- Секта ли йога? Или чего боятся ваши близкие?
- 3. “Раджа-йога” Брахмы
- Читайте также
- Сарга 85. Рассказ о сыновьях Инду: Встреча Брахмы с солнцем.
- ДУХОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВИШВА-ВАЙШНАВА-РАДЖА-САБХА И ГАУДИЯ МАТХ
- ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ: Пурушоттама-йога, йога Верховной Личности
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ Появление Брахмы из Гарбходакашайи Вишну
- ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Молитвы Брахмы о даровании созидательной силы
- Раджа-гуна. Человеческое рождение
- ЙОГА (инд.)
- Глава Тринадцатая Хамса-аватара отвечает на вопросы сыновей Брахмы
- 159. Йога
- Медитация – раджа и Рамана Махарши
Секта ли йога? Или чего боятся ваши близкие?
Представим: новоиспечённый адепт йоги возвращается домой после занятия, семинара или йога-тура и с горящими глазами начинает пламенную риторику среди домочадцев, котов и грязных кастрюль, проповедуя высокие идеалы духовного самосовершенствовании. Кастрюли остаются невымытыми, коты голодными, а близкие и родственники крутят пальцем у виска и на всякий случай запоминают телефон ближайшей психиатрической клиники наизусть.
Чего же хотят все эти люди от адепта и чего они боятся?
Хотят они большой любви, ни с кем, кроме них, не разделённой. Еще они хотят стабильного, предсказуемого будущего, полного финансового благополучия. Это всё понятно, такова природа человека, а объяснять прелести плодов духовного развития на отдельно взятой кухне следует все-таки не так самоотверженно и безоглядно. Всему свое время и место.
Боятся эти люди неопределённости своего будущего в связи с новым увлечением адепта, боятся возможного ухудшения условий своего существования, потери кормильца или защитника для себя или своих детей. Любой мало-мальски грамотный психолог вам это подтвердит.
Страхи эти реальные, т.е. не беспочвенные. И история знает тому множество подтверждений. Следовательно, для обеспечения себе возможности практиковать «свою йогу» адепт не должен активно наступать на больные мозоли общества, а именно:
— не надо резко менять сложившийся ритм и стиль жизни как свой (это вредно для здоровья), так и людей вокруг (они не поймут, обеспокоятся и возмутятся);
— надо продолжать давать нуждающимся людям вокруг любовь, заботу, стабильность и т.п.;
Иными словами, как раз здесь, в реальной обстановке повседневной жизни, в социуме новоиспечённому адепту и предстоит лучше усвоить и отпрактиковать первые две ступени йоги: яму и нияму, прежде чем углубляться уже в асаны или пранаямы.
Так как же объяснить своему окружению, что йога – это не секта? Самое лучшее объяснение – продолжать свою адекватную жизнь в социуме и уверенно двигаться по пути самосовершенствования. Со временем ваши успехи на этом пути станут настолько очевидны окружающим вас людям, что и объяснять уже ничего не надо будет. «Нужные» люди увидят и поймут, «ненужные» — отвалятся сами, как ступени ракетоносителя при старте в стратосферу.
А для особо обеспокоенных «неадекватностью» йога граждан, навскидку, можно предложить поставить галочки напротив трёх основных отличительных признаков тоталитарной секты:
1. Беспрекословный авторитет лидера или основателя секты.
2. Постоянный отъём денег у адептов.
3. Попасть в секту очень легко, выйти из секты значительно труднее.
Теперь рассмотрим каждый пункт подробнее. Представьте себе: заходите вы в йога-клуб OUM.RU, а там на входе потрет Андрея Вербы, большой такой, весь в гирляндах из праздничных цветов. Под портретом разложены подношения, рядом на пьедестале – книга крылатых изречений того же автора в переплёте с золотым тиснением… Книг других авторов поблизости нет. После ваших слов: «А вот мой учитель говорит, что …», вас предают анафеме с публичным избиением возле позорного столба, потом снисходительно разрешают остаться, чтобы вы смогли вымолить прощенье. Ставим минус напротив первого пункта и двигаемся дальше.
