Модерн и контемпорари
(Практика)
Модерн
Когда внутренняя жизнь в танце не развита, развивается «бесплодие», а недостаток мотивации приведет к бессмысленности движения, бессмысленное движение — к упадку.
Модерн -общее название танцевального искусства, преимущественно первой половины ХX века, основанный на классическом танце современный вид танца,
который включает в себя элементы всех танцевальных направлений, а также элементы йоги, гимнастики, акробатики и даже восточных единоборств.
Это танец свободный, инерционный, динамичный.
Два основных определения современного танца:
сontemporary предложенный для обозначения европейского современного танца) и
постмодерн (термин, предложенный для обозначения американского направления)
Основное отличие всех техник модерна — использование гравитации и работа с весом тела, отсутствие стремления скрыть усилие, затрачиваемое при
движении, нарушение вертикальной оси держания тела, фокусирование внимания на центре тела и работа с ним.
Основные танцевальные техники: авторские техники, Релиз, Перфоманс, Импровизация, Контактная импровизация.
Упражнения и методы тренировок по модерну и контемпорари
Основная задача последовательно разогреть: стопы и ахиллесово сухожилие, коленный сустав, тазобедренный сустав, позвоночник. Разогрев должен состоять из 5-6 упражнений на различные группы мышц. В джаз-модерн танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине зала и в партере.
для разогрева используется музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спирали торса.
- Вариант разминки Sharmila Kamte
- Вариант разминки Phoebe Stallan
- Вариант разминки Italia Conti
Тренировочная связка АЯКС Контемп 1
Ноги в 6 позиции потом по 2, 2 широкая — Breath — деми плие — флэтбек — roll down — roll up — arch — ралеве — side streinch — cerve — side streinch — figure 4 step step — grand plie and switch sides — swing ногами вперед — назад + contraction в нижнем центре — Drop Swing — пасе и прыжок в сторону с выпрямленной ногой 45 градусов, ронд рукой и drop — Extend — перекат, выход на колени — Head-tail — Inversion — выход на руки с одной согнутой ногой.
Тренировочная связка АЯКС Контемп 2
1. Roll down — twist коленями — уход на спину — упражнения на пресс — ноги вперед, корпус ровно, руки наверх — перекат в позу собака — выход Jack Knife — forward lunge — наверх (глубокий свинг , дыхание) — повтор на другую сторону ногу. 2. Flat back — swing — side swing — drop — ралеве — вращение плечо, локоть, рука — deep contraction. 3. Point + plie, brush, 4 поз ног, трансфер веса — batman jete — 1 поз. — колено наверх, баланс, ралеве.
Isolation (изоляция) — каждая часть корпуса образует свое собственное изолированное поле напряжения и центр движения.
Relax релаксация — необходимое для изоляции соотношение напряжения и расслабления в отдельных центрах.
Contraction контракшен Сжатие к центру, общее и изолированное.
Release релиз Растяжение от центра, может быть общим и изолированным.
Collapse Коллапс — позиция корпуса (разрушение, изнеможение) позиция Коллапса означает, что верхняя часть корпуса до талии вместе с головой более или менее наклонены вперед, колени также согнуты, таз может свободно выступать назад.
Coordination координация Если одновременно изолируются и активизируются несколько центров. Это является вершиной африканской эстетики танца, т.к. посредством ее из отдельных изолированных движений возникает новый образ движения
Opposition и parallelisms Оппозиция и параллельность. Различные центры могут двигаться в одном направлении, т.е. параллельно, как и в разном – оппозиционно.
Impulse импульс Изолированный центр вовлекает в движение другой центр. Сначала движется один центр и только затем приводиться в движение другой центр. Вариант координации.
Multiplication мультипликация Это явление параллельной техники изоляции. Как при помощи изоляции корпус распадается на свои центры, так и при мультипликации «целостное простое движение» распадается на несколько движений. Мультиплицированный шаг (стэп) называется дубль. Если вводятся два движения, то это триплет. Возможно и дальнейшее увеличение.
Shake Шейк (трясущие движения плеч и спины)Это пример импульса. Вызывается шейк вращением лопаток. Эти импульсы далее вызывают движение шейка в грудной клетке и спине. Постепенно начинается сотрясаться корпус. В африканском танце – это явный признак того, что танцор достиг состояния экстаза.
Bump Толчок таза вперед.
Slide Слайд (скольжение) Ровное скольжение на нагруженной ноге или обеих ногах одновременно. Движение начинается от бедер наружу с согнутыми коленями, и поза коллапс сохраняется.
Body Боди (корпус,тело) Применяется к туловищу , когда верхняя часть туловища и колени согнуты.
Body roll Боди ролл (рулон). Волнообразное движение всем телом.Туловище как бы сворачивается в рулон, начиная с головы, плечи, пояс на согнутых коленях, руки опущены вниз в положение Droop.
