Поточный метод это гимнастика

Поточный метод это гимнастика

Библиографическая ссылка на статью:
Токарева А.В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/08/26189 (дата обращения: 14.09.2021).

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это движения телом и его частями, выполняемых индивидуально либо с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов [1; 2].

Основное назначение ОРУ – развитие физических качеств (гибкости, силы, силовой выносливости и др.), формирование необходимых навыков и умений, необходимых для жизни и занятий различными видами спорта, фитнесом, профессиональной деятельности (прикладные ОРУ) [2; 3].

Они выполняются в различных направлениях, плоскостях, с различной амплитудой, скоростью, степенью мышечного напряжения и расслабления. Количество ОРУ огромно, двигательная структура их разнообразна. Одни из ОРУ технически несложные, другие требуют хорошей координации движений, концентрации внимания, физической подготовленности занимающихся [3; 4].

В подготовительной части занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах, когда нагрузка выполняется сериями, – служат средством активного отдыха. В заключительной части – способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

В процессе занятий ОРУ учащиеся должны научиться правильно выполнять движения различной сложности, а также приобрести знания о значении упражнений и усвоить их терминологию [2; 4]. Решить все это одним универсальным способом невозможно. Существуют методы проведения общеразвивающих упражнений, отвечающие требованиям педагогической науки и практики физического воспитания. Наиболее важные из них следующие: методы слова и показа,распоряжения и показа, распоряжения, слова, комбинированный метод.

В практике применяются следующие способы выполнения общеразвивающих упражнений:

  1. Одинарный способ.
  2. Способ совмещений.
  3. Серийный способ.
  4. Поточный способ.
  5. Способ выполнения упражнений в движении вперед и в сторону.
  6. Проходящий способ.
Читайте также:  Что определяет влияние физических упражнений

Одинарный способ – это отдельно выполняемое движение конечностями или одновременное движение конечностями и телом в определенном направлении с возвращением в исходное положение (И.п.). Например, наклон вперед и возвращение в И.п.

Одинарные упражнения являются наиболее простыми, потому что они не сочетаются с другими дополнительными движениями.

Одинарные упражнения являются наиболее доступными избирательного воздействия на отдельные группы мышц. При данном способе легко определить и подбирать нужные упражнения для преимущественного развития силы и гибкости.

Одинарные упражнения выполняются и без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и на гимнастических скамейках.

Способ совмещений – состоит из двух совмещенных (соединенных) между собой одинарных упражнений, которые выполняются в одном темпе.

Способ совмещений основан на принципе активного отдыха («феномен Сеченова»), требующем в данном случае, чтобы одно из двух соединенных различных упражнений было направлено на преимущественное развитие силы (гибкости) одних групп мышц, а другое – на развитие силы (гибкости) других мышц.

По ритмическому чередованию частей упражнения способ совмещений делят на три группы:

  1. Каждое одинарное упражнение повторяется два раза подряд с возвращением после каждого раза в И.п., затем также выполняется второе упражнение два раза, и весь цикл повторяется сначала.
  2. Каждое упражнение выполняется только один раз с возвращением в И.п.
  3. В данной группе оба упражнения выполняются поочередно, без остановки и возвращения в И.п. Эта группа совмещенных упражнений более активно воздействует на организм занимающихся, потому что между двумя выполняемыми упражнениями отсутствует возвращение в И.п., исключается пауза для отдыха.

Серийный способ – комбинация двух различных совмещений (совмещения 1-ой и 2-ой группы).

Поточный способ – все упражнения комплекса выполняются без пауз между ними. При поточном выполнении упражнений нельзя изучать новые движения (так как выполняются хорошо известные учащимся упражнения) и ограничивается возможность исправления ошибок по ходу их выполнения.

Способ выполнения общеразвивающих упражнений в движении – упражнения в движении выполняются в замедленном ритме строевого шага, без остановок.

Проходящий способ – упражнение выполняется, проходя от линии начала выполнения упражнения до линии, после которой упражнение не выполняется.

Организация и задачи исследования.

При изучении влияния общеразвивающих упражнений внимание исследователей сосредоточилось на вопросах, связанных с характером их воздействия на организм и их пригодностью для решения педагогических задач. Совсем не уделялось внимание вопросу, связанному с изменением работоспособности в зависимости от способов выполнения упражнений.

