Примеры разминок для группы

Примеры разминок для группы

У каждого тренера в арсенале должен быть целый набор простых и эффективных разминок для знакомства, активизации внимания и повышения активности участников. Разминки для тренинга придают динамичность процессу и делают обучение по настоящему увлекательным.

Разминки для тренинга на знакомство

Данные упражнения ускоряют процесс формирования доверия участников друг к другу, создают дружественную атмосферу общения и способствуют активизации участников.

  1. «Расскажи обо мне». Разделите участников на пары. В течение 5 минут они должны обсудить следующие вопросы:
  • Что я ожидаю от тренинга?
  • Моя самая сильная сторона – это…
  • Лучше всего я делаю (у меня получается)…
  • Что я бы хотел в себе улучшить?
  • Что объединяет меня с партнером по разминке?

После обсуждения каждый участник рассказывает о своем партнере то, что ему удалось узнать из беседы. Уточняем у того, о ком рассказывали точность информации, все ли было верно передано.

  1. «Моя мама говорит, что я»

Суть разминки проста: каждый участник рассказывает о себе от лица другого человека. Эт может быть любой родственник, знакомый, коллега, руководитель и т.д.

  1. «Никто не знает, что я»

Участники продолжают две фраза «многие знают, что я …» и «никто не знает, что я». Данная разминка позволяет узнать с другой стороны уже знакомых коллег и позволяет раскрыться участникам более полно.

Читайте также:  Дисплазия тазобедренных суставов гимнастика грудничок

Разминки для тренинга на внимание

Такие разминки часто называют «разминки после обеда». Цель данных упражнений – повысить концентрацию внимания участников, вернуть их в собранное рабочее состояние.

Участники по кругу считают вслух, начиная с одного. Те, кому попадаются числа, содержащие 3 (3,23,30 и др.), а также кратные трем (6,9,12 и др.) должен молча хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из круга. Игра продожается до тех пор, пока участники не дойдут до 33, или пока не останется победитель.

Разделите участников на 2-3 команды ( в зависимости от размера группы). В течение 30 секунд каждой команде необходимо найти и запомнить как можно больше предметов в комнате на букву «С». По истечении 30 секунд от каждая команда по очереди озвучивает свой предмет. Побеждает та команда, которая запомнила больше предметов.

Варианты разминки «Красный предмет», «Светлый предмет»

Участники встают в круг. Первый участник кидает мяч любому другому и называет число от 1 до 20. Тот, кто поймал мяч должен тут же назвать число на 1 больше. Затем он кидает мяч и произносит свое число от 1 до 20. Суть в том, что участнику запрещено в качестве «своего числа» выбирать то, которое на 1 больше того, которое он назвал, поймав мяч. Пример «5 – кидает мяч. 6 – ловит мяч второй. 11 – кидает мяч третьему. Третий ловит и называет 12».

Сначала участникам тяжело на автомате не называть число на 1 больше предыдущего. Упражнение позволяет формировать навыки сохранения сосредоточенности при интенсивной деятельности.

Разминки — ледоколы

Данные разминки схожи с разминками на знакомство, однако они применяют в течение всего тренинга для того, чтобы поднять активность участников и активизировать их для совместной работы.

Тренер пускает по кругу салфетки и просит взять «сколько нужно» каждому. После он просит каждого участника рассказать о себе столько фактов, сколько салфеток у него в руках. Факты должны иметь непосредственное отношение к теме тренинга (например: мои способы выполнить план продаж)

Тренер просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, когда он называет слово «яблоки» — все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда тренер говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.

Участники делятся на пары и составляют список из 5 общих качеств (черты характера, факты из жизни, опыт работы). После каждый ищет себе новую пару. Тот, кто быстрее всего найдет общие черты с 5 участниками получает приз.

Вы можете выбрать те разминки для тренинга, которые лучше всего подойдут вашим тренингам и проводимым темам. В любом случае, не стоит игнорировать проведение разминок, так как они отвечают за динамику работу, вовлеченность и внимание участников.

