Построение занятия физического упражнений занятий

Формы и методы построения занятий в физическом воспитании.

Формы и методы построения занятий в физическом воспитании.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательно­го процесса.

По особенностям организации занимающихся и спо­собам руководства ими занятия по физическому воспи­танию подразделяются на две группы: урочные и неуроч­ные.

Урочные формы — это занятия, проводимые препода­вателем (тренером) с постоянным составом занимающих­ся. К ним относятся:

  • уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образова­тельных учреждениях, где физическая культура явля­ется обязательным предметом (школа, колледж профес­сионального образования, вуз и т.п.);
  • спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Внеурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими зани­мающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохра­нения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигатель­ных навыков и др.

  • «малые» формы занятий (утренняя гимнастика, гимнастика до занятий, физкультминутки), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу сво­ей кратковременности эти формы, как правило, не реша­ют задач развивающего, тренирующего характера;
  • «крупные» формы занятий, т.е. занятия относитель­но продолжительные, одно- и многопредметные (ком­плексные) по содержанию (например, спортивные часы; секции ОФП; занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.; дни здоровья; турпоходы; физкультурные праздники и вечера.. Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;
  • соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревно­вательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (на­пример, система официальных соревнований; массовые физкультурные мероприятия: день бегуна и т.д.;
Читайте также:  Лучшая гимнастика для рук это

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно, что деятель­ностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установлен­ного времени, в специально отведенном месте руково­дит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда). При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. При проведении таких занятий используются три час­ти: подготовительная, основная, заключительная. Выделение частей в уроке обусловлено необходимостью управлять динамикой работоспособности занимающихся.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функцио­нальной подготовки организма к предстоящей основ­ной работе. Сюда входят: построение, строевые упражнения, ОРУ на все группы мышц (разминка).

Основная часть обеспечивает решение задач обуче­ния технике двигательных действий, воспитания физи­ческих и личностных качеств. Изучение нового материала проводится в начале основной части, затем даются упражнения на повторение и совершенствование. Упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, статические усилия с динамическими и т. д.

Заключительная часть предназначена для постепен­ного снижения нагрузки на организм и организованно­го окончания занятия. Здесь используют малоинтенсивные упражнения (ходьбу, перестроения, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление).

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

  1. I) уроки освоения нового материала. Для них харак­терно широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки, предназначенные для опреде­ления уровня подготовленности занимающихся, провер­ки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки, направленные на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем
физической подготовленности занимающихся и др.

Методы организации учебной деятельности.

Методы организации учебной деятельности определяют условия и характер изучения учебного материала. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвентаря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, группового метода или индивидуального метода.

Фронтальный метод организации учебной деятельности включает несколько разновидностей, имеющих общий признак — выполнение одного и того же задания всеми учениками под руководством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одновременное и поточное (поочередное) выполнение заданий.

Групповой метод организации деятельности предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных заданий. К групповому относится метод круговой тренировки. Он характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему: в спортивном зале или на площадке оборудуют станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий; на каждой станции учащимся определяют задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению; выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, пе­реходит на другую, а во втором — класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того, как каждый уче­ник на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.

Индивидуальный метод – двигательные задания определяются для каждого ученика отдельно

Источник

Структура физкультурного занятия
материал по физкультуре

Помощь инструктору в проведении занятия по физкультуре. По ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
struktura_fizkulturnogo_zanyatiya_.docx 32.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Физкультурное занятие в детском саду»

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья:

происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ

жизни. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека.

Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в

дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Чтобы успешно решать основные задачи физического воспитания, воспитатель должен владеть необходимым объемом знаний о месте физической культуры в здоровом образе

жизни и способах сохранения здоровья, об анатомо-физиологических и психологических особенностях функционирования детского организма, методическим инструментарием проведения всех форм работы по физическому воспитанию.

Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и

воспитательных задач. Рациональное использование времени и повышение двигательной активности на занятиях во многом зависит от правильного выбора способов организации детей при разучивании, закреплении и совершенствовании основных движений.

При выборе того или иного способа организации коллектива воспитатели учитывают задачу занятия и его содержание, уровень двигательных навыков детей, их физическое развитие.

Целью занятий по физической культуре в настоящее время считают укрепление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение знаниями о

функционировании своего организма и способах его защиты. (Ю. Змановский, С.А Козлов, Б.Егоров, В.Кудрявцев), поэтому интерес к физическому развитию и совершенствованию собственных двигательных навыков является одним из условий процесса формирования определенного набора потребностей . Такие потребности наиболее благоприятны для

физического развития и здоровья, а в этом процессе именно взрослый выступает в качестве побуждающего мотива деятельности: стремление ежедневно заниматься физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием, т.е. такого вида деятельности, который

благоприятен для здоровья ребенка.

