Пожарно прикладной спорт расписание тренировок

Пожарно-прикладной (спасательный) спорт

Пожарно-прикладной (спасательный) спорт – это вид спорта, в который входят комплексы разнообразных приемов, используемых в практике тушения пожаров. Подробнее о каждом виде читайте в нашем материале.

Подъем по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни

Одним из наиболее зрелищных видов пожарно-прикладного спорта является подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни. После стартового выстрела, спортсмен со штурмовой лестницей в руке, пробегает 32 метра до учебной башни и начинает взбираться на нее, закрепляя лестницу за оконный проем на каждом этаже. Финиш производится на 4-м этаже, наступив двумя ногами на контактные пластины, расположенные на полу. Этот вид программы всегда протекает в упорной борьбе, и нередко победителей и призеров на финише разделяют сотые доли секунды.

Подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни

Подъем по выдвижной трехколенной лестнице в окно третьего этажа учебной башни

Установка и подъем по выдвижной 3-х коленной лестнице – это вид пожарно-прикладного спорта, наиболее приближенный к боевым действиям в условиях пожара. На соревнованиях спортсмены стартуют в парах (1-й и 2-й номера). Снимают 3-х коленную лестницу, вес которой превышает 50 кг, с пожарного автомобиля или его макета, расположенного на линии старта и преодолевают дистанцию до учебной башни. После этого 1 номер выдвигает лестницу до уровня 3-го этажа, а 2-й поднимается по ней и финиширует, наступив двумя ногами на контактные пластины, расположенные на полу. На тренировках в установке и подъеме по выдвижной 3-х коленной основное время уделяется слаженности действий и психологической совместимости 2-х партнеров по команде.

Читайте также:  Комплекс упражнений при ревматоидный артрит

Подъем по выдвижной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни

Преодоление стометровой полосы с препятствиями

100-метровая полоса с препятствиями требует от спортсмена-прикладника полной концентрации сил и внимания. Ведь для того, чтобы успешно ее преодолевать, необходимо обладать скоростью спринтера и ловкостью гимнаста. Через 23 метра после старта спортсмен преодолевает 2-х метровый забор, подхватывает 2 пожарных рукава, весом 5 кг., пробегает по бревну (бум), после чего присоединяет один рукав к разветвлению, стоящему на беговой дорожке, а другой к стволу, находящемуся за спиной с момента старта, затем пересекает финишный створ. 100-метровка проходит очень динамично: лучшие с портсмены выполняют упражнение быстрее 16 секунд и по этим показателям, для примера, приближаются к лучшим результатам в беге на 110 метров с барьерами в легкой атлетике.

Преодоление стометровой полосы с препятствиями

Пожарная эстафета

Пожарная эстафета состоит из 4-х этапов по 100 метров каждый. Спортсмены с эстафетой (пожарный ствол) в руках проходят четыре этапа. На первом этапе спортсмен поднимается на крышу домика при помощи лестницы-палки, на втором этапе преодолевает забор, высотой 2 метра. На третьем этапе, подхватив рукава и пробежав по буму, спортсмен присоединяет рукава к разветвлению, прокладывает рукавную линию. Финальный- четвертый этап оканчивается зрелищным действием -участник огнетушителем тушит горящую в противне жидкость.

Рекорд: 53,52 секунд, установила Сборная команда Республики Беларусь на IV Чемпионате Мира по пожарно-спасательному спорту в г. София (Болгария), 2008 год.

Каждый участник команды в эстафетном беге имеет пра­во бежать только один этап. В соревнованиях среди юношей 3-й этап имеют право бежать только юноши 17-18 лет.

Эстафетой служит пожарный ствол. Передача эстафеты (ствола) производится в 20-метровой зоне пе­редачи. Определяющим является положение ствола, а не спортсмена. Спортсмену, принимающему эстафету, разрешается начинать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Ствол разрешается пере­носить любым способом.

Участник 4-го этапа эстафетной команды должен пересечь линию финиша со стволом. При падении ствола во время передачи поднять его может только передающий. Ствол, упавший на соседнюю дорожку, разрешается поднять так, чтобы не помещать другому спортсмену, в противном случае команда снимается с соревнований.

Спортсмен, передавший ствол, может сойти с беговой до­рожки, лишь убедившись, что он не помешает другим участникам эстафеты. Запрещается всякая помощь участнику при выполнении упраж­нения на этапе. Команда, нарушившая правила, подлежит дисквалификации.

Соревнования по пожарной эстафете проводятся в после­довательности:

Участник первого этапа со стволом и с лестницей-палкой стоит перед ли­нией старта (в соревнованиях среди юношей, лестница-палка приставлена к домику).

По исполнительной команде или сигналу стартера спортсмен стартует. На последующих этапах участники эстафеты стартуют самостоятельно.

Первый этап: спортсмен, подбежав к домику, при помощи ле­стницы-палки поднимается на крышу, передвигается по ней, спрыгивает на беговую дорожку за ограни­чительную линию, касаясь площадки. При приземлении до ограничительной линии участник обязан вернуться и вновь преодолеть домик.

Второй этап: спортсмен, приняв эстафету, преодолевает забор без упора ногами о стойки или откосы забора. В момент приземления участника после преодоления забора поджигается горючая жидкость в противне.

Третий этап: спортсмен, приняв ствол, подбегает к рукавам, берет их и преодолевает бревно (бум), затем подбегает к разветвлению, присоединяет к нему рукавную линию и прокладывает ее. Рукава переносятся любым способом. Смыкание рукавов меж­ду собой и со стволом разрешается производить на месте и в дви­жении по дистанции. Ствол к рукаву присоединяется до «линии отсоединения ствола» и отсоединяется за ней. При соскоке с бревна на землю до ограничительной линии участник обязан вернуться и вновь преодолеть бревно. При пересечении линии отсоединения ствола спортсмен должен удерживать рукавную линию таким образом, чтобы судьи могли убедиться в правильности смыкания соединительных головок ствола и рукавов. Место нахождения рукавной линии после отсоединения ствола не учитывается. После передачи эстафеты (пожарного ствола) участнику 4-го этапа соединительные головки рукавов (и рукава к разветвлению) должны быть сомкнуты. Запрещается кому-либо, кроме участника третьего этапа касаться рукавов после команды стартера «Марш» или выстрела стартового пистолета;

Четвертый этап: спортсмен, приняв эстафету, подбегает к огнетушителю, берет его, подносит к противню и тушит горящую жидкость. Оставлять огнетушитель в противне запрещается. Установка огнетушителя производится участником 4-го этапа самостоятельно. Если горение не будет ликвидировано одним огнетушителем, участник может использовать запасной.

Упражнение считается выполненным, еслипри финише горение в противне и около него полностью отсутствует. Если горение не ликвидировано из-за технической неисправности огнетушителя, то по решению ГСК команде даётся перебежка.

На соревнованиях до начала 1-го забега эстафеты необходимо производить опробование огнетушителей путем тушения горящей жидкости.
Противень заливается жидкостью в следующей последователь­ности и количестве (л):

  • вода – 30;
  • осветительный керосин – 2;
  • автомобильный бензин – 0,25;

Пожарная эстафета (этап: тушение противня)

Боевое развертывание

Еще один зрелищный этап соревнований – боевое развертывание от пожарного автомобиля, где команда в количестве семи человек прокладывает магистральную рукавную линию и струей воды «поражает» мишени. Мишень считается пораженной после заполнения емкости десятью литрами воды через отверстие в центре мишени. В момент заполнения емкости указанным количеством воды срабатывает сигнальное устройство.

После сигнала «Старт» участники пробегают расстояние до щита, соединяют магистральную линию с мотопомпой, разветвлением и прокладывают две рабочие линии, ствольщики выходят на позицию до ограничительной линии. Одновременно соединяют всасывающие рукава между собой, к заборной сетке и мотопомпе (заборная сетка присоединяется к всасывающему рукаву до погружения ее в емкость с водой, после выполнения упражнения, судьей у щита проверяется соединение сетки с рукавом).

Производится запуск мотопомпы и забор воды из резервуара (емкостью 1000 л) и подача ее по рукавным линиям. Упражнение считается выполненным после того, как ствольщики наполнят емкости двух мишеней (по 10 л каждая).Определение результата должно дополнительно регламентироваться цифровой камерой.