Источник

Разминка в тренинге: как подобрать лучшую и провести с пользой

Разминки (энергизаторы, энерджайзеры, разогревающие упражнения, игры на разогрев) – это короткие, не сложные, часто подвижные, забавные и веселые игры и игровые упражнения, используемые на протяжении всего тренинга. В них нет глубокого учебного содержания, но они помогают в решении ряда задач, связанных с управлением групповой динамикой.

Когда и для чего они нужны

У многих тренеров (особенно по бизнес обучению) подвижные игровые виды деятельности никак не ассоциируются и не сочетаются с серьезными темами. Между тем, эти «минутки развлечения» несут большую пользу серьезному делу.

Любая деятельность начинается с разминки или разогрева. Спортсмены разминают и разогревают мышцы, певцы оперы играют голосом — распеваются. Так и в тренинге – чтобы плавно включить группу в учебный процесс, нужно провести разминку – выполнить некоторые упражнения на разогрев перед предстоящей серьезной работой.

Их задача в самом начале – выровнять эмоциональное и функциональное состояние только что собравшихся участников: кого-то расшевелить, другим поубавить пыл, ввести их в учебную атмосферу, помочь «притереться» друг к другу, поднять общий тонус группы и каждого ее члена в отдельности.

Покидая учебный зал и отправляясь на кофебрейк, одни участники расслабляются, другие наоборот, энергично «наверстывают упущенное» по телефону, третьи все еще дискутируют по поводу ключевого упражнения в предыдущем блоке. Для приведения группы в состояние оптимальной мобилизации, в момент возвращения в аудиторию стоит выполнить небольшую пятиминутную разминку — не вызывающую сильных впечатлений, но повышающую концентрацию внимания. Она также поможет заполнить «неловкую паузу» в случае, если кто-то опаздывает.

К середине тренинга энергия и заинтересованность снижается, что сопровождается сонливостью, скукой, слабым пониманием материала, обучаемые становятся беспокойными, отвлекаются, создают суматоху в зале — в группе заканчивается топливо, и чтобы доехать в точку назначения, придется потратить пару минут на заправку — провести упражнение-энергизатор. Короткий активный отдых поможет «вдохнуть энергию» в группу, снимет усталость после длительной сидячей работы, избавит от негативного воздействия продолжительных нагрузок, активизирует внимание, повысит способность к более эффективному восприятию материала, да и просто улучшит общий эмоциональный настрой.

По завершению тренинга (или отдельно взятого занятия) важно подвести итоги – что сделано, что получено, что пройдено, и вместе с тем дать участникам ощущение удовлетворения от проделанной ими работы. Получить обратную связь и обменяться впечатлениями в конце тренинга также можно в процессе разминки.

Разминка не только создает хорошее настроение в начале и конце тренинга и служит «водоразделом» между его блоками или днями. С ее помощью можно выполнить ввод в определенную тему. Она также позволяет предупредить (а при необходимости – преодолеть) возможное сопротивление.

Часто участники приходят на тренинг не по доброй воле, иногда – целыми отделами. И задача тренера – создать увлекающую атмосферу для тех, кто предпочел бы не участвовать, мотивировать их к обучению. Когда нарастает сопротивление или агрессия, веселые, увлекательные разминочные упражнения естественным образом расслабляют сопротивляющихся, возникают позитивные установки — тренинг проходит на ура.

Проводить разминку стоит всякий раз, когда нужно сменить ритм или задать тему занятия:

  • перед началом тренинга – чтобы выполнить первичную настройку группы;
  • после недолгого перерыва между блоками — чтобы повысить концентрацию внимания и групповую сплоченность;
  • перед подачей теоретической информации – чтобы получить материал для обсуждения и проложить «мостик» к теме;
  • в середине дня, после обеда или продолжительного теоретического блока — чтобы мобилизовать внимание, перевести участников из пассивного состояния в собранное рабочее;
  • после длительной аналитической работы — для релаксации и снятия напряжения;
  • перед большим основным упражнением – для усиления группового процесса.
  • после яркой, бурной игры или напряженного обсуждения – чтобы утихомирить страсти;
  • при нарастании противодействия или групповой агрессии;
  • для выделения подгрупп или воссоединения группы;
  • в конце дня и по окончании тренинга.

Это классическая схема, от которой можно, а если того требует состояние участников или рабочая ситуация, нужно отступать.

