- Психологическая подготовка в художественной гимнастике
- Стресс в спортивной деятельности на примере художественной гимнастики
- Библиографическое описание:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Психологическая подготовка в художественной гимнастике
Навигация
Поиск
Спортивная психология » Психологическая подготовка в художественной гимнастике
Здесь представлена статья, написанная доктором Борисом Блюминштейном, о влиянии спортивной психологии на достижения в большом спорте и поведении спортсмена за его пределами. Мы надеемся, что данная статья позволит расширить знания родителей и гимнасток в области спортивной психологии, которая без сомнения сегодня занимает значительное место в подготовке любого спортсмена высокого уровня к соревнованиям.
Психологическая подготовка в художественной гимнастике
Художественная гимнастика — это вид спорта, в котором может соревноваться одна гимнастка в индивидуальном первенстве или пять человек в команде. Гимнастки выступают на ковре под музыку, используя пять спортивных предметов: скакалку, обруч, мяч, булавы и ленту. Побеждает тот кто получает высшие судейские оценки за чистоту исполнения элементов, за их сложность, за артистизм и умение выполнить упражнения в условиях соревнования. В этом спорте присутствует жёсткая конкуренция между гимнастками и командами, а также немаловажно, что не только мастерство гимнастки в целом, но и её настроение во время выступления может повлиять на судейскую оценку.
Сам момент выступления, то есть выполнение упражнения на соревнованиях, в этом виде спорта требует высокой концентрации, выносливости, эмоциональной стабильности, чувства ритма, точности, координации и высокий уровень самоконтроля. Всё упражнение длится 1.5 минуты в индивидуальных упражнениях и 2.5 минуты в групповых. В течение этого времени гимнастка должна продемонстрировать свои лучшии спортивные качества, артистизм, эмоции, высочайший уровень хореографии и безупречное владение предметом. При этом нужно помнить что упражнение сопровождается музыкой, реакцией трибун и строгим «судейским контролем».
Всё это требует специальной психологической подготовки, которая основывается на следующих принципах:
Психологическая подготовка гимнастки – часть общей тренировочной программы, которая связана с физической, технической и тактической подготовками.
Психологическая подготовка индивидуальна и специфична для каждого вида спорта, одной из главных задач которой является развитие психологических качеств таких как концентрация, внимание, мышечное расслабление, внутренняя речь (внутренняя речь – это внутренний план, команды самой себе во время исполнения: «стоять, ловить, до конца, внимательно, улыбаться»), различные мысленные представления своего упражнения или его элементов на тренировках и другие.
Психологические качества подобно физическим и техническим, могут совершенствоваться и развиваться.
Для тренировки психологических качеств требуется специальная подготовка с определённым содержанием и временой длительностью.
В середине 90х годов психологическая подготовка заняла важное место в израильской сборой по художественной гимнастике и оказала влияние на достижения в различных соревнованиях включая последние 3 олимпийских цикла (Сидней, Афины, Пекин).
Предлагаем рассмотреть один из реальных примеров работы по психологической тренировке с ведущей гимнасткой израиля. Ситуация заключалась в том что после перерыва она должна была подготовиться в сжатые сроки к этапу кубку мира и последующему Чемпионату Европы. Естественно были увеличены нагрузки на тренировках и не всё получалось в техническом плане, таким образом у спортсменки появился страх за технику исполнения упражнений и ощущение что она не успеет подготовиться должным образом к найважнейшим соревнованиям. Необходимо было повысить у гимнастки увереность в своих силах, спортивную мотивацию и улучшить техническую сторону исполнения упражнений с помощью психологических методов.
Мне (психологу сборной Израиля) пришлось часто посещать тренировки чтобы понять проблему изнутри. Затем, после консультации с тренером, я пригласил гимнастку к себе в лабораторию для психологической тренировки, которая включала в себя не только беседы, но и различные виды мысленных представлений «идеального выполнения» упражнений на соревнованиях.
Мы начали с составления «карты опасных мест», в которых спортсменка была не уверена в себе и их оказалось 14: она боялась что не поймает предмет, отставала от музыки, не могла чисто выполнить элемент и др. Поэтому вместо положеных полутора минут гимнастка мысленно представляла своё упражнение больше 2 мин. После месяца специальных психологических занятий, которые проходили 2-3 раза в неделю по 40-50 мин, мы опять провели данное тестирование, в котором определились только 7 «опасных мест» и время исполнения уменьшилось до 1.45, то есть приблизилось к норме. К тому же на тренировках в зале было заметное улучшение и в уверенности гимнастки и в технике исполнения упражнений. Кроме этого, нужно заметить что произошло улучшение в настроении и гимнастки и её тренера.
