- Правила для тренера по художественной гимнастике
- Правила для тренера по художественной гимнастике
- Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. № 675 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
- I. Требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки
- II. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта «художественная гимнастика» (спортивных дисциплин)
- III. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки
- IV. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки
- V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «художественная гимнастика»
- VI. Требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям
- Продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
- Требования к объему тренировочного процесса
- Соотношение видов подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
- Требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
- Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки
- Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
- Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства
- Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства
- Влияние физических качеств на результативность
- Перечень тренировочных мероприятий
- Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки
- Обеспечение спортивной экипировкой
- Обзор документа
Правила для тренера по художественной гимнастике
Первый тренер — это очень важно, это человек, который привьет или отобьет любовь к гимнастике. Но обычно за первый-второй год обучения у родителей приходит понимание перспектив. Если ребенок с хорошими данными (фактура, гибкость, трудолюбие, умение слушать тренера), а тренер ребенка не выделяет, то возникает естественное желание дать ребенку больше. Бывают и такие случаи, когда девочка сразу попала к прекрасному тренеру, и это значит — повезло так повезло)) Поэтому после 1-1,5 лет обучения мамы начинают метаться. А где дочка станет чемпионкой? Это естественное желание родителей — дать своему ребенку самое лучшее. И боязнь, что ребенка травмируют тоже бывает.
Мне кажется, что мамы должны четко понимать, что есть «самое лучшее» в ХГ.
Самое лучшее, на мой взгляд — заложить ребенку правильную базу для дальнейшего развития без травм. Травмы — это большей частью дело случая, но иногда — это последствия системы. Нельзя нагружать 4-5 летних детей тройной складкой (мексиканка, мост в захвате), потому что у детей в этом возрасте не может быть сформированного мышечного корсета. Нельзя тянуть 5-леток в провисе с 2 стульев, потому что это чревато разрывом связок. И для того, чтобы знать, что можно или нельзя, у вашего тренера должно быть профильное образование. Институт физкультуры как минимум. Опыт тоже немаловажен.
Не смотрите на девочек младше, делающих сложные элементы. Не гоните своих дочек за невероятными прогибами. Маленькие дети гибкие, но даже для очень гибких детей истирание позвоночных дисков не будет полезным.
А вот теперь самое сложное. Как определить, хороший ли у вас тренер. Понятное дело, что первым делом надо смотреть на ребенка. Нравится ли дочке занятия (хотя часто у детей свои приоритеты, им хочется мультики на диване смотреть целый день). Поэтому мамы должны смотреть на:
— образование тренера. Высняйте как можете) Мастер спорта? Физкультурный ВУЗ? Зачастую титулованные чемпионки — не такие хорошие тренеры, как обычные МС с образованием тренера и любовью к своей професии.
— старших девочек тренера. Как много тренер выпустил кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Это один из важнейших показателей, он намного важнее, чем «сколько у тренера чемпионов». Умение довести ребенка до таких результатов это признак профессионализма, отсутствие систематического травматизма. Особенно если это уже идет на протяжении не менее 15 лет. А то и случается такое — что переманили готового ребенка и себе этот титул присваивают мол какие мы хорошие) работаем тренерами меньше 5 лет, а уже вырастили кандидата в мастера спорта или мастера спорта. Чтобы довести спортсмена до такого результата нужно тренировать его от 8-13 лет. Не сложно чисто арифметически понять — чей это результат.
Художественная гимнастика: как выбрать коллектив и чего ждать от занятий?
Ежегодно, ближе к началу нового учебного года, родители часто задаются вопросом, в какую же спортивную секцию отдать свое чадо. Для мальчиков по-прежнему очень популярными остаются бокс, каратэ, хоккей и прочее. А если начать заниматься спортом предстоит девочке? То здесь, на фоне всем известных плаванья, танцев и того же каратэ нет-нет, да и мелькнет что-то грациозное и пленительное, что-то на грани спорта и балетного искусства – художественная гимнастика. Как выбрать секцию для подобных занятий? Чего ждать от занятий? На эти вопросы подробно отвечает Президент федерации художественной гимнастики г. Уфы Диана Ихсанова.
Критерии выбора
Родителям, перед тем, как отдать ребенка в секцию, есть смысл собрать сведения о самых разных спортивных коллективах и определить для себя критерии выбора. Для кого-то приоритетным является близость к дому — в свете ускорившегося ритма жизни это очень актуально. Для кого-то определяющим фактором является профессионализм тренеров и объем тренерского штаба. Некоторые родители обращают большое внимание на материально-техническую базу того или иного коллектива, продолжительность тренировок и их количество.
О начальном этапе занятий
Мамы и папы должны понимать, что, отдавая своего ребенка в спорт, самое важное на начальном этапе – это заложить прочный фундамент, основой которого является любовь к спорту вообще и любовь к тому виду спорта, которым ему предстоит заниматься. Само собой разумеется, что любовь нельзя привить сразу и только одним «кнутом» — должен быть и некий «пряник». То есть тренировки должны проводиться больше в игровой форме, и без излишней строгости в обращении тренеров к своим подопечным.
Новая среда
Родители также должны понимать, что когда ребенок начинает заниматься спортом, то он попадает в новую для себя среду с незнакомыми людьми. И таким образом, первый год обучения – это адаптация ребенка к этим условиям.
Часто родители этого не учитывают, и по прошествии года занятий начинают сравнивать достижения своего чада с достижениями других детей и говорят о том, что они ожидали большего от своей девочки. Это совершенно не верно, поскольку все дети абсолютно разные и раскрываются по-разному и в разное время. Кто-то в первый год адаптируется к новой среде быстрее (как, например, дети, что ходят в детский сад, а не сидят дома быстрее приспосабливаются к условиям школы), кто-то медленнее.
Сравнивать между собой разные коллективы также некорректно, ведь каждый коллектив, каждая спортивная секция идет по пути своего собственного развития, и тренеры по-своему расставляют приоритеты на тех или иных периодах обучения, ведь единой программы обучения – к примеру, как в школе – нет.
Потому не стоит отчаиваться, если надежда, которую вы возлагали на первый год обучения вашего ребенка, не оправдалась. Результаты будут, но позднее.
Об истории спортивного коллектива
Не стоит забывать и о том, что каждый коллектив имеет свою определенную историю. Спортивный коллектив с длительной историей – это в первую очередь огромный опыт тренерского штаба. Но также это и возможность детям помладше равняться на детей постарше, ведь поговорка лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать актуальна и для художественной гимнастики. К тому же в спорте есть негласное правило помощи старших младшим.
