Раскройте суть сокольской гимнастики

Характер-ка и причины возник-я Сокольской системы гим-ки,ее влияние на развитие гимн.в России.

В середине XIXв. (в 60-х годах) в Чехии возникло так называемое«сокольское» движение — форма национально-освободительной борьбы чехов, находившихся под властью Австро-Венгерской монархии. Гимнастика служила средством объединения чешской молодежи, воспитания ее в духе патриотизма и подготовки к предстоящей борьбе за национальное освобождение.

Главную работу по созданию сокольской системы гимнастики проделал доктор Мирослав Тырш (1832—1884 гг.). Основная задача, которую ставил перед собою М. Тырш, была создать такую гимнастическую систему, которая смогла бы увлечь всю чешскую молодежь обоего пола с самого юного возраста. Будучи профессором эстетики, М. Тырш стремился к тому, чтобы упражнения были красивыми и привлекательными. Вот почему внешняя форма дви- жений стала в сокольской системе основным критерием. По содер- жанию сокольская система гимнастики вначале была очень близка к немецкой. Все упражнения систематизировались по чисто внешним признакам на четыре основных отдела.

К первому относились упражнения без предметов (ходьба, бег,вольные и порядковые упражнения, «разности»).

Ко второму — снарядовые упражнения (со снарядами и на сна- рядах; сюда же относились прыжки).

К третьему — групповые упражнения (пирамидыи гимнастические игры).

К четвертому — боевые упражнения (сопротивления, борьба,-

кулачный бой, фехтование).

Урок сокольской гимнастики по своей структуре и содержанию приближался к современным.

В первой части урока использовались порядковые (строевые) упражнения, вольные упражнения без предметов и с предметами

(палки, гантели).В основной— упражнения на снарядах, прыжки,

акробатика, боевые упражнения, игры и пр. В заключительной —ходьба и «умеренный» бег.

Занимающиеся делились во время урока на подгруппы для смены

по видам упражнений (то, что теперь называется «отделениями»).

Для сокольской системы гимнастики было характерно:

выполнение упражнений с вытянутыми носкамии пальцами рук,прямолинейность и резкость движений;

выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах

в виде комбинаций, причем особое внимание обращалось на красоту

переходов из одного положения в другое и положений тела во время

пауз (в вольных упражнениях особенно):

точное и красивое выполнение прыжков, так же как и вольных упражненийи упражнений на снарядах.

В сокольской системе гимнастики окончательно сформировалась одна из особенностей гимнастики — стилизация формы движений. В ней впервые возникли массовые гимнастические выступления и соревнования (всесокольские слеты). Руководители сокольского движения уделяли массовым выступлениям особое внимание, так как понимали, какое огромное политическое влияние можно было здесь оказывать на молодежь.

Сложная техника упражнений сокольской гимнастики и их кра- сота обеспечили ей успех во многих странах.

Последняя треть XIX в. характеризуется ростом милитаризма и империалистических тенденций. В связи с этим буржуазное физическое воспитание изменяется, приспосабливаясь к решению задач правящего класса в новых условиях. В то же время начинает развиваться новая форма использования физических упражнений —спорт.

В РОССИИ

Славянофильское течение, возникшее в России во время освободительной войны на Балканах, привело к тому, что основными специалистами по физическому воспитанию, приглашаемыми из-за границы, стали чехи.

К началу первой мировой войны сокольская гимнастика препо- давалась в 854 учебных заведениях (54%) и была признана как официальная система физического воспитания для средних учебных заведений. При учебных округах были открыты специальные курсы

по подготовке отечественных специалистов по гимнастике.

Теория и практика гимнастики в дореволюционной России к этому времени достигла уже значительного развития. В этом отно- шении Россия уступала лишь тем странам, где гимнастика являлась основой национальной системы физического воспитания (Франция,

Швеция, Германия, Чехия). Вершиной научной мысли о физическом воспитания в стране являлась в то время система

П. Ф. Лес-гафта, которая, однако, после смерти ученого не могла получить должного распространения, так как царское правительство старалось использовать гимнастику преимущественно в военных целях и прибегало к услугам иностранных специалистов.

