Повторный метод спортивной тренировки что характерно

Характеристика повторного метода спортивной тренировки

ПОВТОРНЫЙ метод относится к методам прерывного воздействия. Он характеризуется многократным выполнением упражнений и с интервалами отдыха, обеспечивающими полное восстановление от предшествующей нагрузки. Длительность упражнений может быть самой разнообразной (от нескольких секунд до десятков минут), в зависимости от того, развитие какого двигательного качества преследуется в данном занятии и к какой дистанции готовится спортсмен. Повторная тренировка на коротких отрезках чаще всего направлено на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств, поэтому отрезки преодолеваются с максимальной скоростью. На средних и длинных отрезках совершенствуется скоростная выносливость, скорость должна быть выше соревновательной. В соответствии с этим требованием длина тренировочного отрезка должна быть меньше длины соревновательной дистанции. В процессе выполнения упражнений с максимальной интенсивностью наблюдается постепенное увеличение в крови молочной кислоты. Характер энергообеспечения при кратковременной работе максимальной интенсивности — анаэробный, на более длинных отрезках — смешанный – аэробно-анаэробный. Накапливающийся кислородный долг погашается во время пауз отдыха, но не устраняется полностью к началу следующего упражнения, что ограничивает количество повторений. Повторный метод оказывает тренирующее воздействие на организм спортсмена в период работы, а так же благодаря суммации утомления от каждого повторения. Главным критерием оптимальной величины интервалов отдыха является субъективное ощущение готовности спортсмена к выполнению очередной нагрузки. Эта величина, естественно должна быть разумной. Чрезмерно большой продолжительности отдых снижает работоспособность и требует дополнительной разминки. Характер отдыха – активный, особенно в условиях зимней тренировки (конькобежный, лыжный спорт). В повторной кратковременной работе (6-20 сек.), направленной на развитие быстроты, возможно применение пассивного отдыха. Количество повторений ограничивается способностью спортсмена поддерживать на отрезке заданную скорость. Число повторений, как правило, составляет 6-8 раз, затем скорость начинает падать. Если она снижается более, чем на 5%, то тренировку нужно прекратить.

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика пальчики мальчики

Повторный метод имеет много вариантов, основные из них следующие:

1. С постоянно увеличивающейся длиной дистанции (например, 200+400+600+800 м.).

2. С постоянной длинной тренировочных отрезков дистанции (6 х 400 м.).

3. С постоянным уменьшением длины дистанции (800+600+400+200 м.).

4. Сменяющейся длиной отрезка: сначала в сторону увеличения, затем – уменьшения (200+400+600+400+200 м.).

Упражнения могут выполняться сериями, с отдыхом между ними по 10-15 мин. В ациклических упражнениях (прыжки, метания, гимнастика, тяжелая атлетика) наряду с закреплением и совершенствованием техники движений, повторный метод используется для развития силовых и скоростно-силовых качеств. Повторный метод предъявляет высокие требования к организму спортсмена, вызывая глубокие изменения всех функций. Частота сердечных сокращений, ударный и минутный объем сердца, потребление кислорода в течение работы удерживаются на максимальном уровне. Используется повторный метод во втором этапе подготовительного периода и в течение всего соревновательного периода. Его применение способствует : 1) развитию скоростных и скоростно-силовых качеств, а так же совершенствованию специальной выносливости; 2) воспитанию чувства соревновательного темпа (иногда этот метод называют «темповым»); 3) совершенствованию техники движений на максимальной и соревновательной скоростях; 4) воспитанию волевых качеств: упорства, настойчивости.

При работе с начинающими спортсменами этот метод нужно применять с большой осторожностью, так как «жесткие» условия нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, а максимальная скорость прохождения отрезков может вызвать нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.

Источник

Характеристика повторного метода спортивной тренировки

ПОВТОРНЫЙ метод относится к методам прерывного воздействия. Он характеризуется многократным выполнением упражнений и с интервалами отдыха, обеспечивающими полное восстановление от предшествующей нагрузки. Длительность упражнений может быть самой разнообразной (от нескольких секунд до десятков минут), в зависимости от того, развитие какого двигательного качества преследуется в данном занятии и к какой дистанции готовится спортсмен. Повторная тренировка на коротких отрезках чаще всего направлено на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств, поэтому отрезки преодолеваются с максимальной скоростью. На средних и длинных отрезках совершенствуется скоростная выносливость, скорость должна быть выше соревновательной. В соответствии с этим требованием длина тренировочного отрезка должна быть меньше длины соревновательной дистанции. В процессе выполнения упражнений с максимальной интенсивностью наблюдается постепенное увеличение в крови молочной кислоты. Характер энергообеспечения при кратковременной работе максимальной интенсивности — анаэробный, на более длинных отрезках — смешанный – аэробно-анаэробный. Накапливающийся кислородный долг погашается во время пауз отдыха, но не устраняется полностью к началу следующего упражнения, что ограничивает количество повторений. Повторный метод оказывает тренирующее воздействие на организм спортсмена в период работы, а так же благодаря суммации утомления от каждого повторения. Главным критерием оптимальной величины интервалов отдыха является субъективное ощущение готовности спортсмена к выполнению очередной нагрузки. Эта величина, естественно должна быть разумной. Чрезмерно большой продолжительности отдых снижает работоспособность и требует дополнительной разминки. Характер отдыха – активный, особенно в условиях зимней тренировки (конькобежный, лыжный спорт). В повторной кратковременной работе (6-20 сек.), направленной на развитие быстроты, возможно применение пассивного отдыха. Количество повторений ограничивается способностью спортсмена поддерживать на отрезке заданную скорость. Число повторений, как правило, составляет 6-8 раз, затем скорость начинает падать. Если она снижается более, чем на 5%, то тренировку нужно прекратить.

