- Как развить выворотность ног для художественной гимнастики
- Зачем нужно развивать выворотность и какие упражнения способствуют ее разрабатыванию
- Выворотность и гибкость
- Занятия, укрепляющие стопу
- Простой, но очень эффективный комплекс
- Упражнения для развития верхней выворотности
- Упражнения для развития нижней выворотности
- Спортивная электронная библиотека
- Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
- Популярное
- PRO Баскет
- Планета Баскетбол
- Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
- Мир дзюдо
- Самозащита без оружия
- Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте
- Фабрика футбола
- Базовые формы монастыря Шаолинь
- Старый, старый футбол
- Я — эль Диего
- Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
- Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
- Как убивали омский волейбол
- Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
- Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
- Повышение качества работы ступней ног художественных гимнасток средствами классической хореографии
Как развить выворотность ног для художественной гимнастики
Каждое упражнение в художественной гимнастике, да и вообще любое движение даже в танцах зависят от одного очень важного природного аспекта – выворотность ног. Само понятие выворотности отражено и в медицинских справочниках, и упоминается в методологиях для занятий художественной гимнастикой. Но как понять степень выворотности стопы и можно ли развить это с помощью упражнений?
Зачем нужно развивать выворотность и какие упражнения способствуют ее разрабатыванию
Сама по себе выворотность – это усилия, которые предпринимают для того, чтобы вывернуть конечность наружу. В медицине эта способность называется супинацией. Проще пояснить процесс выворотности на примере рук – если вытянуть перед собой руки ладонями вниз, а затем перевернуть ладони вверх, не меняя положения рук – можно увидеть, на каком уровне супинация рук. С ногами все немного сложнее.
Для того, чтобы самостоятельно проверить выворотность своих ног, достаточно попробовать встать так, чтобы пятки стоп прикасались друг к другу своими шпорными косточками. Если одна стопа и развернется перпендикулярно ноге, то вторая вряд ли примет то же положение.
Сразу при поступлении на занятия художественной гимнастикой, будущий тренер проверяет выворотность тазобедренного сустава. Есть несколько аспектов, от которых будет зависеть выворачивание:
- Вертлужные впадины (углубления подвздошной кости у таза) могут иметь разную направленность и глубину. В случае, если отверстия этих впадин направлены чуть назад и не являются глубокими – ребенок имеет врожденную выворотность. Если впадины глубокие и направлены вперед – выворотность сомнительная.
- Супинация голени в коленном суставе. В возрасте 11-12 лет у ребенка происходит некое смещение берцовой и бедренной костей, что приводит к развороту носков стопы в стороны. В этом случае и возможна более удачная супинация голени. Если же стопы преимущественно «тянет» внутрь – супинация голени будет отсутствовать.
Развивать выворотность вполне возможно, т.к. она не является врожденным и неисправимым физическим качеством (только в каких-то индивидуальных случаях). Развитая выворотность позволяет совершать отведения бедра с высокой амплитудой, когда сама гимнастка находится во фронтальной поверхности с соблюдением равновесия.
Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности:
- Сесть на пол с прижатыми к груди коленями, а пальцы ног держать руками. Наклоняя корпус вниз, пытаться распрямить ноги, держа стопы при этом в выворотном состоянии (как в I позиции). Не спеша вернуться в исходное положение.
- Сесть на пол, ноги соединить стопами, а колени опустить по краям (поза лягушки). Соединенные стопы максимально близко подвести к паху. Корпус тела при этом можно наклонить вперед.
- Похожее на предыдущее упражнение, но выполняется лежа на животе. Сведенные подошвами стопы притягиваются к паху, а спина при этом максимально прогибается и тянется вверх.
Среди спортсменок и танцоров есть понятие «верхней» и «нижней» выворотности. Случается так, что один человек имеет потрясающую «верхнюю» выворотность – когда прекрасно раскрывается паховая область, но есть сложности с вывертом нижних конечностей – ножки, ступней, коленей. Есть и противоположные особенности, однако в любом случае стоит работать над собой и способностью ног выворачиваться.
