Разминка тренинг по конфликтам
Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. И чем разнообразней становится мир, тем с большим числом конфликтных ситуаций приходится сталкиваться, поэтому необходимо обладать определенными знаниями и навыками конструктивного поведения в таких ситуациях.
Многие люди негативно относятся к противоречиям и конфликтным ситуациям. Однако конфликты имеют не только отрицательные функции, но и положительные. Можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому общество без конфликтов не может существовать.
Цель урегулирования конфликтов заключается в том, чтобы предотвратить поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения. Для этого необходимо правильно выбирать стратегию поведения в таких ситуациях.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.
Определяют пять основных стратегий поведения:
- сотрудничество;
- компромисс;
- избегание;
- приспособление;
- соперничество.
Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому именно эта стратегия поможет конструктивно разрешить конфликт.
Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами. Соперничество иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.
Обучение навыкам конструктивного поведения в конфликтных ситуациях является очень актуальным направлением. Именно поэтому в наше время разрабатывается много разнообразных тренинговых программ, пройдя которые можно обучиться конструктивному поведению и развить конфликтоустойчивость. Для проведения таких тренинговых программ могут быть использованы следующие упражнения.
Упражнение «Что такое конфликт?»
Цель: изучить представления о «конфликте» каждого из участников.
Продолжительность: 1015 минут.
Педагог: «Каждому участнику я выдам стикер. На нем вы должны написать ответ на вопрос «Что такое для вас конфликт?» и повесить стикер на доску».
Зачитайте все утверждения и дайте научное определение «конфликту» (конфликт – это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой). Вместе с участниками упражнения выясните причины и последствия конфликта.
Спросите у ребят, знают ли они, какие бывают причины конфликта. В ответ вы услышите такие ответы, как «разные характеры», «разные мнения по одному и тому же вопросу», «неумение слушать», «нежелание уступать» и т. д. Обсудите последствия конфликтных ситуаций: проанализируйте, почему некоторые конфликты не обходятся без ссор, драк и обид. Разберите, как можно решить конфликт: как договариваться, зачем просить помощи у старших, почему не стыдно уступать.
Педагог: «Зная, что такое конфликт, изза чего он возникает и какие последствия могут быть, вам будет проще переживать такие жизненные ситуации».
Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»
Цель: проиграть ситуацию безоценочных высказываний.
Продолжительность: 3040 минут.
Педагог: «Каждый день мы сталкиваемся с разными ситуациями, и иногда можем стать участником конфликта. Чтобы уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций, необходимо научиться уверенно и спокойно реагировать на провокации. Для этого мы смоделируем неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов в разных ситуациях.
Итак, ситуации будут следующие:
- Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
- Друг назначил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
- Люди, сидящие в кинотеатре позади вас, громко разговаривают и мешают смотреть фильм.
- Сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
- Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
- Друг, которого вы считаете неаккуратным, просит одолжить ему какуюлибо дорогостоящую вещь».
Предложите каждому из участников разные ситуации. Их можно разыграть в парах. Вместе обсудите ответ каждого участника.
Упражнение «Сглаживание конфликтов»
Цель: отработать умения и навыки сглаживания конфликтов.
Продолжительность: 4550 минут (для группы из 15 человек).
Разделите участников на микрогруппы по три человека.
Педагог: «Уметь быстро и эффективно сглаживать конфликты –очень важное качество. Сейчас мы опытным путем выясним основные методы урегулирования конфликтов.
За пять минут каждая микрогруппа должна придумать сценарий, в котором двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов, конфликтующих начальника и подчиненного и т. п.). Третий участник должен играть роль миротворца, арбитра, который пытается предотвратить ссору».
После проигрывания ситуаций проведите обсуждение.
- Какие методы сглаживания конфликтов мы продемонстрировали?
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя участникам, которым не удалось сгладить конфликт?
Упражнение «Крушение»
Цель: сформировать способность принимать решение сообща, обучить навыкам отстаивания своего мнения и способности прислушиваться к мнению других.
Продолжительность: 4045 минут.
