Организация и проведение занятий по гимнастике
Эффективность обучения гимнастическим упражнениям во многом зависит от правильной организации учебного процесса (в первую очередь, от планирования занятий и подготовки к ним), а также от качественного их проведения. Рассмотрим эти вопросы применительно к урокам физической культуры в школе.
Планирование занятий и подготовка к ним
Планирование включает в себя разработку следующих документов: годового плана прохождения программного материала (в нём отражается общее количество часов на гимнастику и их распределение по четвертям); планов учебно-воспитательного процесса на четверть применительно к разделу – гимнастика; расписание занятий; конспекты занятий. При планировании процесса обучения гимнастическим упражнениям важно, чтобы задачи, содержание, формы и методы обучения им соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому развитию и технической подготовленности.
Основным рабочим документом преподавателя на каждое занятие служит план (план-конспект) урока. Он является завершающим звеном планирования в деятельности преподавателя по реализации программного материала по гимнастике. Разработка преподавателем планов-конспектов – это не что иное, как организация собственной деятельности, ориентированной на решение педагогических задач каждого занятия. В конспектах необходимо определить наиболее рациональную последовательность решения поставленных задач. После этого подобрать средства и методы обучения гимнастическим упражнениям, развития и совершенствование двигательных способностей, воспитания личностных качеств занимающихся.
Подготовка конспекта начинается с разработки основной части занятия, а затем уже, исходя из особенностей её содержания и предполагаемых нагрузок, насыщается содержанием подготовительная и заключительная части. В конспекте указываются средства и методы обучения и тренировки, примерная дозировка упражнений (время выполнения каждого упражнения, количество повторений, величина дистанций и т.д.), предусматриваются способы организации занимающихся при выполнении различных упражнений (фронтальный, групповой, индивидуальный или круговой), методы закрепления и совершенствования материала и развития физических качеств, исходя из условий и мест занятий. После этого планируются домашние задания, которые могут включать упражнения, направленные на ликвидацию отставания при изучении отдельных элементов техники (подъёмов, махов, переворотов и др.), на закрепление полученных навыков, на развитие гибкости, силы, равновесия, ориентировки в пространстве, согласованности движений и других способностей, предусмотренных программой физического воспитания. Примерный конспект занятия по гимнастике представлен в приложении 1.
Подготовка к занятиям состоит из индивидуальной подготовки преподавателя и подготовки мест занятий.Индивидуальная подготовка преподавателя включает в себя пополнение уровня своих теоретических знаний по учебным вопросам предстоящего занятия и совершенствование методических навыков. Это позволит ему вносить изменения в планирование учебного процесса, в методику обучения и тренировки с учетом новых рекомендаций и передового опыта. Творческий подход преподавателя к урокам, введение новых упражнений и методических приёмов в обучение положительно влияют на повышение интереса, сознательного и активного отношения занимающихся к освоению гимнастических упражнений.
Подготовка мест занятий включает в себя: оснащение спортивных залов гимнастическим оборудованием (перекладинами, брусьями, снарядов для выполнения опорных прыжков, канатов для лазанья и т.д.) и приспособлениями или специальными устройствами (мостики для прыжков, съёмные и навесные устройства, различные тренажёры и др.); наличие соответствующего инвентаря (гирь, гантелей, эспандеров, гимнастических палок, обручей и др.), а также проверка их исправности. Всё это позволит осуществлять полноценный учебный процесс по данному разделу программы физического воспитания в школе, предотвратит травматизм на занятиях.
Структура, основное содержание и порядок проведения урока по гимнастике
Структурно занятие по гимнастике состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная (вводная) часть урока включает в себя: организацию занимающихся (построение, рапорт, приветствие, проверка присутствующих); сообщение целей и задач занятия; выполнение строевых упражнений и упражнений для формирования правильной осанки; подготовку функциональных систем организма (ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем, мышц, связок, суставов) для решения учебных заданий в основной части занятия (осуществляется за счёт выполнения разнообразных упражнений, предусмотренных программой физического воспитания). Продолжительность подготовительной части 7-10 мин.