Проведение физкультурных занятий требует особого внимания со стороны всего персонала детского сада, поэтому обязательным условием их проведения является

осуществление медико-педагогического контроля. При этом большое значение имеют такие факторы, как: наличие условий для проведения занятий и их соответствие

санитарно-гигиеническим требованиям; соответствие одежды и обуви гигиеническим требованиям и условиям погоды; внешние признаки утомления; предупреждение

травматизма; соответствие нагрузки здоровью, физическому развитию детей.

СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ.

Цель: повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к к нагрузкам основной части;

Содержание: строевые упражнения, различные виды ходьбы, и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики

плоскостопия, обучение правильному дыханию, построения и перестроения.

Основная часть:

    Общеразвивающие упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота и спины, ног, для гибкости позвоночника. Цель: обеспечивает тренировку всех мышц, способствует воспитанию хорошей осанки, подготавливает организм к дальнейшим нагрузкам.

Обучение детей основным видам движений.

Цель: способствует развитию всех физических качеств дошкольников. Задачи и объем для каждой возрастной группы определен Программой воспитания и обучения в детском саду.

Подвижная игра.

Цель: обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств – силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, тренировке тормозных процессов, дает максимальную двигательную разрядку.

Заключительная часть:

Цель: восстановление частоты сердечного пульса, подведение педагогического итога занятия.

Содержание: малоподвижная или спокойная игра, физические упражнения с постепенным снижением темпа, заключительная ходьба с замедлением темпа, упражнения на восстановление дыхания.

Способы обучения основным видам движений .

Поточный способ:

Предусматривает выполнение упражнений по очереди, что неизбежно приводит к ожиданию тем более продолжительному, чем больше детей в группе. Разновидностью поточного способа является круговой, когда дети выполняют друг за другом не одно, а серию упражнений, повторяя каждую серию 4-6 раз. Этот способ применяется не для разучивания, а в основном для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств.

Фронтальный способ

Предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми детьми одновременно, что исключает или сокращает до минимума ожидание. Такой способ требует соответствующей организации, так как контроль за правильностью выполнения движениями несколькими затруднен.

Групповой способ

Формируется 2-3 подгруппы детей, каждая получает свое задание. С одной проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. При использовании данного способа повышается общая и моторная плотность занятия, обеспечивается целесообразная, постепенно нарастающая динамика пульса, появляется возможность закрепления навыков при повторении упражнений. Преимущество способа состоит в возможности разделения детей на подгруппы с учетом их двигательной подготовленности, что в известной мере индивидуализирует занятия. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.

Определение физической нагрузки на физкультурном занятии.

Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением:

— после вводной части не менеe чем на 20-25 %,

— после развивающих упражнений — не менее чем на 50%,

— после обучения основным движениям – не менее чем на 25 %,

— после подвижной игры – до 70-90 %.

В конце занятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20 % .

Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной – прирост пульса. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия. Для занятия обучающего плана физиологическая кривая двухвершинная. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшается двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой , и реагирует на неё перевозбуждением пульса.

Определение частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части занятия, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров.

В группе 3-4-х летнего возраста тренирующий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не более 130- 140 ударов,

В старших группах (5-7 лет) – не менее 140-150 ударов.

Источник

Е. Г. Саакян
Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения

ВВЕДЕНИЕ

О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных отечественных и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956), А.В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоции у детей разного возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно представить следующим образом. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому, активно передвигающийся ребенок- дошкольник получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики. Например, установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного (на 2-м году жизни) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.

Таким образом, в здоровом образе жизни объясняется все, что способствует выполнению индивидом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для систем развивающегося организма условиях. В настоящее время установлено, что соблюдение принципов здорового образа жизни и двигательной активности позволяет увеличить ее продолжительность на 10 лет и более.

Проблеме организации и методике занятий физическими упражнениями с людьми различного возраста и посвящена наша работа.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1.1. Формы построения занятий физическими упражнениями

Общая характеристика форм построения занятий

Под формой занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия преподавателя и ученика, а также соответствующими условиями занятий [Ж.К. Холодов, 2000].

При построении занятий следует учитывать возраст, пол, физическое состояние, личные интересы, внешние условия, в зависимости от чего изменяются частные задачи и содержание педагогического процесса. К настоящему времени сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы:

Урочная форма – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся по стандартным государственным программам в общеобразовательных учреждениях, и спортивно-тренировочные занятия, направленные на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочная форма – это занятия, проводимые как организованно, под руководством специалиста, так и самостоятельно самими занимающимися с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и т.д. К ней относятся:

– малые формы занятий (кратковременные и, как правило, не оказывающие тренирующего эффекта);

– крупные, относительно продолжительные формы занятий, направленные на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

– соревновательные формы занятий, то есть, форма физкультурной деятельности, в которой определяется победитель.