Выворотность и гибкость
Как можно заметить в упражнениях на повышение выворотности, они схожи с некоторыми занятиями на увеличение гибкости и растяжки. Это неудивительно, ведь развитие гибкости и поворотности ног – тесно связаны.
Развивать гибкость помогают статические и динамические упражнения, а также смешанные комплексы. Для более эффективного развития гибкости стоит учесть некоторые факторы:
- В утреннее время (8-9 часов) гибкость сильно снижена, однако если провести в этот период тренировку, будет хороший результат;
- Если в помещении холодно или температура тела спортсменки снижена, лучше не проводить упражнения для выворотности. Эффективнее тренироваться в теплом помещении и после разминочных упражнений.
- Если спортсменка переутомлена, будет сложно развивать активную гибкость, а вот упражнения на усиление пассивной гибкости будут результативными.
- В возрасте с 7 до 14 лет подвижность тела увеличивается, к 16 замедляется, а после начинает снижаться. Но если в период с 14 до 16 лет не проводить занятия на растяжку, подвижность начнет снижаться и ранее.
Выделяют 2 основных способа растяжки и повешения уровня гибкости. Первый основан на многократности повторений упражнения, где постепенно увеличивается амплитуда движения. Второй способ – статический, в котором важны не повторения, а выдерживание заданного времени в растянутом состоянии. Обычно такие упражнения выполняются при полном расслаблении тела.
Занятия, укрепляющие стопу
Безусловно, у всех спортсменок, а особенно у гимнасток ноги должны быть очень выносливыми, натренированными и гибкими. И абсолютно все нагрузки должна выдержать одна часть ноги – стопа. Для того, чтобы укрепить стопы, можно воспользоваться следующими упражнениями:
- Опуститься на колени, взять в правую руку правую стопу и попытаться максимально близко притянуть ее к спине;
- Сделать положение выпада – одна нога согнута в колене, вторая отведена назад и составляет параллель с полом. Резким скачком поменять положение ног, при этом не переводя усилие на спину, а работать именно ногами;
- Сесть на пол, одна нога согнута в колене, вторая – прямая. Ухватить стопу прямой ноги руками и опустить тело на эту ногу с максимальной возможностью. Носок тянуть на себя;
- Закрепить у стоп утяжелители, одной ногой встать на небольшую возвышенность. Подниматься на носок и спускаться на пятку той ноги, что стоит на возвышении.
Приятным бонусом при развитии гибкости, выворотности и любых упражнениях на растяжку является то, что тянутся и держатся в тонусе все мышцы – и пресса, и рук, и ягодиц.
Простой, но очень эффективный комплекс
Многолетний опыт тренеров и самих гимнасток позволил отобрать некоторые упражнения, которые с наибольшей пользой работают на развитие выворотности. Как уже было определено, это понятие может разделять верхние и нижние части ноги. В зависимости от целей, можно делать акцент на те или иные упражнения.
Упражнения для развития верхней выворотности
- Упражнение «Бабочка» — необходимо сесть, раскрыть колени, свести стопы и попытаться прижать колени к полу. Спину при этом нельзя округлять, голова должна как бы тянуться к потолку. Если колени достали до пола – нужно потянуться вперед. Конечная цель – дотронуться животом до пола, сохраняя при этом ровную спину.
- Упражнение «Угол» — ноги должны быть вытянуты в стороны, при этом носки смотреть вверх, а на полу должны остаться только пятки. С ровной спиной и шеей нужно попытаться лечь животом на поверхность пола. Если дотронуться животом до пола сложно – можно вытянуть вперед руки и тянуться с их помощью максимально вперед.
- Упражнение «Лягушка» — лежа на полу на животе, необходимо соединить стопы ног, а колени развести и попытаться положить их на пол. Важно, чтобы стопа была полностью прижата к полу. В этом положении таз будет выгибаться вверх и задача – приблизить таз, колени, бедра и стопы к полу.
