Массаж пальцев рук шариком и пружинками Су-Джок в соответствии с лексическими темами (для логопедических групп)
Нина Погорелая
Массаж пальцев рук шариком и пружинками Су-Джок в соответствии с лексическими темами (для логопедических групп)
О взаимосвязи мелкой моторики и развития речи написано немало и это не случайно. Учеными давно доказана связь тонких произвольных движений пальцев рук ребенка и его речи, так как центры мозга, ответственные за речь, соседствуют с областями мозга, координирующими моторику пальцев рук. Как говорят многие педагоги: «Речь находится на кончиках пальцев».
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия, которая является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. В коррекционно -логопедической работе приемы Су-Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Для проведения еженедельных упражнений с шариками Су-Джок я составила подборку стихов и потешек по основным лексическим темам. Надеюсь, данный материал будет полезен педагогам и родителям.
«Детский сад»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (катаем шарик по ладоням)
Раз, два, три, четыре, пять (прокатываем пружинки по пальцам,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
«Хлеб — всему голова»
Муку в тесто замесили, (Катаем мяч между ладонями)
А из теста мы слепили: (Открываем шарик)
Пирожки (Прокатываем пружинки по пальцам)
Булочки и калачи —
Всё мы испечем в печи.
«Части тела и лица»
1. В руки мячик я возьму. (Движения соответствуют тексту)
Посильней его сожму.
Это — правая рука,
Это — левая рука.
Знаю я наверняка.
2. Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать!
(Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)
Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!
Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Указательный поймаем и пружинку покатаем.
Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Где ты, наш середнячок,
Ты ложись-ка на бочок!
Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Кольца любит безымянный.
Покажись-ка, наш желанный!
Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Вот наш пальчик маленький
Самый он удаленький!
Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке)
Мы пружиночки снимаем — свои пальчики считаем.
Мы закончили играть.
(Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем)
Пальчики свои встряхни и немного отдохни!
(Встряхиваем кисти рук)
«Фрукты»
Этот пальчик — апельсин, (Прокатываем пружинки по пальцам)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас,
Фрукт для вас и для нас.
«Овощи»
У девчушки Зиночки (Катаем мяч между ладонями)
Овощи в корзиночке:
Вот пузатый кабачок (Прокатываем пружинки по пальцам)
Положила на бочок,
Сладкий, гладкий, красный перец
И зеленый огурец.
Наша Зина — молодец!
«Осень»
Дождик, дождик озорной,
Поиграть пришёл со мной.
Капли весело стучат (Сжимаем мяч то в правой, то в левой руке)
Листья кружатся, летят, (Катаем мяч между ладонями)
С ветром поиграть хотят.
Осень в гости к нам пришла. (Энергично сжимаем мяч обеими руками)
«Грибы»
1. Я корзину в лес беру, (Катаем мяч между ладонями)
Там грибы я соберу.
Подосиновик, масленок, (Прокатываем пружинки по пальцам обеих рук)
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Найду я на опушке.
А мухомор не понесу. (Складывают пружинки в шарик)
Пусть останется в лесу!
«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели — (Катаем мяч между ладонями)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка — (Прокатываем пружинки по пальцам обеих рук)
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж —
Все вернулись, прилетели, (Складывают пружинки в шарик)
Песни звонкие запели!
«Дни недели. Части суток»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик уж зевнул,
Ну, а этот уж заснул,
А вот этот спать не хочет и хохочет, и хохочет.
«Сказки»
Будем пальчики считать, (Катаем мяч между ладонями)
Будем сказки называть:
Эта сказка — «Теремок». (Прокатываем пружинки по пальцам)
Эта сказка — «Колобок».
