Психоэмоциональное состояние при тренировке

Содержание
  1. Как спорт влияет на психику человека: влияние на психоэмоциональное состояние
  2. Как спорт влияет на психику человеку: рассмотрим несколько положительных эффектов
  3. Существенно снижается уровень тревожности
  4. Спорт помогает бороться с депрессией
  5. Уходит эмоциональное напряжение
  6. Повышается самооценка
  7. Развиваются положительные личностные качества
  8. Спортивная электронная библиотека
  9. Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
  10. Популярное
  11. Охота — национальный охотничий журнал
  12. Планета Баскетбол
  13. PRO Баскет
  14. FIBA Assist Magazine
  15. Самозащита без оружия
  16. Дорожная стратегия. Учебник по выживанию для мотоциклистов
  17. Азбука бокса
  18. Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки
  19. Договорняк. Как покупают и продают матчи в российском футболе
  20. Шайба и ее герои
  21. Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
  22. Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
  23. Как убивали омский волейбол
  24. Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
  25. Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
  26. Влияние фитнес-тренировок на психическое состояние тренирующихся женщин

Как спорт влияет на психику человека: влияние на психоэмоциональное состояние

Все знают, что спорт полезен. Активный образ жизни позволяет сбросить лишние килограммы, способствует нормализации давления и пульса, укрепляет мышцы, кости и связки, которые становятся более устойчивыми к травмам и повышенным нагрузкам.

Что касается влияния физической активности на психическое здоровье, то об этом говорят намного реже. Однако существует большое количество исследований, которые доказывают, что между занятиями спортом и психикой существует непосредственная связь .

Многие упражнения оказывают положительное психологическое воздействие на всех людей, особенно на тех, кто страдает от депрессии и повышенного чувства тревоги

Как спорт влияет на психику человеку: рассмотрим несколько положительных эффектов

Если вы до сих пор считаете, что спорт – совсем необязательная составляющая вашей жизни, самое время изменить свою позицию и начать ходить в тренажёрный зал или самостоятельно заниматься дома.

Читайте также:  Гимнастика для тайского бокса

Предлагаем вам узнать, какого именно эффекта можно добиться, если быть физически активным. Как физические нагрузки влияют на психическое здоровье человека?

Существенно снижается уровень тревожности

Постоянная тревога является весьма неприятным и тяжело переносимым состоянием, которое мешает вести полноценную жизнь. Если вы постоянно ощущаете внутреннее напряжение, неопределённую опасность, хотите постоянно двигаться без определённой цели и замечаете, что ваш пульс учащается несмотря на отсутствие видимых причин, значит, можно говорить о хронической тревоге.

Людям, которые давно занимаются спортом, хорошо знакомо чувство спокойствия и умиротворения, наступающее сразу после тренировки. Несмотря на то, что болят мышцы и первые несколько минут бешено стучит сердце, человек ощущает приятную усталость.

И это не иллюзия. Действительно, врачи определили, что после выполнения упражнений уровень тревожности снижается и не даёт о себе знать на протяжении пяти-шести часов . Кроме того, снимается нервно-мышечное напряжение. Именно поэтому, даже если вы приходите в зал обеспокоенным и не можете избавиться от навязчивых мыслей, после занятий самочувствие улучшается.

Избавиться от тревоги помогают любые нагрузки, направленные на развитие выносливости, силы и гибкости. Например, стретчинг, пилатес, йога, езда на велосипеде, различные виды единоборств, кардиоупражнения (бег, скакалка), тяжёлая атлетика, а также ряд других направлений, которые непосредственно воздействуют на рост мышечной массы.

При этом важно следить за интенсивностью упражнений. При идеальном раскладе она должна составлять 70% от максимальной частоты сердечных сокращений.

Спорт помогает бороться с депрессией

В современном мире депрессия является весьма популярным заболеванием. За счёт того, что она имеет множество форм, которые различаются по длительности и остроте, люди не всегда могут с уверенностью сказать, что их апатия, безразличие и упадок сил связаны именно с депрессией.

Однако врачи не устают напоминать, что если более двух недель у вас наблюдается плохое настроение, отсутствие интереса к окружающему миру, проблемы со сном, негативные мысли, значит, самое время обратиться к специалисту, так как налицо все признаки депрессивного состояния.

