- Утренняя зарядка для детей под музыку: комплекс упражнений
- Утренняя разминка с Серебряшкой
- Веселые зарядки для детей под музыку от «Прыг-скок-команды»
- «Зарядка с чемпионом»
- Веселая гимнастика для детей под музыку от SuperParty
- Зарядка под музыку в старшей группе
- Видео: утренняя гимнастика в старшей группе ДОУ
- Таблица: комплексы основных упражнений для детей 5–6 лет
- Зарядка под музыку в подготовительной группе
- Видео: утренняя гимнастика в подготовительной группе
- Утренняя гимнастика под музыку в средней группе
- Видео: зарядка в средней группе
- Таблица: комплексы основных упражнений для детей 4–5 лет
- Зарядка под музыку во второй младшей группе
- Видео: утренняя зарядка с музыкальным сопровождением во второй младшей группе
- Таблица: комплексы основных (общеразвивающих) упражнений для детей 3–4 лет
- Методические указания по проведению музыкальной зарядки в ДОУ
- Видео: песенка «Весёлая зарядка с Кукутиками»
- Видео: разминка с малышариками
- Таблица: пример заполнения карточки музыкальной зарядки «Подготовка будущих лётчиков» в старшей группе
- Зарядка под музыку в первой младшей группе
- Видео: зарядка под музыку «Головами покиваем» в ясельной группе
Утренняя зарядка для детей под музыку: комплекс упражнений
Утренняя разминка с Серебряшкой
Симпатичный персонаж под музыку показывает несложный комплекс упражнений. Комплекс разработан специально для учеников младшей школы: он составлен таким образом, чтобы малыш не успел утомиться, но при этом разминка затрагивала бы все группы мышц.
В том числе — специальную разминку, разработанную совместно с Центром доктора Бубновского для профилактики искривлений позвоночника у детей. Упражнения улучшают осанку, укрепляют мышечный корсет, развивают равновесие и гибкость, тренируют мышцы и суставы.
Веселые зарядки для детей под музыку от «Прыг-скок-команды»
Главный враг утренней зарядки — однообразие. Даже нам, взрослым, скучно повторять изо дня в день один и тот же набор упражнений, что уж говорить о первоклассниках! Участники команды под руководством ведущей то изображают разные виды транспорта, то отправляются в космическое путешествие, то превращают в спортивные снаряды привычные предметы домашнего обихода вроде тапочек и подушек, то «играют» представителей разных профессий — одним словом, все упражнения подаются в ненавязчивой игровой форме.
«Зарядка с чемпионом»
Серия 12-минутных передач для канала «Карусель», где приглашенными тренерами выступают звезды российского спорта: чемпионы по синхронному плаванию, художественной гимнастике, боксу… Гости показывают ребятам в студии несложные, но так или иначе связанные с их видом спорта комплексы упражнений, подробно объясняют, как их выполнять, исправляют ошибки. Очень наглядно и увлекательно.
Веселая гимнастика для детей под музыку от SuperParty
Зарядка под музыку в старшей группе
Продолжительность утренней музыкальной гимнастики в старшей группе увеличивается до 8–10 минут. Зарядка с детьми 5–6 лет направлена на повышение работоспособности и выносливости организма. Старшие дошкольники выполняют большее количество повторений знакомых упражнений, чаще добавляются элементы ритмики, танца, партерной хореографии.
Если зарядка выполняется на улице, педагог заранее готовит необходимое музыкальное оборудование
Видео: утренняя гимнастика в старшей группе ДОУ
Воспитанники старшей группы на видео выполняют знакомую зарядку без участия воспитателя. Комплекс упражнений, подходящий и для детей 4–5 лет, усложняется использованием гимнастических ковриков.
Таблица: комплексы основных упражнений для детей 5–6 лет
Комплекс | ОРУ | Вариант музыкального сопровождения |
«Дружба» (зарядка с элементами ритмопластики) |
| Песня «Неразлучные друзья» группы «Барбарики». |
«Если добрый ты» |
| Композиция «В добрый путь» из музыкального альбома «220 песен для детей». |
«Обезьянки, вперёд!» |
| Песня «В каждом маленьком ребёнке» из м/ф «Обезьянки, вперёд!», песня-игра «Мы весёлые мартышки». |
«Чебурашка» |
| «Песня Чебурашки» из м/ф «Крокодил Гена» (в исполнении К. Румяновой с инструментальным ансамблем «Мелодия»). |
Зарядка под музыку в подготовительной группе
В последний год пребывания в ДОУ возрастает умственная нагрузка, оказываемая на воспитанников. Это влияние не столько детского сада, как дополнительных занятий во второй половине дня: развивающих секций и курсов подготовки к школе. Поэтому актуальность зарядки для детей 6–7 лет возрастает: утренняя гимнастика сберегает здоровье будущих школьников и повышает работоспособность организма. Хронометраж зарядки в подготовительной группе — 10–12 минут.
