- Топ 5 самых красивых элементов художественной гимнастики.
- Прыжок антурнан прогнувшись или шагом прогнувшись с поворотом.
- Заднее равновесие и поворот.
- Поворот отвёртка.
- Вытяжка с прямой ногой.
- Низкое кольцо.
- Как научиться делать художественную гимнастику
- Основные упражнения художественной гимнастики без предмета
- Пружинные элементы и техника их исполнения
- Движения типа «волна» и техника их исполнения
- Взмахи и техника их исполнения
- Основные элементы художественной гимнастики с предметами
- Текст книги «Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике»
- Автор книги: Ольга Власова
- Жанр: Учебная литература, Детские книги
- Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Учебное пособие
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Топ 5 самых красивых элементов художественной гимнастики.
Сама по себе гимнастика очень красивый вид спорта, тесно связанный с балетом и танцами. Мы смотрим на девочек и восхищаемся, с какой лёгкостью им удаётся подкидывать и ловить предметы, прыгать прыжки, крутить повороты. Но есть особо красивые элементы, на которые нельзя смотреть без восхищения. В этом посте мы собрали 5 таких элементов.
Прыжок антурнан прогнувшись или шагом прогнувшись с поворотом.
Это самый красивый и самый дорогой элемент в художественной гимнастике. Чтобы судья засчитал этот прыжок в 0.6 балла гимнастке нужно прыгнуть так, чтобы её ноги образовывали угол в 180 и больше градусов. При этом нужно прогнуться в спине так, чтобы голова касалась задней ноги. Прыжок выглядит очень изящно и легко, его чаще всего ассоциируют с художественной гимнастикой и изображают на плакатах.
Заднее равновесие и поворот.
Этот элемент отличается своей сложностью, ведь для него нужна очень хорошая растяжка и гибкость, натренированный вестибулярный аппарат, сильные мышцы. Поворот завораживает своей красотой и трудностью, очень интересно наблюдать, как гимнастки его исполняют.
Поворот отвёртка.
Элемент смотрится особо красиво у гимнасток с хорошей растяжкой. Создаётся впечатление, что гимнастка образует вокруг себя купол. Поворот отличается тем, что исполняется на низком реливе (почти на полной стопе), но правилами не запрещено крутить его на высоком полупальце, как делает это Лала Крамаренко.
Вытяжка с прямой ногой.
Этот элемент обычно делают юные гимнастки, так как оценивается он не очень высоко. Но от этого он не менее красивый. Длинные линии ног и рук, изящная складка — всё это делает из гимнастки тонкую струночку. Вытяжка подходит гимнасткам с хорошей гибкостью, поэтому маленькие девочки с лёгкостью делают её.
Низкое кольцо.
Существует как и равновесие, так и поворот (отвёртка в кольцо). Элемент довольно сложный, так как для него нужна отличная растяжка и сильные мышцы спины. Но оценивается высоко и выглядит потрясающе. Из-за согнутой до головы ноги шпагат гимнастки визуально увеличивается, поэтому тренеры очень любят добавлять этот элемент в упражнение растянутым гимнасткам.
Источник
Как научиться делать художественную гимнастику
Художественная гимнастика представляет собой набор определенных гимнастических и танцевальных элементов с предметами или без них. Это вид спорта, исполнение которого обязательно сопровождается музыкой.
Выбор предмета, музыкальной композиции, элементов… нюансов много, и, казалось бы, научиться делать художественную гимнастику достаточно сложно. Однако если детально разобраться в каждом этапе, то вопроса как научиться делать художественную гимнастику больше не возникнет.
Итак, поэтапно о том, как научиться делать художественную гимнастику.
Основные упражнения художественной гимнастики без предмета
Для начала разберемся с движениями художественной гимнастики, составляющих основную базу красивого, грациозного и утонченного вида спорта.
Пружинные элементы и техника их исполнения
Движения типа «пружина» представляют собой равный и плавный сгиб нескольких или сразу всех точек тела в начальном этапе упражнения и последующий планомерный сгиб в следующих этапах. Пружинные движения разных частей тела (руки, ноги или все тело) выполняются с напряженностью.
