При выполнении артикуляционной гимнастики отрабатываются параметры движений какие

Артикуляционная гимнастика
консультация на тему

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx 299.4 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами —

4. «ЗАБОРЧИК» — верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

II. Упражнения для губ:

1. «УЛЫБКА» — растягивание сомкнутых губ (зубы сжать)

2. «ТРУБОЧКА» вытягивание губ вперед.

3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения вы-полняются также с сомкнутыми губами).

4. «ХОБОТОК» — вытягивание вперед и округление губ при этом открывая зубы

5.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

6.Вытягивание нижней губы под верхнюю.

III. Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» — движения языком

2. «ЧАСИКИ» — вправо-влево

3. «КАЧЕЛИ» — вверх-вниз

4. Круговые движения языком.

5. «ЛОШАДКИ» — цоканье (щелканье) языком.

6. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе,

7. «ИГОЛОЧКА» — узкий, напряженный язык высунут вперед

8. «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий

язык, боковые края загнуть вверх,

втянуть в себя щеки и воздух.

9. «ГРИБОК» — широкий плоский

язык присасывается к твердому

небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам

10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в

форме чашечки поднят кверху, края

прижаты к верхней губе

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» — выгибание

вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом

прижимается к нижним зубам.

12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ

а) покусывание кончика

широкого языка («ЛОПАТКА»),

губы при этом в улыбке;

б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

д/с КВ 2 категории

— это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»

1 . «Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

а) Покусать кончик языка. б) Покусать середину языка. в) Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

2. «Кусаем боковые края языка»

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

3 . «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

4 . «Загоним мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

6. «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

8. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

9 . «Мостик построим – мостик разрушим»

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

10. «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

12 . «Жуём блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

Комплекс для постановки

шипящих звуков «ш,ж,ч,щ»

1 .Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

3 . «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

4 .«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

5 . «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

6 . «Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

7. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

д/с КВ 2 категории

для шипящих и свистящих звуков

— это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Комплекс для постановки звука «Р»

1 .«Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Комплекс для постановки звука «Л»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

Источник

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Татьяна Бритвина
Правила проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

В последнее время практически у многих детей встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание выполняется по 8-10 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

Прежде чем начать занятия, вспомним названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).

Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом)

Опускание головы вниз;

Запрокидывание головы назад;

Поворот головы вправо-влево;

Наклоны головы вправо-влево;

Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;

Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки

Глотание капелек воды, слюны;

Резкое отрывистое произнесение звуков а-а- а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

Упражнения для нижней челюсти. Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек

Надувание щек: обеих одновременно и попеременно

Перегонка воды из одной щеки в другую

Втягивание щек в ротовую полость между зубами

Упражнения для губ и языка

«Улыбка» — улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» — вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Бублик» — выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Лопатка» — широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка» — широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

«Часики» — отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Качели» — рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

«Вкусное варенье» — слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

«Иголочка» — суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

«Индюк» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад,произнося: бла-бла-бла.

«Горка» — улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

«Маляр» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Желобок» — язык лежит на нижней губе, кончик — узкий, а боковые края загнуты в желобок.

«Грибок» — улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармошка» — рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

«Конфета» — рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

«Наказать непослушный язычок» — вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко.Ребенок произносит: пя-пя-пя.

«Почистим зубки»«почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

«Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык. «Барабанщик» — улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Правила проведения артикуляционной гимнастики «Артикуляционная (речевая) гимнастика» Для развития и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая).

Методика проведения артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая.

Картотека тематической артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика Тема «Овощи» 1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью Поочередно загибать пальцы.

Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым.

Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию разработку пособия по речевому развитию которое будет полезно для детей.

Картотека артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Презентация «Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики» Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим.

Источник

Читайте также:  Как убрать растяжки после тренировки
Оцените статью