Разминка для джаз модерн
Разогрев, разминка, упражнения на изоляцию, растяжку, тренировочные комбинации, батманы, пируэты, прыжки, кроссы, комбинации
Необходимо ощущение вытянутости все время — ушки тянутся наверх, плечики вниз. Нижний центр — нижний контракшн — собран.
- Разминка АЯКС 1.
Медленно и плавно на 4 счета — Рука вверх через полукруг, контракшн с руками в первой позиции, рука в сторону, shimmy, арч, керв, рол даун, плие 2 , рол ап, флет бек назад, вперед, дроп. Side stretch — через полукруг в контракшн — «забираем» голову растягиваем в стороны — уходим с головой вниз ролл и в центр — ручки наверх (5-я) — арч — контракшн — круги руками твист в корпусе, передняя нога в плие, задняя сначала прямая, потом уходит в плие. Roll down на 8 — 2 глубоких плие — опускаем таз и тянем грудную клетку наверх — roll up — руки в замочек сзади — за ними наверх и потом уводим назад, растягиваем грудную клетку наверх — flat back — плие с руками к корпусу — deep body band — roll up. Глубокий присед на полную стопу — наклон корпуса к выпрямленным ногам — упор лежа — уход на колени и корпус вперед, рука в сторону и корпус тянем в сторону — волна вперед up dog — down dog, нога наверх — выпад вперед (колено подгибаем и кладем на паркет, не садимся на ногу, качаемся), заднюю ногу берем рукой и сгибаем к корпусу — садимся тазом на пол и тянем корпус в сторону к выпрямленной ноге растягивая сторону и вниз к ноге — up dog, разминаем стопу — down dog поза зародыша и обратно 2 раза — up dog, прыжок ноги к себе — тянем корпус к выпрямленным ногам — roll up — наверх и контракшн.
- Разминка АЯКС 2. Связка стрэтч — характера.
Голова — баунс 2 — релеве руки вверх — свинг в сторону и вниз — ралеве руки в стороны — флэтбек в диагональ, к ноге вниз — пятка, носок — выпад в сторону, lunge, твист корпуса снизу вверх — на прямую переднюю ногу — рол даун — в партер up dog — ноги 2 широкая , тянемся к ногам — партер up dog — side streinch — ноги вместе, ралеве — frog, корпус к ногам — нога вперед с согнутым коленом , назад прямая, колено тянем к полу, тянемся к полу корпусом вперед — продольный шпагат — ноги раскрыли в стороны, руки округлены наверх, тянемся корпусом к полу, спина прямая — ноги вместе, поднимаем по одной прямой ноге рукой — мостик из положения стоя.
- Разминка связка для ног (Хореограф Татьяна Медведева)
Упражнения, связанные с разогревом ног — plie, releve, battement tendu, battement jete
- Разминка джазуниверсальная (Kamal)
Jumps — runs — шея- плечи — глубокое плие (2 развернутая широкая), кач — ралеве — паучок (+ shoulders and switch) — jackknife, ноги прямые и плие — спираль в стороны и side streinch — flatback (по кругу) и тянемся к стопе — roll up — стоим на ралеве со сменой позиций в руках, далее качаем стопу — пасе и качаем подъемы на ралеве — выпад вперед, тянем и раскачиваем — leg high -садимся нога согнутая, вторая вперед прямая, наклон к прямой — lunge side (выпад в сторону) — frog — ноги вперед прямые — ноги подгибаем вперед, задняя прямая — шпагаты или до точки натяжения — лягушка ноги назад — поза зародыша — упор лежа скалолаз — лежа на спине таз поднимаем и пресс качаем.
Для разогрева используется музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спирали торса.
- Постановка корпуса в джазе
Стопы параллельно на уровне бедер. Полная стопа на полу. Колени при сгибе смотрят вперёд Копчик вниз, лобковая кость вверх — на одной линии параллельной полу. Центральная линия плеча соответствует центральной линии бедра. Плечи опущены, плечевые суставы раскрыты, лопатки вставлены. Мышцы шеи подтянуты, но напряжены. Затылок, лопатки и крестец находятся на одной плоской поверхности. Макушка тянется вверх.
Позиция корпуса в джазе и ощущение центра.
Комбинация упражнений на изоляцию.