Как подобрать подходящую

Используемые для разминки игры и упражнения обычно не имеют образовательной, связанной с содержанием тренинга, функции. Они скорее создают настроение и синхронизируют внимание группы, способствуют нормальному рабочему настрою. В зависимости от характера энергии и настроения, которые нужно установить в группе, разминка может быть очень веселой, активной и динамичной, или же медленной, расслабляющей и даже успокаивающей.

Хотя сама по себе разминка не несет особой информативной пользы, ей можно дать такую трактовку, так расставить акценты, чтобы она что-то иллюстрировала или тренировала в обсуждаемой теме (например, память, внимание), и логично связать с изучаемым материалом.

Например, упражнение «Блудный заяц» обычно проводят в дополнение к играм на знакомство – чтобы участники узнали дополнительную информацию друг о друге. Суть ее в следующем – убирается один стул и водящий, стараясь занять свободное место, предлагает пересесть тем, у кого есть кошка, кто носит кольцо, любит груши, любит рисование, рыбалку и т.д. Т.е. называет общий признак, объединяющий нескольких участников тренинга, и те, у кого он есть, меняются друг с другом местами.

Но если расставить акценты иначе, такую разминку легко можно подвести к серьезной теме бизнес тренинга. Например, чтобы связать ее с материалом, который будет изучаться, к примеру, на тренинге переговоров, следует объяснить: «Это упражнение требует внимательности, быстроты реакции. При ведении переговоров также надо быть внимательным к собеседнику, и быстро реагировать на его действия».

Без вполне очевидной привязки к теме тренинга участники не смогут понять — для чего они выполняли ЭТИ действия. Возникнет ощущение несерьезности происходящего. Но, благодаря озвученной информации, она вполне гармонично вписывается в русло тренинга, и тренеру, скорее всего, простят «несерьезное упражнение». Между тем, группа немного встряхнулась, оживилась, получила материал для продвижения вперед по содержанию. Со спокойной душой он может переходить к новой теме.

Таким образом, при выборе разминки важно учесть содержательный аспект тренинга, — найти в ней смысл и донести его до участников, проложить мостик в бизнес тему. Но, помимо этого, отобранные для разминки игры и упражнения должны соответствовать главной функции «разогрева» участников и максимально разряжать атмосферу.

Нельзя использовать упражнения, которые затрагивают сферу личных склонностей и интересов, или делают предметом всеобщего веселья, понижают социальный статус. Особенно важно это в группах, где есть лица с физическими или эмоциональными ограничениями (например, не любят находиться близко или касаться друг друга) и при работе со статусной аудиторией (для них шутливые разминки можно заменить логическими и интеллектуальными задачами).

  1. Быть легкими для объяснения, понимания и участия. Не комфортные упражнения — которые не нравятся, а также в случае, когда не ясно, чего с их помощью можно добиться (привлечь внимание к излагаемому материалу, снять напряжение, утомление, повысить сплоченность группы; размять мышцы, память, пробудить творческую активность и т.д.), брать не стоит.
  2. Вовлекать всех участников – ведь процесс нужен во всей группе. Игры, где участники выбывают, следует исключить.
  3. Быть динамичными (за счет умственной или двигательной активности участников), интересной (участие в ней должно приносить удовлетворение), позитивными, не ущемлять ни кого из участников.
  4. Соответствовать времени дня и этапу тренинга.

Разминка в самом начале тренинга должна вовлекать группу в процесс, мотивировать к работе, пробуждать желание быть активным. В коротких перерывах на чай-кофе желательно подключить тело – чтобы встряхнуть группу, повысить внимание.

Наиболее энергичные, подвижные игры и упражнения – энергизаторы (энерджайзеры) используют после перерыва на обед (в начале нового тренинг-блока). Они помогают переключить энергию от желудка к голове, и выводят подуставших участников из послеобеденной дремы. Во второй половине тренинг-дня также полезны мыслительные (интеллектуальные) разминки, которые активируют внимание и способствуют более эффективному восприятию материала.

И, наконец, разминки по завершении тренинга должны снимать усталость и способствовать воссозданию структуры полученных знаний, проходить на эмоциональном подъеме. Для этого подойдут «тихие игры» с элементами творчества.