Повторный метод имеет много вариантов, основные из них следующие:

1. С постоянно увеличивающейся длиной дистанции (например, 200+400+600+800 м.).

2. С постоянной длинной тренировочных отрезков дистанции (6 х 400 м.).

3. С постоянным уменьшением длины дистанции (800+600+400+200 м.).

4. Сменяющейся длиной отрезка: сначала в сторону увеличения, затем – уменьшения (200+400+600+400+200 м.).

Упражнения могут выполняться сериями, с отдыхом между ними по 10-15 мин. В ациклических упражнениях (прыжки, метания, гимнастика, тяжелая атлетика) наряду с закреплением и совершенствованием техники движений, повторный метод используется для развития силовых и скоростно-силовых качеств. Повторный метод предъявляет высокие требования к организму спортсмена, вызывая глубокие изменения всех функций. Частота сердечных сокращений, ударный и минутный объем сердца, потребление кислорода в течение работы удерживаются на максимальном уровне. Используется повторный метод во втором этапе подготовительного периода и в течение всего соревновательного периода. Его применение способствует : 1) развитию скоростных и скоростно-силовых качеств, а так же совершенствованию специальной выносливости; 2) воспитанию чувства соревновательного темпа (иногда этот метод называют «темповым»); 3) совершенствованию техники движений на максимальной и соревновательной скоростях; 4) воспитанию волевых качеств: упорства, настойчивости.

При работе с начинающими спортсменами этот метод нужно применять с большой осторожностью, так как «жесткие» условия нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, а максимальная скорость прохождения отрезков может вызвать нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.

Источник

Методы спортивной тренировки

Методы спортивной тренировки [ править | править код ]

Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп.

Методологические принципы и особенности методов тренировки

Условия нагрузки и отдыха

Наименование метода тренировки

(включает периодические ускорения)

Непрерывный переменный. Фартлек

Соотношение нагрузки и отдыха строго -предписано, интервал отдыха обозначен

Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала)

Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления)

Согласно сценарию игры

Длительные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Это непрерывный равномерный или непрерывный переменный методы соответственно. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода — фартлек (шведский термин, который может быть переведён как «игра скорости»). Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить лидирующего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересечённой местности, так что спурты сочетались с подъёмами или спусками на трассе. Когда этот метод был применён впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр длительных упражнений с переменной нагрузкой.

Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы нагрузки, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базируется на способе восстановления.

Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления. Такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно как интервальный метод, который подразделяется на три вида.

Модификации интервального метода (по Наrrе, 1982, собственная редакция)

Продолжительность отдельного интервала нагрузки

Метод короткого интервала

От высокого до максимального

Метод среднего интервала

От среднего до высокого

Метод длинного интервала

От среднего до умеренного

Метод короткого интервала обычно используется для выполнения тренировочных нагрузок от высокой до максимальной интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. При использовании метода среднего интервала нагрузка длится от 1 до 4 мин с относительно сниженной интенсивностью и интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала: нагрузка от 4 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдыхом продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке варьирует от 3 мин (тренировка спринтера) до 3 ч (тренировка марафонца).

Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки — сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определённых игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как у юношей, так и у взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться и иметь меньше заранее запланированных составляющих. Тем не менее он может эффективно регулироваться за счёт определённых двигательных заданий и самой игры.

Методические формы организации упражнений [ править | править код ]

Существуют три основные формы спортивной тренировки, характерные для систематической подготовки спортсменов (Матвеев, 2010). Это методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные (табл.).

Краткое изложение методических форм организации упражнений (по Матвееву, 2010)

Методы строго регламентированных упражнений

Строго предписанное содержание, последовательность и взаимодействие всех элементов упражнения.

Точное определение интервалов нагрузки и отдыха. Задание условий, средств и факторов нагрузки

Строго установленные правила и условия игрового упражнения, в то время как сама активность и поведение спортсменов достаточно свободны.

Соперничество спортсменов в выполнении упражнений различного характера по заданным правилам и в соответствии с заданными условиями

Первая группа методов включает в себя основную часть упражнений, таких как интервальные, непрерывные и переменные. Автор отметил, что эта группа может быть разделена в соответствии с тремя следующими критериями:

  1. особенностями составления упражнений: упражнения с проработанной или частично проработанной схемой движений; акцентированием общего или местного воздействия на отдельные мышечные группы; моделирование некоторых соревновательных ситуаций и т.д.;
  2. стандартизацией и/или вариативностью при выполнении упражнений: тренерские указания на выполнение упражнения могут ориентировать на абсолютно регламентированную активность или включать дополнительные элементы/задачи или чередование скоростных режимов;
  3. дискретным или непрерывным режимом работы, этот критерий определяет дифференциацию между переменными и непрерывными упражнениями.

Касательно игровых методов Л.П. Матвеев отметил их менее строгую регламентированность, инициативный характер активности спортсменов и т.д. Хотя правила игры, сценарий и специфические функции участников могут быть тщательно прописаны, игровые методы дают больше возможностей для творчества и тренеров, и спортсменов.

Соревновательные методы имеют сходство с методами жёстко заданных упражнений, так как условия проведения соревнований полностью стандартизированы, и с игровыми методами, потому что само выступление имеет существенные степени свободы. Л.П. Матвеев подчёркивает роль эмоционального воздействия таких упражнений и их специфической функции при развитии силы воли, ментальной и эмоциональной саморегуляции.

Источник

Оцените статью