Kick Кик. Удар ногой или пинок.Можно применять в различных комбинациях (очень похоже на jete в классике), отличие – не только вытянутая стопа( Point), но и сокращенная (Flex). Бросок ноги через пассе в любом направление.
Rubber leg.«Резиновая нога». Это движение известно как движение «чарльстон». При этом оба бедра, оба колена и обе стопы поперем енно поворачиваются вовнутрь и наружу. Популярно выражаясь, преувеличенное «О» в ногах чередуется с преувеличенным «X».
Drop Дроп (падение или уронить голову или руки). Падение в расслабленном виде всего корпуса , либо его отдельных частей тела
Walking turn Валкинг тур. Поворот с шагом. Здесь можно рассмотреть несколько видов туров, хотя в джазе применяются только два вида поворотов. 1.Одна нога при повороте не отрывается от пола. 2. Обе ноги в повороте отрываются от пола. Валкинг тур – обе стопы в нейтральной позиции ног 1-й шаг – правая нога делает шаг вправо, 2-й шаг правой стопы с поворотом, левая стопа перекрещивается с правой с переносом тяжести на левую и тот час делается поворот на левой стопе.
Skipping turn Скипинг тур. Поворот с прыжком. Скипинг тур состоит из шагов и прыжка ( hop). Шаг – правой ногой вправо, нп ней подскок. Левая стопа ставится крестом перед правой и с поворотом идет подскок на левой ноге, шаг правой ногой и подскок или прыжок.
Pivot turn Пивот тур. Поворот на месте. В джаз пируэтах обе ноги согнуты в коленах, правая нога – опорная, левая – рабочая – перед правым коленом. Верхняя часть корпуса в коллапсе, голова опущена к груди. Руки во 2-й поз., или перед грудью. Тур проводится вправо или влево как в классике.
Air turn Эр тур. Поворот в воздухе. Это прыжки в повороте, прыжок на одной ноге, прыжок с одной ноги на другую, отталкивание двумя ногами и приход на две ноги. Ноги в повороте согнуты и положение коллапс сохраняется. В сценической хореографии возможно использование классических пируэтов.
Thrust Труст. Толчок ногой
Swing Свинг. (раскачивание тела и его частей). Раскачивание тела и его частей.
Head tiff Head trust Head accent. Толчки, броски и акценты головой.Все движения головы могут исполнятся медленно и непрерывно, а также быстро и толчкообразно. Связк4а наклонов, подъемов, поворотов, например, голова опускается вниз, поворачивается вправо, наклоняется назад, поворачивается влево и возвращается в положение прямо.
Sundari Зундари. Перемещение всех шейных позвонков в сторону, назад, и вперед. Это движение пришло из индийского танца. Голова в положение прямо неподвижна, активны только шейные мускулы, они расслабляются или сокращаются.
Twist Твист. Изгиб.Любое движение, связанное с изменением направления движения. Например: одно плечо вперед, другое назад. Но движение красиво выглядит, когда находишься на низком уровне повороты торса вправо или влево (закрутка в спираль), как бы хочешь дотянуться до самой дальней точки.
brash Браш. Шаркание изолированнойВынос ноги на носок на 45* или 90*, аналогично батману. Можно применять в различных комбинациях.
Layout Лей аут.Подъем прямой ноги без изоляции торса, торс параллелен полу. Можно применять в различных комбинациях.
Katch step Кеч стэп. Шаг. Разновидность шага,( три шага на месте) при котором вес тела перемещается с одной ноги на другую, на без движения вперед. Простая (основная) форма: левая стопа вперед, правая — сзади, нагружена, левая стопа с нагрузкой на месте. Шаги выполняются на согнутых коленях и коллапс.
Step boll change Степ болл ченч. Шаг, полупальцы, перемена, движение аналогично па де буре классического танца.
Flat back Флэт бэк. Плоская спина.Группа наклонов торса, все центры торса находятся на одной прямой, синоним Тейбл топ.
Table top Тейбл топ.«Поверхность стола» Синоним Флэт бэк обычно обозначает наклоны торса вперед.
Limbo Лимбо — наклон торса назад с любого уровня так низко, что исполнитель почти касается плечами пола.
Stretch Стрейтчинг. Растяжка.Группа упражнений связанная с растяжением мышц тела.
Touch Тач. Шаг. Приставление ноги без веса тела.
Flat step Флэт степ. Шаг.Плоский шаг ,шаг полной стопой с согнутыми коленями.
Jump Джамп. Прыжок.Прыжок с двух ног на две ноги по различным позициям.
Hop Хоп. Шаг подскок.
Lip Лип. Прыжок с одной ноги на другую. Применяется в тренаже и в комбинациях.
Push Пуш. Толчок любой частью тела.
