2.2.6. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения.
Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.
Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть — выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении РУК, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево— прямо», «вправо—прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.
Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению и* в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.
После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения.
Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.
В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.
Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.
Н. И. Красногорский писал, что при последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкреп-ленные связи [28, с. 221].
Методика углубленного разучивания движений
Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя
словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращает внимание ребенка и на ошибки, предлагает определенные команды: «Ноги с места не сдвигать! Наклонитесь влево—вправо! Посмотрите на локоть согнутой руки!». Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.
На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог предлагает в зависимости от их сложности изменить исходное положение. Он просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Посмотрите, как выполняют упражнение дети, и скажите, кто правильно его выполнил. Что понравилось? Кто делал ошибки, какие?».
Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, наклоны влево и вправо. При этом ребенку дается план-схема: «Вспомни, какое исходное положение рук, ног; в какую сторону нужно наклоняться вначале: влево или вправо, в какую потом». Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению.
Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает исполь-
овать собственный двигательный опыт в повседневной жизни и трах. Методика закрепления и совершенствования движений
На третьем этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию.
На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, творческие задания. Ребенку предлагается внести изменение в упражнения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них. Для активизации творчества педагог предлагает ребенку придумать упражнение, в том числе имитационное. Ребенок показывает, а дети пытаются узнать, какое упражнение он придумал, кого изобразил. Ребенок придумывает веселого зайку, грустного петушка, маленького котенка, больную кошку и т.д., имитирует птичку в клетке, работу «дворников» у машины и многое другое. Интересны коллективные действия детей, когда они придумывают солнышко, забор, домик, клумбу, коллективные и индивидуальные скульптуры и т.д.
Таким образом, методика обучения движениям направляется на развитие творчества ребенка. Оно развивается на всех этапах обучения. На первом этапе ростки творчества наблюдаются при воспроизведении движения. Л. С. Выготский считал воспроизведение важнейшим компонентом творчества.
На втором этапе педагог побуждает ребенка к подбору вариантов упражнений, предлагая выбрать пособия для него; активизирует осознание ребенком возможности усложнения упражнений за счет смены исходных положений; выбора пособий и т.д.
Важную роль на этом этапе играет активизация представления ребенка о движении. Образы, предметы, сцены, события, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, вызываются идеомоторными представлениями. Представления могут носить обобщающий характер и относиться как к прошлому, так и к будущему. Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности: зрительные, слуховые, обонятельные. Преобразование идеомоторных представлений играет важную роль при решении мыслительных задач.
На третьем этапе обучения создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного.
Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А. В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой и другими педагогами.
Источник
Разучивание физического упражнения это
5.3.2. Этап разучивания техники физического упражнения
Общая задача этапа обучения – овладеть техникой физического упражнения до уровня умения эффективно выполнять двигательное действие в стандартных условиях под контролем сознания.
Частные задачи этапа обучения:
1) определить метод освоения движений;
2) научить военнослужащих в грубой форме выполнять упражнение в целом;
3) в процессе многократного решения двигательной задачи в стандартных условиях устранить ненужные движения, снять излишнее мышечное напряжение;
4) углубить знания техники физического упражнения, обеспечить понимание деталей техники и особенностей их выполнения;
5) довести осваиваемую систему движений (технику физического упражнения) до желаемой четкости в основном варианте ее исполнения.
Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В ходе разучивания начальные двигательные представления трансформируются в автоматизированные двигательные действия, обладающие необходимой устойчивостью и стабильностью. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности изучаемых упражнений применяются несколько способов разучивания [24; 54]: в целом, по частям, по разделениям, с помощью подготовительных упражнений.
В целом упражнение разучивается, когда оно несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно. Этот способ ценен тем, что при его использовании не нарушается общая структура движений и сохраняется связь между отдельными элементами. При целостном разучивании упражнения для облегчения самоконтроля за движениями по ходу исполнения двигательного действия целесообразно заранее определить необходимые узловые моменты: на какой зрительный ориентир нацеливаться, какое положение тела должно быть взято под контроль в определенный момент действия и т.д. В ходе первых попыток внимание обращается только на самые главные, решающие стадии двигательного акта, распределение усилий на многие объекты в данный период особенно затруднительно. При выполнении упражнений в целом военнослужащим может оказываться помощь со стороны, в том числе осуществляться «проводка по движению». Число повторений двигательных действий и интервалы отдыха между ними определяются возможностью обучаемых улучшить качество движений при очередной попытке, т.е. обеспечивать их оптимальную готовность к выполнению учебного задания.