Будущим школьникам зарядка помогает настроиться на рабочий лад и привить навыки здоровьесбережения
В подготовительной группе музыкальная зарядка может проводиться педагогом по хореографии. Занятие строится с элементами ритмопластики и танцевальными движениями. Такой вид зарядки является синтезом физкультуры и искусства. Освоенный комплекс может быть дополнен яркими атрибутами (костюмами, гимнастическими лентами и платочками в качестве атрибутов, например) и представлен на конкурсе детского творчества.
Видео: утренняя гимнастика в подготовительной группе
Эта зарядка является классической утренней гимнастикой. Занятие грамотно организовано в соответствии со всеми методическими рекомендациями: длительность по нормативу, чётко выделяются 3 части зарядки, под каждый подобран отдельный музыкальный трек. Методическая находка зарядки — в сочетании спортивных и танцевальных движений в комплексе ОРУ. Упражнения выполняются под аранжировку народной песенки, в двигательном рисунки заметны элементы присядки, камаринской пляски.
Утренняя гимнастика под музыку в средней группе
Хронометраж утренней гимнастики под музыку для детей 4–5 лет — 6–8 минут. Если зарядку проводит инструктор по физической культуре, то на занятие в спортивный зал или на площадку приглашаются воспитанники нескольких групп. Чаще проводится зарядка в игровой форме, с использованием различных предметов.
Использование различного гимнастического оборудования во время выполнения зарядки повышает мотивацию дошкольников к деятельности
С воспитанниками средней группы зарядку также проводит хореограф. Ритмические танцевальные зарядки организуются в музыкальном зале.
Видео: зарядка в средней группе
Зарядка проводится в игровой форме — путешествие на паровозике. Как видно, у ребят средней группы сохраняются движения-имитации. Во время гимнастики происходили технические заминки (включался первый трек). Если возникают подобные проблемы, воспитателю рекомендуется их как-то обыгрывать, потому что у детей быстро рассеивается внимание. Например, педагог мог пошутить: «Кажется, нужная нам песенка опаздывает в пути!», и привлечь ребят: «Давайте подбодрим песенку ритмичными хлопками, чтобы она скорее прибыла на нашу станцию».
Таблица: комплексы основных упражнений для детей 4–5 лет
Комплекс | ОРУ | Вариант музыкального сопровождения |
«Вместе весело шагать» |
| Песня «Вместе весело шагать по просторам» на музыку В. Шаинского. |
«Осень» |
| Песни «Ветер дует, завывает», «Пойдём гулять в лесочек» Е. и С. Железновых. |
«Потанцуем, мама!» |
| Песни «Головами покиваем», «Танец с мамой» Е. и С. Железновых. |
Зарядка под музыку во второй младшей группе
Длительность утренней гимнастики для детей 3–4 лет составляет 5–6 минут. Содержание гимнастических комплексов слегка усложняется по сравнению с первой младшей группой: движения носят подражательный характер, но в одном упражнении может сочетаться несколько различных имитаций («Кошка крадётся, мышонок шуршит»). Добавляются новые атрибуты.
Для зарядки с младшими дошкольниками подойдут весёлые песенки, частушки, потешки
В младших группах зарядку проводит воспитатель. Показ движений одновременно с ним может выполнять младший воспитатель (нянечка). Музыкальный руководитель участвует в качестве аккомпаниатора. Инструктор по физкультуре подключается к проведению утренней гимнастики только с воспитанниками старше 4 лет, т. е. со средней группы.
Видео: утренняя зарядка с музыкальным сопровождением во второй младшей группе
На видео представлено грамотно подготовленное занятие: использование мотивирующего начала (персонаж Солнышко приходит в гости к ребятам), музыкальное сопровождение ритмичное и мажорное. Минус в показанной зарядке один — воспитатель и некоторые из детей не в спортивной одежде. Согласитесь, педагогу выполнять гимнастические движения в узкой юбке и на каблуках как минимум неудобно. А внимание одной девочки часто было занято сарафанчиком, который приходилось держать за подол во время зарядки.
Таблица: комплексы основных (общеразвивающих) упражнений для детей 3–4 лет
Комплекс | ОРУ | Вариант музыкального сопровождения |
«Осень» |
| Песни «Я с листочками хожу» и «Дождик, дождик на дорожке». |
«Игрушки» |
| Песенка «Уборка игрушек», музыкальная композиция «Танец с мячиками». |
«Солнышко лучистое» |
| Аудиозапись утренней зарядки «Солнышко лучистое» («Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»). |
Методические указания по проведению музыкальной зарядки в ДОУ
Утренняя гимнастика проводится в предварительно проветренном помещении: в группе, спортивном или музыкальном зале. Воспитатель и дети надевают удобную одежду и обувь, желательно комплект для занятий физкультурой (девочки могут надевать гимнастические купальники). В тёплое время года зарядку рекомендуется выполнять на улице: на участке группы или спортивной площадке.
Для физических и танцевальных тренировок нужно надевать спортивную форму — она удобна и эстетична
Музыкальные композиции подбираются для полного комплекса зарядки: вводной, основной и заключительной частей. Лучше всего, когда дети занимаются под аккомпанемент музыкального руководителя. Но это невозможно для ежедневной практики: каждая группа делает зарядку в одно и то же время (перед завтраком), а музыкальный руководитель и зал — в единственном числе. Под живое музыкальное сопровождение проводят зарядку-путешествие, танцевальную зарядку, а также открытый показ зарядки.