- Джаз позиции рук и кистей в стиле классический джаз
Подготовительная — руки округлены, овальной формы
1-я — руки на уровне солнечного сплетения
2-я — руки в стороны на высоте плеч
3-я арабеск — одна впереди, одна в сторону
4-я позиция — одна рука вверх ( плечо сильно тянется вниз), вторая вниз
5-я — 2 руки наверх
6-я — одна рука в в первой позиции, вторая во второй
7-я — одна от локтя под углом 90 градусов, вторая в сторону
8-я — 2 руки перед собой 90 градусов
Вспомогательные положения рук:
V, L, Египет позиция, Пресс позиция при высоких махах, джазовая рама сверху и снизу, танцевальное положение одна рука овальной формы вверх, вторая вниз.
Прямые позиции
Подготовительная современная позиция — руки вдоль туловища, вытянуты вниз и прижаты к телу.
I современная позиция — руки вытянуты параллельно перед собой на уровне плеч.
II современная позиция — руки вытянуты в стороны на уровне плеч.
III современная позиция — руки вытянуты параллельно вверх.
V — позиции (ви-позиции)
Подготовительная V позиция — руки вытянуты вниз и слегка разведены в стороны, образуя перевернутую букву V.
I V-позиция — руки вытянуты перед собой на уровне плеч и слегка разведены в стороны, образуя букву V.
III V-позиция — руки вытянуты вверх и в стороны по диагонали, образуя букву V.
Закрытые позиции (close-poz [клоуз-поз])
I close-poz в сторону — руки согнуты в локтях, кисти на уровне солнечного сплетения (груди). Локти направлены точно в стороны, руки не прижаты к телу, пальцы рук не соприкасаются. Иногда эту позицию называют А-позиция.
I close-poz вниз — руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч и не прижимаются. Локти направлены точно вниз. Иногда эту позицию называют Б-позиция.
II close-poz — руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч. Локти направлены точно в стороны.
Пресс-позиции (press-poz [пресс-поз])
Подготовительная press-poz — локти присогнуты и направлены в стороны. Кисти вытянуты и прижаты по бокам к тазовой кости.
I press-poz — руки согнуты в локтях на 90° закрывая живот таки образом, чтобы кисть одной руки была над локтем другой, а вторая кисть под локтем противоположной руки. При этом руки не прижимаются к телу.
II press-poz — руки согнуты в локтях и направлены в стороны слегка перед собой, параллельно полу. Локти направлены к внешним косым мышцам пресса, но не прижимаются.
III press-poz — аналогична классической III позиции, только локти более согнуты.
- Кисти рук
Кисти классические (большой палец стремится к фаланге третьего пальца его не касаясь), либо джазовые — склеенные пальцы.
Jazz-hand [джаз-хэнд] (Bob Fosse) — дословно с английского означает джазовая рука. Пальцы напряжены и максимально разведены друг от друга.
Flex [флэкс] — сокращенная кисть, т.е. ладонь перпендикулярно к предплечью.
Stretch [Стрэйч] — вытянутая кисть, т.е. ладонь раскрыта и является продолжением предплечья.
Fist [Фёст] (stone — hand) — сжатый кулак.
French — hand — расслабленные руки согнутые в стороны в локте.
Flower — hand — раскручивается в виде спирали.
- Позиции ног в джазе
1-я джазовая — параллельная стопы склеены вместе, на одной прямой
2-я — стопы на уровне бедер
2-я — параллельная джазовая широкая, ноги шире плеч
3-я — ноги вместе пятка на уровне середины стопы другой ноги
4-я параллельная позиция ноги правая вперёд, левая сзади(на одной линии это Б позиция), вес тела на сзади стоящей ноге
4-я джазовая — из второй, с разворотом в точку номер 8, вес тела между двух ног, глубокое Деми-плие, пятка стопы задней ноги отрывается от пола
4-я джазовая позиция в твисте — из демиронд, вес тела на передней ноге.
Классические позиции 1-5. Развёрнутые — out позиции. Параллельные — in позиции
- Положение стоп в джазе
Вытянутый подъем — point, Стопа на полупальцах — Demi point, Сокращённая стопа — flex, Лежащая на полу стопа — brush, Движение согнутого колена и натянутой стопы (гарцевание) — prance, Резкий выброс ноги от колена — kick
- Упражнения на изоляцию с шагами в стороны в плие (по 2,4 шага)
Основной ход в стороны голова вниз — вверх — в стороны, твист плечами (руки jazz или flower ), смена позиций рук на каждый шаг: 8-1-2-5, 1-3, 1-7, 6 и 4 с переводом стороны, 1 — L, с Пор Де Бра, с работой торса (грудной клетки) вперед — назад в стороны, ладони на тазовых косточках, локти не двигаются. Твисты (скручивания корпусом, следить за разворотом плечей и руки через нижний полукруг проходят). Работа тазом вперед-назад- в стороны.
