- Правила техники безопасности при занятии физическими упражнениями
- Лечебная физкультура: как проводится и чем полезна
- Формы лечебной физкультуры
- Методы проведения ЛФК
- Разновидности ЛФК
- Виды упражнений
- Когда необходимы занятия ЛФК?
- Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- Методички Педсовета
- Введение
- Построение тренировочного занятия
- Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями
- Основы методики занятий оздоровительным бегом
Правила техники безопасности при занятии физическими упражнениями
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями
Правила техники безопасности при занятии физическими упражнениями
Во время занятий физическими упражнениями следует соблюдать правила техники безопасности. Большое значение имеет подготовка мест занятий, наличие подготовленного исправно спортивного оборудования и инвентаря. Спортивные площадки для занятий физическими упражнениями и подвижными играми должны быть расположены на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов и других помещений. Покрытие площадок должно быть ровным, без камней и других предметов.
Особые требования к оборудованию спортивных залов. Пол зала должна быть равной, окрашены, что позволяет быстро проводить влажную уборку. В начале занятий пол должен быть не только чистая, но и сухая. На влажной поверхности можно посковзнутися, особенно в спортивных и подвижных играх, при беге и прыжках. Для того, чтобы не было травматизма, нужно заниматься в обуви на резиновой подошве. Обувь на кожаной подошве скользкая даже на сухой поверхности.
Спортивное оборудование и снаряды должны быть не повреждены и соответствовать гигиеническим требованиям. При выполнении физических упражнений инвентарь должен находиться в закрепленном положении. Круг гимн, снарядов и под ними обязательно надо положить гимнастические мать. Во время падения или заскочив, они предотвращают различным повреждениям.
Во время бега на короткие дистанции нельзя перебегать на соседнюю дорожку, это может привести к столкновение учащихся. Все беговые соревнования проводят при движения в одном направлении.
В прыжках надо четко придерживаться очереди выполнения. Особой осторожности требует метанию. Нельзя находиться в местах приземления мяча, гранаты. Категорически запрещается на всех занятиях нарушать дисциплину, выполнять упражнения без разрешения учителя.
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями
Общими для всех видов занятий можно считать следующие правила
Соблюдение дисциплины в ходе занятий (при выполнении с товарищами по классу быть внимательными и осторожными, не мешать друг другу, не толкаться, не кричать).
Следить за расписанием учебных занятий, на урок приходить без опоздания.
Заниматься только с учителем или его помощником, обязательно выполнять все их требования (запрещается без педагога выполнять сложные и неизвестные упражнения).
Обязательное выполнение разминки, способствующей разогреванию основных групп мышц.
Не покидать без разрешения учителя место занятий.
Выполнение упражнений только на исправном оборудовании; бережно относиться к инвентарю и оборудованию; закончив выполнение упражнений с инвентарём (мячи, палки, скакалки…) класть его в место его хранения (специально отведённое место).
Соответствие спортивной одежды и обуви занятиям физической культурой, погодным и другим условиям. Обувь должна быть чистой и с нескользкой подошвой.
Одежду и обувь для физической культуры необходимо приносить с собой в сумке (пакете). Перед тем, как приступить к занятиям необходимо, надеть спортивный костюм и обувь. После окончания занятий необходимо снять спортивный костюм и обувь, надеть школьную форму (или другую одежду и обувь), вымыть лицо и руки с мылом.
На спортивной площадке и в зале не сорить, следить за чистотой.
Участие в занятиях только при хорошем самочувствии.
Все освобождённые от занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья, должны присутствовать на уроке.
Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности.
Требования безопасности во время занятий лёгкой атлетикой
При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке (прямо). Дорожка должна продолжаться не менее 15 м. за финишной отметкой.
Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
Во время бега не толкаться, не ставить подножки.
Перед выполнением упражнений по метанию просмотреть, нет ли людей в секторе для метания.
Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя.
Не подавать снаряд (мяч, гранату) для метания друг другу броском.
Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.
Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме — месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.
Источник
Лечебная физкультура: как проводится и чем полезна
Лечебная физкультура — самый физиологичный, естественный и чрезвычайно эффективный метод лечения, который применяется практически при любых заболеваниях, травмах, в любом возрасте. В основе ЛФК лежит одна из главных биологических функций организма — движение, как главный стимулятор роста, развития и формирования организма. Физические упражнения, используемые в ЛФК, специально подбираются в зависимости от вида заболевания и состояния больного.
Формы лечебной физкультуры
— Утренняя гигиеническая гимнастика — выполняется утром сразу после пробуждения в медицинских учреждениях, а также самостоятельно в домашних условиях. Утренняя гимнастика содействует укреплению сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, улучшению обмена веществ, а также оказывает общетонизирующий эффект на весь организм. Продолжительность выполнения занятий зависит от состояния пациента и условий проведения (в палате, на свежем воздухе) и составляет 10-20 минут.
— Лечебная гимнастика — оказывает общеукрепляющее действие на организм, решает поставленные задачи в соответствии с заболеванием и его стадией. Физические упражнения являются мощным стимулятором жизненных функций организма человека. Групповые занятия ведутся с пациентами, объединенными в группу по характеру заболевания и его стадии протекания. Во время занятий могут использоваться спортивные снаряды и вспомогательные устройства для извлечения более выраженного эффекта.
Методы проведения ЛФК
— Индивидуальные занятия — применяются в раннем послеоперационном периоде с больными, двигательная способность которых ограничена;
— Групповые занятия — в группу набирают пациентов в соответствии с заболеванием пациента и их функциональными возможностями.
— Консультативные или самостоятельные — перед выпиской пациента обучают специальному комплексу упражнений, которые затем он будет выполнять дома, чтобы закрепить уже достигнутые результаты.
Лечебная гимнастика проводится в учреждениях здравоохранения: в стационарах, санаториях, поликлиниках. Продолжительность индивидуальных занятий с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) составляет 10-15 минут, а групповых — 30-45 минут.
Занятия лечебной гимнастикой состоят из трех частей:
Вводная часть. Занимает 10-20% времени от всего занятия. Упражнения вводной части подготавливают организм к дальнейшей нагрузке и оказывают тонизирующее воздействие на организм. Вводная часть состоит из простых упражнений для туловища, рук, ног. Сюда также могут входить малоподвижные игры, ходьба, а также дыхательная гимнастика.
Основная часть. Составляет 60-80% всего времени занятия. Она ориентирована на восстановление функций организма, улучшение питания мышц и структур позвоночника, формирование компенсаций. Выполняются специальные упражнения, рекомендуемые пациентам с определенным заболеванием. Также могут задействоваться спортивные снаряды и прикладные упражнения.
Заключительная часть. Составляет 10-20% от всего времени. Главными задачами является снижение нагрузки, восстановление функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Выполняются дыхательные упражнения, легкая ходьба, а также упражнения на внимание и расслабление.
Разновидности ЛФК
— Самостоятельные занятия — это специально разработанный комплекс физических упражнений. Упражнения необходимо выполнять 3-5 раз в течение дня для повышения эффективности лечебной физкультуры. Самостоятельные занятия оказывают серьезное влияние при лечении заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
— Лечебная ходьба — проводится в виде прогулок или дозированной ходьбы. Ходьба применяется в целях профилактики и реабилитации после сердечно-сосудистых и других заболеваний. Кроме того, этот вид ЛФК повышает общий тонус организма. Существуют индивидуальные рекомендации лечебной ходьбы, учитывающие возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовки.
— Дозированное восхождение (терренкур) — одна из разновидностей лечебной ходьбы. Это специальные прогулочные маршруты с элементами восхождения, которые обычно проходят в условиях санаторно-курортной зоны по пересеченной или горной местности. Величина физической нагрузки при восхождении зависит от рельефа местности, темпа подъема, количества остановок, их длительности, а также от длины разработанного маршрута.