Под живой аккомпанемент может выполняться зарядка в форме путешествия или с участием сказочных персонажей
Зарядка, проведённая в необычной форме, поможет быстро вовлечь всех воспитанников в процесс выполнения упражнений и настроит на дальнейшие занятия в детском саду.
Песни и мелодии, как правило, воспроизводятся на магнитофоне или музыкальном центре. Удобно сохранять аудиотреки для зарядки в папках с названиями гимнастических комплексов на компьютере или ноутбуке. Музыку должно быть хорошо слышно в любом месте помещения, при необходимости воспитатель подключает к компьютеру аудиоколонки.
Инструктор может использовать проигрыватель и колонки для проведения музыкальной зарядки
Использование ИКТ (информационно-коммуникативных/информационно-компьютерных технологий) приветствуется в работе педагогов детского сада. На занятии по утренней гимнастике можно применять интерактивную доску или полотно для показа картинок (в тематической и сюжетной зарядке), анимационные или другие весёлые ролики в качестве напоминания движений.
Видео: песенка «Весёлая зарядка с Кукутиками»
«Зарядка с Кукутиками» подходит в качестве разминки для ребят средней и старших групп. Темп музыки и ритм выполнения движений высокие, младшие дошкольники запутаются, собьются, и зарядка окажется неэффективной.
Видео: разминка с малышариками
Видеоролик подходит для просмотра и повторения движений на зарядке в младших группах. Малышарики — персонажи развивающих мультиков для самых маленьких зрителей. Любимые герои прекрасно мотивируют малышей хорошенько размяться.
Каждый этап зарядки сопровождает аудиозапись соответствующего темпа и мелодики:
- вводный этап: ритмичная музыка умеренного темпа активизирует внимание детей, под неё выполняется короткая разминка;
- основной этап: песни и мелодии умеренного и высокого темпа для выполнения общеукрепляющих упражнений и непрерывного бега (в конце);
- завершение: спокойная музыка для проведения малоподвижной игры или дыхательных упражнений.
Каждому этапу зарядки должна соответствовать музыка определённого темпа
Воспитатель составляет картотеку музыкальных зарядок. Для каждой темы указываются названия аудиокомпозиций и список упражнений к ним.
Таблица: пример заполнения карточки музыкальной зарядки «Подготовка будущих лётчиков» в старшей группе
Этап зарядки | Музыкальное сопровождение | Физические упражнения |
Разминка | Марш авиаторов (минусовка песни «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»). |
|
Общеукрепляющие упражнения |
|
|
Завершение | Инструментальная композиция «Песня восточного ветра» В. Сайко. | Дыхательные упражнения: |
- «Ветер»,
- «Заводим мотор»,
- «Самолётик, лети!».
Некоторые упражнения утренней гимнастики под музыку (особенно танцевальные элементы) выполняются со звуковыми атрибутами: бубнами, погремушками (самодельными маракасами), трещотками, колокольчиками. На зарядке используются музыкальные инструменты, с игрой на которых дети уже знакомы. Во время выполнения упражнений тренируется навык элементарного музицирования — попадания в такт.
Использование детьми во время зарядки простейших музыкальных инструментов развивает у дошкольников чувство ритма
Зарядка под музыку в первой младшей группе
Как и все физкультурные мероприятия, зарядка под музыку в первой младшей (ясельной) группе имеет свои организационные особенности в соответствии с ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом):
- длительность утренней гимнастики составляет 4–5 минут;
- рекомендуется использовать фольклорные тексты: заклички, запевки, частушки;
- в течение учебного года осваиваются и закрепляются различные виды зарядки;
- зарядка с детьми 1,5–3 лет проводится под музыку и весёлые песенки, выполняются в основном движения-имитации и называемые в песне действия (подражательные движения).
Педагог обязательно демонстрирует малышам выполнение упражнения на своём примере
Короткие музыкальные композиции помогают малышам понять образ, движения которого они будут имитировать в упражнении. Например, ребятам предстоит показать, как котёнок двигает лапками, выпускает коготки, ловит игрушки. Песня на слова стихотворения «Цап-царап» («У котёнка лапки — мягкие подушки») Р. Алдониной подсказывает малышам, что в начале упражнения движения должны быть плавными, а потом резкими.
Видео: зарядка под музыку «Головами покиваем» в ясельной группе
Утренняя гимнастика «Головами покиваем» является традиционной зарядкой под музыку. Воспитатель показывает движения, о которых поётся в композиции, малыши стараются повторить: кивки головой, повороты головы, стук зубами, круговые движения руками и плечами, разминка пальчиков, приседания, приставной шаг. Комплекс упражнений повторяется в ускоренном темпе. Обратите внимание: во время гимнастики два воспитанника группы не выполняют зарядку, педагог не привлекает их. Это правильная педагогическая тактика: не принуждать, дать возможность самостоятельно заняться чем-нибудь, выяснить причину плохого настроения/поведения/самочувствия после занятия.
Источник