Каждый коллектив как живой, меняющийся ежегодно организм. Изменяются методы и подходы к тренировкам, приоритеты тренеров, а также количественный и качественный состав тренерского штаба. Бывает, что част
Изменяются методы и подходы к тренировкам, приоритеты тренеров, а также количественный и качественный состав тренерского штаба. Бывает, что часть тренеров со временем отделяется от какого-либо коллектива и создает свой. Для того чтобы оценить, проанализировать работу новоиспеченного коллектива, тоже должно пройти время. Ведь если в салате «Оливье» заменить один ингредиент, то его вкус изменится.
Материально-техническая база
Что касается материально-технической базы. Если родители, с серьезной перспективой хотят отдать своего ребенка в секцию гимнастики, то в коллективе им следует поинтересоваться параметрами спортивного зала и как долго данный коллектив занимается на своей тренировочной базе. Если больше трех лет, то это определенная стабильность.
Согласно правилам художественной гимнастики, гимнастка выступает на соревнованиях на площадке размером 13 на 13 с высотой потолка в среднем 10 метров. Новичкам такой зал не обязателен, но в будущем их ждет большой зал, ведь данный вид спорта — это работа со снарядами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Кроме того для подготовки очень важны шведские стенки и/или хореографические станки. И, конечно, обязательно ковровое покрытие – ковролин. Важно и наличие магнитофона, поскольку рано или поздно, но музыкальное сопровождение на тренировках становится необходимым всем.
Как для фигуриста важен лед, а для пловца — вода, так для художественной гимнастики важно все выше перечисленное.
Спортивные достижения
Если родители и дети нацелены на выполнение спортивных разрядов, к примеру, первого взрослого, кандидата в мастера спорта или мастера спорта РФ, то следует выбрать тот спортивный коллектив, в котором гимнастки уже выполняли данные нормативы, особенно если они с самого начала в нем начали свой путь гимнастки. В таком коллективе шансов на это больше.
Стоит также учитывать и то, что с момента прихода ребенка в спорт до сдачи норматива в кандидаты мастера спорта пройдет достаточно много времени — 7-10 лет. Причем, качество педагогической работы тренеров выше там, где на одного тренера приходится меньше детей. Таким образом становится очевидным, что чем больше тренеров в тренерском штабе, тем выше качество подготовки девочек.
Спортивное развитие ребенка
Тренер, ребенок и родители должны работать на благо ребенка и составлять дружественный союз. Не должен повторяться сюжет известной басни «Лебедь, рак и щука», ведь это будет сильно тормозить прогресс вашего ребенка.
Таким образом, «вооруженные» этой информацией родители будут знать, чего ждать от своего чада в плане его спортивной жизни и спортивных результатов в художественной гимнастике, ведь деткам нужно заниматься спортом. Жизнь – это движение, и оно необходимо современному человеку, поскольку сегодняшний уровень прогресса позволяет ему расслабиться и мало двигаться, что крайне вредно для здоровья.
С самого начала тренер пытается понять все индивидуальные особенности ребенка. Они раскрываются не сразу. Проходит два, три года, пока тренер сумеет выявить индивидуальные особенности ребенка, указывающие, на какой путь направить его. Бывает, что уже на третьем году обучения тренер видит, что перспектива спортсмена-профессионала для данного ученика весьма сомнительна. Но разве это значит, что нужно бросать занятия? Конечно, нет. Тренер обязан увлечь ребенка независимо от способностей, потому что главная его миссия – воспитать Человека.
Выдержка из статьи Президента Гимнастического клуба «ИСТОК» г.Одессы Сергей Левченко
Мысли вслух (Советы родителям)
За девять лет, которые связывают меня с художественной гимнастикой, накопился кое-какой опыт, которым я хочу поделиться с родителями новичков. Не воспринимайте эти высказывания, как единственно верные. Каждый может иметь взгляд, своё мнение. Тем лучше, значит, есть о чём поспорить.
Стремительное развитие художественной гимнастики в стране, грандиозные достижения наших гимнасток, привлекло всеобщее внимание многих родителей к этому виду спорта. И чуть ли не каждая вторая мама мечтает вырастить из своей дочки Алину Кабаеву или Ирину Чащину.
Решив однажды, что пора отдать своё чадо в спортивную секцию, реально оцените ситуацию. Ведь это вы приняли решение. В 4-5 лет ни один ребёнок ещё не знает точно, чем кроме игры, он хотел бы заняться.
Задайте себе вопрос и постарайтесь честно ответить: «чего я жду от занятий художественной гимнастикой ?» Поверьте, каждая мама, приведя в спортзал единственную и неповторимую, самую лучшую на свете девочку, мысленно уже примеривает своему пузатенькому головастику олимпийскую корону, и не хочет замечать точно таких же будущих чемпионок. Не ставьте перед дочкой непосильных задач, каждый ребёнок уникален, у каждой свой пьедестал. Научите трудиться, преодолевать себя, поддерживайте и хвалите за каждый успех. Никогда не сравнивайте её с другими девочками. Кто-то быстрее всех научился делать мостик, а кому-то лучше удаётся колесо. И не ждите от тренера, чтобы он сразу сказал, перспективный ли ваш ребёнок. Пройдёт ещё очень много времени, когда появятся какие-то результаты. Лучше предоставьте право своей гимнастке радоваться каждому новому движению, общению с подружками и сравнивайте её только с ней самой. Вот, ещё вчера ты не умела держать скакалку, а сегодня легко прыгаешь !
Ещё очень хочется предостеречь родителей от одной ошибки. Никогда не становитесь в роли арбитра в оценке способностей других детей ! Постарайтесь создать такие отношения с родителями ваших сверстниц, чтобы вместе радоваться успехам своих детей. За пять лет мне довелось видеть не одно поколение родителей и всегда повторяется такая ситуация. Вот пришла группа новичков, родители такие дружные, радостные, весело обсуждают всевозможные темы. Все говорят, что пришли сюда только лишь ради здоровья, осанки, фигуры и не главное какой будет у дочки результат. Такая идиллия царит до первых соревнований. Одни обещают за первое место купить самый немыслимый подарок, другие ругают за запутавшуюся скакалку, но большинство очень сильно «обижаются» на победительницу, обсуждают все её недостатки, сравнивают выступления, и всё это, как правило, в присутствии своих детей. И пошло-поехало ! Создаются коалиции, глотаются слёзы обиды и разочарования, ребёнка втягивают во взрослые игры и он чувствует, что не оправдал их надежд, и с обидой смотрит на свою вчерашнюю подружку. Как хочется, чтобы мудрость родителей не создавала такую ситуацию. Очень трудно порой сдержать эмоции, когда кажется, что твоего самого талантливого ребёнка не оценили по достоинству. Найдите в себе мужество не показать это дочке. Но, как правило, одни не справившись со своими амбициями, издёргав ребёнка, бросают гимнастику, другие ставят перед дочкой задачу, во что бы то ни стало обогнать на следующих соревнованиях свою «обидчицу». Как жалко таких девочек и их родителей ! Спрячьте свои амбиции подальше, научите детей дружить, радоваться успехам подруг так же, как своим. Объясните дочке, что успеха можно добиться только трудом, спросите себя ещё раз, чего я жду от занятий гимнастикой, и избежите в дальнейшем многих проблем.
