При каких режимах тренировки динамический стереотип будет наиболее наглядно проявляется

Динамический стереотип и его роль в процессе обучения

Словосочетание «динамический стереотип» кажется странным. Ведь стереотип — это нечто постоянное, а слово «динамика» обычно связано с изменением или перемещением. Но здесь имеются в виду постоянные связи в мозге человека, которые могут изменяться под воздействием окружающей среды. Динамический стереотип у человека — это физиологическая основа всех его умений и навыков. Знание основных закономерностей поможет эффективнее использовать этот механизм в целенаправленном обучении.

Формирование

Определенный набор действий и реакций возникает в ответ на воздействие одних и тех же раздражителей. Человек отвечает на раздражители одинаковым набором нервных импульсов, то есть обучается. Со временем организм затрачивает все меньше усилий на формирование этих реакций, так как они переходят в разряд автоматических. Благодаря устойчивым связям нейронов в головном мозге мы ходим, бегаем, катаемся на велосипеде. Самый первый динамический стереотип в нашей жизни — это ходьба на двух ногах.

Создание нового стереотипа проходит медленно. Сначала образуется один базисный условный рефлекс, затем второй и так далее. На заключительном этапе формирования навыка все безусловные рефлексы складываются в одну цепочку, становятся взаимообусловленными. Например, музыкант сначала учит ноты, затем аккорды, гаммы и только потом разучивает несложные мелодии.

Благодаря динамическому стереотипу человек достигает вершин в спорте или изучает иностранные языки. Плавание, гимнастика, катание на роликах и коньках — все эти виды деятельности связаны с высшей нервной деятельностью.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика при гипервентиляционном синдроме

Примеры

Чтобы лучше понять основу наших навыков и привычек, рассмотрим примеры. Лучшим примером динамического стереотипа служит обучение ребенка в 1 классе письму. Сначала он с трудом выводит буквы, концентрируясь на каждой мелкой детали. Нервное напряжение при этом очень сильное. Затем первоклассник выучивает буквы, они уже даются легче и быстрее. Потом он приступает к написанию слов, предложений.

Еще один пример динамического стереотипа — обучение мальчиков играть в хоккей. Только когда ребенок научится свободно передвигаться на коньках, он сможет хорошо вести шайбу. За этими навыками также стоит формирование динамического стереотипа.

Последовательный и пространственный виды стереотипов

Условно двигательные стереотипы можно разделить на 2 вида: пространственный и последовательный. Двигательные, или пространственные стереотипы — это индивидуальная «программа» движений. У каждого своя пластика тела, своя походка. За все эти простые перемещения в пространстве также отвечают определенные двигательные стереотипы. Мы ведь уже не думаем во взрослом возрасте о том, как нам пользоваться ложкой или пройти из комнаты в коридор. Все эти действия уже выполняются автоматически.

Последовательные стереотипы связаны с какими-либо привычками (например, ежедневно чистить зубы) или с интеллектуальной деятельностью. Если синаптические связи сформированы, мы можем выполнять несколько действий одновременно. Чаще всего из три либо четыре. Динамический стереотип закрепляется в коре мозга на всю жизнь.

Роль режима дня в формировании стереотипов

Любой навык формируется в течение длительного времени. Научиться хорошо кататься на коньках за один раз невозможно. Также нельзя освоить большой объем информации перед экзаменом за день. Именно поэтому организм нужно приучать обучаться и отдыхать в строго определенные часы. Ведь процессы расслабления и напряжения чередуются по своим законам, под которые необходимо подстраиваться.

Психология и биология подтверждают, что человек лучше обучается, работает и даже быстрее засыпает, если все эти процессы происходят регулярно, то есть в одно и то же время при одинаковых условиях.

Закрепление динамического стереотипа и ЦНС

Разберем, что такое навык. Это автоматизированный и устойчивый компонент деятельности. Формируются навыки благодаря постоянному повторению и закреплению. Обучение новым навыкам целиком зависит от работы центральной нервной системы. Чтобы игра пианиста стала виртуозной, в коре его мозга должны последовательно объединиться множество нейронов в единую нейронную цепь. Эта сеть нейронов будет отвечать за движения пальцев во время игры. Опытному пианисту уже не обязательно следить глазами за последовательностью нот. Многократное повторение приведет к автоматизации, значит, ноты «впечатаются» в кору его мозга.

Закрепление двигательного стереотипа проходит в 3 этапа:

  1. Сокращается время, затраченное на выполнение работы.
  2. В процессе тренировок пропадают лишние действия.
  3. Пропадают паузы между простыми движениями. Происходит более быстрое переключение нервной системы с одного элемента действия на другой.