  • Занимать 3-5, максимум 10-15 минут. Закончить разминку нужно в момент, когда энергетика пошла вверх, но не ждать достижения пика, иначе участники утомятся от выполнения каких-то ее действий, и наступит эмоциональный спад.
  • Таким образом, чтобы избежать саботажа, при выборе той или иной разминки важно ориентироваться на следующие факторы:

    • Какой эффект нужен сейчас.
    • Состояние группы на данный момент.
    • Возраст, пол, иерархия должностей, физические данные участников.
    • Содержание предыдущей и последующей работы.
    • Время дня и стадия тренинга.

    Для успешного проведения разминки, тренер, помимо прочего, сам должен быть энергичным, и генерировать необходимую для группы энергию.

    Примеры разминок

    Ниже представлены описания упражнений и игр для разминки – они сгруппированы с учетом изменений в состоянии группы на разных стадиях тренинга.

    Для первичной настройки

    Перед началом тренинга разминка дополняет упражнения на знакомство и выполняет функцию первичной настройки группы.

    «Возьми салфеток». Веселое упражнение, которое создает позитивную атмосферу и помогает выяснить некоторые личные моменты. Тренер приглашает присутствующих сесть в круг и со словами «На случай, если потребуется, возьмите сколько желаете», передает упаковку по кругу. Когда все разберут салфетки (обычно отбирают около десяти, редко — всего одну), обращается к группе «Представьтесь, пожалуйста, и расскажите столько фактов о себе, сколько салфеток вы взяли».

    В бизнес тренинге факты могут иметь отношение к изучаемой теме (например, мои способы выполнить план продаж).

    «Три цели». Участники по трое описывает свои цели на тренинг, из них отбирают 3 наиболее важных. Далее группы объединяются по принципу 3+3, отбирают 3 общие цели, и так по нарастающей, до тех пор, пока сложится одна общая группа. Она также составляет общий список из 3 целей. Один из участников затем его оглашает.

    «Шеренга». Тренер предлагает группе построиться по восходящей в зависимости от заданной характеристики:

    • по росту;
    • цвету волос (от светлых к темным);
    • высоте каблуков (в «женской» аудитории);
    • числу дня рождения;
    • продолжительности работы в организации (от «новичка» до «старожила»).

    Двигательная активность неплохо снимает нервное напряжение. Можно подчеркнуть, что в зависимости от системы оценки (оцениваемого критерия) оказаться первым или последним может любой человек.

    «Шифровка». Небольшая интеллектуальная задачка, которая поможет участникам сконцентрироваться. Тренер сообщает: «Сегодня утром мои агенты перехватили шифровку конкурентов. В ней имена всех ныне собравшихся. Единственное, что мы знаем, это то, что каждое имя – послание, а тема письма – сильные стороны нашей команды в лице наших сотрудников. Агенты смогли расшифровать подпись – БУЙВОЛ. Ваша задача — разгадать остальную шифровку».

    Каждый участник расшифровывает своё имя так, чтобы получились предложение, описывающее его лучшие стороны. Это займет 5-7 минут. Тем, кто не справится с шифровкой самостоятельно, помогает вся группа.

    Если нужно связать разминку с темой бизнес тренинга, можно упомянуть, что для того, чтобы обойти «ловушки» на пути развития своего дела, важно уметь читать «между строк».

    На сплочение группы

    И вот недавно познакомившиеся участники преодолели естественное напряжение и стеснительность, стали ярче выражать эмоции и разнообразными. Появились споры, бурные обсуждения, возможно, даже претензии. Наступает время формировать устойчивую команду и начинать работать. Соответственно, разминка на этой стадии групповой работы должна быть направлена на выработку навыка сплоченных действий и плавный переход к содержательной части тренинга.

    «Пишущая машинка». Участники придумывают и записывают на доске цель на предстоящий модуль. Получившаяся фраза разбивается на буквы. Каждому члену команды назначают по одной букве — в порядке произношения (в небольшой группе за участниками закрепляют отдельные слова). Далее фразу «распечатывают» на машинке:

    • первая «буква» хлопает в ладоши один раз, за ней вторая, третья и т.д.;
    • пробел выбивают одним общим хлопком,
    • знаки препинания – все хлопают в ладоши дважды.

