Гимнастика для ума
Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии).
Материал курса «Гимнастика для ума» представлен таким образом, что учащиеся вначале знакомятся с каким-либо языковым понятием, а затем на протяжении всех последующих занятий закрепляют изученный материал.
Факультативный курс «Гимнастика для ума» позволяет также организовать с учащимися проектную деятельность. Например, создать электронную книгу «Омонимы» или альбом «Разлибуки в рисунках» и др.
Педагоги
Булах Светлана Ивановна
Содержание программы
Знакомство учащихся с разлибуками, однобуквыми отличниками.
Знакомство с логогрифами.
Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов.
Знакомство с шарадами.
Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад.
Знакомство с омонимами.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов.
Знакомство с ребусами.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Знакомство с омографами.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Знакомство с приставками-фокусницами.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Знакомство с анаграммами.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, анаграмм.
Знакомство со знакомыми новичками.Практические задания по созданию знакомых новичков в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, знакомых новичков.
Знакомство с акростихом.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Знакомство с впихунами.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и впихунов.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, знакомых новичков.
Знакомство с загадками.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и загадок.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию приставок-фокусниц в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию ребусов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию впихунов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов, анаграмм.
Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
Цели программы
Развитие у младших школьников способности к анализу языковых понятий с выделением существенных и несущественных признаков; к осуществлению генерализации и выведению общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
Результат программы
Планируемые личностные результаты
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней.
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
3. Нравственно-этическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
— формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания;
— строить монологичное высказывание;
— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
5. Управление коммуникацией:
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
— разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Материально-техническая база
Рабочая тетрадь к факультативному курсу «Гимнастика для ума»/ Кузьмина-Завьялова Л.Н., Павлова О.А. Кирилова И.Ю.-Белгород: Константа, 2014. — 118 с.
Источник
Программа к курсу » Гимнастика для ума»
к курсу «Гимнастика для ума»
Рабочая программа факультативного курса «Гимнастика для ума» разработана на основе авторской программы И.Ю. Кириловой «Гимнастика для ума» – Белгород: КОНСТАНТА, 2014, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основными задачами федеральной целевой программы «Русский язык», а также во исполнение приказа департамента образования Белгородской области от 21 ноября 2014 года №3800 «Об утверждении дорожной карты по внедрению программы «Гимнастика для ума», Рабочей программы по курсу « Гимнастика для ума » МБОУ СОШ №27.
Объектом изучения факультативного курса являются язык и речь.
Цель курса: развитие у младших школьников способности к анализу языковых понятий с выделением существенных и несуществен ных признаков; к осуществлению генерализации и выведению общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Содержание факультативного курса основано на авторской книге Любови Кузьминой-Завьяловой «Мозговёртки».
В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии, морфемики, словообразования, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии).
Материал факультативного курса «Гимнастика для ума» представ лен таким образом, что учащиеся вначале знакомятся с каким-либо языковым понятием, а затем на протяжении всех последующих занятий закрепляют изученный материал.
Факультативный курс «Гимнастика для ума» позволяет также организовать с учащимися проектную деятельность. Например, создать электронную книгу «Омонимы» или альбом «Разлибуки в рисунках» и др.
Программа факультативного курса «Гимнастика для ума» И.Ю. Кириловой рассчитана на 33 часа, 1час в неделю, поэтому в рабочую программу учителя внесены изменения. Добавлен 1 час – занятие № 34 «Гимнастика для ума».
Источник
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гимнастика для ума» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
МОУ «Вейделевская СОШ»
приказ №____ от «__»______2016г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Гимнастика для ума»
Возраст обучающихся 9 — 10 лет
Учитель начальных классов:
Мартынова Лариса Борисовна
п. Вейделевка, 2016 год
Программа внеурочной деятельности: «Гимнастика для ума» — интеллектуальное направление, 1 год (первый год обучения)
Автор программы: Мартынова Лариса Борисовна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от______ 2016 г., протокол№___
Председатель ____________ Г.Ф.Гордиенко
I .Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу « Гимнастика для ума» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методических рекомендаций к факультативному курсу « Гимнастика для ума» / И. Ю. Кирилова- Белгород: «Константа», 2014, на авторской книге Л. Кузьминой-Завьяловой « Мозговёртки» -Белгород:« Константа» 2014.
Данный курс интеллектуального направления. Он рассчитан на преподавание в 4 классах начальной школы, предназначен для занятий с детьми 9-10 лет, направлен на развитие языковой интуиции и художественно-образного мышления младших школьников.
