Рабочая тетрадь гимнастика для ума кузьмина завьялова

Гимнастика для ума

Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познава­тельные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии).

Материал курса «Гимнастика для ума» представ­лен таким образом, что учащиеся вначале знакомятся с каким-либо языковым понятием, а затем на протяжении всех последующих занятий закрепляют изученный материал.

Факультативный курс «Гимнастика для ума» позволяет также организовать с учащимися проектную деятельность. Например, создать электронную книгу «Омонимы» или альбом «Разлибуки в рисунках» и др.

Педагоги

Булах Светлана Ивановна

Содержание программы

Знакомство учащихся с разлибуками, однобуквыми отличниками.

Знакомство с логогрифами.

Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов.

Знакомство с шарадами.

Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад.

Знакомство с омонимами.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов.

Знакомство с ребусами.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.

Знакомство с омографами.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.

Знакомство с приставками-фокусницами.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.

Знакомство с анаграммами.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, анаграмм.

Знакомство со знакомыми новичками.Практические задания по созданию знакомых новичков в соответ­ствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, знакомых новичков.

Знакомство с акростихом.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.

Знакомство с впихунами.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и впихунов.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, знакомых новичков.

Знакомство с загадками.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и загадок.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Практические задания по созданию приставок-фокусниц в соответ­ствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.

Практические задания по созданию ребусов в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, знакомых новичков.

Практические задания по созданию впихунов в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.

Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов, ана­грамм.

Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.

Цели программы

Развитие у младших школьников способности к анализу языковых понятий с выделением существенных и несуществен­ных признаков; к осуществлению генерализации и выведению общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Результат программы

Планируемые личностные результаты

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

— внутренняя позиция школьника на основе положительного отно­шения к школе;

— мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проек­тах различных уровней.

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

3. Нравственно-этическая ориентация:

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

— формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

строить понятные для партнёра высказывания;

— строить монологичное высказывание;

— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматичес­кими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

5. Управление коммуникацией:

— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совмест­ной деятельности;

— прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

— разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

— координировать и принимать различные позиции во взаимодей­ствии.

Материально-техническая база

Рабочая тетрадь к факультативному курсу «Гимнастика для ума»/ Кузьмина-Завьялова Л.Н., Павлова О.А. Кирилова И.Ю.-Белгород: Константа, 2014. — 118 с.

Источник

Программа к курсу » Гимнастика для ума»

к курсу «Гимнастика для ума»

Рабочая программа факультативного курса «Гимнастика для ума» разработана на основе авторской программы И.Ю. Кириловой «Гимнастика для ума» – Белгород: КОНСТАНТА, 2014, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основными задачами федеральной целевой программы «Русский язык», а также во исполнение приказа департамента образования Белгородской области от 21 ноября 2014 года №3800 «Об утверждении дорожной карты по внедрению программы «Гимнастика для ума», Рабочей программы по курсу « Гимнастика для ума » МБОУ СОШ №27.

Объектом изучения факультативного курса являются язык и речь.

Цель курса: развитие у младших школьников способности к анализу языковых понятий с выделением существенных и несуществен ных признаков; к осуществлению генерализации и выведению общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Содержание факультативного курса основано на авторской книге Любови Кузьминой-Завьяловой «Мозговёртки».

В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии, морфемики, словообразования, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии).

Материал факультативного курса «Гимнастика для ума» представ лен таким образом, что учащиеся вначале знакомятся с каким-либо языковым понятием, а затем на протяжении всех последующих занятий закрепляют изученный материал.

Факультативный курс «Гимнастика для ума» позволяет также организовать с учащимися проектную деятельность. Например, создать электронную книгу «Омонимы» или альбом «Разлибуки в рисунках» и др.

Программа факультативного курса «Гимнастика для ума» И.Ю. Кириловой рассчитана на 33 часа, 1час в неделю, поэтому в рабочую программу учителя внесены изменения. Добавлен 1 час – занятие № 34 «Гимнастика для ума».

Источник

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гимнастика для ума» (4 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

МОУ «Вейделевская СОШ»

приказ №____ от «__»______2016г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Гимнастика для ума»

Возраст обучающихся 9 — 10 лет

Учитель начальных классов:

Мартынова Лариса Борисовна

п. Вейделевка, 2016 год

Программа внеурочной деятельности: «Гимнастика для ума» — интеллектуальное направление, 1 год (первый год обучения)

Автор программы: Мартынова Лариса Борисовна

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от______ 2016 г., протокол№___

Председатель ____________ Г.Ф.Гордиенко

I .Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по курсу « Гимнастика для ума» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методических рекомендаций к факультативному курсу « Гимнастика для ума» / И. Ю. Кирилова- Белгород: «Константа», 2014, на авторской книге Л. Кузьминой-Завьяловой « Мозговёртки» -Белгород:« Константа» 2014.

Данный курс интеллектуального направления. Он рассчитан на преподавание в 4 классах начальной школы, предназначен для занятий с детьми 9-10 лет, направлен на развитие языковой интуиции и художественно-образного мышления младших школьников.