— Спортивные упражнения и спортивные игры — еще одна разновидность ЛФК, получившая распространение в центрах реабилитации и санаториях. Занятия проводятся под наблюдением инструктора лечебной физкультуры. Он обучает технике игры и следит за дозированием нагрузок.
Так, спортивные игры (теннис, бейсбол, бадминтон, крокет, кегельбан) и упражнения (гребля, ходьба на лыжах) восстанавливают двигательные возможности, повышают работоспособность, улучшают общее состояние и укрепляют организм в целом.
Виды упражнений
— Активные — пациент выполняет упражнения самостоятельно.
— Пассивные — пациент выполняет упражнения с помощью специальных тренажеров или инструктора по ЛФК.
В различные периоды заболевания дозировки нагрузок разделяют на лечебные, тонизирующие (поддерживающие) и тренирующие:
— Лечебные дозировки используют для терапевтического воздействия на пораженный орган или систему, предупреждения возможных осложнений, формирования компенсации;
— Тонизирующие дозировки применяют после проведенного восстановительного лечения тяжелых хронических заболеваний или длительной обездвиженности (иммобилизации). Назначаются упражнения умеренной или большой интенсивности для закрепления достигнутого при лечении результата, а также стимулирования функции основных систем.
— Тренирующие дозировки применяются в период восстановительного лечения, а также выздоровления, для восстановления функций организма и повышения работоспособности.
Когда необходимы занятия ЛФК?
Занятия лечебной физической культурой назначает лечащий врач. Показаниями для проведения ЛФК являются:
— лечение и реабилитация пациентов после перенесенных заболеваний сердца и сосудов;
— дегенеративные патологии опорно-двигательного аппарата – артрозы, артриты, плоскостопие, остеоартрозы, сколиоз и т.д.
— воспалительные и хронические заболевания бронхов и легких;
— восстановление после полученных травм — переломов, вывихов, разрывов связок и сухожилий, повреждений мягких тканей, а также в период реабилитации после перенесенных операций;
— эндокринные нарушения – сахарный диабет, ожирение;
— заболевания и нарушения в работе органов пищеварения;
— профилактика и лечение воспалительных и гормональных болезней гинекологического профиля;
— неврологические патологии – радикулит, остеохондроз, парез, грыжа и т.д.
Физические упражнения — стимулятор жизненных функций организма, который помогает сохранить здоровье и вести активную жизнь. Однако для активных занятий различными видами спорта могут быть ограничения по состоянию здоровья. Существует ряд заболеваний, при которых лечебная физкультура – единственный доступный вид физической активности, одобренный врачами. Поэтому пользу занятий ЛФК сложно переоценить.
Источник
Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
Методички Педсовета
01 января 2020 • 03:00
Введение
В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни: обучение в школе, приготовление уроков, просмотр телевизора, компьютерные игры — все это увеличивает напряжение зрительного аппарата, нагрузку на организм ребенка и возникает дефицит мышечной деятельности. К тому же дети совсем мало бывают на воздухе.
Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.
У многих школьников, в результате сильных умственных нагрузок, плохого питания (нерационального) и низкого уровня двигательной активности, ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Поэтому необходимо приучать детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также больше заниматься физическим воспитанием в школе. Ведь очень важно, чтобы дети выросли здоровыми и физически подготовленными.
В самостоятельные занятия необходимо включать: общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде.
В данном реферате рассмотрены вопросы построения тренировочного занятия, планирования физической нагрузки и самоконтроля.
Построение тренировочного занятия
В начале каждого занятия необходимо выполнять разминку для того, чтобы подготовить организм к предстоящей работе.
Начинать занятия следует с упражнений, требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости. Упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Затем приступают к упражнениям, которые требуют максимальной силы и выносливости. Увеличивают нагрузку постепенно. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма.
Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления. Для правильного дозирования физической нагрузки, каждому необходимо определить максимальный результат. Для этого в начале занятий нужно выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью.
Затем, исходя из максимального теста, определяют тренировочную нагрузку.
Выделяют четыре типа нагрузок:
- умеренный — 30%;
- средний — 50%;
- большой — 70%;
- высокий — 90%.
Для развития силовой выносливости, применяются такие упражнения, как отжимания, приседания, подтягивания (т.е. отягощенные массой собственного тела); а также упражнения с внешним отягощением (гири, гантели, резиновые амортизаторы, упражнения на тренажерах) и т. п.
После нескольких недель тренировок, снова проводится максимальный тест и если он даст результат выше прежнего, значит ваша физическая выносливость увеличилась. В этом случае расчет тренировочной нагрузки делается повторно.
Первые 2 — 3 месяца работа осуществляется с отягощением 30 — 40% от максимального теста. Это позволяет укрепить мышечно-связочный аппарат. Затем в последующие 2 — 3 месяца можно перейти к работе с отягощением в 50 — 60% от максимального и только после этого через 5 — 6 месяцев занятий переходят к работе с отягощением в 75 — 80% от максимального.
Занимаясь самостоятельно физической культурой необходимо соблюдать следующие правила:
- Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.
- В процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями
- Начиная самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
- Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).
- Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.
- Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.
- Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.
- Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в избранном виде спорта.
- Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить.
- Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом.
- Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер.
- Результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 — 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.
- Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями
Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности школьников.
- Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
- Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
- Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
- Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
- Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Для решения этих задач необходимо использовать теоретические знания из образовательных предметов «Физическая культура», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и других.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).
Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).
Основы методики занятий оздоровительным бегом
Одним из наиболее достойных физических упражнений, является бег. Бег — прекрасное средство тренировки с помощью которой, можно существенно повысить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепить здоровье.
Прежде, чем начать самостоятельно заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинский осмотр и получить индивидуальные рекомендации у врача и учителя физической культуры.
Программа оздоровительного бега для школьников, имеющих ослабленное здоровье и низкий уровень физической подготовленности.
- Бегать можно в любое время дня за час до еды и через два часа после еды.
- Одеваться следует в соответствии с погодой на улице. Весной и осенью в холодную, ветреную, сырую погоду на верх надеть ветрозащитный костюм, летом в жаркую погоду — тренировочный костюм или майку и спортивные трусы; на ноги кроссовки или кеды. Зимой одежда подобная одежде лыжника: свитер, тренировочный костюм или брюки, спортивная не продуваемая куртка, вязаная шапочка, прикрывающая уши, и варежки; на ногах кроссовки с шерстяными носками.
- Беговые тренировки должны быть регулярными, особенно при значительном изменении температуры воздуха. Регулярные тренировки помогают детям хорошо приспосабливаться к понижению температуры воздуха, уберечься от простудных заболеваний.
- Число беговых тренировок в неделю должно колебаться от 4 до 6. Общая продолжительность занятий (бег, ходьба, общеразвивающие упражнения) от 35 до 60 минут.
- Бегать лучше небольшими группами 3-5 человек примерно одного возраста, одинаковых способностей и физической подготовленности.
- Дистанция бега прокладываются в роще, по тротуарам улиц, а лучше всего в парке или на стадионе (СШ № 81, СШ № 94, СШ № 106).
- Не стоит в первые дни тренировок повышать темпы бега, так как для развития выносливости большое значение имеет постепенное увеличение общей продолжительности бега.
- На первых этапах занятий (2-3 месяца) длительность бега 1-4 км при ЧСС 120-135 уд/мин, следующие (2-3 месяца) длина дистанции 3-5 км при ЧСС 140-150 уд/мин, в последующие (2-3 месяца) длина дистанции 5-7 км при ЧСС 150-180 уд/мин.
