Лечебная физкультура для детей с ОВЗ
елена отряскина
Лечебная физкультура для детей с ОВЗ
Лечебная физкультура для детей ОВЗ
В общем комплексе работы с детьми ОВЗ лежит лечебная и адаптивная физкультура, которая является необходимым звеном образовательного процесса. Основными задачами лечебной физкультуры являются: восстановление функций пораженных органов и систем; предупреждение прогрессирования заболеваний и ликвидация функциональных расстройств организма, связанных с обездвиживанием; активизация деятельности сердечно-сосудистой системы и улучшение кровоснабжения органов и тканей; стимуляция дыхания, обменных процессов и повышение общего тонуса организма.
Для эффективного влияния физических упражнений на здоровье важны не только общая доза физической нагрузки, но и правильный подбор физических упражнений, их повторяемость, последовательность и необходимая расстановка по силе физических нагрузок в течение одного занятия физкультурой или на протяжении длительных тренировок. Все эти вопросы решает инструктор по АФК, исходя из особенностей заболевания, состояния организма и многих других критериев. Вместе с тем родителям, педагогам, воспитателям необходимо знать главные методические принципы физической тренировки, лежащие в основе лечебной физкультуры.
1. Многократность повторения каждого упражнения и регулярность занятий в течение дня, недели, месяца, — непременное условие все более сложных двигательных навыков и роста физической работоспособности. Физиологические сдвиги, происходящие в организме во время физических упражнений при многократном их повторении, приводят к стойкому улучшению функционального состояния упражняемых органов и систем, восстановлению и укреплению здоровья.
2. Постепенное повышение физической нагрузки помогает организму справиться с увеличивающимися требованиями к системам обмена веществ и энергообеспечения, избежать перенапряжения в работе различных органов и систем, подготовить их к максимальным нагрузкам.
3. Всестороннее воздействие на организм. Разнообразие физических упражнений и участие в них различных мышечных групп отвечают задачам неспецифической терапии и общей тренировки.
4. Доступность упражнений и индивидуальный подход предусматривают выполнение в начале легких физических упражнений, а затем включение более сложных упражнений по координации движений, охвату мышечных групп, степени усилия мышц.
Лечебная физкультура располагает огромным набором физических упражнений и разных методических приемов. Определенный подбор гимнастических упражнений может оказывать как общее оздоровительное влияние на организм, так и специфическое воздействие на ту или иную нарушенную функцию и пораженный орган.
Так, например, при заболеваниях бронхиальной астмой на занятиях применяются общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на расслаблении мышц, массаж, спелеотерапия, дозированная ходьба.
При заболевании ДЦП необходим массаж как общий, так и точечный, так как это снимает мышечный тонус. Необходимо проводить ЛФК и АФК для снижения гипертонуса мышц, укрепление ослабленных мышц, улучшения координации и равновесия. Для этого нужно использовать упражнения на расслабление, пассивно — активные и активные упражнение, упражнения с предметами под музыку и без, упражнения на развитие основных двигательных навыков. А так же упражнения в воде. Упражнения по коррекции этих патологических состояний (корригирующие) и т. д.
Занятие лечебной физкультурой проводиться в течении всего года (с инструктором через день, в остальные дни ребенок занимается дома с родителями). ЛФК рекомендуется в любое время дня. Достаточно эффективны занятия после дневного сна, на фоне относительного снижения мышечного тонуса и хорошего настроения.
Физические упражнения,рекомендуемые для самостоятельного использования различают:
— по анатомическому признаку (соответственно строению тела человека): для рук и мышц плечевого пояса, ног, спины, живота и др. ;
— по характеру движения (развивающие координацию, равновесие): корригирующие, дыхательные, метание мяча в цель, прыжки, подскоки;
— по степени активности и степени усилия работающих мышц; одно и то же упражнение можно выполнить с разной степенью активного усилия мышц, в этом случае говорят об упражнениях без усилия (свободных) и с усилием мышц;
— гимнастические без предметов;
—гимнастические с предметами (мячи, гантели, булавы, обручи, гимнастические палки и др.) и на мебели, заменяющей гимнастические снаряды (стул, скамеечка, домашние тренажеры и др.);
— спортивно-прикладные, в том числе и на природе (ходьба, бег, лыжи, гребля, плавание и др.);
— спортивные (волейбол, бадминтон, теннис, городки) и другие малоподвижные игры.
