- Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет
- Развивающие упражнения для грудничков с первых дней жизни
- Гимнастика для новорожденных
- Зачем делать упражнения для новорожденных с первых дней?
- Комплекс упражнений для новорожденных
- Физические упражнения для детей первого года жизни.
- Примерные комплексы гимнастики и массажа для детей в возрасте от 1 до 12 месяцев.
Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет
Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)
- Массаж рук (поглаживание).
- Массаж ног (поглаживание).
- Выкладывание на живот — упражнение рефлекторное.
- Массаж спины (поглаживание).
- Ползание — упражнение рефлекторное.
- Массаж живота (поглаживание).
- Массаж стоп (растирание).
- Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).
- Разгибание позвоночника на правом и левом боку — рефлекторное.
Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)
- Массаж рук (поглаживание).
- Скрещивание рук на груди — упражнение пассивное.
- Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).
- Поворот со спины на живот вправо — упражнение пассивно-активное.
- Массаж спины (поглаживание и разминание).
- «Положение пловца» — упражнение рефлекторное
- Массаж живота (поглаживание и растирание).
- Массаж стоп (растирание и похлопывание).
- Упражнения для стоп рефлекторные.
- Сгибание и разгибание рук («бокс») упражнение пассивное.
- Вибрационный массаж грудной клетки.
- Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.
Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)
- Скрещивание рук на груди.
- Массаж ног.
- «Скользящие шаги» — имитация велосипедных движений — упражнение пассивное.
- Поворот со спины на живот вправо.
- Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
- «Парение на животе» — упражнение рефлекторное.
- Массаж живота.
- Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны — упражнение активное.
- Массаж стоп.
- Упражнение для стоп.
- «Бокс» (сгибание и разгибание рук).
- Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно — упражнение пассивное.
- «Парение» на спине — упражнение рефлекторное.
- Вибрационный массаж грудной клетки.
- Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.
Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)
- Скрещивание рук на груди, держась за кольца.
- Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).
- Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.
- Массаж спины.
- Ползание.
- Массаж живота.
- Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.
- Круговые движения руками.
- Поднятие выпрямленных ног — упражнение пассивное.
- Напряженное выгибание — упражнение активное.
- Поворот со спины на живот влево.
- Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки — упражнение активное.
- Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч — упражнение активное.
- Массаж грудной клетки.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.
Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)
- «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.
- «Скользящие шаги».
- Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.
- Массаж спины.
- Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.
- Наклоны туловища и выпрямление.
- Массаж живота.
- Поднятие выпрямленных ног до палочки.
- Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.
- Напряженное выгибание.
- Приседание при поддержке за руки с кольцами.
- Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.
- Круговые движения руками с кольцами.
Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)
- Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение — стоя на полу.
- Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса).
Выполняется лежа на полу.
- Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.
- Пролезание на животе через обруч (для спины, позвоночника и ног).
- Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.
Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)
- Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см.
- Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени.
- Проползти под стул, скамейку, палку, в обруч и т. д. (прогнуть спину).
- Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»).
- Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).
Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.
Форма одежды — трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.
Продолжительность занятий 10-12 минут.
Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п)
Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)
Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 минут. Форма одежды — трусики и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.
Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.
- Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки).
- Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.
- Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике).
- Перешагивать через кубики, карандаши на расстоянии 20-30 см.
- Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.
- Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9).
- Массаж рук.
- Скрещивание рук на груди.
- Массаж ног.
- «Скользящие шаги».
- Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.
- Массаж спины.
- Массаж живота.
- Сгибание и разгибание рук.
- Сгибание и разгибание ног.
- Повороты со спины на живот влево.
- Массаж стоп.
- Поднятие выпрямленных ног.
- Массаж грудной клетки.
Источник
Развивающие упражнения для грудничков с первых дней жизни
Физическая активность ребёнка способствует его умственному развитию. Это факт. Несложный способ стимулировать физическую деятельность ребёнка — развивающие упражнения для новорождённых. Дайте малышу возможность активно двигаться с первых дней жизни, и это послужит отличным толчком для дальнейшего развития вашего чада.
Гимнастика для новорожденных
Гимнастика для грудничков — необходимый элемент в развитии ребёнка. Главное здесь — не переусердствовать и, конечно, превратить всё в игру. Лучшее время для занятий — смена подгузников и гигиенические процедуры. В этот момент на ребёнке нет одежды, ему ничто не мешает, а тактильный контакт с мамой принесёт карапузу дополнительную радость.
Зачем делать упражнения для новорожденных с первых дней?
