- Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом. статья по физкультуре на тему
- Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению
- Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.
- Общие требования безопасности.
- Требования безопасности перед началом проведения занятий.
- Требования безопасности во время проведения занятий.
- Требования безопасности в аварийных ситуациях.
- Требования безопасности по окончании занятий.
Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.
статья по физкультуре на тему
В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями должны приниматься меры по предупреждению телесных повреждений, т.е. профилактика травматизма, которая предполагает:
– строгое соблюдение методических принципов физического воспитания и рациональных методических приемов;
– соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических требований и нормативов при эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортинвентаря;
– соответствие одежды и обуви занимающихся виду занятий и условиям погоды;
– выполнение занимающимися правил самоконтроля и личной гигиены.
При нарушении правил проведения занятий возможны различные травмы: ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения и разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и хрящей, ожоги, обмораживания, обмороки, тепловые и солнечные удары и др.
Острые травмы, полученные при занятиях спортом, распределяются по степени тяжести на пять ступеней.
1. Очень легкие повреждения без потери спортивной и общей трудоспособности.
2. Легкие повреждения сопровождаются потерей спортивной трудоспособности до 15 дней.
3. Средние по тяжести травмы сопровождаются потерей спортивной трудоспособности от 15 до 30 дней.
4. Тяжелые травмы, после которых занимающийся нуждается в госпитализации или длительном лечении в амбулаторных условиях при потере спортивной трудоспособности более 2 месяцев.
5. Очень тяжелые повреждения приводят к спортивной инвалидности.
В результате острой травмы или многократных перегрузок (микротравм) могут возникнуть хронические заболевания мышц, сухожилий, суставов.
Причинами травматизма могут быть:
– неправильная организация и методика проведения занятий физическими упражнениями: нерациональное составленное расписание тренировок, соревнований, отсутствие дисциплины и др.;
– нарушения методики тренировки: невыполнение методических принципов доступности, постепенности и учета индивидуальных особенностей; недостаточный учет состояния здоровья, возрастных и половых особенностей, физической и технической подготовленности; недостаточная разминка, отсутствие страховки или незнание ее приемов и самостраховки и т.п. (от 40 до 75 % всех травм, получаемых на занятиях физическими упражнениями);
– нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности: неудовлетворительное состояние инвентаря и оборудования, плохая подготовка мест занятий; перегрузка занимающимися площадок и залов; плохое санитарно-техническое состояние мест занятий, недостаток освещения, скользкие полы, отсутствие вентиляции; несоответствие костюма и обуви виду спорта, условиям погоды и т.п. (15–20% всех травм, получаемых на занятиях физическими упражнениями);
– неблагоприятные метеорологические условия: очень низкая температура воздуха, град, ураган, ливень и др. (8–9% всех травм, получаемых на занятиях физическими упражнениями);
– нарушение правил врачебного контроля: допуск к занятиям новичков без разрешения врача или после заболеваний и травм или длительного перерыва в занятиях; несоблюдение правил личной гигиены и специального режима; отклонения в состоянии здоровья занимающегося (переутомление, перенапряжение, перетрени-рованность, болезнь, 2–10% всех травм).
К отрицательным реакциям организма при занятиях физическими упражнениями и спортом относятся: утомление и перетренировка, обморочное состояние, острое физическое перенапряжение, гравитационный и гипогликемический шоки, ортостатический коллапс, солнечный и тепловой удары, острый миозит.
При длительной напряженной мышечной работе запас энергических ресурсов постепенно исчезает, в крови накапливаются продукты отмена веществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к нарушению нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Эти изменения сопровождаются объективными ощущениями, которые затрудняют выполнением физической работы, в результате работоспособность организма понижается, наступает состояние утомления.
Утомление – физиологические состояние, возникающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма, проявляющееся в дискоординации функций и во временном снижении работоспособности.