Главной задачей является всемерное развитие и поддержание интереса к занятиям физической культурой посредством бесед, ознакомления и изучения специальной литературы, а также с помощью эмоциональных и разнообразных по форме и содержанию процедур (недопущение переутомлений и однообразия при выполнении упражнений, внесение элементов соревновательности, заинтересованности в получении каких-либо призов и т. п.). В этой связи периодически комплексы упражнений обновляются, а при проведении ряда занятий целесообразно использовать музыкальное сопровождение.
Двигательный режим (режим движений) — одно из средств лечебной физкультуры.
В образовательной организации должны быть предусмотрены следующие формы лечебной физкультуры:
а) лечебная гимнастика;
б) утренняя гигиеническая гимнастика;
Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в комплексной реабилитации детей. Игры делятся по уровню физической нагрузки (малой, средней и большой подвижности, по преобладающему основному движению, по организации двигательной активности, по психофизической нагрузке (1-игры с незначительной нагрузкой, 2- с умеренной нагрузкой, 3- с тонизирующей нагрузкой, 4- с тренирующей нагрузкой).
В последние годы получили распространение Спартианские игры для различных категорий детей с ОВЗ. Одно из важнейших особенностей спартианских игр является гармоничное сочетание в них спортивных соревнований с творческими, художественными, танцевальными заданиями. Каждый ребенок может проявить свои способности в доступном виде деятельности.
Примерный комплекс упражнений для детей с ЗПР. Корригирующая гимнастика для коррекции осанки.
5-7 летнего возраста.
Построение в шеренгу.
Встать в положение «Основная стойка»: голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. (Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.)
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.
Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») 20-25 шагов.
Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
Ходьба на наружном крае стопы.
Говорить на каждый шаг (руки на поясе):
«Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт.
Шишка отскочила прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою — топ!»
Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.
Ходьба с ускорением и переходом в бег.
Ходьба с последующим замедлением.
Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Отводя плечи назад, вдох — на 2 шага, выдох — на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох — через губы, сложенные трубочкой.
Упражнения в положении «стоя»
Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.
Из И. П. — ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении «кисти к плечам», локти должны быть прижаты к бокам.
Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) — 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.
Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.
Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки — вдох. Вернуться в И. П., произнеся звук «ш-ш-ш» — выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.
«Вместе ножки — покажи ладошки».
Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.
Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-6 раз). Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.
Упражнения в положении «лёжа на спине»
Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа (6-8 раз). При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 секунд и отпустить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.
И. П. — лёжа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.
Упражнения в положении «лёжа на животе»
Круги назад локтями рук, приведёнными к плечам (5-8 раз). Голова приподнята.
Поднять голову и отвести плечи назад.Приподнять руки и ноги: пауза расслабления 6-8 секунд (3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперёд. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).
Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении «стоя» и в движении.
Фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет «Физкультура, спорт-залог здоровья детей!» Доброе время суток, уважаемые коллеги, гости моего блога. Представляю Вашему вниманию фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет.
Фотоотчёт «Как нам нравится физкультура на воздухе!» Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех основ и систем организма и сенситивным периодом психического развития.
Проект «Физкультура, спорт и здоровье» Визитная карточка проектаУчастники проекта: Дети средней группы № 2, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители..
Стихотворения для детей «Здоровье про запас», «Волшебные очки», «Солнечный удар» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.
Стихотворения «Подорожник», «Винегрет», «Физкультура» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.
Стихотворения для детей «Мокрый весь иду домой», «Скорая помощь», «Обнаружены микробы» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.
Стихотворения для детей от 5–12 лет на темы «Коронавирус», «Микробы», «Витамины» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.
Стихотворения «Здоровье. Гигиена. Закаливание организма. Физкультура» для детей от 5–12. Часть 5 Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.
Стихотворения для детей «Улучшает зрение», «Гигиена», «Сигареты» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.
Стихотворения для детей «Здоровье», «Витамины», «Закаливание организма» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.
Источник
Утренняя оздоровительная гимнастика для детей с ОВЗ
Класс: д/с
Ключевые слова: ОВЗ , утренняя гимнастика в ДОУ , оздоровительная гимнастика
Комплекс оздоровительной утренней гимнастики для детей с ОВЗ направлен на развитие речевого аппарата и повышение двигательной активности ребёнка. Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре и родителям.
