У рок восемнадцатый
И румянец на щеках! + Оптимальный вариант + Структура урока + Обязательно советуйтесь с врачом
Б ольшинство моих заочных учеников, как оказалось после выхода первого издания этой книги, были школьниками младшего возраста. И они сами, и их родители в своих письмах ко мне отмечали, что занятия фигурным катанием, которые проводились на свежем воздухе, помимо всего прочего помогали закаливанию ребят. Все они стали более координированными, подвижными, энергичными. Словом, оздоровительный эффект, о котором я писала, наблюдался практически у всех. А это всегда способствует повышению успеваемости.
Я часто видела сама, как быстро крепнут, просто на глазах преображаются мальчишки и девчонки, начавшие регулярные тренировки в фигурном катании. В течение нескольких лет мне приходилось консультировать именно такие группы новичков, и результаты были просто поразительные: румянец начинал играть на щеках детей, до этого болезненных, бледных и вялых. Дети становились более целеустремленными, дисциплинированными. Новые цели, которые появились в жизни, захватывали их целиком. Конечно, такое преображение детей ставит и перед тренерами, и перед родителями новые задачи. И надо быть к ним готовыми.
Практика показывает, что большинство родителей, бабушек и дедушек моих учеников интересует один сугубо конкретный вопрос: сколько раз в неделю надо тренироваться начинающим фигуристам? Часто в письмах шла речь о том, что ребята занимаются чуть ли не каждый день, а иногда даже и по два раза — утром и вечером. И родители видели при этом, что дети не только не становились жизнерадостными, но даже интерес к спорту, который у них был, быстро теряли. Что же делать? Как быть? Какое расписание тренировок наиболее полезно для начинающих фигуристов? Мой личный опыт, а также опыт многих детских тренеров, опыт знаменитой динамовской школы юных фигуристов, которая работает в Москве, на Петровке, показывает, что самым оптимальным вариантом занятий на первой стадии обучения являются три урока в неделю. Причем независимо от того, в какой смене — первой или второй — занимается юный фигурист. Конечно, во время зимних каникул можно заниматься и чаще: ребенок успевает восстанавливаться, времени свободного у него гораздо больше. Но такие занятия являются исключением, а правилом должны быть три занятия в неделю.
Урок обычно состоит из нескольких составных частей, каждая из которых имеет совершенно определенную нагрузку и протяженность.
Конечно, минута в минуту раскладка урока сохраняется далеко не всегда. И это понятно, поскольку многое здесь зависит и от погоды, и от того, как быстро и полно успевают все ребята в группе усваивать новые знания. Тренеры могут менять содержание и ритм урока.
Итак, график урока. Еще до выхода на лед в течение приблизительно 10—15 минут необходимо провести разминку, чтобы подготовить мышцы к тем нагрузкам, которые придется испытать на льду. Или, как говорят спортсмены, разогреться. Разминка включает в себя главным образом упражнения на растягивание и гибкость. А иначе говоря, юные фигуристы делают разнообразные приседания, махи ногами, наклоны, круговые движения туловищем, разрабатывают суставы с помощью маховых и круговых движений. Все эти упражнения хорошо знакомы по комплексам утренней гимнастики, и я назову лишь некоторые из них.
Анна Кондрашова |
Сейчас известно уже спортсмену и тренеру любого ранга, что в рабочий ритм урока надо входить постепенно. Таковы требования физиологии, которая считает, что включать человеческий организм в работу сразу на полных оборотах вредно. Именно поэтому разминка обычно начинается с ходьбы, бега — с ускорением и замедлением. Ходьба может сопровождаться приседаниями, широкие шаги — выпады чередоваться с обычными. Выполняя сравнительно легкие упражнения, юным фигуристам надо помнить о том, что это только введение в урок и утомляться здесь не нужно.