Развитие спортивной гимнастики было связано с возникновением и распространением гимнастических обществ. Еще в 1863 г. в

Петербурге было основано общество «Пальма», в 1868 г. в Москве— «Московское гимнастическое общество», в 1869 г. — «Петербургское гимнастическое общество» и др. Некоторые из этих обществ испытывали влияние немецких турнеров, а часто и руководились ими.

В последующие годы в ряде гимнастических обществ стали культивировать шведскую гимнастику, имевшую выраженный гигиенический характер. В 1883 г. при участии известного русского писателя А. П. Чехова, а также писателя В. А. Гиляровского

(будущего председателя общества) было основано «Русское гим- настическое общество». Это общество по настроениям было демо- кратичнее других. В нем состояли рабочие, студенты, мелкие слу- жащие, а также представители буржуазии.

С 1885 г. в России начали проводить соревнования по гимнастике.

В первом соревновании участвовало 11 человек. Последующие соревнования были проведены в 1886, 1888 и 1892 гг. В последнем из них участвовало 20 человек, в 1903 г. — 15 человек.

В 1900 г. в России появились первые организации общества «Сокол», сначала

в виде сокольских гимнастических кружко в наиболее крупных административных центрах (Петербург, Москва, Киев, Харьков, Одесса, Ростов, Тифлис и др.). Быстрое развитие Сокольского движения и сокольской гимнастики началось после революции 1905—1907 гг.; было оформлено общество «Русский со- кол», стал издаваться журнал «Вестник русского сокольства». Это объяснялось тем, что царское правительство решило использовать сокольскую гимнастику для отвлечения учащихся от политической деятельности и для допризывной подготовки молодежи.

Деятельность сокольских обществ (сначала кружков) содейст вовала развитию в России гимнастики, и в частности спортивной гимнастики. В обществах накапливался опыт методики преподава- ния, готовились кадры руководителей, росло мастерство гимнастов.

В сокольских гимнастических обществах России занималось в 1915 г. несколько тысяч, что же касается других гимнастических организаций, то число их членов было ничтожным.

Источник

Физического воспитания. Сокольская гимнастика. Деятельность М

Сокольская гимнастика. Деятельность М. Тырша. Сокольская гимнастика берет свое начало в 60-х гг. XIX в. в Чехии. Название “сокол” означает свободу, храбрость и мужество и связано с освободительной борьбой чешского народа. Сокольское движение связано с Мирославом Тыршем (1832 – 1884), профессором истории и искусства Праж­ского университета. Именно им была разработана система сокольской гимнастики.

Основой сокольского движения были гимнастические организации. Сокольские общества получили широкое распространение. Их идея заключалась “в стремлении к физическому и нравственному совершенствованию всего народа, к развитию в нем национального чувства”. С этой целью “соколы” ввели обращение к друг другу “братья”, “сес­тры”, занимались в единой форме.

Организаторы сокольского движения добивались внутренней дисциплины соблюдением точной формы всех движений и строгим выполнением традиций.

Периодически в Праге проводились слеты “соколов”, на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.

Создавая свою систему, М. Тырш подробно ознакомился с различными гимнастическими системами и взял из каждой то, что в ней было ценного.

Цель гимнастики определяется “соколами” в самом общем виде – “укрепить и сохранить человеку здоровье, сделать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец, предохранить от последствий односторонних занятий”.

Конкретизация указанной цели в виде частных задач отсутствовала. Классификация упражнений в сокольской системе исходила из внешних признаков движений:

1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка, приседание, стойки, наклоны и др.);

2) снарядовые упражнения (со снарядами – булавы, обручи, палки, флажки и гири и др.);

3) на снарядах (на перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестницах, шестах, бревне);

4) групповые упражнения (пирамиды, массовые выступления, игры и т.п.);

5) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).

Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), потом общие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, пос­ле чего занятия заканчивались. Все движения, которые выглядели некрасиво, “соколы” исключали.

В методике сокольской гимнастики имелось много нового, особенно в организации и проведении занятий, массовых выступлений, разработке терминологии и подготовке общественных инструкторов.