  1. Установить изменение работоспособности после выполнения одинарных упражнений и способом совмещений.
  2. Сравнить изменение работоспособности после выполнения одинарных упражнений и способом совмещений.

С этой целью был проведен эксперимент, состоящий из 4 серий. Всего в исследовании приняли участие 40 студентов второго курса, занимающихся физической культурой по программе специального медицинского отделения.

В первой серии испытуемые выполняли одинарным способом наклон вперед, касаясь ладонями пола, и возвращение в основную стойку.

Во второй серии испытуемые выполняли первый способ совмещений: два раза наклон вперед и выпрямление после каждого наклона, два раза приседание, руки вперед и возвращение в основную стойку.

В третьей серии испытуемые выполняли второй способ совмещений: наклон вперед и возвращение в И.п., присед, руки вперед и возвращение в И.п.

В четвертой серии выполнялся третий способ совмещений: наклон вперед с переходом в присед, руки вперед и снова наклон вперед, касаясь ладонями пола.

Выполнение заданной работы в каждой серии продолжалось 2 минуты, темп выполнения – один для всех способов, задавался под музыку.

Результаты исследования и их обсуждение.

Пульс у обследованных был в покое в пределах 60 – 75 ударов в минуту. Средняя величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) составила 72 удара в минуту.

Пульс у обследованных был в покое в пределах 60 – 75 ударов в минуту. Средняя его величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) 72 удара в минуту. Измерение ЧСС производилось до и после выполнения упражнений различными способами (рис. 1). Исследование изменений ЧСС после выполнения упражнений различными способами показало: выполнение упражнений 3-м способом совмещений вызывает наибольшее учащение пульса (до 128 ударов в минуту), наименьшее учащение пульса после работы вызывает 1-й способ совмещений (92 – 94 удара в ми­нуту).

Рис.1. Изменение частоты сердечных сокращений до и после выполнения общеразвивающих упражнений различными способами.

Устойчивость внимания исследовали с помощью корректурной пробы Бурдона (модификация А.Г. Иванова-Смоленского) [5; 6]. Испытуемые в течение 3 мин до и после упражнений быстро вычеркивали определенное сочетание букв текста (рис. 2).

Рис.2. Модификация корректурной пробы Бурдона по А.Г. Иванову-Смоленскому.

При анализе результатов учитывались общее количество знаков в просмотренном тексте, количество подчеркнутых сочетаний и общее количество допущенных ошибок до и после работы. По А.Г. Иванову-Смоленскому, этот метод является пробой на дифференцированное торможение.

Данные корректурной пробы показали (табл. 1), что после выполнения упражнений различными способами исследуемые, как правило, подчеркивали большее количество сочетаний, рассматривали больше строк и делали меньше ошибок, чем до выполнения упражнений. Данные указывают на повышение работоспособности и способности к дифференцировке после выполнения упражнений. Повышение работоспособно­сти в данном случае зависит от благоприятных взаимоотношений между возбудительными тормозным процессами в коре больших полушарий. Можно предположить, что в наших исследованиях (проба на дифференцированное торможение) количество просмотренных строк и сочетаний знаков отражает состояние возбудительного процесса, а количество сделанных ошибок – состояние тормозного процесса. Таким образом, после выполнения упражнений любым из указанных способов имелось усиление и возбудитель­ного и тормозного процессов.

Результаты корректурной пробы до и после выполнения общеразвивающих упражнений различными способами

Способы выполнения ОРУ

1-ый способ совмещений

2-ой способ совмещений

3-ий способ совмещений

Сравнивая между собой различные способы выполнения упражнений можно видеть, что после более высокой нагрузки имеет место усиление возбу­дительного и некоторое ослабление тормозного процесса по сравнению со способами, где имелись меньшие нагрузки. Так, после выполнения упражнений 3-им способом совмещений реакция сердечно-сосудистой системы имеет менее благоприятный характер, замечалась дискоординация темпа движений, выполняемых под музыку, что следует считать результатом значительного утомления. При этом опыты показали увеличение количества прочитанного коррек­турного текста после выполнения упражнений, а количество ошибок не уменьшилось, как это имело место в других способах. После выполнения упражнений 2-м способом совмещений реакция сердечно-сосудистой системы была более благоприятная, чем при 3-м способе совмещений. Увеличилась работоспособность по сравнению с исходными данными и уменьшилось количество ошибок. 1-й способ совмещений вызывает благоприятные сдвиги сердечно-сосудистой системы, повышает количество и качество прочитанного текста, что указывает на повышение работоспособности организма по сравнению со 2-м способом совмещений.

