Профессиональные выступления по художественной гимнастике

Почему Россия проиграла в художественной гимнастике. Объясняем по фактам

Невозможно поверить, но Россия проиграла личный турнир в художественной гимнастике – впервые на Играх за 25 лет.

Сестры Аверины – Дина и Арина – устроили самую неприятную сенсацию в Токио-2020, пропустив к золоту гимнастку из Израиля Линой Ашрам. Дина завоевала серебро, а Арина (у нее в выступлении запуталась лента, которую пришлось менять) вообще без медали – только 4-е место.

Подробнее о том, как это произошло.

1. Провала ничто не предвещало – сестры (чаще Дина) легко забирали все топ-турниры последних лет и не знали конкуренции.

Например, за три последних чемпионата мира они отдали только два золота, но тоже россиянкам: в ленте Александре Солдатовой на ЧМ-2018 и в обруче Екатерине Селезневой на ЧМ-2019. Семнадцать побед на двоих – просто без вариантов.

Да и еще вчера в квалификации Токио-2020 россиянки вроде бы привычно доминировали, привезя той же Ашрам по три с лишним балла каждая. Но там – эту деталь почти никто не заметил – Ашрам критично ошиблась с обручем, потеряв на снаряде как раз около трех баллов, но выиграла у Дины два снаряда и из четырех. Это к разговору о том, почему ее оценки так резко изменились после квалификации – не так уж и резко.

И все равно серьезной тревоги результат в финале не вызывал – просто в силу привычки.

2. Итог оказался душераздирающим – в финале Ашрам опередила Дину всего на 0,15 балла.

Главная деталь из судейских протоколов, которая принесла победу израильтянке – во всех четырех видах ее программы были сложнее.

Вот так сложность израильтянки (в художественной гимнастике общая оценка состоит из двух компонентов: сложности и исполнения) превосходила базу Дины Авериной:

• 0,3 балла на обруче;

• 0,1 балла на мяче;

• 0,7 балла на булавах – самый большой разрыв, который все и решил;

• 0,2 балла на ленте.

Суммарные 1,3 балла преимущества – такую разницу сложно отыграть качеством, даже с репутацией непобедимых.

3. Еще один нюанс – в гимнастике общая часть оценки за сложность на снаряде складывается из двух элементов: трудность предмета и трудность тела.

Если максимально просто, то в трудности предмета оценивается синхронизация между телом и предметом во время выступления, а в трудности тела – исключительно управление телом (прыжки, повороты, вращения, равновесия). Каждый компонент оценивается отдельно специальными судьями.

И здесь удивительные подробности: в «трудности предмета» Дина оказалась сильнее Линой на 0,6 балла, но проиграла пропасть в «трудности тела» – 1,9 балла.

Почему так получилось – вопрос, наверное, и к судьям, и к тренерам российских гимнасток.

Возможно, отрыв, который на первый взгляд обескураживает, связан с травмой спины, которую Дина получила в 2020-м. Из-за нее она не может исполнять некоторые элементы и, вероятно, пыталась компенсировать одну часть оценки качеством исполнения и ювелирной работой с предметами.

Но арбитрам этого оказалось недостаточно.

4. Отдельно о судьях – на несколько дней они станут самыми ненавидимыми людьми в России, опередив украинцев и трансгендеров.

«Просто обидно и больно за то, что сегодня было несправедливое судейство. За то, что первое место заняла девочка, которая выступила с потерей. Я прошла все виды более-менее чисто, достойно, как я могла – и заняла второе место. Мне больше обидно за несправедливость. Я всегда за честный спорт. Раньше я понимала, что когда я делаю так, мне ставят так, то сейчас я делаю и мне не ставят», – слезы Дины Авериной в эфире Матч ТВ не могут оставлять равнодушными.

Финал в личном многоборье Токио-2020 обслуживала бригада, в которой не было арбитров ни из России, ни из Израиля.

Пожалуй, самые важные роли исполняли члены высшего жюри: японка Шихоко Секита и итальянка Даниэлла Дель Кьяе отвечали за сложность тела, немка Изабель Саваде и гречанка Александра Мавракис – за сложность предмета, а непосредственное исполнение оценивал мощный интернационал судей из Швейцарии, Украины, Франции, Аргентины, Венгрии, Польши, Канады, Узбекистана, Испании, Норвегии, Хорватии, Чехии и Словакии. Еще одна любопытная деталь – технический комитет по художественной гимнастике в Международной федерации возглавляет россиянка Наталья Кузьмина.

В финале наши тренеры четырежды подавали протест на оценки Дины и Арины, однажды его даже удовлетворили, добавив россиянке 0,4 балла. Это может показаться скандальным сюжетом, но в художественной гимнастике протесты – нормальная практика и точно не говорит о качестве судейства. Это скорее такой гимнастический VAR, возможность попросить судей провести дополнительный просмотр программы или конкретного эпизода.

