- Позы для медитации
- В какой позе медитировать?
- Сукхасана
- Техника выполнения
- Рекомендации для новичков
- Вирасана
- Техника выполнения
- Сиддхасана
- Техника выполнения
- Польза Сиддхасаны для медитации
- Сидя на стуле
- Техника выполнения
- Поза для медитации
- Позы для медитации для начинающих
- Правильная поза для медитации
- Удобные позы для медитации
Позы для медитации
Принято считать, что правильная поза для медитации – это поза лотоса. Но это не совсем так. Поза лотоса или Падмасана действительно одна из самых распространённых поз среди опытных практиков медитации. Но это лишь одно из возможных положений тела, а отнюдь не обязательное.
В этой статье вы найдёте подробное описание нескольких поз для медитации.
В какой позе медитировать?
Главное правило при выборе позы для медитации для начинающих: когда вы медитируете, ваше тело должно быть расслабленным. То есть самая правильная поза для медитации та, в которой вам максимально удобно.
Чтобы максимально расслабиться, вам необходимо занять удобное для вас положение тела. Только расслабленная поза позволит вам максимально сконцентрироваться на процессе медитации, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Неудобное положение тела будет вызывать напряжение во всём теле, и вы будете отвлекаться от объекта медитации.
Йоги считают, что во время медитации тело полностью отражает состояние ума, именно поэтому важно выбирать такую позу, которая не будет отвлекать ваш ум от практики. Сознательное отслеживание положения тела способствует более глубокой медитативной практике.
Медитировать можно не только сидя, но также лёжа, стоя или на ходу. Классическим вариантом всё же считаются позы сидя, поэтому именно о них и пойдёт речь в этой статье. Далее мы опишем четыре положения тела, которые подходят для медитации сидя. Попробуйте выполнить каждое из них и выберите то, в которой вам будет максимально удобно и комфортно находиться хотя бы 15 минут.
Сукхасана
Сукхасана — самая простая и популярная поза для медитации сидя. В народе она известна как поза “по-турецки” или “поза со скрещенными ногами”.
В переводе с санскрита Сукха означает “лёгкость”, “радость”, “удовольствие”, то есть Сукхасана — это положение тела, в котором легко и радостно находиться.
Техника выполнения
- Сядьте на коврик или подушку для медитации. Вы должны чувствовать, что опираетесь на седалищные кости.
- Скрестите ноги таким образом, чтобы колени максимально приблизились к полу.
- Положите руки на колени ладонями вверх или вниз.
- Со вдохом вытянетесь макушкой вверх, расправьте плечи и раскройте грудную клетку.
- Прикройте глаза и направьте внимание в точку межбровья или на кончик носа.
- Сохраняйте спину прямой на протяжении всей медитации.
Рекомендации для новичков
Если колени не опускаются на пол, то вес тела распределяется неравномерно, и вам будет сложно находиться в этом положении даже 15 минут.
Первое время вам может быть сложно опустить колени на пол, чтобы облегчить себе задачу, используйте дополнительные приспособления. Если колени висят в воздухе, сядьте на край подушки, сложенного пледа или коврика для йоги. Это поможет им естественным образом опуститься на пол. Также вы можете подложить под колени подушки, кирпичи для йоги или сложенные коврики.
Чтобы быстрее освоить эту асану, выполняйте её не только во время медитации, но и в повседневной жизни. Например, вы можете смотреть кино не сидя на диване, а сидя на полу со скрещенными ногами.
Вирасана
Это одна из самых простых асан для медитации. Но если вы только недавно начали её практиковать, то первое время вам может быть сложно находиться в ней долго.
Вирасана переводится с санскрита как “поза героя”. Прежде всего эта асана растягивает переднюю поверхность бёдер и голеностопные суставы. Так же она успокаивает тело, что в свою очередь уравновешивает хаотичный мыслительный процесс, позволяя войти в более глубокое медитативное состояние.
Техника выполнения
- Встаньте на колени, соединив их вместе, разведите пятки в стороны и с выдохом медленно опустите ягодицы на пол между ног таким образом, чтобы ваши бёдра касались икр. Если вам трудно опустить ягодицы на пол, то подложите кирпич для йоги, валик или свёрнутый плед.