Ствольщикам разрешается при заполнении мишеней помогать друг другу со своей позиции, не касаясь разделительной линии, которая наносится перпендикулярно ограничительной линии от ее середины на расстоянии 5 метров в сторону щита. Мотористу разрешается перед забегом своей команды сделать один пробный запуск мотопомпы. Положение рычагов сцепления и вакуумного насоса перед стартом определяет и устанавливает участник команды самостоятельно. Зажигание перед стартом включает судья по пожарной технике и оборудованию. При укладке инвентаря до команды «Старт» выкидной вентиль, бензиновый кран и заглушка открыты.

Команда дисквалифицируется в случаях, предусмотренных при выполнении упражнения «Боевое развертывание»:

  • допустят два фальстарта;
  • предварительно соединят рукава между собой;
  • разместят оборудование и инвентарь за пределами щита, за исключением всасывающих рукавов;
  • при работе со стволом спортсмен наступает на ограничительную линию (брус) или заступает за неё. Падение вооружения за линию считается нарушением;
  • в случае не присоединения всасывающей сетки перед погружением ее в воду и в процессе выполнения боевого развертывания;
  • превысят время (5 минут) отведенное на подготовку к старту с момента вызова команды судьей и установки мотопомпы на щит;
  • выполнят упражнение с нарушением требований экипировки.

Видео с полным обзором дисциплин

Источник

—>пожарно-прикладной спорт —>

Рост мастерства тесно связан с совершенст­вованием методики спортивной тренировки и, в частности, с ра­циональным планированием.

Спортивная тренировка, как педагогический процесс, только тогда приводит к значительным успехам, когда она правильно организована, проводится по плану и по определенной системе, в строгом согласовании с поставленными целями и задачами. Круглогодичный учебно-тренировочный процесс может быть ус­пешно осуществлен только при хорошо продуманном планирова­нии и учете.

Тренировка спортсменов разной квалификации осуществляется на основе группового или индивидуального перспективного пла­нирования на ряд лет и конкретного планирования занятий (с уче­том местных условий) на малый срок (как правило, на год, месяц и неделю). Планирование на ряд лет должно строиться с учетом круглогодичных занятий. Цель такого планирования — наметить задачи, средства, методы и ход педагогического процесса по годам.

Различают несколько видов планирования:

а) перспективное — на несколько лет;

б) текущее — на один год;

в) оперативное — на месяц и неделю.

Перспективное планирование тренировочного процесса по по­жарно-прикладному спорту получило распространение лишь в по­следние годы. Доказано, что только многолетняя непрерывная тре­нировка создает условия для всесторонней и специальной подго­товки спортсмена.

Перспективный план может составляться как для группы, так и для одного спортсмена. Для группы планируются лишь общие для всех установки, указывается направление работы по годам.

Мастером стать можно только при умелом сочетании теории и практики. Поэтому в планах должно быть отражено и то и другое.

Индивидуальный перспективный план конкретизируется при­менительно к каждому спортсмену в соответствии с его условия­ми работы или учебы, подготовленностью, возможностями и т. д.

В индивидуальном перспективном плане должны быть ука­заны:

1. Краткая характеристика спортсмена, его техническая, физи­ческая и волевая подготовка, достижения в пожарно-прикладном спорте.

2. Спортивно-технические результаты по годам.

3. Цель и основные задачи многолетней тренировки.

4. Продолжительность подготовки и ее периодизация.

5. Основные (важнейшие) соревнования в планируемом пе­риоде тренировок.

6. Основная направленность тренировочного процесса и конт­рольные нормативы по отдельным видам пожарно-прикладного спорта (штурмовая лестница, 100-метровая полоса и др.).

7. Схема распределения нагрузок.

8. Контрольные нормативы по общей физической подготовке.

В соответствии с перспективным планом составляются годовые графики тренировок, каждый из которых должен иметь опреде­ленную направленность и последовательность в решении указан­ных задач.

Первый год обычно характеризуется наибольшим объемом раз­нообразных средств, применяемых для развития общих и специ­альных физических качеств, для приобретения прочных техни­ческих навыков и умений.

Во втором году в зависимости от индивидуальных особен­ностей и степени подготовленности спортсмена или группы спорт­сменов может быть поставлена задача — в совершенстве овладеть техникой работы с пожарно-техническим вооружением и выпол­нить норму мастера спорта СССР. Вместе с тем, развиваются общефизические, специальные и волевые качества.

На третьем году к спортсмену предъявляются еще более вы­сокие требования:- совершенствование техники, стабильность ре­зультатов на штурмовой лестнице, 100-метровой полосе, мастер­ское владение пожарно-техническим вооружением и активное участие в соревнованиях.