Далее, во время разминки следует проделать несколько упражнений для выработки гибкости и подвижности суставов. К ним относятся упражнения для плечевого пояса, туловища и ног. Вот несколько самых простых заданий. Движение плеч вверх, назад, круговые, движения рук в положениях руки перед грудью в сторону, вверх. Хорошо помогают развитию гибкости круговые движения рук, повороты туловища при ходьбе, стоя на одной ноге, на носках, сидя.
Вращательные движения рук всегда необходимо совмещать с поворотами головы.
Первым упражнением для ног (поочередно то правой, то левой) всегда бывают махи расслабленной ногой вперед, назад, в стороны. Часто используются выпады с дополнительными пружинящими движениями на передней ноге, не отрывая стопы от пола, выпады с движениями туловища, поворотами. Большую пользу приносят новичкам подтягивание колена к груди с помощью рук, приседание как можно глубже с носками широко развернутыми, не отрывая пятки от пола. Это упражнение можно проводить с опорой и без опоры.
Упражнения на растягивания необходимо разнообразить, выполняя их медленно, пружиня, быстро, рывками, но при приседаниях энергичные упражнения выполняются с большой осторожностью. Об этом надо помнить всегда, потому что многие травмы — пусть и незначительные, однако болезненные и потому приводящие к перерывам в занятиях,— идут от потери чувства меры, от желания сделать больше.
Несколько советов тем, кто во время первой части урока хочет сделать несколько сложных упражнений для совершенствования осанки. Стоя выпрямляйтесь, потянувшись головой как можно выше. Затем проделайте это упражнение с подниманием на носки, стоя на одной ноге (свободную ногу при этом можно поднять в сторону, назад, вперед), с движением рук вверх.
Разминка обычно проходит в раздевалке или во дворе возле катка (естественно, без коньков). Но вот она закончилась, и мы надеваем коньки и выходим на лед. Продолжение урока может быть разным, и зависит оно от уровня подготовленности юных фигуристов. Для тех, кто только начинает заниматься, изучает первые уроки, никакой специальной ледовой разминки нет и быть не может. Для новичков важно хорошо размяться перед выходом на каток.
Для тех, кто уже разучил начальные шаги фигурного катания, разминка на льду должна состоять из скольжения вперед и назад подсечками вдоль бортов катка и по «восьмерке» с чередованием ритмов (об этом я уже говорила ранее). Важную роль всегда играет и музыкальное сопровождение. Оно диктует характер, темп, интенсивность упражнений.
Вначале скольжение должно быть медленным. Предположим, на катке звучит вальс. Тогда дуга, исполняемая на каждой ноге, должна длиться на шесть счетов, или два музыкальных такта. Быстрое скольжение — на три счета на каждой ноге. Если на льду звучит марш или полька, то вначале на каждую дугу — по четыре музыкальных счета, а в быстром темпе — по два. Такой же расчет и при скольжениях назад.
Для тех, кто уже уверенно держится на коньках, хорошо бы во время разминки на льду выполнить несколько скольжений в приседе на двух ногах. В дальнейшем, осваивая все больше сложных элементов, надо тоже включать их в разминку. Здесь могут быть и троечные повороты, и троечные шаги, и «моухок», и пр.
Кстати сказать, и по мере взросления основное содержание и направленность этой части урока у фигуристов изменяется сравнительно мало. И даже кандидаты в сборную, по-су-ществу, включают в разминку все те же простейшие шаги и элементы, с которых они когда-то начинали свою спортивную жизнь. Обычно разминка должна занимать не более 15—20 минут.
Примерно час отводится на основную часть занятия. В ней отрабатывается, как правило, один-два из тех элементов, которые описаны в каждом уроке книги. На более поздней стадии освоения материала включайте в основную часть урока уже два-три элемента. Осваивая новый элемент, в конце занятия непременно повторите то, что делали на предыдущем.
После основной части урока — заключительная часть. В нее можно включить игры на льду, которые описаны в книге и которые вы придумали сами (импровизированный набор движений под музыку, которая звучит на катке, скольжение по широким дугам). Цель этой, заключительной, части урока — постепенное снижение нагрузки. Протяженность ее 5—10 минут.