Пружинные упражнения ногами совершаются из первоначального положения: встать на полупальцы, носочки и колени сомкнуть. Исполняя движение, из положения ступней, где пятки приподняты, и весь вес перенесен на переднюю часть ног, опускаемся на пяточки и перемещаемся в положение присед или полуприсед. Чтобы вернуться в первоначальное положение – разгибаем ноги.
Движения типа «пружина» руками можно выполнить, находясь в разных первоначальных позициях. Выполняя данное упражнение, руки необходимо сгибать от кончиков пальцев до плечевого сустава, соблюдая направление: к телу. Кисть поднимаем вверх и перемещаем до уровня плеча, а локтевой сустав опускаем книзу и прижимаем к телу. Разгибание также необходимо выполнять с напряженностью.
Пружинные элементы всем телом необходимо делать из исходного положения: встать на полупальцы, руки поднять наверх, ладони направить вперед. Выполняя данные упражнения, сгибаем ноги в коленном суставе, наклоняем голову и образуем «полукруг» спиной. После этого нужно согнуть руки и перейти в положение приседа, находясь в положении на полупальцах, нужно пружинно разогнуть руки по направлению вниз.
Движения типа «волна» и техника их исполнения
Для волнообразных упражнений наоборот характерна плавность и мягкость исполнения. Элементы типа «волна» руками или всем телом представляют собой сгибание в определенных точках тела, сопровождаемое выправлением в других точках так, чтобы «волна» плавно перемещалась от одной точки тела к другой.
Движения типа «волна» руками совершаются из положения: руки в стороны. Сводим лопатки, постепенно переводим плечо к локтевому суставу, потом к кисти, затем к кончикам пальцев. При выполнении упражнения одни суставы сгибаются, а другие – разгибаются.
Движения типа «волна» всем телом исполняются из положения: стоим на полупальцах, руки наверху. Начинаем с элемента полуприсед, затем постепенно выводим вперед коленки, бедра, таз, тело, заканчиваем упражнение, запрокидывая голову назад. При этом руки опускаем вниз, после чего переводим их по сторонам и плавно поднимаем наверх. Чтобы выполнить «волну» по направлению обратно, нужно из последнего положения тела совершить все движения в противоположной последовательности.
Взмахи и техника их исполнения
Взмахи представляют собой резкие упражнения, которые начинаются с рывка и продолжаются инертно, при этом упражнение может оканчиваться активно или неактивно. Опуская конечности свободно, считаем окончание активным, а фиксируя часть тела в конкретном положении, считаем окончание неактивным. Взмахи выполняются руками, ногами или всем телом.
Взмахи руками совершаются из исходного положения: руки направлены направо или налево. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно перевести руки, взмахнув ими книзу в обратную сторону. Взмахиногами нужно выполнять прямой напряженной ногой. А взмахивсемтелом осуществляются за счет резких импульсов в коленном суставе или тазу.
Основные элементы художественной гимнастики с предметами
Для того чтобы научиться делать художественную гимнастику, недостаточно владеть знаниями об основных упражнениях. На фоне базовых движений выстроены элементы с предметами, среди которых: обруч, лента, скакалка и булавы. Рассмотрим предметы и движения с ними более подробно.
Упражнения с мячом. Отведите левую руку в сторону, мяч должен лежать на ладони правой руки. Немного присев и прижав голову к груди, подбросьте мяч наверх, затем выпрямите спину, поднимите голову и посмотрите на предмет. Ловите мяч, задействовав лишь правую руку, а также немного присев и склонив голову. Как только мяч коснется ладони, она немного опуститься, тем самым смягчив силу удара. Начинайте тренироваться с мячом маленького размера, например, теннисным, потом берите средний мяч и только после этого выполняйте трюки с мячом стандартного размера, который используется в художественной гимнастике.
Упражнения с обручем. Бросок обруча можно совершить по прямой или по дуге, задействовав при этом одну или две руки. Бросая обруч двумя руками, следите за плоскостью полета и точностью направления, так вы сможете проконтролировать силу падения предмета при ловле. Броски одной рукой или по дуге совершаются с замахом к броску кистью, сгибайте при этом обе руки в локте или плечевом суставе. От замаха зависит амплитуда полета.