- Со вдохом вытянетесь макушкой вверх и выпрямите спину, раскрывая грудную клетку вверх и подтягивая живот.
- Следите за тем, чтобы колени не разъезжались, а пальцы ног лежали на полу.
- Уберите излишний прогиб в пояснице, подав копчик чуть вперёд.
- Положите руки на колени ладонями вниз или вверх.
- Слегка опустите подбородок вниз, закройте глаза и сконцентрируйте внимание в точке между бровями.
- На протяжении всей медитации держите спину прямо.
- После медитации со вдохом поднимите руки через стороны вверх, соедините пальцы в кистевой замок и разверните ладони к небу, вытягивайтесь вверх, но при этом не подтягивайте плечи к ушам. Останьтесь в этом положении на несколько дыхательных циклов, затем с выдохом опустите руки вниз, соберите кисти в кулаки и перейдите в позу стола (встаньте на четвереньки), делая упор на руки и расслабляя ноги.
ВАЖНО! Вирасана противопоказана, в случае острых болей или травм коленей и лодыжек.
Так же стоит с осторожностью практиковать эту асану, если у вас есть варикоз.
Сиддхасана
Сиддхасана одна из самых распространённых асан для медитации. Древние индийские мудрецы считали, что тот, кто в совершенстве освоит это положение тела, может не осваивать остальные 84 тысячи асан.
В переводе с санскрита Сиддха означает “совершенный”, “духовно просветлённый”, а асана — положение тела в пространстве, то есть дословно слово Сиддхасана можно перевести как “поза мудреца”/ “поза духовно просветлённого”/ “совершенное положение тела”.
Техника выполнения
- Сядьте на коврик и подтяните пятку правой ноги слева от половых органов, а пятку левой ноги справа от половых органов. Прижимайте стопы к противоположным бёдрам.
- Со вдохом вытянетесь макушкой вверх и выпрямите позвоночник.
- Плечи разверните назад и вниз, вытягиваясь грудной клеткой вверх.
- Взгляд направьте вперёд или в точку между бровями. Также вы можете опустить подбородок в межключичную впадину и неподвижно смотреть в точку межбровья.
- Руки положите на колени ладонями вверх или ладонями вниз.
Польза Сиддхасаны для медитации
Сиддхасана позволяет создавать энергетические замки, по которым энергия движется вверх, что позволяет сосредоточиться на медитации ещё глубже и вывести сознание на более высокий уровень вибраций.
ВАЖНО! Если сидя в Сиддхасане вы ощущаете боль в коленях, то сразу же выходите из этого положения. Вытяните ноги, расслабьте колени, а затем поменяйте положение ног на противоположное.
Также стоит с осторожностью практиковать эту асану, если у вас есть варикоз или артроз.
Сидя на стуле
Медитация сидя на стуле доступна каждому. Если по каким-то причинам вам не подходят позы для медитации, которые предлагает йога, то делайте это сидя на стуле или табуретке. Сидение обязательно должно быть твёрдым, поэтому мягкая мебель не подойдёт.
Техника выполнения
- Сядьте на стул таким образом, чтобы ноги касались пола.
- Со вдохом вытянетесь макушкой вверх и выпрямите спину.
- Старайтесь не опираться на спинку стула, в этом случае есть риск уснуть.
Выбирайте такую позу для медитации, в которой вы сможете комфортно провести максимальное количество времени. Не гонитесь за сложными положениями тела, стремитесь к состоянию внутреннего покоя и удовлетворения. Лучше медитировать в простой позе 30 минут, чем с трудом вытерпеть 5 в той, которая даётся с трудом и вызывает физический дискомфорт.
Источник
Поза для медитации
В ы, вероятно, наслышаны о том, что медитация — это очень полезное занятие не только для физического состояния тела, но и для психологического. Может быть, вы даже начали практиковать. Тогда эта статья для вас. В ней мы рассмотрим позу для медитации, и не одну, а несколько, которые наилучшим образом подходят для правильной и продуктивной практики.
Позы для медитации для начинающих
Для того чтобы напомнить нашим читателям о возникновении йоги как философского учения, а также системы духовного развития, хотелось бы начать с того, что в йоге главное отнюдь не асаны, а весь комплекс, состоящий из восьми ступеней, который и был разработан Патанджали.
