Фонетические разминки на уроках английского языка
Анжурова Татьяна
Фонетические разминки на уроках английского языка
Дорогие преподаватели иностранного языка!
Вы наверно не редко сталкиваетесь с таким понятием как фонетическая разминка или зарядка. Что такое фонетическая разминка, для чего она вообще нужна на занятиях английского языка и когда её следует проводить. Для начала хотелось бы отметить и пояснить что такое фонетика. Фонетика в переводе с греческого означает раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
А для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем эти слова соединяются в предложения.
Значит, обучение иностранному языку надо начинать с понимания букв и звуков т. е. с фонетики и на занятиях следует уделять ей особое внимание.
Профессиональный педагог должен очень серьезно относиться к фонетической разминке и обязательно должен давать её как подготовку к основному занятию. Всем нам известно, что даже любой спортсмен, прежде чем приступить к выполнению сложных физических упражнений должен размяться, разогреть свои мышцы и настроиться. Таким же образом и нам необходимо разогреть и настроить свой речевой аппарат, прежде чем говорить на иностранном языке. Вы спросите, а зачем это нужно? Ведь когда мы говорим на родном зыке, мы же не делаем фонетической разминки. Да, это так. Дело в том, что артикуляционный аппарат у людей говорящих на разных языках, устроен по-разному: исходное положение языка, интенсивность и скорость движения органов участвующих в произношении звуков. Наш аппарат создан для родного языка, и мы сможем внятно произносить звуки родной речи даже в расслабленном состоянии, чего не скажешь об иностранных звуках. Поэтому нам нужна фонетическая разминка, чтобы подготовить органы речи для произношения несвойственных нам звуков; настроиться на восприятие английского языка; улучшить произношение отдельных звуков, сочетаний звуков; отработать интонационный рисунок отдельных фраз и выражений; запомнить новые слова; развивать языковые и творческие способности.
Когда же стоит проводить фонетическую разминку, спросите вы. На первых этапах обучения иностранному языку фонетическую разминку следует проводить сразу в начале занятия или после warming –up.Фонетическая разминка очень оживляет ход урока, способствует повышению активности учащихся, развивает языковые и творческие способности, снимает напряжение. А на последующих этапах обучения, место проведения фонетической разминки в структуре занятия можно варьировать исходя из методической целесообразности и задач.
Наверно вам так же интересно, как же подобрать материал для фонетической разминки. Материал для фонетической зарядки подойдет такой, который нужно не просто повторять, а ещё и показывать. Это сделает процесс запоминания (заучивания) более легким и
быстрым, а так же привлечет внимание учащихся. Для фонетической разминки подходят фонетические сказки, стихи с повторяющимися словами, песенки в исполнении носителей языка, скороговорки, поговорки, цитаты. Материал для фонетической разминки, так же как и время её проведения зависит от этапов обучения.
Буду, рада если среди фонетических разминок вы найдете для себя что–то новое и интересное.
Фонетическая разминка «Сказка о Винни»
Словарная работа: hello, good bye.
В одном большом волшебном лесу жил – был Винни.
Дождик иногда поливал деревья в лесу: d – d – d.
При произнесении альвеолярного смычного согласного [d] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
О приближающем дожде предупреждала сова: u – u – u.
При произнесении краткого звука [ u ] язык оттянут от нижних зубов. Губы слегка округлены, но не выпячиваются вперёд.
А гуси возмущались: g – g – g.
При произнесении звука [g] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Каждый день Винни — Пух совершал много дел. По утрам он протирал зеркало и дышал на него:
Звук [h] встречается только перед гласными и на слух представляет собой лёгкий выдох. Язык в момент произнесения [h] принимает положение для производства последующего гласного.
Потом он смотрел в зеркало и удивлялся, какой же он красивый: ou – ou – ou.
При произнесении звука [ou] губы сначала слегка растянуты, а затем округляются, но не выпячиваются вперёд. Первый элемент дифтонга напоминает нейтральный звук, а скольжение происходит в направлении [ u ]
От этого у него повышалось настроение, и он пел сначала: l – l – l.
При произнесении альвеолярного смычного согласного звука [l] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
А потом: e – e – e
При произнесении краткого гласного звука [e] кончик языка находится у основания нижних зубов. Губы слегка растянуты.
