Пространственная временная ритмическая характеристика утренней гимнастики

Характеристика техники физических упражнений

1. Пространственные характеристикивключают:

а) Положение тела. Необходимость выделения данной характеристики объясняется её большим значением в технике физических упражнений, т.к. какое бы д. действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определённое положение в пространстве. Среди положений тела различают:

исходные положения принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений и пр. Их можно отнести к тем состояниям, которые академик А.А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентрирован­ной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движе­нию позах;

промежуточные положения (поза в процессе самого движения). Эффективность многих физических упраж­нений зависит от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Напри­мер, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне явля­ется важной характеристикой техники, влияющей на результативность стрельбы, горизонтальное положение пловца уменьшают сопротив­ление внешней среды и тем самым влекут за собой повышение скорости передвижения;

конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после пере­дачи мяча в футболе.

б) Траектория движения — это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется:

Читайте также:  Что нужно есть после тренировки чтобы мышцы не болели после тренировки

фор­мой, которая может быть прямолинейной ( прямой удар в боксе) и криволинейной (замах ракеткой в теннисе). Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) имеют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории дви­жений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения;

направлением движения — это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела, партнёра, спортивного снаряда и др.). Различа­ют направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.). Направление движений игра­ет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых дей­ствий, экономии сил и т.д. Даже небольшие отклонения в направлении движений, например, у боксёров или баскетболистов, ведут к тому, чтоих действия не достигают конечной цели; ошибки в углах вылета снаряда всего на +(-) 5° при метании копья на расстояние свыше 80 м приводят к снижению ре­зультата приблизительно на 1 метр; отведение согнутых перед грудью рук — с целью растягивания больших грудных мышц — окажется бесполезным, если будет выполняться в стороны-книзу, а не в стороны.

амплитуда движения — это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Ам­плитуда движений измеряется в угловых градусах либо в линейных мерах. Часто её определяют относительно положения других частей тела или от­носительно каких-либо внешних ориентиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозна­чения (например, полное приседание, полуприседание). Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в тол­кании ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возра­станию скорости движения снаряда. Поэтому метатель должен выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой. Но стремление чрезмерно увеличить амплитуду движений при недостаточном уровне развития соот­ветствующих мышечных групп может привести к травмам суставно-связочного аппарата и мышц.

2. Временные характеристики включают:

а) длительность движения — это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей (в плавании, например, это старт, пла­вание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе), периодов (опоры и полета в беге), циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или дви­жений отдельных частей тела. От длительности зависят до­стижения во многих д. действиях;

б) темп движения — это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, есте­ственно, не наблюдается. Темп определяется количеством движений, повторяемых в единицу вре­мени, обычно в 1 мин (темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в мин.).

Не следует отождествлять поня­тия «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движений зависит от темпа, и наоборот. Например, в беге с увели­чением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может остаться неизменной. В некоторых случаях (например, в вольных упражнениях, в гимнастике) при сохранении одной и той же амплитуды и скорости темп может изменяться за счёт увеличения паузы между движениями.

Способность занимающихся изменять темп движений в соревнователь­ных условиях определяется их подготовленностью. Нахождение оптимального темпа — одна из главных задач при овладении техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определяется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной частотой движения. При этом фиксиру­ется показанное время. Темп, дающий возможность достигнуть наиболее высокого результата, определяется как индивидуально-оптимальный.

3. Пространственно-временные характеристикивключают:

а) скорость движения — это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

В поступательном движении её обычно из­меряют в м/сек (линейная скорость), а при вращательном движении — в радианах в секунду (угловая скорость). Если скорость постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется, — неравномерным.

б) ускорение —изменение скоро­сти в единицу времени. Оно может быть положитель­ным, имеющим одинаковое направление со скоростью (скорость возрастает) и отрицательным, имеющим направление противоположное направлению скорости (скорость убывает).

В зависимости от величины скорости выделяют быстрые и мед­ленные движения. Кроме того, различают скорость оптимальную, т.е. наиболее удобную (при мета­нии копья необязательно стремиться к максимальной скорости стартово­го разгона, важно набрать такую скорость, которая обеспечивала бы наилучшее выполнение финального усилия), и максимальную. Скорость бывает свободная и вы­нужденная. Например, у лыжника при подъёме в гору скорость произ­вольная, при спуске с горы — вынужденная.

Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге — скорость 10 км/час, а скорость передвижения при этом с учётом встречного ветра – 8 км/час.

Педагог (тренер), устанавливая опре­деленную скорость движений для занимающихся, при овладении техникой д. действий должен учитывать, решаемую двигательную зада­чу, особенности изучаемого упражнения, внешние условия, возраст, пол и степень физической подготовленности занимающихся, состояние орга­низма в данный момент времени и т.д.

4. Силовые характеристики. В практике для силовой характеристики движений пользуются поня­тием «сила движения».

Сила движения — это мера физического воздействия движущейся час­ти тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты (почву при беге, прыжках) и предметы (при поднима­нии, метании и т.п.) и т.д.

Понятие «сила движения» является обобщённым. Хотя сила и зависит от прилагаемых мышечных усилий (напряжения), её не следует отождеств­лять с мышечной силой.

Сила движения человека представляет собой результат совокупного вза­имодействия внутренних и внешних сил.

Внутренними силами являются:

— активные силы ОДА — силы тяги мышц;

— пассивные силы ОДА — эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.;

— реактивные силы — отражённые силы, возникающие при взаимо­действии звеньев тела в процессе движения.

Внешние силы складываются из:

— силы тяжести собственного тела, действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор) и тормозящей — при перемещении тела вверх;

— силы реакции опоры, равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и др. причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.д.;

— силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел. Они в одних случаях положительно, а в других — отрицательно сказываются на решении двига­тельных задач. Например, конькобежцы показывают более высокие ре­зультаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. Но результаты в метании диска с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плот­ности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одно­временно и уменьшает подъёмную силу.

Силы трения при выполнении физических упражнений также прояв­ляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит скольжение лыжника вперёд, т.е. она направлена назад. При отталкивании же лыж от снега эта сила удер­живает лыжу на снегу, не даёт ей проскользнуть назад, т.е. в этом случае она полезна.

Сила инерции или сила отдачи — это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела. Они могут быть выгодны (легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела) и могут затруднять выполнение действия (удержание соскока в гимнастике.

5. Ритмическая характеристикаопределяется как соразмерность во времени сильных, акцентирован­ных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряже­ниями, и слабых, относительно пассивных движений.

Ритм — комплексная характеристика, отражающая определён­ное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, эле­ментами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) д. действиям. Ритм обычно оп­ределяют путём измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Ритм движений может быть рациональным, т.е. способствующим высокому результату, и нерациональным, т.е. снижаю­щим результаты (рывок и подъём штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональном) и однотактном (нерациональном) ритмах).

Рациональный ритм, в технически совершенно выполненном кем-либо действии, нельзя рассматривать как некий абстрактный идеальный ритм, одинаково пригодный для всех. У каждого занимающегося в силу его индивидуальных особенностей должен быть свой ритм выполнения дви­жения. Однако индивидуализация ритма не должна выходить за известные границы, определяемые основной объективно рациональной структурой данного действия.

Различают также постоянный (стабильный) и перемен­ный (вариативный) ритмы. На изменение ритма при выполнении физи­ческого упражнения влияют решаемая двигательная задача, внешние условия, состояние занимающихся.

В циклических упражнениях (в беге, плавании) правильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает проявление необходимой скорости и достаточно длительное сохранение соответствующей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, метаниях) рациональный ритм содействует наилучшей концентрации усилий и максимальному использо­ванию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета или вы­стукивания.

Источник

Ритмическая гимнастика, как форма организации утренней гимнастики.
методическая разработка по физкультуре по теме

Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре выбирает для себя сам. Это могут быть различного вида общеразвивающие упражнения (с предметами, без предметов, в движении и т.д.), утренние пробежки, использование ОРУ и пробежек в комплексе, ритмическая гимнастика, «зверобика» и т.д. Но для меня ближе оказалась ритмическая гимнастика. Т.к. это, на мой взгляд, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности.

