Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей
Ольга Винникова
Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей
Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей.
Цель занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трёх составляющих её содержание компонентов – телесного, интеллектуального и духовно- мировоззренческого.
Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических возможностей ребёнка.
Интеллектуальный –направлен на развитие познавательных процессов средствами специально организованных физкультурных занятий.
Духовно- мировоззренческий компонент предполагает целенаправленное формирование у детей навыков здорового образа жизни, желание и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
В настоящие время, ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является гимнастика. Её средства и методы находят своё применение во всех звеньях физкультурного образования, в том числе и в дошкольном. Одно из направлений гимнастики является ритмическая гимнастика. В основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передовая её ритм, темп, характер с помощью движений.
В своей работе я широко использую ритмическую гимнастику: это и музыкальное сопровождения на физкультурных занятиях и при проведении утренней гимнастики. Сама разработала программу для утренней гимнастики с использованием музыкально – ритмических композиций, для каждого возраста с учётом возрастных особенностей.
Применение музыки в утреннюю гимнастику помогает бороться с монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжения мышц) и ускоряет овладение техникой движений.
Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект.
Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Ритмические упражнения (упражнения под музыку) не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определенной площадки,они прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений.
Ребенок, выполняющий ритмические упражнения под музыку испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет упражнения под музыку.
Сами упражнения совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств и особенно – через нервную систему. Упражнения под музыку могут служить не только как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения.
Задачи и средства
упражнений под музыку (Ритмика)
Основная задача при занятиях ритмики — это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
К частным задачам относятся:
• оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
• развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма, а также коррекция зрения;
•совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости, выносливости, скоростно — силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики и проприоцептивной чувствительности;
• содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха;
• памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
• оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу
• формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений;
• содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
Основными средствами ритмики являются физические упражнения общеразвивающей направленности, выполняемые без предметов, с предметами (мяч, гимнастическая палка, гантели и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке, футболах и др.). Все они выполняются под музыкальное сопровождение.Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя, в висах.
Упражнения общей направленности включают строевые упражнения, Общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения.
Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет», выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития.
Таким образом, ритмические упражнения имеют большое оздоровительное значение.
Комплекс ритмической гимнастики мини-степ для детей старшей и подготовительной группы в ДОУ КОМПЛЕКС РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ МИНИ-СТЕП для детей старшей и подготовительной группы Перед каждым ребёнком – доска 25х35 см. 1. И. П.
Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие пластики посредством ритмической гимнастики» Цель: добиваться самовыражения ребенка посредством движений под музыку, умения соотносить движения с музыкой. Задачи образовательные:.
Конспект утренней гимнастики в форме ритмической гимнастики (старший возраст). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №82 «Чиполлино» города Калуги Конспект утренней гимнастики в форме.
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было.
Курсовая «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей дошкольного возраста. Общая характеристика работы» Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей дошкольного возраста О Г Л А В Л Е Н И Е Введение 3 Общая характеристика.
Примерные комплексы ритмической гимнастики Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем 4 человека в.
Влияние артикуляционной гимнастики на развитие артикуляционного аппарата у детей Роль артикуляционной гимнастики на развитие артикуляционного аппарата у детей. Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов:.
Влияние цвета на физическое развитие детей «ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ» Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. Мы видим одежду любимого цвета, у ребенка тянется рука к игрушке,.
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал.
Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.
Источник
Оздоровление и развитие дошкольников посредством танцевально-ритмической гимнастики
статья по физкультуре по теме
Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению детей. Это проявляется в ухудшении внимания и работоспособности, нарастает общее мышечное утомление. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к подвижному образу жизни, физической культуре и спорту. Потребность к двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovlenie_i_razvitie_doshkolnikov_posredstvom_tancevalno-ritmicheskoy_gimnastiki.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровление и развитие дошкольников посредством танцевально-ритмической гимнастики
«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.
Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению детей. Это проявляется в ухудшении внимания и работоспособности, нарастает общее мышечное утомление. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к подвижному образу жизни, физической культуре и спорту. Потребность к двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».
И именно занятия по танцевально-ритмической гимнастике помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение.
Целесообразность занятий с элементами танцевально-ритмической гимнастики , представлена в оздоровительно-развивающей программе Е.Н.Сайкиной и Ж.Е.Фирилеевой « Са-Фи-Дансе».
Во-первых, доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Во-вторых , эффективность заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную систему ребенка. В-третьих, эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.
Основной целью моей работы является укрепление здоровья и содействие всестороннему физическому развитию, в особенности личности дошкольника средствами развивающих игр-занятий на основе танцевально-ритмической гимнастики.
Для реализации цели и приобщения детей 3-7 лет, к ценностям физической культуры предусматривается решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья – главная задача, которая решается на занятия по физическому воспитанию: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия, содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы и нервной системы организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников — эта задача является основным направлением моей деятельности: формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, пропорциональную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Дополнительно появляется возможность осуществить еще одну задачу моей работы — развитие творческих и созидательных способностей занимающихся: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, воспитать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях, развивать лидерство, инициативу, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Работа построена по трем основным блокам:
- Танцевально-ритмическая гимнастика.
- Креативная гимнастика.
- Нетрадиционные виды упражнений.
Блоки объединены игровым методом проведения занятий, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, так как именно игра облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чу в ства ритма и двигательных способностей дошкольников, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку (« Горошинки», «Громко-тихо», «Охотники»).
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. Это строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки (« Цапля», «Ласточка», «Группировка», «Перекат», «У ребят порядок строгий»).
Раздел «Игротанцы» направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, и ритмический танец.
В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность (« Воробьиная дискотека», «Зарядка»).
Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости детей, выполняемые в игровой сюжетной форме ( «Дельфин», «Кобра»).
Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит основной для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук ( «Круг», «Очки», «Бинокль», «Домик»).
Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма (« Ладошки — мочалка», «Смываем водичкой руки»).
Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях и, являются приоритетным ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используется приемы имитации, подражания ( «Музыкальные стулья »).
Раздел «Игры – путешествия» ( или сюжетные занятия ) включает все виды подвижной деятельности. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь (« Спортивный фестиваль»).
Раздел «Креативная гимнастика» позволяет применять нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры. Направленные на развитие выдумки, творческой инициативы ( «Делай как я, делай лучше меня», «Танцевальный вечер»).
Для повышения двигательной активности и сохранения здоровья дошкольников, я использую следующие формы оздоровительной работы:
- Утренняя гимнастика с применением элементов танцевально-ритмической гимнастике, игрогимнастику, игроритмику, игротанцы.
- Занятия по физическому воспитанию включают в себя разделы: игротанец, игропластику, пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия и креативнаую гимнастику.
- Спортивные праздники и развлечения с использованием комплексов танцеваьно-ритмической гимнастики, музыкально-подвижные игры и креативную гимнастику.
Благодаря этим занятиям укрепляется здоровье, создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жак Далькроз по поводу проведения занятий с детьми. «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветания всего организма, чем чувства ра.
Предлагаемый материал поможет родителям, логопедам, педагогам в игровой форме использовать дыхательные упражнения в своей деятельности.
С каждым годом растет колличесто детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и координации движений..В связи с этим актальной становится проблема поиска эффектив.
Не секрет, что основы физической культуры человека, здорового образа жизни, необходимости систематического физического воспитания и занятий спортом заложены в дошкольном возрасте. Фактически в к.
К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами психомоторного развития. Наблюдаются нарушения в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнени.
Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению .
Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений.
Источник