Уже позднее в X–XI веках нашей эры Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх, из числа последователей учения Шивы Адинатха, основали так хорошо известную в наше время хатха-йогу, цель которой состоит в достижении свободы через практику кая-садханы, т. е. достижение мукти и мокши, физического бессмертия и внутренней духовной свободы через выполнение физических упражнений, асан.
Если вы хотите побольше узнать о хатха-йоге, то вам следует изучить традицию натхов. Однако, если вы более заинтересованы в познании истоков самого учения йоги, то тогда вам нужно начать читать сутры Патанджали, в которых заключена суть йоги как философского знания и лишь часть её — асаны, выделенные в третью ступень восьмеричного пути, — посвящена укреплению физического тела. И всё-таки не стоит забывать, что даже эта, казалось бы, наиболее «активная» с точки зрения физиологии часть йоги не обходится без того, чтобы через неё ученик не начинал приобщаться к познанию самого себя, выполняя асаны и вместе с этим погружаясь в медитативное состояние. Это лишь небольшая часть теоретического знания, связанного с традицией йоги.
На занятиях йогой в центре проводятся специальные лекции для тех практикующих, которых интересует скорее теоретический аспект йоги, история возникновения, этапы развития, виды йоги. Больше всего об исторической и философской составляющей можно узнать на курсах преподавателей йоги, потому что на таких курсах учащихся готовят к жизни, полностью погружённой в учение йоги, поэтому изучению ключевых историко-философских моментов этой традиции отводится отдельный модуль программы, где подробно изложена как теория, так и практика йогического знания.
Любая асана заключает в себе медитативный аспект. Только для выполнения одних требуется большая физическая подготовленность, гибкость тела, выдержка, в то время как другие доступны менее подготовленным последователям учения. Сам Патанджали считал, что достоинство и ценность выполнения асан именно в том и состоит, чтобы с их помощью человек получил возможность легче погрузиться в состояние медитации.
Отсюда и относительная простота исполнения поз, в отличие от тех, которые были добавлены позже и представлены в хатха-йоге, виньяса-йоге и других видах йоги. Можно сказать, что позднее традиция йоги пошла по пути усложнения её физической составляющей, а психодуховное развитие было забыто. Это можно хорошо проиллюстрировать положением дел в настоящее время: множество центров йоги открыто по всему миру, в особенности взрыв интереса к культуре Вед и Индии проявился во второй половине XX века после того, как индийские гуру йоги, такие как Кришнамачарья или его ученик Айенгар стали известны на западе. Но исповедуют ли эти центры те ценности, которые заповедал Патанджали?
Большинство из них преследуют лишь одну цель — ещё одно ответвление фитнеса, его более экзотическая форма. О главном уже давно забыли, а ведь суть практики асан и хатха-йоги в том, чтобы развиваться духовно, научиться входить и удерживать медитативное состояние, таким образом помогая восстанавливаться психике, — это практическая, наиболее видимая сторона практики медитации, а самое важное здесь в том, чтобы позволить себе перейти на новый уровень осознания или расширить сознание путём позитивно воздействующих на тело и ум практик пранаямы (дыхательные упражнения), дхараны (концентрация) и дхьяны (медитации).
Правильная поза для медитации
Для тех, кто практикует хатха-йогу для того, чтобы восстановить своё здоровье и улучшить энергетическое состояние, можно порекомендовать включить в ежедневный комплекс такие (из числа довольно сложных и продвинутых асан): Сидхасана, Сукхасана, Ардха Падмасана, Падмасана.
Великий Патанджали писал о том, что позы должны быть устойчивыми, стабильными, статичными и комфортными или sthira sukha asanam, где
- sthira — это стабильность и устойчивость,
- sukha — комфорт и удобство,
- asanam — медитационная позиция (от корня «as», что означает ‘сидеть’)
Эти позы предназначены для выполнения даже начинающими, но в наше время, особенно у современных людей, ведущих довольно обездвиженный образ жизни, связки и суставы мало разработаны, поэтому для многих даже Сидхасана может поначалу показаться сложной, не говоря о Падмасане. Часто на её освоение уходит от нескольких месяцев до года регулярной практики, но эта поза является ключевой, она важна, если вы планируете пройти курс випассаны. Быть может, вы сначала подумаете, что вышеперечисленные асаны слишком сложны для вас, но именно они лучше всего подходят для практики медитации.