По частям упражнение разучивается, если оно сложное и его можно разделить на отдельные элементы. Это облегчает деятельность центральной нервной системы, уменьшает затраты физических сил, способствует предупреждению существенных ошибок. Ведущим практическим методом в данном случае будет метод расчлененно-конструктивного упражнения. Расчленять действие на отдельные элементы нужно на основе квалифицированного анализа его техники так, чтобы выделить относительно самостоятельные части, применительно к которым можно было бы разработать логически завершенные двигательные задачи (учебные задания). В результате должна получиться система частных двигательных задач с возможно строгой последовательностью учебных заданий. Выделенные части должны соединяться друг с другом при первой возможности их верного совместного воспроизведения.
По разделениям упражнение разучивается, если оно сложное и его можно выполнять с остановками. Этот способ разучивания предполагает использование соответствующих словесных и наглядных методов обучения (особенно показа вместе с подсчетом, методов наглядно-звукового и проприоцептивного воздействия).
С помощью подготовительных упражнений двигательное действие разучивается, если его выполнить в целом нельзя из-за его трудности, а разделить на части невозможно. Использование подготовительных упражнений способствует развитию у обучаемых недостающих качеств, формированию у них умений выполнять отдельные элементы, сходные с элементами разучиваемого упражнения. Поэтому очень важно, чтобы эти упражнения в максимальной степени соответствовали характеру разучиваемых действий. Доводить степень выполнения подготовительных упражнений до стадии прочного навыка, как правило, нецелесообразно, так как они являются лишь средством, позволяющим разучить основное двигательное действие.
При выполнении подготовительных упражнений особо важное значение имеет правильное применение методов управления деятельностью обучаемых, стимулирования и саморегуляции учения, зрительного ориентирования, проприоцептивного воздействия, симметричного переключения, а также использование различных тренажерных устройств.
При разучивании физических упражнений, особенно в начальном периоде формирования двигательных навыков, военнослужащие зачастую допускают ошибки, главными причинами которых могут быть:
– неправильное понимание обучаемыми техники выполнения упражнений вследствие нечеткого показа и недостаточно ясного объяснения их руководителем занятия или невнимательного отношения занимающихся к излагаемой им информации;
– недостаточная физическая подготовленность;
– боязнь выполнять упражнение;
утомление, развивающееся в процессе выполнения двигательных действий;
– неудовлетворительное материальное обеспечение;
– неблагоприятные метеорологические условия.
Основными методическими приемами, обеспечивающими предупреждение ошибок при обучении, являются: четкий показ и объяснение техники выполнения упражнений; правильное первоначальное разучивание упражнений; использование подготовительных упражнений; качественная и своевременная помощь и страховка. Ошибки, возникающие в процессе разучивания физических упражнений, исправляются в такой последовательности: при групповом обучении – вначале общие, затем частные; при индивидуальном обучении – вначале значительные, затем второстепенные. Особое внимание при разучивании физических упражнений уделяется предупреждению и исправлению ошибок, которые могут привести к травмам военнослужащих.
Первые попытки выполнения действия, как правило, неудачны, но, тем не менее, имеют важное дидактическое значение для успешности обучения. И в этих случаях они помогают военнослужащему реально оценить свои возможности, а руководителю занятий дают информацию, позволяющую уточнить предстоящий объем работы, индивидуализировать методику и конкретизировать пути обучения.
Предупреждение и устранение грубых ошибок. Начальное разучивание техники действия, как правило, сопровождается отклонениями движений от заданного образца. Поэтому необходимо по возможности предупредить и устранить грубые ошибки, искажающие технику действия.
Характерными отклонениями на стадии формирования элементарного умения являются:
– внесение в двигательный акт дополнительных движений;
– отклонения движений по направлению и амплитуде;
– несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность мышечных групп;
– искажение ритмической структуры.
Отклонения обусловлены естественными закономерностями начального формирования механизмов управления движениями (неточность нервно-мышечных дифференцировок и др.). Причиной могут быть и недостатки в методике обучения. Успех обучения во многом зависит от того, насколько правильно определены причины ошибок и предусмотрены пути их предупреждения и устранения.