Сокольские организации способствовали возрождению и развитию чешской национальной культуры, поднимали национальный дух чешского народа.

Идеи “Сокола” быстро распространились за пределы Чехии. В Словении в 1863 г. был создан “Южный Сокол”. В том же году общество “Сокол” возникло с участием Франь-Бучара в Загребе (Хорватия) и под руководством польского врача Венанты Пясецкого в Львове.

Гимнастика Жоржа Демени (1850 – 1917). Жорж Демени начал работать в области физического воспитания в конце XIX в., когда значительно продвинулось вперед развитие биологических наук, в том числе и физиологии.

Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому признаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии.

Ж. Демени полагал, что “цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею”.

Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспитанию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать в любых условиях, владеющих основными видами военно-прикладных движений. Иные задачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании девушек: главной целью было приобретение ими гибкости, ловкости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и грациозно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п.

Ж. Демени определил семь видов спортивных упражнений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыж­ки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением вперед, назад или в сторону, с разбега.

Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.

1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избегать статических упражнений. Неестественность упражнений: скорость движения должна быть в обратной пропорции с движущейся массой частей тела.

2. Движения должны выполняться с полной амплитудой. Если одну мышцу напрячь до полного сокращения, то противоположные мышцы нужно расслаблять до конца.

3. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не отрывистыми и угловатыми.

4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, должны быть полностью расслабленными.

5. При разучивании упражнений необходимо переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от неизвестных к известным.

Ж. Демени предложил свой план урока и методические указания к нему. Урок состоял из 7 серий: 1-я – строевые упражнения, 2-я – движения всего тела; 3-я – подвешивание и опора; 4-я – бег и игры; 5-я – специальные движения туловища; 6-я – прыжки и игры, требующие большой траты сил; 7-я – дыхательные упражнения.

От урока Ж. Демени требовал, чтобы упражнения использовались интересные, способные гармонично развить мускулатуру занимающихся. Не следует доводить учеников до усталости, но постепенно нужно увеличивать трудность и интенсивность выполнения упражнений.

Считая общеразвивающее направление в физическом воспитании самым важным, Ж. Демени адресовал свою систему упражнений для физического воспитания детей школьного возраста. Лишь для учеников старших классов он допускал упражнения военно-прикладной гимнастики (для юношей) и элементы гимнастики для девушек.

Он первый начал определять величину нагрузки: мощность и время работы.

“Естественный метод” Эбера. Жорж Эбер (1885 – 1957), один из учеников Ж. Демени, продолжил развитие прикладного направления в физическом воспитании, типичного для Франции со времен Амороса.

“Естественный метод” физического воспитания Эбера состоит из связанных между собой частей:

1) часть вспомогательно-подготовительная, состоящая из элементарных упражнений для рук, ног, туловища, упоров, висов, равновесий, подпрыгиваний, дыхательных упражнений;

2) часть основная, состоящая из “воспитательно-при­кладных” упражнений, имеющая целью усовершенствовать человека с помощью восьми естественных упражнений: ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, поднимания, защиты-нападения и плавания;

3) часть вспомогательная, дополнительная, включающая спортивные игры и ручной труд.

Военный характер своей гимнастики Ж. Эбер объяснял преимуществами физической подготовленности дикаря пе­ред цивилизованным человеком. Он пытался доказать никчемность специальной гимнастики для женщин и спортивной специализации. Ж. Эбер заявлял, что своей гимнастикой хочет устранить дефекты физического развития современного культурного человека, вызванные нездоровым об­разом жизни и недостатком движения.

Ж. Эбер использовал все известные естественные виды передвижений и упражнений, а также заимствовал формы физических упражнений из других систем физического вос­питания.

Занятия Ж. Эбер предлагал проводить на местности, без какого-либо специального оборудования. Для занятий годилось все: деревья – для лазания, канавы – для прыжков, заборы – для перелезаний и т.п. Преподаватель, ориентируясь в обстановке, должен был изобретать нужные упражнения в различных условиях. Это не исключало искусственных препятствий, но они должны были заменять естественные при их отсутствии.

