- Реферат «Методы спортивной тренировки» материал по физкультуре (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Введение
- 1. Сущность понятия спортивная тренировка и методы спортивной тренировки
- 2. Общепедагогические методы спортивной тренировки
- 3. Практические методы спортивной тренировки
- Заключение
- Список литературы
- Практические методы спортивной тренировки
Реферат «Методы спортивной тренировки»
материал по физкультуре (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_trenirovki.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕФЕРАТ по дисциплине:
Методы спортивной тренировки .
Романовская Наталия Владимировна
Введение
Является научно доказанным, что спорт является значительной составляющей полноценного развития каждой личности. Чтобы стать сильным и выносливым нужно долго и тщательно тренироваться. Для наилучшего результата от тренировок применяют специальные методы.
В спортивной тренировке под термином «метод» нужно понимать способ использования основных средств тренировки, а также совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и практические методы, включенные в систему подготовки спортсмена.
Целью спортивной тренировки можно считать достижение максимально вероятного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, определенного спецификой вида спорта и требованиями достижения предельно высоких результатов в соревновательной деятельности.
Цель работы – раскрыть методы спортивной тренировки.
В соответствии с целью были определены задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия спортивная тренировка и методов спортивной тренировки.
2. Изучить общепедагогические методы спортивной тренировки.
3. Раскрыть практические методы спортивной тренировки.
Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Сущность понятия спортивная тренировка и методы спортивной тренировки
Физиологи труда под тренировкой разумеют все физические нагрузки, которые порождают морфологическое либо функциональное приспособление и изменение организма, а, следовательно, и повышение его работоспособности. В данном значении, к примеру, и физический труд может, приобрести характер тренировки и вызывать тренировочные адаптации.
Повторения, которые направлены на улучшение двигательных действий, физиологи труда именуют упражнением, а увеличивающий работоспособность результат — «упражненностью» (тренированностью) [2].
В более широком варианте термин «тренировка» используют на сегодняшний день как определение всякой организованной подготовки, целенаправленно устремленной на быстрое повышение физической, умственной, психической или моторно-технической работоспособности человека.
В области спорта речь идет о спортивной тренировке, под которой, в основном, имеют в виду подготовку спортсменов к достижению высоких и наивысших (рекордных) спортивных результатов. Матвеев [3, с. 88] под спортивной тренировкой в узком смысле разумеет физическую, технико-тактическую и морально-волевую подготовку спортсмена, которая осуществялется посредством физических упражнений. Это толкование понятия находит свое выражение в терминах «силовая тренировка», «тренировка выносливости», «метод тренировки», «состояние тренированности», «интервальная тренировка» и т. д.
Совершенствование спортсмена в ходе тренировки, которое постоянно должно анализироваться и организовываться в аспекте единства образования и воспитания, исполняется в разнообразных формах и разнообразными средствами.
В спортивной тренировке под термином метод понимается способ применения главных средств тренировки и совокупность правил, а также приемов деятельности спортсмена и тренера.
В процессе спортивной тренировки применяются две большие группы методов:
1) общепедагогические, включают в себя словесные и наглядные методы;
2) практические, содержат в себе метод строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.
Рассмотрим данные методы подробней.
2. Общепедагогические методы спортивной тренировки
Словесные методы – это методы использования слова и чувственной информации. К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, можно отнести: объяснение, рассказ, анализ, беседа, обсуждение и др [5, с. 24]. Они наиболее часто применяются в сжатой форме, в особенности в ходе подготовки квалифицированных спортсменов, чему содействует специальная терминология, соединение словесных методов с наглядными. Результативность тренировочного процесса во многом зависит от верного употребления команд, указаний, замечаний, словесных оценок и пояснений.
К наглядным методам, применяемым в спортивной практике, можно причислить [4]:
1) верный в методическом отношении показ некоторых упражнений и их элементов, который, как правило, проводит тренер или квалифицированный спортсмен;
2) показ учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;
3) использование простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;
4) применение звуковых, световых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства в свою очередь позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, динамических и пространственных характеристиках движений, а порой и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.
Таким образом, словесные методы – это объяснение, рассказ, анализ, беседа, обсуждение; наглядные – показ фильмов, некоторых элементов и упражнений, применение звуковых, световых и механических лидирующих устройств.
3. Практические методы спортивной тренировки
К методам строго регламентированного упражнения относятся те методы, которые преимущественно направленны на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.