Актуальность данной программы состоит в том, c овременным детям предстоит жить в сложном и быстро изменяющемся мире. Р еализоваться и добиться успеха в нём, помогут развитый интеллект и креативность, поэтомура зработка рабочей программы направленной на развитие познавательных и творческих способностей детей стала актуальной .
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
что, она строится на основе деятельностного подхода, предусматривает использование игровой и практической деятельности, активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии), что способствует формированию универсальных действий на межпредметном уровне.
Цель программы заключается в том, чтобы развить у младших школьников способности к анализу языковых понятий с выделением существенных и несущественных признаков; к осуществлению генерализации и выделению общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения существенной связи.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
— развитие языковой интуиции и ориентирование в пространстве языка и речи;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность; проект как метод познания; научные методы наблюдения; анализа и т. п.)
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку.
Программа курса « Гимнастика для ума» предназначена для занятия с детьми 9-10 лет и рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
— готовность и способность обучающихся к самообразованию;
-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней.
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— эипатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
3. Нравственно- этическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
— формулировать и удерживать учебную задачу;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; — составить план и последовательность действий.
3. Осуществление учебных действий:
— выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
-использовать речь для регуляции своего действия.
-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
5. Контроль и самоконтроль:
— сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— осуществлять прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
— адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
— устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
-соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
— концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
— стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
— ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
— выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
— самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
— осуществлять смысловое чтение;
-выбирать вид чтения в зависимости от цели.
— использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-моделировать, т. е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
— осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).
— подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков;
— подведение под правило;
— анализ, синтез, сравнение, сериация;
— классификация по заданным критериям, установление аналогий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение рассуждения, обобщение;
— использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Планирование учебного сотрудничества:
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
— формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
-строить понятные для партнёра высказывания;
— строить монологичное высказывание;
— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
4. Управление коммуникацией:
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
— разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; — координировать и принимать различные позиции во вз0аимодействии.
Игры, беседы, тесты, анкетирование, круглые столы, конкурсы, мини-сочинений, выпуск газет, решение ситуационных задач, составление информационных заметок, викторины.
Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:
турнир знатоков языка и речи.
II . Содержание программы 34 часа
Занятие 1. РАЗЛИБУКИ, ИЛИ ОДНОБУКВЫЕ ОТЛИЧНИКИ
Знакомство учащихся с разлибуками, однобуквыми отличниками. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 2. ЛОГОГРИФЫ
Знакомство с логогрифами.
Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 3. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 4. ШАРАДЫ
Знакомство с шарадами.
Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.
Занятие 5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад.
Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.
Занятие 6. ОМОНИМЫ
Знакомство с омонимами.
Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов.
Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.
Занятие 8 РЕБУСЫ
Знакомство с ребусами.
Практические задания по разгадыванию ребусов. Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 9. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Практические задания по созданию ребусов в соответствии с данной моделью.
Занятие 10. ОМОГРАФЫ
Знакомство с омографами.
Практические задания по созданию омографов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.
Занятие 11. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.
Занятие 12. ПРИСТАВКИ-ФОКУСНИЦЫ
Знакомство с приставками-фокусницами.
Практические задания по созданию приставок-фокусниц в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 13. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Практические задания по созданию омографов в соответствии с данной моделью.
Занятие 14. АНАГРАММЫ
Знакомство с анаграммами.
Практические задания по созданию анаграмм в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 15. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, анаграмм.
Практические задания по созданию анаграмм в соответствии-с данной моделью.
Занятие 16. ЗНАКОМЫЕ НОВИЧКИ
Знакомство со знакомыми новичками.
Практические задания по созданию знакомых новичков в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 17. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию знакомых новичков в соответствии с данной моделью.
Занятие 18. АКРОСТИХ
Знакомство с акростихом.
Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.
Занятие 19. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
Занятие 20. ВПИХУНЫ
Знакомство с впихунами.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и впихунов.
Занятие 21. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, знакомых новичков.
Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 22. ЗАГАДКИ
Знакомство с загадками. Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и загадок.
Занятие 23. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.
Занятие 24. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.
Занятие 25. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию приставок-фокусниц в соответствии с данной моделью.
Занятие 26. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.
Занятие 27. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.
Занятие 28. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию ребусов в соответствии с данной моделью.
Занятие 29. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию впихунов в соответствии с данной моделью.
Занятие 30. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.
Занятие 31. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов, анаграмм.
Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.
Занятие 32. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 33. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
Занятие 34. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
I I I . Календарно-тематическое планирование.
Источник