5. Падение ленты на ковер, которое допустила во время программы Ашрам – пожалуй, самый глобальный вопрос к бригаде.

Хотя тут, в общем, все просто.

По новым правилам (их приняли в 2017 году, а одним из разработчиков была сама Ирина Винер) такая ошибка не критична: если предмет возвращен в руки без перемещения, то штраф всего 0,5 балла, если для его возвращения требуется не больше 1-2 шагов – 0,7 балла (Ашрам точно уложилась в эти рамки) и только когда 3 шага и больше – один балл.

Поэтому истерика гимнасток из прошлого (якобы с потерей предмета нельзя выиграть Олимпиаду) не имеет отношения к реальности – это скорее такое гимнастическое поверье. В правилах такого точно нет – любую ошибку можно компенсировать сложностью и исполнением, а, например, та же Дина Аверина выиграла многоборье на ЧМ-2019, уронив в финале булаву.

Другой вопрос – насколько это справедливо и объективно в конкретном противостоянии в Токио-2020 Авериной и Ашрам.

Теперь к конкретной ошибке израильтянки на ленте – здесь судьи отобрали у нее 1,3 балла. Это общий штраф и понять, сколько баллов в нем за потерю ленты, а сколько за остальные ошибки невозможно. Но скорее всего, никакого подвоха здесь нет – для сравнения снижение Дины Авериной на этом же снаряде составило 0,5 балла, а за серьезную ошибку, которая повлекла замену ленты, Арину наказали на 1,650 балла. Кроме того, она потеряла сложность из-за того, просто не успела выполнить некоторые элементы – просто не хватило времени.

6. Линой Ашрам (как и сестрам Авериным) 22 года, но у нее до сегодняшнего дня не было ни одной победы на чемпионатах мира – ни в многоборье, ни даже на отдельных снарядах.

Это совсем чудо – обычно на Олимпиадах побеждали гимнастки, доминировавшие в олимпийском цикле.

Единственная большая победа Линой – в многоборье на ЧЕ-2020 в Киеве – случилась в отсутствие сборной России, которая просто отказалась от участия в том турнире.

Вряд ли эти события (олимпийское золото Ашрам и отказ России от Евро) как-то связаны – в июне 2021-го Аверины как ни в чем не бывало выиграли чемпионат Европы в Софии, хотя там Ашрам уже отдали победу в булавах – похоже, это коронный вид израильтянки.

7. Реакция босса нашей гимнастики Ирины Винер на поражение (ее не было в Токио-2020) бесценна.

«Это диверсия – Россию убирают по всем статьям, хотя я никогда не была политизирована. Дина не проиграла, она выиграла. Но, к сожалению, судейство было вопиющей несправедливостью. Оно войдет в историю так же, как Немов, когда ему 12 минут аплодировали. Дина Аверина сделала все чисто, не ошиблась на последнем виде. Линой Ашрам, к сожалению, сделала вопиющую ошибку, за которую снимают очки все бригады и за исполнение, и за технику и за артистизм. Все должны были снимать.

Всегда говорят, что если есть такая ошибка, то человек никогда не сможет, если другой не делал такой же ошибки, стать чемпионом, а тем более олимпийский, а тем более на последнем виде. Это было просто позором художественной гимнастики».

8. Завтра у России новые проблемы в художественной гимнастике – в квалификации в групповых упражнениях россиянки проиграли Болгарии 2,750 балла.

Теперь это максимально тревожный факт – даже несмотря на то, что перед финалом оценка обнулится.

Фото: REUTERS/Niesner, Lindsey Wasson ; РИА Новости/Владимир Песня

Источник

Показательные выступления, которые можно смотреть вечно

В художественной гимнастике нет никаких профессиональных шоу, куда можно было бы уйти после завершения карьеры. Часто гимнасток приглашает к сотрудничеству знаменитый «Цирк Дю Солей». Но такие представления мало похожи на классические «художества». С 2006 года в Испании после завершения каждого соревновательного сезона проходит гала-шоу Euskalgym. Обычно в Бильбао приезжают гимнастки, которые еще выступают, и те, кто завершил карьеру недавно. Демонстрируют они свои самые яркие программы с предметами, а также показательные номера. Проводит свое шоу звезд художественной гимнастики и Южная Корея. Некоторые номера гимнастки готовят уже на месте, в Сеуле.

Однако по традиции соревнования по художественной гимнастике всегда сопровождают гала-концерты. Вот тогда-то гимнастика и перестает притворяться спортом и превращается в чистое искусство.

Предлагаю ознакомиться с самыми красивыми и оригинальными, на мой взгляд, показательными выступлениями «художниц».

«Ангелы и демоны» сборной Украины – один из самых качественных и запоминающихся показательных номеров. Работала над постановкой Ириша Блохина, дочь Ирины Дерюгиной.