Упражнения с лентой. Первое, что необходимо для выполнения данного упражнения – это научиться правильно держать палочку. Берем ее свободно тремя пальцами (указательный, средний, большой), конец палочки при этом должен немного упираться в ладонь. Движения лентой по круговому направлению выполняются прямой рукой, с силой и напряжением. Чтобы рука находилась в состоянии напряжения, нужно чтобы уклон туловища полностью совпадал с направлением палочки: вперед, вверх, назад. Выбирайте пятиметровую ленту, шириной три-пять сантиметров, затем закрепите ее на палочку длиной 6-7 сантиметров. Если лента будет соответствовать этим стандартам – вы быстро овладеете упражнением.
Упражнения со скакалкой. Выполняйте подскоки, по очереди выпрямляя то левую, то правую ногу, при этом вращайте скалку вперед, задействовав только кистевые суставы. Корпус должен быть прямым, а носки натянуты. Выбирайте скакалку, встав двумя ногами на ее середину и вытянув руки к плечам, так предмет будет соответствовать вашему росту и выполнять упражнения со скакалкой будет легче.
Упражнения с булавами. Элементы с булавами, составляющие базу, представляют собой жесткий или свободный хват. При жестком хвате фиксируем указательные пальцы и располагаем предмет по одной линии с кистью и предплечьем, при свободном – булава движется с постоянной плоскостью. Чтобы выполнить круговые движения малого диаметра, нужно выпрямить руки в локтях, сохранив напряжение и плоскость вращения (вертикальную или горизонтальную).
Изучив теоретические основы художественной гимнастики, базовые элементы и упражнения, теперь Вы знаете как научиться делать художественную гимнастику. Однако, для того чтобы научиться делать художественную гимнастику профессионально нужно полученные знания по основным упражнениям дополнить второстепенными элементами, а также более углубленно изучить теорию.
Источник
Текст книги «Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике»
Автор книги: Ольга Власова
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]
Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова
Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Учебное пособие
ПРЕДИСЛОВИЕ
Чрезвычайно высокий уровень сложности движений, их связок и комбинаций, требований к артистичности их выполнения в соревновательных композициях гимнасток экстра-класса берет свое начало на этапе начальной подготовки спортсменок. В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастики (2005–2008, 2009–2012 годы) юные спортсменки должны исполнять в соревновательных композициях высокоамплитудные элементы структурных групп (прыжки, равновесия, повороты, наклоны). Непременным условием выполнения этих элементов является наличие значительной подвижности в различных суставах. Именно поэтому на этапе начальной подготовки возросли требования к амплитуде движений в соревновательных элементах.
В первой главе освещается особенность этапа начальной подготовки в художественной гимнастике.
Во второй главе характеризуются методы оценки двигательной подготовленности спортсменок на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.
В третьей главе дана общая характеристика и основы техники элементов структурных групп трудности без предмета, изучаемых на этапе начальной подготовки.
В четвертой главе характеризуется значение двигательных качеств для соревновательного результата на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.
В пятой главе отражено содержание и последовательность обучения элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки.
В шестой главе отражена структура и содержание урока художественной гимнастики с учетом применения упражнений на гибкость при построении занятий с юными гимнастками.
ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
1.1. Содержание этапа начальной подготовки в художественной гимнастике
В настоящее время в теории и методике гимнастики четко выделены взаимосвязанные между собой этапы многолетней подготовки. Они базируются на системе средств и методов, характерных для каждого этапа, с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Многолетняя подготовка делится на четыре этапа:
1. Этап начальной подготовки.
2. Этап специализированной подготовки.
3. Этап углубленной подготовки.
4. Этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
В связи с «омоложением» художественной гимнастики на этапе начальной подготовки в настоящее время обучаются дети 5–8 лет. В жизни ребенка он охватывает дошкольный и младший школьный возраст. В спортивных школах на этот этап подготовки отводится три года. Первый год обучения является предварительным (возраст занимающихся – 5–6 лет). За ним следует этап непосредственной начальной подготовки (6–7 и 7–8 лет). Оба этапа тесно связаны между собой и составляют единое целое (рис. 1).
В этих этапах последовательно решаются следующие основные задачи [4]:
1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и гимнастической школы выполнения упражнений.