Актуальность данной программы состоит в том, c овременным детям предстоит жить в сложном и быстро изменяющемся мире. Р еализоваться и добиться успеха в нём, помогут развитый интеллект и креативность, поэтомура зработка рабочей программы направленной на развитие познавательных и творческих способностей детей стала актуальной .

Педагогическая целесообразность программы заключается в том,

что, она строится на основе деятельностного подхода, предусматривает использование игровой и практической деятельности, активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии), что способствует формированию универсальных действий на межпредметном уровне.

Цель программы заключается в том, чтобы развить у младших школьников способности к анализу языковых понятий с выделением существенных и несущественных признаков; к осуществлению генерализации и выделению общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения существенной связи.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

— развитие языковой интуиции и ориентирование в пространстве языка и речи;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность; проект как метод познания; научные методы наблюдения; анализа и т. п.)

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку.

Программа курса « Гимнастика для ума» предназначена для занятия с детьми 9-10 лет и рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

— готовность и способность обучающихся к самообразованию;

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

— мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней.

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— эипатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

3. Нравственно- этическая ориентация:

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

— формулировать и удерживать учебную задачу;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; — составить план и последовательность действий.

3. Осуществление учебных действий:

— выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

-использовать речь для регуляции своего действия.

-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

5. Контроль и самоконтроль:

— сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— осуществлять прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

— адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

— устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

-соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

— концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

— стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

— выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

— самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— осуществлять смысловое чтение;

-выбирать вид чтения в зависимости от цели.

— использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-моделировать, т. е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

— осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).

— подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков;

— подведение под правило;

— анализ, синтез, сравнение, сериация;

— классификация по заданным критериям, установление аналогий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение рассуждения, обобщение;

— использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Планирование учебного сотрудничества:

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

— определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

— формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

-строить понятные для партнёра высказывания;

— строить монологичное высказывание;

— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

4. Управление коммуникацией:

— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

— прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

— разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; — координировать и принимать различные позиции во вз0аимодействии.

Игры, беседы, тесты, анкетирование, круглые столы, конкурсы, мини-сочинений, выпуск газет, решение ситуационных задач, составление информационных заметок, викторины.

Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:

турнир знатоков языка и речи.

II . Содержание программы 34 часа

Занятие 1. РАЗЛИБУКИ, ИЛИ ОДНОБУКВЫЕ ОТЛИЧНИКИ

Знакомство учащихся с разлибуками, однобуквыми отличниками. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.

Занятие 2. ЛОГОГРИФЫ

Знакомство с логогрифами.

Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.

Занятие 3. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.

Занятие 4. ШАРАДЫ

Знакомство с шарадами.

Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.

Занятие 5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад.

Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.

Занятие 6. ОМОНИМЫ

Знакомство с омонимами.

Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Занятие 7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов.

Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.

Занятие 8 РЕБУСЫ

Знакомство с ребусами.

Практические задания по разгадыванию ребусов. Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Занятие 9. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.

Практические задания по созданию ребусов в соответствии с данной моделью.

Занятие 10. ОМОГРАФЫ

Знакомство с омографами.

Практические задания по созданию омографов в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.

Занятие 11. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.

Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.

Занятие 12. ПРИСТАВКИ-ФОКУСНИЦЫ

Знакомство с приставками-фокусницами.

Практические задания по созданию приставок-фокусниц в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Занятие 13. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.

Практические задания по созданию омографов в соответствии с данной моделью.

Занятие 14. АНАГРАММЫ

Знакомство с анаграммами.

Практические задания по созданию анаграмм в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Занятие 15. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, анаграмм.

Практические задания по созданию анаграмм в соответствии-с данной моделью.

Занятие 16. ЗНАКОМЫЕ НОВИЧКИ

Знакомство со знакомыми новичками.

Практические задания по созданию знакомых новичков в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.

Занятие 17. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, знакомых новичков.

Практические задания по созданию знакомых новичков в соответствии с данной моделью.

Занятие 18. АКРОСТИХ

Знакомство с акростихом.

Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.

Занятие 19. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.

Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.

Занятие 20. ВПИХУНЫ

Знакомство с впихунами.

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и впихунов.

Занятие 21. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, знакомых новичков.

Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.

Занятие 22. ЗАГАДКИ

Знакомство с загадками. Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и загадок.

Занятие 23. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.

Занятие 24. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.

Занятие 25. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Практические задания по созданию приставок-фокусниц в соответствии с данной моделью.

Занятие 26. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.

Занятие 27. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.

Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.

Занятие 28. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.

Практические задания по созданию ребусов в соответствии с данной моделью.

Занятие 29. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, знакомых новичков.

Практические задания по созданию впихунов в соответствии с данной моделью.

Занятие 30. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.

Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.

Занятие 31. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов, анаграмм.

Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.

Занятие 32. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.

Занятие 33. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.

Занятие 34. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.

I I I . Календарно-тематическое планирование.

Источник

Читайте также:  Какие физические упражнения можно делать если есть межпозвоночная грыжа
Оцените статью