Скачать:

Вложение Размер
ritmicheskaya_gimnastika.doc 281 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проекта инструктора по физической культуре

МА ДОУ №23 «Малыш»

Брендюрёвой Киры Валерьевны

г. Альметьевск 2011.

Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как проведёт ребёнок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребёнка. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребёнку полноценно проявлять себя в жизни.

Таким образом, в дошкольном учреждении физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.

Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорождённых увеличилось в 3 раза. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста более в течение года более 4 раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, Б.Н. Капустян). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми (данные М. Безруких). Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени, а из-за недоразвития функций мозга и по причине плохого состояния здоровья.

Причинами такого положения в системе развития ребёнка являются:

  • Особенности детского развития в натальном и постнатальном периоде развития;
  • Психофизические особенности, связанные с физиологической незрелостью новорождённых;
  • Гиподинамия – своеобразная болезнь (нарушение функций организма – опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения);
  • Детские стрессы – следствие дефицита положительных эмоций и частой в некоторых семьях отрицательной психологической обстановки, излишнего шума (М.Ю. Кистяковская, П.К. Анюхин, Л.З. Неверович)

Ребёнок конца 20 века, по мнению профессора Ю.Ф. Змановского и академика Н.М. Амосова, значительно отличается от сверстников 70-80-х годов.

Он сталкивается с тремя пороками современной цивилизации: накапливаем отрицательных эмоций без физической разрядки, искусственной пищей и её перееданием и гиподинамией, увеличением времени пребывания возле телевизора и компьютера. Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к асинхронному (негармоничному) развитию организма ребёнка. Во-первых, наблюдается ускоренное развитие организма ребёнка, в первую очередь, увеличение роста и веса тела. А во-вторых – отставание в развитии внутренних органов. В результате такой диспропорции возникают различные заболевания и отклонения.

У детей 60-70-80-х годов было абсолютно другое детство. Они уходили из дома утром и играли на улице весь день. Возвращались только когда зажигались уличные фонари. Тогда не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров. Зато у них были друзья. Дети просто выходили из дома и находили их. Ребята катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, ходили по заборам, лазали по крышам и болотам. Когда им был кто-то нужен, они стучали в дверь, звонили в звонок, или просто заходили и виделись с друзьями. Может и вы помните? Без спросу! Сами. Дети придумывали игры с палками и консервными банками. В настоящее время при всём разнообразии игрового материала, у детей нет должной мотивации и заинтересованности в двигательной деятельности и занятиях физической культурой.

К основным формам и методам оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях относятся:

  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультурные занятия;
  • Подвижные игры;
  • Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения, исправление плоскостопия);
  • Спортивные игры;
  • Занятия ритмикой;
  • Оздоровительный бег;
  • Прогулки, походы;
  • Гимнастика после дневного сна.

Историю ритмической гимнастики , пожалуй, можно было бы начать со времён, когда первобытные люди совершали свои ритуальные пляски, сопровождая их пением, потряхиванием бамбуковыми палками, погремушками из костей или барабаном. Танец имел обязательный смысл, который пересказывался с помощью элементов пантомимы и подражания. Выразительность жестов, пластики и музыкальных ритмов была понятна всем. Это было способом выражения мыслей и переполнявших человека эмоций посредством движения, возможностью вымолить у неведомых сил спасение от непогоды, щедрый урожай и богатую охоту. Процесс труда определял ритм движений. В свою очередь ритмичные движения породили пляску, которая стала одним из наиболее ранних проявлений общечеловеческой культуры.

Каждой человеческой эпохе свойственна своя культура движений под музыку, но во все времена она была связана с жизнью и бытом людей.
В Древней Греции придавали огромное значение умственному и физическому развитию. Ритмические движения и танцы были неотъемлемой частью любого праздника. В танце греки усматривали единство душевной и телесной красоты.

Как же тут не сказать о том, что для хорошо прожитого дня большое значение имеет его начало. Как день встретишь, так его и проведёшь. Человек, который начинает утро с утренней гимнастики, всегда бодр и весел. Этот положительный заряд даёт нам возможность максимально воспользоваться своими силами.

Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре выбирает для себя сам. Это могут быть различного вида общеразвивающие упражнения (с предметами, без предметов, в движении и т.д.), утренние пробежки, использование ОРУ и пробежек в комплексе, ритмическая гимнастика, «зверобика» и т.д. Но для меня ближе оказалась ритмическая гимнастика. Т.к. это, на мой взгляд, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности.

Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений, а также разнообразная, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание, добиться лучшего качества движения.

Основу утренней ритмической гимнастики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения, позволяющие выразить настроение музыкальных произведений. Эти движения могут быть из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики, танцев народов мира, аэробики.

Список используемой литературы.

  1. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  2. Борисова Е.Н., Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками: Панорама, 2006.
  3. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. /Авт. – сост. Т.С. Никонорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007. – 96 с.
  4. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 157 с.: ил. – (Школа развития)
  5. Метенова Н.М. Родительское собрание: Методика проведения и практические материалы – Ярославль, 1999.
  6. Физическое воспитание дошкольников в системе предшкольной подготовки: Методические рекомендации. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 84 с.
  7. Средство массовой информации «Интернет».

Цель моего проекта заключается в содействии гармоничному физическому развитию ребёнка и формированию двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развитию слуха, эмоциональности по средствам использования ритмической гимнастики, как формы организации утренней гимнастики.

При написании данной работы мною были поставлены следующие задачи:

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
    правильной осанки;
  • Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
  • Формирование двигательных и танцевальных навыков;
  • Содействие повышению музыкальности, пластичности, эмоциональности.

Гипотеза. Я предполагаю, что используя именно такую форму работы, как ритмическая гимнастика, основная цель данного проекта и поставленные задачи будут реализованы.

Свою работу я начала с определения детских музыкальных предпочтений путём беседы и наблюдения. Далее мною была сделана подборка музыкальных композиций. На основе уже готового музыкального материала были разработаны комплексы ритмической гимнастики. Основная цель занятий ритмической гимнастикой состоит не только в том, чтобы развить определённые физические качества у занимающихся, но и сделать занятия интересными привлекательными и доступными. При этом нужно учитывать психологические особенности детей, уровень их физической подготовленности, интересы.

Опираясь на методику проведения типовой утренней гимнастики, ритмическая гимнастика была структурирована на вводную, основную и заключительную части. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального воздействия: движения в суставах конечностей, движения головой, плечами, тазом. В водную часть я включила простые движения с различного вида наклонами, поворотами, ходьбу, прыжки, покачивания и т.д. Основная часть составила уже готовые танцевальные связки, но очень простые и повторяющиеся. Они так же чередуется с дыхательными упражнениями и ходьбой. Темп подобранных танцевальных движений тоже меняется. Большое значение уделяю физической реакции детей в основной части гимнастики и могу поменять некоторые движения детей, если замечены признаки усталости. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Как правило, к 4-5-му занятию дети хорошо запоминают упражнения и их последовательность в комплексе. В заключительной части использую спокойные, плавные движения, также элементы дыхательной гимнастики, самомассажа. Дети проявляю огромный интерес к таким занятиям. Мгновенно реагируют на первые звуки включившейся музыки и бегут на место проведения такой зарядки. К занятию подключаются воспитатели: помогают детям расположиться на площадке, что бы никто ни мешал друг другу; смотрят за выполнением всех заданий; сами также выполняют движения. С воспитателями в течение всего года проводится работа, по заранее подготовленному плану. Так, например, были проведены беседы о значении физического воспитания дошкольников. О том, как сделать прогулку детей разнообразной и интересной. Подготовлены папки-передвижки на темы: «Плоскостопие», «Сколиоз», «Игры, которые лечат», «Гимнастика после дневного сна» и т.д.

Также в тесном сотрудничестве я работаю с родителями своих воспитанников. Вместе мы проводим различные физкультурные мероприятия, на которых, в качестве музыкальной паузы, все выполняют ритмическую гимнастику.

Несмотря на недостаточность условий для проведения физкульно-оздоровительной работы, совместными усилиями педагогов и родителей мы стараемся создать все условия для развития детей. Всё это можно проследить в положительной динамике уровня заболеваемости детей, посещающих МА ДОУ №23 «Малыш».

Источник

Оцените статью