Рис. 1. Этапы начальной подготовки
3. Разносторонняя общая физическая подготовка.
4. Начальная специальная физическая подготовка.
5. Освоение базовых навыков простейших хореографических упражнений.
6. Освоение базовых навыков общего назначения, определяющих «техничность» и «музыкальность» занимающихся.
7. Привитие интереса к занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
8. Участие в показательных выступлениях, детских соревнованиях.
В комплексе мероприятий, направленных на решение задач ранней специализации в художественной гимнастике, важное место принадлежит гимнастическим секциям в детских садах и различным дошкольным образовательным учреждениям.
На этапе предварительной подготовки важная роль отводится изучению основных движений. Эти движения составляют группу многовидовой предварительной подготовки: локальные движения (движения частей тела); комбинированные движения (сочетание движений частей тела); целостные движения, действия (перемещения всего тела). К этим группам движений относятся общеразвивающие упражнения, равновесия, ходьба, бег, прыжки и др.
Для качественного освоения основных движений рекомендуется овладеть специальными гимнастическими навыками:
1. Изолированные движения отдельными частями тела (кистями, плечами, грудью, тазом, стопами, головой, напряжение отдельных групп мышц, сохранение правильной осанки).
2. Сгибание и разгибание тела в тазобедренных и других суставах.
3. Маховые движения ногами, руками, туловищем.
4. Воздействие на опору (давление на опору, расположение плеч над опорой).
5. Сохранение и изменение статического положения.
6. Выполнение приземления: подготовка к приземлению, встреча опоры, поза приземления, амортизация в ней, компенсация избыточных движений, приход в конечное положение.
7. Выполнение простых поворотов от выполнения замаха, принятия позы поворота, сохранения позы поворота.
8. Простейшие хореографические и танцевальные движения.
На этапе непосредственной начальной подготовки дети начинают осваивать базовые, а затем и простейшие профилирующие элементы без предмета и с предметами, осваивают классификационные соревновательные композиции.
Предварительный этап в тренировке гимнасток является особо важным: здесь закладываются основы личности спортсмена во всех аспектах [1]. Этот этап связывают с понятием «школа гимнастики», возрастными особенностями развития занимающихся.
Этап предварительной подготовки создает важные предпосылки для своевременного раскрытия спортивного таланта в художественной гимнастике.
При формировании навыков и умений необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. На этапе предварительной подготовки первого года обучения должны включаться простейшие базовые элементы, которые обеспечивают необходимый двигательный потенциал. Это элементарные позы, положения и движения отдельными частями тела, навыки правильной походки и осанки.
Базовые упражнения создают первые представления о технике, особенностях и сложности остальных движений подгруппы, а профилирующие упражнения позволяют освоить все многообразие движений данной подгруппы. Базовые упражнения – это простые, начальные упражнения, относящиеся к определенной подгруппе вида основных движений, являющиеся самостоятельными, прогрессирующими, и за ними следует серия все усложняющихся упражнений. Например, в ходьбе базовым упражнением будет шаг правой вперед, после которых следует серия шагов: приставной, шаг галопа и т. д.
Профилирующее упражнение – это центральное упражнение в подгруппе вида основных движений, содержащее в себе основные особенности техники упражнений подгруппы, так как они будут являться вариантами техники профилирующего упражнения. В той же подгруппе шагов профилирующим упражнением следует считать переменный шаг, состоящий из двух шагов правой и приставного шага между ними. После его освоения можно изучить шаги: приставные, галопа, польки и другие. В практике на предварительном этапе обучения целесообразно освоить базовые и профилирующие упражнения, а затем классификационные упражнения. По мнению Ю. К. Гавердовского [12], программная основа специальной технической подготовки должна строиться на освоении базовых элементов всех уровней сложности общего и специализированного назначения в следующей последовательности: начальная «школа», базовые блоки, целостные базовые блоки, базовые комбинации.
Хореография вырабатывает навыки оформления движений с красивой осанкой, с правильной линией ног, с оттянутыми носками, с выразительной пластикой рук, согласования движений в соответствии с музыкальным сопровождением. В дальнейшем это в значительной мере определяет культуру движений гимнасток.
