Последовательность выполнения упражнений комплекса физкультурной минутки

Комплекс упражнений для физкультминуток
методическая разработка по физкультуре на тему

Обучение в школе — серёзная нагрузка для школьников. Р азработанный комплекс профилактических упражнений для физкультминуток на рабочем месте, в соответствии со школьным «Положением о соревнованиях по организации и проведению физкультурных минуток на уроке», рассчитан на все возрастные группы обучающихся . По наблюдениям педагогов физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3–5 минут, проводятся на уроках под руководством педагогов или физоргов класса. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у обучающихся жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

Скачать:

Вложение Размер
fizkultminutki_uprazhneniya.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Учителя физической культуры А.Т.Фирсовой

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

  1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.
  2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

  1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.
  2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
  3. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

  1. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

  1. И. п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения туловищем в одну сторону; 4–6 – то же в другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  2. И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  1. Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный.

Приведём еще несколько примеров упражнений, которые помогают избежать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе в программе физкультминутки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Причиной головных болей часто являются переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и должно выработать привычку делать упражнения для глаз регулярно.

  • Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

Упражнение на корточках облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту. Упражнения для снятия утомления следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

  1. Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10–15 секунд – и стало жарко. Повторить три раза.
  2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10–15 секунд.
  3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх–вниз, вперед–назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15–20 секунд).
  4. «Ворона». Произносить «ка-аа-аа-аар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
  5. «Колечко». С усилием, направляя кончик языка назад по верхнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10–15 секунд.)
  6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дан комплекс для проведения физкультурной паузы , а так же малоподвижная игра в условиях класса.

Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 сек. Проделать 5-10 раз.Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 сек.

Комплекс упражнений при нарушении осанки (сколиоз). №1. направлен на восстановление нарушенной осанки обучающихся разных возрастных групп.

Подбор упражнений физкультминуток для 5-6классов.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость.

Для школьников средних и старших классов.

Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: здоровье сберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной .

Источник

Организация и проведение физкультминуток

Лариса Васильева
Организация и проведение физкультминуток

«Организация и проведение физкультминуток»

Понятие о физкультминутке.

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, цель которых- предупредить утомление, восстановить работоспособность мозга в процессе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. Любая деятельность для дошкольников, не связанная с движением- это нагрузка на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по математике, развитию речи, окружающему миру, способствовать их отдыху во время занятий.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. В результате у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, плохо сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к образовательной деятельности. Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин. ; проводить их рекомендуется, начиная с младшей группы.

Основные формы проведения физкультминуток

В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, подтягивания, наклоны, повороты, а также прыжки, подскоки, ходьба или бег на месте. Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера (как птички летают, как зайчики прыгают,как едет машина) В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. (например, «По ровненькой дорожке.», «Сова» и др.)

В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки рекомендуется проводить на занятиях по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике. («Найди свой домик», «Кто быстрее?»)

В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись или пение. Лучше подходят мелодии умеренного ритма, тихие.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. Текст стихотворения (потешки, загадки, считалки.) должен быть высокохудожественным. Содержание текста должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями;использование имитационных движений: животных (лиса, медведь, заяц,спортсменов (лыжник, конькобежец, трудовые действия (рубим капусту, едем на поезде).

Организация физкультминуток

Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность.

Физминутки проводятся примерно в середине занятия, так как именно в это время дети начинают утомляться.

У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками, связанными с темой и содержанием деятельности, желательно сопровождающиеся стихами. Но физкультминутка может сопровождаться текстом, не связанным с содержанием занятия, так как не все занятия можно «подогнать» под тематическое планирование.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем заранее. (чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или посмотрев на картинку).

Различных физминуток множество. В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками. Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего.

Надо учитывать и то, что при большом интересе детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Значит, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь, работают над ней до конца занятия.

Виды физкультминуток

Все физкультминуткиусловно можно разделить на несколько групп:

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения для снятия общего и локального утомления т. п. ,. Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, кот, хомячок, кузнечик, зайка, петух, ворона и т. п.

2. Физкультминутки, которые можно проводитьна утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т. д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Ветер», «Часы», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие

3. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики» и другие. На физкультминутках можно широко использовать различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др.

4.Упражнения для профилактики плоскостопия: «Балерина»» (сидя на стульчиках упереться пальцами ног в пол и делать маленькие шажки, как балерина на пуантах). «Цапля»(ходьба на носках, спина прямая.) «Медвежонок» (ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней, руки на поясе).

5. Упражнения, корректирующие осанку. Неправильная поза во время занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. «Ели, ёлки, ёлочки» (стоя на носках руки вверх; руки в стороны, ступни прижаты к полу; присесть, руки вперёд). Следить за спиной, спина прямая. «Аист» (спина прямая, дети поочерёдно плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, руки на поясе, спина прямая). «Равновесие» (выполняется как сидя, так и стоя ;дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову тетрадь ;стараются удержать предмет на голове, считают до 10).

Рекомендации по проведению физкультминуток

1. Перед знакомством с физкультминуткой следует обсудить ее содержание, отработать необходимые жесты и движения. Это позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению, охватывать в основном крупные мышечные группы. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки.

3. Выполнять упражнения необходимо вместе с детьми, при этом показывая собственную увлеченность игрой.

4. Проговаривать тексты физкультминутоквоспитатель должен выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, выделяя отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При произнесении текста детьми надо следить за тем, чтобы вдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.

6. Не рекомендуется ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст).

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, поощряйте успехи.

8. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию детей.

9. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь разобраться в причинах отказа или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

10. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

11. Если дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Организация и проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних развлечений на улице» Консультация для педагогов: «Организация и проведение развлечений на улице «Зимние забавы»» Прогулка является надежным средством укрепления.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Организация и проведение физкультурных занятий в младшей группе Организация и проведение физкультурных занятий в младшей группе 1, 2 слайд. Непосредственно образовательная деятельность (физкультурные.

Организация и проведение образовательной деятельности по ФГОС Слайд №1 В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Одна из причин введения ФГОС ДО – это обращение.

Организация и проведение осенней прогулки в младшей группе 1. Подготовка к прогулке а) культурно-гигиенические процедуры; б) одевание и выход на прогулку подгруппами (одеваемся «снизу вверх»); в).

Организация и проведение прогулки в режиме дня Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Организация и проведение работы по профориентационному направлению в детском саду Организация и проведение работы по «Профоринтационному направлению в детскому саду» Актуальность работы; Профессией называют такое дело,.

Организация и проведение зимней прогулки в средней группе Организация и проведение зимней прогулки в средней группе Цель: Повышение познавательной и двигательной активности детей во время прогулки.

Источник

Читайте также:  Мышечная боль после тренировки когда можно возобновлять занятия
Оцените статью