Несмотря на то, что одинарный способ состоит из одного упражнения, интенсивность реакции сердечно­-сосудистой системы была выше, чем при 1-м способе совмещений. Увеличение выполненной работы было меньшим, чем при 1-м и 2-м способах совмещений, что объясняется однообразием выполнения одинарных упражнений, отсутствием чередований различных по форме и характеру движений.

Нельзя не учитывать субъективные данные испытуемых. Все они подтвердили наши наблюдения, позволяющие судить о степени ощущения усталости в зависимости от способов выполнения упражнений.

Выводы и предложения.

При выполнении одинаковых общеразвивающих упражнений разными способами создается возможность чередовать мышечные напряжения и отдых, что улучшает работоспособность занимающихся, позволяет наиболее целесообразно для организма выбирать тот или иной способ выполнения упражнений в зависимости от предстоящей работы, возраста и подготовленности занимающихся.

Выполнение упражнений 1-м способом совмещений сопровождается менее выраженной реакцией сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем, что позволяет удлинить время их выполнения и преодолеть трудности врабатывания. 2-й способ совмещений следует рекомендовать для разминки, а 3-ий способ, как наиболее интенсивный, следует использовать в основной части занятия. Одинарный способ выполнения упражнений с определенной дозировкой обычно используется во всех видах занятий, особенно целесообразно его применять с целью развития силы и гибкости отдельных мышечных групп и частей тела, а также при занятиях круговой тренировкой.

Нельзя не принять во внимание, что применение различных способов выполнения общеразвивающих упражнений играет очень большую роль в повышении заинтересованности занимающихся.

Источник

Поточный способ

Поточный способ предусматривает непрерывность выполне­ния комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что зна­чительно повышает плотность занятий, активизирует деятель­ность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным спосо­бом;

во-вторых, переходы от одного упражнения к другому долж­ны быть просты и удобны;

в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкаль­ного сопровождения.

Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи-НАЙ!». Для перехода к следующему уп­ражнению подаются команды: «Последний» — упражнение на­чинают выполнять последний раз — и «МОЖНО» или «И» на последний счет выполняемого упражнения. Создание представ­лений о последующих упражнениях комплекса осуществляет­ся либо по показу в момент перехода к другому упражнению по-

еле команды «МОЖНО», либо по предварительному объясне­нию и показу одновременно с выполнением предыдущего уп­ражнения.

Одной из разновидностей проведения ОРУ поточным спосо­бом является ритмическая гимнастика. Методика проведения и комплексы ритмической гимнастики имеют свою специфику. Поэтому уделим немного внимания этим вопросам. Для прове­дения подготовительной части урока можно использовать не полные комплексы ритмической гимнастики, рассчитанные на 45 или 90 мин, а только ту их часть, которая выполняется стоя (разминка). При этом комплекс может состоять из следующих упражнений:

3) танцевальные шаги;

2) типа ходьбы на месте;

для рук и плечевого пояса;

разновидности бега и прыжков.

Для составления таких комплексов можно использовать от­дельные упражнения или фрагменты комплексов, имеющихся в литературе, передаваемых по ЦТ и т. п.

Немаловажное значение при составлении комплекса ритми­ческой гимнастики имеет подбор музыкального сопровожде­ния. В зависимости от характера упражнения подбирается темп музыкального сопровождения, который подсчитывается на ос­нове количества ритмических акцентов в минуту с помощью се­кундомера. Так, например, темп в 40-60 ритмических акцентов считается медленным, под такой темп выполняются дыхатель­ные упражнения, на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие; 60-90 акцентов — умеренный темп, выполняются упражнения на растягивание, для мышц шеи, вводятся элементы психорегуляции; 90-120 акцентов — сред­ний темп, выполняются махи ногами, наклоны, выпады, уп­ражнения для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы; 120-140 акцентов — быстрый (бег, прыжки, махи, тан­цевальные движения); 140 и больше — очень быстрый (бег, под­скоки, танцевальные движения типа рок-н-ролла). После того как подобраны упражнения и составлен комплекс из музыкаль­ных фрагментов с соответствующим темпом, записывается фо­нограмма для выполнения всего комплекса.

Источник

Оцените статью