К причинам грубых искажений техники действия при ее разучивании обычно относят:
– недостаточную физическую подготовленность;
– психологическую неуверенность в возможности правильного выполнения действия;
– нечеткое понимание двигательной задачи;
– низкий самоконтроль движений;
– ошибки, допускаемые в подготовительной и основной фазах действия;
– наличие отрицательного переноса навыков;
– неблагоприятные условия выполнения действий.
Рекомендуемые методы и методические приемы.Из широкого арсенала методов и методических приемов, используемых при начальном разучивании техники действия, приоритет отдается, как правило, информационным методам, несущим словесную и чувственную информацию о параметрах и условиях выполнения действия. Ведущую роль играют зрительные и слуховые ощущения и восприятия, поскольку обучаемые не располагают достаточно отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями. В дальнейшем ведущую роль начинает играть двигательный анализатор. Поэтому в начале обучения технике действия преимущество отдается методам и приемам, которые позволяют корригировать движения по зрительным и слуховым сигналам и предсигналам, а в дополнение к ним – способствующие вербальному осмысливанию действия.
Методы собственно-наглядной демонстрации и ориентации обеспечивают уточнение направлений и амплитуд движений. Эффективны в этом отношении разнообразные зрительные ориентиры (предметы и пространственные ориентиры, избранные как точки приложений усилий, разметки, детали обстановки). Наряду с ними вводятся акустическая демонстрация и ориентация (голосовые или звуковые сигналы и ритмические «рисунки») для создания соответствующих образов движений и корригирующих их во времени [8].
В числе методов направленного «прочувствования» элементов действий на этом этапе применяются приемы фиксации положений, обеспечивающие правильное представление о том, какое положение должны занимать части тела в наиболее важные моменты двигательного акта, и приемы принудительного ограничения движений (механическое ограничение амплитуд и направлений движений). Предупреждение и устранение искажений техники двигательных действий достигается с помощью тренажеров и устройств срочной информации, позволяющих быстро выделить ощущения, избранные для обратной афферентации [59].
Контроль за усвоением. Поскольку на этапе начального разучивания техника двигательного действия осваивается в общих чертах, анализ и оценка исполнения не должны быть слишком детальными. Здесь возможности обучающихся анализировать собственные двигательные ощущения, как уже отмечалось, ограничены. Основными источниками информации первоначально являются слово руководителя занятий и собственный зрительный контроль военнослужащего.
Регламент упражнений. В связи с быстрой утомляемостью объемы нагрузки при обучении не должны быть чрезмерными. Число повторений действия определяется возможностью военнослужащего улучшать движения при каждой попытке. Повторное исполнение движения с ошибками на фоне ухудшения его качества является сигналом к перерыву для отдыха. Повторяться подряд могут относительно кратковременные действия, не требующие значительных энергетических затрат. Без непрерывного повторения, разумеется, невозможно обойтись в большинстве действий с циклической структурой (беговые шаги, циклы плавательных движений и т.д.). В этих случаях технику корригируют (исправляют) по ходу движений или при кратковременных остановках. Как правило, на первом этапе освоения техники действия со сложной структурой или связанные с большим физическим или нервным (эмоциональным) напряжением не повторяют подряд, например, сложные и опасные элементы гимнастических упражнений.
Интервалы отдыха между попытками должны обеспечивать восстановление оптимальной готовности к повторению задания, которая определяется, в том числе, и соответствующей психологической настройкой (интеллектуальной и эмоциональной). Чем сложнее, труднее задание, тем более длительными должны быть интервалы отдыха, однако в пределах сохранения достаточно высокого уровня функциональной активности организма.
Общий объем нагрузки при начальном разучивании техники действия в рамках каждого отдельного занятиялимитируется, прежде всего, качеством выполнения заданий. При ухудшении четкости движений разучивание прекращается. Продолжать его в условиях прогрессирующего утомления нецелесообразно. Интервалы между занятиями, направленными на обучение технике нового двигательного действия, первоначально должны быть минимальными.
Дальнейший процесс обучения строится в соответствии с закономерностями совершенствования элементарного умения и с частичной трансформацией механизмов управления, характерных для навыка, т.е. с частичной автоматизацией движений. Уточнение характеристик системы движений происходит в процессе многократного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. При этом система движений изменяется не во всех фазах. Ряд фаз, выполняемых правильно, повторяется без значительных изменений и постепенно автоматизируется. По мере совершенствования системы движений число автоматизированных компонентов увеличивается, что и определяет переход элементарного умения в навык.