Желаю успеха всем, кто выбрал для своих дочек этот прекрасный вид спорта!
Источник
Правила для тренера по художественной гимнастике
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. № 675 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7582) и подпунктом 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525; 2013, № 30 (ч. 2), ст. 4112, № 45, ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 18, ст. 2711; 2016, № 28, ст. 4741; 2018, № 36, ст. 5634), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика».
2. Признать утратившим силу приказ Минспорта России от 05.02.2013 № 40 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.09.2013, регистрационный № 29884).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации С.В. Косилова.
Министр | П.А. Колобков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 сентября 2019 г.
Регистрационный № 55995
УТВЕРЖДЕН
приказом Минспорта России
от 20 августа 2019 г. № 675
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» (далее — ФССП) разработан на основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7582) и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525; 2013, № 30 (ч. 2), ст. 4112, № 45, ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 18, ст. 2711; 2016, № 28, ст. 4741; 2018, № 36, ст. 5634), и определяет совокупность минимальных требований к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.
I. Требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки
1. Программа спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» (далее — Программа) должна иметь следующую структуру и содержание:
— систему контроля и зачетные требования;
— перечень информационного обеспечения;
— план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
1.1. На «Титульном листе» Программы указывается:
— наименование вида спорта;
— наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;
— название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе которого разработана Программа;
— срок реализации Программы;
— год составления Программы.
1.2. В «Пояснительной записке» Программы дается характеристика вида спорта и его отличительные особенности, специфика отбора лиц для их спортивной подготовки, тренировочного процесса, соревновательной деятельности, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, циклы, виды подготовки и другие элементы структуры при их наличии).
1.3. «Нормативная часть» Программы должна содержать:
— задачи деятельности организации, осуществляющей спортивную подготовку по виду спорта «художественная гимнастика»;
— структуру тренировочного процесса, включающую:
а) виды подготовки, связанные с физическими нагрузками, в том числе общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку, техническую подготовку;
б) виды подготовки, не связанные с физическими нагрузками, в том числе теоретическую, тактическую, психологическую;
в) периоды отдыха;
г) восстановительные и медико-биологические мероприятия;
д) инструкторскую и судейскую практику;
е) тестирование и контроль;
ж) период участия в спортивных мероприятиях (спортивных соревнованиях, тренировочных мероприятиях);
— основные требования по видам подготовки, в том числе физической, теоретической, технической, тактической, психологической;
— критерии зачисления на этапы спортивной подготовки и перевода лиц, проходящих спортивную подготовку, на последующие годы и этапы спортивной подготовки;
— перечень тренировочных мероприятий;
— требования к научно-методическому обеспечению;
— требования к мероприятиям, направленным на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
— продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» (Приложение № 1 к настоящему ФССП);
— требования к объему тренировочного процесса (Приложение № 2 к настоящему ФССП);
— соотношение видов подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» (Приложение № 3 к настоящему ФССП);
— требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» (Приложение № 4 к настоящему ФССП);
— структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов);
— режимы тренировочной работы;
— предельные тренировочные нагрузки;
— предельный объем соревновательной деятельности;
— объем индивидуальной спортивной подготовки.
1.4. «Методическая часть» Программы должна содержать:
— рекомендации по проведению отбора лиц для их спортивной подготовки, включающие в себя мероприятия по просмотру и тестированию кандидатов для зачисления на спортивную подготовку;
— перечень видов спортивной подготовки, применяемых в тренировочном процессе, средства и методы спортивной тренировки, формы организации тренировочных занятий;
— рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок;
— рекомендации по проведению тренировочных занятий и обеспечению техники безопасности при их проведении;
— рекомендации по планированию спортивных результатов;
— программный материал для проведения тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки с указанием видов упражнений, средств и методов тренировки;
— программный материал по проведению антидопинговых мероприятий;
— планы восстановительных мероприятий;
— планы инструкторской и судейской практики.
1.5. «Система контроля и зачетные требования» Программы должны содержать:
— требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку, на следующий этап спортивной подготовки;
— виды контроля общей физической и специальной физической, технической, теоретической и тактической подготовки, контрольно-переводные нормативы по годам и этапам спортивной подготовки, сроки и методику проведения контроля;
— комплексы контрольных упражнений для оценки общей физической, специальной физической, технической, теоретической и тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку и рекомендации по организации тестирования.
1.6. «Перечень информационного обеспечения» Программы должен содержать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для использования в работе лицами, проходящими спортивную подготовку и лицами, ее осуществляющими.
1.7. «План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий» Программы формируется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, ежегодно, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, физкультурно-спортивных организаций.
II. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта «художественная гимнастика» (спортивных дисциплин)
2. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы для лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах спортивной подготовки, определяют возможность зачисления и перевода лиц, проходящих спортивную подготовку с этапа спортивной подготовки на этап спортивной подготовки, учитывают их возраст (разницу между календарным годом зачисления или перевода лица, проходящего спортивную подготовку на этап спортивной подготовки и годом его рождения) и пол, а также особенности вида спорта «художественная гимнастика» и включают в себя:
2.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки (Приложение № 5 к настоящему ФССП).
2.2. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) (Приложение № 6 к настоящему ФССП).
2.3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства (Приложение № 7 к настоящему ФССП).
2.4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства (Приложение № 8 к настоящему ФССП).
III. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки
3. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку, должны включать:
— соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта «художественная гимнастика»;
— выполнение плана спортивной подготовки;
— прохождение предварительного отбора;
— наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
— соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
4. Лица, проходящие спортивную подготовку, и лица, ее осуществляющие, направляются организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях.
IV. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки
5. Результатом реализации Программы является:
5.1. На этапе начальной подготовки:
— формирование интереса к занятиям спортом;
— освоение основных двигательных умений и навыков;
— освоение основ техники вида спорта «художественная гимнастика»;
— участие в официальных спортивных соревнованиях;
— общие знания об антидопинговых правилах;
— укрепление здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.
