Пособие для артикуляционной гимнастики гусеница

Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Каждый родитель мечтает о том, чтобы речь его ребёнка была чёткая, чистая, грамотная. Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком, радуются новым видам деятельности. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Задача специалиста – поддержать интерес одних и привлечь внимание других. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальной проблемой в коррекции звукопроизношения.

1. Весёлые книжки для язычка.

В каждой книжке содержится комплекс артикуляционных упражнений для определённого звука. Изображение Звуковичка, который дружит с тем или иным звуком, на обложке книжки помогает ребёнку самостоятельно выбрать необходимый комплекс.

В 1 варианте книг последовательно располагаются только картинки, отображающие артикуляционные упражнения. Ребёнок, глядя на картинку, соотносит её с упражнением для язычка (артикуляционным упражнением) и самостоятельно выполняет.

Во 2 варианте книг на верхней страничке располагается картинка, на нижней-забавные стихотворения, которые будут сопровождать ребёнка при выполнении артикуляционных упражнений. Стихотворения произносит взрослый, помогающий ребёнку при выполнении артикуляционных упражнений.

2. Волшебные странички язычка (странички-помощницы для язычка).

На каждой странице-помощнице изображены Звуковички, которые дружат с тем или иным звуком, буква, в которой «живут» данные звуки и комплекс упражнений, необходимый для того, чтобы научиться красиво произносить данные звуки. Весёлые Звуковички наблюдают за тем, как ребёнок выполняет артикуляционные упражнения

Читайте также:  Лечебная гимнастика при заболевании сердца

3. Сказочная полянка для язычка.

В центре листа располагается Волшебная полянка, на которой размещены сказочные герои.

Каждый сказочный герой отображает определённое артикуляционное упражнение. Например, Карлсон с банкой варенья – упражнение «Вкусное варенье», Гена Крокодил, играющий на гармошке – упражнение «Гармошка».

Название каждого упражнения, и какой сказочный герой его просит показать, оговариваются с ребёнком заранее.

На этом же листе около Волшебной полянки располагаются пустые прямоугольники.

Также отдельно прилагается комплект (набор) картинок, на которых изображены сказочные герои с Волшебной полянки.

Данное пособие можно использовать в разных вариантах:

  • выполняются упражнения с Волшебной полянки в центре листа в той последовательности, которую указывает логопед (называет или показывает указкой);
  • ребёнок подбирает картинки с упражнениями на маленьких карточках, соотнося их с картинками с Волшебной полянки, и раскладывает вокруг в пустые прямоугольники; после этого приступает к выполнению данных артикуляционных упражнений;
  • маленькие карточки с изображением сказочных героев могут располагаться вокруг основного листа или внизу в ряд (может быть использовано для отработки понятия «ряд», начало, середина, конец ряда).

4. Волшебная гусеница (гусеница-помощница).

«Гусеница поможет тебе научиться произносить нужный звук, если ты будешь выполнять упражнения для язычка, которые она приготовила». На тельце гусеницы находятся карточки-картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребёнок последовательно переворачивает каждую карточку и выполняет упражнение.

Предложенные пособия и игры прошли успешную апробацию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность их использования подтверждается детским интересом к проведению такого непростого вида деятельности, как артикуляционная гимнастика.

Источник

Многофункциональная игра «Речевая гусеница»

Альбина Гетт
Многофункциональная игра «Речевая гусеница»

Я, Гетт Альбина Сергеевна, работаю учителем-логопедом в детском саду №4.

Многолетняя практика показала, что процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ имеет сложную и длительную динамику.

Учитывая закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, в целях повышения эффективности коррекционного обучения, в своей работе я использую различные дидактические игры, изготовленные своими руками.

В поиске чего-то неординарного и интересного мною была разработана многофункциональная дидактическая игра «Речевая гусеница».

Эту игру можно использовать для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы.

Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, она позволяет быстро автоматизировать различные навыки по развитию речи у ребёнка.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

В процессе работы с данным дидактическим пособием у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды упражнений в игровой форме. Кроме этого происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного.

Задачи:

автоматизация и дифференциация поставленных звуков;

формирование фонетико – фонематических представлений и слоговой структуры слова;

формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;

активизация психических и познавательных процессов, работоспособности детей;

развитие коммуникативных навыков общения детей.

Игры на активизацию психических и познавательных процессов

Игра «Собери гусеницу»

В нашем садике живет, что за чудо червячок,

Весь в волосиках бочок,

Эта гибкая сластёна у деревьев съела кроны,

Съела яблоки и груши,

И горох решила скушать!

Ребята решили её поймать и немножко поиграть!

Цель: Развитие мелкой моторики кистей рук, развитие умений ориентироваться в пространстве, закрепление цвета.

— на столе разложить картинки гусеницы;

— выбрать направление куда она поползёт (вверх, вниз, влево, вправо);

— собрать разноцветную гусеницу (по желанию, по цвету, по образцу).

Игра «Сортировщик»

Цель: Учить детей классифицировать предметы, обобщать согласно темам: «Птицы», «Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт», «Животные», «Музыкальные инструменты», «Обувь», «Овощи», «Насекомые», «Одежда», «Посуда». Закреплять в речи исправленные звуки. Обогащать предметный словарь. Развивать логическое мышление. Развивать монологическую речь.