Упражнения подготовительной части занятия выполняются в движении и на месте. Они должны соответствовать задачам основной части урока по гимнастике и включают в себя: ходьбу, упражнения в ходьбе, медленный бег, упражнения в беге, прыжки, подскоки на одной и двух ногах и др. Ходьба и бег могут сочетаться с несложными движениями рук, головы и туловища. При выполнении таких упражнений объяснение и их показ необходимо делать, не останавливая группу и двигаясь ей навстречу.
Упражнения на месте носят общеразвивающий характер и могут выполняться без предметов и с предметами (медицинболами, мячами, гимнастическими палками, на гимнастической стенке и скамейке). Выполнение общеразвивающих упражнений необходимо осуществлять «сверху-вниз», т.е. в работу вовлекаются мышцы шеи, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей и затем выполняются упражнения для мышц всего тела, упражнения в парах и заканчиваться прыжками. При этом показ общеразвивающих упражнений на месте производится руководителем зеркально, с подсчетом стоя лицом или боком к обучаемым.
В зависимости от предназначения, сложности упражнений различают следующие способы их проведения.
Первый: назвать упражнение и подать команду для выполнения.
Упражнения могут называться по форме движения (например, «Приседания»), по целевому предназначению (например, «Упражнение для мышц туловища»). Кроме того, возможны условные названия (например, «Ласточка»).
Второй: назвать упражнение, показать его и подать команду для выполнения.
Третий: назвать упражнение, объяснить его содержание и подать команду для выполнения. При объяснении сначала называется движение, а затем – соответствующий ему счет. Например: «Упражнение для мышц ног. Присед, руки вперед – РАЗ, основная стойка – ДВА».
Четвертый: назвать упражнение, показать его в сочетании с объяснением, подать команду для выполнения. В данном способе показ осуществляется несколько медленнее, чем обычно, внимание обучаемых обращается на наиболее трудные места в упражнении.
Пятый: проведение по разделениям. После показа упражнения руководитель подает следующие команды, например: «Упор присев, делай – РАЗ; упор лежа, делай – ДВА; упор присев, делай – ТРИ; основная стойка, делай – ЧЕТЫРЕ». При этом он по каждой исполнительной команде принимает вместе с обучаемыми может принимать соответствующие положения. В дальнейшем подается команда: «Упражнение по разделениям, делай – РАЗ; делай – ДВА и т.д.». На данном этапе преподаватель сам упражнение не выполняет, однако после каждого счета указывает на допущенные ошибки. Убедившись в правильности движений, руководитель подает команду для слитного выполнения: «Упражнение начи-НАЙ».
Шестой: поточное выполнение упражнений. При данном способе упражнения на месте выполняются одно за другим без дополнительных команд руководителя занятий. Для начала упражнений необходимо подать следующее распоряжение и команду: «Общеразвивающие упражнения на месте», «Потоком, упражнения начи-НАЙ». Первое упражнение руководитель выполняет вместе с обучаемыми, зеркально, с подсчетом, сначала в медленном, затем в быстром темпе. В последующем преподаватель замедляет темп упражнения, а с подачей последнего счета принимает исходное положение для второго упражнения; выждав незначительную паузу, пока обучаемые не примут правильно исходное положение. После этого руководитель одновременно с обучаемыми начинает выполнять следующее упражнение и т.д. Команда «СТОЙ» подается по завершении последнего упражнения.
Кроме того, может применяться комбинированный способ. Например, при проведении поточным способом «Приседания» перед очередным упражнением можно сделать паузу, назвать упражнение («Прыжки») и дать команду на выплнение.
Основная часть урока направлена на обучение двигательным действиям и решение оздоровительных, развивающих и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Её продолжительность 30-35 мин.
