Разминка для мозга перед экзаменом

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • социум (75)
  • это интересно (59)
  • психология поведения (53)
  • отношения (51)
  • тренинг (51)
  • техники (48)
  • литература (36)
  • нлп (36)
  • психосоматика (29)
  • конфликтология (29)
  • менеджмент (29)
  • гипноз (23)
  • маркетинг (20)
  • ссылки (19)
  • новое (18)
  • психоанализ (15)
  • гештальтпсихология (9)
  • дата (7)
  • секс (7)
  • пикап (6)
  • дошкольное развитие (3)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Как активизировать мозг перед экзаменом

Как активизировать мозг перед экзаменом

Приближается сезон экзаменов и сессий. Существуют ли действенные и, главное, безопасные способы улучшить работу мозга и активизировать память?

ЭКСПЕРТЫ:
Константин Анохин,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;
Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

«ВИАГРА ДЛЯ МОЗГА»
Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие) . По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.
Ноотропы – препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».
Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память. Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но. «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, – говорит Константин Анохин. – Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».
В любом случае ноотропы – не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты -– раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.

Читайте также:  Планы тренировок для разрядников
НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ
Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке – но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы . Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты. Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные – гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, – говорит Марьяна Безруких. – Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

ДИЕТА ВУНДЕРКИНДОВ

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.
Жиры . Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 – от 300 до 1000 мг.
• Другой важный компонент – белки . Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин – важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.
• Важный показатель – количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC – Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.
Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.
• Для работы мозга важны два фосфолипида – лецитин и холин . Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.

Читайте также:  Гейнеры для набора массы без тренировок
ПОВТОРЯТЬ!
У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.
Если надо запомнить текст:
* первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
* второй раз – через 15–20 минут;
* третий – через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
* четвертый – на следующий день.
Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):
* второе повторение – через 40–60 минут;
* третье – через 3–4 часа (в день запоминания);
* четвертое – в течение следующего дня.

• Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности – глюкоза , то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза – главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.

Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, – утверждает Марьяна Безруких. – Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».

КАК ВЫСТРОИТЬ ГРАФИК ПОДГОТОВКИ
Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.
* Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут . После этого необходим 10–15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв – время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…
* Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, – замечает Марьяна Безруких. – Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».
* После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше . Пообедать и… как минимум час–полтора погулять! «Сэкономить на прогулке – значит, украсть это время у самого себя, – говорит Марьяна Безруких. – Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».
* Вернувшись, можно снова сесть заниматься – еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше – отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», – утверждает Марьяна Безруких.
* Запоминание информации, как любую работу, надо планировать . Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ
«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, – говорит Марьяна Безруких. – Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект – выделяет для себя основные пункты».

ЧТО ЛЮБИТ НАША ПАМЯТЬ
Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды – в планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе какого-то физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).

Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты – то есть результат своей осмысленной проработки.
Поможет и мнемотехника – набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп – 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию – например, 1917 – год Октябрьской революции, 911 – телефон службы спасения, 1204 – день и месяц первого полета в космос, 495 – код Москвы – то информация запомнится быстро и надолго.
«Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… – говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. – Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».
Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», – уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции – тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки – дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», – соглашается Константин Анохин.

ВЫВОДЫ «ЗДОРОВЬЯ»

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее.
2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом – время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить.
3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

Текст: Дарья Рыбина, Олег Сеньков

Рубрики: психология поведения
социум
новое
это интересно
психосоматика

Метки: память мозг

Процитировано 46 раз
Понравилось: 3 пользователям

Источник

Упражнения для мозга – просто и эффективно

Займемся своеобразной аэробикой для мозга.

Упражнения для мозга занимают по нескольку минут, их можно выполнять практически повсюду.
Не понадобятся какие-нибудь приспособления, и по большей части никто не поймет, чем вы занимаетесь.

Итак,
начнем с разминки и разогрева.

Разогрев мозга позволит вам действовать более эффективно, когда это на самом деле понадобится. Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь таким функциям мозга, как память, способность схватывать смысл, выбор приоритета, визуализация образов.

Приведение мыслей в порядок.

Время: 5 — 10 минут после пробуждения.

Положение тела: удобно сидя или лежа. Все семь упражнений произносятся вслух

Упражнение 1. Как можно быстрее сосчитать в обратном порядке от 100 до одного.

Упражнение 2. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово (А — абрикос, Б — банка), причем как можно быстрее. Если Вы задумываетесь над какой — то буквой дольше 30 сек., пропустите ее и двигайтесь дальше.

Упражнение 3. Произнесите 20 мужских имен (опять же, как можно быстрее), нумеруя каждое из них (1 — Филипп; 2 — Александр и т. д.).

Упражнение 4. Проделайте то же самое, но теперь с женскими именами.

Упражнение 5. То же, что и в упражнение 2 и 3, но на этот раз вам придется нумеровать 20 видов пищи, автомобилей и т.д.. (1 — яблоко, 2 — котлета, и т. д.).

Упражнение 6. Выберите одну букву алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее, нумеруя их так же, как вы это делали прежде (и снова как можно быстрее) — (1 — мороз, 2 — мать, 3 — массаж, . ).

Упражнение 7. Если ваши глаза были открыты во время этих упражнений, это прекрасно, но теперь закройте их. Сосчитайте до 20 и откройте. Ваш мозг разогрелся и готов к трудностям предстоящего дня.

Мозговой спринт.

Выполните это упражнение перед началом работы, которая требует особенной остроты ума.

Принадлежности: ручка, бумага, будильник или кухонный таймер.

Положение тела: сидя.

Возьмите любой печатный текст и выберите первое попавшееся слово в нем, например, слово «дождь» в газетном прогнозе погоды.

Установите таймер на 5 минут.

В верхней части листа бумаги напишите слово, которое вы выбрали. В течение следующих 5 минут, напишите как можно больше фраз, в котором содержится это слово. Не останавливайтесь и не задумывайтесь. Ваша задача — «победить» таймер и писать так быстро, как вы можете, даже если ваши ассоциации выглядят глупо. Через пять минут остановитесь, сосчитайте до 20 и продолжайте работу.

Фитнес и острота ума.

Принадлежности: книга, журнал или газета.

Положение тела: сидя.

Возьмите ваш текст, переверните его вверх ногами и читайте вслух. Скорость чтения резко уменьшится, так как ваш мозг сопротивляется такому необычному для него способу. Но это означает, что ваши умственные способности усиливаются.

Используйте ежедневно простые упражнения для разогрева мозга.

Как разогнать моз с помощью простых приёмов

Источник

Оцените статью