К базовым упражнениям относят:
а) классический танец у опоры, на середине, в неусложнённом виде;
б) народный танец (постановка осанки, положение рук при выполнении танцев – русских, украинских; основные шаги народных танцев на середине; простейшие движения у опоры);
в) историко-бытового танца (освоение основных движений – приставные, переменные шаги; освоение шагов польки, вальса, галопа);
– элементы спортивно-гимнастического стиля:
а) ОРУ, построения, перестроения, седы, упоры;
б) основные и промежуточные положения рук и движения в различных плоскостях;
– элементы акробатики (перекаты в группировке, мосты, шпагаты);
– навыки упражнений художественной гимнастики без предмета:
а) постановка «высоких полупальцев»; разновидности ходьбы и бега;
б) круглый полуприсед;
в) волны, пружинные движения руками;
– ритмико-пластические навыки (воспитание чувства ритма, темпа, музыкальной динамики с помощью простейших движений, музыкальных игр).
На предварительном этапе в художественной гимнастике очень важна роль элементов хореографии. В искусстве танца существует школа, которая обучает технике движения, умению творчески мыслить, воспитывает культуру движения на классических канонах.
Базовые блоки общего назначения – это прыжковая, толчковая, вращательная, равновесная подготовка.
На этапе первого года обучения [7] рекомендуется сначала разучивать разновидности ходьбы и бега, движения руками, прыжки, повороты, а затем упражнения с предметами. Упражнения выполняются сначала в облегченных условиях: в медленном темпе, на месте, у опоры, без предмета, с предметами, последовательно добавляя новые элементы, усложняя выполнение упражнений в движении, увеличивая темп и амплитуду.
Базовые упражнения должны предназначаться для конкретной структурной группы упражнений. Формирование у ребёнка основ техники базовых упражнений, усвоение им закономерностей и видов действий, знание внешнего и внутреннего содержания двигательных навыков позволяют создать у него представления о движениях ближайшего будущего.
В занятиях с юными гимнастками рекомендуется использовать игровой метод. Игровой метод необходим для закрепления полученных навыков, помогает тренеру придать занятиям эмоциональную окраску, соревновательный характер, что положительно сказывается на процессе обучения.
На занятиях художественной гимнастикой игры под музыку с использованием предметов, танцевальных шагов помогает приобрести чувство ритма, пластичность движений, воспитывают умение чувствовать скорость и продолжительность движений, регулировать мышечные усилия. Музыкально-ритмические игры могут служить своеобразной разрядкой после выполнения упражнений, связанных с напряжением. Музыкальное сопровождение занятий на этапе предварительной подготовки [4, 15] должно быть простым, и доступным, близким детям 5–7-летнего возраста.
Игра может быть использована тренером как средство для развития внимания, запоминания отдельных элементов, связок, совершенствования некоторых из них в ходе весёлого соревнования. Детям свойственно подражание, а использование образных названий гимнастических упражнений будет способствовать проявлению воображения, а также поддерживать интерес к занятиям [4, 13, 17, 18].
На ранних занятиях внимание должно быть направлено на силовую и координационную подготовку более мелких мышечных групп, управляющих движениями кисти, стопы, голени и предплечья. Значительное место должны занимать упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений: беговых, прыжковых. Большое место занимает силовая тренировка, соответствующая возрастным особенностям начинающих спортсменок. Поэтому [8, 17, 18] рекомендуется на предварительном этапе повышать общую физическую подготовленность занимающихся с помощью разнообразных средств. Под влиянием естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются [7, 9, 12, 13, 14].
Таким образом, работа с 5–8-летними детьми должна проводиться методически грамотно, соответствовать возрасту и возможностям детей. Занятия на этапе начальной подготовки должны приносить радость, вызывать положительные эмоции. Многие авторы считают, что художественная гимнастика является одним из видов спорта наиболее подходящих для занятий с маленькими детьми.
1.2. Требования, предъявляемые к выполнению элементов без предмета по правилам соревнований
Художественная гимнастика относится к видам спорта, где движения оцениваются по качеству их выполнения, а задача спортсменки – показать способность управлять своими движениями, проявлять умения, сочетать их в координационные акты разной степени сложности, используя статическое и динамическое выполнение с максимальным проявлением амплитуд движений.
