- 6 советов для тех, кто хочет прыгнуть с парашютом
- Выберите, как прыгать
- Медицинских и возрастных ограничений на полёт в тандеме с инструктором гораздо меньше. Однако и стоит такой прыжок почти в два раза дороже, чем самостоятельный.
- Выберите аэродром
- Подготовьте себя и одежду
- Просто приезжайте!
- Самое важное — инструктаж
- Путь в небо. Прыжок с парашютом
- Первый прыжок с парашютом: предварительная подготовка, обучающие программы, основные схемы полета, помощь психолога и противопоказания.
- Каким способом лететь
- Как подготовиться к прыжку
- Как остаться живым
- Кого не пустят в небо
- Что еще надо знать
- Как пройдет прыжок
- Где прыгнуть с парашютом и сколько это стоит?
6 советов для тех, кто хочет прыгнуть с парашютом
Получить взрыв адреналина от прыжка с парашютом и кайф от полёта может любой желающий. Рассказываем, что нужно сделать, чтобы прыжок не только запомнился, но и прошёл безопасно. Полетели!
Выберите, как прыгать
Среди новичков популярны два вида прыжков с парашютом — самостоятельный и в тандеме.
Самостоятельные прыжки проверят вас на смелость и хладнокровие. Сделать шаг из самолёта в воздушную бездну придется на высоте от 500 до 800 метров — в зависимости от погодных условий.
Здесь главное — решиться. Дальше многое будет сделано за вас. Круглый десантный парашют Д-1−5У раскроется сам. А парашюты Д-5 и Д-6 имеют стабилизирующий парашют, который раскрывается сразу после выхода из самолёта. С ним буквально несколько мгновений вы будете лететь вниз со скоростью до 35 метров в секунду — и сможете почувствовать свободное падение. Стабилизирующий парашют вводит в действие основной парашют при выдергивании кольца или срабатывании страхующего прибора.
Полёт под раскрытым парашютом проходит со скоростью около пяти метров в секунду и длится пару минут, после чего необходимо самостоятельно приготовиться к приземлению и выполнить всё, чему учили во время предполётного инструктажа.
Вся ответственность в свободном полёте лежит на вас самих. Но если всё выполнено, как учили, то и весь восторг от прыжка, полёта и приземления — ваш личный и на всю жизнь!
В тандеме прыгают, как правило, с высоты четыре тысячи метров. Свободное падение длится около минуты, а затем пилот раскрывает парашют — крыло. Вы можете наслаждаться ощущениями и любоваться окрестностями. Главное — не мешать пилоту на приземлении.
Медицинских и возрастных ограничений на полёт в тандеме с инструктором гораздо меньше. Однако и стоит такой прыжок почти в два раза дороже, чем самостоятельный.
Выберите аэродром
Аэродромов, где можно прыгать с парашютом, вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов-миллионников достаточно. Выбирайте не только по расстоянию, хотя и это важно — день будет длинный, долгой дороги лучше избежать. Проверьте, предлагают ли на аэродроме тот прыжок, который вы выбрали. Читайте отзывы. И не экономьте — опыт инструкторов и ваша безопасность важнее.
Подготовьте себя и одежду
Запрещено употреблять алкоголь и для храбрости, и для блеску глаз в день прыжка. Да и накануне вечеринок лучше не устраивать — голова должна быть ясной.
Подберите свободную одежду по сезону. Вспомните из школьной программы: чем выше вы от земли, тем воздух холоднее. На высоте тысячи метров температура может быть на семь градусов ниже, чем на земле. При самостоятельном прыжке с 600-метровой высоты взрыв адреналина, скорее всего, даже не даст вам ощутить небольшого похолодания, а вот для прыжка в тандеме точно стоит одеться потеплее. А ещё очень важно выбрать обувь. Она должна быть комфортной и высокой для защиты голеностопа. Кеды и чешки, а уж тем более каблуки и платформы для безопасного приземления не годятся.
Просто приезжайте!
Даже если сомневаетесь и пока ещё просто хотите — приезжайте на аэродром. Оглядитесь, познакомьтесь с пилотами и другими желающими прыгнуть, ощутите романтику неба и его покорителей. А дальше вас, скорее всего, уже затянет. Опытные парашютисты обычно вселяют в новичков уверенность и укрепят желание попробовать свои силы и ощутить восторг от полёта.
Самое важное — инструктаж
Предполётная подготовка — самая важная часть вашего первого прыжка.
Во-первых, подробные объяснения избавят от страха. Вы поймёте, что в парашютах и прыжках всё продумано и проверено: парашют — супернадежная вещь, испытанная десятилетиями. Стропы — крепкие. Купол сшит из кусочков, скреплённых плотной лентой: даже если в каком-то месте ткань получила повреждение, на общей площади купола это будет почти незаметно и разрыв не расползётся. Помимо основного парашюта, с вами будет запасной. О том, как пользоваться ими обоими, вам подробно расскажут на инструктаже.
Во-вторых, вы потренируете и отработаете все важные и нужные движения. Главное — запомнить положение ног и тела при приземлении, чтобы смягчить удар о землю. Вы ведь хотите, чтобы воспоминания от первого прыжка были только приятными!