Эта сказка — «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
«Волк и семеро козлят» —
Этим сказкам каждый рад! (Прячут пружинки в шарик)
«Дом. Мебель»
Мебель я начну считать: (Катаем мяч между ладонями)
Кресло, стол, диван, кровать, (Прокатываем пружинки по пальцам)
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал —
Десять пальчиков размял! (Прячут пружинки в шарик)
«Одежда»
Танечка, бери иголку, (Достаем пружинки)
Сошьем рубашку и футболку, (Прокатываем пружинки по пальцам)
Брюки, кофточку и платье,
И оденем куклу Катю. (Прячут пружинки в шарик)
«Посуда»
Посуду моет наш Антошка. (Катаем мяч между ладонями)
Моет вилку, чашку, ложку. (Прокатываем пружинки по пальцам)
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение)
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами, (Прокатываем пружинки по пальцам)
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья?
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыпленок, (Прокатываем пружинки по пальцам)
У гусыни есть гусенок,
У индюшки — индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши (Прячут пружинки в шарик)
Все красивы, хороши!
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки: (Открываем шарик)
Вот веселая лягушка. (Прокатываем пружинки по пальцам)
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
И с хвостом пушистым кошка.
«Зима»
Медведь в берлоге крепко спит, (Прокатываем пружинки по пальцам, начиная с большого)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится —
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков! (Прячут пружинки в шарик)
«Дикие животные»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (движения по пальцам)
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
«Транспорт»
Все машины по порядку (Катаем мяч между ладонями)
Подъезжают на заправку:
Бензовоз, мусоровоз, (Прокатываем пружинки по пальцам)
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
«Животные жарких стран»
За мамой слонихой шагает слоненок, (Прокатываем пружинки по пальцам)
За крокодилихой — крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок? (Прячут пружинки в шарик)
«Семья. Мамин праздник»
Много мам на белом свете, (Катаем мяч между ладонями)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (Прокатываем пружинки по пальцам)
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель —
Мамы разные нужны, (Сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
«Кем быть? Профессии»
Чтоб болезней не бояться, (Катаем мяч между ладонями)
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис теннисист, (Прокатываем пружинки по пальцам)
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист,
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
«Обитатели водоемов»
Мы в подводном мире, друг, (Катаем шарик между ладонями)
Рыбы плавают вокруг:
Рыба-меч, (Прокатываем пружинки по пальцам)
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем — (Катаем шарик между ладонями)
Бабочка, кузнечик, муха, (Прокатываем пружинки по пальцам)
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
«Цветы»
На окно скорее глянь: (Открывают шарики)
Здесь у нас цветет герань. (Прокатываем пружинки по пальцам)
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Мы все названья помним!
Мы взрыхлим цветы, польем, (Складывают пружинки в шарик)
Пусть подрастают день за днем!
(Обе ладошки соединяют «бутоном», в ладошках –шарик, раскрывают «цветком»)
«День Победы»
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки, на которые надеты пружинки).
«Лето. Ягоды»
Ягоды — это крыжовник, (Прокатываем пружинки по пальцам обеих рук)
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец. (Складывают пружинки в шарик)
Я — молодец! (Большой палец вытягивают вперед)
«Времена года»
Круглый год, круглый год! (Катаем мяч между ладонями)
За зимой весна идет, (Прокатываем пружинки по пальцам)
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим —
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
«Школьные принадлежности»
Семь вещей у нас в портфеле: (Сжимают и разжимают пальцы)
Промокашка и тетрадь, (Прокатывают пружинки по пальчикам)
Ручка есть, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш. (Прячут пружинки в шарик)
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Развитие мелкой моторики как предпосылки развития речи В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской.
Специфика системы раннего развития детей от 0 до 3-х лет Речь — ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер — весь психический.
Источник
Упражнения с мячиком су-джок
Автор: Ольга Сахаровская
Су-джок — не простой мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему.
Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.
Как это происходит?
В представлении аюрведической медицины все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец).
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
- руки развести в стороны;
- руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
- руки развести в стороны;
- опустить руки.
7. Использование шариков для звукового анализа слов Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность — Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983
Источник