Возросшая динамичность, сложность и зрелищность соревновательных композиций художественной гимнастики требуют пристального внимания к совершенствованию всех сторон подготовки, от которых зависят спортивные достижения, где физическая подготовка является основой для эффективной реализации всех других видов подготовки.
Учет ведущих факторов физической подготовленности спортсменок в художественной гимнастике является актуальным в возрастном и квалификационном направлении, что продиктовано требованиями современной практики спорта.
По новым правилам соревнований, при оценке соревновательного результата в художественной гимнастике отдается предпочтение гибким, амплитудным, выразительным гимнасткам. Поэтому именно гибкость и скоростно-силовые качества занимают ведущее место по значимости для соревновательного результата [5, 14].
Для выполнения элементов художественной гимнастики необходимо учитывать различные виды гибкости. Так, в теории и методике спорта различают активную и пассивную форму проявления гибкости.
Активная гибкость является основой для выполнения почти всех элементов, так как реализуется за счет собственных мышечных усилий выполняющего, но, в свою очередь, она увеличивается по мере развития пассивной гибкости, которая проявляется под воздействием внешних сил. Развитие пассивной гибкости может оказывать влияние на проявление силовых качеств. Чем большее эластичными оказываются мышцы, тем большую динамическую и скоростную силу они могут проявить. В то же время, чем больше активная гибкость, тем при большем количестве положений может быть проявлена статическая сила. Значит, недостаточная пассивная и активная подвижность в суставах может ограничивать уровень проявления других физических качеств, которые необходимы для эффективного освоения гимнастических элементов [8, 9, 15, 20, 21, 24].
По правилам соревнований художественной гимнастики оцениваются динамические и статические элементы, которые должны выполняться с большой амплитудой в формообразующих действиях. Вместе с тем важной качественной характеристикой является фиксация требуемой амплитуды в форме исполнения элементов. Она проявляется в четырех структурных группах (прыжки, равновесия, повороты, наклоны), которые признаны основными (фундаментальными) по правилам соревнований в художественной гимнастике. Сложность соревновательного упражнения оценивается по амплитуде: чем больше амплитуда, тем выше ценность, а следовательно, и сложность соревновательного упражнения. В научных исследованиях амплитуду обычно выражают в угловых и линейных мерах. При оценивании высокоамплитудных элементов, выполняемых гимнастками в соревновательных композициях, в художественной гимнастике используют балльную систему, где одним из составляющих показателей качества выполнения является техника исполнения и амплитуда движений звеньев тела в формообразующей фазе элемента. Следовательно, развивать гибкость и подвижность в суставах необходимо в соответствии с требованиями правил соревнований к техническим составляющим выполнения обязательных высокоамплитудных элементов, которые осваиваются для соревновательных программ.
На успешность выполнения формообразующих действий в прыжках влияют скоростно-силовые качества, активно– динамический режим выполнения упражнений, гибкость в позвоночном столбе и подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах.
Движения в формообразующей фазе элементов, относящихся к структурным группам трудности «равновесия», «повороты» требуют от исполнительницы предельно развитой активной гибкости, специальной силы, отлично развитого чувства баланса в условиях меняющейся ориентировки в пространстве.
При выполнении формообразующих действий в элементах структурной группы «наклоны» первостепенное значение имеет гибкость позвоночного столба, подвижность тазобедренных и плечевых суставов.
Все структурные группы выполняются в соревновательных композициях гимнастками различной спортивной квалификации, а многообразие формообразующих действий в высокоамплитудных элементах, представленных в правилах соревнований, позволяет судить о необходимости более четкого определения наиболее «легких» элементов, которым необходимо последовательно обучать на этапе начальной подготовки. Так, в работе И. В. Цепелевич [24] представлен анализ технических параметров элементов структурных групп сложности, где показано, что усложнение большинства из них происходит за счет увеличения амплитуды, координации движений и увеличения количества вращений. Эта тенденция продолжается в настоящее время. Однако в правилах соревнований отсутствуют ограничения для юных гимнасток по выполнению на соревнованиях элементов трудности без предмета. В то же время существует мнение, что не следует форсировать процесс начального обучения, так как необходимо создать прочную двигательную базу для освоения сложных элементов.