Могу сказать, что фигуристы в моей группе очень любят хоккей. В конце урока они часто завершают тренировку мини-матчами. Играют и юноши и девушки. Азарт огромный. Голов много. А в итоге — отличная эмоциональная разрядка, переключение интереса, которое освежает спортсменов, дает ему новые силы.
Словом, иногда очень полезно завершать тренировки какой-нибудь игрой. Естественно, на коньках.
Я не говорила еще о том, что ледовому периоду тренировок обязательно должен предшествовать подготовительный цикл занятий, который приходится на лето и осень. Тренеры, работающие с маленькими фигуристами в группах начальной подготовки, обычно не прекращают занятий, создавая ту прочную платформу общефизической подготовки, на которой затем гораздо быстрее можно построить здание высокого спортивного мастерства.
Я хочу порекомендовать вам, ребята, простейшие упражнения, с которыми вы вполне можете справиться сами. Во-первых, это ежедневный легкий бег — желательно по пересеченной местности. Обычно тренеры к этому добавляют приседания, прыжки на одной и на двух ногах, прыжки со скакалкой. Эти упражнения помогают укрепить ноги, особенно голеностопные суставы. Рекомендуется также ходьба на пятках, на носках, на наружных и внутренних сводах стоп. И, конечно, летом и осенью очень полезны спортивные игры.
Начинающим фигуристам всегда рекомендуют и различного рода гимнастические упражнения, развивающие координацию, осанку, а также упражнения, которые растягивают мышцы и связки, тем самым улучшая гибкость юного атлета. Все упражнения такого рода широко известны, некоторые из них уже были упомянуты в этой книге.
Обязательная рекомендация, требование. Еще до начала занятий в нашей школе все ученики обязаны пройти медицинский осмотр. Но в период занятий их родители и они сами могут осуществлять простейший контроль и самоконтроль за самочувствием. В том случае, если после занятий ребенок ощущает вялость или значительную усталость, которая не проходит два-три часа после тренировки, появились головные боли и отсутствует аппетит, обратитесь к врачу.
Возможно, что нагрузки оказались чересчур высокими. И тогда квалифицированная рекомендация врача подскажет выход.
Занятия фигурным катанием должны доставлять радость. В создании приподнятого настроения не последнюю роль играет и музыка. На катке звучат мелодичные музыкальные произведения, имеющие ярко выраженные ритмы (вальс, полька, марш, самба, танго, народные танцы).
Источник
Московский фигурист
Перед стартом Как правильно подготовиться к соревнованиям
-
- Автор: Тамара Москвина
- Выпуск: №1 (2006)
Как правильно подготовиться к соревнованиям
- Опубликовано: 28.04.2006—>
Рубрика «Мастер-класс» одна из ключевых в нашем журнале, и она вряд ли будет испытывать недостаток тем. Открыть рубрику мы решили статьей Тамары Николаевны Москвиной, посвященной всем аспектам подготовки фигуриста к соревнованиям. Когда была написана статья, Тамара Николаевна уже закончила выступать, уступив первенство в парном катании Ирине Родниной, и тренировала свою первую пару: Ирина Воробьева — Александр Власов. Но уже тогда Тамара Москвина была кандидатом педагогических наук и преподавала на кафедре конькобежного спорта в Институте физкультуры им. П.Ф.Лесгафта, где и были впервые изданы рекомендации, которые мы с разрешения автора публикуем.
Как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Подходы к решению проблем, предлагаемые в статье, актуальны и сегодня, причем как для спортсменов, так и для тренеров в качестве методического материала.