Ему так нравилось петь, что он совсем забывал о времени. Винни очень огорчался, когда видел, что опаздывает к завтраку: аi – аi – аi.
Звук [ai] — дифтонг, состоящий из ядра и скольжения. Ядро дифтонга краткий звук [ ]. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [ i ]. Звук i не должен звучать отчётливо.
На завтрак Винни обожал отведать медку. После завтрака Винни играл с друзьями в мяч: b – b – b.
При произнесении этого звука органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Фонетическая разминка «Самолёт»
Словарная работа: April Fool’s day
Отправляется в полёт,
Наш красавец – самолет.
Наш самолет летит, и мотор гудит: r – r – r.
При произнесении звука [r] кончик языка поднят к задней части альвеол (бугорки за верхними зубами). Язык неподвижен и не вибрирует.
Ветер дует: u: – u: – u:.
При произнесении звука [u:] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд.
Листва на деревьях шумит: s – s – s.
При произнесении звука s кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка.
А где то в низу слышно фырчанье ежат: f – f – f.
При произнесении звука [f] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
За окошком бежит ручеек и напевает: l – l – l.
А вот самолет пролетает через облако, набирает высоту и мотор стучит: d – d – d.
При произнесении звуков [d, l] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Пошёл мелкий дождь и ударяет каплями по крыльям самолета: p – p – p
При произнесении звука [p] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
А вот самолет уже подлетает к сказочной столице Австралии — Канберра, и останавливается: – – .
Звук [ ] называется нейтральным, так как он не имеет отчётливой окраски.
Пассажиры радуются: ei – ei – ei.
Звук [ei] — дифтонг, т. е. неделимый звук. Ядро дифтонга — гласный [e]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука i, не достигая его полного образования.
Фонетическая разминка «Сказка в стихах»
Тема: Vegetables and fruits
Словарная работа: turnip, beet, broccoli, garlic, pea, radish.
Где – то собаки рычали: r – r – r.
При произнесении звука [r] кончик языка поднят к задней части альвеол (бугорки за верхними зубами). Язык неподвижен и не вибрирует.
Мимо машины бежали: bi: – bi: – bi:.
При произнесении звука [ b ] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
При произнесении долгого звука [i:] язык продвинут вперёд, кончик языка слегка касается нижних зубов.
Гудели от ветра все провода: : – : – :.
Чтобы правильно произнести звук [:], следует спинку языка приподнять и оттянуть таким образом, чтобы края языка оказались слегка зажатыми между верхними и нижними коренными зубами. Губы должны быть растянуты и напряжены.
Капала из крана вода: t – t – t.
При произнесении звука [t] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Змеи в лесу шипели: – – .
При произнесении звука [] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их.
Куклы кашляли в постели: k – k – k.
При произнесении звука [k] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Днем мороженое ели: – – .
При произнесении звука [] рот широко открыт (примерно на расстояние двух пальцев: указательного и среднего, губы округлены, но не выпячиваются вперёд.
По крыше дождик стучал: p – p – p.
В небе гусь кричал: g – g – g.
При произнесении звуков [p, g] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Дятел на дереве стучал: d – d – d.
Зайка вокруг ёлки плясал: n – n – n.
Мишка сидел на пенке и пел: l – l – l.
При произнесении звуков [d, n, l] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
И вкусное варенье ел: – –.
Звук [] называется нейтральным, так как он не имеет отчётливой окраски.
Рядом лисички играли и улыбались: i – i – i.
При произнесении звука [ i ] кончик языка находится у нижних зубов, губы слегка растянуты.
Мимо птичка пролетала: a: – a: – a:.
При произнесении звука [a:] кончик языка значительно оттянут от нижних зубов. Спинка языка выгнута и приподнята к твёрдому нёбу.
Обезьянка на ветке гримасничала: – – .
При произнесении звука [] нужно углы рта немного оттянуть в стороны, расположить язык максимально плоско во рту и довольно энергично опустить челюсть.
Фонетическая разминка «Сказка о Машеньке»
Живет Машенька в сказочном лесу. Любит она гулять около своего домика, где живут её друзья.
Каждое утро просыпается Машенька в своей мягкой кроватке и потягивается: d – d – d.
