- Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
- Условия проведения, противопоказания
- Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
- Дыхательные упражнения
- Рефлекторные упражнения
- Рефлекторное ползание
- Рефлекторная опора и ходьба
- Пассивные упражнения
- Активные упражнения
- Гимнастика для детей 3-4 месяцев
- Дыхательные упражнения
- Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
- Упражнения на мяче
- Гимнастика для детей 4-6 месяцев
- Гимнастика для детей 6-9 месяцев
- Гимнастика для детей 9-12 месяцев
- Разминка для 3 месячного ребенка
- Основные эффекты и значение массажа для грудных детей
- Условия для массажа детей 3-х месяцев
- Основные домашние методы массажа грудного ребенка
- Противопоказания для детского массажа
- Видео урок методики массажа и гимнастики у детей от 6 месяцев до 1 года от врача-педиатра
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
Источник
Разминка для 3 месячного ребенка
Массаж и гимнастика для грудного ребенка имеют решающее значение для последующего правильного физиологического развития, а также являются залогом будущего здоровья и крепкого телосложения. Начинать массаж рекомендуется с 1,5 месяцев жизни, когда тело уже достаточно хорошо сформировано, чтобы выдерживать легкие надавливания и реагировать на него соответствующим естественным напряжением мышц, стимуляция которых и является основной задачей массажа в этом возрасте.
Основные эффекты и значение массажа для грудных детей
Массаж и гимнастика позволяют ребенку начать физиологическое развитие быстрее, четко сформировать костную и мышечную структуры, а также стимулировать работу опорно-двигательного аппарата. Массаж носит и познавательно-игровой характер, в первые месяцы жизни зрительное, слуховое и тактильное восприятие мира являются самыми главными для ребенка, его сознание еще не сформировано на том уровне, когда он анализирует информацию, а потому общение с матерью или отцом будет для него более полным при наличии постоянного тактильного контакта. Прикосновения к коже также вызывают соответствующее раздражение провоцируя защитные реакции организма, создавая оптимальные условия для активного клеточного генезиса. Совокупные физиологические эффекты массажа у грудных детей проявляются и физиологическом, и психологическом развитии ребенка.
Условия для массажа детей 3-х месяцев
Необходимо соблюдать ряд санитарно-гигиенических условий для проведения массажа в домашних условиях. Далее в статье мы остановимся на данных условиях.
Даже не будем говорить о необходимости относительной стерильности помещения, наличия хорошей циркуляции воздуха, а также оптимальных температурных условиях. Это должно быть соблюдено в любой комнате, где находится грудничок. Перед проведением массажа необходимо тщательно помыть руки с косметическим мылом, а потом полностью смыть мыло и хорошо высушить руки. Ребенка также нужно искупать перед массажем, это позволит увеличить эффект тактильного контакта и сделает массаж еще более продуктивным. Для массажа нужен также массажный стол, при желании соответствующие гимнастические снаряды (гимнастический шар небольшого размера для некоторых упражнений). На стол следует настелить мягкий несинтетический материал.
Не рекомендуется использовать для массажа масла, бальзамы и присыпки. Это не только может навредить коже ребенка, ведь растирание тела и даже легкое поглаживание с присыпкой может вызвать раздражение и даже микроскопические царапины, но и в целом ухудшает эффект от массажных упражнений. Непосредственно перед массажем ладони лучше слегка разогреть, это можно сделать при помощи небольшой кружки с теплой водой, а также просто растерев руки. Массажные процедуры лучше всего назначать на утренний период до первого кормления.
Основные домашние методы массажа грудного ребенка
Поглаживание. Во время поглаживания организм малыша подготавливается к последующему массажу. Длительность процедуры составляет порядка 5-10 минут, обычно этого времени хватает для подготовки всех частей тела ребенка. Поглаживание позволяет усилить кровообращение, а также подготовить ребенка к более контактным методам массажа. Техника процедуры простая: не нажимая на тело медленно поглаживайте тело малыша открытой ладонью. Начинать нужно с животика, выполняя четкие круговые движения, затем нужно поглаживать руки и ноги, попозже ягодицы и спину. Каждую часть тела следует поглаживать 1-2 минуты.
Растирание. Это собственно сам массаж, точнее одна их техник массажа. Растирание тонизирует кожу, расслабляет мышцы, улучшает кровоток, обеспечивая хорошее питание тканей. Само по себе растирание также позитивно влияет на психику малыша, успокаивая нервную систему. Во время массажа растирание осуществляется подушечками пальцев без сильного давления, но при этом нужно, чтобы подушечки не скользили по коже малыша, а слегка сдвигали ее. Движения должны быть прямыми или дуговыми. При массаже конечностей тела нужно выполнять кольцевое растирание от кистей и стоп к торсу.
Для выполнения кольцевого массажа нужно охватить руку или ногу малыша указательными и большими пальцами рук, после чего производить продольные кольцевые движения с силой нажатия достаточной для легкого сдвигания кожи, но при этом нужно следить за реакцией ребенка, а также появлением покраснений. Легкое покраснение — это признак успешного массажа, но сильные покраснения кожи с появлением красных вкраплений — это результат слишком сильного надавливания и растирания.
Разминание. Разминание тела малыша благотворно сказывается на состоянии нервной системы, стимулирует кровообращение, а также усиливает развитие связок, сухожилий и мышц. Сама техника подразумевает легкое надавливание, что обеспечивает тактильное воздействие на более глубокие мышечные ткани. Техника выполняется легкими нажатиями подушечками пальцев на кожу ребенка.
Вибрация. Этот прием не только успокаивает нервную систему ребенка, но и обладает обезболивающим действием. Вибрационные техники легки в выполнении, их следует выполнять после применения каждой техники массажа по 30-40 секунд. До 3 месяцев можно применять только легкое встряхивание. Для этого ребенка следует взять в руки, приподнять над массажным столом и слегка встряхнуть, придерживая голову. Движения должны быть ритмичными, четкими, но без большой амплитуды.
Поколачивание. Это разновидность вибрационного массажа. Выполняется техника легко: при помощи пальцев слегка поколачиваем тело малыша в любом направлении. Этот массаж прекрасно подходит для заполнения промежуточных пауз массажа между растиранием и разминанием конечностей, а также для успокоения малыша.
Применение гимнастических снарядов. Дополнительным способом массажа, совмещенного с гимнастикой, является использование небольшого гимнастического шара. Кладем ребенка животом на шар, слегка придавливаем открытой ладонью сверху и катаем его на шарике в течение 1-2 минут. Это упражнение будет не только оказывать благотворное влияние сродни массажу, но и обеспечит необходимые тренировки, чтобы малыш учился лучше держать голову и развивал свой опорно-двигательный аппарат. Начинать подобные упражнения можно с 1,5 месяцев.
Противопоказания для детского массажа
Стоить отметить, что массаж для грудных детей противопоказан в следующих случаях:
- При крайне тяжелых формах атрофии, рахите с явлениями гиперестезии, при заболеваниях костей;
- При нефритаз, гепатитах, туберкулезах, артритах;
- При любых острых воспалениях кожи, лимфоузлов, мышц, костей;
- При врожденных пороках сердца, цианозе и расстройстве компенсации;
- При грыжах и наклонности к ущемлению органов брюшной полости.
Видео урок методики массажа и гимнастики у детей от 6 месяцев до 1 года от врача-педиатра
— Вернуться в оглавление раздела «Дерматология»
Источник