    Предложение напечатано, когда пишущая машинка «отхлопает» его в едином темпе, с соблюдением очередности букв и молча. С первого раза это не всегда удается.

    Для мотивации и концентрации внимания

    Перед началом нового блока необходимо повысить концентрацию внимания.

    «До десяти». Эта разминка (и командная игра по совместительству) развивает скорость реакции и активизирует внимание всех присутствующих на тренинге.

    Тренер не спеша поворачивается на месте в центре круга и вслух считает до 10. Остановившись, указывает на одного из группы и называет любое число до 10. Тот, кого назвали, быстро показывает его на пальцах, а его соседи справа цепочкой изображают остальные числа до 10 по восходящей. Тот, кто ошибется или промедлит, становится новым водящим.

    «Охота на лис». Веселая, динамичная разминка – энерджайзер, которая поможет снять напряжение после изучения сложного материала, и переключить внимание с одной темы тренинга на другую.

    Присутствующие изображают лисий хвост — заводят за спину руку и прижимают к пояснице ладонь (тыльной стороной). Тренер озвучивает байку: «Лучший способ поймать лису – насыпать соли ей на хвост», и командует «Лови!». По ней все свободно разбегаются по залу, стараясь прикоснуться свободной рукой к «хвосту» другой «лисы» и в то же время не быть пойманным. Участник, которому насыпали соли на хвост (дотронулись до ладони), останавливается, и продолжает «ловить лис», не сходя с места.

    Тренер следит, чтобы не нарушали правил.

    В стадии активной работы

    Участники достигли максимальной работоспособности и достаточно доверяют друг другу. Они собраны — легко воспринимают наиболее важные, ключевые темы, и способны решать самые сложные и смелые задачи. Разминки в этой стадии тренинга тоже максимально смелые.

    «Зверинец». Сидя в кругу. Тренер предлагает всем по очереди назвать какое-либо животное. Все прислушиваются, стараясь запомнить — кто кого назовет. Для лучшего запоминания каждый сначала повторяет сказанное предыдущими участниками, а затем называет свое животное (по принципу снежного кома).

    Далее тренер задает ритм, в котором надо выполнять упражнение – 2 хлопка в ладоши и 2 удара ладоней по коленям.

    Выглядит это так: первый участник дважды хлопает в ладоши, называет свое животное («лиса»), дважды ударяет по коленям и называет животное того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное было названо, подхватывает ритм: хлопая дважды в ладоши, называет свое животное («кошка»), ударяет дважды по коленям и называет еще чье-то животное, и т.д.

    Темп выполнения постепенно увеличивается. Тот, кто ошибется, после хлопков в ладоши должен не назвать, а изобразить свое животное – издать его характерный звук. Остальные, передавая ход этому участнику, вместо названия животного воспроизводят этот звук.

    Такое упражнение уместно только в хорошо разогретой группе с высокой степенью доверия.

    После обеда

    После обеда «кипение мозгов» сменяется легкой ленью. Чтобы вернуть участников в собранное состояние и продолжить работу, нужно а) встряхнуть их и б) помочь повысить концентрацию внимания. С первой задачей отлично справятся двигательные разминки — энерджайзеры и энергизаторы, а со второй – логические и интеллектуальные задания.

    «А я еду…». Группа сидит в кругу, один стул не занят. Слева сидящий игрок быстро пересаживается на него и произносит: «А я еду!». На его место передвигается второй со словами «А я рядом!», за ним третий в цепочке: «А я зайцем!». Четвертый, занимая освободившийся стул, говорит: «А я с …», и называет любого из команды, тот садится на его место. В месте, где круг разрывается, цепочка начинается снова, участники пересаживаются все быстрей и быстрей, и так — до необходимого накала.

    «Начерти, не отрывая карандаша». Знакомые с детства головоломки включают мозг в работу, помогают выйти за рамки обычной логики. Суть их проста – изобразить какую-то форму, не отрывая карандаша и не проводя по линии дважды.

    «Тридцать три». Отличная послеобеденная разминка — в одно время включает ум и тело, и прекрасно бодрит.

