Раджа-йога
Раджа-йога, или царственная йога, – классический вид йоги
Раджа-йога основывается на классическом труде «Йога-сутры» Патанджали. Раджа-йогу называют также восьмиступенчатой системой развития, поэтому иногда обозначают через термин «Аштанга-йога».
Главная цель раджа-йоги – это достижение освобождения через работу с сознанием, освобождение от омрачений с помощью осознания.
Происхождение названия «раджа-йога»
Почему раджа-йога?
Прежде всего, раджа йога – это работа с умом. С санскрита «раджа» переводится как «царь». Покоривший свой ум становится так же свободен и независим, как раджа. Независимость от ума, контроль над ним считается высшим достижением в раджа-йоге. Иногда раджа-йогу можно рассматривать как высший уровень хатха-йоги, так как только достигнув хорошей физической формы, очистив тело от загрязнений, успокоив свой ум, можно приступать к раджа-йоге, то есть к еще более серьезным практикам.
8 ступеней Практика раджа-йоги
Как уже было сказано, раджа-йогу иногда называют восьмиступенчатой йогой, по количеству тех предписаний, которым нужно следовать. Существуют более детальные описания, но в этой статье они даны очень кратко и сжато для понимания общего смысла. Это так называемые восемь ступеней, которые нужно практиковать именно в последовательности, приведенной ниже:
- Яма. Представляет собой моральные принципы, которые уберегают человека от негативных эмоций, от неприятных переживаний, неблаговидных поступков и их следствий – несчастья. Основных принципов ямы пять: ахимса (ненасилие по отношению к себе и по отношению ко всему живому), сатья (правдивость, отказ ото лжи), брахмачарья (воздержание от болтливости, эмоциональности, сексуальных отношений), астея (неприсвоение чужого), апариграха (непринятие даров, самодостаточность).
- Нияма. Предписания ниямы предполагают развитие определенных добродетелей. Таких предписаний тоже пять: шауча (очищение на всех планах – тела, ума и духа), сантоша (удовлетворение тем, что есть), тапас (аскеза, самодисциплина), свадхья (изучение священных писаний), ишварапранидхана (служение Богу).
- Асана. Это объединение тела и ума с помощью физических упражнений. Асана переводится как «удобная, устойчивая поза». Эта ступень подразумевает раскрепощение тела и успокоение ума.
- Пранаяма. Следующая ступень – это контроль и управление своим дыханием, практики работы с дыханием.
- Пратьяхара. Это отвлечение своих чувств от внешних объектов, контроль над чувствами, приобретение духовной силы, увеличение силы воли и достижение умственного сосредоточения.
- Дхарана. Это определенный уровень концентрации. Суть йоги состоит именно в умении концентрироваться на объекте, фиксировать свое внимание.
- Дхьяна. Эта ступень слияния объекта и субъекта, то есть медитация. Овладевший медитацией, то есть умением пребывать в состоянии не думания, может переходить на следующую ступень.
- Самадхи. Эта самая последняя ступень в Аштанга-йоге, но именно с нее начинается настоящая йога для серьезных практиков. Самадхи обозначает просветление, то есть освобождение от омрачений, обретение своего истинного я, полное освобождение. И с этого начинается абсолютное служение другим людям.
Заключение
Человек, ставший на путь саморазвития, поставивший перед собой цель – понять свое предназначение в этом мире и в этом воплощении, – отважен. Ему все время нужно преодолевать сопротивление толпы, неприятные ощущения, связанные с процессом очищения тела, упадок сил, депрессии, неверие в себя, сомнения и муки во время очищения ума. Необходимо постоянно бороться со страстями, которые приходят в гости, желаем мы этого или нет. Важно понимать и осознавать, что все это делается для того, чтобы стать лучше и чище, чтобы потом протянуть руку помощи другим людям на пути освобождения. И это логично, так как невозможно обрести счастье и свободу и наслаждаться ими, когда вокруг люди больны и несчастны.
Источник
Раджа-йога – дисциплина ума
Что такое раджа-йога? И что такое дисциплина ума? Это одно из направлений йоготерапии, которое связано с сознанием и психологией человека. Главная цель тренировки по этой системе состоит в развитии и укреплении воли, способности контролировать сознанием физиологические процессы, происходящие в организме, воспитывать внимание, сосредоточение, самовнушение.
