.
— Чем будешь чистить зубы?
— Что наденешь, когда пойдешь гулять?
— Чем будешь мыть руки? и т. п.
Задание 5. Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.
Задание 6 Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.
4. Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям
Задание 1. Стимулирование выполнения отраженных действий.
— Покажи, как зайчик прыгает.
— Уложим кукол спать.
— Оденем Катю на прогулку.
— Опусти шарик в коробку.
— Спрячь шарик в ладошках.
Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).
Задание 3. Куда упал мячик.
Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.
Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.
Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.
Задание 7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.
Задание 8. Нанизывание колец (4 — 5 крупных) пирамиды.
Задание 9. Бросание мелких предметов в жестяную коробку.
Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.
Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)
Задание 12. Чей одуванчик дальше улетит?
Задание 13. Угадай, на чем играю.
5. Развитие у детей подражательной речевой деятельности
«Угадай, кто кричит», «Громко — тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» — речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).
Задание 1 Изменение силы голоса по подражанию.
Задание 2. Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).
Задание 3. Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)-
Задание 4. Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)
Задание 5. Успокой куклу. Произношение звука А .
Задание 6. Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)
Задание 7. Улыбнемся Петрушке, (звук И )
Задание 8. Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)
Задание 9. Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)
Задание 10. Когда это бывает? (приметы времен года)
Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би. »)
Задание 12. Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Задание 13. Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)
Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков: а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г
— в звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).
6. Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложением
Задание 1. Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.
Задание 2. Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.
Задание 3. Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.
А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.
О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.
У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.
И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.
Задание 4. Вызвать двусложные предложения со словами: где, дай, на, вот, тут.
— Где мячик? — Вот мячик.
— Дай кису. — На кису.
Задание 5. Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:
дай пить идем домой
дай еще хочу пить
тетя идем хочу гулять идем гулять
Словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.
Второй этап. Обогащение словарного запаса у детей и его активизация
— расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;
— перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;
— учить произносить ударный слот в слове;
— учить строить обиходные словосочетания,
— учить употреблять однословные и двухсловные предложения;
— способствовать проявлению подражательной речевой деятельности без исправления со стороны взрослых
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на II этапе.
1. Расширение пассивного словарного запаса
Задание 1. Различение количества предметов (много -мало — один).
Задание 2. Различение величины предметов (большой — маленький).
Задание 3. Различение вкуса (сладкий — соленый).
Задание 4. Различение пространственного расположения предметов.
Задание 5. Различение предметов по их назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).
Задание 6. Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).
Задание 7. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.
Задание 8. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции.
б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка): возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане;
возьми обруч, подними его над головой, опусти, пролезь в него,
Задание 9. Различение утверждения и отрицания:
иди — не ходи закрой глаза — не закрывай
пей — не пей дыши — не дыши
Задание 10. Различение, к кому обращена просьба, к одному лицу или нескольким лицам.
— Дети, садитесь. И т. п.
Задание 11. Различение формы единственного и множественного числа существительных.
Возьми: шар — шары, мяч — мячи, цветок — цветы; книгу — книги, кубик — кубики; лист — листья; стул — стулья.
2. Активизация словарного запаса
Основные приемы: называние предметов, предметных картинок; выполнение просьб, поручений передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых педагогом слов, фраз с опорой на предмет или его изображение; название действий в повелительной форме, отраженное за педагогом, сопряженное с педагогом; хоровое и индивидуальное проговаривание слов.
Задание 1. Называть имена близких людей, предметы или предметные картинки:
— мама, папа, баба, тетя, деда, Тата, Ляля, няня, дядя;
— Нина, Вова, Валя, Ната, Тата, Таня, Оля, Аня, Катя, Лена;
— суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, пол, мяч, стул, хлеб, рот, лес;
— ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма;
— пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо;
— машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, панама;
— ягода, кубики, дерево;
- молоко, голова, сапоги, самолет.
Задание 2. Договаривание слов (зай — ка, гал -ка, ут -ка и т. п.).
Задание 3. Подскажи словечко (- Вова, вымой. ).
Задание 4. Объединение слов в двусложные предложения.
3. Выделение на слух и в произношении ударного слога
Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение голосом ударного слога.
Последовательность знакомства детей с ударением:
1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.
2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.
3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.
4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.
5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.
6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.
7. Трехсложные слова с ударением на последнем слоге: молоко, голова, самолет.
Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог слова, чтобы слово было узнаваемым.
4. Построение и употребление обиходных словосочетаний
Задание 1. Научить детей объединять слова:
а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.
дай + мяч (шарик, грибок)
б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.
Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.
Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:
дай (хлеба, воды, зайку);
налей (супу, молока);
хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.
5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений
Задание. Употребление предложений типа:
а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.
б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.
в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.
г) Можно кушать? Можно идти?
д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.
Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную деятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.
6. Развитие речевой подражательности
Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.
Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении словаря и первых грамматических форм.
Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).
«Шоферы и строители», «Что мы делали — не скажем. », «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси — гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко — низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».
Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения
— научить понимать простые нераспространенные предложения;
— учить выполнять простые действия по речевой инструкции;
— учить понимать и строить словосочетания типа глагол в повелительном наклонении + существительное в винительном падеже;
— учить употреблять в речи словосочетания типа глагол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;
— учить употреблять в общении предложения типа подлежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;
— учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + сказуемое + обстоятельство;
— учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;
— учить некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов;
— учить воспроизводить слого-ритмическую структуру двусложных и трехсложных слов.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.
1. Развитие понимания простых нераспространенных предложений
Задание 1. Различение существительных, сходных по звучанию.
Где? крыша земля стол палка
крыса змея стул полка
Задание 2. Различение глаголов, сходных по звучанию:
Кто купается, а кто катается.
Кто копает, а кто покупает.
Кто сидит, а кто стоит.
Задание 3. Различение названий действий по ситуации:
моет — умывается — стирает
лежит — спит пишет — рисует
шьет — вяжет строит — чинит
Задание 4. Различение названий действий с противоположным значением:
застегни пальто (расстегни);
сними шапку (надень);
открой коробку (закрой) и т. п.
Задание 5. Различение единственного и множественного числа существительных.
Возьми кубик (кубики), шар (шары), карандаш (карандаши).
Задание 6 Различение единственного и множественного числа глаголов (по картинкам).
Мальчик спит, бежит — бегут идет — идут сидит — сидят стоит — стоят
Дети спят, летит — летят лежит — лежат везет — везут едет — едут
Задание 7. Различение рода глаголов пропущенного времени (Картинки куклы — мальчика и куклы — девочки).
Женя упал. — Женя упала.
Женя встал. — Женя встала.
Саша подмел пол. — Саша подмела пол.
Задание 8 Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине Ответы на вопросы.
2. Выполнение поручений по речевой инструкции
Задание 1. Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений.
— Покажи карандашом ручку.
— Покажи ручкой карандаш.
Задание 2. Выполнение действий с целью различения предложных конструкций.
— Возьми карандаш, который лежит в коробке (около коробки, на коробке).
— Поставь игрушку на стол (в шкаф, на полку).
— Достань мяч из-под шкафа (из шкафа) и т. п.
Задание 3. Выполнение поручений с целью закрепления прилагательных-антонимов.
— Большой мяч дай Вове, а маленький Тане.
— Узкую ленточку дай Маше, а широкую — Оле.
(длинный — короткий, низкий — высокий, толстый — тонкий).
Задание 4. Научить понимать значения слов, отражающих пространственные отношения, вниз (внизу) — вверх (вверху) далеко — близко вперед (впереди) — назад (сзади).
— Кто спускается вниз по лестнице?
— Кто поднимается вверх?
— Встань впереди Саши.
— Сделай шаг назад.
3. Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь
Задание 1. Выполнение инструкций педагога в работе с картинками.
— Покажи большой дом (маленький).
— Где узкая тропинка? (широкая дорога)
— Где летний день? (морозное утро)
— Покажи аккуратного мальчика (неряшливую девочку) и т. п.
Задание 2. Ответить на вопрос с опорой на картинку.
Яблоко какое? Лимон какой?
Конфета какая? Игрушки какие?
Задание 3. Беседа по вопросам.
— Какая сегодня погода?
— Какой сегодня день?
— Когда бывают такие дни?
Задание 4. У кого какие детеныши?
Щенок у . Мышонок у .
Котенок у . Цыпленок у.
Козленок у . Теленок у .
Задание 5. Где что покупают?
(булочная, киоск, аптека, почта).
Задание 6. Чьи это вещи?
Книга девочки. И т. п.
Задание 7. Угадай, чьи это хвосты.
Хвост лисы. Хвост коровы.
Хвост петуха. Хвост лошади.
Задание 8. Угадай дерево по листочку.
Это лист дуба (березы, клена, рябины).
Задание 9. Игра «Передай ключ».
— Я даю ключ Тане.
4. Развитие понимания простых глагольных сочетаний и введение их в активную речь
Задание 1. Ответы на вопросы по картинкам.
— Что делают дети?
(собирают грибы, полют грядки, поливают цветы и т. п.)
Задание 2. Ответы на вопросы по картинкам.
(маму, бабушку, врача, мальчика и т. п.)
(арбуз, книгу, яблоко и т. п.)
Задание 3. Закончи предложение.
Мама шьет . Дети ловят . Ученик решил .
Мальчик строит. Брат купил . Врач лечит .
Соня пишет . Повар готовит .
Задание 4. Назови свои любимые занятия.
— Я люблю читать (книги)
— Я люблю смотреть .
— Я люблю слушать .
— Я люблю рисовать …
Задание 5. Нарядим игрушечную елку.
Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов: вверху, внизу, далеко, спереди, сзади, справа, слева, вблизи, вдали.
Задание 6. Закончи фразу.
Конь бегает (как?).
Собака лает (как?) .
Мышка пищит (как?) .
5. Учить пониманию и употреблению простых распространенных побудительных предложений
Задание 1. Выполнение поручений, действий по словесной инструкции
— Женя застегни пальто.
— Катя, расстегни кофту.
— Коля, сними шапку.
— Надя, надень шапку.
Задание 2. Научить обращаться с просьбой.
— Мама, дай мне куклу.
— Маша, дай большую машину.
(Произношение звуков, слоговая структура слов остаются несовершенными: «Мама, дай басую масыну»)
Задание 3. Различение противоположных по значению действий:
Задание 4. Научить отдавать «команды» куклам, игрушкам, товарищам.
— Петя, сиди тут и пой.
— Филя, ищи зайку, зови зайку.
Задание 5. Различение единственного и множественного числа существительных. Выполнение действий, обращения к сверстникам.
— Петя, вымой руки.
Задание 6. Загадай желание и скажи, что ты хочешь.
6. Учить пониманию и употреблению простых повествовательных предложений
Задание 1. Ответить на вопросы по картинкам:
— Кто несет ведро?
— Кто вяжет кофту?
— Кто строит башню?
— Кто чинит машину?
Задание 2. Игра «А у вас?»
Педагог: «У меня корзина с яблоками. А у вас?»
Дети: И у нас корзина с яблоками.
— У меня ваза с цветами. А у тебя?
— У меня ваза с цветами.
Задание 3. «Что нужно». Ответы на вопросы.
— Чем ты играешь? (Я играю кубиками)
— Чем ты моешь руки? И т. п.
Задание 4. Закончить предложения.
— Конь бегает как?
— А черепаха ползает как?
— Собака лает как?
— А мышка пищит как?