Среди методов, которые обращены преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом исполняется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, деление которых на части невозможно [1, с. 93]. Тем не менее, при освоении целостного движения внимание спортсменов сосредоточивают последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
При разучивании более либо менее сложных движений, которые можно поделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники исполняется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к объединению в единое целое ранее изученных составляющих сложного упражнения.
При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов немалая роль отдается подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура главных упражнений, тем не менее, при их выполнении обеспечиваются условия, которые облегчают освоение двигательных действий.
Среди методов, которые обращены преимущественно на совершенствование физических качеств, можно выделить две основные группы методов – интервальные и непрерывные [2]. Непрерывные методы можно охарактеризовать однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы в свою очередь предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При применении данных методов упражнения могут осуществляться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьирующей.
Непрерывные методы тренировки, которые используются в условиях равномерной и переменной работы, как правило, применяются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.
В качестве примера приведем греблю на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут содействовать, в основном, росту аэробной производительности спортсменов, вырабатыванию их выносливости к длительной работе, росту ее экономичности.
Довольно широко используются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе комбинированные и повторные). Выполнение серии упражнений одинаковой и различной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является характерным для этих методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, обращенные на улучшение специальной выносливости: 10х400; 10х1000 м – в беге и беге на коньках, в гребле.
Игровой метод применяется в ходе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного улучшения двигательной деятельности в усложненных условиях [1, с. 222]. В наибольшей мере он позволяет улучшать такие качества и способности, как находчивость, ловкость, быстрота ориентировки, инициатива, самостоятельность. В руках умелого педагога он выступает в роли действенного метода воспитания товарищества, коллективизма, сознательной дисциплины и прочих нравственных качеств личности.
Игровой метод зачастую воплощается в виде разных подвижных и спортивных игр.
Соревновательный метод предполагает намеренно созданную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в роли оптимального способа роста эффективности тренировочного процесса [2]. Использование этого метода объединено с высокими требованиями к технико-тактическим, психическим и физическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности основных систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное улучшение разных сторон подготовленности спортсмена.
При применении соревновательного метода необходимо широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы предельно приблизить их к тем требованиям, которые в максимальной мере содействуют решению поставленных задач.
Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки используются в многообразных сочетаниях. Каждый метод применяют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, определенным особенностями спортивной практики. При подборе методов нужно следить за тем, чтобы они строго отвечали поставленным задачам, половым, а также возрастным особенностям спортсменов, их подготовленности и квалификации, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.
Таким образом, к практическим методам причисляются методы: соревновательные, игровые, непрерывные, интервальные, целостно-конструктивные и расчлененно-конструктивные.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что любой успех любого спортивного соревнования не обходится без продолжительных и упорных спортивных тренировок. Какими методами спортсмен вместе с тренером будет тренироваться, будет зависеть только от них.
Метод — это способ достижения поставленной цели, установленным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того либо иного метода, элементы, которые выражают отдельные действия тренера и обучающихся в ходе их взаимной деятельности.
Спортивная тренировка считается одной из форм спортивной подготовки. Второе, более широкое понятие направлено на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, форм, методов и условий (беседы, лекции, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается нужная степень готовности к спортивным достижениям.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 2 группы: практические, общепедагогические. В основном, данные методы и методические приемы используются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена.
Выбор метода в свою очередь определяется задачей, состоянием здоровья, возрастом, подготовленностью, квалификацией спортсмена, используемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и прочими факторами.
Список литературы
- Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. — М.: Советский спорт, 2013. — 431 c.
- Гойхман П. Пути развития спортивной тренировки // Научно-методический вестник / Сост. Б. Е. Лосин, Е. Р. Яхонтов: Редкол.: С. Н. Елевич — СПб.: Олимп, 2013. — № 10. – С. 13-18.
- Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. — М.: Юрайт, 2013. — 424 c.
- Саврей, В. И. Методы спортивной тренировки на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2018. — № 1 — С. 40-43.
- Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 431 c.
Источник
Практические методы спортивной тренировки
К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.
Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.
При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий.
Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов — непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном — варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.
Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.
В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий — свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий — с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий — на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.
Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10х400; 10х1000 м — в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3х60 м с максимальной скоростью, отдых — 3-5 мин, 30 м — с ходу с максимальной скоростью, медленный бег — 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами — 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.
В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.
Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.
В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.
Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.
В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:
Ø соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);
Ø соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;
Ø проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;
Ø соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.
Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:
Ø планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах;
Ø уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах;
Ø упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах;
Ø использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;
Ø уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;
Ø применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество — он стартует несколько впереди (или раньше) других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.п.
Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.
Источник