Отъём денег. За занятия все платят, везде, и это норма в нашу эпоху. Размер оплаты адекватный. Принуждают ли тебя дополнительно что-то отдавать? Нет. Стоит ящик для сбора средств: захотел – опусти купюру и иди дальше. Никто не стоит возле этого ящика, не объявляет громогласно, что вот, дескать, слава очередному агнцу, принёсшему свои кровные для процветания нашего клуба. Никто не угрожает муками ада, если до конца месяца не завещаешь всё своё имущество клубу. Платить или не платить – добровольный выбор каждого. Видишь потребность клуба, имеешь желание помочь финансово, тогда можешь заплатить. Если не видишь или не имеешь – никто тебя не четвертует. Ставим минус напротив второго пункта и идём дальше.
Попасть в клуб действительно легко, т.к. рекламы достаточно много, помещения чистые и светлые, люди приветливые, преподаватели отзывчивые, сама йога адекватная. Люди приходят, им нравится, они остаются. В клубе представлены разные стили и направления йоги, нет узкой зазомбированности на чём-то одном, нет ортодоксальности: хочешь получить свой опыт — пожалуйста, получай, это твой выбор. Это радует. Уйти из клуба еще легче, чем попасть сюда. Никто тебя не будет держать, если ты не хочешь развиваться внутри парадигмы клуба. Никто здесь не говорит, что другие йога-студии плохие. Здесь делают акценты на различиях в подходах и предоставляют тебе самому подумать и сделать свой выбор. В общем, я и здесь ставлю минус.
Из вышесказанного следует вывод, что йога в исполнении клуба OUM.RU — это не секта, а вполне себе достойный способ развития человека, вобравший в себя многие передовые методики. Способ этот, безусловно, не для всех, но ведь и волшебной таблетки для всех не существует.
Все вышеописанное для меня лично очевидно и может служить ответом «обеспокоенным» людям. А теперь посмотрим на вопрос «Секта ли йога?» глубже.
Начнём опять сначала: чего боятся люди вокруг на самом деле при встрече с йогом? Они боятся вероятности прекращения привычной жизни среди стереотипов и клише, жизни уютной и предсказуемой: «Украл, выпил, в тюрьму! Украл, выпил, в тюрьму! Романтика!» То есть они боятся периода нестабильности (вспоминаем проклятие китайцев: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!»). Нормальный йог для таких людей, как красная тряпка для быка на корриде. Они начинают обороняться, даже если ты просто существуешь рядом. Им не комфортно, потому что твоё счастливое лицо им смутно что-то напоминает: то ли позабытый опыт их прошлых жизней, то ли их душа узнаёт себя в тебе и просыпается навстречу новой жизни, а кругом-то ведь Кали-юга!
Они боятся, что ты не вернёшься к ним из своего «прекрасного далёко» и своим уходом уничтожишь их надежду на освобождение. Они ведь надеются, их душа, еле живая, трепыхается где-то глубоко под тяжестью быта, норм общественной морали и пр. Душа-то ведь еще живая, а живая душа тоскует, когда человек идет не туда.
И тут рядом появляется «йог — без головы, без ног». Это же чистой воды провокация! Он идет навстречу своей свободе. Он продирается через то, что останавливает многих. Он откуда-то черпает силы, когда другие обескровлены междоусобицей. Он ищет пути, а не оправдания, находит силы, а не отговорки и возрождает себя всеми доступными способами. Возрождает регулярной и осознанной практикой йоги: на коврике, во время мыть посуды или унитаза, возрождает, когда нянчит детей или закупает продукты в супермаркете. Всё является практикой. Его душа вспоминает дорогу, ведущую к Дому, а другие души беспризорничают. И этот путь домой, он, конечно, трудный, но у йога есть средства для его преодоления: аскезы в одной руке, яма и нияма — в другой, и много еще чего в заплечном рюкзаке.
У обычного человека всего этого нет. Обычный человек боится, что ты уйдешь и оставишь его совсем одного. Что впереди у такого (обычного) человека нашего возраста? Ничего хорошего: ну еще максимум 30 – 40 лет мучений и страха, а потом Старуха с косой в конце тоннеля. Представьте себе только состояние человека вне Йоги: ты вынужден идти совсем один, понуро, по дороге, с которой не свернуть, а впереди у тебя только смерть и ничего за ней. Пустота. Хотя пустота, это уже что-то… У тебя Небытие, отсутствие чего бы то ни было вообще! В общем, мрак и ужас!
А куда идёт йог?
Он возвращается домой. Йог возрождается к жизни.
Источник
3. “Раджа-йога” Брахмы
3. “Раджа-йога” Брахмы
Души Людей, согласно учению Бабы, — это такие же, как Бог, искры света, они несотворены, невещественны, со вечны и единосущны (но нетождественны) “Высшей Душе”. Однако “все души облекаются в одежду — человеческие тела, в которых они играют ту или иную роль на мировой сцене в рамках цикла рождения и смерти. Всевышняя же Душа свободна от цикла рождения и смерти, только она всегда бестелесна.