- Упражнение «Шнур» — по сути является обычным поперечным шпагатом. Сидя в этом положении, нужно склониться животом к полу.
Упражнения для развития нижней выворотности
- Упражнение «Складка» — нужно сесть на пол, вытянуть ноги ровно перед собой, стопы поместить в I позицию, носки смотрят в стороны. Обхватив руками носки стоп, необходимо пригнуться животом к бедрам, притягивая стопы к полу.
- Упражнение «Складка с оттягиванием» — исходное положение аналогично предыдущему, только рука проходит под коленом, обхватывает пальцы стопы. Стопу нужно тянуть к полу, а вот пятку – вверх.
- Упражнение «Паук» — из положения сидя и со слегка согнутыми коленями нужно обхватить пальцы стопы (продев руку под коленом). Носок тянется на себя, пятка вперед – нужно постараться выпрямить ногу.
- Упражнение «Первая позиция» — лежа на животе ноги складываются в 1 позицию, максимально приживая все ребро стопы к полу. Можно продеть ноги под диван или попросить кого-то давить на стопы.
Почти у каждой девочки, которая мечтает о победах в художественной гимнастике, есть потенциал и возможности развить свои умения. Поэтому несмотря ни на какие комментарии или отказы принимать в секцию, нужно заниматься, повышать гибкость и выворотность суставов.
Источник
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
PRO Баскет
Планета Баскетбол
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Мир дзюдо
Самозащита без оружия
Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте
Фабрика футбола
Базовые формы монастыря Шаолинь
Старый, старый футбол
Я — эль Диего
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Повышение качества работы ступней ног художественных гимнасток средствами классической хореографии
К числу значимых компонентов спортивного мастерства художественных гимнасток большинство специалистов относит качество работы ступней ног [5, 6]. В разговорной речи тренеров чаще можно услышать — «аккуратность стоп» или «чистые стопы». Под «чистыми» стопами обычно подразумевают: степень оттянутости носков, выворотность стоп, высоту подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя ее выворотность и высоту полупальцев, и пр.
В марте 2007 г. на базе СДЮШОР по гимнастике г. Пушкина было проведено исследование, в ходе которого были рассмотрены как показатели качества работы ступней ног художественных гимнасток, так и степень их проявления у гимнасток с разным уровнем спортивного мастерства. В результате было установлено, что качество работы ступней ног гимнасток с более высоким уровнем спортивного мастерства достоверно выше, чем у гимнасток с более низким уровнем. Т.е. было научно доказано, что успешность спортсменок в художественной гимнастике зависит в том числе и от того, насколько «аккуратно» и грамотно работают их стопы.
Данный факт в очередной раз подтверждает правоту тех тренеров, которые уделяют пристальное внимание развитию у своих учениц выворотности ступней ног, высоты полупальцев, силы икроножных мышц и пр.
Опрос специалистов из различных регионов РФ (Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Владимира, Лениногорска, Омска, Перми, Петрозаводска, Пушкина, Самары, Соснового Бора, Тюмени, Читы, Элисты) показал, что большинство из них наиболее эффективным средством повышения качества работы ступней ног считает регулярные занятия классической хореографией.
Классическая хореография является прежде всего уникальным комплексом движений, направленным на всестороннее развитие тела занимающихся: силы ног, рук, спины, гибкости суставов, эластичности мышц, устойчивости (апломба), координации, культуры движений [1]. Использование отдельных упражнений классической хореографии нецелесообразно, поскольку не оказывает должного эффекта. Потому уже давно тренеры ввели в учебно-тренировочный процесс художественных гимнасток уроки классической хореографии и предпочитают приглашать на работу профессиональных хореографов.