Оба элемента звука [d] следует произносить слитно, не отрывая кончик языка от альвеол.
Посмотрит в окошко, увидит солнышко и радуется: – – .
При произнесении звука [] рот широко открыт (примерно на расстояние двух пальцев: указательного и среднего, губы округлены, но не выпячиваются вперёд.
Умоется прохладной водичкой: – – .
Звук [] — дифтонг, и как все дифтонги, считается одним звуком и соответственно произносится слитно. Ядром дифтонга является звук [].
Заканчивается дифтонг скольжением в направлении нейтрального звука [].
Поможет мишке выбить коврик: t – t – t .
При произнесении звука [t] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
И радостная Машенька идёт гулять: ei – ei – ei.
Звук [ei] — дифтонг, т. е. неделимый звук. Ядро дифтонга — гласный [e]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука [ i ], не достигая его полного образования.
Сначала качается на качелях: a: – a: – a: .
При произнесении долгого гласного звука [a:] кончик языка значительно оттянут от нижних зубов. Спинка языка выгнута и приподнята к твёрдому нёбу.
Потом прыгает на батутах: n – n – n.
При произнесении звука [n] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
И идёт к своим друзьям, которые каждый раз радостно её приветствуют.
Добрая собачка Лайка выбегает на встречу, Машеньке, виляя хвостом, приветствует её: r– r – r.
При произнесении звука [r] кончик языка поднят к задней части альвеол (бугорки за верхними зубами). Язык неподвижен и не вибрирует.
Обезьянка, перепрыгивая с ветки на ветку, корчит гримасы Машеньке: – – .
При произнесении звука [] нужно углы рта немного оттянуть в стороны, расположить язык максимально плоско во рту и довольно энергично опустить челюсть.
Красивая необычная птичка, пролетая над Машей, привлекает так к себе внимание: – – .
При произнесении звука [] рот полуоткрыт, губы нейтральны. Язык немного отодвинут от основания нижних зубов.
А где – то далеко в лесу каркает ворона. Но она всегда так далеко, что Машенька слышит только один звук: k – k – k.
При произнесении звука [k] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Коровка жуёт травку, и тоже приветствует Машеньку: m – m – m.
При произнесении звука [m] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Львята, играя на опушке леса, машут Машеньке лапкой и улыбаются: I – i – i.
При произнесении звука [ i ] кончик языка находится у нижних зубов, губы слегка растянуты.
Любит Машенька играть с зайчиками в мяч:b – b – b.
При произнесении звука [ b ] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Нагуляется, накачается, наиграется Машенька со своими друзьями и возвращается, домой напевая l – l – l.
При произнесении звука [l] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
А когда на улице идёт дождь: p – p – p.
При произнесении звука [p] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Машенька сидит у окошка и скучает: — — .
Звук [] называется нейтральным, так как он не имеет отчётливой окраски.
Фонетическая разминка «Сказка о Колобке»
Жили – были старик со старухой. Скучно им было жить вдвоём, старуха пряла пряжу и причитала: : – : – :.
При произнесении звука [ :] язык оттянут от зубов, и находится в задней части полости рта. Губы слегка округлены, но не выпячиваются вперёд.
Cтарик смотрел на дождь за окном: p – p – p.
При произнесении звука [p] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Звук [] называется нейтральным, так как он не имеет отчётливой окраски.
При произнесении звука [e] кончик языка находится у основания нижних зубов. Губы слегка растянуты.
Однажды старик говорит старухе: поди по коробу поскреби, по сусеку помети, и наскреби муки.
Старуха так и сделала, по коробу поскребла: t – t – t.
При произнесении звука [t] кончик языка касается альвеол (бугорков за передними верхними зубами).
По сусеку помела: s – s – s.
При произнесении звука [ s ] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка.
И наскребла муки горсти две.
Обрадовалась старуха: ei – ei – ei.
Звук [ei] — дифтонг, т. е. неделимый звук. Ядро дифтонга — гласный [e]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука , не достигая его полного образования.
Замесила тесто: t – t – t.
При произнесении звука [t] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Скатала колобок, испекла и положила его на окошко стынуть: i – i – i.