В течение последующих 2х недель тренировок нам удалось достичь ещё более чистого технического исполнения в мысленном представлении, которое укладывалось в требуемые 1.5 минут. Что и было реализовано также на ответственных соревнованиях.
Есть масса других примеров из жизни гимнасток, в которых психологическая помощь оказывала существенное влияние на их спортивные результаты: случаи, связанные с мотивацией спортсменки, взаимоотношениями с другими гимнастками, тренерами, а также с родителями, улучшением внимания и концентрации, умением управлять собой у условиях соревнований. Кроме этого давались рекомендации по оптимизации спортивного образа жизни, то есть поведение на соревнованиях, тренировочных сборах, вне тренировок и т.д.
Источник
Стресс в спортивной деятельности на примере художественной гимнастики
Дата публикации: 14.09.2019 2019-09-14
Статья просмотрена: 650 раз
Библиографическое описание:
Иваненко, К. А. Стресс в спортивной деятельности на примере художественной гимнастики / К. А. Иваненко, М. В. Франковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62413/ (дата обращения: 01.10.2021).
В данной работе рассматривается психологическая подготовка гимнасток в предсоревновательный период. Также изучены психологические предпосылки к развитию стрессоустойчивости, особенно к соревновательному стрессу, который в основном приходит незадолго до соревнований
Ключевые слова: соревнования, соревновательная деятельность, спортсмен, психика, стресс, гимнастка.
Современный спорт за несколько лет стал объектом повышенного интереса, предметом национальной гордости, что в свою очередь повышает требование к конкурентоспособности каждого спортсмена. Тенденция омоложения отдельных видов спорта заставляет обратить внимание спортивных психологов на психологическое сопровождение юных спортсменов. Уже на начальном этапе многолетней подготовки спортсменов, пользуясь проактивным принципом, необходимо изучать психологические предпосылки к развитию стрессоустойчивости, особенно к соревновательному стрессу, который в основном приходит незадолго до соревнований [5].
Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта, средства которой соответствуют анатомии, физиологии и психологическим особенностям организма уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Спортивное мастерство складывается из сложности программы и качественного ее исполнения. Важным требованием к гимнастке является и создание выразительного эмоционального образа, это возможно только благодаря эмоциональной устойчивости, хорошо развитой толерантности к соревновательному стрессу и другим личностным характеристикам [4,7].
В спорте, а в особенности в художественной гимнастике, показано, что психофизиологическое состояние спортсмена оказывает значительное, а иногда и решающее влияние на эффективность спортивной деятельности. В виду этого психофункциональная подготовка гимнасток, как к освоению больших объемов тренировочных нагрузок, так и, особенно, к напряженной соревновательной деятельности, приобретает важнейшее значение [1].
В художественной гимнастике команда группового упражнения состоит из 5 основных гимнасток и 1 запасной. Следовательно, в групповых упражнениях от спортсменок требуют предельного внимания, безупречного владения своим телом в пространстве, высокую координацию и идеальную технику предмета. В любой момент гимнастка должна быть готова к деятельности в экстремальных условиях без снижения результата таких, как,
затруднения зрительного контроля при выполнении сложных технических элементов, недостаточное освещение зала, уменьшение или увеличение тренировочной площадки, контрольные тренировки и т. п. Поэтому такие условия можно считать стресс факторами, при которых гимнастка должна быстро сконцентрироваться и распределить правильно внимание; в сложных ситуациях мобилизоваться на максимально волевых и физических усилиях.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений в спортивном коллективе, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой — психические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от гимнасток высоких результатов.
Психологическая подготовка должна обеспечивать оптимальную адаптацию к тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также адаптацию в более широком смысле этого термина — имеется в виду адаптация к социальным условиям спортивной деятельности. В этом случае в систему психофизиологической подготовки включаются методы целенаправленного формирования системы установок, а также формирования у спортсмена «внутренних психологических опор».
Психологическая подготовка — это моделирование соревновательных ситуаций с помощью психологических техник, формирование установок на предстоящую деятельность как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне [4].