Вначале разучиваются новые двигательные действия или элементы техники того или иного гимнастического упражнения. Закрепление и совершенствование упражнений, усвоенных на данном занятии или на предыдущих занятиях, могут осуществляться в конце первой или второй половины основной его части. Для этого используются, как правило, повторный, соревновательный и игровой методы.
Следует отметить, что упражнения, требующие проявления гибкости и координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части, а упражнения, связанные с проявлением силы и силовой выносливости в конце занятия. Для мотивации занимающихся и повышения эмоциональности занятия основную часть рекомендуется завершать эстафетами, играми и упражнениями игрового характера (их содержание будет представлено в 4-ой главе пособия) или проводить круговую тренировку.
Заключительная часть урока направлена на снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние, подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы, приведение в порядок мест занятий (продолжительность 3-5 мин).
Для снижения активности функциональных систем, мышечного и эмоционального напряжения используются различные виды ходьбы, медленный бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, отвлекающие упражнения (на внимание, упражнения под музыкальное сопровождение и др.). При подведении итогов занятия необходимо отметить лучших и худших учеников с точки зрения их старания, правильности выполнения изученных упражнений, дисциплинированности и сдвигов в уровне физической подготовленности.
Источник
Структура построения урока по гимнастике
Логика любого учебно-воспитательного процесса требует последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность, постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности, последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся
Поэтому, как и другие уроки физического воспитания, урок по гимнастике также состоит из трех взаимно связанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Такое деление урока вызвано необходимостью подготовки организма учащихся к предстоящей деятельности, определенного периода врабатывания всех органов и систем организма, повышение уровня работоспособности занимающихся.
Основная часть урока является определяющей и главенствующей в структуре урока. Именно в этой части урока проводится практически вся запланированная учебная работа с учениками и максимум нагрузки на их организм также даётся в этой части урока.
После такой нагрузки опять таки нужен определенный период времени для постепенного ее снижения до исходного или близкого к нему уровня. Этому посвящена заключительная часть урока.
Подготовительная часть урока
Цель подготовительной части урока – организовать класс и обеспечить физиологическую подготовку организма учащихся к предстоящей учебной работе.
Организация класса сводится к построению учащихся, проверки явки на уроках, объяснение основных задачи и содержания предстоящего урока. Построение является началом взаимоотношений между учителем и занимающимися. Объяснение задач урока и построения должно пробуждать у учащихся интерес к занятиям, а также повышать их деятельность и сознательность, активность. Необходимо, чтобы оно было кратким, ясным и понятным. Проверку явки на урок нужно максимально упростить, с тем, чтобы сохранить время для учебной работы.
Организация внимания сводится к тому, чтобы отвлечь учащихся от всего, что не имеет непосредственное отношение к уроку, и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Это достигается повышением интереса и сознательным отношением учащихся к учебной деятельности. Для этого часто используются специальные упражнения для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся, — к ним относятся короткие, постепенно усложняющиеся комбинации движений, состоящие из шагов, прыжков, поворотов на месте и на ходу, приседов, хлопков и т.д. С той же целью используются упражнения для развития быстроты, ловкости, и точности реакций, заключающиеся в быстром выполнении непредвиденных распоряжений (лечь, встать, сесть и др.).
Подготовка организма учащихся к предстоящей учебной работе заключается в активизации деятельности функциональных систем организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение общего обмена веществ, разогревание мышц и др.) и центральной нервной системы.
Средствами подготовительной части являются: построения и перестроения; различные виды ходьбы и бега; прыжки и подскоки; танцевальные упражнения; преодоления препятствий; упражнения на внимание; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка); упражнения с заданием на быстроту и точность реакции, на координацию, различные подвижные игры.
Продолжительность первой части урока зависит от подготовленности учащихся и условий, в которых он проводится. Порядок проведения подготовительной части урока может несколько меняться в зависимости от состояния места занятий, подготовки учащихся и задач урока. В целом, продолжительность подготовительной части урока колеблется от 7 до 12 минут.