Источник
Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу. «Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира. Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. В частности и направления в джаз-модерн танце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_dzhaz-modern_tantsu_2.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Губкинская школа хореографического искусства».
Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу.
«Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов
и комбинаций джаз-модерн танца».
Маслова Виктория Владиславовна.
- Пояснительная записка.
- Технологическая карта урока.
- План-конспект урока.
4. Композиция урока в стиле джаз-модерн танца.
5. Материально-техническое обеспечение содержания урока.
6. Список использованной литературы.
Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое содержит целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира. Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. В частности и направления в современном танце.
Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» реализуется на хореографическом отделении школы хореографического искусства г. Губкинский наряду с такими предметами, как «Народно-сценический танец», «Гимнастика», «Историко-бытовой танец», «Классический танец», «Ритмика», «Постановка концертных номеров», Русский танец». Программа по «Современному танцу» — направлена на вооружение учащихся знаниями основ современного искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.
Одним из направлений современного танцевального искусства, предлагаемые для изучения детьми в школе дополнительного образования, это джаз-модерн танец. В начале 20-го века возник новый язык движений, новая хореография, которая получила название модерн, в переводе современный. Параллельно шло развитие джазового танца, как самобытная определенная танцевальная техника. В 70-х годах возникли новые техники танцевального искусства, в которых органически соединились элементы танца модерн и джазового танца, а так же классического балета, других направлений хореографии и получила название джаз-модерн, основные техники которого используются на уроках современного танца в школе хореографического искусства г. Губкинский.
Цель методической разработки – раскрытие опыта проведения урока по джаз-модерн танцу по теме: «Практическое освоение основных техник танцевальных элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу представлена в виде плана — конспекта рабочего урока для учащихся допрофессиональной подготовки хореографического отделения школы хореографического искусства г. Губкинский.
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте и может быть использована педагогами дополнительно образования, руководителями хореографических коллективов для обучения учащихся джаз-модерн танцу.
Учащиеся проходят все этапы обучения нашей школы, «от простого к сложному». Это этап начальной подготовки, где проходит изучение базовых элементов, стилей современного танца. Этап основной подготовки, в которой уже выученные подготовительные движения соединяются в не сложные комбинации. И заключающий этап обучения — этап допрофессиональной подготовки, где учащиеся усовершенствуют свои исполнительские навыки на более профессиональном уровне.
Здесь включены все виды разогрева в комплексной форме. Занятия разработаны в форме сложных танцевальных комбинаций, по всем основным правилам техники исполнения в стиле джаз-модерн танца.
На занятиях джаз-модерн танца нет такой определенной последовательности упражнений как, например, в классическом танце. Но все же было принято за основу как можно больше придерживаться к такой форме разогрева:
- Экзерсис у станка. Исполняется в форме комбинаций, в которых заимствованы движения классического разогрева.
- Экзерсис на середине зала, который включает в себя комплексный разогрев в виде комбинаций.
- Разогрев в партере. Комбинации для растяжения мышц торса, мышц внутренней и внешней части бедер.
Адажио. Отработка устойчивости, и развитие высоты подъема ноги. Отработка вращения в позах. Отработка пространственного расположения.
- Кросс (передвижение). Виды шагов, прыжков, по всему пространству зала, вращения.
Технологическая карта урока.
Преподаватель: Маслова Виктория Владиславовна.
Тема: «Практическое освоение основных техник танцевальных элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Цель: усовершенствование мастерства раннее приобретенных исполнительских навыков в стиле джаз-модерн.
— вооружить учащихся теоретическими и практическими
знаниями развития современных направлений танцевального искусства:
-сформировать профессиональные навыки и умения в освоении лексического материала и исполнительского мастерства на уроках джаз-модерн танца;
-развить творческое мышление и творческий потенциал через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца:
-освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных систем, методику их преподавания и создания современных хореографических композиций;
-исполнение разогрева ритмично, с динамикой, колоритностью, совершенной свободой и координацией вех частей тела;
-развитие выносливости и постановки дыхания;
-психологическое раскрепощение и расслабление учащихся.
-формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе
-формирование чувства ответственности;
-активизация творческих способностей, умение импровизировать на заданную преподавателем музыкальное произведение;
-умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
— наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ педагога, а также наиболее успевающих учеников);
— словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);
— практический (выполнение упражнений и комбинаций).