Подготовка инвентаря
За несколько дней до соревнований необходимо проверить готовность своего спортивного снаряжения. Лезвия необходимо заранее поточить и обкатать, проверить надежно ли шурупы крепят лезвия к ботинкам, поменять шнурки, чтобы избежать обрывов в ответственный момент. Если костюм давно не одевался, примерить его до старта и попробовать все движения, при выполнении которых возможно неудобство. Заранее приготовить косметический набор, запасные шнурки, чехлы, колготки (для девочек), нитки с иголкой, запасную пленку (диск) с музыкальным сопровождением программы.
Прибытие на соревнование
Для того чтобы своевременно подготовиться к разминке вне льда, нужно правильно определить время прибытия на каток, где проводятся соревнования. Нежелательно приходить рано (большая вероятность того, что начнешь нервничать) или поздно (не успеешь сделать все необходимое).
При расчете времени необходимо учитывать:
а) количество участников, выступающих до начала вашей разминки;
б) количество разминок, умноженное на 7 мин.;
в) время катания одного участника, с добавлением времени, необходимого на выставление оценок судьями (5-7 мин.);
г) время на заливку льда перед разминкой —15-20 мин.
Время выхода из дома определяется с учетом времени вашей разминки, времени на дорогу от дома до катка и 1 часа, необходимого для общей разминки. Перед выходом еще раз следует проверить наличие пленки (диска) с музыкальным сопровождением, коньков, чехлов, костюма и других необходимых вещей.
Придя на каток, необходимо определить стартовый номер участника, который катается в данный момент, и сопоставить со своим номером. В зависимости от этого вы можете скорректировать свой план. Если у вас до разминки еще 2 или 1,5 часа, то лучше всего выйти на улицу и погулять. Нежелательно оставаться на катке и смотреть выступления участников, так как неудачное их катание может создать «выигрышное» настроение, а удачное, наоборот, расстроить. Кроме того, наблюдая катание, вы идеомоторно повторяете чужие движения, что может сбить с собственного ритма.
Местом для общей разминки может быть зал, прохладный вестибюль, более или менее просторный коридор, какие-то помещения, где не слышно музыки выступающих и объявления оценок. Найдя место, следует приступить к самой разминке.
Общая разминка(20-30 мин.)
Задачами общей разминки являются: подготовка организма к физической работе, концентрация внимания на программе, психологический настрой на обязательное и правильное выполнение программы.
Общая физическая разминка начинается с семенящего бега, бега с высоким подниманием бедра, бега прыжками, которые необходимы для разогревания организма. Затем следует выполнить упражнения на равновесие (вращение головы и туловища с открытыми и закрытыми глазами с остановкой в вертикальном положении с фиксацией взора и т. д.) — для повышения чувствительности аппаратов, стабилизирующих положение тела в пространстве. Упражнения на растягивание — для подготовки связочного аппарата к предстоящей работе. Прыжковые упражнения с закрытыми и открытыми глазами, с обязательной фиксацией позы приземления. Выполняя упражнения, необходимо концентрировать внимание на мышечных ощущениях, чувствовать, что тело поддается управлению.
Концентрация внимания на программе производится после физической разминки. Для этого необходимо представить и начать повторять программу со всеми предписанными движениями и мимикой, напевая музыку или подсчитывая такты. Движения ног надо имитировать, а движения рук, корпуса и головы исполнять в полную силу, концентрируя внимание на мышечных ощущениях и вспоминая все замечания тренера, даже те, которые касаются направления, амплитуды движений, выразительности исполнения. Если волнение не проходит, надо повторить программу дважды. Особое внимание необходимо уделить имитации элементов и приземлению после прыжков. Подходы к основным элементам следует повторить еще раз изолированно от программы, концентрируя внимание на ритме исполнения основных фаз элементов.
Психологическая настройка на правильное исполнение программы производится в процессе имитации программы путем самовнушения. Выполнение каждого упражнения и каждого элемента на разминке надо мысленно одобрять, убеждая себя в том, что, то или иное движение исполняется, как всегда, и, что так же оно будет исполнено на старте. Подобное самовнушение в форме самоприказа («Выезд! Стоять! Держись!»), как правило, снимает волнение, укрепляет уверенность в своих силах.