Основная часть урока
В этой части урока решаются важнейшие задачи гимнастики — изучение и совершенствование гимнастических упражнений, развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости), совершенствование деятельности функциональных систем организма и психомоторики школьников.
Основная часть урока служит для формирования у учеников знаний о технике изучаемых двигательных действий и влиянии выполняемых упражнений на организм занимающихся, формировании знаний о мерах безопасности, приёмах страховки и самостраховки, для обучения учеников прикладным и специальным гимнастическим умениям и навыкам, для совершенствования у них двигательных качеств и воспитания этических и волевых качеств.
Планируя учебный материал на урок, определяя физиологическую нагрузку, учитель должен исходить из степени подготовленности учеников, интенсивности требуемого нервно-мышечного напряжения при выполнении того или иного упражнения и функционального состояния детей (уровня их работоспособности, степени утомления и т.д.).
Необходимо учесть, что с 5-го класса у учеников становятся более выраженными особенности в развитии организма мальчиков и девочек. С этого времени для девочек следует планировать несколько меньшую нагрузку, чем для мальчиков, особенно в упражнениях, связанных с силовым напряжением, лазанием, упражнениями в упоре и т.д.
Величина нагрузки планируется учителем при составлении конспекта к уроку. Подбирая упражнения, определяя очередность их выполнения, он одновременно может составить усредненную кривую нагрузки по пульсу. Для этого надо знать пульсовую стоимость планируемых упражнений при заданной дозировке (темп, количество повторений или время выполнения).
Исходный уровень пульсовой кривой можно определить, измерив показатели у 3-х — 5-ти учащихся разного уровня физической подготовленности. Полученный таким образом стартовый уровень пульсовой кривой, позволяет своевременно внести коррективы в интенсивность нагрузки, более точно регулировать ее в ходе самого урока, избегать перегрузки или недогрузки.
Способы дозирования физиологической нагрузки на уроках гимнастики следующие:
1. Изменение условий выполнения упражнений путем:
— изменение исходного положения;
— использования сопротивлений (амортизаторы) или партнёра;
2. Изменение числа повторений упражнения
3. Изменение способа проведения упражнений путем:
— изменения темпа выполнения;
— применения поточного способа выполнения;
— выполнения упражнений в соединении с другими элементами или в комбинации;
— использования других мер, изменяющих трудность выполнения упражнения (ограничение пространства, зрительных ориентиров, времени выполнения и др.).
Средства основной части урока:
Прикладные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, опорные прыжки, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры, полосы препятствий, эстафеты.
Продолжительность основной части зависит от продолжительности урока в целом. В школьном уроке продолжительностью в 45 мин, основная часть составляет от 28 до 35 мин.
Заключительная часть урока
Назначение заключительной части урока — завершение учебной работы учащихся, снижение нагрузки и приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность. Заканчивая урок, необходимо обеспечить ровное, несколько повышенное эмоциональное состояние учащихся. Хорошим средством для решения этой задачи являются упражнения, направленные на успокоение и восстановление деятельности сердца и дыхания. Разбор урока и подведение итогов обычно сводится к оценке его основного содержания, поведения учащихся и постановки задач на будущее. В конце урока ученикам даются рекомендации и задания на дом.
Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности подготовительной и основной части и колеблется от 3-х до 5 минут.
Средства заключительной части урока:
Упражнения на расслабление или внимание, упражнения на развитие гибкости, игры на внимание, ходьба с упражнениями на дыхание, танцевальные шаги, строевые приёмы и др.
Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения образных или сюжетных уроков в младших классах, когда ученики, выполняя упражнения и различные задания, становятся персонажами различных сказок или мультфильмов. В такой урок можно внести элементы и атрибутику различных профессий, что одновременно будет способствовать профессиональной ориентации учащихся. Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д.
Положительная эмоциональная обстановка на подобных уроках обеспечивают каждому ученику возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса. Новизна таких урока достигается и своеобразной организацией класса: изменением места построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки и другое.
Источник