Взрослый, выполняя гимнастику, помогает ребёнку эмоционально стабилизироваться, закрепить хороший тонус и улучшить функциональное состояние всего организма. Основная задача педагогов и родителей: закрепить желание каждый день делать утреннюю гимнастику дома и в дошкольном учреждении.
Данный комплекс оздоровительной утренней гимнастики для детей с ОВЗ актуален для дошкольного учреждения, т.к. у многих детей наблюдаются различные нарушения речевого аппарата. Отклонения в развитии речи оказывает влияние на развитие личности ребенка.
Мы видим ряд особенностей физического развития детей с нарушением речи. Не редко наблюдается снижение мышечного тонуса или мышечное напряжение, нарушение общей моторики, особенно проявляется в ациклических движениях, т.к. лазание, метание, прыжки в длину. Недостаточное развитие чувства ритма, не сформирована функция равновесия, замедленность освоения новых движений, вследствие чего общая скованность. Дети часто плохо ориентируются в пространстве, имеют нарушение осанки или плоскостопие. Так же заметно отставание по основным физическим качествам — сила, ловкость, скорость. Некоторые дети плохо взаимодействуют со сверстниками, им тяжело даются волевые усилия, отказываются участвовать в подвижных играх и эстафетах. Данный комплекс утренней гимнастик содержит специально организованные формы совместной деятельности педагога с детьми. Дети часто приходят из дома вялыми, капризничают, нередко мы наблюдаем агрессию. Педагог, выполняя гимнастику, помогает ребёнку эмоционально стабилизироваться, закрепить хороший тонус и улучшить функциональное состояние всего организма.
Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре и родителям.
Комплекс №1
Цели: Развивать мышечную силу, умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку. Вырабатывать у детей привычку каждый день делать утреннюю гимнастику.
Физкультурное оборудование: конусы, модули, игрушка или шапочка петушка, ленты.
1. Вводная часть
Здравствуй, Петя-Петушок,
Золотой гребешок,
За тобой мы встанем
По дорожке пойдём.
(обычная ходьба в колонне по одному).
Спинку ровно держим,
высоко поднимая колени, идём.
Петя важно наш шагает,
но и мы не отстаём.
Тут дорога в лес свернула («змейка» между конусами),
по пенечкам мы пройдём
(ходьба по возвышенной опоре),
Ямки все перешагнём (ходьба с перешагиванием через предметы разного диаметра),
с горки быстро побежим (бег в колонне по одному),
на полянке отдохнём. (Ходьба, перестроение врассыпную, упражнение на дыхание).
2. Основная часть
Общеразвивающие упражнения без предметов с речевым сопровождением.
Упражнение «Выгляни в окошко»
И.П.: ноги на ширине плеч, руками делаем окошко.
Дети говорят слова и выглядывают в окошко.
Петя, Петя, петушок
Выгляни в окошко,
Покажись немножко.
Упражнение петушок «Хлопает крыльями»
Петя, Петя, петушок
(дети медленно проговаривают слова и делают плавные взмахи руками)
Очень рано встаёт,
(поднять прямые руки вверх, потянуться, сделать вдох)
«Ку-ка-ре-ку» поёт.
На выдохе произнести: «Ку-ка-ре-ку» и опустить руки вниз.
Упражнение «Найди зёрнышко»
И.П.: о.с., руки на пояс.
Петя, Петя, петушок по двору пойдёт,
(скрестное движение, дотянуться правым коленом до левого локтя)
зёрнышко найдёт
(наклон вперёд, руки назад).
Упражнение «Петушок прячет крылышки»
И.П.: сидя на коленях, руки на полу.
Петушок у нас красавец,
(повороты туловищем вправо и влево)
Прячет крылышки и хвост
(сесть, выпрямить спину).
Упражнение «Разноцветные пёрышки»
Дети встают в круг спиной к водящему, который находиться в центре. У каждого ребёнка на поясе лента. Водящий, после слов: «Раз, два, три — Петя хвост свой собери». Петя должен собрать себе хвост, а дети убежать в домик. После игры, водящий подсчитывает количество собранных лент.