Гимнастика для малышей должна войти в распорядок вашего дня. Заниматься ей нужно регулярно, и тогда она даст нужный эффект. Несмотря на свою простоту, эти нехитрые упражнения помогают:
- Активизировать кровообращение
- Размять и укрепить мышцы ребёнка
- Стимулировать физическое и умственное развитие
Перед тем, как перейти непосредственно к упражнениям, нужно остановиться рассмотреть ещё несколько важных моментов.
- Занимайтесь с младенцем гимнастикой не раньше, чем через 40 минут после того, как он поел. Оставьте и время на то, чтобы он немного отдохнул после упражнений, кормите его хотя бы минут через 20–30. Это условие не зависит от того, чем питается ребёнок: грудным молоком или молочной смесью Valio Baby.
- Температура в комнате должна быть комфортной для малыша, не выше 21 °С. Не забудьте проветрить помещение.
- Не заставляйте новорождённого делать сложные упражнения. Ведь он не может даже ещё держать голову. Время ещё придёт.
- Обязательно делайте гимнастику в хорошем настроении, сопровождая все действия ласковыми словами и улыбаясь ребёнку. Тогда эти занятия принесут радость и вам, и малышу.
- Не занимайтесь, если кроха болеет или просто устал. Спать ему пока ещё полезнее.
Комплекс упражнений для новорожденных
У многих молодых родителей возникает закономерный вопрос: какие упражнения можно делать новорожденным? Чтобы ответить на него, давайте рассмотрим несложный комплекс упражнений для новорожденных с первых дней (от 0 до 3-х месяцев).
- Положите ребёнка на спинку и начните нежно поглаживать его по ручкам, ножкам и животику. Потом переверните его на живот и погладьте спинку и ягодицы.
- Переверните карапуза обратно на спину и потихоньку надавите в середину его ладошки своим пальцем. Малыш начнёт открывать ротик и напрягать мышцы рук и плеч.
- Теперь вложите свои пальцы в ладони ребёнка. Он схватится за них, и попробует немного приподнять верхнюю часть туловища и головку. Пока этого достаточно.
- Потом начните аккуратно сгибать и разгибать ножки. Сначала по очереди, а потом обе ножки сразу. Хватит 5–6 раз. Не забудьте погладить ему животик. Лёгкий массаж помогает от колик.
- Переверните малыша на живот и приложите к его пяточкам свою ладонь. Он обязательно попробует упереть в неё ножки и попытается ползти вперёд. Так начинает формироваться навык ползания.
Для новорождённого ребёнка таких простых упражнений будет вполне достаточно. Общее время занятий не должно превышать 5–6 минут. Заниматься нужно на ровной поверхности, например, хорошо подойдёт пеленальный столик или обычный стол, застеленный мягким одеялом. Для детей постарше подойдет комплекс упражнений на развитие моторики малыша.
Источник
Физические упражнения для детей первого года жизни.
С полуторамесячного возраста упражнения носят в основном рефлекторный характер, то есть представляют собой движения по типу безусловных рефлексов. При помощи рефлекторных движений можно упражнять и ноги и руки, мышцы живота и спины, вызывать общую реакцию организма ребенка на мышечные движения.
При пассивных упражнениях следует добиваться полного расслабления мышц, такие упражнения лучше начинать с четырехмесячного возраста, когда исчезает физиологическая гипертония мышц конечностей, мешающая производить движения в более раннем возрасте.
Пассивные упражнения включают в себя сгибание и разгибание ног в коленях, голеностопных и тазобедренных суставах, разведение рук в стороны, скрещивание их на груди, поднимание и опускание рук (развивающие дыхательные функции легких) и другие.
Активные упражнения ребенок выполняет самостоятельно (ползание, вставание, ходьба). Для стимулирования самостоятельных движений рекомендуются простейшие сооружения. Активные упражнения возможны после пятимесячного возраста, когда ребенок начинает присаживаться, подтягиваться. К 6-7 месяцам малыш способен выполнять большое количество активных упражнений.
Выбор гимнастических упражнений, число повторений каждого упражнения, длительность занятия зависят от индивидуальных особенностей ребенка и состояния здоровья. Поэтому перед началом занятий следует проконсультироваться с врачом лечебной физкультуры в детской поликлинике.
Продолжительность первых занятий с ребенком должна составлять не более 6-8 минут, постепенно время занятий следует увеличивать до 10-15 минут, ориентируясь на реакцию малыша – он должен быть спокоен, в положительном эмоциональном состоянии, тельце и конечности должны быть теплыми. Чтобы упражнения приносили пользу, заниматься следует ежедневно.
Примерные комплексы гимнастики и массажа для детей в возрасте от 1 до 12 месяцев.
Для детей 1,5 – 3 месяцев
Массаж рук и ног (поглаживание).