Особенность нашей нервной системы в том, что мозг воспринимает всю совокупность факторов внешней среды как единое целое. Реакция также имеет целостную природу. Динамический стереотип, выработанный в детском возрасте, сложно поддается изменению. У некоторых людей, имеющих слабый тип нервной системы, попытка переделать их привычки даже приводит к неврозам.

Торможение и возбуждение ЦНС

Нервные механизмы основываются на физиологических процессах возбуждения и торможения ЦНС. Раздражители влияют на формирование условных рефлексов. А рефлексы затем объединяются в системные комплексы. На это уходит очень много психических сил. Еще больше их нужно для переобучения. Поэтому обучать ребенка нужно так, чтобы он сразу выполнял все правильно.

Для достижения автоматизма необходимо постоянное повторение, постоянное целенаправленное возбуждение тех же связей в мозге до полного закрепления. Когда подкрепляющие факторы пропадают, а динамический стереотип еще не сформирован, в действие вступает процесс торможения. Как это понимать?Торможение условного рефлекса — это процесс, при котором стереотип претерпевает изменения. Торможение, как и возбуждение, бывает условным и безусловным.

Условное контролируется центральной нервной системой. При безусловном создание динамического стереотипа резко прекращается. Это бывает, когда возникает новый очаг возбуждения. По этой причине появляется потребность в ресурсах для формирования новых реакций.

Переучивание человека во взрослом возрасте

Обучение всем необходимым привычкам и навыкам лучше проходит в детском и юношеском возрасте. У взрослых синаптические связи медленнее закрепляются. Этот факт объясняет, почему взрослому сложнее приспособиться к новым обстоятельствам или поменять место работы.

Трудности при попытке «попрощаться» с плохими привычками также связаны с работой ЦНС. Динамический стереотип поведения лежит в основе закрепления плохих привычек. Если молодой человек привык снимать стресс не контрастным душем, а сигаретой, то в зрелом возрасте переучить его уже практически невозможно.

Выводы

Двигательный динамический стереотип проявляется в установленной четкой последовательности выполняемых движений. Закрепляются стереотипы чрезвычайно медленно и требуют огромных затрат психической энергии.

Все наши привычки сложены из разных взаимообусловленных нейронных цепей, которые еще И. Павлов назвал условными рефлексами. Именно на их основе закрепляются навыки обучения, такие как игра на музыкальных инструментах или конькобежный спорт.

Источник

Динамический стереотип.

Если мы вникнем в понятие «динамический стереотип», и принципы его формирования, то станет понятным необходимость введения терминов «обучающая тренировка» и «обучающее упражнение». Динамический стереотип, если говорить простыми словами, это возможность совершать двигательное действие без контроля сознания. Динамический стереотип лежит в основании формирования автоматизма, навыка, и, в конечном счете, умения.
Умение — применение Игроком освоенного способа действий в различных ситуациях. «Умелый» Игрок — это не тот, кто владеет каким-то действием в четко определенной ситуации, но тот, кто может делать это в разных условиях, находя решение в разных ситуациях. Главная черта умения — это способность Игрока применять свои знания, навыки с учетом требований конкретной ситуации, что иногда называют «управление исполнением».

Динамический стереотип вырабатывается в процессе обучения и тренировки при многократных повторениях двигательного действия. В результате таких повторений в мозге записывается как бы «программа» выполнения данного движения, позволяющая в дальнейшем выполнять действие автоматически, не затрачивая на него особых усилий. Вот такая программа автоматического выполнения движения и называется в нейрофизиологии динамическим стереотипом. А внешним проявлением наличия в мозге динамического стереотипа как раз и является Навык.

Навык — это доведённая до автоматизма способность выполнять тот или иной вид деятельности (чаще всего — двигательной). Важной является та особенность, что при автоматизированном навыке, действия осуществляются практически неосознанно, без подключения сферы мышления, т.е. не создают для работающего проблемной ситуации. Навыки делают деятельность экономной и эффективной.
Выработка динамического стереотипа представляет собой значительную нагрузку на центральную нервную систему, поскольку мозгу и всему организму требуется перестраивать привычные и удобные способы деятельности, прокладывать для себя новые «пути» движения по незнакомой территории. Ключевым моментом здесь является тот факт, что однажды выработанный стереотип автоматизируется и становится инертным, то есть, не исчезает и не разрушается даже спустя очень долгое время. Всем известна шутка «технику не пропьешь». Это именно благодаря инертности созданного динамического стереотипа.