5.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
— формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «художественная гимнастика»;
— повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической и теоретической подготовки;
— воспитание физических качеств с учетом возраста и уровня влияния физических качеств на результативность (Приложение № 9 к настоящему ФССП);
— соблюдение тренировочного плана, режима восстановления и питания;
— овладение навыками самоконтроля;
— приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных соревнованиях;
— овладение общими знаниями о правилах вида спорта «художественная гимнастика»;
— знание антидопинговых правил;
— укрепление здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.
5.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
— формирование мотивации на повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;
— повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;
— повышение функциональных возможностей организма;
— формирование навыка профессионального подхода к соблюдению тренировочного плана и участия в спортивных соревнованиях, режима восстановления и питания;
— положительная динамика и стабильность результатов на спортивных соревнованиях;
— овладение теоретическими знаниями правил вида спорта «художественная гимнастика»;
— приобретение опыта спортивного судьи по виду спорта «художественная гимнастика»;
— знание антидопинговых правил;
— сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.
5.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
— сохранение мотивации на совершенствование спортивного мастерства и достижения высокого спортивного результата;
— повышение функциональных возможностей организма;
— достижение результатов уровня спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
— участие в официальных спортивных соревнованиях и стабильность спортивных результатов;
— сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.
6. Максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку.
Для лиц, состоящих в списках кандидатов в спортивные сборные команды субъектов Российской Федерации, максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства, не ограничивается.
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «художественная гимнастика»
7. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «художественная гимнастика» определяются в Программе и учитываются при:
— составлении планов спортивной подготовки, начиная с тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);
— составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
8. Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.
9. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
10. Для проведения тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на всех этапах спортивной подготовки, кроме основного тренера по виду спорта «художественная гимнастика», допускается привлечение дополнительно второго тренера по видам спортивной подготовки, при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.
Кроме второго тренера к работе с лицами, проходящими спортивную подготовку, могут привлекаться и другие специалисты (например: хореографы, аккомпаниаторы, звукорежиссеры).
11. В соответствии с перечнем тренировочных мероприятий (Приложение № 10 к настоящему ФССП), для лиц, проходящих спортивную подготовку, при участии лиц, ее осуществляющих, проводятся тренировочные мероприятия, являющиеся составной частью тренировочного процесса. Тренировочные мероприятия проводятся, в том числе, с целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса, периода восстановления, подготовки к спортивным соревнованиям.
12. Порядок и сроки формирования групп на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом особенностей вида спорта «художественная гимнастика» и его спортивных дисциплин определяются организациями, осуществляющими спортивную подготовку, самостоятельно.
13. Для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной подготовки необходимо наличие:
— на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) — спортивного разряда «второй юношеский спортивный разряд»;
— на этапе совершенствования спортивного мастерства — спортивного разряда «кандидат в мастера спорта»;
— на этапе высшего спортивного мастерства — спортивного звания «мастер спорта России».
14. Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим требования к результатам реализации Программы на соответствующем этапе и не зачисленным на следующий этап, может быть предоставлена возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки. Порядок и кратность повторного прохождения спортивной подготовки определяется организациями, осуществляющими спортивную подготовку, самостоятельно.
15. Допускается одновременное проведение тренировочных занятий с лицами, проходящими спортивную подготовку в группах на разных этапах спортивной подготовки, если:
— объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) первого и второго года спортивной подготовки;
— объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) с третьего по пятый год спортивной подготовки и этапе совершенствования спортивного мастерства;
— объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
При этом должны быть соблюдены все нижеперечисленные условия:
— не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения;
— не превышен максимальный количественный состав объединенной группы (максимальный количественный состав объединенной группы определяется по группе, имеющей меньший показатель наполняемости согласно Программе).
16. В целях сохранения жизни и здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку, меры безопасности при проведении тренировочных занятий и спортивных соревнований должны обеспечиваться с учетом особенностей вида спорта «художественная гимнастика».
VI. Требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям
17. Организации, осуществляющие спортивную подготовку, должны обеспечить соблюдение требований к условиям реализации Программ, в том числе кадрам, материально-технической базе, инфраструктуре, и иным условиям, установленным настоящим ФССП.
18. Требования к кадрам организаций, осуществляющих спортивную подготовку:
18.1. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, определенным Профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), Профессиональным стандартом «Инструктор-методист», утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2014 № 630н (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2014, регистрационный № 34135) 1 или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054) (далее — ЕКСД).
18.2. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» ЕКСД, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы 2 .
19. Требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям:
— обеспечение (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и/или объектом инфраструктуры) наличия:
— тренировочного спортивного зала;
— медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2016, регистрационный № 42578) 3 ;
— обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для осуществления спортивной подготовки (Приложение № 11 к настоящему ФССП);
— обеспечение спортивной экипировкой (Приложение № 12 к настоящему ФССП);
— обеспечение проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;
— обеспечение питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;
— осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, осуществляющей спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об оказании услуг по спортивной подготовке.
1 с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 12.12.2016 № 727н (зарегистрирован Минюстом России 13.01.2017, регистрационный № 45230).
З с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 19.03.2019 № 130н (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2019, регистрационный № 55168).
Приложение № 1
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | 2 | 6 | 12 |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 5 | 8 | 8 |
Этап совершенствования спортивного мастерства | Не ограничивается | 13 | 3 |
Этап высшего спортивного мастерства | Не ограничивается | 16 | 1 |
Приложение № 2
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Требования к объему тренировочного процесса
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | ||
Количество часов в неделю | 6 | 8 | 12 | 15 | 15 | 18 | 18 | 20 | 22 | 24 | 24 |
Количество тренировочных занятий в неделю | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 |
Общее количество часов в год | 312 | 416 | 624 | 780 | 780 | 936 | 936 | 1040 | 1144 | 1248 | 1248 |
Общее количество тренировочных занятий в год | 156 | 208 | 208 | 260 | 260 | 312 | 312 | 312 | 312 | 312 | 364 |
Приложение № 3
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Соотношение видов подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
№ п/п | Виды подготовки | Этапы спортивной подготовки | |||
---|---|---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||
1. | Объем физической нагрузки (%), в том числе | 67-93 | 55-77 | 45-64 | 40-60 |
1.1. | Общая физическая подготовка (%) | 60-81 | 16-24 | 8-13 | 8-13 |
1.2. | Специальная физическая подготовка (%) | 16-23 | 17-24 | 17-26 | |
1.3. | Участие в спортивных соревнованиях (%) | 1-3 | 3-5 | 7-10 | 7-10 |
1.4. | Техническая подготовка (%) | 6-9 | 20-25 | 13-17 | 8-11 |
2. | Виды подготовки, не связанные с физической нагрузкой, в том числе тактическая, теоретическая, психологическая (%) | 3-6 | 12-17 | 12-19 | 12-17 |
3. | Инструкторская и судейская практика (%) | — | — | 4-6 | 4-6 |
4. | Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%) | 1-3 | 4-6 | 9-11 | 10-17 |
Приложение № 4
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
Виды спортивных соревнований | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Контрольные | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Отборочные | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 6 |
Приложение № 5
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки
№ п/п | Упражнения | Единица оценки | Норматив |
---|---|---|---|
1. | И.П. — сед «углом», ноги вместе. Наклон вперед. Фиксация положения 5 счетов | балл | «5» — в наклоне кисти находятся за линией стоп, спина прямая, ноги выпрямлены; «4» — в наклоне кисти находятся на линии стоп, спина прямая, ноги выпрямлены; «3» — в наклоне кисти находятся на линии стоп, спина округлена, ноги выпрямлены |
2. | Упражнение «мост» из положения стоя | балл | «5» — кисти рук в упоре у пяток; «4» — расстояние от кистей рук до пяток 2-5 см; «3» — расстояние от кистей рук до пяток 6-8 см |
3. | Упражнение «мост» в стойке на коленях с захватом за стопы и фиксацией положения | балл | «5» — в захвате руки выпрямлены, ноги вместе; «4» — руки согнуты; «3» — руки согнуты, ноги врозь |
4. | Шпагат с правой и левой ноги | балл | «5» — сед с касанием пола правым и левым бедром без поворота таза; «4» — расстояние от пола до бедра 1 — 5 см; «3» — расстояние от пола до бедра 6-10 см |
5. | Поперечный шпагат | балл | «5» — сед, ноги по одной прямой; «4» — с небольшим поворотом бедер внутрь; «3» — расстояние от поперечной линии до паха 10 см |
6. | И.П. — стойка на одной ноге, другая согнута и ее стопа касается колена опорной ноги. Глаза закрыты, руки разведены в стороны. Выполнение с обеих ног. Удерживание равновесия | балл | «5» — в течение 6 с; «4» — в течение 4 с; «3» — в течение 2 с |
7. | В стойке по 10 вращений скакалки в боковой, лицевой и горизонтальной плоскости. Выполнять поочередно одной и другой рукой | балл | «5» — сохранение правильной осанки, вращение выпрямленной рукой и точно в заданной плоскости, скакалка имеет натянутую форму; «4» — вращение выпрямленной рукой при отклонении от заданной плоскости, скакалка имеет натянутую форму; «3» — вращение полусогнутой рукой с отклонением от заданной плоскости, скакалка не натянута |
8. | 10 прыжков на двух ногах через скакалку с вращением ее вперед | балл | «5» — туловище и ноги выпрямлены, плечи опущены; «4» — в прыжке туловище и ноги выпрямлены, плечи приподняты; «3» — в прыжке ноги полусогнуты, спина сутулая |
9. | Сед «углом», руки в стороны. Фиксация положения в течение 20 с | балл | «5» — угол между ногами и туловищем 90°, туловище прямое; «4» — угол между ногами и туловищем 90°, спина сутулая; «3» — угол между ногами и туловищем более 90°, спина сутулая, ноги согнуты |
Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» — исходное положение.
Приложение № 6
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
№ п/п | Упражнения | Единица оценки | Норматив |
---|---|---|---|
1. | Шпагат с правой и левой ноги с опоры высотой 30 см с наклоном назад и захватом за голень | балл | «5» — сед с касанием пола правым и левым бедром без поворота таза, захват двумя руками; «4» — расстояние от пола до бедра 1 -5 см; «3» — расстояние от пола до бедра 6-10 см; «2» — захват только одной рукой; «1» — без наклона назад |
2. | Поперечный шпагат | балл | «5» — сед, ноги в стороны; «4» — с небольшим поворотом бедер внутрь; «3» — расстояние от поперечной линии до паха 10 см; «2» — расстояние от поперечной линии до паха 10-15 см; «1» — расстояние от поперечной линии до паха 10-15 см с поворотом бедер внутрь |
3. | Упражнение «мост» из положения стоя | балл | «5» — «мост» с захватом за голени с касанием головой бедер; «4» — «мост» с захватом за голени; «3» — «мост», кисти рук в упоре у пяток; «2» — расстояние от кистей рук до пяток 2-6 см; «1» — расстояние от кистей рук до пяток 7-12 см |
4. | И.П. — лежа на спине, ноги выпрямлены. Сед «углом» с разведением ног в шпагат за 10 с | балл | Оцениваются амплитуда и темп выполнения при обязательном подъеме туловища до вертикали. «5» — 9 раз; «4» — 8 раз; «3» — 7 раз; «2» — 6 раз; «1» — 5 раз |
5. | И.П. — лежа на животе. 10 прогибов назад, руки подняты вверх | балл | «5» — руки и грудной отдел позвоночника параллельно полу; «4» — руки и грудной отдел позвоночника дальше вертикали; «3» — руки и грудной отдел позвоночника вертикально; «2» — руки и грудной отдел позвоночника немного не доходят до вертикали; «1» — руки и грудной отдел позвоночника немного не доходят до вертикали, ноги разведены |
6. | Прыжки на двух ногах через скакалку с двойным вращением вперед за 10 с | балл | «5» — 16 раз; «4» — 15 раз; «3» — 14 раз с дополнительными 1-2 прыжками с одним вращением; «2» — 13 раз с дополнительными 3-4 прыжками с одним вращением; «1» — 12 раз с 6 и более дополнительными прыжками с одним вращением |
7. | И.П. — стойка на носках. Руки в стороны, махом правой назад равновесие на одной ноге, другая в захват разноименной рукой «в кольцо». Выполнение с обеих ног. Удерживание равновесия | балл | «5» — в течение 5 с; «4» — в течение 4 с; «3» — в течение 3 с; «2» — в течение 2 с; «1» — в течение 1 с |
8. | И.П. — стойка на носках. 4 переката мяча по рукам и груди из правой в левую руку и обратно | балл | «5» — мяч в перекате последовательно касается рук и груди, опускается на всю стопу; «4» — перекат с вспомогательными движениями телом, приводящими к потере равновесия; «3» — перекат с подскоком во второй половине движения и перемещением в сторону переката; «2» — завершение переката на плече противоположной руки и вспомогательное движение туловищем с потерей равновесия; «1» — завершение переката на груди |
9. | И.П. — стойка на носках в круге диаметром 1 метр. Обруч впереди-справа в лицевой плоскости, после двух вращений бросок и ловля во вращение левой рукой. Выполнение в обе стороны | балл | «5» — 6 бросков, точное положение частей тела, вращение обруча точно в плоскости, ловля без потери темпа и схождения с места; «4» — 4 броска, отклонения от плоскости вращения и перемещения, не выходя за границу круга; «3» — 4 броска с отклонениями в плоскости вращения и потерей темпа, нарушения в положении частей тела, перемещения не выходя за границу круга; «2» — 2 броска с изменением плоскости вращения, ловлей обруча в остановку и перемещением, не выходя за границу круга; «1» — 2 броска с изменением плоскости вращения, ловлей обруча в остановку и перемещением, выходя за границу круга |
10. | Техническое мастерство | Обязательная техническая программа |
Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» — исходное положение.
Средний балл позволяющий определить уровень специальной физической подготовки:
5,0 — 4,5 — высокий;
4,4 — 4,0 — выше среднего;
3,9 — 3,5 — средний;
3,4 — 3,0 — ниже среднего;
2,9 — 0,0 — низкий уровень.
Приложение № 7
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства
№ п/п | Упражнения | Единица оценки | Норматив |
---|---|---|---|
1. | Шпагат с правой и левой ноги с опоры высотой 40 см с наклоном назад и захватом за голень | балл | «5» — сед с касанием пола правым и левым бедром без поворота таза, захват двумя руками; «4» — расстояние от пола до бедра 1-5 см; «3» — расстояние от пола до бедра 6-10 см; «2» — захват только одной рукой; «1» — наклон без захвата |
2. | Поперечный шпагат | балл | «5» — сед, ноги в стороны; «4» — с небольшим поворотом бедер внутрь; «3» — расстояние от поперечной линии до паха 10 см; «2» — расстояние от поперечной линии до паха 10-15 см; «1» — расстояние от поперечной линии до паха 10-15 см с поворотом бедер внутрь |
3. | Упражнение «мост» из положения стоя | балл | «5» — «мост» с захватом за голени с касанием головой бедер; «4» — «мост» с захватом за голени; «3» — «мост», кисти рук в упоре у пяток; «2» — расстояние от кистей рук до пяток 2-6 см; «1» — расстояние от кистей рук до пяток 7-12 см |
4. | И.П. — лежа на спине, ноги выпрямлены. Сед «углом» с разведением ног в шпагат за 15 с | балл | Оцениваются амплитуда и темп выполнения при обязательном подъеме туловища до вертикали. «5» — 14 раз; «4» — 13 раз; «3» — 12 раз; «2» — 11 раз; «1» — 10 раз |
5. | И.П. — лежа на животе. 10 прогибов назад, руки подняты вверх за 10 с | балл | «5» — до касания руками ног, стопы вместе; «4» — руки и грудной отдел позвоночника параллельно полу, небольшое рывковое движение руками в конце движения; «3» — руки и грудной отдел позвоночника дальше вертикали, темп выполнения постепенно снижается; «2» — руки и грудной отдел позвоночника вертикально, ноги слегка разводятся; «1» — руки и грудной отдел позвоночника немного не доходят до вертикали |
6. | Прыжки на двух ногах через скакалку с двойным вращением вперед за 20 с | балл | «5» — 36-37 раз; «4» — 35 раз; «3» — 34 раза; «2» — 33 раза; «1» — 32 раза |
7. | И.П. — стойка на носках. Руки в стороны, махом правой назад равновесие на одной ноге, другая в захват разноименной рукой «в кольцо». Выполнение с обеих ног. Удерживание равновесия | балл | «5» — в течение 8 с; «4» — в течение 7 с; «3» — в течение 6 с; «2» — в течение 5 с; «1» — в течение 4 с |
8. | Боковое равновесие на носке одной ноги в течение 5 с. Выполнение с обеих ног | балл | «5» — амплитуда более 180°, туловище вертикально; «4» — амплитуда близко к 180°, туловище отклонено от вертикали; «3» — амплитуда 175°-160°, туловище отклонено от вертикали; «2» — амплитуда 160°-145°, туловище отклонено от вертикали; «1» — амплитуда 145°, туловище отклонено от вертикали, на низких полупальцах |
9. | Переднее равновесие на носке одной ноги в течение 5 с. Выполнение с обеих ног | балл | «5» — амплитуда 180° и более, туловище вертикально; «4» — амплитуда к 180°, туловище отклонено от вертикали; «3» — амплитуда 160°-145°; «2» — амплитуда 135°, на низких полупальцах; «1» — амплитуда 135°, на низких полупальцах, туловище отклонено от вертикали |
10. | Переворот вперед с правой и левой ноги | балл | «5» — демонстрация шпагата в трех фазах движения, фиксация наклона назад; «4» — недостаточная амплитуда в одной из фаз движения; «3» — отсутствие фиксации положения в заключительной фазе движения; «2» — недостаточная амплитуда в начале движения и отсутствие фиксации положения в заключительной фазе движения; «1» — амплитуда всего движения менее 135° |
11. | И.П. — стойка на носках. 4 переката мяча по рукам и грудной клетке из правой в левую руку и обратно | балл | «5» — перекат без подскоков, последовательно касается рук и спины; «4» — вспомогательные движения руками или телом, без потери равновесия; «3» — перекат с подскоком во второй половине движения, потеря равновесия на носках; «2» — завершение переката на плече противоположной руки; «1» — завершение переката на спине |
12. | И.П. — стойка на носках в круге диаметром 1 метр. Жонглирование булавами правой рукой. Выполнение с обеих рук | «5» — 6 бросков на высоких полупальцах, точное положение частей тела; «4» — 5 бросков на высоких полупальцах с отклонениями туловища от вертикали; «3» — 5 бросков на низких полупальцах с отклонением туловища от вертикали и переступаниями в границах круга; «2» — 4 броска на низких полупальцах с отклонением туловища от вертикали и переступаниями в границах круга; «1» — 4 броска на низких полупальцах с отклонением туловища от вертикали и выходом за границы круга | |
13. | Техническое мастерство | Обязательная техническая программа |
Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» — исходное положение.
Средний балл позволяющий определить уровень специальной физической подготовки:
5,0 — 4,5 — высокий;
4,4 — 4,0 — выше среднего;
3,9 — 3,5 — средний;
3,4 — 3,0 — ниже среднего;
2,9 — 0,0 — низкий уровень.