Игра «Собери свою команду»
Дети держат в руках ленты.
Петя, Петя, петушок по двору гуляет,
(ходьба, размахивая крыльями.
М.У.: педагог напоминает детям про осанку.
Посмотрите, какой петушок красивый).
После слов: «Деток созывает». Все должны построиться в колонну за петушком.
Усложнение игры. Можно раздать детям ленты разного цвета. После команды, дети выстраиваются в колонны по цвету ленты.
Заключительная часть: Подуем на пёрышко.
Дети стоят врассыпную, зажимая в руках перышко.
Волшебное пёрышко,
обронил петушок,
когда рассказывал стишок.
После слов, сдуваем перышко с ладошки.
Комплекс №2
«Солнышко»
Дети входят в зал. Видят солнышко.
Ребята, посмотрите, сегодня в наш зал заглянуло солнышко. Какое оно красивое, только спит. Давайте его разбудим.
Дети хором говорят слова:
Солнышко покажись,
радостно нам улыбнись.
Будем весело играть,
солнечных зайчиков встречать.
Солнышко проснулось, но грустит.
Почему такое грустное? Ответы детей.
Солнышко должно освещать нам путь и греть наши ладошки. Но оно не может этого сделать, так как у солнышка нету лучиков. Давайте поможем солнышку, найдём лучики.
Дети садятся в поезд и отправляются в путь.
Ходьба в колонне по одному, активно работаем руками (руки согнуты в локтях).
В поезд сели солнечные зайчики (дети идут на носках по кругу, показывают ушки на макушке). По команде: «Стоп!» — дети останавливаются. Солнечные зайчики гуляют по лужам (ходьба врассыпную, широким шагом). «Стоп!» Солнечные зайчики сели в поезд (построение в колонну, бег). «Стоп!» Солнечные зайчики прыгают по лужам (прыжки на двух ногах врассыпную). «Стоп!»
Упражнение «Покажи ладошки солнышку»
И.П.: о. с., руки по швам.
1-4 встать на носки, поднять руки вверх,
потянуться, показать ладошки солнышку.
5-6 опуститься, подуть на ладошки.
Упражнение «Солнце вышло из-за тучи»
И.П.: присесть на корточки, руки на коленях.
1-2 сгруппироваться – показать большую тучку.
3-4 – встать, поиграть руками (показать солнышко).
Упражнение «Солнышко и солнечные зайчики»
И.П.: сед ноги вместе, упор руками.
«Солнышко» — руки в стороны, стараться удерживать спину пряма.
«Солнечные зайчики» — ноги согнуть, стучим носочками по полу, руки упор сзади.
Ребята, смотрите, солнышко улыбнулось и опять загрустило. (Педагог показывает радостное и грустное солнышко без лучиков).
Почему солнышко грустит? Ответы детей.
Правильно, у него нет лучиков. Нам с вами необходимо найти лучики.
Отправляемся в дорогу.
Полоса препятствий: обойти «змейкой» мягкие модули, проползти в туннель, пройти по следам. Дети находят коробку, открывают. (в коробке лежат прищепки – лучики).
Педагог предлагает детям поиграть в игру: «Подари лучик солнышку».
Дети берут прищепку и прикрепляют её на солнышко.
(Муляж грустного солнышка без лучиков. На обратной стороне – солнышко весёлое. После того, как дети прикрепили лучики, педагог переворачивает муляж. Солнышко – улыбается).
Педагог: Какое солнышко получилось? Ответы детей.
Все вместе (пожелаем солнышку):
Ярче, солнышко, свети!
Лучики свои ты береги!
Дети прощаются с солнышком и уходят из зала.
Комплекс №3 «Листочки»
Дети заходят в зал и слышат шум ветра. Педагог находит на полу конверт с посланием:
Я — весёлый ветерок,
Немного поиграл,
Листочки разбросал.
По листочкам вы идите,
Разных цветов листочки соберите.
Дети отправляются в путь по осенним листочкам лежащим на полу.
(Ходьба в колонну по одному по листочкам). Пройдя путь, останавливаются — впереди большая лужа).
Педагог: Дети, как преодолеть путь дальше? Ответы детей: (перешагнуть, перепрыгнуть, обойти, наступить в лужу и идти дальше). Педагог даёт возможность ребёнку выбрать дальнейший путь. Молодцы, с заданием справились!
