Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики
Каждый родитель мечтает о том, чтобы речь его ребёнка была чёткая, чистая, грамотная. Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком, радуются новым видам деятельности. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Задача специалиста – поддержать интерес одних и привлечь внимание других. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальной проблемой в коррекции звукопроизношения.
1. Весёлые книжки для язычка.
В каждой книжке содержится комплекс артикуляционных упражнений для определённого звука. Изображение Звуковичка, который дружит с тем или иным звуком, на обложке книжки помогает ребёнку самостоятельно выбрать необходимый комплекс.
В 1 варианте книг последовательно располагаются только картинки, отображающие артикуляционные упражнения. Ребёнок, глядя на картинку, соотносит её с упражнением для язычка (артикуляционным упражнением) и самостоятельно выполняет.
Во 2 варианте книг на верхней страничке располагается картинка, на нижней-забавные стихотворения, которые будут сопровождать ребёнка при выполнении артикуляционных упражнений. Стихотворения произносит взрослый, помогающий ребёнку при выполнении артикуляционных упражнений.
2. Волшебные странички язычка (странички-помощницы для язычка).
На каждой странице-помощнице изображены Звуковички, которые дружат с тем или иным звуком, буква, в которой «живут» данные звуки и комплекс упражнений, необходимый для того, чтобы научиться красиво произносить данные звуки. Весёлые Звуковички наблюдают за тем, как ребёнок выполняет артикуляционные упражнения
3. Сказочная полянка для язычка.
В центре листа располагается Волшебная полянка, на которой размещены сказочные герои.
Каждый сказочный герой отображает определённое артикуляционное упражнение. Например, Карлсон с банкой варенья – упражнение «Вкусное варенье», Гена Крокодил, играющий на гармошке – упражнение «Гармошка».
Название каждого упражнения, и какой сказочный герой его просит показать, оговариваются с ребёнком заранее.
На этом же листе около Волшебной полянки располагаются пустые прямоугольники.
Также отдельно прилагается комплект (набор) картинок, на которых изображены сказочные герои с Волшебной полянки.
Данное пособие можно использовать в разных вариантах:
- выполняются упражнения с Волшебной полянки в центре листа в той последовательности, которую указывает логопед (называет или показывает указкой);
- ребёнок подбирает картинки с упражнениями на маленьких карточках, соотнося их с картинками с Волшебной полянки, и раскладывает вокруг в пустые прямоугольники; после этого приступает к выполнению данных артикуляционных упражнений;
- маленькие карточки с изображением сказочных героев могут располагаться вокруг основного листа или внизу в ряд (может быть использовано для отработки понятия «ряд», начало, середина, конец ряда).
4. Волшебная гусеница (гусеница-помощница).
«Гусеница поможет тебе научиться произносить нужный звук, если ты будешь выполнять упражнения для язычка, которые она приготовила». На тельце гусеницы находятся карточки-картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребёнок последовательно переворачивает каждую карточку и выполняет упражнение.
Предложенные пособия и игры прошли успешную апробацию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность их использования подтверждается детским интересом к проведению такого непростого вида деятельности, как артикуляционная гимнастика.
Источник
Многофункциональная игра «Речевая гусеница»
Альбина Гетт
Многофункциональная игра «Речевая гусеница»
Я, Гетт Альбина Сергеевна, работаю учителем-логопедом в детском саду №4.
Многолетняя практика показала, что процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ имеет сложную и длительную динамику.
Учитывая закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, в целях повышения эффективности коррекционного обучения, в своей работе я использую различные дидактические игры, изготовленные своими руками.
В поиске чего-то неординарного и интересного мною была разработана многофункциональная дидактическая игра «Речевая гусеница».
Эту игру можно использовать для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы.
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, она позволяет быстро автоматизировать различные навыки по развитию речи у ребёнка.
Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
В процессе работы с данным дидактическим пособием у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды упражнений в игровой форме. Кроме этого происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного.
Задачи:
автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
формирование фонетико – фонематических представлений и слоговой структуры слова;
формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
активизация психических и познавательных процессов, работоспособности детей;
развитие коммуникативных навыков общения детей.
Игры на активизацию психических и познавательных процессов
Игра «Собери гусеницу»
В нашем садике живет, что за чудо червячок,
Весь в волосиках бочок,
Эта гибкая сластёна у деревьев съела кроны,
Съела яблоки и груши,
И горох решила скушать!
Ребята решили её поймать и немножко поиграть!
Цель: Развитие мелкой моторики кистей рук, развитие умений ориентироваться в пространстве, закрепление цвета.
— на столе разложить картинки гусеницы;
— выбрать направление куда она поползёт (вверх, вниз, влево, вправо);
— собрать разноцветную гусеницу (по желанию, по цвету, по образцу).
Игра «Сортировщик»
Цель: Учить детей классифицировать предметы, обобщать согласно темам: «Птицы», «Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт», «Животные», «Музыкальные инструменты», «Обувь», «Овощи», «Насекомые», «Одежда», «Посуда». Закреплять в речи исправленные звуки. Обогащать предметный словарь. Развивать логическое мышление. Развивать монологическую речь.
Ход игры: На столе лежат карточки для обобщения. Педагог предлагает ребенку выбрать и назвать изображенный предмет соответственно лексической теме.