После разминки следует: надеть костюм, проверить все крючки, застежки, молнии, положить грим (макияж). Затем надо накинуть спортивную куртку, чтобы не остыть и приготовить коньки. После этого целесообразно вспомнить порядок и содержание типичной разминки на льду.
К ледовой разминке надо быть готовым к началу катания последнего участника предыдущей разминки или к середине заливки льда. Выйдя на разминку, следует осмотреться, привыкнуть к освещению, всмотреться в зрителей, судей, убедить себя в том, что все так, как вы ожидали. На разминке следует думать о том, что вам надо как следует выполнить то, что вы так много раз выполняли на тренировке.
Ледовая разминка
Задача ледовой разминки — прочувствовать лед, сориентироваться на площадке, добиться отчетливости видения и еще раз убедиться в том, что вы в состоянии выполнить свою спортивную программу. Это достигается в процессе выполнения стандартной разминки, которая заранее составлена и отработана на тренировках.
Начинать ледовую разминку надо со скольжения по прямой и перебежек сильными толчками с отчетливым ощущением ребра конька, на котором скользишь. Далее проделать комбинации шагов, требующие точного сохранения равновесия (при этом особое внимание обращать на ощущение вертикального положения тела с одновременным зрительным контролем) и 1—3несложных прыжка (с акцентированием внимания на приземлении). Эти упражнения дают возможность фигуристу обрести «чувство льда» и уверенность в своих силах. Даже после такой1,5—2минутной разминки он может исполнить программу.
Начинать прыжки лучше с самого «надежного» и выполнять их в порядке повышения трудности, сопровождая каждое удачное исполнение собственным одобрением. Если какой-то прыжок не получился, надо выявить причину и только после этого выполнять его еще раз. Все прыжки, входящие в программу, на разминке выполнять необязательно. Следует выполнить «надежные» прыжки и все сложные, остальные можно уверенно исполнить прямо на соревновании. Если нет уверенности в выполнении какого-либо элемента, его надо проделать еще раз. Заканчивать разминку надо с мыслью, что лед хороший, что вы все сделали хорошо и через5-15 мин.(в зависимости от вашего стартового номера), вы повторите все так же успешно. Самое главное на ледовой разминке — не растерять чувство уверенности, приобретенное в процессе предыдущей подготовки, и не вселить в себя чувство растерянности.
Ожидать свой старт можно по-разному, в зависимости от стартового номера. Если ваше выступление сразу после разминки, то лед покидать не следует, надо провести настройку на льду. Если времени достаточно, можно пройти в раздевалку, снять ботинки, отдохнуть, проанализировать некоторые фрагменты программы, но ни в коем случае нельзя смотреть выступление и слушать музыкальное сопровождение и оценки ваших ближайших соперников. Зашнуровывать ботинки следует тогда, кода начал кататься последний перед вами участник. Как только он покинул площадку после проката программы, следует выйти на лед сразу же, чтобы произвести последнюю настройку.
Пока судьи выставляют оценки, разумно скользить вдоль борта у края площадки по крутым дугам, чувствуя ребра коньков, ощущая напряжение мышц, дозируя силу толчков. При этом надо ритмично дышать и стараться вглядеться в окружающих. Можно проимитировать приземление после прыжков, но главное — чувствовать лед. Необходимо еще раз проверить шнуровку, оправить костюм и приготовиться выехать к месту исходного положения. Выезжать к месту исходного положения надо заранее отработанным способом.
Трудности, встречающиеся при исполнении программы:
Чувство страха. Фигурист может начать бояться, что не выполнит программу до конца. В связи с этим он исполняет движения с уменьшенной амплитудой, стараясь экономить свои силы. Движения его скованны, внимание от программы отвлечено. Чтобы избежать этого, необходимо перед соревнованиями неоднократно выполнять программу целиком. Одно сознание того, что на тренировках вы выдерживали до конца, может снять эту боязнь.