Вызывание слухового и зрительного сосредоточения в положении лежа на спине.
То же самое, в положении лежа на животе.
Массаж спины (поглаживание).
Массаж живота (поглаживание).
Массаж стоп (растирание).
Упражнение для стоп (рефлекторное сгибание и разгибание).
Разгибание позвоночника на правом и левом боку – упражнение рефлекторное.
На рисунке № 1 представлены основные элементы массажа живота: круговое поглаживание, растирание косых мышц, круговое разминание, поколачивание; массаж ягодиц – растирание; массаж ног и стопы; массаж спины – поглаживание и поколачивание.
Для детей 3 – 5 месяцев
Вызывание улыбки, гуления.
Массаж рук и ног.
Попытка к присаживанию за руки.
Активные повороты с помощью (2-3 раза).
Ползание с помощью (1-3 раза).
Захватывание игрушки в положении лежа на спине одной, двумя руками (1-3 раза).
Упражнение на сопротивление для ног (1-3 раза).
Дыхательный массаж, дыхательные упражнения.
На рисунке № 2 : вызывание слухового и зрительного сосредоточения в положении лежа на спине и на животе; хватание игрушки из положения лежа на животе; попеременное и одновременное сгибание ног; доставание игрушки из положения лежа на спине; активный поворот со спины на живот (с помощью).
Для детей 5 – 8 месяцев
Вызывание реакции оживления, гуления, улыбки.
Захватывание игрушки полусогнутыми и вытянутыми руками в положении лежа на спине (по 2-3 раза).
Упражнение на сопротивление для ног (3-4 раза)
Активные повороты за игрушкой вправо-влево (2 раза).
Ползание за игрушкой на животе (3 раза).
Захватывание игрушки в положении лежа на животе попеременно правой, левой рукой (по 2 раза).
Вставание на ноги из положения лежа на животе (3-4 раза).
Упражнение на сопротивление для ног в положении лежа на спине.
Неполное присаживание за руки, за предмет (кольцо).
На рисунке № 3 : отведение плеч назад и сведение лопаток; приподнимание ног из положения лежа на животе; рефлекторное ползание (отталкиваясь ногами от ладони взрослого); сгибание туловища, ног; присаживание за отведенные в стороны руки; разгибание позвоночника, ног, поднимание головы;сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах; доставание ногами игрушки (мяча).
Для детей 8 – 12 месяцев
Вызывание улыбки, громкого смеха.
Повороты за игрушкой, находящейся на расстоянии из положения лежа на спине (2 – 3 раза в разные стороны).
Вставание на ноги из положения лежа на животе (3-4 раза).
Ползание на четвереньках.
Вставание на ноги из положения лежа на спине с небольшой поддержкой (3-4 раза).
Присаживание, сопровождаемое словом «Сядь!»
Доставание игрушек, лежащих на столе (3-4 раза).
Вставание на большие кубики с незначительной поддержкой (3-5 раз).
Доставание игрушки из положения стоя (3-4 раза).
Залезание на наклонную плоскость (1-2 раза).
Доставание игрушки с разных расстояний из положения лежа на спине (3-5 раз).
Комплекс гимнастических упражнений может выполняться полностью или частично, а некоторые упражнения могут заменяться по указанию врача. Прежде чем приступить к занятиям с ребенком, каждая мать должна пройти курс обучения при детской поликлинике или врачебно-физкультурном диспансере.
На рисунке № 4 : вставание на ноги из положения лежа на спине (помощью); напряженное сгибание позвоночника; ползание за игрушкой; напряженное выгибание позвоночника; упражнение на сопротивление для ног.
Но если мать регулярно занимается с малышом физическими упражнениями, после 4 – 6 месяцев, когда потребность в движениях у него возрастает, этого недостаточно. Неплохо оборудовать для ребенка манеж или специальный уголок в хорошо освещенной, проветриваемой части комнаты. Для этой цели можно реконструировать и оборудовать самый обыкновенный манеж: укрепить перекладину с качелями и маленьким канатом, лесенками, разновысокими площадками, катальной горкой. В разных углах манежа прикрепить яркие и контрастные по цвету игрушки, чтобы привлечь внимание малыша и побудить его передвигаться по всему пространству манежа (игрушки периодически менять). Дети, даже самые маленькие, любят играть с мячом, поэтому в манеже должно быть несколько ярких разного размера мячей. Даже 5 — 6-месячный ребенок охотно ползает за мячом.
Дети с большим удовольствием проводят время в таком манеже, он может быть полезным до 1,5 – 2-х лет.
Проследить уровень психомоторного развития ребенка, соответствие его возрасту можно по ориентировочным таблицам психомоторного развития.
Источник