Традиционно урок классической хореографии в женском классе состоит из четырех частей: 1) экзерсис у станка; 2) экзерсис на середине; 3) прыжковая подготовка; 4) занятия на пуантах («пальцевая» техника). Именно такой структуры урока придерживаются педагоги в хореографических училищах и балетных труппах. Для извлечения максимальной пользы от классического тренажа артистки балета повторяют все перечисленные разделы ежедневно [1, 3, 4]. В художественной гимнастике в силу объективных причин дело обстоит несколько иначе.
Как свидетельствуют тренеры, урок классической хореографии с художественными гимнастками в среднем длится 90 мин, после чего девочки приступают к основной тренировке. Урок, как правило, состоит из двух частей: либо экзерсиса у станка и на середине, либо экзерсиса у станка и прыжков, либо экзерсиса на середине и прыжков. Сведения о проведении занятий на пуантах нами были получены лишь от одного тренера из Омска. Между тем пуанты являются одним из наиболее действенных средств воспитания ступней ног артисток балета.
Что касается регулярности занятий классической хореографией с художественными гимнастками, то лишь гимнастки, представляющие элитно-олимпийскую художественную гимнастику и тренирующиеся в центрах олимпийской подготовки, занимаются классической хореографией ежедневно по 2 часа. Для гимнасток среднего звена, представляющих спортивно-образовательную художественную гимнастику и тренирующихся в ДЮСШ, ДСО и вузах, норма составляет 2-3 урока в неделю по 1,5 часа [2].
Таким образом, в работе с гимнастками среднего звена при двух, трехразовых занятиях классической хореографией в неделю и двухчастном уроке тренерам не всегда удается добиться от своих учениц желаемого качества работы ступней ног.
Для решения указанной проблемы была предпринята попытка создать такую методику занятий классической хореографией с художественными гимнастками, которая была бы преимущественно направлена на повышение качества работы ступней ног спортсменок. С этой целью:
во-первых, были выявлены наиболее эффективные, с точки зрения воспитания ступней ног, упражнения классической хореографии, и значительно увеличена доля этих упражнений в уроке;
во-вторых, были введены регулярные занятия на пуантах.
К числу наиболее эффективных упражнений были отнесены:
• releve (релевэ, от фр. — поднимать) — подъем на полупальцы. Движение развивает силу икроножных мышц, силу стопы, выворотность, устойчивость. Может исполняться как в медленном темпе, так и в быстром (вскоки на полупальцы); как на двух ногах (по позициям), так и на одной;
• plie (плие, от фр. — сгибание, складывание) — приседание. Движение развивает силу ног, выворотность тазобедренных и голеностопных суставов, эластичность связок, ахиллово сухожилие. Существуют demi plie (дэми плие, с фр. — половина сгибания) — полуприседание и grand plie (гран плие, с фр. — большое сгибание) — полное приседание. Кроме того, эффективно исполнение plie на полупальцах;
• battement tendu (батман тандю, от фр. — биение, отбивание) — движение натянутой ноги из позиции в позицию. Движение развивает выворотность голеностопных и тазобедренных суставов, силу и натянутость ног — коленей, стоп, подъемов, пальцев.
Доля этих упражнений в уроке была значительно увеличена:
1) на основе releve (релевэ) и plie (плие) были составлены две комбинации продолжительностью по 10 мин каж-
дая, которые поочередно исполнялись лицом к станку и на середине:
комбинация № 1 состояла из различных видов releve (релевэ), которые исполнялись по всем позициям и на одной ноге с изменением темпа движений от 2 тактов 4/4 до 1/8;
комбинация № 2 включала в себя сочетания releve (релевэ), всех видов plie (плие), в том числе plie (плие) на полупальцах. Темп исполнения также менялся от 2 тактов 4/4 до 1/8;
2) в урок были введены три обязательные комбинации battement tendu (батман тандю) вместо одной-двух продолжительностью по 32 такта 2/4 каждая:
комбинация № 1 состояла из различных видов battement tendu (батман тандю) в сочетании с plie (плие) и releve (релевэ) и исполнялась в медленном темпе лицом к станку;
комбинация № 2 была построена на основе комбинации № 1 с добавлением более сложных вариантов тех же движений и исполнялась в более быстром темпе либо боком к станку, либо на середине;
комбинация № 3 включала в себя различные виды battement tendu (батман тандю), battement tendu jete (батман тандю жэтэ, jete с фр. — бросок) — бросковые движения натянутой ногой на 25°, в сочетании с plie (плие) и releve (релевэ) и исполнялась в быстром темпе либо боком к станку, либо на середине;
3) во все комбинации экзерсисов у станка и на середине в качестве дополнительных движений были введены plie (плие) и releve (релевэ);
4) многие упражнения обоих экзерсисов исполнялись в положении опорной ноги на полупальцах или в plie (плие).