Автоматизм достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа повышается эффективность работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к последующей. Для формирования динамического стереотипа необходимо наличие внешнего стереотипа, т. е. определенной последовательности действия условных и безусловных раздражителей.
Динамический стереотип снимает во многих случаях необходимость смыслового контроля за пусковыми импульсами (произвольными командами) для следующих друг за другом движений: ведь особенностью динамического стереотипа является то, что переход от одной части действия к другой осуществляется автоматически, так как окончание одного движения служит сигналом для начала следующего

Источник

Проявление стереотипа действий и их динамичности в различных видах работ. Физиологическая основа автоматизма действий

Для трудовой деятельности человека типично многократное повторение изо дня в день в определенной последовательности условных раздражителей самого различного порядка. В работе коры головного мозга формируется системность, которую И.П.Павловназвал динамическим стереотипом.

Динамический стереотип — это устойчивая, слаженная система условных рефлексов, которая образуется в результате многократного повторения условных раздражителей в заданной последовательности и через определенные промежутки времени.

В трудовой деятельности динамический стереотип проявляет себя как система двигательных условных рефлексов, поэтому называется двигательным, или рабочим динамическим стереотипом. Он вырабатывается в ходе обучения работника и лежит в основе всякой рабочей операции, приема или движения.

В процессе выработки какого-либо условного рефлекса, лежащего в основе конкретного трудового действия, выделяется два этапа (рис. 17):

а) для начальной стадии характерна иррадиация возбуждения, когда в осуществлении того или иного действия принимают участие многие центры коры больших полушарий головного мозга. У рабочего на этой стадии обучения много лишних движении и усилий, часты ошибки и неточности;

б) по мере усвоения и закрепления правильных приемов работы происходит концентрация возбуждения. Оно сосредоточивается в немногих специальных клетках коры головного мозга. Иррадиация возбуждения ограничивается. Внешне этот этап образования условного рефлекса характеризуется четкими и экономными рабочими движениями, отсутствием ошибок.

Рис. 17. Этапы выработки рабочего динамического стереотипа

В процессе обучения ученик, прежде чем приступить к выполнению какого-то элемента, осмысливает его, действует в соответствии с поступающими в кору головного мозга внешними и внутренними раздражениями. После многократного повторения приемов и усвоения их он начинает выполнять следующие одно за другим движения, элементы операции не разрозненно, а слитно, как единый процесс. С этого момента переход от одного элемента рабочей операции к другому происходит без переключения внимания и мышления на выполнение каждого элемента. По мере закрепления динамический стереотип осуществляется все свободнее, с меньшими затратами сил, возникает своеобразный автоматизм в действиях работника. В основе автоматизации действий лежит установление временных связей между нервными клетками. В то же время осуществляются условно-рефлекторные изменения вегетативных функций, обеспечивающих деятельность всего организма.

Таким образом, динамический стереотип — это выработанный и закрепленный тренировкой автоматизированный способ достижения определенной цели и решения поставленной задачи. Стереотип проявляется в шаблонности, однообразии выполнения действий иих элементов. Но, сохраняя стереотипность, своеобразный «консерватизм», кора головного мозга обладает способностью к динамике, к изменению стереотипа с учетом возникших изменений в характере, составе раздражителей и времениих действия. Совершенствование в труде сложных динамических стереотипов является физиологической основой для творческого отношения к труду, проявления инициативы и рационализации трудового процесса.

Динамичность рабочих действий и снижение трудовых затрат особенно ярко проявляются при освоении работ. Исследования показывают, что в этот период сокращается число приемов в операции (работе) в результате устранения отдельных приемов или превращения их из регулярно повторявшихся при обработке каждого изделия в периодически повторяющиеся. Одновременно изменяется состав каждого приема (по движениям), в результате изменения способових выполнения также увеличивается скорость выполнения трудовых действий. Это приводит к повышению работоспособности человека и производительности его труда.

В выработке динамического стереотипа определенную роль играют индивидуальные качества личности, такие, как направленность интересов, способности, характер, темперамент.

Однако в основном его формирование зависит от тех объективных условий, которые создаются в процессе обучения и трудовой деятельности. Главными из них являются следующие условия:

1. Ясное представление работника о цели своего труда, осознание смысла и пользы, которую он приносит своей работой.

2. Материальная и моральная заинтересованность работника в результате труда, которая приобретает значение условно-рефлекторных подкреплений.

3. Правильный и четкий ритм производственного процесса. В ритмичной работе активным раздражителем условных рефлексов становится время.

4. Научно обоснованный режим труда и отдыха.

5. Организация рабочего места и условий труда.

6. Методы и приемы производственного обучения.Чем глубже они будут обоснованы физиологически и психологически, тем быстрее и прочнее формируется динамический стереотип.

Таким образом, для успешного формирования рабочего динамического стереотипа важными являются как социально-экономические факторы, так и условия, которые объединяются общим понятием культуры производства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью