- Как проводить гимнастику с ребенком 5 месяцев?
- Что малыш уже умеет?
- Что предстоит освоить в ближайшее время?
- С чем сочетать упражнения?
- Когда нужно проводить гимнастику?
- Комплекс упражнений
- Комплекс упражнений и массажа для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
- Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине
- Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе
Как проводить гимнастику с ребенком 5 месяцев?
Ежедневная гимнастика для 5-месячного ребенка становится еще более полезной, чем была ранее. В этом возрасте малыш активно осваивает целенаправленные движения, чувствует, что с помощью движения может получить какое-либо удовольствие – схватить яркую игрушку, услышать мелодичный звук качнувшейся неваляшки, дотянуться до пустышки, затянуть в рот заинтересовавший его предмет. Эти целенаправленные движения и следует поощрять во время проведения гимнастики.
Что малыш уже умеет?
В 5 месяцев дети умеют выполнять следующие движения:
- переворачиваться со спины на живот и обратно;
- тянуться за игрушкой, брать, удерживать и бросать ее;
- тянуть в рот большой палец ноги, придерживая ногу одной или обеими руками;
- брать двумя пальчиками мелкие предметы и тянуть их в рот;
- сидеть в позе лягушки при поддержке взрослого;
- уверенно опираться на прямые ноги при поддержке взрослого, отталкиваться ногами и «подпрыгивать» с помощью взрослого.
Что предстоит освоить в ближайшее время?
Пришло время для формирования умения ползать на животе и умения самостоятельно садиться. Научившись ползать, грудничок приобретает некоторую свободу передвижения, а научившись садиться – более широкий обзор и возможность полноценно пользоваться руками. Оба этих умения благоприятно сказываются на интеллектуальном развитии грудничка и на формировании его характера. Однако не стоит форсировать события.
Нельзя сажать ребенка более чем на одну минуту до того, как он научится самостоятельно садиться и произвольно падать на бочок из положения сидя.
Мышцы спины, пресса и шеи грудничка должны достаточно окрепнуть, чтобы создавать надежную поддержку для позвоночника. Это особенно важно для умения сидеть. Преждевременная статическая нагрузка на позвоночник может привести к его искривлению.
С чем сочетать упражнения?
Комплекс упражнений для 5-месячных грудничков рассчитан именно на укрепление опорно-двигательного аппарата, на улучшение координации движений и на профилактику плоскостопия. Однако следует помнить, что одновременно с физическим и физиологическим развитием грудничка происходит его тактильное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое и вербальное развитие. Поэтому гимнастические упражнения полезно сочетать с массажем и сопровождать разговором с ребенком.
При проведении массажа полезно читать малышу потешки, но во время гимнастики разговор скорее должен напоминать доверительную беседу с младенцем. Побуждая ребенка к какому-либо действию (например, оттолкнуться ножками от ладони взрослого), полезно называть это действие, а также называть имя малыша. В 5 месяцев грудничок уже способен запоминать слова и связывать их с конкретными действиями. После успешного выполнения действия ребенку надо предоставить устное и тактильное поощрение: похвалить словами, погладить, тем самым закрепляя в подсознании младенца ситуацию успеха.
Когда нужно проводить гимнастику?
Длительность гимнастики может варьироваться от 15 минут до получаса в зависимости от самочувствия и настроения малыша.
И гимнастику, и массаж можно проводить только при хорошем настроении ребенка, иначе особого толку от них не будет.
Следует отложить гимнастические упражнения, если грудничок плохо себя чувствует. Даже болезненное прорезывание зубов является противопоказанием для силовых упражнений. Легкий поверхностный массаж и упражнения на координацию движений можно продолжить по настроению и самочувствию младенца.
При повышенной температуре следует отменить гимнастику вообще.
Лучшее время для занятия гимнастикой – утром после пробуждения (легкий массаж, упражнения на координацию движений), примерно за час до обеда (силовые упражнения, массаж для улучшения пищеварения) и незадолго до сна перед вечерним купанием (согревающий поверхностный массаж, массаж лица, упражнения на координацию и мелкую моторику).
Комплекс упражнений
Все упражнения, которые вы выполняли с грудничком ранее, надо продолжить. Они по-прежнему актуальны. Но пришла пора добавить и несколько новых.
- Учимся садиться.
Положите грудничка на спинку. Вложите свои большие пальцы малышу в ладошки. Он обязательно ухватится за ваши пальцы, сжав кулачки. Слегка потяните вверх, помогая ребенку сесть. Первые несколько раз младенец будет просто держаться за ваши пальцы. Но довольно скоро он поймет, в чем дело, и с удовольствием будет помогать вам мышцами рук и пресса. Упражнение можно повторять 5-10 раз, пока малышу это нравится. За одно занятие можно сделать 2-3 подхода, перемежая их другими упражнениями и массажем.