Сухость во рту. Во время выступления у фигуристов может появиться сухость во рту: становится трудно дышать, слипаются губы, прилипает к небу язык. Для преодоления этого неприятного ощущения необходимо убеждать себя в том, что это явление проходящее. Надо начать периодически закрывать рот (в тех местах площадки, где вы далеко от судей), дышать через нос, производить сосательные движения и часто покусывать кончик языка. Делать это надо до тех пор, пока во рту не появится слюна. Кроме того, перед выходом на старт ни в коем случае нельзя принимать соленые, маринованные и сладкие продукты. Перед стартом можно пососать дольку лимона.
Потеря ориентировки на льду. Во время выполнения программы фигурист может частично потерять ориентировку на льду и изменить направление выезда, особенно после вращения. Это вызовет неправильное расположение рисунка программы по отношению к судьям. Для того, чтобы избежать этого, необходимо зрительно определить судейскую сторону и относительно ее произвести выезд из вращения. Чтобы выработать умение ориентироваться, в тренировке необходимо исполнять комбинацию попеременно то на судейскую, то на противоположную сторону, всегда соблюдая соответственные направления выездов из вращений. Уже при постановке программы необходимо четко определить, в каком месте нужно исполнять определенные элементы, направление въезда и выезда из прыжков и точно соблюдать это.
Ощущение тяжести в ногах. Обычно эти ощущения появляются при исполнении второй части произвольной программы. Ноги становятся тяжелыми, с трудом передвигаются, чувство тяжести наваливается на все тело. Мысли переключаются, может начаться внутренняя паника. Пропадает уверенность в выполнении элементов, нарушается координация движений, и спортсмен «бросается» на все элементы с отчаянием самоубийцы. Подобное состояние преодолевается двумя путями. Во-первых, самоубеждением — необходимо уговорить себя, что это состояние тяжести привычно и ощущалось на тренировке. Особое внимание следует обратить на координацию движений в прыжках и на выезд, так как в состоянии усталости разгруппировка производится позже и с недостаточной энергией. Для акцентирования выезда можно производить подсчет и давать самоприказы для ускорения реакции и силы напряжения мышц. Формирование умения исполнять прыжки при различной степени усталости производится на тренировке путем многократного выполнения прыжка (разбег, прыжок, разбег, прыжок и так несколько раз повторить) и прыжков в конце тренировки (в состоянии усталости). Во-вторых, расслаблением мышц. Это производится в менее ответственных местах программы, обычно на медленных частях музыкального сопровождения при выполнении шагов, спиралей.
Потеря ответственности. После успешно проведенной тренировки накануне или в день соревнования у фигуриста иногда возникает излишняя уверенность и самоуверенность, что может повлечь за собой потерю ответственности. Находясь в таком состоянии, спортсмен может выпустить из внимания какие-то моменты, которые вызывают ошибку в элементе либо невыполнение его. Ошибка может обескуражить фигуриста, что может сразу же сказаться на всем настроении в целом и выполнении программы. Чтобы этого не произошло, даже при хорошей подготовке и чувстве уверенности перед катанием, нужно очень ответственно относиться к исполнению первого элемента. Кроме того, нужно делать акцент на наиболее важной детали элемента, от которой зависит выполнение его в целом (в прыжках на выезде, во вращениях — на центровке вращения, в шагах — на соблюдение равновесия). Особенно удачное исполнение какого-то элемента, награжденное аплодисментами зрителей, может тоже усыпить бдительность фигуриста. Поэтому следует мысленно контролировать все движения, чтобы в приливе возбуждения не споткнуться на простой перебежке.
По окончании программы нужно зафиксировать финальную остановку в течение5-7 секунд. После этого выполнить с улыбкой поклон на обе стороны. Уезжать с ледяной площадки нужно с улыбкой (независимо от качества катания), не показывая усталости, неудовлетворенности, растерянности. И только в раздевалке можно позволить дать волю своим чувствам.
Источник