Dip body bend Дип боди бенд. Глубокий наклон вперед ( тело наклоняется ниже 90 градусов).
Roll down. Ролл даун. Рулон. Наклон торса вперед, начиная с головы, тело как бы сворачивается в рулон.
Roll up. Ролл ап. Рулон. Подъем торса после Ролл даун; Подъем начинается от поясницы и последней поднимается голова.
Источник
Разминка для танцев модерн
Разогрев, разминка, упражнения на изоляцию, растяжку, тренировочные комбинации, батманы, пируэты, прыжки, кроссы, комбинации
Необходимо ощущение вытянутости все время — ушки тянутся наверх, плечики вниз. Нижний центр — нижний контракшн — собран.
- Разминка АЯКС 1.
Медленно и плавно на 4 счета — Рука вверх через полукруг, контракшн с руками в первой позиции, рука в сторону, shimmy, арч, керв, рол даун, плие 2 , рол ап, флет бек назад, вперед, дроп. Side stretch — через полукруг в контракшн — «забираем» голову растягиваем в стороны — уходим с головой вниз ролл и в центр — ручки наверх (5-я) — арч — контракшн — круги руками твист в корпусе, передняя нога в плие, задняя сначала прямая, потом уходит в плие. Roll down на 8 — 2 глубоких плие — опускаем таз и тянем грудную клетку наверх — roll up — руки в замочек сзади — за ними наверх и потом уводим назад, растягиваем грудную клетку наверх — flat back — плие с руками к корпусу — deep body band — roll up. Глубокий присед на полную стопу — наклон корпуса к выпрямленным ногам — упор лежа — уход на колени и корпус вперед, рука в сторону и корпус тянем в сторону — волна вперед up dog — down dog, нога наверх — выпад вперед (колено подгибаем и кладем на паркет, не садимся на ногу, качаемся), заднюю ногу берем рукой и сгибаем к корпусу — садимся тазом на пол и тянем корпус в сторону к выпрямленной ноге растягивая сторону и вниз к ноге — up dog, разминаем стопу — down dog поза зародыша и обратно 2 раза — up dog, прыжок ноги к себе — тянем корпус к выпрямленным ногам — roll up — наверх и контракшн.
- Разминка АЯКС 2. Связка стрэтч — характера.
Голова — баунс 2 — релеве руки вверх — свинг в сторону и вниз — ралеве руки в стороны — флэтбек в диагональ, к ноге вниз — пятка, носок — выпад в сторону, lunge, твист корпуса снизу вверх — на прямую переднюю ногу — рол даун — в партер up dog — ноги 2 широкая , тянемся к ногам — партер up dog — side streinch — ноги вместе, ралеве — frog, корпус к ногам — нога вперед с согнутым коленом , назад прямая, колено тянем к полу, тянемся к полу корпусом вперед — продольный шпагат — ноги раскрыли в стороны, руки округлены наверх, тянемся корпусом к полу, спина прямая — ноги вместе, поднимаем по одной прямой ноге рукой — мостик из положения стоя.
- Разминка связка для ног (Хореограф Татьяна Медведева)
Упражнения, связанные с разогревом ног — plie, releve, battement tendu, battement jete
- Разминка джазуниверсальная (Kamal)
Jumps — runs — шея- плечи — глубокое плие (2 развернутая широкая), кач — ралеве — паучок (+ shoulders and switch) — jackknife, ноги прямые и плие — спираль в стороны и side streinch — flatback (по кругу) и тянемся к стопе — roll up — стоим на ралеве со сменой позиций в руках, далее качаем стопу — пасе и качаем подъемы на ралеве — выпад вперед, тянем и раскачиваем — leg high -садимся нога согнутая, вторая вперед прямая, наклон к прямой — lunge side (выпад в сторону) — frog — ноги вперед прямые — ноги подгибаем вперед, задняя прямая — шпагаты или до точки натяжения — лягушка ноги назад — поза зародыша — упор лежа скалолаз — лежа на спине таз поднимаем и пресс качаем.
Для разогрева используется музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спирали торса.
- Постановка корпуса в джазе
Стопы параллельно на уровне бедер. Полная стопа на полу. Колени при сгибе смотрят вперёд Копчик вниз, лобковая кость вверх — на одной линии параллельной полу. Центральная линия плеча соответствует центральной линии бедра. Плечи опущены, плечевые суставы раскрыты, лопатки вставлены. Мышцы шеи подтянуты, но напряжены. Затылок, лопатки и крестец находятся на одной плоской поверхности. Макушка тянется вверх.
Позиция корпуса в джазе и ощущение центра.
Комбинация упражнений на изоляцию.