Самым эффективным методом борьбы с данным заболеванием является бег. Об этом свидетельствуют результаты исследований многих учёных.

Например, психиатр Джон Грейст из Висконсинского университета назначил одной группе людей, которые страдали от депрессии, десятидневную программу бега, а другой – такой же по длительности курс психотерапии. По окончании эксперимента он определил, что пациенты, которые занимались спортом, чувствуют себя гораздо лучше, чем те, кто работал с психиатром . Также исследования показали, что аэробные нагрузки снижают нервное напряжение и тревожность намного лучше, чем дорогостоящие транквилизаторы.

Если вы приняли решение бороться с депрессией при помощи спорта, запомните – важен не столько уровень интенсивности, сколько регулярность. Поэтому сделайте бег важной составляющей вашей жизни.

Уходит эмоциональное напряжение

Как спорт влияет на настроение? Тренировки – отличный способ снять эмоциональное напряжение, выплеснуть много негативной энергии, а также избавиться от негативных мыслей. Одни люди предпочитают сбрасывать накопившуюся агрессию при помощи боксёрской груши, другим помогают занятия йогой и пилатесом. Такой процесс называется сублимацией.

Постоянно сдерживать отрицательные эмоции, чтобы потом освободиться от них в зале – это не слишком хорошее решение. Но если подобный метод практиковать не систематически, а периодически, то можно добиться неплохих результатов, стать более спокойным, снизить уровень вспыльчивости.

Кроме того, спорт – это естественный антидепрессант. Во время интенсивных физических тренировок организм вырабатывает эндорфины, которые вызывают ощущение счастья и эйфории. Именно поэтому после занятий в тренажёрном зале, плавания или пробежки человек не только расстаётся с отрицательными эмоциями, но и начинает думать о хорошем.

Повышается самооценка

Так уж повелось, что люди, которые занимаются спортом, вызывают одобрение общества. Ощущение того, что вы сделали что-то «правильное и хорошее», здорово поддерживает и мотивирует. А значит, у человека появляется причина для самоуважения.

Кроме того, тренировки – это деятельность, которая направлена не только на совершенствование своей физической подготовки, но и на воспитание самого себя, улучшение психических качеств.

Поэтому каким бы видом спорта вы ни занимались, ваши действия положительно скажутся на самооценке. Появятся настойчивость, уверенность в себе, ведь во время тренировок человек постоянно ставит цели и добивается их.

Развиваются положительные личностные качества

Особенно эффективными являются командные виды спорта, например, футбол, волейбол, баскетбол и другие. Они благоприятно влияют на развитие таких способностей, как общительность, самостоятельность и скорость в принятии решений, порыв к творчеству.

Кроме того, формируется чувство ответственности перед коллективом, проявляются симпатия, забота, что тоже немаловажно.

А также человек, который занимается спортом и участвует в соревнованиях, улучшает своё морально-этическое воспитание. Он учится здоровой конкуренции, проявляет и развивает разнообразные физические качества, волевые усилия, определённые свойства мышления и так далее.

Не стоит забывать и о развитии интеллектуальных способностей, которое происходит благодаря постоянному поиску спортивной тактики, умению управлять своими эмоциями и находить моментальные решения. В результате улучшаются широта, критичность и гибкость мышления, увеличивается познавательная активность .

Вывод для этой статьи простой – занимайтесь спортом и радуйтесь жизни.

Что-то не понравилось в данной статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!

Источник

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

Охота — национальный охотничий журнал

Планета Баскетбол

PRO Баскет

FIBA Assist Magazine

Самозащита без оружия

Дорожная стратегия. Учебник по выживанию для мотоциклистов

Азбука бокса

Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки

Договорняк. Как покупают и продают матчи в российском футболе

Шайба и ее герои

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Влияние фитнес-тренировок на психическое состояние тренирующихся женщин

Характерную для современной жизни гиподинамию называют болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна.

Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда.

Люди осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения своего здоровья. Чрезвычайно важное значение приобретает физическая активность для женщин, способствуя их нормальному репродуктивному развитию.