Занятия классической хореографией проводились 3 раза в неделю по 90 мин, за основу было взято чередование двух- и трехчастного деления урока. Поскольку все
4 фрагмента классического урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине, прыжковая подготовка, упражнения на пуантах) регулярно использовались, для удобства были составлены 6 вариантов урока, которые чередовались в двухнедельном цикле (табл. 1).
Занятия классической хореографией по экспериментальной методике проводились на базе СДЮШОР по гимнастике г. Пушкина в марте — июле 2007 г. В эксперименте приняли участие 27 гимнасток в возрасте 8-10 лет равной спортивной квалификации.
Для оценки эффективности предлагаемой методики повышения качества работы ступней ног средствами классической хореографии у всех обследуемых гимнасток до начала экспериментальных занятий (в марте 2007 г.) и спустя 4 месяца — перед отъездом девочек в спортивный лагерь (в июле 2007 г.) были сняты показатели качества работы стоп с помощью следующих контрольных заданий:
• измерение максимального угла разведения стоп в упоре сидя сзади — оценивалась выворотность стоп;
• измерение угла между полом и сводом поднятой на полупальцы стопы — оценивалась высота полупальцев;
• количество подъемов с нижнеи реики гимнастической стенки на максимально высокие полупальцы за 30 с -оценивалась сила икроножных мышц;
• количество подъемов на максимально выворотные и высокие полупальцы одной ноги без касания пола другой ногой и без учета времени — оценивалась сила икроножной мышцы одной ноги;
• количество времени, в течение которого гимнастка может устоять на выворотных высоких полупальцах одной ноги (вторая либо на passe, либо в attitude) — оценивалась способность сохранять равновесие на полупальцах одной ноги;
• количество медленных поворотов вокруг себя на одной ноге (турлян) без касания пола другой ногой — оценивались комплексное проявление силы опорной ноги, выворотность суставов ног, функции равновесия.
Полученные в результате эксперимента данные представлены в табл. 2 и на рис. 1, 2, 3, 4, 5.