Частая повторная физическая работа при отсутствии отдыха, на фоне недостаточного сна, нерегулярного питания, а также при отклонениях в состоянии здоровья может привести к хроническому утомлению. Явления переутомления могут нарастать постепенно, незаметно, нарушается сон, ухудшается аппетит, затем появляется ощущение усталости, нежелание заниматься, усиливается потоотделение, снижается вес, появляются другие нарушения. Такое хроническое переутомление, обусловленное раздражением и переутомлением центральной нервной системы, в сочетании с нарушением принципов и режима занятий физическими упражнениями называется перетренировкой.
В целях профилактики при появлении симптомов утомления необходимо дать организму отдохнуть, переключить его на другой вид деятельности. В результате он освобождается от продуктов распада, восстанавливает свои энергетические ресурсы, исчезают признаки утомления, и организм вновь становится работоспособен. Если наступило состояние перетренированности, то требуется специальное лечение.
Обморочные состояния могут являться следствием грубых нарушений методических и санитарно-гигиенических требований при проведении занятий. Например, чрезмерная физическая нагрузка на занятиях может вызвать снижение венозного тонуса или спазм сосудов, что приводит к резкому снижению доступа крови в головной мозг и потере сознания. Обморок может быть и при гипервентиляции легких от интенсивного и длительного применения дыхательных упражнений, когда в крови резко понижается содержание углекислого газа, являющегося стимулятором дыхательного центра. В результате этого снижается частота дыхания, перестает действовать “дыхательный насос”, сосуды на периферии переполняются кровью, уменьшается венозный приток крови к сердцу, возникает анемия мозга.
Кратковременная потеря сознания может возникать при занятиях с тяжестями, когда силовые упражнения выполняются с чрезмерным натуживанием. При этом резко повышается внутригрудное и внутрибрюшное давление, прекращается присасывающее действие грудной клетки, снижается артериальное давление. Указанные явления усугубляются сильным напряжением мышц, пережимающих кровеносные сосуды. Все это, в конечном итоге, может обескровить головной мозг и вызвать обморок.
Для оказания первой помощи пострадавшего следует уложить на спину, чтобы ноги и нижняя часть туловища располагались чуть выше головы, открыть доступ свежему воздуху.
Острое физическое перенапряжение появляется, когда занимающийся переоценивает свои физические возможности и пытается выполнить непосильные по длительности и интенсивности физические упражнения.
Причиной острого физического перенапряжения могут быть занятия физическими упражнениями в болезненном состоянии или занятия сразу после перенесенных острых инфекционных заболеваний (грипп, ангина и т.п.). Все случаи острого физического перенапряжения требуют специального лечения.
Гравитационный шок возникает при внезапной остановке после интенсивного бега (чаще на финише). В связи с прекращением действия “мышечного насоса” большая масса крови застаивается в раскрытых капиллярах и венах мышц нижних конечностей на периферии. В результате возникает относительная анемия (обескровливание) мозга, на что указывают бледность лица, слабость, головокружение, тошнота, потеря сознания и исчезновение пульса.
Для профилактики гравитационного шока не следует допускать внезапной остановки после интенсивной физической работы. Например, после пробегания дистанции на тренировке или соревнованиях необходимо перейти на медленный бег трусцой, а затем на ходьбу в течение 3–5 минут и выполнить 2–3 упражнения на расслабление с глубоким дыханием. Если с кем-либо произошел гравитационный шок, пострадавшего необходимо уложить на спину, поднять ноги выше головы (обеспечить отток венозной крови к сердцу и снабжение головного мозга кровью, богатой кислородом), а также поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, для активизации дыхания.
Ортостатический коллапс – разновидность гравитационного шока, развивается при длительном нахождении человека в напряженном состоянии при ограничении двигательной активности, например, в строю, на парадах, во время массовых физкультурных праздников и т.д.
Гипогликемический шок – следствие недостатка в организме сахара, острого нарушения углеводного обмена в результате продолжительной напряженной физической работы (бега на длинные дистанции, лыжного марафона, туристического похода, преодоления сверхдлинной дистанции в плавании, велоспорте и т.д.). Основные симптомы гипогликемического шока – слабость, бледность кожных покровов, недомогание, обильное выделение пота, головокружение, учащенный пульс слабого наполнения, расширенные зрачки, ощущение острого голода, иногда спутанность сознания, в тяжелых случаях – холодный пот, отсутствие зрачкового, сухожильных и брюшного рефлексов, резкое падение кровяного давления, судороги.