    Стоя в круге или полукруге. Присутствующие должны по цепочке сосчитать до 33. Но есть несколько небольших «заковырок»:

    • число, делящееся на «3», заменяется хлопком в ладоши;
    • число, содержащее «3», заменяется приседанием;
    • число, делящееся на «3» и содержащее «3» заменяется хлопком с приседанием.

    Обычно группа безошибочно досчитывает до 9, и сбивается: одни не могут быстро вспомнить таблицу умножения, другие путают движения. Приходится начинать заново – с участника, который ошибся. Зато бодрость и хорошее настроение гарантированы!

    Чтобы избавиться от напряжения

    Участники получили много новой информации, отработали ее в созданных ситуациях. Но до окончания тренинга еще далеко, и чтобы «подпитать батарейки» всех присутствующих нужна небольшая разминка — для снятия напряжения и усталости.

    «Зарядка». Стоя в кругу. Тренер приглашает: «Сейчас каждый вспомнит любое упражнение из своей утренней гимнастики, и мы дружно проведем зарядку». И сам демонстрирует первое упражнение, выполняет его с группой 3 раза, и передает ход по часовой стрелке по кругу. Новый физкультурник дает свое упражнение, также трижды повторяет с группой, и так по цепочке.

    Быстрые, энергичные упражнения вызывают смех, расслабляющие — чувство удовлетворения. Зная это, можно командовать: «А сейчас – что-то бодрящее! А теперь – расслабляющее!», и управлять эмоциональным и энергетическим состоянием группы. Также полезно дополнить эту разминку веселой музыкой вроде «Вдох глубокий, руки шире»

    А если перед ее началом упомянуть, для того, чтобы побудить окружающих к необходимой активности, важно взять на себя лидерство и показать личный пример – так, как это было сейчас, она может послужить мостиком в соответствующую бизнес тему.

    «Миссис Мамбл». Еще одна веселая разминка для тренинга, которая отлично подходит для снятия напряжения, и создает хороший фон для продолжения работы.

    Сидя в кругу. Первый игрок, строгим голосом и с максимально серьезным выражением лица, обращается к соседу справа: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Тот отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», и также серьезно задает первый вопрос своему товарищу с правой стороны, и так по кругу. Важное условие – участники должны задавать и отвечать на вопросы, глядя в глаза собеседника, и не обнажать зубы, т.е. не улыбаться. Выражение лица и голос при этом очень комичны. Упражнение засчитывается как выполненное тогда, когда диалог передан по цепочке без смеха и ошибок.

    Для подведения итогов

    На завершающем этапе участникам важно вспомнить все пройденное, ощутить ценность изученного, и, конечно, же, закрепить положительный настрой – чтобы испытать желание действовать.

    «Групповой рисунок». Творческая и в то же время динамичная разминка, в которой команды всяким способом «изображают» свои мысли, выводы и размышления: рисуют, наклеивают стикеры, делают коллажи и командные презентации.

    «Пожелания в лучиках солнца». Каждый член группы изображает на чистом листе бумаги солнышко с лучиками (по числу участников, кроме себя). В центр него вписывает собственное имя. Далее рисунок передается по кругу – все участники между лучиками оставляют свои комплименты и пожелания. Пройдя по всей цепочке, рисунок возвращается к своему владельцу.

    Резюме

    Разминки – те самые «соль и перец», которые отличают тренинг от скучной «систематизации и обобщения представлений о предмете», превращает его в интересное, увлекательное и запоминающееся мероприятие, где рождаются новые идеи и совсем не хочется спать. Она помогает интересно рассказывать о скучных вещах и запускает нужный процесс:

    • способствует созданию безопасной, открытой атмосферы;
    • объединяет участников;
    • создает или активизирует фокус внимания группы;
    • вовлекает в действие;
    • повышает коммуникацию;
    • увеличивает работоспособность;
    • включает творческое или аналитическое мышление;
    • снимает умственное и физическое напряжение;
    • успокаивает или бодрит;
    • помогает справиться с сопротивлением.

    В конечном итоге разминка способствует более продуктивному усвоению учебного материала, тем самым — повышению эффективности тренинга.

    Источник

    Оцените статью