Приложение № 8
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства
№ п/п | Упражнения | Единица оценки | Норматив |
---|---|---|---|
1. | Поперечный шпагат | балл | «5» — сед, ноги в стороны; «4» — с небольшим поворотом бедер внутрь; «3» — расстояние от поперечной линии до паха 10 см; «2» — расстояние от поперечной линии до паха 10-15 см; «1» — расстояние от поперечной линии до паха 10-15 см с поворотом бедер внутрь |
2. | И.П. — стойка на носке одной ноги, другая впереди на 170-180°, боком к опоре. Наклоны назад за 10 с. Выполнение с обеих ног | балл | «5» — касание кистью пятки разноименной ноги, с полным разгибанием туловища в И.П., без остановок, ноги максимально напряжены; «4» — касание кистью пятки разноименной ноги, с полным разгибанием туловища в И.П., с небольшим снижением темпа при разгибании, ноги максимально напряжены; «3» — касание кистью пятки разноименной ноги, с полным разгибанием туловища в И.П. с рывковыми движениями; опорная нога сгибается при наклоне; «2» — касание кистью пятки разноименной ноги, неполное разгибанием туловища в И.П., с рывковыми движениями, опорная нога сгибается при наклоне, маховая опускается ниже 170°. «1» — отсутствие касания кистью пятки разноименной ноги, неполное разгибанием туловища в И.П., опорная нога сгибается при наклоне, маховая опускается ниже 170°. |
3. | И.П. — лежа на спине, ноги выпрямлены. Сед «углом» с разведением ног в шпагат за 15 с | балл | Оцениваются амплитуда и темп выполнения при обязательном поднимании туловища до вертикали. «5»- 15 раз; «4»- 14 раз; «3» — 13 раз; «2» — 12 раз; «1»- 10 раз |
4. | И.П. — лежа на животе. 10 наклонов назад, руки вверх за 10 с | балл | «5» — до касания руками ног, стопы вместе; «4» — руки и грудной отдел позвоночника параллельно полу, небольшое рывковое движение руками в конце движения; «3» — руки и грудной отдел позвоночника дальше вертикали, темп выполнения постепенно снижается; «2» — руки и грудной отдел позвоночника вертикально, ноги слегка разводятся; «1» — руки и грудной отдел позвоночника немного не доходят до вертикали |
5. | Прыжок отталкиванием двумя с разведением врозь ног в воздухе вперед-назад (продольная разножка) за 15 с. Выполнение двух прыжков с переменой ног | балл | «5» — выполняется в темпе чаще, чем 1 прыжок в секунду, с высоким толчком и мягким приземлением, амплитудой >180°. В полетной фазе осанка прямая, ноги выпрямлены; «4» — выполняется в темпе не ниже, чем 1 прыжок в секунду, с высоким толчком и мягким приземлением, амплитудой >180°. В полетной фазе осанка прямая, ноги выпрямлены; «3» — 13-14 прыжков с высоким толчком и мягким приземлением, амплитудой не ниже 180°. В полетной фазе плечи приподняты, ноги выпрямлены; «2» — 11-12 прыжков с постепенным снижением высоты, темпа выполнения, амплитудой не ниже 180°. В полетной фазе плечи приподняты, ноги выпрямлены носки слегка расслаблены; «1» — 11-12 прыжков с постепенным снижением высоты, темпа выполнения и амплитуды. В полетной фазе плечи приподняты, ноги расслаблены |
6. | И.П. — стойка на носках. Руки в стороны, махом правой назад равновесие на одной ноге, другая в захват разноименной рукой «в кольцо». Выполнение с обеих ног. Удерживание равновесия | балл | «5» — в течение 8 с; «4» — в течение 7 с; «3» — в течение 6 с; «2» — в течение 5 с; «1» — в течение 4 с |
7. | Боковое равновесие на носке одной ноги в течение 5 с. Выполнение с обеих ног | балл | «5» — амплитуда более 180°, туловище вертикально; «4» — амплитуда к 180°, туловище отклонено от вертикали; «3» — амплитуда 175°-160°, туловище отклонено от вертикали; «2» — амплитуда 160°-145°, туловище отклонено от вертикали; «1» — амплитуда 145°, туловище отклонено от вертикали, на низких полупальцах |
8. | Переднее равновесие на носке одной ноги в течение 5 с. Выполнение с обеих ног | балл | «5» — амплитуда 180° и более, туловище вертикально; «4» — амплитуда близко к 180°, туловище отклонено от вертикали; «3» — амплитуда 160°-145°; «2» — амплитуда 135°, на низких полупальцах; «1» — амплитуда 135°, на низких полупальцах, туловище незначительно отклонено от вертикали |
9. | Переворот назад с правой и левой ноги | балл | «5» — демонстрация шпагата в трех фазах движения, фиксация наклона назад; «4» — недостаточная амплитуда в одной из фаз движения; «3» — отсутствие фиксации положения в заключительной фазе движения; «2» — недостаточная амплитуда в начале движения и отсутствие фиксации положения в заключительной фазе движения; «1» — амплитуда всего движения менее 135° |
10. | И.П. — вертикальное равновесие. Перебрасывание мяча над головой из одной руки в другую 4 раза | балл | «5» — перебрасывание без подскоков, сохраняя позу равновесия, плоскость броска; «4» — вспомогательные движения телом, без потери равновесия; «3» — перебрасывание с изменением положения свободной ноги и снижением амплитуды броска; «2» — перебрасывание с изменением положения свободной ноги и снижением амплитуды броска и паузой между перебросками; «1» — перебрасывание с изменением позы равновесия, на низких полупальцах, нарушение плоскости и высоты броска |
11. | И.П. — стойка на носке одной ноги, другая на «пассе». Жонглирование булавами рукой. Выполнение с обеих рук | балл | «5» — 6 бросков на высоких полупальцах, точное положение частей тела; «4» — 5 бросков на высоких полупальцах с незначительными отклонениями туловища от вертикали; «3» — 4 броска на низких полупальцах с отклонением туловища от вертикали и незначительными паузами между бросками; «2» — 3 броска на низких полупальцах с отклонением туловища от вертикали и опусканием бедра свободной ноги, паузами между бросками; «1» — 3 броска на низких полупальцах с отклонением туловища и подскоками |
12. | Техническое мастерство | Обязательная техническая программа |
Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» — исходное положение.
Средний балл позволяющий определить уровень специальной физической подготовки:
5,0 — 4,5 — высокий;
4,4 — 4,0 — выше среднего;
3,9 — 3,5 — средний;
3,4 — 3,0 — ниже среднего;
2,9 — 0,0 — низкий уровень.