Организация занятий классической хореографией, направленных на повышение качества работы ступней ног художественных гимнасток (табл.1)
Вариант урока | Содержание урока | Время |
Вариант № 1 | Комбинация на plie-releve № 1 у станка | 10 мин |
Экзерсис у станка | 30 мин | |
Экзерсис на середине | 20 мин | |
Упражнения на пуантах | 25 мин | |
Вариант № 2 | Комбинация на plie-releve № 1 у станка | 10 мин |
Экзерсис у станка | 45 мин | |
Комбинация на plie-releve № 2 на середине | 10 мин | |
Прыжковая подготовка | 25 мин | |
Вариант № 3 | Комбинация на plie-releve № 2 у станка | 10 мин |
Экзерсис на середине | 40 мин | |
Комбинация на plie-releve № 1 на середине | 10 мин | |
Упражнения на пуантах | 25 мин | |
Вариант № 4 | Комбинация на plie-releve № 1 у станка | 10 мин |
Экзерсис у станка | 45 мин | |
Комбинация на plie-releve № 2 на середине | 10 мин | |
Прыжковая подготовка | 25 мин | |
Вариант № 5 | Комбинация на plie-releve № 2 у станка | 10 мин |
Экзерсис у станка | 30 мин | |
Экзерсис на середине | 30 мин | |
Упражнения на пуантах | 25 мин | |
Вариант № 6 | Комбинация на plie-releve № 2 у станка | 10 мин |
Экзерсис на середине | 45 мин | |
Комбинация на plie-releve № 1 на середине | 10 мин | |
Прыжковая подготовка | 25 мин |
Оценка показателей качества работы ступней ног гимнасток до и после занятий по экспериментальной методике (табл.2)
№ | Показатель | До эксперимента x ± S(x) | После эксперимента x ± S(x) | Разница | p |
1 | Выворотность стоп (угол разведения стоп) | 156,33° ± 2,44 | 160,17° ± 1,99 | 3,84° | p > 0,05 |
2 | Высота п/п (угол между полом и сводом стопы) | 55,81° ± 0,81 | 62,32° ± 0,72 | 6,51° | p 0,05). При подъеме на полупальцы угол между полом и сводом стопы у обследуемых гимнасток составил: до эксперимента — 55,81° ± 0,81, после — 62,32° ± 0,72 (p 0,05), в целом очевидна — угол разведения стоп в упоре сидя сзади в среднем увеличился на 3,84°. Отсутствие достоверных улучшений по показателю выворотности стоп, вероятно, может объясняться спецификой подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Требование к выворотности ступней ног гимнасток является, безусловно, важным в этом виде спорта, но не таким фундаментальным, как в балете. Соответственно, если весь тренаж артистов балета построен на выворотной работе стоп, так как она заложена в технике большинства упражнений, то в тренировке художественных гимнасток выворотность, как правило, является желательным условием исполнения упражнений, но не определяющим. Кроме того, уроки классической хореографии являются лишь одним из видов разминки художественных гимнасток, который повторяется не ежедневно и после которого спортсменки переходят к основной тренировке. В результате хореографы, работающие с художественными гимнастками, зачастую сталкиваются с тем, что даже упражнения классической хореографии ученицы исполняют при недостаточно выворотной постановке стоп, что, несомненно, значительно снижает темп развития выворотности ступней ног гимнасток по сравнению с воспитанницами хореографических училищ. Тем не менее, несмотря на отсутствие достоверных улучшений по одному из показателей, можно сделать вывод о том, что предложенная методика повышения качества работы ступней ног художественных гимнасток средствами классической хореографии доказала свою эффективность. При этом следует отметить, что опробовалась предложенная методика на 27 гимнастках 8-10 лет, занимающихся у одного тренера. Ее использование со спортсменками иного возраста и квалификации даст, вероятно, иные результаты, однако положительная динамика, очевидно, будет иметь место. В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку занятия классической хореографией с художественными гимнастками призваны повышать не только технические характеристики мастерства спортсменок, но и художественные (музыкальность, выразительность, артистизм и пр.), было бы целесообразно применять предложенную методику не постоянно, а сериями — по несколько недель или месяцев. В перерывах между сериями занятий, направленных на повышение качества работы ступней ног, проводить занятия, преимущественно направленные на овладение техникой прыжков, вращений и т.п., а также на развитие эстетических компонентов мастерства гимнасток. Литература 1. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. — Л.: Искусство, 1980. — 208 с. 2. Карпенко Л.А. Организация многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики / Л.А. Карпенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта: Науч.-теоретич. журнал. — СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. — Вып. 8 (30). — С. 46-49. 3. Костровицкая В.С. Школа классического танца / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев. — Л.: Искусство, 1976. -272 с. 5. Художественная гимнастика: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко. — М.: ВФХГ, 2003. — 382 с. 6. Плеханова М.Э. Факторы, определяющие соревновательную надежность спортсменок в художественной и спортивной гимнастике // Вестник спортивной науки. -2006. — № 4. — С. 17-21. Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое. Источник |