Характерные признаки гипогликемического шока могут проявиться и при остром физическом перенапряжении, когда человек переоценивает свои физические возможности и пытается выполнить непосильные по длительности и интенсивности физические упражнения.
Для профилактики гипогликемического состояния полезно перед предстоящей длительной мышечной работой (за 10–15 минут) или на дистанции принимать специальные питательные смеси (комбинации сахара, глюкозы и крахмала), обеспечивающие постепенное, но достаточно быстрое поступление глюкозы в кровь и доставку ее к тканям и органам. В случае проявления перечисленных выше признаков гипогликемического шока следует немедленно выпить крепкий чай с сахаром, если нет возможности приготовить чай, можно дать воду с сахаром или один сахар. При потере сознания необходима медицинская помощь.
Солнечный удар возникает при длительном действии солнечных лучей на обнаженную голову или тело.
Тепловой удар – резко развивающееся болезненное состояние, обусловленное перегревом организма в результате воздействия высокой температуры окружающей среды.
Признаки теплового удара: усталость, головная боль, слабость, боли в ногах, спине, тошнота; позднее – повышение температуры, шум в ушах, потемнение в глазах, упадок сердечной деятельности и дыхания, потеря сознания.
Для профилактики на занятиях в жаркую солнечную погоду необходимо надевать на голову светлый головной убор, избегать длительных интенсивных нагрузок, периодически в тени выполнять упражнения на расслабление.
Для оказания первой помощи пострадавшего немедленно перенести в прохладное место, в тень; снять одежду, уложить, немного приподняв голову; обеспечить покой, охладить область сердца и голову, постепенно поливая холодной водой с руки или прикладывая холодный компресс; обильно напоить. Для возбуждения дыхательной деятельности дать понюхать нашатырный спирт, принять сердечные средства. При нарушении дыхания сделать искусственное дыхание. Перенести пострадавшего в медицинский пункт.
При остром миозите занимающихся беспокоят боли в мышцах, особенно в первые недели занятий или тренировок. Эти боли связаны с неподготовленностью мышц к интенсивным нагрузкам, накоплением продуктов незавершенного обмена веществ в мышцах, в результате этого возникает местная интоксикация.
В целях предупреждения острого миозита необходимо строго выполнять методические принципы систематичности, постепенности, доступности, учета индивидуальных возможностей занимающихся.
При появлении мышечных болей необходимо снизить интенсивность и объем физической нагрузки, но не прекращать учебные занятия или тренировки, применять душ, ванны, особенно полезен массаж.
Источник
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению
Марина Браткова
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению
Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны, подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы бывают открытые – с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение органов и тканей происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.
По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести и легкие.
Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной деятельности сроком выше 30 дней.
Травмы средней тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30дней.
Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительные нарушения в организме и потери общей и спортивной трудоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др., при которых травмированному оказывается первая врачебная помощь, а также возможно сочетание назначенного врачом лечения сроком до 10 дней с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.
Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.
Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.
Существует еще один вид травмы – микротравмы. Это повреждения, полученные клетками тканей в результате однократного (или чаще повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающие нарушение их функций и структуры.
Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в футболе, хоккее, боксе, борьбе, конькобежном спорте, спортивных играх.
Повреждения мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой, гимнастикой.
Растяжение связок – преимущественно при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боксом.
Переломы костей относительно часто встречаются у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов.
Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей.
Сотрясения мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.
По локализации повреждений у физкультурников и спортсменов чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм средней и тяжелой степени.
Каковы же причины спортивного травматизма на занятиях по физической культуре?
Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведении занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий: неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении упражнениями или видами спорта, неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя и т. п.
Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.
Причинами травмы является также пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.
К травмам также может привести недостаточное материально-техническое оснащение занятий, плохое снаряжение (ненадежное крепление спортивного оборудования и инвентаря, невыявленные дефекты спортивных снарядов, несоответствие их возрасту занимающихся, неправильно подобранная трасса и т. п., неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок, отсутствие медицинского контроля.