Раджа-йога, например, требует от человека большой физической выносливости. И заниматься ею нужно обязательно после тренировок по системе хатха-йога.
Ниже приводятся несколько упражнений по раджа-йоге, которые приводит Ю. Петров в своей статье «Что такое раджа-йога»? (журнал «Знання та праця», 1967, №1, с. 20-22, 26).
Пратьяхара.
Упражнение 1.
В удобной позе, наедине, в тихой обстановке расслабьте мышцы и освободитесь от посторонних влияний. Разрешите мысли блуждать некоторое время и потерять свое напряжение. Бросаясь вначале в разные стороны, мысль, наконец, успокоится и начнет выполнять ваши приказы.
«Наблюдайте за мыслью, — говорит йог Вивекананда, — наблюдайте за тем, что она думает. Если вы взглянете мысли в глаза, она остановится. Но не пытайтесь останавливать мысль, будьте лишь свидетелем. Постепенно мы начнем ощущать появление мыслей даже раньше, чем они приобретут форму и мы узнаем как они рождаются и будем знать, о чем мы собирались думать так же, как и в физическом плане мы можем посмотреть в окно и увидеть того. Кто идет к нам. Эта стадия достигается тогда, когда мы научимся отделять самого себя от разума и видеть себя и свои мысли как нечто совсем отдельное. Не разрешайте мыслям овладеть вами; стойте в стороне и они замрут совсем».
Сначала для этого необходимо немало времени. Но с каждой попыткой все это достигается быстрее и быстрее.
Упражнение 2.
Когда мысли успокоились, сосредотачивайтесь на своем «Я», своем самосознании. Йоги считают, что «Я» или Атман – самосуществующее начало, которое использует тело, чувства и ум как свои средства. Психологический анализ йоги отмечает идентичность и неизменность «Я» на протяжении всей жизни человека, хотя все атомы его тела замещаются другими менее, чем через два года, одни чувства заменяются другими, да и сам ум наш тоже изменяется.
Древняя «Катхака-упанишада» сравнивает «Я» с наездником в колеснице, который выглядывает из своего экипажа – тела. Интуиция (буддхи) сравнивается здесь с извозчиком, ум (манас), с вожжами, а чувства – с лошадьми, которые везут колесницу.
Рекомендуется отделить сначала ощущение «Я», на котором концентрируется внимание выполняющего упражнение, от различных мыслей о внешнем мире, теле, далее от чувств и ума. Это состояние можно выразить фразой «Я есть».
Упражнение 3.
Сидя около окна, которое выходит на оживленную улицу, направить на какую-нибудь точку перед собой безразличный взгляд. Чтобы вы не видели людей, необходимо оставаться безразличным, то есть не ощущать никакой реакции в мыслях на зрительные впечатления, которые случайно попали в поле зрения. Сущность упражнения в том, что всякий зрительный образ вызывает в нашем сознании какое-то чувство, неощутимое одобрение или осуждение. Лишь вид голой стены, мебели и т. д. вызывает разнообразные чувства к этим объектам. Если научиться удерживать сознание от приобретения ощущений различных форм, соответственно к различным предметам, мы сможем воспринимать разные зрительные впечатления одинаково безразлично и, поэтому постигнем секрет пратьяхары.
Йог Абхаянанда говорит: «Око видит что-то красивое, но нельзя допустить до того, чтобы это дошло до сознания в форме красоты. Упражнение это называется пратьяхара. Так следует обращаться со всеми нашими чувствами. Когда вы несколько дней будете выполнять упражнения с подчинением чувств, вы приобретаете способность удерживать ум сосредоточением по желанию».
Если эта власть над умом достигнута, чувства действуют согласно с влиянием ума. Человек начинает руководить эмоциями и умом произвольно.
Подобные упражнения нелегки и требуют длительной тренировки. Этому помогает Тратака, т. е. упражнение по фиксации взглядом, на уровне глаз на протяжении 5 минут ежедневно, черной точки диаметром 2 см. , расположенной на расстоянии 30-60 см. от глаз. Сосредоточьте все внимание на точке и не давайте привлечь свое внимании к посторонним звукам, мыслям и т. п. Это развивает внимание, взгляд, волю.
Пратьяхара – фундамент всех упражнений раджа-йоги, умения идти за единой линией мыслей, не позволяя уму беспорядочно изменять направление мыслей.