Игры на формирование звукопроизношения
Игра «Накорми гусеницу»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков [С], [З], [Ц], [Р], [Л], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], в словах, предложениях. Закреплять умение считать до 10. Развивать зрительную и слуховую память.
Ход игры: Дети называют картинки с заданным звуком и «кормят» ими гусеницу.
Затем ребенок считает, отворачивается и называет картинки и предложения по памяти.
Игры на формирование фонематических представлений и слогового состава слова
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель: Совершенствование навыка выделять первые гласные и согласные звуки в словах.
Ход игры: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку и выделяет звук, с которого начинается название картинки.
Игра «Назови последний звук в слове»
Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Ход игры: Ребёнок называет картинки и называет последний звук в слове.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Совершенствование навыка выделять первого и последнего звука в слове.
Ход игры: Ребёнок называет первый и последний звук в названии картинок и выкладывает гусеницу.
Побеждает тот ребенок, чья гусеница длиннее.
Игра «Подбери слова на заданный звук»
Цель: Развитие фонематического анализа, а также внимания и мышления.
Ход игры: Ребёнок, подбирая картинки, называет их и объясняет свой выбор.
Игра «Накорми гусениц»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки С-Ц, Ш-С, Ж-З, Р-Л, С-З,Ч-Щ, Ш-Ж. Учить детей различать на слух звонкие и глухие звуки. Развивать координацию движений. Закрепить умение считать в пределах 10 и сравнивать числа.
Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком картинки вниз и предлагает собрать две гусеницы. Ребенок называет изображенный предмет, определяя наличие звука в слове.
Игра «Подбери картинку к схемам»
Цель: Учить детей находить место звука по трем позициям (начало, середина, конец слова). Развивать координацию движений. Развивать фонематический слух.
Ход игры: Перед ребенком на столе лежит «Птичка-синичка», показывающая положение звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец слова). Ребенок берет картинку, называет слово, выделяя голосом, изучаемый звук и определяет место звука.
Можно разделить слова на слоги.
Игра «Составь звуковую схему слова»
Цель: Учить детей определять количественный состав слова и последовательность звуков в слове. Развивать координацию движений. Развивать фонематический слух.
Ход игры: Перед детьми на столе лежат цветные пробки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные. Ребенок берет картинку, называет слово и выкладывает схему. Затем делит слово на слоги.
Игра «Раздели слово на слоги»
Цель: Совершенствование навыка деления слов на слоги.
Ход игры: Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Сосчитать количество звуков в слове.
Один слог: крем, трон, душ, шлем…
Два слога: жираф, очки, кошка….
Три слога: камыши, одежда, ракета, малина…
Четыре слога: наушники, крокодилы, черепаха…
Пять слогов: мороженое ….
Игра «Выбери картинку – напиши слово»
Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах и соотносить их с буквами.
Ход игры: Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее и написать слово буквами.
Игра «Прочитай слово – найди картинку»
Цель: Упражнять детей в умении читать.
Ход игры: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово буквами.
Игры на формирование грамматического строя речи
Игра «Кто это или что это?»
Цель: Упражнять детей в выделении живого и неживого предмета, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».
Ход игры: Найди и назови:
— живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (сова, сом);
— неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (сапоги, сумка …
Игра «Веселый счет»
Цель: Закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Ход игры: Ребенку называется предмет на картинке, он находит его и повторяет, согласовывая с числительными «1,2,3,4 5»:
— один стакан, два яблока, три автобуса, четыре груши, пять ромашек.
Прикреплённые файлы:
gusenica-gps_m86vf.ppt | 7004 Кб |
Многофункциональная дидактическая игра «Кораблики» Уважаемые коллеги, сегодня представляю вашему вниманиюавторскую дидактическую игру «Кораблики»для младшего дошкольного возраста. Постараюсь.
Многофункциональная дидактическая игра «Волшебные резиночки» Уважаемые коллеги, представляю вам игру «Волшебные резиночки». Цель: развитие мелкой моторики, развитие мышечной силы, межполушарного взаимодействия,.
Дидактическая многофункциональная игра из фетра и бумаги «Ежи» Предлагаю Вашему вниманию многофункциональную игру «Ежи» Эта игра, в первую очередь, предназначена для развития мелкой моторики у детей,.
Многофункциональная дидактическая игра-пособие «Плашки» Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления. Создать условия для обучения.
Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Образовательная область: речевое развитие Для детей 5-6 лет В комплекте: 2 домика.
Многофункциональная дидактическая игра «Куб безопасности» В 2018 – 2019 учебном году Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Многофункциональная дидактическая игра «Осьминог» Многофункциональная дидактическая игра «Осьминог» развивающей предметно-пространственной среды Краткая технология изготовления. Основой.
Многофункциональная дорожка «Гусеница». Игра «Найди свой цвет» Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее.
Настольно-речевая игра «Загадки — отгадки» с использованием инструмента Волшебное окно» по теме «Натюрморт» Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию представляю совместную деятельность педагога с детьми — рассматривание картины.
Настольно-речевая игра «Замри на месте» с использованием инструмента «Зоркое око» по теме «Натюрморт» Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию представляю совместную деятельность педагога с детьми — рассматривание картины.
Источник