Неповторимая Анна Бессонова в главной роли, интересная драматургия и хореография номера, отточенность движений гимнасток, их синхронность во время выполнения многочисленных фуэте заставляют просматривать это выступление снова и снова.

Выступление на чемпионате мира – 2009 в японском Мие. Открывает представление юная и мало кому известная Анна Ризатдинова, для которой это мировое первенство стало первым в карьере.

В сентябре 2011 года проходил чемпионат мира в Монпелье. За две недели до его старта произошла трагедия – разбился самолет с ярославской хоккейной командой «Локомотив». Российская гимнастка Дарья Кондакова свои победы и выступления на чемпионате посвятила погибшим ребятам и их семьям. Посвящением был и показательный номер под «Опустела без тебя земля» – абсолютно не в стиле стремительной Кондаковой, но от того еще более трогательный.

Неожиданно для зрителей, привыкших видеть гимнастку носящейся по ковру, лирический образ очень подошел Дарье. А эта плавность рук.

Традиционные киевские соревнования «Кубок Дерюгиной» 2010 года стали особенными – на ковер больше не выходила Анна Бессонова, а гала-концерт был посвящен ее прощанию со спортом.

Прощальное выступление Анна Бессонова демонстрировала под «Je suis malade» Лары Фабиан. На моменте, когда гимнастка снимает резинку с волос, убирая свой фирменный «хвостик», можно разрыдаться. И эти коронные прыжки по кругу… Зал наблюдал за Анной затаив дыхание. А после весь Дворец спорта аплодировал стоя. Более душещипательного момента и не вспомнить. Плакали все – зрители, тренеры, гимнастки, а больше всех – «железная леди» Ирина Дерюгина. Потому что да, будут и уже есть другие замечательные гимнастки, но второй Бессоновой не будет. Это был конец целой эпохи.

«Королева элегантности» и народная гимнастка, как выразилась в тот вечер Альбина Дерюгина.

Еще немного ностальгии – прекрасная Ирина Чащина с показательным выступлением под «Sorry seems to be the hardest word» на Олимпийских играх – 2004. Пластичность, музыкальность и при этом техничность Чащиной – разве не эталон художественной гимнастики? Это как популярная штука из социальных сетей: что-то модно, что-то вышло из моды, а что-то вечно. Так вот, такая гимнастика – вечна.

На Олимпиаде-2004 Ирина Чащина завоевала серебряную медаль. А спустя год, после чемпионата мира в Баку, где гимнастка стала третьей в многоборье, она завершила спортивную карьеру.

Белорусская гимнастка Любовь Черкашина отличалась собственным стилем – особой утонченностью и элегантностью. Ее показательное выступление с необычной лентой, у которой палочка с обеих сторон, смотрится очень стильно и сильно.

Выступление Черкашиной на гала-концерте после Кубка мира в Минске 2010 года. На Олимпиаде в Лондоне Люба завоюет бронзовую медаль и простится со спортом.

Отличный дуэт вышел у Анны Бессоновой и Алины Максименко. Этот номер под песню «Три хвилини» украинской группы «Друга ріка» гимнастки демонстрировали на гала-шоу Euskalgym в 2011 году. На тот момент Бессонова уже второй год как была вне большого спорта, а Максименко возглавляла сборную своей страны.

В лучших традициях украинской школы гимнастики.

Из гимнасток, выступающих ныне, выделяется артистичностью Маргарита Мамун. Ей удается интерпретировать музыку так, чтобы запомниться зрителю и вызвать у него эмоции. Это показательное выступление c мячом под “Maybe I, maybe you” Scorpions – тому подтверждение.

Гала-концерт чемпионата мира 2014 года, где Маргарита завоевала три золотые и три серебряные медали.

Бонус для тех, кто долистал до конца! Если вы смотрели каждое видео и недоумевали, почему все выступления такие скучные, а музыка такая печальная и местами заунывная, тогда номер Виктории Мазур для вас!

Концерт, посвященный открытию чемпионата мира 2013 года в Киеве, был весьма оригинальным. Гимнастки выступали в дуэте с популярными украинскими исполнителями – под их фанерное живое пение. Вот когда встретились на одной сцене Нина Матвиенко с народной песней и молодая группа “The Hardkiss” со своим электро-поп-роком.

Тоненькая хрупкая Виктория Мазур перевернула тогда мое сознание. В открытом костюме с металлическими вставками гимнастка «эпатажила» под неординарную музыку украинской группы. Потом в сети мне встретился очень смешной комментарий по поводу этого необычного образа гимнастки: «Вика, а мама знает. »

Хватит заставлять зрителей рыдать, пора их встряхнуть и удивить!

А вы какие выступления можете смотреть вечно?

Источник

Читайте также:  Золотая медаль по спортивной гимнастике 2000
Оцените статью