Приложение № 9
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Влияние физических качеств на результативность
Физические качества | Уровень влияния |
---|---|
Быстрота | 2 |
Сила | 2 |
Выносливость | 2 |
Координация | 3 |
Гибкость | 3 |
3 — значительное влияние;
2 — среднее влияние.
Приложение № 10
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Перечень тренировочных мероприятий
№ п/п | Виды тренировочных мероприятий | Предельная продолжительность тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней) | Оптимальное число участников тренировочного мероприятия | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям | ||||||
1.1. | Тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям | — | 18 | 21 | 21 | Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку |
1.2. | Тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России | — | 14 | 18 | 21 | |
1.3. | Тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям | — | 14 | 18 | 18 | |
1.4. | Тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации | — | 14 | 14 | 14 | |
2. Специальные тренировочные мероприятия | ||||||
2.1. | Тренировочные мероприятия по общей и/или специальной физической подготовке | — | 14 | 18 | 18 | Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе |
2.2. | Восстановительные тренировочные мероприятия | — | До 14 дней | В соответствии с количеством лиц, принимавших участие в спортивных соревнованиях | ||
2.3. | Тренировочные мероприятия для комплексного медицинского обследования | — | До 5 дней, но не более 2 раз в год | В соответствии с планом комплексного медицинского обследования | ||
2.4. | Тренировочные мероприятия в каникулярный период | До 21 дня подряд и не более двух тренировочных мероприятий в год | — | — | Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | |
2.5. | Просмотровые тренировочные мероприятия для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта | — | До 60 дней | — | В соответствии с правилами приема |
Приложение № 11
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки
№ п/п | Наименование оборудования, спортивного инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
---|---|---|---|
1. | Булава гимнастическая | штук | 18 |
2. | Видеокамера | штук | 1 |
3. | Видеотехника для записи и просмотра изображения | комплект | 1 |
4. | Доска информационная | штук | 1 |
5. | Зеркало (12×2 м) | штук | 1 |
6. | Игла для накачивания мячей | штук | 3 |
7. | Канат для лазанья | штук | 1 |
8. | Ковер гимнастический (13 х 13 м) | штук | 1 |
9. | Ленты для художественной гимнастики (разных цветов) | штук | 18 |
11. | Мат гимнастический | штук | 10 |
10. | Музыкальный центр | штук | 1 |
на тренера | |||
13. | Мяч волейбольный | штук | 2 |
14. | Мяч для художественной гимнастики | штук | 18 |
12. | Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг) | комплект | 3 |
15. | Насос универсальный | штук | 1 |
16. | Обруч гимнастический | штук | 18 |
17. | Палка гимнастическая | штук | 18 |
18. | Пианино | штук | 1 |
19. | Пылесос бытовой | штук | 1 |
20. | Рулетка металлическая 20 м | штук | 1 |
21. | Секундомер | штук | 2 |
22. | Скакалка гимнастическая | штук | 18 |
23. | Скамейка гимнастическая | штук | 5 |
24. | Станок хореографический | комплект | 1 |
25. | Стенка гимнастическая | штук | 18 |
26. | Тренажер для отработки доскоков | штук | 1 |
27. | Тренажер для развития мышц рук, ног, спины | штук | 1 |
28. | Тренажер универсальный малогабаритный | штук | 1 |
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
количество | срок эксплуатации (мес.) | количество | срок эксплуатации (мес.) | количество | срок эксплуатации (мес.) | количество | срок эксплуатации (мес.) | ||||
1. | Балансировочная подушка | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 12 | 1 | 12 | 1 | 12 |
2. | Булава гимнастическая | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 24 | 2 | 12 | 3 | 12 |
3. | Ленты для художественной гимнастики (разных цветов) | штук | на занимающегося | — | — | 2 | 12 | 4 | 12 | 4 | 12 |
4. | Мяч для художественной гимнастики | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 12 | 2 | 12 | 3 | 12 |
5. | Обмотка для предметов | штук | на занимающегося | — | — | 3 | 1 | 5 | 1 | 8 | 1 |
6. | Обруч гимнастический | штук | на занимающегося | — | — | 2 | 12 | 4 | 12 | 6 | 12 |
7. | Резина для растяжки | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 12 | 1 | 12 | 1 | 12 |
8. | Скакалка гимнастическая | штук | на занимающегося | — | — | 2 | 12 | 4 | 12 | 4 | 12 |
9. | Чехол для булав | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 12 | 1 | 12 | 1 | 12 |
10. | Чехол для костюма | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 12 | 1 | 12 | 1 | 12 |
11. | Чехол для мяча | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 12 | 1 | 12 | 1 | 12 |
12. | Чехол для обруча | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 12 | 1 | 12 | 1 | 12 |
Приложение № 12
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
Обеспечение спортивной экипировкой
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | ||||
1. | Гетры | пар | на занимающегося | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Голеностопный фиксатор | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. | Кепка солнцезащитная | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. | Костюм ветрозащитный | штук | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 2 | 1 | 2 |
5. | Костюм спортивный парадный | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. | Костюм спортивный тренировочный | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
7. | Костюм тренировочный «Сауна» | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Кроссовки для улицы | пар | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
9. | Купальник | штук | на занимающегося | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 |
10. | Куртка утепленная | штук | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Наколенный фиксатор | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12. | Носки | пар | на занимающегося | — | — | 2 | 1 | 4 | 1 | 6 | 1 |
13. | Носки утепленные | пар | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
14. | Полотенце | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15. | Полутапочки (получешки) | пар | на занимающегося | — | — | 1 | 10 | 1 | 10 | 1 | |
16. | Рюкзак спортивный | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17. | Сумка спортивная | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
18. | Тапочки для зала | пар | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
19. | Футболка (короткий рукав) | штук | на занимающегося | — | — | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 |
20. | Шапка спортивная | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
21. | Шорты спортивные (трусы спортивные) | штук | на занимающегося | — | — | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Обзор документа
Минспорт утвердил новый федеральный спортивный стандарт для художественной гимнастики.
Определено содержание программы спортподготовки. В пояснительной записке теперь должна отмечаться специфика отбора лиц для спортподготовки. В нормативой части программы теперь указываются структура тренировочного процесса, критерии зачисления и перевода на этапы спортподготовки. Уточнена методическая часть программы.
Скорректированы требования к участию в спортивных соревнованиях.
Установлены нормативы физподготовки для зачисления и перевода лиц на другой этап спортподготовки. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки изъяты из программы.
Определены особенности подотовки по отдельным дисциплинам художественной гимнастики.
Источник