- Упражнение для профилактики плоскостопия и укрепления мышц ног.
Для упражнения понадобится гимнастическая палка. Обхватите грудничка ладонями вокруг груди и поставьте на ножки так, чтобы палка проходила под сводом стоп. Выполните 5-10 приседаний, опирая ножки грудничка на палку. Это упражнение обычно не очень нравится грудничкам, поэтому кроху надо отвлекать разговором. После выполнения приседаний полезно сделать массаж «восьмерку» и стимулировать хватательный рефлекс на ножках.
- Учимся ползать на животе.
Положите грудничка на живот. Перед ним положите игрушку – для начала так, чтобы ему чуть-чуть не удавалось дотянуться до нее рукой. Привлеките внимание ребенка к игрушке. Согните его ножки в коленях и подставьте под стопы ладонь в качестве опоры. Слегка подтолкните малыша ладонью. Когда ребенок дотянулся до игрушки и взял ее, важно прекратить упражнение и вместе с малышом порадоваться его успеху. Ни в коем случае не забирайте игрушку, чтобы продолжить упражнение. Уже в этом возрасте ребенку полезно видеть, что его усилия приносят результат. В следующий раз положите игрушку подальше, чтобы нужно было сделать 2-3 толчка ногами. Когда грудничок хорошо научится толкаться двумя ногами, переходите к поочередным толчкам левой и правой ногой.
- Упражнения на первичное планирование действий.
Положите малыша на живот, перед ним чуть правее разместите яркую погремушку – так, чтобы малышу было удобнее дотянуться до нее правой рукой. В следующий раз положите погремушку слева. Довольно скоро малыш научиться определять, как ему легче добыть желанную игрушку. С большинством детей такое же упражнение можно выполнять и на ножки: возьмите ребенка подмышки спинкой к себе и поставьте на ровную поверхность, сбоку положите погремушку и привлеките к ней его внимание. Если малыш не потянулся ножкой к погремушке – не беда, некоторых детей это упражнение не привлекает с первого раза. Через пару недель можно попытаться снова. В дальнейшем можно располагать игрушку на большем расстоянии, чтобы стимулировать ребенка сделать несколько шагов.
Полезно включать комплекс гимнастических упражнений в режим дня ребенка, выполняя его ежедневно в одно и то же время. Это позволяет сформировать у малыша полезные условные рефлексы. Отдельные упражнения можно выполнять в любое время, главное – чтобы и вам, и ребенку это было приятно. Регулярные занятия гимнастикой оказывают чрезвычайно благотворное влияние на общее развитие грудничка.
Источник
Комплекс упражнений и массажа для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
В этом возрасте ребенок уже уверенно сидит, а его психическое и интеллектуальное развитие способствует началу движения малыша в пространстве — все чаще и проявлять интерес ко всему, что может попасть в поле его зрения. При этом малыш старается дотянуться до предметов, потрогать их. Примерно в середине этого возрастного периода становится актуальным ползание как метод познания мира и развития ребенка. Массажные приемы и гимнастические комплексы способствуют развитию этого столь необходимого умения. Вместе правильно сформировать поясничный изгиб позвоночника, что в будущем сыграет огромную роль в развитии и закреплении гармоничной осанки.
Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине
Массаж рук. В этом возрасте к описанному в комплекс 1 и 2 массажу рук в виде поглаживания и растирания добавляются приемы разминания. Разминания выполняются одной или двумя руками, медленно и неторопливо. Возьмите руку ребенка в свою так, чтобы его пальцы обхватили ваш большой палец, а подушечками пальцев свободной руки выполняйте глубокие спиралевидные движения вдоль предплечья и плеча, по направлению от кисти к туловищу. Сделайте 2-3 тура, захватывая все поверхности рук (внешнюю, внутреннюю, боковые). На внутренней поверхности нажим необходимо уменьшать в связи с повышенной чувствительностью кожных покровов.
Другой прием, активно используемый для разминания на руках и ногах в этом возрасте, — валяние. Для его выполнения, разместите руки на предплечье или плече ребенка, обхватив их ладонями. Проводите смещение кожи и подлежащих тканей в разные стороны без интенсивного нажима, постепенно продвигаясь от кисти к плечу. Необходимо выполнить 3-4 тура (рис. 1).
Разминания способствуют укреплению мышечной ткани, выведению из мышц накопившихся продуктов обмена, стимулируют развитие волокон. По своей эффективности разминания приближаются к пассивной гимнастике.