При составлении индивидуального годового плана намечают­ся основные периоды тренировки, ставится определенная цель в устранении недостатков, достижении новых спортивных резуль­татов. Годовой план способствует более оперативному решению задач, поставленных перед спортсменами на сезон.

В отдельных спортколлективах составляют план тренировок на полгода, квартал. Обычно это связано с подготовкой к крупным соревнованиям. Подобное планирование мешает спортивному росту. В таких случаях, как правило, не хватает времени для углубленного овладения техникой пожарно-прикладного спорта (а тем более совершенствования), для дальнейшего развития фи­зических качеств. Подготовка к соревнованиям вынуждает уде­лять больше внимания специальной подготовке. Сокращенные сроки цикла не позволяют увеличить объем нагрузки или же тол­кают на путь форсированной тренировки. Это отрицательно ска­зывается на росте спортивных показателей, а также здоровье спортсмена.

Круглогодовую тренировку условно делят на три периода: под­готовительный, соревновательный и переходной. Они увязаны со временем года и календарем спортивных соревнований.

В плане круглогодовой тренировки нужно учитывать:

1) всестороннюю физическую подготовку и повышение уров­ня технического мастерства;

2) условия, в которых будет проходить тренировка;

3) анализ достижений и срывов, индивидуальные возможности спортсмена, состояние здоровья, условия быта, труда, учебы;

4) морально-волевую подготовку.

Оперативное планирование (месячное, недельное) составляй­ся для решения ближайших конкретных задач.

Индивидуальный месячный план должен быть увязан с годо­вым, необходимо также учитывать метеорологические условия. При составлении программного материала исходят из последова­тельности его прохождения, конкретных условий проведения тренировок.

При составлении недельной схемы необходимо чередовать разные по содержанию и нагрузке тренировочные занятия. Это будет способствовать лучшему усвоению упражнений.

Каждый период преследует определенные задачи. Они сводят­ся в основном к следующему.

Октябрь — ноябрь (2 месяца):

а) развитие и укрепление мышечных групп с учетом требо­ ваний пожарно-прикладного спорта, работа над улучшением дру­ гих качеств;

б) совершенствование техники работы с пожарно-техническим вооружением.

Декабрь — январь (2 месяца):

а) укрепление двигательного аппарата, развитие силы, быстроты, равновесия, выносливости;

б) совершенствование техники работы с пожарно-техническим вооружением.

Февраль — март (2 месяца):

а) развитие скоростно-силовых качеств;

б) увеличение количества двигательных навыков.

Апрель — июнь (3 месяца):

а) восстановление и совершенствование техники работы с по­ жарно-техническим вооружением на учебной площадке;

б) развитие скорости, силы и выносливости;

в) подготовка организма до высшей степени работоспособности к началу основных соревнований.

Июль — август (2 месяца):

а) дальнейшее совершенствование техники в условиях кон­трольных прикидок и соревнований;

б) развитие физических качеств;

в) улучшение спортивно-технических показателей.

Сентябрь (1 месяц):

а) восстановление и укрепление организма;

б) дальнейшее повышение работоспособности;

в) составление плана очередного спортивного сезона.

В месячных планах подготовительного периода необходимо предусматривать 2—3 тренировки в неделю со значительной на­грузкой по объему; в соревновательном периоде, начиная с июня в недельную схему включаются 1—3 тренировки с высокой ин­тенсивностью; главная цель переход­ного периода — оздоровление спортсмена и поддержание его рабо­тоспособности.

Составляя план на неделю на отдельные занятия необходимо учитывать, что работоспособность каждого спортсмена различна. Поэтому и физиологическая нагрузка не может быть для всех одинаковой. На каждом занятии дозировка упражнений должна даваться с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, уровня их физического развития, технических навыков.

В процессе круглогодовой тренировки различают три степени тренированности: обычную, повышенную и высшую.

Обычная степень тренированности — состояние слегка повы­шенной работоспособности организма. Оно, как правило, прихо­дит осенью после соревновательного периода.

Повышенная степень тренированности — состояние, при кото­ром организму можно давать повышенные нагрузки. Спортсмен выступает на менее ответственных соревнованиях (внутри кол­лектива, между коллективами), которые, как правило, начинают­ся с апреля — мая. Такое состояние может сохраняться довольно, долго.