Причинами травм могут стать допуск к занятиям воспитанников или учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний или травм, по ограничению интенсивности нагрузок.
Существуют и внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях.
Подводя итог причинам травматизма, можно выделить следующие группы:
Причины методического характера:
• неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
• выполнение сложных, незнакомых упражнений;
• занятия без разминки или недостаточная разминка;
• отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
Причины организационного характера:
• отсутствие должной квалификации у преподавателя;
• проведение занятий без преподавателя;
• нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
• неудовлетворительная воспитательная работа с обучаемыми;
• нарушение правил врачебного контроля;
• неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий или соревнований.
Зная причины возникновения повреждений и травматизма на занятиях физкультурой и спортом, необходимо разработать меры по их предупреждению.
Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.
Предупреждение травматизма основано на принципах профилактики повреждений на занятиях физкультурой и спортом.
Общие требования безопасности.
Настоящие требования являются обязательными для преподавателей и обучаемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту.
Преподаватель по физической культуре несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся.
Преподаватель по физической культуре должен:
— проходить курсы по охране труда не реже 1 раза в пять лет;
— принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;
— вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;
— организовывать изучение воспитанниками правил безопасности на занятиях по физической культуре.
Преподаватель должен знать:
— подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;
— медицинскую группу, к которой отнесены воспитанники по результатам медосмотра;
— воспитанников, освобожденных врачом от физических занятий после болезни;
Требования безопасности перед началом проведения занятий.
Преподаватель по физической культуре должен:
— проветрить спортивный зал, проверить исправность и надежность установки и крепления спортивного инвентаря и оборудования, провести тщательный осмотр места проведения занятий;
— при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;
— убедиться, что все воспитанники переоделись в спортивную форму;
— обеспечить безопасное проведение образовательного процесса;
— проверить готовность воспитанников к занятию и сделать опрос о состоянии здоровья.
Требования безопасности во время проведения занятий.
Преподаватель по физической культуре должен:
— соблюдать принцип доступности, последовательности при обучении воспитанников, индивидуально подбирать упражнения и физическую нагрузку;
— снизить нагрузку при появлении у обучаемых признаков утомления;
— обеспечить страховку при выполнении сложных технических элементов;
— следить за соблюдением обучаемыми инструкций, правил поведения на занятиях, точного выполнения команд преподавателя, принимать решения об отстранении воспитанников от участия в образовательном процессе при грубом и систематическом нарушении правил безопасности на занятиях по физической культуре;
— выполнять правила по охране труда, технике безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
Преподаватель по физической культуре должен:
— при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить воспитанника к врачу;
— в случае получения воспитанником травмы принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать первую помощь пострадавшему, если требуется, направить его в ближайшее медицинское учреждение, доложить об этом заведующему детским садом, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.
— при возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломки прекратить занятия, сообщить об этом администрации. Занятия продолжить только после устранения неисправности.
— при возникновении пожара срочно эвакуировать детей из физкультурного зала, доложить о пожаре администрации детского сада, в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (при отсутствии опасности для жизни и здоровья людей).
Требования безопасности по окончании занятий.
— организованно вывести воспитанников с места проведения занятий;
— проветрить физкультурный зал, закрыть окна, форточки;
— привести в порядок рабочее место, убрать физкультурный инвентарь в отведенное для него место.
— выключить электроосвещение, электроаппаратуру, закрыть помещение;
— обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить администрации.
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.
Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ» Наталья Николаевна Бойко, работает инструктором по физической культуре в МАДОУ «Волшебница». Больше двадцати пяти лет она приходит в любимый.
Мастер-класс по физической культуре Новшество в работе. В конце месяца в детском саду, инструктор по физической культуре Кардашова И. А. провела мастер – класс гимнастики «Хатха.
Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.
Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение — это.
Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.
Портфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.
Портфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.
Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.
Эссе «Я — педагог-инструктор по физической культуре» «Движение – первичный стимул ума ребенка». Н. М. Амосов. Я, Бойко Светлана Владимировна, работаю в МБДОУ «Раздольненский детский сад №5.
Источник