Как урочная, так и неурочная формы имеют по несколько вариантов организации и проведения (рис. 1).

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании считается урочная, оправдавшая себя в длительной практике. Урок является наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий, как в общем физическом воспитании, так и в спортивной тренировке.

Рис. 1. Схема урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями

Главной особенностью уроков является: руководство педагогом коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, с учетом особенностей и индивидуальных возможностей занимающихся.

Достоинствами уроков физического воспитания являются:

– непрерывность и четкость организации и руководства учебно- воспитательным процессом;

– близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся, а ими – друг друга;

– стимулирующее влияние организованного коллектива на каждого. Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся, содержанием учебных задач, материально-технической базой, что указывает на соблюдение ряда требований к его организации и проведению:

1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Формулировка задач должна быть конкретной, учитывать особенности контингента занимающихся (возраст, пол, уровень подготовленности), обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими и отражать планируемые конечные результаты. Урок может решать не более двух-трех задач.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Материал вне программы может использоваться лишь для индивидуальных занятий.

3. Выбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задач урока.

4. Соблюдение преемственности по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6. Разнообразие содержания урока, методики его проведения и форм организации.

7. Обеспечение травмобезопасности урока, что требует хорошо продуманной организации и знания правил страховки.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности (оценка выполнения учебных заданий и контроль за реакцией организма на предлагаемые нагрузки).

Классификация уроков физического воспитания

Выбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания [Ж.К. Холодов, 2000].

1. По целевой направленности физического воспитания:

1. Уроки общего физического воспитания (обшей физической подготовки – ОФП) служат целям физического развития, образования и воспитания занимающихся. Задача – обеспечить овладение двигательными навыками, необходимыми в реальной жизненной практике. Они подразделяются на два вида:

уроки широкого общего физического воспитания (характерны для физического воспитания детей);

уроки относительно ограниченной общей физической подготовки (применяются в целях спортивной, профессиональной и др. и их содержание тесно связывается со специфическим содержанием отдельного вида специализации).

2. Уроки специализированного физического воспитания (СФП) служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида:

уроки спортивной тренировки;

уроки прикладной физической подготовки;

занятия урочного типа с лечебной направленностью.

2. По основному предмету и программному содержанию занятий:

1. Видовые характеризуются однородностью учебного материала (уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. виды).

2. Комплексные уроки отличаются разнообразием содержания учебного материала, например, гимнастического, легкоатлетического и игрового.

В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:

1. Уроки образовательной направленности, основным содержанием которых является передача специфических знаний, двигательных умений и навыков и применение их в изменяющихся условиях реальной жизни. Они делятся на:

– вводные (проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового материала; задача – ознакомление с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и нормативами);

– уроки изучения нового материала (задача – ознакомление с новыми двигательными действиями и их освоение);

– уроки совершенствования (применяются для углубленного разучивания и закрепления изученного материала);

– уроки контрольные (учетные, зачетные);

– смешанные, в которых характерные для перечисленных разновидностей (типов) уроков учебные задачи сочетаются в различных пропорциях.

2. Уроки со специальной воспитательной направленностью служат совершенствованию интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, интересов и потребностей. Они подразделяются на три основных вида:

– с избирательными воспитательными воздействиями;

– с многосторонними воздействиями;

3. Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью способствуют решению задач физического развития и укрепления здоровья. Они подразделяются на:

общеразвивающие уроки, направленные на общее морфофункциональное развитие организма, улучшение телосложения, формирование и поддержание хорошей осанки;

уроки компенсаторные и восстановительные, которые носят рекреационный характер и служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.

4. Комбинированные уроки позволяют решить задачи двух и более перечисленных сторон физического воспитания.

Содержание занятий урочного типа

Содержание урока физического воспитания представлено следующими характерными сторонами.

В первую очередь, содержание определяется задачами, отражающими предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся.

Второй стороной содержания деятельности педагога является взаимодействие учителя и ученика в ходе урока. Действия занимающихся всегда обусловлены деятельностью преподавателя, требующей определенного мастерства и усилий.

Третья сторона содержания урока – деятельность занимающихся при выполнении физических упражнений, в которую входят: умение слушать педагога, способность воспринимать наглядный материал, осмысливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимопомощь и т.д.

Четвертую сторону урока составляет внутренняя сторона деятельности занимающихся, то есть, физиологические и психические процессы, протекающие в процессе занятий физическими упражнениями. Результативность совместных действий педагога и занимающихся отражают показатели текущих (в результате каждого урока) и оперативных состояний (в результате выполнения каждого упражнения).