Дхарана.
Здесь регулярными упражнениями невероятно развивается умение сосредотачивать или концентрировать мысль.
Если пратьяхара – это подсознательное сосредоточение, то дхарана – произвольная концентрация мыслей. Все открытия, изобретения, решение самых сложных и малых проблем рождались всегда путем своеобразного «скачка». Иногда такое восприятие называют интуицией. Именно этому и учит дхарана.
Практика сосредоточения внешне противоположна той свободе мыслей (или пустоте), которая отмечена при пратьяхаре. Однако без предварительных занятий пратьяхарой полноценная дхарана невозможна.
Если в пратьяхаре мы наблюдали за непрерываемой нитью мыслей, то в дхаране необходимо углубиться в ощущение, как бы вступить в него, в наш объект концентрации.
Упражнение 1.
Старайтесь почувствовать кончик своего носа. Не нужно представлять себе его или думать о нем. Следует только чувствовать его, как бы вступать в него сознанием. Вскоре вы в самом деле почувствуете кончик носа отчетливее, нежели другие органы тела. Сосредоточьтесь на этом ощущении и забудьте обо всем. Вслушивайтесь в это ощущение, наблюдая, как в пратьяхаре, за всеми его оттенками, не прерывая его ни на мгновение. При этом дышать равномерно и плавно. Упражнение можно варьировать, сосредотачиваясь на середине языка, на других частях тела, однако не следует выполнять упражнение на нескольких из них одновременно. Объектом сосредоточения можно взять и какое-нибудь чувство (например, любовь) или идею, но это сложнее.
Дхьяна.
Дхьяна (медитация) – очень важное звено в упражнениях раджа-йоги. Дхьяна, как состояние ума, естественно возникает из пратьяхары с помощью дхараны, которая есть лишь усилие, которое поддерживает связь отдельных звеньев дхьяны, подобно тому, как нить связывает нанизанные на нее бусины.
Таким образом дхьяна – высшая стадия дхараны.
Например, сосредоточение внимания на кончике носа при отключении ощущения всего тела – это пратьяхара, углубление в это чувство, не останавливая его, — дхарана. Она может вызвать психический эффект чувства запаха и, по свидетельству йогов, так называемое «яснонюхание». Если мы настолько усилим дхарану, что эти отдельные психические восприятия объединяются в одно целое, в последовательную гамму чувств, — это дхьяна.
Б. Л. Смирнов приводит такое определение из «Йога-сутры» Патанджали:
- «1. Дхарана – это удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете; т. о. в состоянии дхараны субъект и объект еще строго разобщены.
- 2. . . «Поток сознания едино туда направленный – есть дхьяна. Между дхараной и дхьяной нет качественной разницы, скорее количественная.
- 3. Когда (при продолжении сосредоточения) – исчезает какая-нибудь форма объекта и остается только содержание (артха) – это самадхи».
Самадхи (сверхсознание, экстаз).
К этой ступени подводит последовательность предыдущих. При этом, обычно, объектом медитации и сосредоточения служат нервные сплетения (чакры). Есть несколько видов самадхи. Йоги утверждают, что состояние самадхи всшее, чем наше обычное состояние (отсюда и термин «сверхсознание»). Описать это состояние очень тяжело.
Вот какое сравнение приводит Б. Л. Смирнов: «Я напряженно слушаю музыку, весь обратился в слух, как бы выключил восприятие других чувств (пратьяхара), но я еще четко воспринимаю мелодию, ее ритм, темп, гармонию и др.
Исполняемое произведение является для меня целиком определенным объектом, каким я полностью поглощен; такое психическое состояние называется дхарана. С сосредоточением внимания отдельные элементы начинают стушевываться, произведение начинает восприниматься как что-то целое, простое, оно овладевает моим вниманием настолько, что остальное уже не воспринимается и мысли возникают, как что-то воплощаемое в слова – это дхьяна – созерцание. Наконец наступает момент, когда звуки перестают восприниматься, как таковые, наружным слухом, с потерей внешнего впечатления от музыки утрачивается самосознание, и в музыке реально сливается субъект и объект – остается только бытие музыки в субъекте и бытие субъекта в музыке, что определяется тождеством категорий времени и пространства – это самадхи».