Ход игры: На столе лежат карточки для обобщения. Педагог предлагает ребенку выбрать и назвать изображенный предмет соответственно лексической теме.

Игры на формирование звукопроизношения

Игра «Накорми гусеницу»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков [С], [З], [Ц], [Р], [Л], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], в словах, предложениях. Закреплять умение считать до 10. Развивать зрительную и слуховую память.

Ход игры: Дети называют картинки с заданным звуком и «кормят» ими гусеницу.

Затем ребенок считает, отворачивается и называет картинки и предложения по памяти.

Игры на формирование фонематических представлений и слогового состава слова

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: Совершенствование навыка выделять первые гласные и согласные звуки в словах.

Ход игры: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку и выделяет звук, с которого начинается название картинки.

Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.

Ход игры: Ребёнок называет картинки и называет последний звук в слове.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Совершенствование навыка выделять первого и последнего звука в слове.

Ход игры: Ребёнок называет первый и последний звук в названии картинок и выкладывает гусеницу.

Побеждает тот ребенок, чья гусеница длиннее.

Игра «Подбери слова на заданный звук»

Цель: Развитие фонематического анализа, а также внимания и мышления.

Ход игры: Ребёнок, подбирая картинки, называет их и объясняет свой выбор.

Игра «Накорми гусениц»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки С-Ц, Ш-С, Ж-З, Р-Л, С-З,Ч-Щ, Ш-Ж. Учить детей различать на слух звонкие и глухие звуки. Развивать координацию движений. Закрепить умение считать в пределах 10 и сравнивать числа.

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком картинки вниз и предлагает собрать две гусеницы. Ребенок называет изображенный предмет, определяя наличие звука в слове.

Игра «Подбери картинку к схемам»

Цель: Учить детей находить место звука по трем позициям (начало, середина, конец слова). Развивать координацию движений. Развивать фонематический слух.

Ход игры: Перед ребенком на столе лежит «Птичка-синичка», показывающая положение звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец слова). Ребенок берет картинку, называет слово, выделяя голосом, изучаемый звук и определяет место звука.

Можно разделить слова на слоги.

Игра «Составь звуковую схему слова»

Цель: Учить детей определять количественный состав слова и последовательность звуков в слове. Развивать координацию движений. Развивать фонематический слух.

Ход игры: Перед детьми на столе лежат цветные пробки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные. Ребенок берет картинку, называет слово и выкладывает схему. Затем делит слово на слоги.

Игра «Раздели слово на слоги»

Цель: Совершенствование навыка деления слов на слоги.

Ход игры: Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Сосчитать количество звуков в слове.

Один слог: крем, трон, душ, шлем…

Два слога: жираф, очки, кошка….

Три слога: камыши, одежда, ракета, малина…

Четыре слога: наушники, крокодилы, черепаха…

Пять слогов: мороженое ….

Игра «Выбери картинку – напиши слово»

Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах и соотносить их с буквами.

Ход игры: Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее и написать слово буквами.

Игра «Прочитай слово – найди картинку»

Цель: Упражнять детей в умении читать.

Ход игры: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово буквами.

Игры на формирование грамматического строя речи

Игра «Кто это или что это?»

Цель: Упражнять детей в выделении живого и неживого предмета, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».

Ход игры: Найди и назови:

— живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (сова, сом);

— неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (сапоги, сумка …

Игра «Веселый счет»

Цель: Закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

Ход игры: Ребенку называется предмет на картинке, он находит его и повторяет, согласовывая с числительными «1,2,3,4 5»:

— один стакан, два яблока, три автобуса, четыре груши, пять ромашек.

Прикреплённые файлы:

gusenica-gps_m86vf.ppt | 7004 Кб

Многофункциональная дидактическая игра «Кораблики» Уважаемые коллеги, сегодня представляю вашему вниманиюавторскую дидактическую игру «Кораблики»для младшего дошкольного возраста. Постараюсь.

Многофункциональная дидактическая игра «Волшебные резиночки» Уважаемые коллеги, представляю вам игру «Волшебные резиночки». Цель: развитие мелкой моторики, развитие мышечной силы, межполушарного взаимодействия,.

Дидактическая многофункциональная игра из фетра и бумаги «Ежи» Предлагаю Вашему вниманию многофункциональную игру «Ежи» Эта игра, в первую очередь, предназначена для развития мелкой моторики у детей,.

Многофункциональная дидактическая игра-пособие «Плашки» Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления. Создать условия для обучения.

Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Образовательная область: речевое развитие Для детей 5-6 лет В комплекте: 2 домика.

Многофункциональная дидактическая игра «Куб безопасности» В 2018 – 2019 учебном году Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Многофункциональная дидактическая игра «Осьминог» Многофункциональная дидактическая игра «Осьминог» развивающей предметно-пространственной среды Краткая технология изготовления. Основой.

Многофункциональная дорожка «Гусеница». Игра «Найди свой цвет» Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее.

Настольно-речевая игра «Загадки — отгадки» с использованием инструмента Волшебное окно» по теме «Натюрморт» Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию представляю совместную деятельность педагога с детьми — рассматривание картины.

Настольно-речевая игра «Замри на месте» с использованием инструмента «Зоркое око» по теме «Натюрморт» Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию представляю совместную деятельность педагога с детьми — рассматривание картины.

Источник

Оцените статью