Ваша задача — внимательно слушать и запоминать. При выполнении всех инструкций прыжок с парашютом не опаснее езды на автомобиле по правилам. Тем более что первые полёты всегда выполняются в комфортную погоду на аэродромах с ровным полем и без опасных конструкций.
Источник
Путь в небо. Прыжок с парашютом
Первый прыжок с парашютом: предварительная подготовка, обучающие программы, основные схемы полета, помощь психолога и противопоказания.
Работа. Квартальный отчет. Планерка. Надоело! А что, если сбежать из офиса прямо в небо? Вспомнить детскую мечту, махнуть на аэродром, надеть парашют и сесть в самолет. А там, в небе, преодолев врожденную боязнь высоты, сделать шаг в никуда и парить, словно птица. Должна же мечта когда-нибудь сбыться!
Каким способом лететь
Вы решили прыгнуть с парашютом? «Перворазники» (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором).
Классическая схема
Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10 минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600-800 метров — отделение («выпадение», как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельное. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.
Тандем
Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа «крыло» и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы.
Принцип прост — подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме — 3500-4000 метров.
Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета.
Еще один плюс тандема — можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец.
Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.
Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров:
- Довольно долгая наземная подготовка.
- Тяжелый по весу парашют.
- Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
- Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
- Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом.
- Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.
- Относительно доступная цена.
- Всегда в наличие свободные парашюты.
- Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.
Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров:
- Высокая стоимость прыжка.
- Ощущение высоты 4000 метров.
- Минута или больше свободного падения.
- Мягкое приземление.
- Видеокассета с записью прыжка.
- Безопасность.
Как подготовиться к прыжку
Для всех новичков путь к первому прыжку один — через школу парашютизма.
Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий.
В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку — короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое «полевое» обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит «на отлично» и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание — нештатным ситуациям, например приземлению на дерево.
На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку.
Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.
Обучение по классической программе
В советские времена в многочисленных школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день.
Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа «крыло». Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.
Обучение по программе «Статик Лайн» (Static Line — вытяжной фал )
Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа «крыло». Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок, он более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта.
Тем не менее многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа «крыло» требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
Обучение по программе АФФ. (Accelerated Free Fall — ускоренное свободное падение)
Наиболее эффективная и безопасная программа.
При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа «крыло» и прыгать с высоты 3500-4000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков — от 8 до 15.
Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.
Как остаться живым
На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок — редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них — запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют.
Еще одна страшилка — неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев.
Впрочем, для того чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.
- Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок.
- Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
- Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
- Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
- Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы костей таза и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.
—>
Кого не пустят в небо
Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье.
И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже уточнит пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами.
Противопоказания к самостоятельным прыжкам с парашютом:
- Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
- Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам в любом случае лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади следует закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
- Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата — нужна консультация лечащего врача. Например, при переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
- Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
- Эпилепсия.
- Сахарный диабет.
- Проблемы с координацией движений.
- Вес менее 40 и более 95 кг.
Что еще надо знать
Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра.
Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде.
При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или «права») и деньги за прыжок. Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца).
Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек.
Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться «земной» одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами и длинными брючинами, например комбинезон.
Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду).
Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы.
В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.
Как пройдет прыжок
Перед посадкой парашютистов распределяют по весу — самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены — «приготовиться». Времени на подготовку отводится очень мало — всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая — чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды «Пошел!», новичок прыгает в бездну.
Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считал очку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: «1001», «1002», «1003» -«КОЛЬЦО!». Дернули за кольцо — парашют открылся. «1004», «1005» — «КУПОЛ!». Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. «ЗАПАСКА!». Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. «ОСМОТРЕЛИСЬ!». Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. «УСЕЛИСЬ!». Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. «САДИМСЯ!» Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко «прыгает» вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и как результат возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок.
После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.
Где прыгнуть с парашютом и сколько это стоит?
Теоретический курс по классической схеме на одной из известных дропзон (этим словом парашютисты между собой называют аэродром для прыжков) обойдется в 4500 рублей, по программе АФФ — около 30 тыс. рублей. Прыжок по классической схеме обойдется в 450-600 рублей по столичным меркам. Стоимость прыжка в тандеме — от 3000 рублей без видеосъемки и фотографирования.
Цены примерно одинаковы на всех подмосковных дропзонах.
Одно из самых популярных мест для прыжков с парашютом — аэродром Тушино. На территории аэродрома работает несколько аэроклубов. Один из самых авторитетных — Национальный аэроклуб России им. Чкалова.
Не менее известен в среде парашютистов и любителей авиаспорта аэродром, расположенный в окрестностях города Егорьевска, что в 96 километрах от Москвы.
Аэроград Коломна приглашает на аэродром Коробчеево (100 километров от Москвы).
Постоянно работает аэродром в Ступине.
Если вы захотите заниматься дальше, то следующим шагом станет прыжок с несколькими секундами свободного полета. Он совершается с высоты 3-4 километров, а парашют раскрывается с задержкой в пару десятков секунд. Но такое удовольствие возможно, только если вы совершили больше десятка прыжков.
Источник