Обычно проведение массажа рук заканчивают в возрасте 5,5-6 месяцев, так как в это время ребенок достаточно активно работает руками сам, а необходимость регулировать мышечный тонус и укреплять мышцы отпадает связи с большой нагрузкой, приходящейся на мышцы рук.
Скрещивание рук на груди с фиксацией и вытягиванием. Упражнение уже описано во втором комплексе, но в этом возрасте оно выполняется несколько усложненным, так как в него вводится элемент суставной гимнастики — легкое растяжение плечевого сустава. Захватите руки ребенка в свои руки (большой палец вложите в ладошку), разведите в стороны. Слегка встряхнув ручки в разведенном положении, скрестите их на груди малыша и приподнимите его над столом со скрещенными руками. Опустите ребенка на стол, снова разведите руки и слегка вытяните их в направлении от грудной клетки. Сделайте 2-3 повторения в 4 месяца и постепенно доведите количество повторений до 6-8 в семь месяцев (рис. 2).
Попеременное подтягивание за руки. Возьмите ребенка за одну руку, приподнимите его плечевой пояс над столом, затем плавно опустите малыша на стол. Поменяйте руку и проведите упражнение снова. Всего можно сделать 3-5 повторений для каждой руки (рис. 3).
Упражнение укрепляет суставы рук, незначительно растягивает связки, увеличивая объем движений в суставах, укрепляет мышечные волокна.
Потягивание суставов рук вверх и вниз. Это упражнение имеет отношение к суставной гимнастике для плечевого сустава. Возьмите руку ребенка за кисть, два пальца другой руки положите под мышку ребенка и аккуратно потяните малыша за ручку в направлении вдоль туловища вниз, одновременно придерживая его плечевой пояс под мышкой (рис. 4). Физиологическое действие упражнения такое же, как и у предыдущего.
Массаж живота. К массажу живота в этом возрасте добавляются разминания. После поглаживаний и растираний, описанных в комплексах 1 и 2, положите подушечки пальцев на область живота в правом нижнем углу и спиралевидными движениями слегка разминайте переднюю брюшную стенку, продвигаясь по часовой стрелке вокруг пупка. Движение выполняется неторопливо и мягко — так, чтобы не вызывать неудовольствия у малыша. Повторите прием 3-4 раза (рис. 5)
Разминание способствует напряжению и развитию мышц живота, которые впоследствии в комплексе с другими мышечными группами будут работать во время сидения, ходьбы, участвовать в поддержании осанки.
Скручивание грудного и поясничного отделов в стороны с поддержкой за ноги. Зафиксируйте ноги в слегка согнутом положении, придерживая их одной рукой. другой рукой возьмите малыша за кисть или плечо и аккуратно поворачивайте его на бок, не отрывая ног от стола. Повторите упражнение в другую сторону. Всего надо сделать 4-8 повторений.
Упражнение включает в работу практически все мышечные группы туловища, способствует развитию мышц брюшного пресса и спины, мягко растягивает связочный аппарат позвоночника и крупных суставов ног.
Присаживание с поддержкой за одну руку. Упражнение выполняется идентично присаживанию, описанному в комплексе 2, но поддержка ребенка осуществляется за одну руку. Возьмите ребенка за кисть одной руки и приподнимайте его над столом, словами и поддержкой, побуждая его присесть. Проделайте упражнение по 2-3 раза для каждой руки (рис. 6).
Упражнение укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, развивает вестибулярный аппарат, способствует привыканию ребенка к сидячему положению.
Массаж грудной клетки. Массаж грудной полностью описан в комплексе 2. В этом возрасте количество выполняемых движений несколько увеличивают (на 2-3), поэтому массаж занимает несколько больше времени.
Покачивание груди с удержанием таза (скручивание грудного отдела). Зафиксируйте таз ребенка одной рукой, слегка прижав его к столу. Вторую руку подведите под верхнюю часть груди снизу и выполняйте скручивание грудного отдела в стороны, не забывая фиксировать таз. Амплитуда движений должна быть небольшой, поворот осуществляется в направлении к центру.
Упражнение способствует развитию мышц и связок грудного отдела позвоночника, развитию дыхательной мускулатуры и межреберных мышц, активирует дыхательную функцию в целом.
Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, указательный и средний пальцы второй руки положите на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов). К поглаживанию добавляется разминание подушечкой большого пальца в области свода стопы и плюс не-фаланговых суставов (рис. 7).
Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия, подготавливает ребенка к процессу ходьбы.
Одновременное сгибание ног. Обхватите голени ребенка в нижней их части руками и прижимайте ножки малыша к животу, проводя сгибание в коленном и тазобедренном суставах. Сделайте 4-5 повторений (рис. 8). Упражнение развивает суставы и мышцы ног, укрепляет связочный аппарат нижней конечности.