Душами, находящимися внутри человеческого тела, управляют законы действия и противодействия (то есть кармы)”.[542]
В отличие от общеиндуистского взгляда на карму как на отрицательное явление, мешающее освобождению от оков телесного существования и воссоединению с Абсолютом (в таком случае надо, конечно, избавиться от любой кармы, дабы избежать перерождений), Брахма развивает буржуазно-теософское представление о положительной карме как о капиталовложении, которое следует преумножать, и о дурной карме как о долгах, которые следует погашать. В этом, похоже, дало о себе знать его купеческое прошлое.
Так что, в отличие от других индийских религий, в “Брахма Кумарис” никакое окончательное освобождение, благодаря которому мог бы быть прерван цикл перерождений, считается невозможным и ненужным.
“Раджа Йога”, созданная Брахмой, позволяет “совершать такую карму, которая “постоянно приносила бы… большую прибыль, доход, крупное состояние, ждущее… в будущем”. Это дает гарантию, “что в моих будущих рождениях будут чистота, здоровье, богатство и счастье”.[543]
По признанию самих брахминов, “Раджа Йога” Брахмы не есть древняя йогическая дисциплина: “Название «Раджа Йога» используется давно, в течение многих веков, хотя само учение появилось совсем недавно, оказавшись абсолютно новым по своему содержанию”.[544] Практикуемая в “Брахма Кумарис“ Раджа Йога” отличается от классической раджа-йоги отсутствием телесных упражнений и контроля дыхания. Ее конечная цель — несамадхи, а “настройка интеллекта” на “общение со Всевышним”. Брахмины утверждают, что “Раджа Йога” — это “высшая и самая легкая из йог. Ею безо всякого труда может заниматься любой от крестьянина до короля”.[545] Она представляет собой медитацию в сочетании с приемами самовнушения.
Медитация “Брахма Кумарис”, которая “сладка и приятна”, состоит из двух этапов. На первом этапе она заключается в концентрации на “третьем глазе”, который находится в центре лба. Здесь, по мнению Брахмы, располагается душа — источник и бесконечно малая точка света. Задача этого этапа медитации — самоотождествление с душой и замещение телесного самосознания духовным. На втором этапе душа должна освободиться от тела, совершить путешествие в “Мир Отца”, предстать там перед ним, наполниться исходящим от него чистым светом и, возвратившись обратно в тело, стараться сохранить духовное самосознание для того, чтобы преодолеть дурную карму и остаться чистой. “Полетав”, нужно распространять “вибрации света на этот физический мир”, а также “использовать свою свободу, свежесть мысли, энергию и энтузиазм для построения нового мира, золотого века человечества”.[546]
Такая медитация может быть названа настоящей религией человека. Именно она способна положить конец религиозным и социальным распрям и привести к чувству единства всего человечества… Медитация, о которой говорилось выше, является подлинным спасением от всех социальных и духовных бед как для Востока, так и для Запада. Это и есть практическая и универсальная религия. Поэтому значение йоги в ее истинном смысле и необходимость обучения ей по всему миру вряд ли можно переоценить.[547]
Цель “Раджа Йоги” — “единение с Высшим Отцом”. Все время разбирать, какие действия производят “чистую” карму, а какие нет, невозможно, — учит Баба. Единственный способ оплатить кармические счета и накопить кармический капитал — это постоянно медитировать на себе как точке света и ощущать “единение со Всевышним”. Любые действия, совершенные в “сознании себя” (и тем более в “Божественном сознании”), дают только “чистую” карму.
В “Раджа Йоге” для медитации часто используется образ точки золотисто-красного света, а также “мысли для медитации” (“Я, душа, — искорка света… крошечная точка энергии… Я открыл двери своей темницы…” и т. п.). Единственная мантра “Брахма Кумарис” — “Ом шанти”, что в изъяснениии “Мурли” означает “Я — спокойная душа”.[548] Она используется не только для медитации, но и при приветствии или расставании, а также в начале и в конце всякой речи.