На полу находят лепесток от цветка (зелёного цвета). Ребята, смотрите, этот листочек не похож на другие листики? Откуда он здесь? Какого он цвета? Ответы детей.
Кладём лепесток в конверт и продолжаем наш путь дальше.
По лесной дорожке мы пойдём в сказку попадём.
(бегут «змейкой» между деревьями, потом идут на носках по узкой, извилистой дорожке, руки на поясе).
Педагог: Дети в конце дороги находят лепесток. Какого он цвета? Ответы детей. (жёлтого цвета). Кладём его в конверт.
На пути стоит берёза.
Наклонила берёза веточки, преградила путь.
Педагог: Ребята, назовите и покажите, из каких частей состоит дерево?
Ответы детей: . ( корни, ствол, кора, ветви).
Педагог: А чего не хватает на дереве?
Ответы детей: листьев.
Педагог: Ребята, подарим берёзе листья.
Ответы детей.
Игра «Наряди берёзу»
Педагог: Надо проползти под веточками берёзы и взять один листочек.
Упражнение «Мы нашли листочек»
И.П.: о.с., держим листочек двумя руками.
1 — листочек вперед;
2 — листочек вверх;
3 — листочек вперед;
Упражнение «Покажи листочек»
И.П.: Ноги на ширине плеч, листочек за спиной.
1 — за спиной переложить листочек в правую руку,
2 — повернуть туловище вправо,
3 — переложить листочек в левую руку,
4 — повернуть туловище влево.
Ребята, подарите листочки.
Надо подойти к дереву, назвать красивое слово и приклеить лист на ветви.
Педагог: Молодцы! Дети за деревом находят лепесток. Какого цвета? Ответы детей. (синего цвета). Кладём его в конверт.
Дальше едим на поезде. Я буду большим паровозом, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовёт продолжение строчки, тот и становится за мной. Поехали!
- Мышка маленькая, а слон -. (большой),
- Конфета сладкая, а лимон -. (кислый),
- Воздушный шарик лёгкий, а гантели -.. (тяжёлые),
- Ночью темно, а днём -. (светло).
- Улитка медленная, а заяц -. (быстрый).
Остановка «Лепестковая»
Какого цвета лепесток? Ответы детей. (оранжевого цвета). Кладём его в конверт.
Педагог раздает листочки и предлагает детям поиграть.
Игра: «Выполни задание»
Звучит музыка, дети бегают врассыпную с листочком в руках. Педагог останавливает музыку, дети встают на листочек и выполняют команду педагога.
— правая рука вверх, левая на пояс;
— встать на левую ногу, правую в сторону;
— встать на две ноги, наклониться вперёд и коснуться листочка.
Педагог: Отлично! А вот и лепесток. Все вместе: красного цвета.
Заключительная часть
Игра «Напиши картину»
Педагог разбрасывает листья разного цвета и размера. Дети образуют команды по четыре человека.
Задание: Выложить с помощью разноцветных листьев картину.
За выполненное задание дети получают лепесток фиолетового цвета.
Педагог: Какие красивые картины. Мы нашли последний лепесток. (Голубого цвета).
Ребята, достанем все лепестки и сложим. Что получилось? Ответы детей.
Чего не хватает? Ответы детей.
Педагог: Правильно. Получился цветок.
Цветок — не простой, а сказочный. Из какой сказки? Ответы детей.
Цветик-семицветик. Спасибо за сюрприз, который оставил нам ветерок.
Дети уходят из зала с цветком.
Вывод. Для детей с нарушением речи необходимо специально подбирать упражнения для развития речи, одновременно повышая двигательную активность ребёнка. Таким образом, утренняя оздоровительная гимнастика для детей с ОВЗ является важным звеном в дошкольном учреждении.
Список литературы
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периода обучения в старшей логогруппе. / О.С.Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Карасева С.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 146 с.
- Козлов В.И. Утренняя гимнастика. — М.: Просвещение. — 1994 — 252с.
- Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.// Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — Новокузнецк. — 1998. — С.13-23.
- Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание – 2004.-№ 1.- с.37- 45.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста — М.: Владос 2004.
- Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007.
- Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2 — 7 лет. — СПб.: Речь. — 2003.- 120с.
- Вареник Е.Н. – Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Источник