Ж. Эбер как опытный практик внес ценный вклад в развитие средств и методов физического воспитания. В свои уроки он вводил гигиенические процедуры – обтирание, души, ванны и пр. Он ввел метод систематических проверок достигнутых результатов и определения физических способностей занимающихся, разработав таблицу норм по 12 видам упражнений.

Практические рекомендации Ж. Эбера заключались в следующем.

1. Преподаватель физического воспитания в ходе упражнений должен вместе с учащимися развивать различные группы мышц. Он должен это делать с помощью таких упражнений, в результате которых он убедился лично.

2. Необходимо ежедневно создавать возможности для физического воспитания, во время занятий преподаватель должен использовать природные условия.

3. На занятиях должны выполняться упражнения на выносливость.

4. Учащиеся должны заниматься обнаженными до пояса и на свежем воздухе.

5. Каждый урок необходимо заканчивать массажем и купанием.

Ж. Эбер ввел комплексный зачет по 12 видам по 15- бал­льной системе. К недостаткам Эбера можно отнести то, что он не разработал рекомендаций для занятий физическими упражнениями девочек.

Гимнастика Н. Бука. Датчанин Нильс Бук (1880 – 1950) имел гимнастическую школу в г. Оллерупе.

Продолжатель шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал “примитивной”, или “основной”. При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утратили эластичность и мягкость, а потому человек не способен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого и служит “основная” гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких деревенских парней так “обработать” гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению военной службы.

Как и в шведской системе, упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения.

В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией.

Упражнения систематизировались по следующим принципам:

1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боковых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упражнения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бегом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.

Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных положений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимуму.

Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:

1-я часть урока – упражнения без снарядов (12 – 30 упражнений);

2-я часть урока – упражнения на шведской стенке и буме (6 – 22 упражнения);

3-я часть урока – ходьба, упражнения в ловкости (9 – 20 упражнений). Для женщин игра с пением.

Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упражнение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. “Кривая нагрузки” урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непрерывным, слитным. Наиболее характерными чертами являлись усиленный темп и плотность нагрузки, последовательная смена одного упражнения другим. Пока выполнялось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).

Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой.

Н. Бук довел моторную плотность урока до предела, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях.

Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педагогов составляли системы средств и методов физического воспитания.

Франсуа Дельсарт (1811 – 1871) обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения.

Ф. Дельсарт и его последователи, делая при обучении упор на эстетические и драматические моменты, заложили основы художественной гимнастики.

Айседора Дункан (1876 – 1927), увлеченная античной гимнастикой, танцем, движением, стремилась выразить сложные человеческие чувства. А. Дункан имела много пос­ледователей, которые использовали выразительную гимнас­тику для физического воспитания девочек.

Ритмическое направление современной гимнастики связано с именем женевского учителя музыки Эмиля-Жака Далькроза (1865 – 1914). Он установил, что выполнение определенных движений способствует развитию чувства ритма и слуха.

При первых же попытках “делать шаги” под музыку были найдены движения, соответствующие данной музыке. Понемногу создалась определенная азбука движений, которой овладевает ученик.

Последовательница шведской гимнастики Э. Бъеркстен в своей гимнастике учитывала физиологическую и эстетическую стороны упражнений. Она стремилась физически развить учеников, помочь выработать изящество в движениях. Упражнения в ее гимнастике проводились в быстром темпе при многократном повторении, одновременно ученикам предлагалось раскрепощать мышцы, не участвующие в работе. Это позволяло сделать движения более экономичными.

Э. Бъеркстен отказалась от прямолинейных и угловатых движений шведской гимнастики, в ее упражнениях преобладали плавные, закругленные движения, взятые из ритмической гимнастики.

Можно было бы назвать много других имен, однако уже во второй половине XIX в. все больше начинают говорить о том, что для физического воспитания одной гимнастики недостаточно. Многие авторы пишут о пользе игр и спортивных упражнений.

В результате в национальные системы проникают спорт и игры, начинают проводиться спортивные состязания.

Источник

Читайте также:  Чемпионат мира по спортивной гимнастике 2015 брусья
Оцените статью