Все большую популярность в последние годы приобрел фитнес. Определимся — что такое фитнес и в чем его отличие от других видов спортивной деятельности. Кстати, до сих пор наблюдается разночтение даже в написании слова «фитнес» и «фитнесс». В английском языке используется выражение «To be fit», что можно перевести как «быть в форме». В учебнике Э. Т. Хоули и Б. Д. Френкса «Оздоровительный Фитнес» можно прочитать определение: «общий фитнес — это стремление к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты» [11]. Нередко специалисты используют термин «положительное здоровье».

В русском языке слово «фитнес» приобрело несколько значений.

Во-первых, под этим термином подразумевается совокупность мероприятий, обеспечивающих разностороннее физическое развитие человека, улучшение и формирование его здоровья. Как правило, это тренировки с отягощениями, направленные на укрепление и увеличение мышечной массы; так называемые «аэробные» или «кардио» тренировки, направленные на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем; тренировка гибкости; формирование культуры питания и здорового образа жизни. Наиболее близким к этому понятию «фитнес» в русском языке будет понятие «физическая культура».

Во-вторых, существует фитнес как вид спорта, появившийся относительно недавно в рамках соревновательного бодибилдинга. Увеличение сторонников максимального развития физических качеств среди женщин, с одной стороны, и стремительно идущая на убыль популярность соревновательного женского бодибилдинга, с другой, выявили потребность в изменении формы и критериев, по которым могли бы состязаться женщины. Реализовалась эта тенденция в виде достаточно популярных сейчас соревнований по фитнесу, где идет оценка, как пропорций тела спортсменки, так и умение владеть этим телом, проявляемое в т. н. произвольной программе [5].

«Официально» фитнес появился в США около 30 лет назад, хотя первые фитнес-программы сформировались на несколько десятков лет ранее. В 1970-е годы тесты физического состояния различных групп населения выявили массу проблем со здоровьем многих американцев. И эти проблемы увеличивались пропорционально улучшению качества жизни. Люди приходили с работы и отдыхали «под телевизор» с пивом и кока-колой. И если в больших городах еще имелась какая-то альтернатива такому образу жизни, то в провинции дело обстояло из рук вон плохо. Тогда при президенте США был создан Совет по фитнесу, в который вошли 20 наиболее авторитетных профессионалов в области фитнеса, а также политики из разных штатов. Главной задачей этого совета была популяризация фитнеса. В 1983 году американец Марк Мастров создает систему «24 часа фитнесса», идеологической основой которой является доступность во всех смыслах этого слова: от ценовой политики залов до режима их работы [6].

Следует отличать понятия «фитнес», «спорт» и «физическая культура». Под словом «спорт» в данном случае подразумевается профессиональные занятия тем или иным видом физической активности. Целью занятий спортом в глобальном плане является достижение наилучших результатов по сравнению с другими спортсменами в этом же виде спорта. Спортсмены тренируются целенаправленно, под руководством опытного наставника, участвуют в соревнованиях, завоевывают медали.

Физическая культура в ее распространенном виде — не профессиональные, а любительские занятия спортом. Достаточно вспомнить школьную программу, ориентированную на обучение основам различных видов спорта. Однако не спорт, а именно физическая культура является прообразом приобретающего все большую популярность фитнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что фитнес и спорт отличаются своими целями. Цель спорта — постоянное повышение результатов за счет постоянного повышения нагрузки. А цель фитнес-тренировок — начальное повышение результатов до оптимального уровня и последующее поддержание этого уровня как можно более длительное время [6].

В нашем исследовании мы рассматривали влияние фитнес-тренировок на психическую, а не физическую сферу. Однако известно, что эти понятия неотделимы, тем более, что физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося. Органической основой взаимосвязи этих сфер является единство

физического и духовного развития человека. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения) [7].

В процессе тренировок человек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

При самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все интеллектуальные процессы. Это связано, во-первых, с тем, что физические упражнения ставят перед человеком множество разнообразных проблем (планирование, контроль, выбор стратегии), а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. Кроме того, можно говорить о влиянии более глубокого и сложного характера, базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере.