Соревнования — это очень важная часть спортивной деятельности спортсмена различной квалификации. Главной задачей выступления являются победы или достижение наибольшей оценки для самого спортсмена. Так как соревнования несут за собой психически значимую роль, то необходимо уделять большое внимание психологической подготовке перед ними. Для выработки стрессоустойчивости в предстартовый/предсоревновательный период необходимо нарабатывать эмоциональную устойчивость в процессе тренировочных занятий. Главной задачей тренера является грамотно разъяснить предполагаемые условия соревнований, а также уровень подготовки соперников и сравнить их с возможностями самой гимнастки. С помощью этого спортсменка может оценивать собственные силы, преодолеть внутренний стресс и психологически настроиться на данные выступления [3].
Также необходимо учитывать, что для оптимального психического состояния важна итоговая оценка соревновательного выступления со стороны других специалистов, для дальнейшего анализа соревновательной деятельности. Тем самым поставленная задача перед выступлением на соревнованиях должна быть выполнимой для данной гимнастки [3].
В предсоревновательном периоде не только проявляются, но и формируются психика и личностные качества спортсменки. Так как предсоревновательная деятельность гимнасток может рассматриваться как управляемый сознанием процесс, главной целью которого является достижение победы над соперницами в особенных условиях соблюдения противоборства [2].
В зависимости от индивидуальных особенностей спортсменки, ее физических, психических качеств, этапов спортивного совершенствования, возможны разнообразнейшие подходы к решению оптимизации предстартового состояния и управления им.
В предстартовом процессе соревнований у гимнастки происходит перегрузка поступающей информации, это очень важная и трудная деятельность, которая заставляет спортсменку испытывать много стресса, поэтому в этот период особое внимание должно уделяться работе психолога с гимнасткой [9].
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая подготовка гимнасток является одним из важнейших критериев в предсоревновательном периоде, так как от нее зависит совершенное и надежное выполнение упражнения в соревновательных условиях.
- Алексеев А. В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 352 с.
- Барабанов А. Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности / А. Г. Барабанов, А. П. Горячев, В. С. Никитин // Теория и практика физической культуры. — 2006. -№ 5.-С. 28–29.
- Веракса А. Я. Психологические особенности художественных гимнасток / А. Я. Верекса// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2011. -№ 4. — 147 с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС. 1986
- Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. — Краснодар. — 2008. — 209 с.
- Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — Санкт- Петербург: Питер, 2010. — 352 с.
- Казакевич Н. В. Особенности начального этапа отбора в художественной гимнастике / Н. В. Казакевич, Е. В. Пышная // Материалы Международной конференции, посвященной 75-летию художественной гимнастики. — г.Санкт- Петербург, 2010 г.
- Ложечкина А. Д. К вопросу об условиях социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста // Северо-Кавказский федеральный университет: сборник научной конференции. — 2017. — С. 66–70.
- Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для студентов ВПО / А. В. Родионов. — М.: 2010. — 256 с.
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Психологическая подготовка на равных основаниях входит в интегральную подготовку спортсменов и как каждый вид подготовки очень важна. Психологическая подготовка индивидуальна и специфична для каждого вида спорта, одной из её главных задач является развитие психологических качеств спортсмена. Психологические качества, подобно умственным, физическим и другим, должны специально развивать- ся и совершенствоваться.
В художественной гимнастике, впрочем, как и во многих других видах спорта, важны умения в кон- центрации внимания, релаксации (мышечное расслабление), рефлексии (внутренний диалог гимнастки – это постоянные команды самой себе во время исполнения упражнения: держись, стоять, ловить, быстро, внимательно, улыбайся и т.д.), идеомоторное (мысленное) представление, «выстраивание» своего упраж- нения или его многочисленных элементов, как на тренировках, так и на соревнованиях. Также важным качеством в художественной гимнастике является антиципация (предвидение), которая в психологиче- ском плане основываясь на «забегающей» вперёд работе мозга, заставляет гимнастку более активно ре- шать двигательную задачу. Все перечисленное и многое другое требует ежедневной кропотливой работы. Для тренировки психологических качеств требуется специальная подготовка, имеющая свою систе-
му, структуру и содержание.
Важность психологической подготовки все больше и больше начинает осознаваться в современной гимнастике, неимоверная сложность программ и жесткая конкуренция этому подтверждение.