Поэтому, выучив эти асаны и практикуя их постоянно, вы перестанете испытывать дискомфорт, а удержание самой асаны перестанет быть испытанием, поэтому находиться и оставаться в ней в течение долгого времени не будет для вас проблемой и, таким образом, вы сможете концентрироваться на дыхании, ощущениях, осознавании происходящего без деятельного участия в нём. Вот чего вам следует достичь на первых стадиях практики медитации.
Наиболее доступными среди этих поз можно назвать Сидхасану, Свастикасану и Сукхасану — это позы для медитации для начинающих. Оставьте Падмасану на потом.
Также довольно хороша поза для медитации — Вирасана. Она стабильна, но требует меньше времени на её разучивание и легче даётся современным людям. Перед практикой Падмасаны можно выполнять Ардха-Падмасану (Поза полулотоса). Таким образом, вы подготовитесь для практики Падмасаны. Если вы чувствуете, что вам нужен наглядный пример выполнения асан, то на курсах Йога-онлайн опытный инструктор подробно, во всех деталях, покажет и объяснит, как выполнять ту или иную асану. Также для онлайн-йоги разработана специальная программа для желающий изучать медитацию отдельно. Поэтому, если вы уже знаете и самостоятельно практикуете хатха-йогу, то можно продолжить и взяться за освоение базовой практики медитации.
Удобные позы для медитации
Почему позы сидя считаются самыми удобными позами для медитации? Потому что, сидя на полу со скрещенными ногами, ваше тело получает хорошую опору, и при этом позвоночник расположен прямо. Макушка головы тянется вверх, а руки покоятся на коленях, выполняя мудры.
Видов медитаций очень много. Есть среди них и динамические, т. е. такие, которые можно выполнять в состоянии движения, например, ходьбы. И всё же медитация в положении сидя, в одной из вышеупомянутых асан, приносит наибольшую пользу энергетической сущности. Сидя на полу в позе Лотоса, вы перенаправляете энергию из нижней части тела в верхнюю. Энергия не уходит вниз, она не покидает тело через нижние чакры, но оставшись там, во время процесса медитации, энергия устремляется вверх, к высшим чакрам, где она и трансформируется: низшие энергии, проходя через так называемый мост, чакру Анахату, который соединяет три нижние чакры с тремя высшими, меняют своё качество, и та энергия, которая могла бы быть попусту растраченной, будучи сконцентрированной в области первой и второй чакр, поднимается к пятой, шестой и седьмой чакрам, сопутствуя духовному развитию человека.
То, что было сказано в предыдущем параграфе, является ключевым пунктом этой статьи о позе для медитации. Человек медитирует не просто так и не только для того, чтобы стать эмоционально уравновешенным. Цель медитации гораздо глубже. Она состоит в том, чтобы наполнить энергией всё тело, и не только физическое, но и тонкие тела. Причём во время медитации вы не только перенаправляете энергию, но и принимаете её. Блоки, которые вы испытывали, будут сняты и, таким образом, откроется доступ к энергии, поступающей из Космоса. Вы сможете принимать энергию.
Но и это ещё не вершина медитации. Благодаря тому, что энергетические и психологические блоки будут сняты во время практики медитации, то доступ к ранее скрытым источникам знания, будет открыт. Иначе это знание называют интуитивным, поэтому неслучайно многие практикующие и гуру йоги упоминают об активизации работы интуиции. Интуиция — это и есть не что иное, как получение знания другим способом, в обход обычного логического, основанного на вербальной трансляции. У этого знания, казалось бы, нет доказательств, которые так нужны нашему уму, чтобы поверить в то, что ему известно. Но интуитивное знание не имеет таких доказательств, потому что оно приобретается в десятки раз быстрее, чем обычное. В этом его большое преимущество и в этом его загадка, которая и делает знание, полученное интуитивным путём, недоступным для скептиков или глубоко закоренелых адептов научного способа познания мира. Но в последнее время и наука начинает признавать реальность существования интуиции. Мы ещё раз видим, что йогическое учение и в этой сфере опередило современные исследования.
Источник