Древние индийские ученые разработали много методов формирования господства над телом и над собственным поведением.
Индусские психофизиологии учат, что работа над развитием и формированием высших психологических процессов должна начинаться тогда, когда человек в достаточной мере научился управлять своим телом. Лишь после того, как человеку стали подвластны его чисто материальные процессы, такие, как, например, процессы дыхания, он может переходить к развитию своих психических возможностей.
Такая точка зрения представителей индийской психофизиологии на этапы формирования человека находится в соответствии с довольно сильной материалистической тенденцией в индийской философии. Уже в древних философских памятниках Индии, Упанишадах, содержатся мысли о том, что воздух, как некоторая материальная субстанция, является основой мыслительной деятельности человека.
Известно, что специально разработанные древними индусами упражнения позволяют добиться весьма значительной власти над физическими процессами, происходящими в организме.
Но еще совсем недавно, методы тренировки человека, добытые древней индусской цивилизацией, считались на Западе чистой мистикой. Однако, чем дальше идет развитие науки, тем менее странными и таинственными становятся эти факты и методы. Так, нет никакого сомнения в том, что добытые в Индии факты совпадают с выдвинутым знаменитым врачом прошлого века С. П. Боткиным принципом нервизма, согласно которому все процессы, протекающие в организме, находятся под непосредственным влиянием процессов, происходящих в нервных клетках. (Здесь и далее, цитируются выдержки из книги В. Н. Пушкина «Психологические возможности человека». М. , 1972).
Принцип нервизма позволит объяснить многие приводимые индусскими исследователями факты, ранее казавшиеся полностью необъяснимыми и мистическими.
В последнее время у нас появляется все больше и больше различной научной литературы, в которой анализируется древнеиндийская система господства над собой.
И в основу этих методов работы над собой положены, как уже говорилось. Такие совершенно реальные моменты, как управление телом и управление дыханием. Управление телом осуществлялось благодаря принятию различных, специально разработанных поз-асан, которые помогают перераспределению крови в организме. Что касается управления дыханием, то с его помощью, как полагали древние индусы, оказывается возможным извлечение энергии непосредственно из окружающей атмосферы, из воздуха. Поскольку энергия по-индусски называется «прана», то система специальных упражнений, с помощью которых эта энергия извлекается из воздуха, получила название «пранаяма». Специальные психофизиологические исследования показали, что упражнения по управлению дыханием, упражнения пранаямы действительно оказывают положительное влияние на центральную нервную систему.
Влияние это оказывается, прежде всего в том, что клетки коры больших полушарий в ходе выполнения дыхательных упражнений получают повышенное питание, в связи с чем повышается их регуляторная деятельность. Во всяком случае, опыт древнеиндийских психофизиологов позволяет сделать вывод о путях развития психических возможностей человека. Вывод этот состоит в том, что психологическое развитие должно осуществляться при одновременной опоре на развитие управления телесными системами организма.
С точки зрения проблемы развития психологических возможностей человека большой интерес представляют разработанные древними индусами специальные приемы, направленные на непосредственную тренировку мозга.
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что методы эти просты. Основным методом, в данном случае, является тренировка способности человека длительно удерживать в поле своего внимания один какой-нибудь предмет. Например, можно прикрепить на стене лист белой бумаги с нанесенной на нем точкой, сесть перед этим листом в удобной позе и попытаться сосредоточить овсе свое внимание на этой точке. Причем тока должна быть все время в центре внимания. Если проделать этот простейший опыт, то очень скоро вы убедитесь, насколько нелегка задача непрерывного удерживания внимания на каком-нибудь одном объекте. Сначала, действительно задача кажется несложной. Но это лишь в какие-то первые несколько секунд. Очень скоро точка начинает расплываться, как бы уходить из поля зрения, и требуется довольно значительные усилия воли, чтобы удержать ее в центре. Спустя еще некоторое время в голову начинают лезть совершенно посторонние мысли, которые уводят от рассматриваемого объекта. С этими мыслями бороться становится все труднее и труднее.
Специальные психологические опыты показали, что без тренировки человек не способен непрерывно фиксировать свое внимание на точке более двух десятков секунд. Это свидетельствует прежде всего о том, что мозговые клетки, находящиеся в коре больших полушарий и управляющие произвольными движениями глаз, обладают лишь весьма незначительной регуляторной способностью. Клетки быстро устают, их энергия истощается и взор, который в первые секунды был сосредоточен на объекте, выходит из повиновения, теряет свою регуляцию.