Педагог: «Представьте, что вы летите на воздушном шаре. На небе – ни облачка… Вы летите и наслаждаетесь полетом. Но вдруг небо затягивают черныечерные тучи. Разразилась гроза, и одна из молний ударила в шар: вы терпите крушение. На борту есть груз, который вы взяли с собой в путешествие. Чтото из этих вещей очень тяжелое, а чтото – легкое, чтото деревянное, а чтото – металлическое… Вы должны проанализировать, какие вещи выбросить, чтобы добраться до необитаемого острова. В скором времени воздушный шар будет пролетать над заливом, и вы понимаете, что последние три вещи, которые вы выбросите, доплывут до острова.
Принимать решения, какие вещи стоит выбросить, вы должны совместно. Если хотя бы один человек будет не согласен, то вещь останется на борту».
Для принятия решения отведите ребятам 2025 минут.
После их ответа обсудите с участниками, насколько легко либо тяжело было принимать коллективное решение. Задайте несколько вопросов:
- Что было легче: отстаивать свое мнение или соглашаться с другими?
- Удалось ли взять то, что действительно необходимо, чтобы выжить?
- Изза чего чаще возникали конфликты (споры)?
- Что помогло вам прийти к общему мнению?
Упражнение «Конфликт: способы решения»
Цель: изучить различные способы разрешения конфликтов.
Продолжительность: 2025 минут.
Педагог: «Давайте поделимся собственным опытом выхода из конфликтных ситуаций. Я думаю, обсуждение поможет нам найти новые способы их решения».
Во время обсуждения записывайте варианты ответов на доске в виде списка. К примеру, это может выглядеть так:
- извиниться, если не прав;
- спокойно выслушивать претензии партнера;
- не переходить на критику;
- попробовать перевести тему разговора, поговорить о чемто добром, веселом…
Педагог: «Какими бы разнообразными ни были стратегии поведения в конфликтной ситуации, непременным условием для ее конструктивного разрешения являются:
- умение понять своего противника, посмотреть на ситуацию его глазами;
- желание объективно разобраться в причинах конфликта;
- готовность сдерживать свои негативные чувства;
- готовность обоих найти выход из трудной ситуации.
- Необходимо делать акцент не на вопрос «Кто виноват?», а на вопрос «Что делать?»
- Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора».
Упражнение «Достойный ответ»
Цель: обучить навыкам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Продолжительность: 202 5минут.
Педагог: «Сядьте в круг. Каждому я раздам карточку, на которой написано какоелибо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Затем вы по кругу (по очереди) произносите записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа. Задача слушателя – достойно ответить на этот «выпад».
Затем ответивший участник также должен повернуться к соседу справа и зачитать фразу, которая написана на его карточке.
Так каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы»».
После завершения упражнения обсудите, какие выводы сделали ребята. Спросите их, легко ли им было выполнять задание и принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.
Как правило, участники говорят, что грубые высказывания их не задевают, потому что они не воспринимают их как направленные конкретно против себя. Обычно во время этого упражнения участники сами предлагают различные варианты ответов, которые помогут в реальных условиях спокойно воспринимать негативные высказывания в свой адрес.
Упражнение «Топтыжка»
Цель: сформировать толерантное и конструктивное поведение в конфликтных ситуациях.
Продолжительность: 2025 минут.
Педагог: «Это упражнение поможет вам научиться не обижаться и не держать зла на людей нечаянно причинивших вам боль или создавших вам неудобства, дискомфорт.
Бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Например, уставший человек едет в переполненном троллейбусе. Троллейбус качнуло, и соседка, не удержав равновесие, наступает ему на ногу. В ответ звучит едкое несдержанное замечание и негативное оценочное суждение личности соседки. Далее возникает неприятный диалог и ссора.
Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова, и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучится. Давайте подготовимся к таким ситуациям.
Выполним задание по кругу. Правой ногой будем символически наступать на левую ногу соседа. Можно снять обувь. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя ему по имени. Например, я наступаю на ногу Анне. Анна говорит: «Я прощаю тебя, Елена, потому что ты спешила на работу», а после она наступает на ногу Ирине. Ирина говорит: «Я не обижаюсь на тебя, Анна. В этом троллейбусе так тесно» и т. д. Главное: объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться».
После завершения упражнения обсудите, легко ли спокойно реагировать в подобных ситуациях? Можно ли полученный в ходе упражнения опыт применить в реальных ситуациях?
Упражнение «Конфликт»
Цель: разрешить конфликтные ситуации с точки зрения различных стратегий поведения.