Место проведения: хореографический класс.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Требования к знаниям учащихся по итогам урока:
.- учащиеся должны приобрести навыки исполнительской культуры джаз-модерн танца;
-овладеть ритмическим рисунком движений;
-приобрести технику исполнения при изучении несложных комбинаций;
— владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении хореографического материала;
— самостоятельно исполнять движения или танцевальные композиции, включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения.
-получить теоретические знания, изучить терминологию.
— Вводная часть: организация урока (сообщение цели и задач урока, форма приветствия) – 3 мин.
— Основная часть: экзерсис у станка, упражнения на середине зала (закрепление хореографических элементов джаз-модерн танца, этюдная работа, закрепление элементов джаз-модерн танца) — 45 мин.
— Заключительная часть: подведение итогов урока, поклон в стиле джаз-модерн танца – 3 мин.
Вводная часть урока — организация урока:
— приглашение детей в класс и расстановка их на середине класса;
— сообщение цели и задач урока;
— поклон в стиле джаз-модерн танца.
Разминка. Выполнение учащимися различных видов танцевального бега, прыжков.
Композиция урока в стиле джаз-модерн танца.
Экзерсис у станка: Форма исполнения движений заимствованы из классического танца.
Упражнение 1. Комбинация для разогрева мышц спины, шейных позвонков, мышц бедер, ног, рук (упражнение исполняется в медленном темпе).
- Исполнение с параллельной позиции ног.
- Наклон торса вперед до положения flat back,body roll, поворот в право, стать лицом к станку,
- Перевод стоп и коленей из параллельного положения, во время исполнения demi и grand plie
- Изолированные движения всех частей тела;
- Смена уровней;
- Упражнение stretch-характера (растяжка),
- Упражнение свингового характера для расслабления позвоночника и суставов.
Упражнение 2. Rond de jambe parterre (исполнение в медленном, умеренном темпе)
- Исполнение по параллельным и выворотным позициям,
- Соединения: с demi plié.
- Contraction, release -поочередное выполнение,
- Сокращенная стопа (flex)
- Releve lent , подъем на 45 и 90 градусов, tiere boushone
- упражнение stretch-характера (растяжка),
- использование вращений, поворотов на двух ногах и на одной.
Упражнение 3. Battement tendu, battement jette.(упражнение исполняется в подвижном темпе).
- Начало лицом к станку,
- Demi plié,одновременно отклонив торс диагонально назад, сохраняя прямое положение (hinge –позиция),
- Изоляция таза, голова опрокидывается назад,
- Battement tendu в перед , в сторону по параллельным позициям,
- Подготовительно движение preparation,выполнение pirouette
- Лицом к станку, оттяжка от станка на вытянутых руках, flat beck
- Выпрямится на высокие полупальцы, в параллельную позицию releve
- Повернуться на 90 градусов, drop корпуса (падение), выпрямиться,
- Упражнение исполняется с двух ног.
Упражнение 4 . Адажио (исполняется в медленном темпе)
- Упражнение с использованием наклона, спиралей торса contraction и release с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше,
- Использование battement developе, battement fondu
- Движения с использованием tour lent и партерных туров, fouette en tournant и pirouette
- Использование поз и положений (ala seconde, attitude, epaul ment, arabesque, Т-позиция, изменение уровня,
- Перемещение вдоль станка.
- Упражнение исполняется с двух ног.
Упражнение 5. Grand battement и kick (исполняется в быстром, подвижном темпе).
- Броски ноги на 90 градусов и выше, исполняется вперед, в сторону и назад по параллельным и выворотным позициям,
- Соединение со вспомогательными шагами square (шаги в demi plie по квадрату),
- Использование рas chasse, pas de bourree, а так же вращения,
- Использование поз и положений (a la seconde, attitude, epaul ment, arabesque),
- Упражнение исполняется с двух ног.
3.Экзерсис на середине зала (учитывает несколько этапов разогрева):
- Упражнение для подвижности позвоночника:
- Наклоны корпуса, твист корпуса, спирали;
- Изоляция всех центров;
- Движения для растяжки внутренних и внешних мышц бедер;
2. Комбинация. Rond de jambe parterre ( использованы движения заимствованы в классическом танце);
- Использование contraction release;
- Dtmi и grand round;
- Demi и grand plie;
- Battement developpe;
- Battement fondu;
- Battement releve lent
- Использование различных ракурсов, перемещение по пространству зала.
3. Комбинация. Упражнения в партере (исполняется в очень медленном темпе, задерживаясь в каждой позе 30-40 сек.)