К концу этапа разучивания техники физического упражнения обучения ведущая роль в системе афферентации при управлении движениями переходит к двигательному анализатору, наблюдаются тонкая специализация и упорядочение центрально-нервных регуляторных процессов, что позволяет тонко дифференцировать движения [2; 8].
Особенности использования методов и методических приемов.Основой методики обучения становятся методы целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники. Расчленение действия может играть роль лишь вспомогательного методического приема, так как при уточнении параметров действия искажение характеристик вычленяемых движений нежелательно. На этапе обучения стремятся уточнять характеристики движений на фоне воспроизведения всей системы движений. Расчленение же используется главным образом для лучшей концентрации внимания на отдельных, наиболее значимых, характеристиках движений и для экономии усилий.
Вначале уточнение происходит при отработке основного варианта системы движений с сохранением постоянных условий выполнения. Затем вводятся варианты действий, но в такой мере, чтобы это не вызывало существенных искажений двигательного акта. Вариативные задания содействуют лучшему дифференцированию движений. При необходимости действие выполняется в усложненных вариантах [8].
Варьирование параметров движений на этапе обучения особенно характерно для действий, которые будут применяться в условиях постоянного изменения обстановки (например, в спортивных играх и единоборствах).
Обучая двигательным действиям, рассчитанным на максимальное проявление физических качеств, целесообразно на этом этапе стимулировать возможно полную мобилизацию двигательных возможностей при условии сохранения техники исполнения [8].
В целом отработка параметров системы движений приобретает индивидуализированный характер. Это требует учета особенностей военнослужащих.
По мере автоматизации движений возрастает возможность увеличения числа повторений упражнения. Но следует избегать крайней суммации эффекта утомления. Это, как отмечалось, может явиться причиной распада движений и закрепления ошибок. Особо тщательного контроля в этом отношении требуют действия с циклической структурой, выполнение которых включает большое число непрерывно повторяющихся фаз. Если не удается по ходу упражнения исключить ошибочные движения, делают сравнительно длительные перерывы в обучении, чтобы создать условия для «угасания» ошибочно возникших связей. Для уточнения техники «односторонних» двигательных действий часто рекомендуют прием «симметричного переключения».
Среди применяемых методов используется и соревновательный с установкой на лучшее исполнение обучающимися способа решения двигательной задачи.
Методы использования слова в процессе обучения применяют для сообщения детальных сведений о механизмах техники действия, анализа хода ее освоения, выявления ошибок, причин их возникновения и путей совершенствования движений. На этом этапе практикуют, в частности, детализированный рассказ, эвристическую беседу (с подведением военнослужащих к самостоятельным выводам), обсуждение (разбор, отчеты), анализ и самоанализ. Непосредственно в ходе практических занятий широко используют также сопроводительные пояснения, указания, команды, «самопроговаривание».
По мере усвоения параметров системы движений возрастает роль «идеомоторной тренировки». В сочетании с основными упражнениями она способствует уточнению движений. Для аналогичной цели широко используются аналитические методы демонстрации наглядных пособий, видеосюжетов, операций с моделями тела. Не теряют своего значения методы сенсорного ориентирования, лидирования и сопровождения движений.
Контроль и оценка. При углубленном разучивании срочность и точность самоконтроля за движениями возрастают. В этой связи следует учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, возможности руководителя занятий «на глаз» точно оценить количественные характеристики движений, особенно динамические характеристики, ограничены. Иногда это невозможно сделать и с помощью современной техники. При этом, как справедливо отмечалось И.П. Ратовым [42], информация обучающего практически всегда расходится с собственными ощущениями обучаемого. Во-вторых, отражение ощущений в сознании обучаемого происходит не сразу и не полностью. При этом нередко степень расхождения между фактическим характером движения и его субъективным отображением у исполнителя довольно значительна.
При общей тенденции к улучшению качества исполнения действия в процессе обучения время от времени наступают его ухудшения. На первом этапе разучивания это бывает сравнительно часто, особенно если разучиваемые действия для обучаемого являются новыми и не имеют аналога в имеющемся двигательном фонде. Затем неудачные попытки становятся более редкими с менее выраженным ухудшением движений. Подобные явления не являются случайными и всегда должны приниматься во внимание руководителем занятий при текущем оценивании результатов обучения. Разъясняя временный характер спадов, педагог может исключить негативные эмоции военнослужащих, поддержать у них должную психологическую установку на работу, уверенность и настойчивость.
Источник