При произнесении звука кончик языка находится у нижних зубов, губы слегка растянуты.
Колобок полежал, полежал, спрыгнул с окошка: n – n – n.
При произнесении звука [n] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Прокатился он мимо двора, где жили домашние животные, которые поприветствовали колобка.
Это были гуси: g – g – g.
При произнесении звука [g] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Добрая собачка: r – r – r.
При произнесении звука [r] кончик языка поднят к задней части альвеол (бугорки за верхними зубами). Язык неподвижен и не вибрирует.
Коровка жевала травку, и тоже поприветствовала колобка: m – m – m.
При произнесении звука [m] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Над колобком пролетали шмели:z – z –z.
При произнесении звука [z] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка.
А колобок все катился и катился, перепрыгивая с кочки на кочку с бугорка на бугорок: b – b – b.
При произнесении звука [ b ] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
И напевал разные песенки сначала: l – l – l.
При произнесении звука [l] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
А потом: a: – a: – a:.
При произнесении долгого гласного звука [a:] кончик языка значительно оттянут от нижних зубов. Спинка языка выгнута и приподнята к твёрдому нёбу.
Фонетическая разминка «Сказка о девочке Лизе, которая мечтала стать королевой»
Тема: Vegetables and fruits
Словарная работа: queen, happy, birthday, holiday, dear.
В одном небольшом сказочном городе жила маленькая девочка. Звали её Лиза, друзья называли Елизавета. Родители любили её и покупали ей много игрушек. У Лизы был большой батут, на котором она прыгала: n – n – n.
При произнесении звука [n] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Любила она играть с друзьями в мяч: b – b – b.
При произнесении звука [ b ] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
У Лизы была не обыкновенная кукла, которая могла произносить разные звуки. Лиза понимала когда кукла –Линда жалобно просила её покормить: i: – i: – i:.
При произнесении звука [i:] язык продвинут вперёд, кончик языка слегка касается нижних зубов.
И когда кукла — Линда хотала пить она просила: i – i – i.
При произнесении звука [ i ] кончик языка находится у нижних зубов, губы слегка растянуты.
Лиза была очень веселой девочкой и часто пела: l – l – l.
При произнесении звука [l] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Она была так же очень доброй и всегда старалась всем помочь.
Маме помогала выбить коврики: d – d – d.
При произнесении звука [d] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
И подмести пол: s – s – s.
При произнесении звука [ s ] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка.
Братишке помогала согреть руки и дула на них: h – h – h.
Звук [h] встречается только перед гласными и на слух представляет собой лёгкий выдох. Язык в момент произнесения звука [h] принимает положение для производства последующего гласного.
Когда на улице был дождь: p – p – p.
При произнесении звука [p] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
И дул сильный ветер: w –w — w.
При произнесении звука [w] губы сильно округляются и выдвигаются вперёд, образуя круглую щель. Затем мгновенно язык и губы переходят в положение для произнесения последующего гласного.
Лиза сидела у окна и скучала: – – .
При произнесении звука [] рот широко открыт (примерно на расстояние двух пальцев: указательного и среднего, губы округлены, но не выпячиваются вперёд.
А когда на улице была хорошая погода, она часто ходила в волшебный лес с друзьями.
В лесу их приветствовали необыкновенные птицы: – – .
При произнесении звука [] нужно углы рта немного оттянуть в стороны, расположить язык максимально плоско во рту и довольно энергично опустить челюсть.
А где – то далеко в лесу каркали вороны. Но они были всегда так далеко, что Лиза слышала только один звук: k – k – k.
При произнесении звука [k] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
В лесу жили разные звери, которые тоже приветствовали Лизу: : – : – : .
Чтобы правильно произнести звук [:], следует спинку языка приподнять и оттянуть таким образом, чтобы края языка оказались слегка зажатыми между верхними и нижними коренными зубами. Губы должны быть растянуты и напряжены.
Однажды Лиза пошла, гулять в лес, и увидела змею. Змея была придавлена веткой и просила жалобно о помощи: – – .
При произнесении язык распластан и не напряжён, кончик языка находится между зубами.
Звук [] произносится как глухой, а губы не должны касаться краёв языка. Следует быстро убирать язык за зубы, чтобы не мешать произнесению последующего звука.