Сложная техника, малые сроки для подготовки к соревнованиям, важность соревнований и многие другие обстоятельства могут вызвать у гимнастки серьёзный срыв, именно поэтому рядом с тренером, на котором весит весь груз ответственности и которому часто тоже требуется психологическая помощь самому, должен работать профессиональный психолог. К сожалению не многие спортивные школы могут иметь в штате спортивного психолога, если капнуть глубже в нашей стране хорошего спортивного психо- лога не так уж просто найти. Безусловно, современный тренер должен быть и психологом (для чего необ- ходимо повышать свое образование в этой сфере), но все равно, как говориться в русской пословице
«одна голова хорошо, а две лучше». Еще раз хочется подчеркнуть, что нельзя «спустя рукава» относиться
Materials of the XIII International scientific-practical conference
к такой значимой проблеме, как работа со сложным психо-эмоциональным, биоэнергетическим суще- ством, которым является Человек.
Спортсменка может быть прекрасно подготовлена с технической стороны, но если не уделялось долж- ного внимания психологической подготовке, то влияние, например, даже внешних факторов, может про- сто «перечеркнуть» всю подготовленность.
К внешним факторам можно отнести:
– огромное количество людей на соревнованиях;
– неосторожные высказывания со стороны (зрителей, соперниц, судий, родителей, тренера и т.д.);
– плохое настроение (недовольство) тренера, участниц по команде;
– условия соревнований и т.д.
Выступление наших гимнасток на олимпиадах наглядный пример насколько в этом виде спорта тре- буется высокая степень концентрации внимания, выносливости, эмоциональной стабильности, чувства ритма, точности, координации и высокого уровня самоконтроля, самообладания. Упражнение длится всего 1,5 минуты в индивидуальных упражнениях и 2,5 минуты в групповых, в течение этого времени гимнастка должна продемонстрировать свои лучшие качества: артистизм, эмоциональность, музыкаль- ность, высочайший уровень хореографии и техники, безупречное владение предметом.
Чтобы со всем этим справится, гимнастка должна быть в гармонии с собой, со своим организмом и со всем её окружением.
Что же необходимо для такой гармонизации? Необходимо ежедневно, систематически проводить ра- боту по совершенствованию психологической подготовленности гимнасток, научить их самостоятельно работать над собой, научить всем тонкостям саморегуляции и рефлексии. На что следует обратить вни- мание тренеру:
1. Психоэмоциональная обстановка учебно-тренировочного процесса:
– только позитивный настрой, помните, что воспитывать и получать результаты может только человек любящий.
– разработать специальные установки (общие и индивидуальные), которые помогут благоприятно начать тренировку, подготовить к соревнованиям, развить саморегуляцию и многое другое, например:
«Мы вошли в спортивный зал, оставили за дверью все свои проблемы и начинаем работать, для того чтобы стать лучшими!»; «Вы много трудились, у вас просто не может получиться плохо, идите на площадку и покажите, на что вы способны» и т.д.
– анализ тренировочного занятия, общий и индивидуальный, должен проходить только на фоне до- брожелательности, если ситуация требует определенной строгости, завершающим моментом должно быть действие, чтобы воспитанник понял, что его, несмотря ни на что любят.
2. Знание средств и методов психического воздействия в условиях тренировочного процесса:
– средства: вербальное воздействие (слово педагога, убеждение, установки, приказы, команды, оценка, поощрение); специальные дыхательные упражнения; специальные упражнения на релаксацию; упражнения в сочетании напряжения и расслабления; упражнения, развивающие концентрацию внима- ния, антиципацию, точность; психотехнические игры и т.д.;
– методы: тестирование, диагностика, анкетирование, музыкальное воздействие, идеомоторная тре- нировка, ментальная (умственная) тренировка, психорегулирующая тренировка (куда входят все выше- перечисленные средства).
Стоит отметить результативность применения идеомоторной тренировки в гимнастике, мысленного
«идеального выполнения» упражнений. В словаре идеомоторика определяется как психо-физиологиче- ская совокупность явлений, связанных с мысленным представлением о телесном движении, как если бы оно выполнялось реально.
Мысленное выполнение гимнасткой упражнения, элементов или связок, помогает «оттачивать» тех- нические детали, уберегает ее от влияния внешних факторов, учит концентрации внимания, снижает на- пряженность и физическую усталость, при помощи такого метода можно регулировать нагрузку и решать другие важные проблемы. Смелые эксперименты совместной работы психологов и тренеров доказали, что результаты намного выше в тех группах гимнастов, где при повышенных нагрузках заменяли физиче- ское выполнение упражнений идеомоторным.
В человеке скрыты огромные возможности, и раскрыть их помогает учитель, иногда своим знанием, иногда просто направлением, а ученик раскрывается сам.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Источник