- Скорость и продолжительность бега определяется самостоятельно по самочувствию. Если бежать нетрудно — значит, скорость оптимальная и бежать можно дальше. Бежать нужно трусцой, а идти с частотой 100-110 шагов в минуту.
- Физическую нагрузку необходимо контролировать по частоте сердечных сокращений. Сразу после бега ребята подсчитывают в течение 10 секунд частоту пульса. Если пульс после бега 25-28 ударов за 10 секунд — значит скорость и продолжительность бега выбраны правильно. Пульс 24 (за 10 секунд) говорит о недостаточной нагрузке. Второй подсчет пульса производиться через 3 минуты после окончания бега. Величины 12-20 ударов за 10 секунд говорят о хорошем восстановлении и соответствии длительности и скорости бега состоянию ребенка.
- В процессе тренировок могут появляться боли в мышцах, суставах, правом подреберье. Это не страшно, со временем они исчезнут. Но если возникают боли в области сердца, тяжесть во всем теле, головокружение и плохое самочувствие в течение дня, необходимо прекратить тренировки и обратиться к врачу.
- Выходить на беговую тренировку может только здоровый человек. Даже при небольшом недомогании (простуда, расстройство желудка или головная боль) следует переждать 1-2 дня для выяснения причины. Если ребенок заболел, то после выздоровления необходимо разрешение врача на продолжение тренировок.
- С первых дней занятий оздоровительным бегом необходимо завести спортивные дневники и дневники самоконтроля. В них надо записывать краткое содержание и объем тренировочной нагрузки, и данные о своем самочувствии.
Контроль за состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы
1. Оценивая состояние тренированности сердечно-сосудистой системы можно использовать функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс в состоянии покоя, а затем выполнить 20 приседаний за 30 сек. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния сердечно-сосудистой системы и тренированности занимающегося. Восстановление пульса по времени:
а) менее 3 минут — хороший результат;
б) от 3 до 4 минут — средний результат;
в) более 4 минут — ниже среднего.
2. Для оценки состояния дыхательной системы можно применять функциональные пробы Тенчи-Штанге.
Проба Тенчи — испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 12 — 15 секунд.
Проба Штанге — испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30 — 40 секунд.
3. Массо-ростовый индекс (Кетле) — это отношение массы тела в граммах к его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится 200 — 300 грамм массы тела.
М. Р. П. =. Если частное от деления выше 300 гр., то это указывает на избыточный вес испытуемого. Если частное от деления ниже 250 г, на недостаточный вес испытуемого.
Самоконтроль
Самоконтроль необходим при самостоятельных занятиях оздоровительным бегом, упражнениями с отягощением, атлетической гимнастикой.
Самоконтроль — представляет собой систематические наблюдения человеком за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности при занятиях спортом.
Самочувствие, настроение, неприятные ощущения, аппетит, частота сердечных сокращений, масса тела, функция кишечно-желудочного тракта, потоотделение, жизненная емкость легких, сила мышц, динамика развития двигательных качеств, спортивные результаты — все это показатели самоконтроля.
Контролировать состояние своего организма можно по внешним и внутренним признакам:
- Обильное потоотделение, чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, появление отдышки, нарушение координации движений — это внешние признаки. При их появлении необходимо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть.
- Появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание и даже головокружений — внутренние признаки. В таких случаях необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом закончить тренировку.
В процессе самостоятельных занятий физической культурой необходимо особо обращать внимание на появление во время тренировок болей в мышцах, в правом и левом подреберье, в области сердца, головных болей, головокружения.
Если после занятий физическими упражнениями самочувствие, настроение, аппетит, сон хорошие и есть желание заниматься дальше, то это показывает что ваш организм справляется с нагрузками.
Кроме самоконтроля предусматривается и контроль со стороны родителей. Они должны следить за тем, чтобы дети ежедневно выполняли физические упражнения в нужном объеме и с достаточной интенсивностью.
Источник