Продолжительность: 2530 минут.
Разделите участников на микрогруппы по три человека.
Педагог: «Каждая микрогруппа получит определенное описание ситуации, решение которой необходимо продумать».
Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картофелем, но тебе хочется поиграть в компьютерную игру.
Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. Ты всегда разрешаешь ему списывать, но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаково решены задания. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.
Ситуация 3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе подолгу сидеть за компьютером и стали прятать сетевой шнур. Тебя это не устраивает.
После упражнения обсудите каждую ситуацию. Спросите у ребят:
- Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
- Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?
- Какие стратегии поведения нужно было выбрать для решения данной ситуации?
Упражнение «Нахал»
Цель: изучить различные способы реагирования на конфликтные ситуации.
Продолжительность: 2025 минут.
Предложите ребятам разбиться на пары.
Педагог: «Представьте: вы стоите в очереди и вдруг перед вами ктото «влезает»! Часто в такой ситуации у нас не хватает слов, чтобы выразить возмущение и негодование. Какие слова выбрать, чтобы корректно сделать замечание такому нахалу?
В каждой паре партнер слева – добросовестный человек, ждущий своей очереди. «Нахал» заходит справа. Пожалуйста, отреагируйте экспромтом. После этого поменяйтесь местами».
Каждая пара проигрывает ситуацию в течении 35 минут.
Обсудите, какой ответ, на ваш взгляд, оказался самым лучшим в данной ситуации.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.
Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.
Источник
Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»
Екатерина Гордиевских
Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»
Практикум с элементами тренинга
«Конфликты и способы их преодоления»
Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов
Задачи: познакомить со способами анализа и разрешения конфликтов;
научить управлять конфликтно-стрессовыми ситуациями и исполнять роль медиатора в группе;
проработать рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Вступление
Как известно, мы сталкиваемся с конфликтами довольно часто, и в принципе – это процесс довольно естественный, хоть и опасный. У меня вопрос к вам, что такое конфликт и чем он так опасен? Есть ли плюсы у конфликта?
Причин у конфликта достаточно много, но сегодня я бы хотела рассказать вам о конфликтах в организациях. Часто конфликты преобладают в женских коллективах, в силу того что женщины более эмоциональны и зачастую конфликт носит «личностный» характер.
1. Игра капуста-картошка.
Разделиться на две команды. Доказать достоинства капусты и картошки;
1 группа – чем полезна капуста,
2 группа – чем полезна картошка.
Ваши ощущения, какие выводы?
Очевидно, что в конфликте оба оппонента считают себя совершенно правыми и каждый пытается довести до собеседника свою т. з., избирая при этом разные стратегии поведения. Какую стратегию используете вы – сейчас узнаем.
2. Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Очень часто конфликт закрывает наши глаза, уши… мы не можем прислушаться, понять оппонента, определить его мотивы.
3. Упражнение «Слепой, глухой, паралитик»
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает
себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает
задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет
покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен
одного канала восприятия или передачи информации.
А – слепой, но слышит и говорит.
В – глухой, но может видеть и двигаться.
С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.
Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.
Вопросы: Ощущения? Сложности?
4. Конфликтные личности
Упражнение «Разговор по телефо ну»
«Типы людей, с которыми трудно общаться». Каждой группе выдается карточка с обозначением одного из конфликтных типов личности.
Ситуация: В одном детском саду воспитатель собирала детей на прогулку и обнаружила, что родители Васи, которые привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. Папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки пришла мама Васи, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.
Задача: обсудить, написать, что делала и говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, на их карточке. Далее предложите инсценировать телефонный разговор, в котором мама пересказывает ситуацию подруге. Остальных участников попросите угадать, какой тип личности изображает группа.
Какие впечатления остались у вас от упражнения?
В каком случае воспитателю труднее разрешить конфликт, а в каком легче?
5. Упражнение «Достойный ответ»
Попросите воспитателей сесть в круг и раздайте карточки, на которых написаны замечания о внешности или поведении человека. Например, используйте замечания: «Ты слишком высокого мнения о себе», «Ты ведешь себя так, будто ты самая главная здесь», «Ты никогда никому не помогаешь», «Ты постоянно выступаешь с глупыми предложениями на педсоветах». Предложите педагогам по очереди обратиться к соседу справа и прочитать фразы. Сосед должен ответить на «выпад». Обсудите упражнение.