- упражнение для развития подвижности позвоночника,
- Переход из одной позиции в другую, создание «цепочек» на смену уровня (положения стоя, используя наклон корпуса , dеmi и grand plie);
- Упражнение stretch –характера;
- Сидя на полу исполнение спирали , twist корпуса, наклоны в сторону, вперед;
- Поднятие ноги, взявшись за носок стопы ,завести ее за плечо, зафиксировать положение;
- Перевести ногу перед грудью, отпустить и удерживать ее на максимальной высоте, опустить медленно на пол перед собой;
- Сесть в джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);
- Растяжка мышц тазобедренного сустава;
- Используя тур (поворот) на полу, исполнить подъем (rollup) в положение стоя.
4. Комбинация. Адажио со сменой уровней (исполнение в медленном темпе)
- Использование различных ракурсов; перемещение в пространстве зала;
- Наклоны корпуса, спирали торса, с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше (отработка устойчивости и развитие высоты подъема ноги);
- Battement develope;
- Смена уровней;
- Отработка пространственного расположения;
- Отработка вращения в позах (tour lent, pirouette).
5. Комбинация. Cross (шаги, вращения, передвижения в пространстве зала)
- Grand battement в продвижении по линиям используя канканирующие шаги;
- En de dans, en dehors, чередуя с канканирующими шагами;
- Leap-прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед;
- Лабильные вращения;
- Отработка техники прыжка и высоту броска ноги с помощью канканирующих шагов;
- Кроссовые комбинации, в которых соединяются шаги, прыжки, вращения, смена уровней.
6. Танцевальные композиции в миниатюре.
- В стиле модерн танца. (Исполняется на середине зала, в медленном темпе в форме «адажио»).
Создание комбинации имеют три основные цели:
- Отработка устойчивости(апломба) и развитие высоты подъема ноги.
- Отработка вращения в позах.
- Отработка пространственного расположения.
Виды движений, которые использованы при изучении комбинации:
- Соединение всех возможных движений торса (спиралей, твистов, contraction, release, high release, с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше, наклоны торса во всех направлениях;
- падения и подъемы, а так же повороты как на двух ногах, так и на одной ноге;
- Использование различных ракурсов, изменения уровней, перемещение по пространству зала;
- Battement developpe;
- Позици и положения: a la secounde attitude, epaul ment, arabescue, Т-позиция
- В стиле джаз танца. (Исполняется в подвижном ритме джаза, в продвижении)
Создание комбинации имеет основную цель: развитие танцевальности, ощущения заданного стиля в исполнении.
Виды движений, использованных при составлении комбинации:
- Шаги в джаз манере, на самую сильную долю музыкального сопровождения, соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на одной ноге и на двух ногах);
- Смена уровней;
- Падение, партерные туры;
- координированные движения рук, наклоны и изгибы торса.
- Кроссовая комбинация. (Исполняется по диагонали, в быстром темпе)
- Использование упражнений, которые состоят из последовательно перемещения из уровня в уровень;
- Связующие шаги;
- Прыжок с перемещением в пространстве зала и на месте;
- Партерные туры;
- Изоляция и координация центров.
Заключительная часть урока: преподаватель оценивает работоспособность учащихся, результативность работы. Поклон в стиле джаз-модерн танца.
Предложенная программа по джаз-модерн танцу определяет тему и задачи, связанные с уровнем обучения допрофессиональной подготовки. Ребята приобретают навыки исполнительской культуры этого стиля, овладевают ритмическим рисунком движений, технической сложности, получают теоретические знания.
Обучающиеся должны освоить методику изучения техники современного танца и ее взаимосвязь с исполнением классических движений;
-выработать индивидуальный стиль;
-уметь импровизировать, развивать хореографическую память, необходимую для успешного усвоения нового материала и приобретения лексического багажа.
— знать, что изучение танцевальных комбинаций, кроссовых передвижений развивает не только танцевальность, но и умение чувствовать сценическое пространство и координировать свои движения с коллективом.
Материально-техническое обеспечение содержания урока.
Учебная аудитория для групповых занятий (хореографический класс), оснащенная зеркалами. Музыкальный центр, мини дисковая дека
1. Барышникова Т. Азбука хореографии — М., 2000г.
2. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 195
3. Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. —
Курган, 1997г.
4. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для руководителей
хореографических коллективов. — Курган, 2000г.
5. Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.
6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.
7. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. — Челябинск, 1996г..
8. Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. – М.,
9. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.
10. Полетков С.С. Основы современного танца. — Ростов- на — Дону, 2005г.
Источник