Проблеме влияния физических нагрузок на становление психических свойств личности и ее психического склада посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных исследований. Исследования, в которых сравниваются личностные особенности занимающихся и не занимающихся спортом, показали, что для людей, занимающихся спортом, по сравнению людьми, с не занимающимися спортом, характерны высокий уровень мотивации достижения, эмоциональная устойчивость, уверенность, агрессивность, экстраверсия, твердость характера и самоконтроль [2].

В процессе тренировок совершенствуется способность управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями, а также использовать навыки саморегуляции в других сферах жизни.

Высказываются различные мнения относительно влияния на человека физических нагрузок и эмоциональных стрессов. С одной стороны, подчеркивается их позитивная роль как средства подготовки к трудностям. В подтверждение приводятся сведения о том, что регулярно тренирующиеся люди имеют более высокий уровень социальной адаптации и устойчивости к стрессам, чем не тренирующиеся [1]. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть людей сознательно избегают регулярных физических нагрузок, считая их неприятными.

Занятие физической культурой (а в нашем случае — фитнесом), направленное на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, способствует положительному изменению таких свойств личности, как экстрапунитивность (проявление психической напряженности во вне) и интрапунитивность (проявление психической напряженности в себе).

В целом на экстрапунитивных и интрапунитивных людей благоприятно влияют малая и средняя физические нагрузки с применением кругового и равномерного методов тренировки. Ведь гармоничное развитие всех мышечных групп приводит к динамическому проявлению процессов возбуждения и торможения, а не к доминированию одного из них [9]. В то же время снижение агрессивности у интрапунитивных учащихся происходит благодаря силовым качествам и силовой выносливости.

Г Е. Ступина ссылается на В. И. Сивакова, который считает: если не вмешиваться в процесс коррекции интрапунитивности, то это может привести личность к асоциальным, депривационным процессам. Упражнения, связанные с ловкостью и выносливостью, способствуют снижению агрессивности, а с проявлениями гибкости, силы и выносливости -уровню тревожности.

Исследования эмоционального состояния занимающихся физической культурой показали, что чувство радости, азарта, удовлетворения чаще испытывают от занятий спортивными и подвижными играми. В то же время у занимающихся боевыми искусствами отсутствует восприятие духовной стороны движений, а проявляются: агрессивность, ярость, жестокость, гордость. В то время как расслабление, отсутствие агрессивности, злости, жестокости возникает во время занятий хореографией [9].

Г Е.. Ступина провела исследование эмоциональных сфер физически подготовленных и неподготовленных людей. Сравнительный анализ показателей физического и психического состояния позволил выявить то, что высокий уровень агрессивности, фрустрации и ригидности зависит от уровня физической подготовленности. Следовательно, при повышении уровня развития двигательных качеств с помощью целенаправленных физических упражнений можно способствовать снижению уровня агрессивности, фрустрации и ригидности, что в дальнейшем будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

Интересно, что при занятиях спортом высших достижений и фитнесом мотивы во многом совпадают. На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности занимающегося меняется, и для каждого этапа спортивной деятельности характерны свои доминирующие мотивы.

Так Е. П. Ильин (2000) отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:

  • стремление к самосовершенствованию;
  • стремление к самовыражению и самоутверждению;
  • социальные установки;
  • удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Американский психолог Б. Дж. Кретти [2] среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:

  • стремление к стрессу и его преодоление (он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха — это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности);
  • стремление к совершенству;
  • повышение социального статуса;
  • потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
  • получение материальных поощрений.

Можно сказать, что блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

  • является пусковым механизмом деятельности;
  • поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
  • регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов [8].

Важное значение для успешности занятий играет мотивация. Тренеры, инструкторы, менеджеры фитнес-клубов, спортивно-оздоровительных центров, студий постоянно сталкиваются с проблемой мотивации своих клиентов. Не последнюю роль здесь играет потребность в ориентации клиентов на более продолжительные занятия. Естественно, что тренер-инструктор, особенно групповых программ, не может знать своих подопечных так хорошо, как тренер в спорте или инструктор персональных тренировок, но он может с помощью анкетирования, бесед, совместной работы с менеджером по продажам членских карт, во время инструктажа определить основные мотивы и на этой основе создать такие условия, которые соответствовали бы мотивации каждого клиента.