В теории и практике спортивных видов гимнастики сложилось мнение, что освоение сложных элементов нужно начинать с базовых, так как они доступны большинству занимающихся и не являются сложными, в дальнейшем такая последовательность предполагает переход к обучению профилирующим элементам.
Программа Ж. А. Белокопытовой с соавторами [7] для групп начальной подготовки включает в себя материал для практических занятий: базовую техническую подготовку, специальную техническую подготовку без предмета и с предметами, специальные средства музыкально-двигательного обучения. В каждом подразделе, включенном в программу, излагается перечень элементов, необходимых для освоения каждой возрастной группой. Однако за период, прошедший с 1991 года (от издания программы), изменились требования правил соревнований к уровням подготовленности и содержанию элементов трудности без предмета уже на этапе начальной подготовки. Следует отметить, что программа и в настоящее время берется за основу для подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Однако необходимо в конкретных условиях обучения опираться на учет современных требований правил соревнований, так как критерии оценки упражнений в правилах соревнований и программах постоянно совершенствуются.
Современные требования к критериям оценки упражнений без предмета учитывают пространственные, временные, силовые характеристики движений: к пространственным характеристикам относятся точность выполнения элемента; к временным характеристикам – точное время движений при выполнении элемента; к силовым характеристикам – скоростно-силовые качества, легкость выполнения элемента. Эти характеристики исполнительского мастерства в большей степени зависят от объема освоенного материала, состоящего из упражнений базовой подготовки. Поэтому на этапе начальной подготовки следует уделять внимание овладению менее сложным элементам (с точки зрения структурной сложности и амплитуды элемента в формообразующих действиях), но в таком объеме, чтобы они охватывали весь программный материал по всем структурным группам.
Начальный этап обучения в специализированных спортивных школах предусматривает выполнение юными гимнастами спортивных разрядов, что требует от учебно-тренировочного процесса особой содержательности и насыщенности, так как предполагает повышение уровня физической подготовленности и на её основе изучение соревновательных элементов. Доминирующим на этапе начальной подготовки является обучение элементам без предмета (базовая подготовка), которые требуют высокого уровня подвижности в различных суставах для их освоения.
Недостаток гибкости может существенно влиять на формирование простейших базовых навыков. Так, недостаток подвижности в голеностопных суставах снижает «чистое», с точки зрения «школы» движений выполнение специфических видов ходьбы и бега, эффективность выталкивания в прыжковых упражнениях, качество выполнения равновесий и поворотов. Подвижность в плечевых суставах важна для работы с предметами для эффективного выполнения прыжков, равновесий, поворотов, наклонов, для выполнения элементов «оформления движений». Большое значение для освоения двигательных действий с выполнением заданных амплитуд в элементах имеет уровень подвижности в тазобедренных суставах и подвижность во всех отделах позвоночника.
Следовательно, на этапе начальной подготовки необходимо целенаправленно развивать гибкость и подвижность в суставах, участвующих в освоении высокоамплитудных элементов для эффективного процесса обучения. Этого требует сама специфика вида спорта, в котором техника движений и её оценка во многом определяются величиной амплитуды при выполнении элементов как показателя высокого уровня исполнительского мастерства гимнасток. Поэтому в занятия включаются специальные упражнения на развитие подвижности в суставах.
Для достижения эффективности обучения выделяются специальные упражнения, аналогичные структуре основной фазы изучаемого упражнения по направлению, амплитуде движений и режиму выполнения. В связи с этим целесообразно выделять наиболее «легкие» профилирующие высокоамплитудные элементы структурных групп трудности без предмета и последовательно им обучать с учетом программы и правил соревнований. Поэтому при планировании программного материала необходимо уделять внимание последовательности обучения высокоамплитудным элементам на этапе начальной подготовки с применением элементов «школы» движений, базовых и профилирующих элементов, а также специальных упражнений на гибкость, способствующих их качественному освоению.
Содержание композиций гимнасток младших разрядов должно отвечать нормативным требованиям правил соревнований, это означает применение в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток новейших методик, связанных с разработкой последовательности освоения высокоамплитудных элементов структурных групп.
Источник