- Джаз позиции рук и кистей в стиле классический джаз
Подготовительная — руки округлены, овальной формы
1-я — руки на уровне солнечного сплетения
2-я — руки в стороны на высоте плеч
3-я арабеск — одна впереди, одна в сторону
4-я позиция — одна рука вверх ( плечо сильно тянется вниз), вторая вниз
5-я — 2 руки наверх
6-я — одна рука в в первой позиции, вторая во второй
7-я — одна от локтя под углом 90 градусов, вторая в сторону
8-я — 2 руки перед собой 90 градусов
Вспомогательные положения рук:
V, L, Египет позиция, Пресс позиция при высоких махах, джазовая рама сверху и снизу, танцевальное положение одна рука овальной формы вверх, вторая вниз.
Прямые позиции
Подготовительная современная позиция — руки вдоль туловища, вытянуты вниз и прижаты к телу.
I современная позиция — руки вытянуты параллельно перед собой на уровне плеч.
II современная позиция — руки вытянуты в стороны на уровне плеч.
III современная позиция — руки вытянуты параллельно вверх.
V — позиции (ви-позиции)
Подготовительная V позиция — руки вытянуты вниз и слегка разведены в стороны, образуя перевернутую букву V.
I V-позиция — руки вытянуты перед собой на уровне плеч и слегка разведены в стороны, образуя букву V.
III V-позиция — руки вытянуты вверх и в стороны по диагонали, образуя букву V.
Закрытые позиции (close-poz [клоуз-поз])
I close-poz в сторону — руки согнуты в локтях, кисти на уровне солнечного сплетения (груди). Локти направлены точно в стороны, руки не прижаты к телу, пальцы рук не соприкасаются. Иногда эту позицию называют А-позиция.
I close-poz вниз — руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч и не прижимаются. Локти направлены точно вниз. Иногда эту позицию называют Б-позиция.
II close-poz — руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч. Локти направлены точно в стороны.
Пресс-позиции (press-poz [пресс-поз])
Подготовительная press-poz — локти присогнуты и направлены в стороны. Кисти вытянуты и прижаты по бокам к тазовой кости.
I press-poz — руки согнуты в локтях на 90° закрывая живот таки образом, чтобы кисть одной руки была над локтем другой, а вторая кисть под локтем противоположной руки. При этом руки не прижимаются к телу.
II press-poz — руки согнуты в локтях и направлены в стороны слегка перед собой, параллельно полу. Локти направлены к внешним косым мышцам пресса, но не прижимаются.
III press-poz — аналогична классической III позиции, только локти более согнуты.
- Кисти рук
Кисти классические (большой палец стремится к фаланге третьего пальца его не касаясь), либо джазовые — склеенные пальцы.
Jazz-hand [джаз-хэнд] (Bob Fosse) — дословно с английского означает джазовая рука. Пальцы напряжены и максимально разведены друг от друга.
Flex [флэкс] — сокращенная кисть, т.е. ладонь перпендикулярно к предплечью.
Stretch [Стрэйч] — вытянутая кисть, т.е. ладонь раскрыта и является продолжением предплечья.
Fist [Фёст] (stone — hand) — сжатый кулак.
French — hand — расслабленные руки согнутые в стороны в локте.
Flower — hand — раскручивается в виде спирали.
- Позиции ног в джазе
1-я джазовая — параллельная стопы склеены вместе, на одной прямой
2-я — стопы на уровне бедер
2-я — параллельная джазовая широкая, ноги шире плеч
3-я — ноги вместе пятка на уровне середины стопы другой ноги
4-я параллельная позиция ноги правая вперёд, левая сзади(на одной линии это Б позиция), вес тела на сзади стоящей ноге
4-я джазовая — из второй, с разворотом в точку номер 8, вес тела между двух ног, глубокое Деми-плие, пятка стопы задней ноги отрывается от пола
4-я джазовая позиция в твисте — из демиронд, вес тела на передней ноге.
Классические позиции 1-5. Развёрнутые — out позиции. Параллельные — in позиции
- Положение стоп в джазе
Вытянутый подъем — point, Стопа на полупальцах — Demi point, Сокращённая стопа — flex, Лежащая на полу стопа — brush, Движение согнутого колена и натянутой стопы (гарцевание) — prance, Резкий выброс ноги от колена — kick
- Упражнения на изоляцию с шагами в стороны в плие (по 2,4 шага)
Основной ход в стороны голова вниз — вверх — в стороны, твист плечами (руки jazz или flower ), смена позиций рук на каждый шаг: 8-1-2-5, 1-3, 1-7, 6 и 4 с переводом стороны, 1 — L, с Пор Де Бра, с работой торса (грудной клетки) вперед — назад в стороны, ладони на тазовых косточках, локти не двигаются. Твисты (скручивания корпусом, следить за разворотом плечей и руки через нижний полукруг проходят). Работа тазом вперед-назад- в стороны.
Источник