Основные принципы оздоровительной физической культуры
Основные принципы оздоровительной физической культуры
В теории оздоровительной физической культуры, как и физической культуры вообще, выделяют 7 основных принципов:
Принцип оздоровительной направленности.
Принцип научности обучения.
Принцип доступности обучения.
Принцип систематичности обучения.
Принцип сознательности и активности обучения.
Принцип наглядности обучения.
Принцип прочности усвоения учебного материала.
Принцип – это правило организации деятельности при выполнении физических упражнений.
Раскрывая вопрос о принципах, необходимо соблюдать определенную схему:
Раскрывать суть принципа;
Рассказывать о требованиях по реализации данного принципа.
Принцип оздоровительной направленности
Суть – укрепление здоровья.
Требования по реализации:
1. Планируя и регулируя нагрузку, необходимо руководствоваться прежде всего соображениями укрепления здоровья человека;
2. Необходимо использовать в занятиях научно-обоснованные, проверенные практикой средства, методы и формы занятий, обеспечивающие укрепление здоровья;
3. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования при проведении занятий.
Принцип научности обучения
Суть : преподавание построено на научно обоснованной методике и организация обучения осуществляется учителем, знающим законы усвоения учебного материала.
Требования по реализации:
1. Изучение двигательного действия следует организовать так, чтобы ученик овладел всеми составляющими физическими упражениями в соответствии с требованием техники;
2. Ученик должен осознать и усвоить существенные, главные признаки и свойства изучаемого двигательного действия (если стоит задача, которая требует максимальных усилий, то в первую очередь развивают силу, если же освоение техники, то обращают внимание не только на ведущее звено, но и на детали техники);
3. В процессе обучения техники рекомендуется знакомить с доступными методами научного исследования;
4. Следует знакомить только с достоверными наукой фактами и знаниями;
5. В процессе обучения используйте только принятые в науке термины.
Суть: средства, методы обучения, а так же формы организаций занятий должны соответствовать:
1. Возрастным особенностям учеников;
2. Их образовательной подготовленности;
3. Умственному развитию.
Требования по реализации:
1. Физическая подготовленность ученика должна соответствовать специфике решаемой двигательной задачи;
2. Ученик должен разобраться в логике изучаемого двигательного действия и сосредоточить внимание на решающих условиях его выполнения (надо понять от чего зависит успех);
3. Психическая готовность должна соответствовать специфике решаемой двигательной задачи.
Она достигается 2 способами:
• не надо изучать более 2 –3 элементов на начальном этапе;
• надо свести к минимуму возможность неудачного исполнения, причиной которого часто бывает боязнь получить травму (обеспечить страховку, помощь, показать упражнение подготовленного ученика).
Суть: занятия надо проводить регулярно, обучение осуществлять последовательно.
Требования по реализации:
1. В обучении нужно идти от неизвестного к известному;
2. Идти от простого двигательного действия к сложному (в техническом отношении);
3. От легкого к трудномув плане тренировочных нагрузок;
4. От неизвестного к известному.
Принцип сознательного и активного обучения
Суть: обучение должно быть сознательным и активным (сознательность без активности – это созерцание, активность без сознательности – это хаос).
Требования по реализации:
1. Надо сформировать такие потребности в движении ученика, которые были бы направлены на решение задач, поставленных учителем. Надо добиться того, чтобы цели деятельности ученика (получить удовольствие) совпали с целями обучения учителя, это достигается за счет такой организации обучения, когда оно будет ярким, эмоциональным и интересным;
2. В процессе обучения следует формировать и регулировать мотивы обучения исходя из возраста учеников;
3. Необходимо снижать интенсивность тех потребностей, которые не имеют отношения к решению учебных задач;
4. Правильная организация мест занятий. Введение игрового и соревновательного элементов, меры принуждений и наказаний.
Суть: наблюдения, разглядывания и выявление закономерностей в технике данного двигательного действия.
Требования по реализации:
1. Надо идти в обучении от логики деятельности к выявлению главного смысла двигательного действия (спринтер: смысл двигательного действия – скорость);
2. Надо добиваться четкого понимания назначения каждой части движений: для чего она нужна; как это надо делать; знать, какие элементы обеспечивают успех. Реализация этих 3 положений осуществляется за счет показа. Причем надо помнить, что наблюдать за техникой необходимо с расстояния в 3 – 4 раза превышающего размеры наблюдаемого объекта.