Эффективная работа фитнес-клубов, спортивно-оздоровительных центров и других организаций зависит от правильно разработанной концепции клуба, выбора тех или иных направлений фитнеса и программ, что, в вою очередь, во многом определяется осознанием сущности мотивации, изучением факторов, влияющих на нее, и методов ее повышения [3].

Лисицкая Т. С. [4] исследовала мотивацию с помощью анкетирования, а также общения с другими людьми (членами клуба, инструкторами, менеджерами по продажам клиентских карт) для получения информации о мотивах посещения клуба. В результате исследования было выявлено шесть основных факторов, определяющих структуру мотивации занятий в фитнес-клубах.

Основным фактором, определяющим мотивацию занятий в фитнес-клубах, является фактор, который можно определить как фитнес-здоровье. Следующий по значимости фактор можно определить как внешний вид. Далее следуют психологический фактор, познавательный, социальный и прикладной.

Фактор «фитнес-здоровье» определяют три мотива:

1) общее улучшение физической подготовленности;

2) улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы (кардиотренированность);

3) позитивное влияние состояния опорно-двигательного аппарата (улучшение осанки, уменьшение болей в области суставов, спины и пр.).

Вторая группа факторов, объединенная в комплекс внешний вид, состоит из следующих трех мотивов:

1) общее снижение веса тела;

2) коррекция фигуры, под которой понимается специальная тренировка, направленная на улучшение телосложения, коррекцию отдельных частей тела;

3) увеличение мышечной массы. Мотивационный комплекс психологический определяется двумя почти равными составляющими:

1) антистрессовое влияние занятий фитнесом (снятие напряжения, появление чувства расслабленности);

2) получение удовольствия, чувства радости на занятиях.

Познавательный фактор состоит из двух компонентов. Первый включает в себя желание больше узнать об уровне физической подготовленности, телосложении, отклонении от нормы и контроле за динамикой данных показателей. Второй — получение когнитивной информации о правильности выполнения тех или иных упражнений, овладение новыми умениями и навыками, достижение контроля разума над телом.

Социальный фактор позволяет выявить важность социального аспекта среди других категорий мотивации, а также его структуру. Компоненты «социальной» мотивации подразделялись на следующие составляющие:

1) приобретение друзей и расширение круга знакомых;

2) приобретение возможных партнеров по бизнесу;

3) уважительное отношение окружающих (престижность положения);

4) достижение большей уверенности в себе, ощущение собственной значимости.

Последний фактор в структуре мотивации — прикладной. Определенная, но незначительная категория клиентов стремится к улучшению своих результатов в профессиональной деятельности. К последним относятся артисты, ведущие телевизионных передач, танцоры. Для них характерна комбинированная мотивация, ориентированная на профессиональную деятельность.

В нашем случае распределение мотивации распределилось следующим образом: 42 % испытуемых посещают фитнес-центр для сохранения и укрепления здоровья, 38 % — для улучшения внешнего вида, 20 % — для знакомства с новыми людьми, поддержания престижа (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Мотивация посещения фитнес-клуба (кол-во людей в %)»

Известно, что мотивация — не постоянная величина, она меняется в зависимости от среды. Создание положительной среды (условий) в значительной степени повышает уровень мотивации [7; 10. ].

В связи с этим нами была выдвинута гипотеза: двигательная активность при занятии фитнесом уже в результате однократной тренировки влияет на психические состояния женщин. Предполагается, что эффект воздействия определяется стажем занятий и причинами посещения фитнес-клуба.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы опросник EPQ ГАйзенка, методика определения самооценки С. А. Будаси, методика оценки эмоционального состояния, опросник САН (самочувствие, активность, настроение) и восьмицветовой тест Люшера.

Выборку исследования составили 55 женщин в возрасте от 18 до 34 лет, посещающие аэробные тренировки в фитнес-клубе. Диагностика проводилось до и после тренировки.

Рассмотрим некоторые из полученных результатов. Так, исследование по фактору «тревожность-спокойствие» у женщин, занимающихся фитнесом, с разной мотивацией, показало (гистограмма 1), что:

Источник

Оцените статью