Высшая степень тренированности — состояние наибольшей работоспособности организма, что является следствием хорошей под­готовки. Спортсмен отлично владеет техникой, его нервная систе­ма подготовлена к спортивной борьбе. Такое состояние нельзя, рассматривать как случайное или удачное сочетание ряда обстоятельств — это закономерный итог тренировочной работы. Поддер­живать организм в таком состоянии можно длительное время. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

1) больше участвовать в соревнованиях, чередуя особо ответ­ственные с менее ответственными;

2) не тренироваться при плохом самочувствии;

3) после каждой тренировки полностью восстанавливать силы;

4) не перегреваться на солнце и не увлекаться купанием;

5) за 7—10 дней до соревнований уменьшить объем трениро­вочной нагрузки, не снижая интенсивности;

6) перед соревнованиями отдыхать не более 1—2 дней;

7) за сутки до соревнований сделать разминку;

8) «опробование» учебной башни или полосы препятствий производить вполсилы;

9) не употреблять алкоголя, не курить.

Большое внимание должен уделять тренер воспитанию силы воли у спортсмена.

Основными волевыми качествами являются: целеустремлен­ность, инициативность и самостоятельность, решительность и сме­лость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание. Все эти качества проявляются, как правило, во взаимной связи. Для спортсмена пожарно-прикладного спорта главные волевые качест­ва — смелость и решительность.

Составляя план волевой подготовки, нужно исходить из инди­видуальных особенностей спортсмена.

На тренировочных занятиях важно развивать положительные волевые качества, укреплять уверенность в своих силах. Легче всего это осуществить при работе на этапах, прикидках, соревно­ваниях. Вместе с тем спортсмен должен знать свои слабые сто­роны. Для этого необходимо чаще анализировать выполнение упражнения, подводить итоги соревнований.

Переходной период у спортсменов высших разрядов занимает примерно один месяц. Обычно это сентябрь.

В этот период необходимо отдохнуть, укрепить свое здоро­вье и сохранить в определенной степени физическую подго­товку.

Основные средства тренировки в данном периоде — физиче­ские упражнения, развивающие силу, гибкость, координацию дви­жений, выносливость. Полезно заниматься штангой, гимнастикой, футболом, баскетболом, ручным мячом, бегать кроссы.

Выбор средств для занятий в переходном периоде, естественно, зависит не только от подготовленности занимающихся, но и от их возможностей, условий жизни и других факторов. В переходном периоде анализируется также тренировочная работа за прошед­ший год и составляется план на будущее.

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ХОДА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Для успешного выполнения плана спортивной тренировки надо постоянно осуществлять педагогический и врачебный кон­троль.

Педагогический контроль осуществляется тренером, который следит за выполнением основных положений перспективного пла­на, проведенными тренировками, соблюдением объема нагрузок, выполнением контрольных нормативов по общефизической и спе­циальной подготовке, результатами, показанными на соревнова­ниях.

Педагогический контроль позволит выяснить, насколько пра­вильно был составлен перспективный план тренировок и, в слу­чае необходимости, даст возможность внести необходимые изме­нения и добавления.

Основой педагогического контроля за физической и специаль­ной подготовкой спортсмена должны быть соответствующие испы­тания, предусмотренные в перспективном плане.

Полученные данные записываются в специальном журнале учета тренировок и в личном дневнике тренера. Вместе с тем каж­дый спортсмен сам должен вести дневник. В нем отмечаются дата, содержание и характер тренировки, количество попыток или эта­пов, показанное время полностью или на этапах, данные самокон­троля (сон, самочувствие, вес, аппетит и т. д.).

Врачебный контроль осуществляется в период всего трениро­вочного процесса и включает в себя проверку функциональных и структурных изменений в организме при спортивной тренировке.

—>Категория : Мои статьи | —>Добавил : admin (27.01.2014) —>Просмотров : 4809 | —>Комментарии : 1 | —>Рейтинг : 0.0 / 0

—>Всего комментариев : 1

На основании чего все это написано. Это вилами по воде. Есть конкретные исследования, статистика, подкрепление информации фактами или тренировочными плана, оценка результатов соревнований и проч?

Такие вещи можно писать используя только справочник по физ. подготовке.

Приведите перечень литературы, в которой это все написано и относительно узаконено. Это касается всех статей на этом сайте.
Если не можете, тогда не позорьте спорт такими вещами.

Источник

Оцените статью