Для формирования полноценного представления, обучаемые должны не только увидеть, но и почувствовать особенности изучаемого двигательного действия, причем важно, чтобы ученик произносил вслух формулу нужного ощущения.
Принцип прочности усвоения учебного материала
Суть: прочное усвоение – это результат такой постановки обучения, при которой основной материал основательно изучается и учащийся всегда в состоянии произвести его в памяти и воспользоваться им как в учебных так и в практических целях.
Требования по реализации:
На прочность запоминания влияет ряд условий:
1. Надо сформировать цель запоминания и показать пути использования, запоминания материала в предстоящей деятельности.
2. Надо научит приемам запоминания изучаемых двигательных действий. Существуют 3 приема, при помощи которых можно запомнить изучаемый материал:
• повторение (моторные, идеомоторные);
• кодирование (перевод информации из той формы, в которой она представлена, в другую, более удобную для запоминания);
• надо оптимизировать количество запоминающей информации и разнообразие формы работы учеников с запоминанием двигательных действий (не более 3 объектов);
3.Необходимо обеспечить надежность сформулированных двигательных действий.
Под надежностью понимается эффективность выполнения действий в неблагоприятных условиях.
Достичь надежности можно при соблюдении следующих требований:
• обеспечить оптимальный уровень развития физических качеств (создать резерв);
• надо совершенствовать двигательных умения и навыки в условиях утомления (гимнастика, спорт игры, теннис);
• надо формировать навыки психической саморегуляции.
Источник
Принцип оздоровительной направленности на уроках физического воспитания
1.Общая характеристика оздоровительной физической культуры…………………………………………………………………………………3
1.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания……. 3
1.2. Требования к реализации принципа оздоровительной направленности в системе физического воспитания………. 4
2.Основные направления оздоровительной физической культуры и их характеристика………………………………………………………………..10
Список использованных источников ……………………………………..15
Актуальность. Регулярная физическая активность на протяжении многих веков считалась важным компонентом здорового образа жизни. В последнее время это положение не только не опровергается, но и подтверждается новыми научными доказательствами. В частности, выяснилось, что физическая активность оказывает положительное влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека, поскольку является одним из факторов профилактики рецидивов различных хронических заболеваний.
Человек, систематически выполняющий физические упражнения, чувствует себя энергичным, он менее подвержен стрессовым ситуациям. Он становится более работоспособным, жизнерадостным. Его ум становится более ясным, человек выглядит моложе своих лет. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы функционируют на высоком уровне, у него в норме работа желудочно-кишечного тракта.
Несмотря на все плюсы физической культуры, многие люди уделяют ей мало внимания.
Цель: изучить принцип оздоровительной направленности физической культуры.
1.изучить литературу по данному вопросу;
2.раскрыть основные направления оздоровительного принципа физической культуры;
3.рассмотреть особенности реализации данного принципа в системе физического воспитания.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания
Одно из главных направлений в современном образовании является физическое воспитание с младших классов. Сегодня, когда дети проводят практически все свое свободное время за гаджетами, не видя необходимости даже в минимальных физических нагрузках, этот аспект становится наиболее актуальным. И это не просто слова. Ведь всесторонне развитая личность, воспитание которой и является целью современного образования, — это не только комплекс знаний и умений, но и хорошее физическое развитие, а значит, и крепкое здоровье. Подрастающее поколение должно быть не только умным, прекрасно разбирающимся в компьютерных новинках и свободно мыслящим, но и здоровым, и даже в первую очередь здоровым, только тогда можно говорить о поколении полноценных людей. Именно по этой причине важно знать принципы физического воспитания как одного из основополагающих в системе общего воспитания, его цели и задачи. Такое знание поможет каждому родителю принимать активное участие в становлении здоровой личности своего ребенка с дошкольной ступени, помочь ему правильно развиваться.
Физическое воспитание – это непрерывный образовательный процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, помогающих ребенку сделать свое тело, свой организм более совершенным. Целью этого направления является всесторонне развитая, гармоничная личность ребенка, которой присущи жизнерадостность, жизнестойкость. Физическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.
Оздоровление ребенка — приоритетная задача педагогического процесса, направленная на укрепление здоровья и охрану жизни ребенка, а кроме того, на гармоничное психомоторное развитие, повышение иммунитета при помощи закаливания, а также увеличение работоспособности. Оздоровительные задачи призваны: помочь сформировать правильную осанку, изгибы позвоночника, гармоничное телосложение; развить своды стопы; укрепить связочно-суставной аппарат; регулировать рост и массу костей; развивать мышцы лица, тела и всех других органов.