Следует напомнить, что один из таких высших центров, управляющих движениями глаз, находится в лобной доле коры больших полушарий.
Представим себе, что человек изо дня в день будет в течение какого-то времени сосредотачивать свое внимание на точке. Это приведет к тому, что определенные группы нервных клеток вынуждены будут систематически производить статическую работу – удерживать глаз в определенном положении. Такая статическая работа неизбежно привлечет к этим клеткам повышенное количество крови. И это понятно – чем больше приходится работать тем или иным клеткам, тем больше должны потреблять они питательных веществ.
Работа в сочетании с повышенным питанием неизбежно должна привести к усилению этой группы клеток, к их развитию. А дальше все происходит так, как с развитием мускул при ежедневной напряженной физической работе. Путем систематических упражнений нервные клетки развиваются. Человек становится способным все дольше и дольше удерживать свой взгляд на точке.
Что же касается крови, питающей мозг, то она приливает не только к ограниченным участкам лобной коры. Она вообще начинает более интенсивно питать всю лобную долю. А лобная доля, как мы уже говорили, является высшим корковым мозговым регулятором поведения. Она управляет всей нашей психической деятельностью. Кроме того, в нижней части лобной доли находятся такие клетки, которые регулируют различные процессы, происходящие в организме, связанные с работой внутренних органов человека. Поэтому, привлекая к лобной доле повышенное количество крови и развивая ее клетки благодаря повышенному питанию, человек приобретает высокую власть и над своим организмом.
Таким образом, за простым упражнением, предлагаемым древними индийскими психофизиологами, скрываются сложнейшие и интереснейшие процессы, которые развертываются в коре больших полушарий.
Процессы имеют совершенно определенный смысл и не содержат в себе ничего таинственного или мистического. Это попытка прямого воздействия на развитие тех участков мозговой коры, которые обеспечивают высшую регуляцию поведения человека.
У метода сосредоточения, возникшего много веков назад в древней Индии, есть, конечно, известные минусы, особенно если смотреть с точки зрения современного человека. Прежде всего такой метод, связанный с установкой внимания на определенном объекте, представляется для нас слишком созерцательным. Действительно, для нашего беспокойного и в высшей степени подвижного мышления несколько странным может показаться человек, стремящийся развить свою волю и при этом без движения сидящий на одном месте, уставившись в одну точку.
Развитие воли понимается обычно как деятельность по преодолению препятствий, как обуздание своих инстинктивных побуждений, как достижение сложных целей, связанное со значительным напряжением. И в ходе такой активной деятельности, в ходе борьбы со своими инстинктами, в ходе обуздания непосредственных побуждений формируются высшие регуляторные механизмы коры больших полушарий мозга. Среди окружающих нас людей есть много таких, кто прошел нелегкую школу внутренних конфликтов и борьбы с самим собой. Эти люди обычно отличаются большой выдержкой, неторопливостью, сдержанностью в проявлении чувств.
Для таких людей характерен высокий уровень работы высших регуляторных механизмов, управляющих всем их поведением. Каждый возникающий у человека конфликт, каждая неожиданно вставшая перед ним задача вызывала повышенную работу нервных клеток лобной коры. Повышенная деятельность клеток коры вызывает прилив крови к этим клеткам. Кровь несет для этих клеток питательные вещества. В конечном счете лобные клетки испытывают более интенсивное развитие. Развивающиеся нервные клетки лобной доли в свою очередь осуществляют и более высокий уровень волевой регуляции поведения.
Итак, можно надеяться, что психологическая наука в скором времени позволит разработать новые методы быстрого и надежного формирования высших регулирующих механизмов поведения. Не может быть никаких сомнений в том, что и в отношении формирования воли у человека существуют большие, до сих пор не выявленные и совсем еще не использованные психологические резервы. То, что здесь говорилось об индусских психофизиологах и об их исследованиях в области формирования регуляции поведения, можно рассматривать лишь как пример принципиальной возможности прокладывания новых путей в этой сложнейшей области.
В следующей главе будут рассмотрены некоторые вопросы современной психотерапии, будут даны практические упражнения для расслабления и концентрации внимания, предложенные современными психологами.
Источник