7. Обучение пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения
Задание Г. «Передай другому». Дети в кругу. Взрослый начинает игру.
- Я даю ключ Тане.
- Таня: Я даю ключ Васе.
- Вася: Я даю ключ Ане.
Задание 2. Инсценировка потешки.
Белка. На тележке я стою
И орешки продаю,
Подходи, не зевай,
Только имя называй.
Задание 3. Подобрать и изменить слово (опора на картинку).
вилка лейка воротник суп
крючок нитка карандаш палки
одеяло полотенце молоко блюдце
а) вытираться, есть, поливать, вязать, резать, укрываться;
б) тарелка с . пальто с . лыжи с . коробка с . бутылка с . чашка с .
Игры : «Кому что?», «Чьи это вещи?», «Где что находится?», «Где хранят вещи?», «Кто где живет?», «Для кого подарки?».
8. Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов
Задание 1. «Как растут слова?»
вода водичка водяной
лес лесок лесной
хлеб хлебушек хлебный
звон звонок звонкий
снег снежок снежный
гриб грибочек грибной
Задание 2. «Большой — маленький»
У кого рука? У кого ручища?
У кого зубы? У кого зубищи?
Где дом? Где домик? Где домище?
Задание 3. Назовите детенышей.
— У курицы цыпленок.
— У мишки медвежонок.
Задание 4. Закончи предложение названием детеныша.
— У лисы родились .
— У ежика появились .
— У белки маленькие .
Задание 5. «Из чего?» «Какой?»
Стакан из стекла. Какой стакан?
Сумка из кожи. Какая сумка?
Блузка из ситца. Какая блузка.
Задание 6. «У меня и у куклы».
Закончить предложение по образцу:
— У меня лицо, а у Кати? Личико.
— У меня рука, а у Кати? Ручки.
— У меня ноги, а у Кати? Ножки.
Задание 7. «Что? Где?»
Это хлеб. Где хранится хлеб?
Это сахар. Где хранится сахар?
Это конфеты. Где хранятся конфеты?
Задание 8. Работа с приставочными глаголами.
9. Практическое освоение слогоритмической структуры двусложных и трехсложных слов
Задание 1. Повторение слогов в потешках .
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую!
Ду — ду — ду да ду — ду -ду,
Задание 2. Произнесение слогов в указанном ритме.
Дада — дада дадада — да и т. п.
Задание 3. Произнесение слога столько раз, сколько услышат ударов.
Задание 4. Отраженное произнесение слоговых рядов.
да — да та — та — та
ДУ — ДУ — ДУ на — на
Задание 5.Сохранение ударного слога в словах типа:
б) Аня, Коля, Маня;
в) ухо, каша, шуба;
г) коза, лицо, лиса;
д) малина, собака;
ж) голова, сапоги.
Четвертый этап . Обучение активному использованию синтаксированных распространенных предложений
— освоение порядка слов в простом предложении;
— распространение простых нераспространенных предложений дополнениями;
— распространение простых нераспространенных предложений определениями;
— распространение простых нераспространенных предложений обстоятельствами;
— употребление простых предложений с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями);
— употребление повествовательных и вопросительных предложений.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на IV этапе.
1. Употребление в практике общения повествовательных и вопросительных простых предложений
Задание 1. Ответы на вопросы.
— Что вяжет бабушка?
— Кому бабушка вяжет .
— Что рисует Коля?
— Чем Коля рисует . И т. п.
Задание 2. Распространить предложения, последовательно отвечая на вопросы.
— Кому мама шьет платье?
— Какое платье шьет мама дочке?
Задание 3. Ответить на вопросы по картинкам «Куда идут люди?»
Задание 4. Составление предложений с помощью игрушек и картинок.
Задание 5. Задай вопрос товарищу. Спроси воспитателя.
2. Освоение порядка слов в простом предложении
Задание 1. Ответы на вопросы по картине и составление предложения.
Кто это? Что делает? Чем делает?