Построение (структура) занятий урочного типа

Структура урока – это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.

Классическим вариантом построения урока является деление его на три части: вводную (подготовительную), основную и заключительную.

Вводная (подготовительная) часть урока обеспечивает создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет до 10-15 % отводимого на урок времени.

Задачами вводной части являются:

– организовать занимающихся и активизировать их внимание;

– познакомить занимающихся с целью, задачами и содержанием урока;

– создать соответствующую психологическую установку и положительный эмоциональный настрой на занятие;

– подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.

Для решения задач вводной части урока, как правило, используют: построения и перестроения, различные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, общеподготовительные и специальные упражнения без предметов и с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.), танцевальные упражнения.

Основная часть урока позволяет решить как учебно-воспитательные задачи физического воспитания, так и проблему физического развития занимающихся:

– формировать знания в области двигательной деятельности;

– обучать двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;

– развивать общие и специальные функции опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формировать и поддерживать хорошую осанку; закаливать организм;

– воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые и эстетические качества.

Продолжительность основной части составляет 80-85 % времени, отводимого на урок.

Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упражнения, предусмотренные соответствующими программами.

Заключительная часть урока имеет следующие функции:

– приведение организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки;

– концентрация внимания занимающихся на достигнутом уровне и ориентация их в дальнейшей работе.

В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, дыхательные упражнения, элементы йоги, упражнения на расслабление и т.п.

Ее продолжительность – 3-5 % времени, отведенного на урок.

Содержание и продолжительность каждой части урока вариативны и зависят от цели, задач урока, контингента занимающихся и уровня их физической подготовленности.

Элементарной структурной единицей урока считается физическое упражнение. При выполнении каждого физического упражнения возникает определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элементами которой являются:

– частная задача, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;

– совокупность последовательных действий педагога и занимающихся, обеспечивающих достижение предусмотренного результата.

По своим функциям учебно-воспитательные ситуации могут быть:

– относительно простыми (при которых действия направлены на решение одной частной задачи);

– относительно сложными (в них выполнение одного физического упражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких частных задач).

В зависимости от условий, в уроках физического воспитания представлены различные сочетания простых и сложных учебно-воспитательных ситуаций. Правильно построенный урок характеризуется тем, что эти сочетания представлены в стройной системе, обеспечивающей целостность занятия.

Методы организации деятельности на уроке физической культуры

В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке физической культуры:

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, в круг и т.д.). Используется преимущественно в подготовительной и заключительной частях урока.

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Учащиеся делятся на группы и выполняют задание с учетом пола, уровня подготовленности и т.д. Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах.

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагают индивидуальные задания, выполняемые самостоятельно. Метод применяется преимущественно в старших классах и, чаще всего, при занятиях спортивными играми или в специальных медицинских группах.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серий упражнений на специально подготовленных местах – «станциях», расположенных по кругу спортивной площадки (зала). Как правило, в «круг» включается от 4 до 12 упражнений. На каждой станции выполняется одно упражнение, после чего по команде учителя следует переход на другую станцию. «Круг» рекомендуется проходить 1-3 раза.

Общая характеристика занятий неурочного типа

В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные формы организации занятий:

– вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);

– физкультурные паузы и «минутки»;

– спортивные развлечения (игры, катания на коньках и т.п.);

– прогулки, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть:

– эпизодическими, даже однократными (например, походы, спортивные развлечения, соревнования);

– систематическими (утренняя, вводная гимнастика, физкультурные минутки, паузы, гигиенические прогулки и др.).

Неурочные занятия характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, «физкультурные минутки» и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия, в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся.

Неурочные формы занятий различаются по целевой направленности.

Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).

1. Занятия обшегигиенического характера. К ним относятся:

– занятия на «дорожках здоровья»;

Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

2. Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

– самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке и т.п.;

– репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам.

3. Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы и общегигиенических и учебно-вспомогательных. К ним относятся:

– туристские прогулки выходного дня;

– туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа;

– спортивные развлечения рекреационного типа.

По форме руководства различаются организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как организованный, та и самостоятельный характер (например, утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).

В зависимости отчисленного состава занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы. Например, индивидуальные занятия бегом «трусцой», групповые – в «Клубе любителей бега», массовые пробеги в «День бегуна».

По периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные купания и т.п. и эпизодические (туристические походы, соревнования и т.п.).

В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации физическими упражнениями, лечебной гимнастикой и др. Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

Однако, наряду с достоинствами, индивидуальные занятия имеют и существенные недостатки:

– неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь с одним учеником);

– отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других.

Источник

Оцените статью