Для того, чтобы постоянно находиться в контакте с Бабом, необходимо “с восторгом” следовать определенному “почасовому плану” (он включает время с 3 до 22 часов), и 5 минут из каждого часа предписывается отдавать медитации на определенные темы и размышления.[549] Существует “График контроля” из 50 пунктов, с которым должны сверяться “студентки”. Вот один из контрольных вопросов: “Люблю ли я Баба во всех отношениях: как Отца, Учителя, Сат-гуру, друга, руководителя, дядю, невесту, ребенка, сопровождающего, любящего, возлюбленного, супругам судью?”[550]
Космология “Брахма Кумарис” говорит о существовании трех миров. Первый — это наш телесный мир. За ним находится тонкий (также астральный, или ангельский) мир света. В этом мире хотя и нет звука, но существуют мысль, движение и действие.
Дальше располагается еще один мир, который можно воспринимать только с помощью “метафизических свойств души, ума и интеллекта… Это область шестого элемента, золотисто-красного божественного света, называемого «Брахм»”. В этом мире нет ни звука, ни движения.
“Душа обитает здесь в пассивном состоянии, мысли и стремления — в спящей форме, как у семени. Душа отделена от тела. Она существует в своей изначальной форме, самосветящаяся искорка энергии… Какое-то время после освобождения все души живут здесь со Всевышним. Это — Дом всех душ”,[551] “мир постоянного, вечного света, мир полной тишины и покоя. Это — страна Нирваны, страна освобождения. Это… мир, откуда приходят все души… Это также Дом Всевышнего Отца, Шивы Бабы”.[552]
С помощью медитации “Раджа Йоги” брахмины путешествуют в этот “дом отдыха”, откуда возвращаются в “Телесный Мир” “отдохнувшие и освеженные путешествием”, готовые к строительству светлого будущего.
Читайте также
Сарга 85. Рассказ о сыновьях Инду: Встреча Брахмы с солнцем.
Сарга 85. Рассказ о сыновьях Инду: Встреча Брахмы с солнцем. 1. Васиштха сказал:О безгрешный! Эту историю в давние времена рассказал мне сам Брахма, и теперь я расскажу ее тебе, О Рама, по причине твоего вопроса. 2. Однажды я попросил лотосорожденного Брахму рассказать,
ДУХОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВИШВА-ВАЙШНАВА-РАДЖА-САБХА И ГАУДИЯ МАТХ
ДУХОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВИШВА-ВАЙШНАВА-РАДЖА-САБХА И ГАУДИЯ МАТХ В ноябре 1918 года Кунджабихари Видьябхушана снял за пятьдесят рупий дом на Ултаданга Джанкшн Роуд, около храма Парешанатхи, и Шрила Сарасвати Тхакур основал там Шрила Бхактивинода Асану. Хотя договора аренды у
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ: Пурушоттама-йога, йога Верховной Личности
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ: Пурушоттама-йога, йога Верховной Личности Ведическое знание должно в конечном счете помочь человеку выпутаться из сетей материального мира и осознать Господа Кришну как Верховную Личность Бога. Тот, кто осознал высшую природу Кришны, вручает себя Ему
ГЛАВА ВОСЬМАЯ Появление Брахмы из Гарбходакашайи Вишну
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Молитвы Брахмы о даровании созидательной силы
Раджа-гуна. Человеческое рождение
Раджа-гуна. Человеческое рождение Раджа-гуна — качество страсти. Она отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Раджа-гуна проявляет в человеке жадность, похоть,
ЙОГА (инд.)
ЙОГА (инд.) Древнеиндийское учение: «единение» сил разума. Пользуясь йогическими методами сосредоточения, йог развивает обостренное восприятие действительности, приносящее покой, блаженство и
Глава Тринадцатая Хамса-аватара отвечает на вопросы сыновей Брахмы
Глава Тринадцатая Хамса-аватара отвечает на вопросы сыновей Брахмы 1. Верховная Личность Бога сказал: Три гуны материальной природы, а именно, — благость, страсть и невежество, свойственны материальному разуму и не свойственны духовной душе. Посредством развития
159. Йога
159. Йога 159. ЙОГА — сс. Средство. Прием. Работа. Управление. Связь. Волшебство. Сосредоточение. Одна из шести религиозно-философских систем древней Индии (даршана), признающих веды священным писанием (шрути), откровением, авторитетным источником. Опираясь на философию
Медитация – раджа и Рамана Махарши
Медитация – раджа и Рамана Махарши Благодарение Господу в лице Михаила Цыганова за встречу с феноменальной личностью Агунгом Праной, сочетающим царскую родословную и изрядное богатство с поистине высокой духовностью. Поскольку его предки раджи Менгви благополучно
Источник