Легко было выполнять задание?
Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?
Какие способы вы используете, чтобы легче воспринимать негативную информацию?
6. Упражнение «Атомы и молекулы»
Предложите воспитателям представить себя атомами и свободно перемещаться.
Называйте числа, например, два или три, и попросите участников объединиться в молекулы с
таким же количеством атомов. В конце упражнения попросите остаться в мини-группах.
7. Упражнение «Sorry, конфликта не будет»
Многих конфликтов можно избежать. Чтобы не доводить до конфликта, мы извиняемся. Один берет на себя роль виновного и просит прощения, а второй отвечает: «Ничего страшного».
Англичане не выясняют, кто виноват. Извиняются обе стороны. Например, в магазине человек нечаянно задел кого-то и попросил прощения: «I’m sorry». В ответ он тоже услышит: «I’m sorry», что означает: «Простите, что я встал у вас на дороге». Если у человека плохое настроение, он может умышленно задеть другого. Англичанин ответит ему: «Sorry». Он говорит: «Извините, но конфликта не будет» или «Я сожалею, что у вас плохое настроение, но мне не хочется ругаться с вами».
Предложите воспитателям последовать английскому этикету. Попросите свободно перемещаться по аудитории и дотрагиваться ладонью, локтем или плечом до плеча другого. Оба участника извиняются любым способом, например: «Sorry», «Извините, пожалуйста» или «Сожалею о случившемся».
Поясните, что в упражнении нужно продемонстрировать свою вежливость. Выяснять, кто прав, а кто виноват, не нужно. Нельзя использовать, например, варианты: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините» или «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня». После того как участники извинились, они приветливо машут друг другу рукой и ищут новых партнеров. Обсудите упражнение.
Что вы чувствуете?
Как и в каких жизненных ситуациях можно использовать прием «Sorry»?
Подведите участников к выводу, что слова «Извините, конфликта не будет» достаточно не произносить вслух, а просто вспомнить их и вовремя остановиться. Попросите педагогов смоделировать ситуации общения с родителями, в которых можно использовать прием «Sorry».
Воспитатели могут считать, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват. Объясните, что они извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что хотят избежать конфликта, который им не нужен, и сохранить хорошее настроение.
8. Рекомендации по предупреждению конфликтов
9. Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»
В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска – Кетчуп – Кока-кола».
Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска», попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.
Предлагаю вам заполнить анке ту.
Понравился ли вам тренинг?
Насколько важными для вашей работы были темы тренинга?
Получили ли вы новые знания и навыки?
Консультация «Конфликты и способы их разрешения» Цель: профилактика и разрешение педагогических конфликтов в ДОУ Задачи: • дать представление о различных стилях разрешения конфликта;.
Консультация для родителей «Адаптация: проблемы и способы преодоления» Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом.
Консультация для родителей «Причины нарушений речи и способы их преодоления» Причины нарушений речи и способы их преодоления. Принято считать, что до того момента, пока ребенку не исполнится 5 лет, имеющиеся проблемы.
Педагогический практикум «Способы дифференциации учащегося на уроке» Ц е л и: рассмотреть понятия: индивидуальный подход в обучении, дифференцированный подход; мотивация обучения; обозначить критерии урока.
Практическое занятие для воспитателей «Конфликты» (семинар с элементами тренинга) Практическое занятие для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Заблуждаться – это человеческое Прощать.
Семинар-практикум «Неблагоприятные эмоциональные состояния и способы их профилактики» План: 1. Вступительное слово 2. Мини-лекция «Стресс» 3. Упражнение «Ключ» Х. Алиева (тест на зажатость) 4. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы.
Семинар-практикум с элементами тренинга «Я бы хотела нарисовать мечту» Семинар-практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я бы хотела нарисовать мечту» Цели: Стимулирование творческого процесса педагогов.
Семинар-практикум с элементами тренинга «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями» Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями. Задачи: 1. Дать теоретическое.
Семинар-практикум «Выразительность речи педагога, ее значение и способы развития» Семинар-практикум для педагогов «Речевое искусство, его значение и способы развития» 1. Артистическая разминка «Поздороваемся» Скажем:.
Источник