Кто это? Что делает? Как делает?
Задание 2. Исправить ошибки
— Коза принесла корм девочке.
— Луга затопили реку.
— Земля освещает солнце.
— Мышка больше кошки.
Задание 3. Дополнить предложения.
— . катаются на санках.
— . купаются в реке.
3. Распространение простых нераспространенных предложений дополнениями
Задание 1. Закончить предложения.
— Дети катаются на . .
— Девочка играет на . .
— Ребята купаются в .
— Дети пошли в лес за . .
Задание 2. «Чем?» Дополним словом.
Папа рубит дрова . .
Задание 3. Кому что нужно?
4. Распространение простых предложений определениями
Задание 1. Составление словосочетаний.
Задание 2. Составление предложений со словосочетаниями.
Ранняя весна, густой лес, быстрая речка, сочная и крупная морковь, прохладный день.
Словосочетания подбираются с учетом темы занятия. Желательно составлять предложения на одну тему, чтобы приблизить детей к составлению рассказа.
Задание 3. Работа с текстом. Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?, используя словосочетания. Тексты подбираются с учетом возможностей восприятия их детьми.
Голубая пора. Март
У каждого месяца свой цвет. Январь — белый, июнь — зеленый, а вот март — голубой. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени, как синие молнии. Голубая даль, голубые льды, голубые на снегу следы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далекого леса. Весь мир голубой!
Задание 4. Дополнить предложения словами по вопросам: какой? какая? какое? какие?
В ручье (чистая) вода: (красная) ягода смотрит из травы. На (хороший) цветок и пчелка летит. Детям дали (новый) мяч.
5. Распространение простых предложений обстоятельствами
Задание I. Закончить предложение.
— Листья падают (откуда?).
— Птицы улетают (куда?).
— Льют дожди (когда?) .
— Яблоки собираются (где?) .
— Девочка поет (как?) .
Задание 2. Продолжите предложение.
— Вчера было холодно, а сегодня .
— Вчера был вечер, а сегодня .
— Вчера было пасмурно, а сегодня .
Задание 3. Составление словосочетаний и введение их в предложения.
читать как? (наречие в качестве признака действия)
Задание 4. Составление словосочетаний с наречиями времени и введение их во фразовую речь. Используются наречия: вчера, давно, долго, вначале, днем, вечером, утром, завтра, рано, весной, зимой, осенью, сегодня, тогда, теперь и т. п.
Задание 5. Составление глагольных словосочетаний с наречиями места и использование их во фразовой речи.
Наречия места: справа, слева, вверху, вниз, вверх, направо, налево, назад, вперед, здесь, тут, там, возле, где, куда, откуда, оттуда.
В работе по активизации во фразовой речи наречий используются поручения, выполнение действий по словесной инструкции, отчет о выполненном действии. Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, прочитанному рассказу, дидактические игры, сюжетная игра, а также другие приемы работы.
6. Употребление в речи простых предложений с однородными членами (использование перечисления предметов, лиц, действий, качеств)
В работе по введению в устную речь различных однородных членов используются следующие приемы:
— отчет о проделанной работе, выполненных поручениях;
— ответы на вопросы по картине;
— беседа по прочитанному тексту;
— ответы на вопросы по следам наблюдения, экскурсии;
— рассказ по памяти.
Подвести детей к использованию в речи предложений типа:
С однородными подлежащими . На празднике были мальчики, девочки, воспитатели.
С однородными сказуемыми . На новогоднем празднике мы пели, плясали, играли.
С однородными дополнениями . Дед Мороз нам подарил игрушки, книжки, конфеты.
С однородными обстоятельствами . На празднике нам было хорошо, радостно, весело.
С однородными определениями . Утренник был веселый, интересный.
Пятый этап . Практическое освоение детьми морфологической стороны речи
-обучение первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов;
— практическое освоение категории рода и числа имен существительных;
— практическое освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени;
— предупреждение и исправление ошибок словоизменения;
— закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на V этапе.
- Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов
В работе используются дидактические игры, упражнения, выполнение поручений, беседа в ходе предметной и продуктивной деятельности. В устной речи, в общении закрепляются падежные формы, предложные конструкции.
Задание 1. Составление словосочетаний.
Читать что? Решить что?
Уважать кого? Любить кого?
Лепить кого? Рисовать что?
Задание 2. Составление словосочетаний и предложений по вопросам.
— поймали, встретились, бегут;
— на лыжах, зайчонка, лесником.
Задание 3. Выполнить действия. Ответить на вопросы.
Положите книги на стол. Где лежат книги?
Возьмите книги. Откуда взяли книги?
Положите книги в стол. Где они сейчас?
Возьмите их. Откуда взяли книги?
Задание 4. Построиться по указанию педагога.
Нина за Таней И т. п.
Ответить на вопросы:
За кем стоишь? Перед кем?
Впереди кого стоишь?
Позади кого стоишь?
Задание 5. Закончить предложения
Дети идут . (в школу)
Девочки и мальчики купаются .
Мальчики идут (по дороге)
Задание 6. Исправить ошибки.
Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.
- Освоение категории рода и числа существительных
Категория рода существительных обозначает их принадлежность к разряду слов, который отличается особенностями согласования с другими словами. Поэтому основной задачей является научить детей согласованию в роде.
Задание 1. Подобрать определения к существительным.
Подул . ветер. Набежало . облако. Поднялась . пыль. Пошел . дождь. Сверкнула . молния. Загремел . гром.
Задание 2. Составить предложения.
море, волна, толпа шумело, шумела
река, люди, лес шумели, шумел
Задание 3 Задать вопрос к словам.
Вода, чай, суп, каша, лекарство, кисель, сок — какой? какая? какое?
Задание 4. Дидактическая игра «Чья игрушка?»
Подобрать слова мой, мои, мое, моя к существительным: конь, кубики, машина, кукла, заяц, карандаши, мозаика, мишка, зеркало, домино, лото.
- Освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени
В работе используются ответы на вопросы по картине, по прочитанному тексту, к глаголам в предложении; выполнение поручений, действий и словесный отчет о них; рассказы на основе наблюдений, экскурсий, прогулок; подготовительные и неподготовленные беседы с детьми. В итоге дети учатся отвечать на вопросы: Что делает? Что делают? Что делал (делала, делали)?
Правильное употребление глаголов закрепляется в ролевых играх, диалогах, инсценировках, в естественных ситуациях общения.
Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.
Задание 2. Дидактическая игра «На птичьем дворе», «Летом в деревне».
Задание 3. Учить подбирать глаголы к существительным.
Примерный лексический материал:
Мальчик — читает, пишет, лежит, дерется и т. п.
Девочка — шьет, вяжет, печет, вышивает и т. п.
Собака — . , ручей — . , солнце — . , ветер — . .
4. Предупреждение и исправление ошибок словоизменения
В работе имеет значение образец речи педагога. Исправление недочетов должно быть ненавязчивым. Следует учить детей подмечать недочеты в своей речи и речи сверстников, стремиться говорить правильно.
Задание 1. Учить образовывать множественное число существительных и правильно использовать в предложениях.
Стул — стулья пень — пни
дерево — деревья лев — львы
лист — листья лоб — лбы
крыло — крылья улей — ульи
Задание 2. Учить употреблять существительное множественного числа в родительном падеже.
дело — дела — дел
белка — белки — белок И т. п.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Задание 3. Учить употреблению предложных конструкций (из, за, над, под, через, из-под, из-за).
из Грач вылетел из гнезда. Дети выбежали из леса.
за Юра спрятался за стол. Оля зацепилась за сучок.
над Над столом висит лампа. Над озером летают птицы.
- Закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных
Задание 1. Учить правильно употреблять приставочные глаголы.
Источник