1.2. Требования к реализации принципа оздоровительной направленности в системе физического воспитания
Идея укрепления здоровья человека – основа всей системы физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующие не подлежащие сомнению положения:
1) Преподаватели физической культуры, тренеры несут ответственность перед государством за сохранение укрепление здоровья занимающихся.
2) Обязательным принципом является педагогический и врачебный контроль. Только правильный подход несет оздоровительный эффект. При этом должно учитываться особенности возраста, пола и состояния здоровья детей. Только постоянный врачебный и педагогический контроль учитывает эти особенности.
Причем врачебный контроль не должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека изменений. По данным врачебного контроля можно судить о том положительно или отрицательно влияют те или иные физические упражнения. На основании этого нужно моделировать методы физического воспитания.
Оздоровительная направленность системы физического воспитания – это тесный союз тренера, врача и самого занимающегося. Процесс работы над своим телом и здоровьем- это сложная и долгая, но интересная, похожая на произведение искусства.
Основываясь на учете изменений, проходящих в организме врач и тренер прогнозируют текущие результаты и возможные перспективы этих занятий.
Смысл принципа оздоровительной направленности состоит в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Отсюда следующие требования к его реализации:
• определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности как обязательного критерия;
• планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;
• обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;
• широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
В условиях развития современного общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья и продолжительности жизни населения, как городского, так и сельского. По данным проводящихся исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, средняя продолжительность жизни сократилась на 7— 9 лет, в результате снизился и производственный потенциал общества (Г. А. Кураев).
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями ведущих специалистов в этой области (достаточно назвать такие имена, как Н.А.Агаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко, В.К.Бальсевич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А.А.Виру, Л.П.Матвеев, Р.Е. Мотылянская, И.В.Муравов, Л.Я.Иващенко, I.Astrand, J.N.Wilmore и многие другие), которые красноречиво свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и здоровым образом жизни является наиболее эффективным средством в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.
Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:
1) применять те средства и методы, которые научно опробованные и имеют обоснование их оздоровительной ценности.
2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями и индивидуальными особенностями учеников;
3) в процессе занятий всеми формами физической культуры нужно обеспечить совокупность контроля врача, тренера и постоянного самоконтроля со стороны занимающегося.
К занятиям физической культуры необходимо, при направляющей роли тренера, подходить обдуманно, чтобы не нанести вред здоровью. Только при тесном взаимодействии тренера и занимающегося можно добиться положительного эффекта. При этом нужно соблюдать что каждый человек индивидуален, в том числе и в плане физического развития. Поэтому и решение задач физического воспитания (в частности, оздоровительных) не может быть единым для всех.
Американский медик Г. Сигерист дал следующее определение понятию «здоровье»: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях — наиболее характерный критерий нормы, здоровья (Р.Баевский, 1979).
Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту организовать физическое воспитание так, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:
— совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям и работоспособность;
— компенсировать недостаток двигательной активности, обусловленный реалиями современной жизни.
Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отведена проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе адекватных и научно обоснованных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.
Сегодня разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, предназначенных для широкого использования. Их основные достоинства — доступность, простота реализации и эффективность. Прежде всего, это:
— контролируемые беговые нагрузки (система Купера);
— бег ради жизни (система Лидьярда);
— 10 000 шагов каждый день (система Михао Икай);
— режим 1000 движений (система Амосова);
— произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону);
— всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь стоять, а не сидеть — стой, если можешь двигаться — двигайся (система Моргауза);
— калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.
В наше время появились новые направления оздоровительной физической культуры, приводящие к хорошему эффекту и завоевывающие постепенно, медленно, но верно, популярность среди молодежи. К ним можно отнести оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.
Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью зависит от реальной обстановки, возможностей, запросов, зачастую является делом индивидуального вкуса и интереса.
Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, объему и мощности в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Нельзя не отметить положительное влияние этих упражнений на общее состояние организма. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.
Отмечено и положительное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.
Физические упражнения, кроме несомненного оздоровительного эффекта, оказывают тренирующее воздействие на человека: повышают умственную и физическую работоспособность, позволяют повысить уровень физических качеств, всячески содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба на лыжах, плавание и др.).
Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, воздушных и солнечных ванн, а также массажа.
Таким образом, систематическое применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, работоспособность, улучшает функции вегетативных систем и предупреждает преждевременное старение.
Источник