Пособия для проведения артикуляционной гимнастики

Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Каждый родитель мечтает о том, чтобы речь его ребёнка была чёткая, чистая, грамотная. Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком, радуются новым видам деятельности. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Задача специалиста – поддержать интерес одних и привлечь внимание других. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальной проблемой в коррекции звукопроизношения.

1. Весёлые книжки для язычка.

В каждой книжке содержится комплекс артикуляционных упражнений для определённого звука. Изображение Звуковичка, который дружит с тем или иным звуком, на обложке книжки помогает ребёнку самостоятельно выбрать необходимый комплекс.

В 1 варианте книг последовательно располагаются только картинки, отображающие артикуляционные упражнения. Ребёнок, глядя на картинку, соотносит её с упражнением для язычка (артикуляционным упражнением) и самостоятельно выполняет.

Во 2 варианте книг на верхней страничке располагается картинка, на нижней-забавные стихотворения, которые будут сопровождать ребёнка при выполнении артикуляционных упражнений. Стихотворения произносит взрослый, помогающий ребёнку при выполнении артикуляционных упражнений.

2. Волшебные странички язычка (странички-помощницы для язычка).

На каждой странице-помощнице изображены Звуковички, которые дружат с тем или иным звуком, буква, в которой «живут» данные звуки и комплекс упражнений, необходимый для того, чтобы научиться красиво произносить данные звуки. Весёлые Звуковички наблюдают за тем, как ребёнок выполняет артикуляционные упражнения

Читайте также:  Прощение мужчин сильная медитация хоопонопоно простить

3. Сказочная полянка для язычка.

В центре листа располагается Волшебная полянка, на которой размещены сказочные герои.

Каждый сказочный герой отображает определённое артикуляционное упражнение. Например, Карлсон с банкой варенья – упражнение «Вкусное варенье», Гена Крокодил, играющий на гармошке – упражнение «Гармошка».

Название каждого упражнения, и какой сказочный герой его просит показать, оговариваются с ребёнком заранее.

На этом же листе около Волшебной полянки располагаются пустые прямоугольники.

Также отдельно прилагается комплект (набор) картинок, на которых изображены сказочные герои с Волшебной полянки.

Данное пособие можно использовать в разных вариантах:

  • выполняются упражнения с Волшебной полянки в центре листа в той последовательности, которую указывает логопед (называет или показывает указкой);
  • ребёнок подбирает картинки с упражнениями на маленьких карточках, соотнося их с картинками с Волшебной полянки, и раскладывает вокруг в пустые прямоугольники; после этого приступает к выполнению данных артикуляционных упражнений;
  • маленькие карточки с изображением сказочных героев могут располагаться вокруг основного листа или внизу в ряд (может быть использовано для отработки понятия «ряд», начало, середина, конец ряда).

4. Волшебная гусеница (гусеница-помощница).

«Гусеница поможет тебе научиться произносить нужный звук, если ты будешь выполнять упражнения для язычка, которые она приготовила». На тельце гусеницы находятся карточки-картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребёнок последовательно переворачивает каждую карточку и выполняет упражнение.

Предложенные пособия и игры прошли успешную апробацию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность их использования подтверждается детским интересом к проведению такого непростого вида деятельности, как артикуляционная гимнастика.

Источник

Пособия для проведения артикуляционной гимнастики

Марина Федорова
Пособия для проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это не скучно!

учитель-дефектолог ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви», учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Аленка»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Что же важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

• Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять в медленном темпе сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

• Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

Разнообразить занятия помогут различные картинки, игры, связанные с выполнением артикуляционных упражнений. Я предлагаю свою серию пособий, которые помогут превратить артикуляционную гимнастику в игру. А если упражнения подаются в форме игры, ребенок будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков, так как игра – самое интересное, что есть в жизни малышей.

Использование данных игровых пособий позволяет не только развивать артикуляционную моторику, но и расширять словарный запас (ребенок вспоминает названия животных, фигур, цветов, сказочных героев, а также тренировать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, навык счета.

Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Красочность, занимательность данных игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, ведь ребенок не просто выполняет артикуляционные упражнения, а помогает животным сделать запасы на зиму, кормит смешной мячик пирожками, мастерит бусы, собирает пирамидку, делает ромашку, собирает капельки в ведерко, раскладывает фигуры и сказочных героев по домикам.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики Федеральные государственные требования побуждают нас специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим.

Методика проведения артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая.

Правила проведения артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Конспект проведения артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе Старшая логопедическая группа Цель: Вырабатывать полноценные движения губ, языка. Добиваться гибкости. Развивать мелкую моторику. Воспитывать.

Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков [Ш] и [Ж] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики Очень важные упражнения артикуляционной гимнастики, которые позволяют: 1. Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно.

Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики» Памятка для воспитателя Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики Все упражнения выполняются под счет,.

Источник

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастики

Зенкова Анастасия Владимировна
Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастики

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя картинки к теме «Гимнастика для развития речи» не менее 5-6 раз. Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язык у ребёнка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Артикуляционная (речевая) гимнастика

1. Упражнения для челюстей

— Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

— Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

— То же в быстром темпе.

2. Упражнения для губ, языка

«Лопаточка» – широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. Следить, чтоб язык не дрожал

«Чашечка» – Рот широко раскрыть. Широкий язык поднят кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удержать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Трубочка»— высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10-15 раз.

«Часики» – высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз.

«Грибок»— раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от неба.

«Качели»— высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится 10-15 раз.

«Вкусное варенье»— высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

Мастер-класс «Косички из колготок». Атрибуты для утренней гимнастики своими руками «Косички из колготок». Атрибуты для утренней гимнастики своими руками. Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Конспект проведения утренней гимнастики во второй группе раннего возраста Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики. Задачи: Обучающие: 1. Упражнять в ходьбе на.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа» Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Источник

Оцените статью