«Велосипед». Известное всем упражнение представляет собой не что иное, как попеременное сгибание ног. Упражнение выполняется подобно предыдущему, с той разницей, что сгибание ног проводится попеременно — когда одна ножка малыша согнута, вторая остается прямой (рис. 9). Имеет такое же физиологическое действие.
Одновременный подъем ног. Обхватите ноги ребенка в области коленных суставов снизу. Поднимайте ноги вместе, проводя сгибание в тазобедренных суставах. Повторите движение 3-5 раз (рис. 10).
Упражнение активно развивает тазобедренные суставы. Его выполнение без консультации с врачом противопоказано при наличии проблем с тазобедренными суставами.
Потягивание ножек вниз. После выполнения предыдущего упражнения выполните незначительное растягивание ножек по направлению вниз, зафиксировав таз ребенка на столе. Этот элемент суставной гимнастики направлен на развитие и укрепление связочного аппарата ног, растяжение мышц (рис. 11).
Встряхивание ног. После проведения упражнений и массажа ног необходимо выполнить встряхивание ножек. Для этого обхватите ноги ребенка в области голени и делайте мелкие потряхивающие движения из стороны в сторону, вверх-вниз. Продолжительность встряхивания около 1 минуты.
Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе
Поворот со спины на живот без поддержки руками. Это хорошо известное упражнение в этом возрасте выполняется ребенком самостоятельно. Для стимуляции поворота можно привлечь его игрушкой или просто мягко и нежно попросить его перевернуться, несколько подтянув его (в 4-5 месяцев) за руку. Можно подкрепить свои слова легким поворотом таза и ног в нужную сторону (рис. 12).
Массаж спины с добавлением поколачивания. К массажу спины, описанному в комплексах 1 и 2, добавляются поколачивающие приемы. Обычно это легкое поколачивание мышц спины кончиками расслабленных пальцев. Прием проводится после разминания короткими отрывистыми движениями в течение 0,5-1 минуты. После поколачивания необходимо провести поглаживание спины (2-3 движения) (рис. 13).
Поколачивание хорошо и мягко тонизирует мышцы и нервные окончания спины и грудной клетки, способствует лучшей работе легочной ткани, обладает обезболивающим действием. Помните, что поколачивание в области почек не проводится.
Массаж ягодиц (пощипывание для повышения тонуса мышц). К описанному в комплексах 1 и 2 массажу ягодиц после разминания ладонью добавляется щипцеобразное разминание, выполняемое пальцами рук. Направление пощипывания (оно должно быть широким, чтобы не приносить ребенку неприятных ощущений) — от крестца вверх и в стороны. Всего делается 2-3 прохода, движения рук симметричные (рис. 14). Массаж заканчивается поглаживанием и точечным воздействием.
«Рыбка». Упражнение описано в предыдущем комплексе. В данном возрасте количество повторений можно довести до 3, удерживая ребенка по 5-6 секунд. Примерно после 6 месяцев актуальность его выполнения несколько снижается, хотя само упражнение очень нравиться детям.
«Самолет». Возьмите ребенка, сбоку подведя свои руки под его живот и грудь, и поднимите над столом. Задержитесь в таком положении несколько секунд. Постепенно увеличивайте количество повторений от 1 до 5. Такое же упражнение можно проводить в положении ребенка на спине (рис. 15). Упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы спины и живота, «освобождает» мышцы ног и рук.
«Пританцовывание». Возьмите ребенка под мышки, переведите в вертикальное положение и обоприте стопами на стол. Несмотря на то, что к этому времени угасает шаговый рефлекс, в таком положении ребенок будет переступать ногами на месте, как бы пританцовывая. Продолжите его движение вперед, смещая малыша от себя. Внимательно следите за тем, чтобы опора приходилась не на цыпочки, а на полные стопы (рис. 16). Упражнение готовит ребенка к ходьбе, укрепляет мышцы ног и спины.
Поворот со спины на живот. Повторите описанный выше поворот со спины на живот еще несколько раз (3-4).
Суставная гимнастика. Элементы суставной гимнастики для крупных суставов уже были включены в ранее описанные упражнения: в конце комплекса проводите гимнастику для всех остальных суставов так, как это описано в комплексе 2. Постепенно наращивайте объем движений и их количество, не забывая об осторожности.
Поглаживания ног. После активной работы с мышцами ног имеет смысл для успокоения ребенка сделать несколько проходов легкого поглаживания (3-4 тура на каждой конечности).
Полностью статья представлена в пособии
«Моя мама – мой первый учитель»
Серия «В помощь родителям»
Источник