Лиза не испугалась и освободила змею. Змея была не обыкновенной, она была королевой волшебного царства и могла исполнить любое желание. Змея рассказала о своей силе Лизе. Лиза загадала своё заветное желание и после этого змея исчезла, а радостная Лиза побежала, домой напевая: ei – ei – ei.
Звук [ei] — дифтонг, т. е. неделимый звук. Ядро дифтонга — гласный [e]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука , не достигая его полного образования.
Шли года, Лиза уже забыла про змею.
И когда она была уже совсем старенькой, сидела на своем троне, вспоминала свою жизнь и тосковала по своим родителям: – – .
Звук [] называется нейтральным, так как он не имеет отчётливой окраски.
Она вспомнила про змею и на лице у Лизы появилась улыбка. Ведь сбылась её самая заветная мечта.
Фонетическая разминка «Поезд»
Словарная работа: train
Разноцветный поезд едет по дороге, и стучат его колеса: t – t – t.
При произнесении звука [t] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Машинист в нем веселый мишка: ei – ei – ei.
Звук [ei] — дифтонг, т. е. неделимый звук. Ядро дифтонга — гласный [e]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука , не достигая его полного образования.
Кочегарит рядом с ним рыжая мартышка.
И в вагончике сидит заячья семейка,
Папа, мама и рядом с ними скачут малыши: n – n – n.
При произнесении звука [n] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
А кондуктор добрый рыжий пес ходит, проверяет,
Кто билета не купил, кто тут нарушает:
При произнесении звука [r] кончик языка поднят к задней части альвеол (бугорки за верхними зубами). Язык неподвижен и не вибрирует. Для того чтобы получился английский звук [r], следует зажать щёки пальцами и произносить русский звук «р» до тех пор, пока язык не перестанет вибрировать.
Звонкий Петя – петушок вкусный чай разносит.
И печеньем угостит, если кто попросит.
Вот такие помощники в разноцветном поезде – train.
Фонетическая разминка Стих «Моя семья»
Словарная работа: Family day
Воскресенье — вот везенье: ei – ei – ei.
Звук [ei] — дифтонг, т. е. неделимый звук. Ядро дифтонга — гласный [e]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука , не достигая его полного образования.
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины и улыбается: – – .
При произнесении звука [] нужно углы рта немного оттянуть в стороны, расположить язык максимально плоско во рту и довольно энергично опустить челюсть
Папа к чаю чашки моет: i – i – i.
При произнесении краткого гласного звука [ i ] кончик языка находится у нижних зубов, губы слегка растянуты.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами, долго пьем: f – f –f.
При произнесении этого звука [f] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов: l – l – l.
При произнесении звука [l] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов: m – m – m.
При произнесении звука [m] органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.
Интегрированное занятие английского языка и математики «Лесная школа» Тема: «Лесная школа». Цель: Обобщение и закрепление знаний детей по пройденным темам. Задачи: 1) Образовательные: Активизация лексического.
Конспект открытого занятия по физкультуре с элементами английского языка «Незнайка-физкультурник» Тема: Незнайка-физкультурник Цели: побуждать детей группировать предметы по назначению; закреплять умение различать предметы природного.
Отчет о работе кружка раннего изучения английского языка за 2015–2016 года. Детей дошкольного возраста отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала, поэтому.
Отчет по работе кружка английского языка МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №12 «ОРЛЕНОК». ОКПО 47385496, ОГРН 1115047016930.
План-конспект урока английского языка в 9 классе Means of Communication Видео Класс: 9 Тема: Means of Communication Цели: 1. Образовательная – способствовать расширению лингвистического кругозора учащихся о современных.
Проектная деятельность на уроках английского языка. Проект в 4 классе «Our holidays!» Тема проекта: “Our holidays!” Тип проекта: творческий, ролево-игровой; монопроект с открытой координацией; личностный; краткосрочный..
Программа изучения английского языка детьми дошкольного возраста ПРОГРАММА по изучению английского языка детьми дошкольного возраста Разработана Сенченко В. В Рязань, 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе Уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, которые помогают получать.
Статья «Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2–4-х классах» Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2-4-х классах Со 2-го по 11-е классы обучение всем видам речевой деятельности.
Источник